Последние дни земной жизни иисуса христа кратко. Глава XXVII: Последние события при кресте Иисуса

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа Иннокентий Херсонский

Глава XXVII: Последние события при кресте Иисуса

Первосвященники просят Пилата о сокращении жизни распятых ради наступающей субботы. - Перебитие голеней распятым. - Иисусу Христу не перебиваются голени по причине Его смерти. - Один из воинов прободает Его ребро. - Истечение крови и воды. - Свидетельство о сем Иоанна, - Для чего оно особенно выразительно. - Исполнение в этом событии двух пророчеств.

Между тем, как одни более или менее раскаивались, другие упорствовали, страшный день приближался к вечеру, который, будучи важен уже потому, что был окончанием первого дня Пасхи, делался еще священнее от того, что им предначиналась суббота, по выражению евреев, царица праздников (Ин. 19, 31). Для многочисленного празднующего народа, который имел обыкновение прохаживаться по стенам города и собираться на холмах, его окружающих, было бы очень неприятно, если бы распятые и на другой день оставались на крестах посреди Голгофы, весьма близкой к вратам Иерусалима. Кроме того, был бы нарушен закон, повелевавший до захода солнца предавать погребению казненных преступников. Первосвященники чувствовали это неприличие и решились сократить жизнь распятых, чтобы тела их предать земле до наступления субботы. Поскольку казнь, теперь совершенная, во всем зависела от прокуратора, то и для сокращения жизни распятых необходимо было его согласие. Первосвященники не устыдились снова просить Пилата об этом деле, которое приличествовало более всенародным исполнителям казней, нежели первым служителям Бога Израилева. Стыд этот вознаграждался злобным удовольствием причинить распятому Иисусу новые мучения (первосвященники отправились к Пилату прежде Его смерти) и иметь в своих руках Его мертвое тело. Нет сомнения, что они погребли бы Его вместе со злодеями в каком-либо отвратительном месте, а может быть, и совершенно лишили бы погребения, чтобы сделать предметом всеобщего презрения, потому что иудеи ничем так не гнушались, как мертвецом непогребенным.

Пилат без всякого прекословия согласился на просьбу первосвященников, которая и по иудейским и по римским обычаям была совершенно справедлива. Для исполнения приказания отправлены новые воины. Св. Иоанн находился еще у креста Иисусова, когда они пришли на Голгофу. Его-то сказание будет служить теперь единственным источником нашего повествования.

Оба преступника, распятые с Иисусом, еще были живы, поэтому воины немедленно перебили им голени. Другое представилось им, когда они подошли к Иисусу Христу: совершенное отсутствие движения и дыхания, закрытые глаза, поникшая голова свидетельствовали, что Он уже умер. Римские воины не решились мучить бездыханное тело и убивать мертвого. Только один из них, желая, вероятно, удостовериться в смерти, ударил Иисуса Христа копьем в бок. Поскольку при этом ударе не последовало никакого движения и никакой реакции нервов и поскольку сам удар был (вероятно) силен и смертелен, то не осталось уже никакого сомнения ни для врагов, ни для друзей Иисуса, что Он действительно умер. Из язвы однако же немедленно истекла кровь и вода или похожая на воду жидкость, которая обыкновенно бывает в теле человеческом. Такое истечение крови и слова, сказанные Иисусом Христом по Воскресении Фоме: «Принеси руку твою и вложи в бок Мой» (Ин. 20, 27), - показывают, что рана была глубока, а истечение похожей на воду влаги позволяет думать, что Иисус Христос был пронзен в левый бок, в предсердие. Поскольку мертвое тело, сколько бы ему ни причиняли ран, никогда не источает крови, то некоторые из отцов Церкви богомудро полагали, что кровь и вода истекли из тела Иисуса Христа действием непосредственной силы Божьей в ознаменование таинства Евхаристии.

Св. Иоанн, пересказывая это событие как очевидец, выражается с особенной силой и останавливает предварительное внимание читателя следующими словами: «И видевый (Иоанн) свидетелъствова, и истинно есть свидетельство его; и той весть, яко истину глаголет, да вы веру имете » (Ин. 19, 35).

Что за цель этого замечания? В чем евангелист хочет уверить своих читателей? Почему прободение тела Иисусова на кресте копьем и истечение из него крови и воды нужно было указать с такой выразительностью?

Для объяснения этого еще в древности полагали, что мысль и замечание евангелиста направлены против докетов-еретиков, которые, почитая тело человеческое произведением злого начала, утверждали, что Иисус Христос (по их мнению, один из эонов) принял на Себя не истинное тело человеческое, а только один (эфирный) призрак его, который хотя был пригвожден ко кресту, но не терпел никаких страданий. Поэтому Иоанн, как очевидец, хотел уверить своих читателей, в предостережение от докетов, что тело Иисуса Христа, как во время Его жизни, так и по смерти было совершенно сходно с действительным телом человеческим, состоящим из плоти и крови. Мнение это подтверждает не только история (ибо ересь докетов появилась в первом веке и существовала именно в Малой Азии, где написано Евангелие Иоанново), но и некоторые места в посланиях Иоанновых, которые также весьма приметно направлены против докетизма (1 Ин. 4, 1–3). Могло также статься, как предполагают некоторые, что во время написания Евангелия Иоаннова были люди, сомневавшиеся в реальности смерти Иисуса Христа: или потому, что Он недолго оставался на кресте и не претерпел сокрушения голеней, или по заимствованному от иудеев предрассудку, что смерть не сообразна с достоинством Мессии. Для выведения таковых людей из заблуждения весьма сильным средством служило повествование Иоанна о прободении ребра Иисусова копьем, которое самых маловерных должно было уверить, что Сын Божий из послушания Отцу смирил Себя не до креста только, но и до смерти крестной.

Но независимо от этих побуждений и целей, св. Иоанн не мог не остановить своего и всеобщего внимания на событии, нами рассматриваемом, уже потому, что в нем, как он сам замечает, исполнились два важных предсказания Ветхого Завета о Мессии. Первое из них гласило: кость не сокрушится от него , другое: воззрят нань, егоже прободоша .

Первое из этих предсказаний, сделанное Моисеем (Исх. 12, 10), относилось собственно к агнцу пасхальному, которого израильтяне должны были печь целым, не раздробляя и не ломая в нем ни одной кости. По разумению св. Иоанна, пасхальный агнец был в этом отношении свыше предустановленным прообразованием истинного Агнца Божьего, закланного теперь на Голгофе, у Которого также не сокрушено ни одной кости. Не углубляясь в свойство ветхозаветных прообразований, из которых многие исполнились над Иисусом Христом во время Его страданий и которые около времен пришествия Христова были замечены самими иудейскими раввинами, скажем только, что несокрушение костей, совершенно не нужное в агнце пасхальном, было не только весьма прилично, но и необходимо для истинного Агнца Божьего - Иисуса Христа. Св. Иоанн тем более должен был остановиться на этом прообразований, что он слышал, как Иоанн Креститель называл Его Агнцем Божьим, и что смерть Иисуса Христа последовала в день Пасхи, когда закалался агнец пасхальный.

