Публичное выступление как не волноваться. Преодолейте свой страх перед публичным выступлением

Живало-бывало, а и жил на белом свете Мастер. Какой такой? Мастер дела. Каково то дело было – не ведаем. Мноооого он знал – был настоящий умелец… Ах, да! Он работал в кузнице.

- Значит был кузнецом?

- Да! Слава шла по всей округе, мол, подковать может любую животину какую, даж блоху.

- Ого, блоху!

И собралась вкруг того Мастера толпа учеников: «Расскажи да расскажи, дяденька, как ты блоху подковал?!»

Приосанился Мастер гордо. Руки обтер тряпицей чумазой, обхватил рукой бороду и занял позицию поучателя. Обвел всех взглядом…. Увидел множество глаз, любопытных и просящих, интересующихся и пытательных… и оторопел слегка: сколько же вас! Вдохнул еще раз – воздуха не хватает. Желается сказать, да голос дрожит. Ноги будто ватными стали. Ответственность-то какая! Не дай Бог оплошать да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!...

СТОП! Дружище рассказчик, давай на время оставим бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…

Знакомая ситуация, не правда ли?

В своем деле мы с вами часто можем подковать любую блоху – но рассказать об этом на публике – Боже упаси! Пусть лучше идет кто-то другой.

Ага. И кто-то другой вместо вас стяжает славу, деньги, успех.

Не надоело? Пора подковать свой страх вместе с Мастером!

10 простых приемов для снижения волнения

Работаем с телом

Прием 1. Отпусти блоху.

Давайте ответим на несколько вопросов:

Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?

Да-да, примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности. Мы очень часто слышим такие фразы: борись, побеждай, преодолевай!

Друзья, кто сказал, что нужно бороться со страхом? Приводит ли к положительным последствиям борьба с вредными привычками? Например, ты проявляешь силу воли, гордо всем объявляешь, что тебе хватит терпения и усердия. И часто срываешься. Не просто часто. Постоянно.

То же самое и со страхом: если держаться на одной силе воли, бороться с ним, запрещать себе волноваться, держать СЕБЯ В КУЛАКЕ – и все под полным контролем – на это уйдет неизмеримо больше сил и нервов, чем если просто освоить свой страх. Познакомиться с ним. Описать его и мысленно поприветствовать («Эй, привет, блоха! Ты совсем маленькая, хоть и неприятная!»). И не бороться, а просто отпустить.

Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?

Прием № 2. Стряхни блоху.

Вспоминай: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Бррр! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.

Прием № 3. Добавь энергии.

Но страху маловато. Он бежит по коже, предательски холодя кожу, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения. Что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!

Прием № 4. Дыши свободно.

Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. С телом все окей, он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».

Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

Словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.

Управляем эмоциями

Прием №5. Позитивная фраза.

Я смогу!

Я сделаю это!

Я самый лучший!

У меня все получится!

Харизматичный оратор – это я! (как себя не похвалить?)

У всех получается. Я что, рыжий? (тереблю конкурентную жилку)

Соберись, тряпка! (можно и пожестче)

Все будут мне аплодировать!

Крылатые фразы:

Смелым судьба помогает.

Счастье всегда на стороне отважного.

Строчки из песен:

Я пью до дна за тех, кто в море! За тех, кого любит волна! За тех , кому повезет !

We are the champions, my friend!

Такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название аффирмация как нельзя лучше отражает суть приема: toaffirm по-английски означает «утверждать». Эти позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще! Создайте копилку лучших для себя!

Прием №6. Позитивный жест.

В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.

Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!

Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!

Вот некоторые идеи подобных.

Рубануть рукой воздух как шашкой.

Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).

криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.

Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!

Прием №7. Улыбка.

Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.

Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!

Конечно, скажет читатель, вам-то легко, у вас вон какой опыт выступлений. А мне-то чего смеяться? Но с чего-то стоит начать, например, с улыбки! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.

Однажды в аэропорту ко мне подошел мужчина и сказал, что всю дорогу наблюдает за моими эмоциями. Он был поражен тем, что я все время приветливо улыбаюсь. «Буду брать с вас пример!» - буркнул он, расплылся в бодрой улыбище и был таков. Меня задумало над тем, что я даже не контролирую процесс – хорошее настроение приходит с каждым новым днем. И, конечно, с каждым новым публичным выступлением!

Подключаем воображение

Прием № 8. Перепиши сценарий в +

Я вышел на сцену. Все в удивлении осмотрели мой внешний вид. Критически прикинув, что костюм на мне из коллекции прошлого сезона, к тому же не самой дорогой. Скептически прищурили глаза. Начали перешептываться, когда я произнес первую фразу. Кто-то явно зевал, кто-то откровенно болтал по телефону, кто-то выкрикивал грубости из зала. В середине выступления мне стали задавать сбивающие с толку вопросы, неуместные и невнятно сформулированные, а затем и вовсе гуськом потянулись из зала разочарованные…

Неприятно? Так зачем рисовать в голове самые худшие сценарии выступления? Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу!

Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с ног на голову.

Теперь будем рисовать только радужные картинки:

Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!

Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену… ) и будущем (Я выйду на сцену… ), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.

Прием № 9. Смени фокус внимания

Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации? Смотришь на зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные ораторы продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.

Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.

Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.

Прием 10. Измени значимость.

Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т.д.)».

Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».

Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». Точно.

И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.

Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.

Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!

Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Скорее всего дети. В 100% случаев на всех проводимых мной тренингах люди дают этот вариант. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, самом серьезном и бизнесовом, лощеном и дорогом, упитанном или стройном – живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!

И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

Когда меня вопрошают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю людям получать удовольствие…» Пауза тянется секунды три. Фраза интригует и вызывает интерес, после чего я скромно добавляю «…на сцене».

Поэтому наша с вами задача, Мастер, подковать блоху. Обуздать свой страх. И наконец ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.

Итоги. Как подковать блоху

1. Знакомство со страхом.

2. Физическая встряска.

3. Энергетическая зарядка.

4. Работа с дыханием.

5. Позитивная фраза.

6. Позитивный жест.

7. Улыбка.

8. Позитивный сценарий.

9. Смена фокуса внимания.

Справиться с боязнью и неуверенностью в себе можно, для этого существует множество достаточно эффективных приемов.

Начав борьбу со страхом перед публичными выступлениями, запомните, что в нем нет ничего предосудительного. Многие люди испытывают такой же страх, который состоит из множества мелких страхов: боязни плохой оценки выступления, опасения плохо выглядеть в глазах окружающих, переживаний по поводу возможной потери нити повествования и т.п. Эти волнения, как правило, беспочвенны, но они есть, и в этом нет ничего страшного, нужно лишь постараться минимизировать их.

Не зацикливаться на себе

Одним из действенных методов устранения страха перед публичным выступлением является снятие фокусировки внимания с собственной персоны. Сконцентрируйте внимание на вашей аудитории, посмотрите на собравшихся людей, ответьте себе на вопросы: кто эти люди? Зачем они собрались? Что они хотят от вас услышать? Что является важным для них? Сосредоточьтесь на интересах окружающих и вам некогда будет оценивать силу дрожи в коленках.

Страх публики основан на боязни быть раскритикованным. Уверенный человек не будет пугаться оценки окружающих. Как повысить твердость позиции? Смотрим видео!

Напомнить о реальности

Нейтрализовать волнение перед выступлением вам поможет и осознание вашей хорошей подготовленности. Несколько раз вслух или мысленно повторите следующие фразы: «Я все знаю. Я очень тщательно подготовился к докладу. У меня нет объективных причин для волнения». Содержание этих фраз можно изменять в зависимости от конкретной ситуации,

Освоиться

Чтобы все прошло успешно, тренируйтесь, репетируйте вашу речь в кругу близких и знакомых или перед зеркалом. Если есть такая возможность, немного привыкните к месту выступления: пройдитесь по аудитории (сцене, залу), в которой будет проходить ваше выступление, заранее определите вашу траекторию движений (если это необходимо).

Полюбить аудиторию

Внушайте себе мысль, что ваши слушатели - точно такие же люди, как и вы, они будут рады вашим успехам. Воспринимайте публику как преданных болельщиков, никто из них не настроен к вам враждебно. Не накручивайте себя, понаблюдайте за своими страхами-мыслями как бы со стороны, постарайтесь понять, откуда они приходят к вам. Помните о том, что это не ваши страхи, они приходят извне. Позвольте им идти дальше, оставив вас наедине с вашими положительными эмоциями. Если вы осознаете свои страхи, они теряют над вами власть.

Отказаться от плохих прогнозов

Не создавайте себе негативных сценариев, решайте проблемы по мере их поступления. Программирование на негативные события не принесет вам ничего, кроме волнения и разочарований.

Управлять дыханием

Если приступ паники овладел вами прямо во время выступления, вас . Сделайте глубокий спокойный вдох и такой же выдох, почувствуйте как напряглись и расслабились мышцы живота. Дышите так в течение всего выступления, это поможет обрести душевное спокойствие. Технику такого дыхания можно отрепетировать еще задолго до самой речи.

Всегда помните, что ваше волнение, как и все в этом мире, явление временное и закончится, как только пройдет ваше выступление.

Вадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды - когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, - работает», - рассказал он ЧТД.

Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты - генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат.

Расслабить тазовый пояс

Я работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей.

Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» - «отпусти себя», убери лишнее напряжение.


Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так:

1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» - это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» - не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе.

2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться.

3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно.

Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете - Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения».

Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» - нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух.

Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе.

Поза и голос - это ваш выбор

Еще один секрет, чтобы не нервничать - устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед.

Колени должны быть мягкими - не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго!

Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, - это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит - нижний регистр. Потом это происходит автоматически.

Мужчины часто говорят - зачем мне верхи, для чего мне пищать?

Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом - а потом говорят, что даже петь стали по-другому.

Немцы и русские не умеют расслабляться

Начинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь».

Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было - я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства.

У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы».

Жизнь - боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти».

Надо ли представлять, что все в зале голые?

Публика - это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник - тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» - вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком.

Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх - это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние.

Чем заняться мозгу, пока ты говоришь

Конечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие - мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял.

Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много.

Найти несчастную жертву

Заучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать.

В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона.

Включить сценариста и режиссера

Потренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон - то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать.

Второй вопрос - цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру - какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, - другая; если к прессе - задача в том, чтоб они хорошо написали.

Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет , как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом.

«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель

Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору.

«Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина

Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию.

Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель - получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить - как он называется.

Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события - исходное, основное и завершающее.

Исходное событие лежит вне территории «пьесы» - что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой - от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет!

Основное событие (кульминация) может быть разной - основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма - если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась.

Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части.

Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике.

Куда девать руки и как плакать на сцене

Если вы тот человек, который постоянно напряжен, - ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям.

Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? - не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион - надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена - это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь.

Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели.

После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал - когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!»

Многие путают волнение со страхом. Это разные вещи. О страхе публичных выступлений и как его преодолеть я написал .

В этой статье мы поговорим именно о том, как не волноваться перед выступлением и что с ним делать. Делюсь своим 15-летним опытом, поэтому берите на вооружение.

Волнение – чувство, знакомое всем начинающим ораторам. Но по сути, ничего страшного в том, что Вы волнуетесь, нет. Наоборот, присутствие волнения – это показатель того, что Вы ответственно относитесь к своему выступлению. Если бы Вам было все равно, Вы бы так не переживали. Уверен, что все великие ораторы волнуются вначале выступления. И чем больше аудитория, тем больше волнения. Несмотря на то, что мне приходится часто выступать, я каждый раз перед выходом испытываю волнение. Лично у меня дрожат коленки. Но эта дрожь проходит через 3-5 минут после выхода на сцену. Один оратор по этому поводу говорил: «За две минуты до выхода на сцену меня легче пристрелить, чем выйти на публику, зато за пять минут до окончания выступления меня легче плеткой избить, чем выгнать со сцены». Волнение проходит, как только мы начинаем выступать, начинаем говорить. Главное – выдержать первые 3-5 минут. Потом становится значительно легче. Но об этом подробнее ниже.

Почему мы волнуемся перед выступлением

На одном из своих тренингов я услышал историю о том, как в одном городе объявили он наборе в группу по ораторскому искусству. Пришло два человека. Один из них впоследствии стал премьер-министром, второй – миллионером. Конечно, я далек от иллюзии, что они достигли таких результатов исключительно благодаря ораторским способностям, но многие предприниматели отмечают, что именно умение выступать на сцене позволило им достигнуть высоких результатов.

Так, один руководитель компании, у которого когда-то я брал интервью, на мой вопрос: «Как Вам удалось построить огромную организацию?» ответила «Благодаря презентациям». Это мой любимый метод работы. У меня очень легко «идут контракты» именно на презентациях» Многие успешные люди говорят, что достижению их успеха способствовало умение работать с аудиторией.

Как Вы знаете из книг Дейла Карнеги, Филипп Д.Армор, будучи уже миллионером, как-то сказал: «Я бы предпочел стать выдающимся оратором, нежели выдающимся капиталистом» . Чонси М.Дэпью утверждает: «Никакая иная способность, доступная всякому, не позволит Вам столь стремительно сделать карьеру и добиться признания, как умение хорошо говорить» .

Кто читал книги Фрэнка Беттджера, тот помнит, что он советует: «Если Вы хотите перебороть в себе страх, быстро развить смелость и уверенность в себе, записывайтесь на хорошие курсы ораторского мастерства» . Но хотя умение выступать на сцене позволяет достигнуть успеха в бизнесе и в жизни в целом, многие избегают ситуаций, когда им необходимо быть в центре внимания и выступать перед аудиторией. Причиной такого поведения является не страх, как думает большинство, а волнение.

Причины волнения

Рассмотрим две основных причины возникновения волнения перед публичными выступлениями:
1) фокус внимания на себе;
2) не любовь к себе.