Второе предсказание взято из пророческого видения Захарии (Зах. 12,10), который, описывая будущее избавление народа еврейского от бедствий, его окружающих, говорит, что в то время покаявшиеся израильтяне будут взирать с плачем на Того, Которого они прежде этого ненавидели, оскорбляли и пронзили. Из пророчества Захарии не видно, кто именно был или будет пронзен неверными иудеями, перед кем они принесут потом покаяние. Но все описание таково, что при чтении его мысли невольно останавливаются на Иисусе Христе, прободенном на кресте, - тем более, что история еврейского народа не представляет лица, к которому хотя бы с малой вероятностью можно было отнести слова пророка.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 49 ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ИИСУСА Эта глава основана на Книге Иисуса Навина 23 и 24 гл. Войны и завоевания окончились, и Иисус Навин возвратился в свой мирный уголок в Фамнаф-Сараи. «Спустя много времени после того, как Господь успокоил Израиля от всех врагов его со всех

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Глава XXVII. Участь врагов Иисуса По принятому нами исчислению, смерть Иисуса приходится на 33 год нашей эры. Во всяком случае, она не могла последовать раньше 29 года, так как проповедь Иоанна и Иисуса началась только в 28 году (Лк.3:1), и не позднее 35 года, ибо в 36 году,

Из книги В поисках исторического Иисуса автора Хасснайн Фида М

Глава 11 РАСПЯТИЕ ИИСУСА НА КРЕСТЕ ИЕРУСАЛИМК этому времени главные священники и книжники решили, что Иисус должен быть убит. Однако они боялись, что могут возникнуть народные волнения. Иисусу сообщили об этом заговоре. Он поведал своим ученикам о грядущей беде. Он также

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какими были последние слова Иисуса Христа в его земной жизни? Даже в столь важном вопросе евангелисты противоречат друг другу. Марк (автор самого раннего из Евангелий, 15:34) и Матфей (27:46) говорят, что последними словами Иисуса на кресте были: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

17. Что означали слова Иисуса Христа распятого на кресте «Или, Или! Лама савахфани!»? Вопрос:Что означали слова Господа нашего Иисуса Христа распятого на кресте «Или, Или! Лама савахфани!» т.e. Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46).Отвечает иеромонах Иов

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означали слова Иисуса Христа, распятого на кресте: «Или, Или! Лама савахфани?»? иеромонах Иов (Гумеров)Господь наш Иисус Христос произнес стих из 21 псалма (21:2), заменив еврейское слово азабтани (от глагола азаб - оставлять, покидать) на равное по значению арамейское

Из книги Петр, Павел и Мария Магдалина [Последователи Иисуса в истории и легендах] автора Эрман Барт Д.

Петр во время распятия Иисуса на кресте Согласно самому раннему евангельскому тексту, единственными последователями Иисуса, которые издали видели, как его распяли, были несколько женщин, сопровождавших его во время странствия из Галилеи в Иерусалим для ежегодного

Из книги Конфуций. Будда Шакьямуни автора Ольденбург Сергей Федорович

Глава V Последние события из жизни Шакьямуни Гибель родины Шакьямуни. - Шакьямуни свидетель разрушения родного города. - Его последние странствования. - Болезнь. - Завещание ученикам. - Путешествие в Кушинагару. - Смерть и сожжение его праха. - Спор учеников об

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Смерть Иисуса на кресте (Мк. 15:33–41; Лк. 23:44–49; Ин. 19:28–30)45 От шестого часа по всей земле стало темно, и это продолжалось до девятого часа k. 46 Около девятого часа Иисус громко крикнул:- Эли, Эли, лема савахтани? l - (что значит: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» m)47

Из книги Сочинения автора Африкан Секст Юлий

Смерть Иисуса на кресте (Мат. 27:45–56; Мк. 15:33–41; Ин. 19:28–30)44 Было около шестого часа дня k, и по всей земле стало темно, и это продолжалось до часа девятого l. 45 Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части m. 46 Иисус громко крикнул:- Отец, в Твои руки Я отдаю Мой дух!

Из книги Велик Бог наш автора Сент-Джон Патриция

События, происшедшие в Персии во время воплощения Господа нашего Иисуса Христа Первыми о Христе узнали в Персии - ведь ничто не ускользает от внимания тамошних ученых мужей, которые тщательно исследуют все, с чем стакиваются. В книге своей я изложу события, записанные на

Из книги Дискуссия о субботе автора Баккиокки Сэмюэль

III. Я ВЕРЮ В ИИСУСА, УМЕРШЕГО НА КРЕСТЕ РАДИ СПАСЕНИЯ МИРА И МЕНЯ Иисус умер, чтобы спасти меня от вечной смерти (См. Рим. 5:6-9) 9. Безопасное место Лето было в самом разгаре, и на ферме наступило временное затишье: хлеб уже собрали и уложили в скирды, а пора сбора фруктов ещё не

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Раздел 2. СУББОТА ПОД ПЕРЕКРЕСТНЫМ ОГНЕМ: ВЗГЛЯД НА ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ АТАК БОГОСЛОВИЯ НА СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТНЕГО ДНЯ Сэмюэль Баккиокки, доктор философии, профессор теологии университета Эндрюса.Концепция Субботы - это одна из немногих библейских

Из книги автора

XX События 38-летнего странствования по пустыне. Завоевание восточно-иорданской страны. Последние распоряжения и увещания Моисея; его пророческое благословение народа и кончина В двадцатый день второго месяца второго года по выходе из Египта облако присутствия Господня

Из книги автора

XXIV В Иудее. Воскрешение Лазаря. Определение синедриона против Иисуса Христа. Предвозвещение о смерти на кресте. Просьба Саломии. Исцеление в Иерихоне слепцов и обращение Закхея. Помазание ног Иисуса Христа миром на вечери в Вифании Пройдя предстоявший им путь, Спаситель

Из книги автора

Отдел шестой Последние дни земной жизни Господа Иисуса

Последние дни земной жизни Спасителя

По важности совершавшихся событий эти последние дни земной жизни Спасителя называются Великими, а сама последняя неделя – неделя скорбей и страданий Иисуса Христа – Страстной. На Страстной седмице (неделе) христиане особенно строго постятся и долго молятся на службах в храмах.

Три дня после торжественного входа в Иерусалим – в Великие понедельник, вторник и среду – Иисус приходил в храм и учил народ. Господь говорил о Царстве Небесном и о Своем Втором пришествии на землю в великой славе вместе со множеством Ангелов; о воскресении мертвых и о последнем, Страшном суде, когда будут судить всякого человека, и праведники тогда войдут в Царство Небесное и будут жить там, словно Адам и Ева в раю, а грешники за свои злые дела будут вечно мучиться в аду.

«Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним, потому что весь народ неотступно слушал Его».

Великий Четверг

Тайная Вечеря

По Закону Моисея накануне Пасхи – главного иудейского праздника в честь их освобождения из египетского плена – в каждом семействе готовили особую пищу (пасхального агнца – ягненка) и с молитвами и пением съедали ее.

Не стал исключением и Иисус с учениками. По Его указанию Петр и Иоанн приготовили пасхальный стол в доме на горе Сион (в Сионской горнице), куда уже вечером, тайно от всех (потому и Тайная Вечеря), пришли в четверг Спаситель с остальными учениками.

Тайная Вечеря

Когда все собрались, Спаситель встал, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце, налил воду в умывальницу и, как слуга, омыл ноги ученикам. Так было принято в те далекие времена, чтобы слуги омывали ноги всем гостям – ведь ходили тогда босиком или в сандалиях с двумя-тремя ремешками. Потом Он сказал: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу; ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам». Так Господь подал ученикам пример кротости и смирения.

Предательство Иуды

Среди ближайших двенадцати учеников Иисуса был один, Иуда Искариотский, сначала помогавший Господу в проповеди и получивший от Него, как и другие апостолы, дар исцеления болезней. Ему доверяли все – он даже распоряжался их общими деньгами. Но дьявол соблазнил Иуду, и он стал ненавидеть Спасителя. И даже пошел к иудейским начальникам и священникам и пообещал предать им Спасителя, если они дадут ему тридцать серебряных монет. Конечно же, те сразу же согласились и стали ждать случая, когда около Иисуса не будет людей, готовых защитить Его. Это было накануне, в Великую среду.

Теперь же, в Великий четверг, Иуда был со всеми на Тайной Вечери. Всеведущий Господь сказал: «Один из вас предаст меня». Ученики смутились и стали наперебой спрашивать, кто бы это мог быть предателем. «Не я ли, Господи?» – спрашивают они Учителя. Задал вопрос и Иуда. И Господь тихо сказал ему: «Ты». Иоанн же спросил прямо: «Господи! Кто это?» Иисус отвечал:

«Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И подал его Иуде Искариоту, который «приняв кусок, тотчас вышел». Апостолы же подумали, что Христос посылает Иуду купить что-нибудь к празднику – ведь он был хранителем их общих денег…

Установление Таинства Причащения

Началась праздничная трапеза. Спаситель взял хлеб, помолился, разделил его и дал ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». Потом взял чашу, подал им и сказал: «Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так Господь установил Таинство Святого Причащения (по-гречески Евхаристию, а по-русски – Благодарение), которое соединяет человека с Христом.

После того, как апостолы причастились, Иисус начал Свою прощальную беседу: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»; «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюся ему Сам».

Эти заповеди Спасителя стали впоследствии основным правилом жизни Земной Церкви.

Ночь в Гефсиманском саду

Когда пасхальная вечеря была закончена, Христос и ученики пошли из города на Елеонскую гору, где находился Гефсиманский сад. Сюда Господь любил частенько приходить… По пути Иисус с горечью говорит им: «Все вы предадите Меня в эту ночь». Апостолы горячо возражают…

Оставив учеников у входа в сад, Иисус вошел в него с тремя из них – Петром, Иаковом и Иоанном. И опять, как на Фаворе, ученики погрузились в дрему, а Иисус стал молиться – Он знал, что вот-вот наступят Его страдания (страсти Христовы): «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Молитва эта была такой напряженной, что «был пот Его, как капли крови…»

Неожиданно в саду появился Иуда со слугами первосвященников и стражей храма. «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его», – дает им знак предатель. Подойдя к Господу и приветствуя Его: «Здравствуй, Учитель», – Иуда целует Иисуса. Тот кротко вопрошает: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Затем Иисус обращается к страже: «Кого ищете?» – «Иисуса Назорея», – отвечают те. «Это Я», – говорит Христос и добровольно дает связать Себя. А Его ученики, как и предсказывал совсем недавно Господь, в страхе разбегаются… Только Петр и Иоанн издали следят, куда ведут их Учителя.

Суд над Иисусом Христом у первосвященников

Сначала Иисуса Христа повели к бывшему первосвященнику по имени Анна. Он спросил Иисуса, о чем Его учение и кто были Его ученики. Иисус ответил: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего». Тут один из слуг ударил Спасителя по щеке – «Так отвечаешь Ты первосвященнику?». На что Иисус сказал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

Отсюда связанного Иисуса повели к Каиафе, который был первосвященником в тот год. Здесь уже собрались члены Синедриона – верховного совета: первосвященники, старейшины, книжники (знатоки Закона Моисея) и начальники храма. Они стали искать лжесвидетелей и придумывать какую-либо вину за Иисусом Христом, чтобы осудить Его на смерть.

Христос на суде Синедриона

Наконец, Каиафа спросил Иисуса: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» – «Ты сказал, – отвечает Иисус, – и даже сказываю вам [говорю вам]: отныне узрите [вы увидите] Сына Человеческого, сидящего одесную силы [по правую сторону Бога] и грядущего [идущего] на облаках небесных».

Тогда Каиафа разорвал свои одежды в знак негодования и сказал: «Он богохульствует! [Как Он дерзко говорит про Бога!] На что еще нам свидетелей?» И все сказали в ответ: «Он повинен смерти».

Иисуса окружили слуги, вывели во двор и стали насмехаться над Ним, плевать на Него, бить Его по лицу. Богочеловек переносил все унижения и оскорбления безропотно…

Отречение Петра

Апостол Петр, который вместе с Иоанном издали следовал за Христом после того, как Его схватили в Гефсиманском саду, сидел во дворе первосвященника и грелся с другими у огня. Одна из служанок узнала его и сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином». Петр испугался и ответил: «Не знаю, что ты говоришь». И тут запел петух. Вскоре подошла другая и, указывая на Петра, сказала бывшим там: «И этот был с Иисусом Назореем». Но Петр опять отрекся, поклявшись, что не знает этого Человека. Тут и другие, подойдя к костру, стали говорить: «Точно, и ты из них, потому что говоришь так, как говорят галилеяне». Тогда Петр опять стал клясться и божиться, что не знает Этого Человека. В это время петух запел во второй раз, и Спаситель, обернувшись, взглянул на ученика. И вспомнил Петр, как Учитель сказал ему за Тайной вечерей: «Прежде чем пропоет петух дважды, ты трижды отречешься от Меня». Он вышел со двора и горько заплакал.

Великая Пятница

Иисус Христос у Пилата

Синедрион, вынося смертный приговор, не имел права привести его в исполнение без согласия римского правителя. А потому ранним утром пятницы иудейские священники и начальники привели осужденного ими Иисуса Христа к Понтию Пилату и стали обвинять Иисуса, говоря, что Он учит народ плохому, запрещает платить налоги, называет Себя царем.

Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» – «Ты говоришь, – отвечал Христос, – но Царство Мое не от мира сего [не на земле]». Поговорив с Христом и убедившись, что Он не является политическим преступником и заговорщиком против Римской империи, Пилат вышел к собравшимся и сказал: «Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Но иудеи закричали: «Смерть Ему! А отпусти нам Варавву» (Варавва был убийцей).

Тогда Пилат приказал бить Иисуса. Привязав Господа к столбу, воины стали избивать Его плетьми, внутри которых были вшиты металлические кусочки, при ударе глубоко рассекавшие кожу. Потом они сплели венец из терновника, положили Иисусу на голову, одели Его в красную, якобы царскую, одежду, дали в руки палку и говорили, смеясь над Ним: «Радуйся, Царь Иудейский!» И били Его палкой по голове и ударяли по щекам.

Думая, что, увидав окровавленного и избитого Христа, иудеи будут удовлетворены и пожалеют Его, Пилат приказал вывести Иисуса к народу и, указывая на Него, сказал: «Се, Человек»… Но первосвященники и начальники, а вслед за ними и вся толпа еще громче закричали: «Распни Его, распни»… «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю [римскому императору]; всякий, делающий себя царем, противник кесарю».

Пилат, видя, что никакие доводы не помогают, а смятение народа все увеличивается, умыл руки перед народом со словами: «Невиновен я в крови Праведника Сего, смотрите вы». И в ответ иудеи сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат осудил Христа на распятие. Воины одели Его опять в Его собственную одежду, оставив на челе колючий венок, и повели на гору Голгофу или «Лобное место», на которой обычно распинали преступников.

С Иисусом вели двух разбойников, осужденных на смерть. На Голгофу вела трудная, усеянная камнями дорога, а на плечи Спасителя положили тяжелый деревянный крест, на котором должны были Его распять. Измученный Христос, перенесший тяжкие страдания, весь израненный, не раз падал под тяжестью креста. Тогда римские воины, остановив шедшего с поля Симона Киринеянина, заставили его донести крест до Голгофы.

Распятие и смерть Иисуса Христа

Придя на Голгофу, воины сняли с Иисуса Христа Его одежды и распяли – прибили Его руки и ноги гвоздями к кресту. Слева и справа от Него распяли двух разбойников. Это случилось в полдень. В это время померкло солнце и наступила тьма… Над Его головой прибили дощечку с указание Его «вины». На трех языках – греческом, римском и еврейском было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

После чего воины стали делить между собой Его одежду. Одна из одежд – хитон – была не сшита, а тканая сверху донизу. Ее воины решили не раздирать и бросили жребий, чтобы узнать, кому она достанется. Так исполнилось одно из пророчеств Ветхого Завета, в котором было сказано: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Враги Иисуса, проходившие мимо и стоящие у креста, надсмехались над Ним: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста… и уверуем в Него». Даже и один из распятых разбойников не мог сдержать насмешку: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же разбойник, распятый по правую руку от Христа, унимал его: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Потом он обратился к Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Иисус Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю».

Распятие Христа

У креста стояли и те, кто любил Иисуса, – Его Матерь, любимый ученик Иоанн и некоторые женщины из Галилеи, которые всегда следовали за Ним. В эти минуты сбылись слова Симеона Богоприимца, которые были сказаны 33 года назад. И теперь, видя ужасные мучения Своего Сына, Пресвятая Богородица испытывала такие страдания, словно Ее сердце пронзило оружие… С последним напутствием обратился с креста Христос к Своей Матери: «Жено! Се, сын Твой!», а потом к ученику: «Се, Матерь твоя!» С этого дня Матерь Божия стала жить в доме Иоанна, который всемерно заботился о Ней.

Прошло три часа после распятия, и страдания Господа стали невыносимы даже для Него. «Боже Мой, Боже Мой! – воскликнул Иисус, – для чего Ты Меня оставил?» Прошло еще немного времени, когда со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» Спаситель, склонив главу, закончил Свою земную жизнь…

В этот миг земля стала сотрясаться, посыпались камни, завеса в Иерусалимском храме сама собой разорвалась надвое, из могил вышли умершие и явились многим… Иудеи в страхе стали разбегаться с места казни, лишь римский сотник Лонгин, стоявший у креста, с глубоким волнением произнес: «Воистину Он был Сын Божий!»