Фокус внимания на себе или а что обо мне подумают

Причиной возникновения волнения является фокусирование внимания на себе в момент выступления. Что происходит, когда человек вышел на сцену? В этот момент он начинает осознавать, что на него смотрят. И оратор начинает смущенно улыбаться, смеяться, задерживает дыхание, испытывает сильное желание что-то делать: тараторить, жестикулировать, подмигивать, комментировать происходящее, хотя никакой необходимости в этом нет. Ему некуда деть руки (куда девать руки во время выступления я расскажу в отдельной статье). Ему кажется, что нужно что-то поправить в прическе и одежде. Словом, возникает ненужное напряжение или суета. «На меня смотрят, меня оценивают». И тогда выступающий начинает думать о себе, а не о слушателях.

Как-то я познакомился с девушкой, которая работает в одном крупном издательстве. Она рассказала, что раз в неделю у них проходят совещания, на которых каждый выступает с докладом на определенную тему. «Когда на мои выступления приходит главный редактор издательства, — призналась моя знакомая, — я думаю, как бы мне не сказать какую-нибудь глупость, и обязательно произнесу что-то такое, что главный редактор приходит в замешательство…»

В момент фокусирования внимания на себе возникает все перечисленные нами симптомы состояние дискомфорта. Мы вдруг начинаем думать о руках, и из-за этого не знаем, куда их девать; начинаем думать о том, насколько умно говорим, и от этого говорим еще запутаннее.

Как Вы знаете, в природе животные смотрят в глаза друг другу только тогда, когда хотят напасть или защищаются. Получается, что когда мы сталкиваемся со взглядами слушателей, в нас просыпается биологическая природа и выделяется адреналин. В результате начинают трястись руки, мы перескакиваем с одной мысли на другую и так далее.

Когда я провожу тренинг по ораторскому искусству «Учимся выступать публично», то спрашиваю участников «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас никто не смотрит, как Вы себя чувствуете?» Обычно отвечают: «Хорошо, уверенно, комфортно». В данной ситуации мы себя чувствуем уверенно: нет причин для страхов.

Следующий вопрос: Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас начинают смотреть, что-то меняется в вашем состоянии?» Отвечают, как правило, что-то меняется. В данной ситуации появились причины для волнения: «А что обо мне подумают? А вдруг что-то не так?»

Третий вопрос: «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас смотрят, но Вы не знаете об этом, что-то меняется?» Как правило, отвечают, что ничего. В данной ситуации нет причин для переживания, и мы чувствуем себя уверенно.

И последний вопрос: «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-то делом, и на Вас никто не смотрит, но Вы решили, что смотрят, меняется что-либо?» Как правило, отвечают, что меняется: в данной ситуации мы начинаем испытывать волнение.
Таким образом, получается, что мы сами создаем почву для проявления волнения. А раз мы умеем вводить себя в состояние волнения, то, скорее всего, сможем и вывести себя из состояния, которое сдерживает наши действия и поступки.

Не любовь к себе

Еще одной причиной возникновения волнения перед выступлениями может быть не любовь к себе. Многие оценивают себя за результат, за то, что они сделали, а не за сам процесс. Если я сделал дело, молодец. Если не сделал, не молодец. Сдал макулатуру, молодец. Не сдал, не молодец. Сдал зачет, молодец. Не сдал, не молодец. Так вот, важно научиться ценить себя не за результат, а за действия, за процесс.

Полюбите процесс выступления, полюбите себя за то, что вы выходите на сцену, выступаете, готовитесь к выступлению и так далее. А результат от выступления появится сразу же, как только Вы начнете получать удовольствие от самого процесса и перестанете зависеть от результата. Помните, за чрезмерным стремлением получить результат на самом деле стоит страх, что не получится. И срабатывает закон причины и следствия: «То, чего человек боится, то он от жизни и получает».

Как проявляется волнение перед выступлениями

Давайте перечислим внешние и внутренние симптомы, которые испытывает человек перед выходом на сцену и в начале выступления:

    • Покраснение кожи лица
    • Дрожь
    • Потеют ладони, лоб, спина
    • Сухость во рту
    • Ощущение «кома» в горле
    • Учащенное сердцебиение
    • Лишние движения, суетливость
    • Закрепощенность
    • Раздраженность, злоба, агрессия
    • Быстрое произношение текста
    • Желание убежать и не выступать…

Это основные симптомы волнения, которые отмечают участники на тренингах по ораторскому искусству. Интересно, что такие ощущения испытывают и опытные ораторы.Кто читал Дейла Карнеги, тот помнит историю о том, как Марк Твен впервые вышел на трибуну. Ему казалось, что рот у него набит ватой, а пульс – как у участника забега на призовой кубок.

Когда английский премьер-министр Ллойд Джордж выступал впервые, то находился в ужасном состоянии: язык его «прилип» к гортани, и он не мог произнести ни слова.

Дизраэли, к примеру, признавался, что ему было легче кавалерию поднять в атаку, чем решиться на первое публичное выступлений. Его дебют был очень неудачным.

Я прекрасно помню свое самое первое выступление. В зале присутствовало человек двадцать. Я поприветствовал всех, сказал, о чем буду говорить, и… благополучно забыл весь остальной текст.

Аналогичный опыт первого выступления был у одной из участниц моего тренинга. Когда она работала медсестрой в детском саду, заведующая попросила ее прочесть родителям лекцию о закаливании. Она хорошо ориентировалась в теме, но увидев на сцене, что на нее нацелено внимание аудитории, все забыла.

Здравствуй, герцог

На эту тему существует забавная актерская история.

Начинающему актеру, только что окончившему театральный институт, дали крошечную роль. Он должен был выйти на сцену и произнести: «Здравствуй, герцог!» Пока шел спектакль, новичок стоял за кулисами и продолжал поиск образа, на все лады интонируя эту фразу. Вдруг неожиданно крикнули: «Василий, твой выход». Актер вышел на сцену, подошел к герцогу и остановился.
— Здравствуй, герцог, — зашептал суфлер.
Актер смотрел безумными глазами и молчал.
— Здравствуй, герцог! – раздраженно зашипел суфлер.
Василий смотрел на него, как побитая собака, и молчал.
— Здравствуй, герцог! – закрывая рукой лицо, выдохнул герцог.
— Здравствуй, герцог! – пробасил пожарный из-за кулис. Актер обернулся к кулисам и глупо улыбался.
И тогда из первого ряда поднялся театральный завсегдатай, поправил пенсне и рявкнул:
— Здравствуй, герцог!

Как видите, волнение присуще всем. Первые выступления могли быть неудачными даже у людей, которые вошли в историю как выдающие ораторы. Разница в том, как они себя вели после этих неудачных выступлений.

Откровенно говоря, я не встречал людей, которые абсолютно не волнуются. А мудрецы говорят, что смелые люди не боятся бояться. И не воображайте, что ваш случай из числа особо трудных. Даже тот, кто впоследствии становился признанным оратором, в начале карьеры испытывал страх и страдал застенчивостью А Демосфен, как Вы помните, вообще картавил. Но разве это помешало ему стать великим оратором? Наличие у человека перечисленных выше симптомов говорит лишь о том, что он – живой настоящий человек

Если у Вас тонкие и кривые ноги, если у Вас три волосинки и глаза выпуклые, если у Вас голос никакой, гордитесь — Вы МАСЯНЯ

Я тоже испытывал и испытываю некоторые из них и сейчас, хотя выступаю уже более 15 лет подряд.

Мое первое большое провальное выступление

Прекрасно помню свое первое выступление перед большой аудиторией. Я вышел на сцену и еле-еле нашел микрофон. Хотя на сцене, как потом оказалось, их было четыре. Я попытался вытащить микрофон из штатива. Через 2-3 минуты я понял, что у меня ничего не выходит. Я оставил это дело и посмотрел в зал. Несмотря на то, что в зале было человек семьсот, передо мной был сплошной туман, дальше первого ряда я ничего не видел. И это не самое страшное, что со мной произошло во время того выступления. Через 9 минут после начал своей речи я понял, что сказал все, хотя мое выступление было рассчитано на полтора часа. Несмотря на первые неудачные опыты, я продолжал проводить тренинги и читать лекции, и результат дальнейших моих выступлений превзошел все ожидания.

Как справиться с волнением

Признайтесь в своем волнении

Самый простой способ снизить уровень волнения – это признаться в нем. Скажите аудитории об этом честно, потому что самый легкий способ избавиться от чего-то – позволить себе это. Как-то я посещал лекции одного профессора по психологии. И в самом начале он предупреждал курсантов: «Отключите свои мобильные телефоны или переведите их в режим вибросигнала, а то, когда они звенят, я теряюсь, забываю, о чем говорил». И действительно, когда у кого-то звенел телефон, он терялся, перескакивал с одной мысли на другую. Но мы это воспринимали как должное. Он нас сразу предупредил. А те, кто забывал выключить свой мобильный телефон, чувствовали себя неловко, так как лекции были очень интересными и полезными.

До тех пор, пока оратор пытается скрывать свое волнение, он волнуется еще сильнее. Он не позволяет себе расслабиться, и выступление получается хуже. Энергия оратора в данный момент идет не на аудиторию, а на «казаться» уверенным в себе. А получается наоборот. Чем больше выступающий старается показаться уверенным, тем более он выглядит нелепым. Но как только он признается в своем волнении, ему теперь не надо с этим состоянием бороться и тратить силы. Он свободен и внутренне раскрепощен. Оратор уже может обращать внимание на людей, а не на свое волнение.