Погребение Иисуса Христа

В тот год праздник иудейской Пасхи наступал с вечера пятницы – когда было не положено заниматься хоть каким-нибудь делом. А потому этим же вечером один из знатных иерусалимлян, член Синедриона, тайный ученик Господа по имени Иосиф выпросил у Пилата Тело Иисуса, чтобы успеть похоронить его.

Погребение Христа

Как того требовал Закон Моисея, Тело Иисуса сняли с креста, помазали душистым маслом, завернули в чистое погребальное полотно (плащаницу) и положили в высеченную в Голгофе могилу, принадлежащую Иосифу. При этом присутствовали и галилейские жены, которые договорились придти сюда еще раз рано утром в воскресенье, уже после Пасхи, чтобы как следует, не спеша совершить все положенное по Закону.

Вход в пещеру завалили большим камнем, а иудейские начальники еще и опечатали его, опасаясь, как бы ученики Иисуса не взяли Тело своего Учителя, и приставили еще и стражу.

Воскресение Христово

В ночь с субботы на воскресенье Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Человеческое тело Его преобразилось, став нетленным и одухотворенным. С тех пор свет Христова Воскресения сияет всему миру. Ежегодно в Великую субботу на Гроб Господень сходит Благодатный огонь, укрепляя веру и согревая сердца теплом Божественной любви к миру и человеку.

Теперь мы знаем, что все люди, святые и грешные, крещеные и некрещеные, тоже воскреснут. Их души соединятся с телами, и все они предстанут перед Иисусом Христом. Тогда для всех веровавших и любивших Господа Иисуса Христа откроется Царство Божие.

Явившийся Ангел Господень отвалил камень от могилы Спасителя. Воины, стерегшие могильную пещеру, испугавшись его блистающего облика, упали как мертвые, а затем разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали им о случившемся. Первосвященники дали воинам деньги и велели говорить всем, что они-де заснули и во время их сна ученики Иисуса Христа украли Его Тело.

Жены-мироносицы у гроба Господня

Ранним утром первого дня недели ученицы Христа – благочестивые женщины направились ко гробу Учителя, чтобы помазать Его Тело благовонными маслами, или миром (отсюда и жены-мироносицы – то есть несущие миро). Их волновал один вопрос: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»

Подойдя к пещере, они увидели, что вход в пещеру открыт, – этот огромный камень лежит у ее входа. Войдя вовнутрь, они не нашли там Тела Иисуса Христа, а увидели Ангела в белой одежде с лицом, сверкающим, как молния. «Не ужасайтесь, – сказал он испуганным женщинам, – ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь. Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет [ждет] вас в Галилее».

Обрадованные женщины – Мария Магдалина, Иоанна, мать Иакова Мария и другие – поспешили к апостолам рассказать обо всем увиденном. Но апостолы им не поверили.

Лишь Петр и Иоанн поспешили ко гробу Учителя. Иоанн, более молодой, прибежал первым и увидел полотно, в которое было завернуто Тело Спасителя, но не вошел в пещеру. Следом прибежал и Петр. Он вошел в пещеру и тоже увидел полотно и особым образом свернутый платок, которым была покрыта глава Спасителя, лежащий отдельно. Удивленные Петр и Иоанн возвратились в Иерусалим к другим апостолам.

Явления Иисуса Христа после воскресения

Явление Марии Магдалине

По церковному преданию, воскресший Иисус явился прежде других Своей Пречистой Матери, а затем – «Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». Это случилось так.

Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина стояла у гроба Учителя и плакала. Заглянув в пещеру, она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих на гробе. «Что ты плачешь?» – спросили они женщину. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», – ответила Мария.

Обернувшись, она увидела Иисуса, но не узнала Его. Иисус тоже спросил: «Что ты плачешь? Кого ищешь?» Думая, что это садовник, она сказала и Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Спаситель обратился к ней по имени, и она, узнав Его голос, воскликнула: «Учитель!» и бросилась было к Нему… Но Иисус остановил ее: «Не прикасайся ко Мне; ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. Иди и скажи ученикам, братьям Моим, что Я взойду к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». И Христос стал невидимым.

Мария тотчас же поспешила к апостолам, чтобы рассказать, что она видела воскресшего Господа, и передать Его слова. «Но они, услышавши, что Он жив, и она видела Его, – не поверили».

Явление по пути в Эммаус

В тот же день Воскресения Христова двое его учеников – Клеопа и Лука, будущий евангелист, – шли в селение Эммаус, находящееся неподалеку от Иерусалима. Они вновь и вновь вспоминали смерть Господа, упоминали слухи о Его воскресении. Во время их беседы неожиданно появился Незнакомец. Это был их Учитель, которого они, подобно Марии Магдалине, не узнали. Спаситель спросил их, отчего они так печальны и о чем они беседовали.

Клеопа удивился: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» И они стали рассказывать Незнакомцу, «что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши

для осуждения на смерть и распяли Его… А мы надеялись, было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля… Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли Тела Его и пришедши сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видели». Иисус тогда стал объяснять им все сказанное о Нем пророками, начиная от Моисея. Клеопа и Лука с удивлением и вниманием слушали Его.

Но вот впереди показался Эммаус. Незнакомец стал прощаться. После горячих просьб Клеопы и Луки Иисус соглашается остаться с ними и разделить с ними трапезу. За ужином Он берет хлеб, благословляет его, преломляет и подает им точно так, как совсем недавно делал все это Иисус. Учеников пронзает одна и та же мысль: «Это ОН!» И в ту же минуту Иисус «стал невидим для них» .

Уверовавшие теперь в Воскресшего Учителя Клеопа и Лука спешно возвращаются в Иерусалим. Здесь они рассказали одиннадцати апостолам и бывшим с ними, что произошло на пути в Эммаус, как они узнали Иисуса в преломлении хлеба, но и им не поверили…

Явление десяти апостолам

Поздним вечером того же воскресного дня Господь явился всем Своим ученикам, кроме отсутствовавшего Фомы. Неожиданно появившись в запертой Сионской горнице, Господь обратился к ним со Своим обычным приветствием: «Мир вам!». Те испугались – никто не мог войти сюда через запертую дверь, и если они видят теперь Иисуса, значит, это Его дух…

Явление воскресшего Господа ученикам

Тогда Спаситель предложил дотронуться до Него, ведь «дух плоти и костей не имеет» и в подкрепление Своих слов попросил что-нибудь из еды. «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». Только тогда апостолы поверили, что перед ними не призрак.

Неверие Фомы

Только через несколько дней появился в Иерусалиме Фома. С сомнением отнесся он к известию о воскресении Христовом. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», – заявил Фома-неверующий.

Еще раз, теперь уже всем одиннадцати, Иисус явился через восемь дней. Господь предложил Фоме дотронуться до Его ран – Фома убедился, что руки стоящего перед ним Иисуса пробиты гвоздями, ребра пронзены копьем… Устыдившись, Фома тогда воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»

Явление на Тивериадском озере (Галилейском море)

Еще через несколько дней Господь явился апостолам в Галилее, куда они пришли по Его повелению. Как-то, прорыбачив всю ночь и ничего не поймав, направили они свою лодку к берегу. Издали ученики не узнали стоящего здесь Иисуса, Который спросил их: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Услышав отрицательный ответ, Он сказал: «Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете». Они послушались и, действительно, вскоре сети наполнились таким количеством рыбы, что они едва могли вытащить их. Тогда Иоанн говорит Петру: «Это Господь». Не раздумывая ни минуты, Петр бросился в воду и поплыл к Учителю, чтобы скорее встретиться с Ним.

Когда подплыли остальные, таща за лодкой сеть с уловом, они увидели на берегу костер и запекавшуюся на нем рыбу и хлеб. Господь предложил им пообедать. Зная, что перед ними – Господь, ученики не посмели спросить Его: «Кто Ты?»