Например: «Вы знаете, я впервые выступаю, и чувствую огромную ответственность за сегодняшнее мероприятие, возможно, что первые 10 минут у меня голос будет дрожать, и это нормально. Я очень хочу, чтобы вы сегодня получили максимальную пользу от нашей с вами встречи»

Бывает, что очень сложно настроиться, когда что-то случилось по дороге: «Вы знаете, только что по дороге видел такое невероятное, поэтому у меня сейчас реакция неадекватная, но как только мы начнем говорить о сути сегодняшней темы, все будет хорошо». И пошли дальше. Более того, когда признаешься в своем волнении, почему-то люди, находящие в зале, начинают тебя поддерживать и подбодрять. Вы говорите в данный момент искренне.

Движения во время выступления

Волнение и некоторое напряжение можно снять, когда начинаешь двигаться. Можно ходить по сцене, можно что-то написать на флип-чарте, можно что-то показывать руками и изображать всем телом. Когда начинаешь двигаться во время выступления, уходят зажимы, становишься более раскрепощенным, и волнение уходит. Начинаешь чувствовать себя комфортно в центре внимания. Главное, не надо с волнением бороться. Наоборот, используйте его, это Ваша искренность и естественность. А это всегда располагает к себе аудиторию.

Если выступаете перед камерой

Если вы выступаете перед камерой и очень волнуетесь, это тоже нормально. Что можно сделать, чтобы снизить уровень переживания? Очень просто. Начните произносить свою речь оператору, который вас снимает. Иногда доходит до смешного. Оператор начинает вам кивать. И даже забывает, что вас снимает.

Таблетки от волнения

Некоторые спрашивают, а нужно ли принимать какие-то препараты или таблетки, чтобы снизить уровень волнение. Еще раз хочу подчеркнуть, что волнение – это природный процесс, и «забивать» его лекарствами и препаратами не следует. Вы таким образом «убиваете» в себе часть живого, природы и Бытия. Забудьте о таблетках и препаратах. Это лишнее.

На счет алкоголя

Аналогичное касается и алкоголя. Некоторые говорят: надо выпить для храбрости. Вы знаете, когда от спикера несет алкоголем, это нисколько не повышает к нему чувства уважения. А наоборот вызывает противоположное отношение. Забудьте и об алкоголе тоже.

Если тараторите

Если Вы тараторите, говорите много слов безостановочно, то просто начните вставлять паузы во время речи. О том как развить способность говорить с паузами, я напишу отдельную статью.

Если краснеют или бледнеют лицо, уши, щеки, лоб и другие части тела;
если дрожат колени, руки, голос; если учащенное сердцебиение

Ничего делать не надо, это реакция Вашего организма на стрессовую ситуацию в следствие выделения организмом адреналина в кровь. Нужно направить выделившуюся энергия в действия. Не на свои переживания и мысли, а что об мне подумают. Просто выступайте и говорите то, что запланировали, и думайте о том, как Ваша информация сможем изменить жизнь слушателей в лучшую сторону. Через 3-5 минут волнение проходит. После выступления Вы будете очень удивлены, что так переживали по этому поводу.

Резюме

Итак, в этой статье мы с Вами поговорили о том, как не волноваться перед выступлением. Еще раз хочу подчеркнуть, что волнение, в отличие от страха, это что-то поверхностное и мимолетное. После выступления вы даже удивляетесь, а чего это я так переживал. Оказывается все не так страшно, значит, это волнение у вас было волнение, а не страх. Страх более глубинное и продолжительное. Но людей, которые по-настоящему испытывают страх публичных выступлений в своей практике не встречал. 99% людей испытывают волнение! Так что смело выходите на сцену, наблюдайте свое волнение и радуйтесь, что Вы живой человек. Помните про МАСЯНЮ!

Наблюдайте свое волнение прямо время выступления и это даст Вам больше осознанности в том, что Вы сейчас прочитали и когда Вы это замечаете, осознаете и видите, то волнение растворяется. Главное выйти на сцену и начать говорить и действовать.

Добавляйте данную статью в закладку, чтобы не потерять на просторах интернета, делитесь ее со своими друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже, а если все-таки желаете на практике перестать волноваться публичных выступлений, то пройдите мой обучающий видеокурс о том, как не бояться публичных выступлений по этой ссылке:

P.S. Помните, спикерами не рождаются, ими становятся!

«Как не волноваться перед выступлением на публике?» - это довольно актуальный вопрос для людей многих профессий и возрастов. Впервые мы сталкиваемся с подобной проблемой ещё в школе, вузе или на работе. И если в процессе учёбы страх выступлений перед одноклассниками доставлял всего лишь дискомфорт, то задания от начальства, где необходимо донесение определённой информации до профессионалов, вообще могли ввести человека в ступор.

Но на самом деле боязнь презентаций перед публикой - то, от чего можно избавиться. Ниже мы подробно расскажем вам о том, как перестать волноваться перед выступлением. Итак, приступим.

Причины боязни публичных выступлений. Детские фобии

На сцене волнение бывает разным. Но многие люди впадают примерно в одинаковое состояние, которое довольно трудно побороть: зрители превращаются в пугающую толпу, голос звучит как не свой, пересыхает во рту, трясутся коленки и руки. Чтобы понять, как не волноваться перед выступлением и преодолеть страх, нужно выяснить причины его возникновения.

Первая из них зарождается ещё в детстве и является самой недооценённой. Когда маленький ребёнок впервые громко заговаривает в публичном месте, то один из родителей заставляет его замолчать. В последующем это преобразуется в фобию и человек на подсознательном уровне начинает бояться громкого изложения своих мыслей перед аудиторией.

Когда голос у спикера зажимается, то это вызывает волнение и в итоге приводит к страху. Масла в огонь вполне могут добавить школьные учителя, которые принижают умения, и одноклассники, способные легко задеть чувства выступающего, не задумываясь о последствиях. Всё это провоцирует появление социальных фобий и страха перед выступлениями на сцене.

Боязнь социума

Вторая причина, по которой мы не можем сделать свою публичную речь бесстрашной, кроется в психологической составляющей страха. Раньше он был синонимом такого слова, как опасность. Подошёл к краю пропасти - испугался и отошёл, почувствовал холод - сразу занялся поисками источника тепла. Под действием ежедневных стрессов - учёбы, работы, политических и экономических потрясений в социуме - инстинкт самосохранения существенно изменился. Вследствие этого люди начинают волноваться в неоправданных ситуациях, в том числе во время публичных выступлений. Есть несколько причин, пробуждающих в них данный страх:

  • Плохое владение информацией, которая необходима для выступления.
  • Боязнь оговориться или сказать глупость.
  • Уверенность в том, что слушатели будут пристально следить за выступлением и оценивать его в негативном ключе.
  • Боязнь людей из-за низкого уровня социальной активности.

Агорафобия

Это последняя причина появления страха выступления перед аудиторией. Также она известна как В отличие от упомянутой выше боязни людей, этот страх намного глубже. Некоторые даже не осознают, что страдают подобным видом фобии.

Проявить себя

Разобравшись с тем, по какой причине появилась фобия к публичным выступлениям, необходимо убедить себя в том, что данного страха не существует и переживать не стоит.

Люди, которые знают, как не волноваться перед выступлением, осознали одну важную вещь. Для них публичная речь - это возможность проявить лучшие стороны и оценить собственные навыки работы со слушателями. Это очень важно! Особенно для специалистов, чья деятельность связана с коммуникациями. В этом случае при плохо развитых навыках общения у них ухудшается настроение, появляется дискомфорт, падает производительность и т. д.

Польза выступлений

Бесстрашная речь на сцене является ключом к уверенности в себе. Если тренировать навыки с помощью изложения мыслей перед аудиторией, то вскоре они станут автоматическими. Со временем исчезнет и дискомфорт при общении с людьми. Какие же полезные аспекты можно получить, выступая публично? Ниже мы их перечислим:

  • При правильной методике подготовки к докладам через какое-то время грамотность речи будет повышаться.
  • На студенческих саммитах или рабочих конференциях бывают деловые и влиятельные люди. Они услышат вашу речь и, вполне вероятно, сделают в будущем выгодные предложения.
  • В процессе подготовки можно существенно расширить свои знания, которые связаны с темой выступления.
  • Опыт общения даже с небольшой аудиторией помогает развивать коммуникативные навыки.

Как не волноваться перед выступлением на сцене и побороть страх

Конечно, можно убедить себя в том, что произнесение речи перед людьми полезно. Фобия немного отступит, но сам страх никуда не пропадёт. Не стоит с ним бороться. Он должен присутствовать, чтобы аудитория получила от спикера отдачу. Только вот страх необходимо контролировать и знать надёжные способы его преодоления. Ведь если сильно нервничать, то доклад будет испорчен. Ниже мы приведем несколько советов, которые помогут справиться с боязнью выступлений.

1. Репетиция

Уделите достаточное количество времени подготовке к речи. Нужно чётко понимать, что говоришь, и никогда не доводить знание текста до полного автоматизма. В этом случае можно легко его забыть, как только возникнет стресс. Необходимо досконально изучить тему выступления и проникнуться сутью для лучшего понимания. Кроме того, надо иметь представление о том, как преподнести текст публике. Спикеры, которые знают, как не волноваться перед выступлением, обязательно прорабатывают данный аспект. Они понимают, насколько важна репетиция каждого шага публичной речи. Именно так к оратору и приходит уверенность на сцене. Существует условное правило: на одну минуту выступления затрачивается час репетиции.