Во время обеда Иисус трижды спрашивал Петра: «Любишь ли ты Меня?» И когда слышит в ответ покаянное: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», прощает его предательство, напутствуя: «Паси овец Моих». Этим троекратным исповеданием своей любви и веры Петр как бы смыл с себя свое троекратное отречение от Господа в ночь предательств. Теперь же он был восстановлен в своем апостольском служении.

Явление на горе в Галилее

В Галилее Иисус еще раз явился одиннадцати апостолам на горе, где, по преданию, учил в начале Своего служения Заповедям Блаженства. Здесь Он дал им прощальное напутствие: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».

Так, в продолжение сорока дней после Своего Воскресения Иисус Христос являлся Своим ученикам, беседовал с ними о Царстве Небесном, о тех Божественных истинах Своего учения, о которых они должны были возвестить всему миру – от Иерусалима «до края земли».

Вознесение Господне

И вот наступил последний день видимого пребывания на земле Господа нашего Иисуса Христа. В сороковой день после Своего Воскресения Христос собрал всех апостолов, повелел им не отлучаться из Иерусалима, а потом вышел с ними из города, направляясь к Елеонской горе. Наконец, они поднялись на ее вершину. Подняв руки, Господь благословил Своих учеников и… стал медленно подниматься от земли и возноситься на небо… Скоро светлое облако совершенно скрыло Его от взоров учеников. Потрясенные, склонились они в благоговейном поклоне, а потом, осиротевшие, стояли еще долго, грустно глядя в опустевшее Небо…

Неожиданно явились им два Ангела в белых одеждах и сказали, что Иисус придет к ним таким же образом, как они видели Его восходящим на Небо. Тогда обрадованные Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда, брат Иакова, возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя – сошествия на них Святого Духа, Который даст им особую силу для великого дела, дела их жизни: проповеди Евангелия (Учения Христа) всему миру.

Сошествие Святого Духа

Апостолы, Богоматерь и некоторые жены-мироносицы, собравшись в Иерусалиме, ожидали исполнения обещанного Спасителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». По предложению Петра вместо Иуды, предавшего Учителя и повесившегося потом от стыда, они по жребию избрали двенадцатого апостола Матфия.

На десятый день после Вознесения, в пятидесятый день после Воскресения Христова, слова Учителя исполнились. В этот день иудеи праздновали Пятидесятницу – один из главных своих праздников. А потому в Иерусалим собралось большое количество паломников.

Двенадцать апостолов вместе с Богоматерью находились в Сионской горнице. Утром, в девятом часу, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Появившиеся вслед за тем разделяющиеся огненные языки остановились над каждым из них. «И исполнились все Духа Святого…» – огненное крещение апостолов свершилось.

Сошествие Святого Духа на апостолов

В этот миг апостолам, а в их лице всему человечеству, открылись три Ипостаси Единого Божества – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Необычный шум с неба привлек всеобщее внимание – скоро у Сионской горницы собралась большая толпа паломников. Апостолы вышли к ним навстречу – и вдруг… каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова апостолов на понятном ему родном языке.

Это было удивительно, ведь многие знали, что апостолы были простыми, неучеными людьми, которые и на своем-то языке говорили не совсем правильно – на галилейском наречии. И вдруг они все стали говорить на разных языках, которым никогда не учились и до этого дня не понимали!

Апостол Петр пояснил, что это чудо было совершено Самим Богом! А затем стал рассказывать об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение им и всему народу, был распят и на третий день воскрес. Теперь Спаситель, как и обещал, послал им с неба Духа Святого, Который и научил их говорить на разных языках.

Его слушатели чувствовали раскаяние. «Что же нам делать?» – сокрушенно спрашивали они. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа», – отвечал Петр. В тот день уверовали и крестились около трех тысяч человек.

Жизнь первых христиан

Новообращенные христиане остались с апостолами. Они все вместе вспоминали учение Спасителя, причащались и молились. Все у них было общее. Богатые люди продавали свои имения и помогали нуждающимся. Каждый день к ним присоединялись все новые христиане.

Так было положено начало Христовой Церкви – образу Царства Божиего на земле. А сам день Сошествия Святого Духа на апостолов можно назвать днем рождения этого вечного Царства, днем рождения Церкви.

После огненного крещения Святым Духом в день Пятидесятницы апостолы стали совершенно другими людьми – они буквально переродились. Теперь это были уже люди крепкой, пламенной веры, бесстрашия, неутомимой ревности в благовествовании Слова Божиего.

Кроме того, Дух Святой наделил апостолов даром исцеления: их «руками… совершались в народе многие знамения и чудеса» Так, апостол Петр именем Господним изгонял бесов, исцелял недужных, воскрешал умерших… Даже его тень имела чудодейственную силу – «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них».

От своего Божественного Учителя апостолы знали, что их жизнь будет полна насмешками и издевательствами, заключениями в темницы и побоями… Каждого из них ждет своя чаша страданий. В этих грядущих страданиях в отсутствие Божественного Учителя необходимо было укрепить, поддержать и утешить апостолов, даровать им мужество и терпение. Поэтому-то вознесшийся Иисус Христос и послал Своим ученикам Святого Духа-Утешителя.

И теперь уже никто и ничто не могло остановить Божиих вестников в их святом и великом подвиге исполнения заветов Учителя – распространения Его Божественного учения по всему миру. Распятые на крестах, сжигаемые на кострах, гибнущие под градом камней и ударами мечей, апостолы были необыкновенно сильны духом…

Сначала апостолы проповедовали христианское учение только иудеям, а потом решили разойтись по всему миру, чтобы Слово Божие услышали все народы земли. Жребий определил, кому в какую сторону следовало идти.

Быстрое распространение христианства вызывало страх и ненависть иудейских старейшин, законоучителей и первосвященников. Христиан стали преследовать, обвинять перед римлянами и восстанавливать против них простой люд. Но несмотря ни на что к 64 году христианские Церкви уже существовали во всех главных городах Римской империи.

Успение Пресвятой Богородицы

По Церковному преданию, после крестной смерти и Воскресения Своего Божественного Сына Пресвятая Богородица прожила свыше двадцати лет в доме Иоанна Богослова. Здесь часто собирались ученики Господа, и Она рассказывала им о детских и юношеских годах Спасителя.

Разойдясь по миру, апостолы рассказывали всем и о Божией Матери, а потому скоро Она стала Матерью всех приходящих к Ней – молилась Господу за весь грешный мир; чем могла, помогала бедным и больным; утешала страждущих; заботилась о детях-сиротах и вдовах…

Но вот однажды, во время молитвы Божией Матери на Елеонской горе, перед Ней вдруг появился Архангел Гавриил. Небесный Вестник возвестил Богородице, что через три дня Она отойдет ко Господу, что смерть Ее будет как тихий сон, на самое короткое время, а потом Она узрит бессмертную жизнь…

Вернувшись домой, Богородица рассказала Иоанну о предстоящем. Перед смертью Она хотела проститься с апостолами, ставшими Ей родными и близкими, благословить их. И случилось чудо – по воле Божией из разных стран, где они проповедовали, в Иерусалим собрались все апостолы, кроме Фомы. Узнав о том, по какому случаю собрал их всех вместе Господь, они стали скорбеть от того, что Матерь Божия покидает их. Она же

благословила их всех и обещала не оставлять без Своей помощи, заступаться за всех людей – ведь Она теперь будет находиться рядом со Своим Божественным Сыном.

И вот наступил этот скорбный день. Матерь Божия возлежала на украшенном ложе, возле которого собралось множество христиан. В девятом часу утра комната внезапно озарилась необыкновенным светом. Крыша дома раскрылась, и Сам Господь Иисус Христос со множеством Ангелов и святых сошел к одру Своей Матери. В этот миг лицо Пресвятой Богоматери засияло как солнце, от Ее тела разлилось дивное благоухание. И сразу же начались чудеса: прикоснувшись к телу Богородицы, слепые прозревали, глухие начинали слышать, хромые отбрасывали прочь костыли…

Успение Божией Матери

С пением священных гимнов апостолы понесли одр к месту погребения. Положив пречестное тело Богородицы в погребальную пещеру, апостолы закрыли вход в нее большим камнем.

Только через три дня после погребения из далекой Индии в Иерусалим прибыл апостол Фома. Вместе с другими он пришел к погребальной пещере, чтобы проститься с Богоматерью. И когда отвалили камень, то все увидели пустую пещеру, где лежали лишь погребальные пелены Пресвятой Девы, от которых разливалось чудное благоухание… А Ее Пречистое тело было воскрешено Божественной силой.

Тем же вечером Пресвятая Богородица явилась апостолам во время их трапезы. «Радуйтесь! – сказала Она, стоя на воздухе в окружении Ангелов, – Я всегда с вами». Апостолы поклонились Царице Небесной и воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

Воздвижение Креста Господня

Прошло почти триста лет… И все это время последователи Иисуса Христа – христиане – подвергались страшным гонениям: их лишали имущества, осуждали на тяжелые работы и голодную смерть на чужбине. Особенно жестокими были гонения со стороны римских императоров. Они придумывали ужасные пытки и казни: христиан сжигали, распинали на крестах, бросали на съедение диким зверям в цирках, не щадя ни детей, ни стариков.

История Христианской Церкви насчитывает десять больших гонений на христиан. Только в начале четвертого века, при императоре Константине Великом (305–337 гг.), гонения на христиан прекратились.

В 313 году, накануне решающей битвы за императорский трон, Константин и все его войско увидели в небе знамение креста и светящуюся надпись «Ника» (с греческого, «сим (крестом) победиши»). А ночью Константину приснился Сам Иисус Христос с крестом в руке и сказал, что он победит врага, только на воинских знаменах вместо римских орлов надо начертать кресты. Константин исполнил Божие повеление, и победа над значительно превосходившим его противником была одержана.

Воздвижение Креста

Император Римской империи Константин Великий принял христиан под свое покровительство и издал указ, уравнивавший христианство с римской государственной религией. Он решил построить в священных местах Палестины Божии храмы и найти Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Единомышленницей в этом благородном деле стала его мать-христианка.

В 326 году святая царица Елена отправилась в Иерусалим. Здесь по ее приказу были разрушены языческие капища и вместо них воздвигнуты христианские храмы. А вот Крест Христов царице Елене найти никак не удавалось, ведь прошло слишком много времени. Но она продолжала поиски. И вот однажды ей указали засыпанную пещеру у подножия Голгофы, и скоро из земли извлекли три креста и дощечку с надписью на трех языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Какой же из крестов был Крестом Спасителя?

Он был узнан благодаря свершившемуся чуду. По Церковному преданию, в это же самое время на Голгофе показалась погребальная процессия. Иерусалимский епископ Макарий, принимавший самое активное участие в поиске, распорядился возложить найденные кресты на усопшего. Как только его коснулся Крест Спасителя, покойник тот час же был воскрешен исходящей от Креста Силой.

Теперь уже ни у кого не осталось сомнения, что именно этот Крест они так долго искали. Кстати, позднее Крест Спасителя назвали Животворящим, то есть дающим живительную силу.

Тем временем на Голгофе собралось множество народа. Всем хотелось увидеть найденную святыню и поклониться ей, но большинству (так много было пришедших) не удавалось не только приблизиться и облобызать ее, но даже и увидеть. Люди стали просить святителя Макария поднять Крест. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и высоко поднял – воздвиг (отсюда и название праздника) – Крест Спасителя, чтобы все собравшиеся смогли увидеть святыню. Христиане, увидав Животворящее древо Креста, пали на колени, восклицая «Господи, помилуй!». Множество людей в этот знаменательный день уверовало в Иисуса Христа.

И до нашего времени все христиане почитают спасительный Крест Христов.

Считается, что это был вечер 13 Нисана 3790 года по еврейскому календарю. По современному летоисчислению, как думают большинство современных исследователей, это был вечер 6 апреля 30 года Новой эры.

В этот вечер начинался первый день опресноков, когда надлежало заколоть пасхального агнца. Как известно, в Израиле день начинался с вечера. Господь Иисус совершил в это время ветхозаветную Пасху.

По закону Пасха совершалась 14 Нисана, однако в год, когда 14 Нисана совпадало с субботой, возникало противоречие: в Исх.12.10 сказано: "Оставшееся от него (от пасхального агнца) до утра сожгите на огне", но в Исх.35.3 повелено: "Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы". Без огня невозможно было исполнить заповедь, Записанную в Исх.12.10 . Поэтому, по учению Толмуда, разрешалось в этот исключительный год - либо есть пасхального агнца на день раньше, либо нарушить заповедь Исх.35.3 , т.е. зажечь огонь для сожжения остатков пасхального агнца.

По свидетельству евангелиста Иоанна, 14 Нисана 3790 года была суббота (Ин.19.14) . Таким образом, из сопоставлений четырех евангелий видно, что часть простого народа (в том числе Христос с учениками) вкушали пасхального агнца в четверг 13 Нисана, а другая часть - в большинстве знатные и привилегированные - приступили к пасхальной трапезе 14 Нисана, в пятницу; в день, когда истинный пасхальный Агнец был заклан на Голгофском кресте.

Праздник Пасхи был установлен Богом в день выхода израильского народа из земли Египетской (Исх.12.2-14) и до этого в истории не встречался, хотя некоторые исследователи считают, что еще до исхода из Египта евреи "...праздновали древний скотоводческий праздник с принесением в жертву непорочного агнца". Это мнение не имеет ни исторических, ни богословских подтверждений. Иисус Христос вошел в иерусалимскую горницу с двенадцатью учениками и возлег для пасхальной трапезы, предписанной законом Моисеевым.

Что значит "возлег"?

Это не означает, что Иисус с учениками примостились на мягкие диваны отдохнуть или поболтать. Они возлегли, то есть приготовились к принятию пищи. Перед трапезой Иисус вначале поблагодарил Бога, а затем преломил хлеб.

Перед третьей чашей ветхозаветной пасхальной трапезы, которую евреи назвали "чашей благословения" (это название вспоминает Апостол Павел в 1 Кор.10.16 ), когда по требованиям Толмуда нужно было доесть весь оставшийся от трапезы хлеб, Иисус совершил новозаветную Трапезу Господню.

Если согласиться с тем, что события, описанные в 13 главе Евангелия от Иоанна, повествуют о пасхальной трапезе Иисуса Христа, то из прочтения Ин.13.26-30 становится очевидным, что Иуда участвовал только в ветхозаветной трапезе. Он вышел из горницы после того, как Иисус подал ему кусок хлеба, обмакнув его в блюдо с соусом, который назывался "харошеф". Это свидетельствует о том, что ветхозаветная вечеря еще не была закончена.

По свидетельствам евангелиста Луки (Лк.22.20) и Апостола Павла (1 Кор.11.25) , заповедь Нового Завета была установлена "после вечери". По евангелисту Иоанну, в тот вечер в горнице осталось только одиннадцать верных учеников Иисуса Христа, которым Он, преломив, подал хлеб и чашу.

Таким образом, новозаветная Вечеря Господня исторически связана и вышла из ветхозаветной Пасхи. Она раскрыла мессианский смысл этого ритуала, сбросив оковы древнего прообраза, но сохранив многие параллели с ним.

Так, ветхозаветная Пасха, совершаемая иудеями из года в год, была воспоминанием выхода израильского народа из египетского рабства.

Новозаветная Вечеря Господня стала воспоминанием Иисуса Христа, Вождя истинного народа Божьего, выведшего Своих из рабства греха и тления.

Невинные пасхальные агнцы, закалаемые из года в год и вкушаемые на Вечери, направляли взоры иудеев назад, к тем агнцам, которые были закланы в ночь выхода из Египта, и как бы приняли на себя грех и наказание прошедшего мимо Ангела-Губителя. В то же время очень немногие из иудеев понимали, что эти агнцы указывают и вперед - на истинного Агнца, Который возьмет на Себя грех мира и будет заклан за всех людей. Сегодня - это историческое прошлое человечества, поэтому Апостол Павел торжественно провозгласил: "Пасха наша, Христос заклан за нас" (1 Кор.5.7) , и новозаветная Вечеря Господня, совершаемая христианами, является громогласным возвещением смерти Господа Иисуса Христа за каждого из нас. Так выявился мессианский смысл ветхозаветной Пасхи.