2. Чёткость речи

3. Актуальность темы

Нужно заранее узнать состав аудитории и выяснить, какая информация их заинтересует. Также стоит подумать о том, как вовлечь зрителей в процесс выступления. Ведь любая тема легко освещается с разных ракурсов и можно выбрать именно тот, что будет актуален для аудитории. Поэтому лучше предварительно попросить у организаторов выступления списки гостей и изучить сферы их деятельности. А дальше всё просто - нужно связать свою тему с их работой, сформулировав главные тезисы доклада.

4. Разговор с аудиторией

Чтобы создать для себя и зрителей комфортную атмосферу, можно завести диалог перед началом публичной речи, поговорить с присутствующими на отвлечённые темы. После с аудиторией стоит плавно перейти к своему докладу. Это поможет избавиться от волнения. Да и зрители станут намного раскованнее.

5. Смещение фокуса внимания

Находясь на сцене, надо спросить себя: «Для чего я здесь стою?» Волнение появляется как раз тогда, когда спикер обращает внимание на себя, то есть думает, как он выглядит, как звучит его голос и т. д. От подобных мыслей стоит избавляться. Ведь оратор выходит на сцену не для того, чтобы а для того, чтобы донести до аудитории полезную информацию. Подобная установка поможет преодолеть беспочвенную фобию.

Как не волноваться перед выступлением и держаться уверенно

Бывает так, что применить перечисленные выше советы не получается из-за слишком близкой даты мероприятия. При этом фобия может не давать человеку покоя. Если нельзя от неё избавиться, то стоит воспользоваться следующими приёмами:

  • Просто расслабьтесь. Это один из первых советов от опытных спикеров тем новичкам, которые задаются вопросом: «Что делать, если я очень волнуюсь перед выступлением?» Когда тело напряжено, хочется сжаться и не быть центром внимания. Поэтому необходимо расслабиться, чтобы не подкреплять физическим напряжением психологический дискомфорт.
  • Во время выступления поза должна внушать уверенность : прямая спина, открытая позиция, обе ноги стоят на полу. Опорную ногу лучше выдвинуть немного вперёд для максимальной устойчивости. Такая поза обеспечит оптимальную циркуляцию крови, которая доставить в мозг больше кислорода, снизив тем самым волнение.
  • Чтобы вывести организм из состояния стресса, нужно нормализовать дыхание. Для этого надо сделать вдох, досчитать до четырёх и резко выдохнуть. И так десять раз подряд.
  • Если голос во время выступления часто срывается от волнения, то стоит заблаговременно сделать речевую гимнастику: произносить речь, не открывая рта, проговаривая буквы как можно чётче и выразительнее. Данное упражнение поможет расслабить мышцы гортани и лица, а также справиться с волнением. Обязательно возьмите с собой воду. Возможно, в самый неподходящий момент пропадёт голос и придётся прервать выступление.
  • Если во время публичной речи в коленях появилась дрожь, то мысленно направьте на них внимание. Можно и обмануть мозг, осознанно заставив коленки трястись. После этого обычно дрожь прекращается.
  • Чтобы поддерживать со слушателями контакт, обязательно смотрите им в глаза. Так вы покажете, что публичная речь направлена на их отдачу и интерес.
  • При допущении ошибки во время доклада оптимальным решением будет продолжение выступления. Не надо акцентировать на ней внимание. Продолжайте речь, будто ничего не случилось. Ведь, помимо донесения информации, важно уметь сосредоточиться на главном. Поэтому, если лаконично опустить допущенную погрешность, то никто из аудитории её и не заметит.

Лекарства от страха

Многие начинающие спикеры задумываются о том, что выпить перед выступлением, чтобы не волноваться. Пожалуй, самым распространённым успокоительным является валериана. Но здесь больше работает психологический эффект. Поэтому мы не советуем пить какие-либо лекарства перед презентацией. Улучшайте свои коммуникативные навыки - и со временем страх исчезнет.

Заключение

Теперь вы знаете, перед выступлением на сцене. Обязательно воспользуйтесь полезными советами из этой статьи. Они помогут преодолеть страх, и бесстрашная речь перед слушателями станет вашей привычкой. После этого вы уже никогда не будете задаваться вопросом о том, что делать, если волнуешься перед выступлением. Впервые почувствовав уверенность перед аудиторией, вы поймёте, что имеющаяся фобия отступила, а жизнь стала намного раскрепощеннее и прекраснее.