Прообразное значение, раскрывшееся в Вечере Господней, имеет многие элементы еврейской Пасхи. Например, приправа из горьких трав, которая по еврейской традиции символизировала горькие слезы египетского рабства, сегодня указывает на слезы покаяния при самоиспытании участвующих в новозаветной трапезе; свидетельство отца семейства об освобождении из плена отражает проповедь благой вести спасения, которая произносится при совершении Вечери Господней; пресные хлебы, вкушаемые семь последующих пасхальных дней, указывают на необходимость полноты святой и безгрешной жизни христианина на протяжении всего пути в небесную отчизну; помазание косяков дома кровью агнцев свидетельствует о силе Крови Иисуса Христа, смыть всякое согрешение с уже прощенного чада Божьего. Яркий прообраз заключается в ветхозаветном благословении хлеба и чаши, называемом "берака", и в последующем восхвалении Всевышнего с пением псалмов. Это было отражением гимна хвалы и славословия искупленного Христом человечества, звуки которого становятся все более и более мощными в наши дни.

Список этих прообразов можно продолжать и продолжать... И все это будет свидетельством того, что ветхозаветная Пасха была только тенью, которую на протяжении полутора тысяч лет отбрасывала на израильский народ Вечеря Господня нашего Господа Иисуса Христа.

Вместе с тем, в истоках этой заповеди лежит не только ветхозаветная Пасха. Еще несколько событий религиозной жизни Израиля нашли отражение в новозаветной Трапезе Господней. Одно из них связано с горой Синай...

Продолжение следует.

По материалам книги Санникова С.В. "Вечеря Господня"

События последней недели земной жизни Спасителя относятся к Страстям Христовым, известным в изложении четырёх канонических Евангелий. Ниже приведён список, составленный с учётом описания последних дней земной жизни Христа во всех четырёх Евангелиях.

События Страстей Христовых вспоминаются на протяжении всей Страстной седмицы, постепенно готовя верующих к празднику Пасхи. Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие - кульминационный момент Страстей Христовых.

Вход Господень в Иерусалим

До Входа в Иерусалим Христос заявлял о себе как о Мессии отдельным лицам, настало время сделать это всенародно. Это случилось в воскресенье перед Пасхой, когда толпы паломников стекались в Иерусалим. Иисус посылает двух учеников за ослом, садится на него и въезжает в город. Его приветствует пением народ, узнавший о вступлении Христа, и подхватывает осанну сыну Давидову, которую провозгласили апостолы. Это великое событие служит как бы преддверием страданий Христовых, понесенных «нас ради человек и нашего ради спасения».

Вечеря в Вифании / Омовение ног Иисуса грешницей

По Марку и Матфею, в Вифании, где Иисус с учениками был приглашён в дом Симона прокаженного, женщина совершила помазание, которое символизировало последующие страдание и смерть Христа. Это помазание церковное предание отличает от того помазания, которое было совершено Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, за шесть дней до Пасхи и еще до входа Господа в Иерусалим. Женщина, приступившая ко Господу с тем, чтобы помазать его драгоценным миром, была кающейся грешницей.

Омовение ног ученикам

Утром в четверг ученики спросили у Иисуса, где он будет есть пасху. Тот сказал, что у иерусалимских ворот они встретят слугу с кувшином воды, он их приведёт в дом, хозяина которого надо известить, что у него будут есть пасху Иисус и его ученики. Придя в этот дом на вечерю, все по обычаю сняли обувь. Рабов, которые должны были вымыть ноги гостям, не было, и Иисус сам выполнил это. В смущении ученики молчали, лишь Пётр позволил себе удивиться. Иисус объяснил, что это был урок смирения, и что также они должны относиться друг к другу, как показал их Учитель. Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них больше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем умовения ног им.

Тайная Вечеря

На вечере Христос повторил, что один из учеников предаст его. Со страхом каждый спрашивал его: «Не я ли, Господи?». Спросил, чтобы отвести от себя подозрения, и Иуда и услышал в ответ: «Ты сказал». Вскоре Иуда покидает вечерю. Иисус напомнил ученикам, что туда, куда вскоре последует он, они не смогут идти. Пётр возражал учителю, что «душу свою положит за Него». Однако Христос предсказал, что тот отречётся от него до того, как пропоёт петух. В утешение ученикам, опечаленным его скорым уходом, Христос установил Евхаристию - главное таинство христианской веры.

Путь в Гефсиманский сад и предсказание о грядущем отречении учеников

После вечери Христос с учениками вышел за город. Через ложбину Кедронского потока пришли они к Гефсиманскому саду.

Моление о чаше

У входа в сад Иисус оставил учеников. Взяв с собой лишь троих избранных: Иакова, Иоанна и Петра, он пошёл на Елеонскую гору. Наказав им не спать, он отдалился для молитвы. Предчувствие гибели переполняло душу Иисуса, сомнения овладели им. Он, поддавшись своей человеческой природе, просил Бога-Отца пронести мимо чашу Страстей, однако покорно принял Его волю.

Поцелуй Иуды и арест Иисуса

Поздно вечером в четверг Иисус, спустившись с горы, будит апостолов и говорит им, что предавший его уже приближается. Появляются вооружённые служители храма и римские воины. Иуда указал им место, где можно найти Иисуса. Иуда выходит из толпы и целует Иисуса, давая стражникам условный знак.

Они хватают Иисуса, при попытке апостолов помешать стражникам ранение получает Малх, раб первосвященника. Иисус просит освободить апостолов, те убегают, лишь Петр и Иоанн тайком следуют за стражей, уводящей их учителя.

Иисус перед Синедрионом (первосвященниками)

В ночь Страстного четверга Иисуса привели в синедрион. Христос предстал перед Анной. Тот начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Иисус отказался отвечать, он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Анна не имел власти вынести приговор и отправил Христа к Каиафе. Иисус хранил молчание. Синедрион, собравшийся у Каиафы, приговаривает Христа к смерти.

Отречение апостола Петра

Петра, следовавшего за Иисусом до синедриона, не впустили в дом. В прихожей он подошёл к очагу, чтобы согреться. Слуги, один из которых был родственником Малха, узнали ученика Христа и стали расспрашивать его. Пётр трижды отрекается от учителя, до того, как пропел петух

Иисус перед Понтием Пилатом

Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в преторию, которая помещалась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Необходимо было получить от Пилата утверждение смертного приговора. Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Он удаляется с Иисусом в преторию и дискутирует с ним наедине. Пилат после беседы с осуждённым решил по случаю праздника предложить народу отпустить Иисуса. Однако толпа, подстрекаемая первосвященииками, требует отпустить не Христа, а Иисуса Варавву. Пилат колеблется, но в итоге приговаривает Христа, однако, при этом использует не формулировку первосвященников. Умывание рук Пилатом - знак того, что он не хочет вмешиваться в происходящее.

Бичевание Христа

Пилат приказал бичевать Иисуса (обыкновенно бичевание предшествовало распятию).

Поругание и увенчание терновым венцом

Время - позднее утро Страстной пятницы. Место действия - дворец в Иерусалиме у башни замка Антония. Чтобы осмеять Иисуса, «Царя Иудейского», на него надевают красную власяницу, венец из терновника и дают в руки жезл. В таком виде его выводят к народу. Увидев Христа пурпурной мантии и венце, Пилат, по свидетельству Иоанна и синоптиков, произносит: «Се человек». У Матфея эта сцена объединена с «умыванием рук».

Крестный путь (Несение креста)

Иисус приговорён к позорной казни через распятие вместе с двумя разбойниками. Местом казни была Голгофа, расположенная за городом. Время - около полудня Страстной пятницы. Место действия - подъем на Голгофу. Приговорённый должен был сам нести крест до места казни. Синоптики указывают, что за Христом следовали плачущие женщины и Симон Киринеянин: так как Христос падал под тяжестью креста, солдаты заставили Симона помогать ему.

Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости

Солдаты бросили жребий, чтобы разделить одежду Христа.

Голгофа - Распятие Христово

По еврейскому обычаю осуждённым на казнь предлагалось вино. Иисус, пригубив его, отказался от напитка. По обеим сторонам от Христа были распяты два разбойника. Над головой Иисуса к кресту была прикреплена табличка с надписью на надписью еврейском, греческом и латинском языках: «Царь Иудейский». Через некоторое время распятый, мучимый жаждой попросил пить. Один из солдат, стерегущих Христа, обмакнул в губку в смесь воды с уксусом и на трости поднёс к его губам.

Снятие с креста

Чтобы ускорить смерть распятых (был канун пасхальной субботы, которая не должна была омрачаться казнями), первосвященники приказывают перебить им голени. Однако Иисус был уже мёртв. Один из солдат (в некоторых источниках - Лонгин) ударяет Иисуса копьём в рёбра - из раны потекла кровь, смешанная с водой. Иосиф из Аримафеи, член Совета старейшин, пришёл к прокуратору и испросил у него тело Иисуса. Пилат распорядился выдать тело Иосифу. Другой почитатель Иисуса, Никодим, помог снять тело с креста.

Положение во гроб

Никодим, принёс ароматы. Вместе с Иосифом он подготовил тело Иисуса для погребения, завернув его в саван с миррой и алоэ. При этом присутствовали галилейские жены, которые оплакивали Христа.

Сошествие в ад

В Новом Завете об этом сообщается только апостолом Петром: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. (1Петр. 3:18-19).

Воскресение Иисуса Христа

В первый день после субботы, утром ко гробу воскресшего Иисуса пришли женщины с миром, чтобы умастить его тело. Незадолго до их появления происходит землетрясение, а с небес сходит ангел. Он отваливает камень от гроба Христа, чтобы показать им, что тот пуст. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, «… совершилось недоступное никакому взору и непостижимое».

Фактически Страсти Христовы заканчиваются Его смертью и последовавшими за ней оплакиванием и погребением тела Иисуса. Само по себе Воскресение Иисуса Христа является следующим циклом истории Иисуса, также состоящим из нескольких эпизодов. Однако всё же существует мнение, что «сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то же время начало Его славы».

Просмотрено (3396) раз

Проповедь Иисуса в Галилее продолжалась, вероятно, около года, после чего, около 30 г., он с учениками в преддверии праздника Пасхи отправился в Иерусалим.
В собственном смысле слова, путь Христов на Страсти начинается по возвращении Его из Иудеи в Галилею. Первосвященники, книжники и фарисеи не приняли учение Христа и, завидуя Его чудесам и успеху, искали возможности убить.
После воскрешения Спасителем четверодневного Лазаря, за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, окруженный народом, торжественно, как сын Давида и царь Израилев, вошел в Иерусалим. Народ воздавал Ему царские почести. Иисус Христос изгнал из храма всех торговцев и несколько дней учил народ в храме. Саддукеи и некоторые из фарисеев, обеспокоенные его поведением, слухами о его мессианских притязаниях, популярностью, которую Иисус снискал в народе, наконец, опасаясь народных волнений и их неминуемого следствия - репрессий со стороны римский властей - перешли к решительным действиям и добились его ареста.
В среду один из Его двенадцати учеников, Иуда Искариот, предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать серебряных монет.
В четверг Иисус Христос, желая совершить Пасху вместе со Своими учениками, отправился из Вифании в Иерусалим, где Его ученики Петр и Иоанн приготовили для Него большую комнату. Явившись сюда вечером, Иисус Христос показал Своим ученикам величайший пример смирения, умыв их ноги, что у евреев обыкновенно делали слуги. Затем, возлегши вместе с ними, Он совершил ветхозаветную Пасху. После вечери Он установил новозаветную Пасху - таинство Евхаристии, или Причащения. Во время предшествовавшей аресту пасхальной трапезы или, как принято именовать ее в христианской традиции, тайной вечери, «Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им [ученикам] и сказал: примите, ешьте; это -тело мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: это - кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Евангелие от Марка 14:22).
Слова, произнесенные Иисусом над хлебом и вином, легли в основу одного из христианских таинств - Евхаристии (греч. Благодарение), или Причащения. Большинство христианских конфессий учит, что в процессе совершения этого таинства хлеб и вино пресуществляются (превращаются) в тело и кровь Христа.
После этого Иисус Христос в последний раз беседовал со Своими учениками о Царстве Божием. Потом Он отправился в загородный Гефсиманский сад и, в сопровождении трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна, пошел в глубь сада и, повергшись на землю, молился Своему Отцу до кровавого пота о том, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий.
В это время в сад ворвалась толпа вооруженных слуг первосвященника под предводительством Иуды. Иуда лобзанием выдал своего Учителя. Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец Анны (Анана); отсюда Его повели к Каиафе, где уже поздно ночью состоялся суд над Ним. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, но никто не мог указать на такое преступление, за которое Иисуса Христа можно было бы приговорить к смертной казни. Тем не менее, смертный приговор состоялся только после того, как Иисус Христос признал Себя Сыном Божиим и Мессией. За это Христа формально обвинили в богохульстве, за что по закону следовала смертная казнь.
Для утверждения приговора в пятницу утром первосвященник отправился вместе с членами синедриона к римскому префекту Иудеи и Самарии Понтию Пилату, который занимал эту должность с 26 по 36 гг. Пилат, по свидетельству Филона Александрийского, славился своей жестокостью и совершил множество «казней лиц, не осужденных никаким судом».
Но Пилат сначала не согласился это сделать, не видя в Иисусе вины, достойной смерти. Тогда иудеи стали угрожать Пилату доносом на него в Рим, и Пилат утвердил смертный приговор. Иисус Христос был отдан римским воинам. Около 12-ти часов дня, вместе с двумя разбойниками, Иисус был отведен на Голгофу - небольшой холм с западной стороны Иерусалимской стены - и там был распят на кресте, на котором была прибита дощечка с обвинением, по которому он был казнен. На иконах и картинах можно видеть эту табличку с надписью: «ИНЦИ», что значит «Иисус назареянин (или назорей) царь иудейский». На латыни табличка выглядит как «INRI», то есть «Iesus Nazarenus, rex Iudorum». Согласно Евангелию от Луки, Иисус, подвергаемый издевательствам на кресте, сказал: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (23:34).
Безропотно принял Он эту казнь. Стоял полдень. Вдруг солнце померкло, и тьма на целые три часа распространилась по земле. После этого Иисус Христос громко воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» Потом, видя, что все исполнилось по ветхозаветным пророчествам, Он воскликнул: «Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!» и, склонив Свою главу, испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме разорвалась надвое, сотряслась земля, распались камни. Видя это, даже язычник - римский сотник -воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий».
В смерти Иисуса Христа никто не сомневался. Два члена синедриона Иосиф и Никодим, тайные ученики Иисуса Христа, получили разрешение у Пилата снять тело Его с креста и погребли во гробе Иосифа близ Голгофы, в саду. Члены синедриона позаботились о том, чтобы тело Иисуса Христа не было украдено Его учениками: запечатали вход и поставили стражу. Все делалось поспешно, так как праздник Пасхи начинался вечером в этот день.
В воскресенье (вероятно, 8-го апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых и покинул гроб. После этого Ангел, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба. Первыми свидетелями этого события были воины, стерегшие гроб Христа. Хотя воины не видели воскресшего из мертвых Иисуса Христа, но они были очевидцами того факта, что, когда Ангел отвалил камень, гроб уже был пустым. Испугавшись Ангела, воины бежали. Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу
Иисуса Христа еще до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, нашли гроб пустым и удостоились увидеть Самого Воскресшего и слышать от Него приветствие: «Радуйтесь!» Кроме Марии Магдалины, Иисус Христос являлся многим Своим ученикам в разное время. Из них некоторые даже удостоились осязать Его тело и убедиться, что Он не призрак. В течение сорока дней Иисус Христос несколько раз беседовал со Своими учениками, давая им последние наставления.
В сороковой день Иисус Христос, на виду у всех Своих учеников вознесся на небо с Елеонской горы. Как верят христиане, Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, то есть имеет с Ним одну власть.
Вторично Он придет на землю перед концом мира, чтобы судить живых и мертвых, после чего начнется Его славное и вечное Царство, в котором праведники будут сиять, как солнце.
Вера в воскресение Иисуса засвидетельствована в самых ранних новозаветных текстах - Посланиях апостола Павла, написанных через два-три десятилетия после казни Иисуса.