Самодержавный монарх. Политическая программа монархической партии "самодержавная россия"

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Храм Воскресения Христова

    Павловский Посад.

    Часы на колокольне Воскресенского собора напоминают о протоиерее Павле Петровиче Доброкпонском (1828-1909), который в течение 56 лет служил в Воскресенском храме Павловского Посада. Эти часы установлены его усердием.

    В 1927 г. в Павловский Посад приезжал епископ Серафим (Силичев Леонид Кузьмич, 1892-1937). Он родился 16 мая 1892 г. в Воронежской губернии в г. Бирюч. Он происходил из купеческой семьи, в раннем детстве уехал с родителями в Донбасс, где его отец служил конторщиком, а позднее бухгалтером.

    12 марта 1922 г. рукоположен во епископа Павлоградского, викария Екатеринославской епархии, временно управлял Ростовской (на Дону) епархией. В том же году уклонился в обновленчество и был епископом Павлоградской обновленческой епархии.

    2 июня 1924 г., после покаяния, принят в лоно Русской Православной Церкви, арестован в Екатеринославе, в 1924-1925 гг. - епископ Сызранский, управлявший Симбирской епархией.

    В 1925-1926 гг. Серафим - епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии.

    С 15 июня 1926 г. по 5 июля 1927 г. - епископ Подольский, викарий Московской епархии. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) епископу Подольскому Серафиму поручена управление Богородским, Бронницким, Звенигородским и Орехово-Зуевским викариатствами.

    В 1927 г. епископ Серафим жил в Богородске, по другим источникам - находился там в ссылке.

    В июле 1927 г. епископ Серафим отбыл из Богородска.

    С 5 июля 1927 г. он исполнял должность епископа Азовского, викария Ростовской (на Дону) епархии, с 1927 по 1929 г. - епископ Ростовский и Таганрогский.

    5 января 1932 г. осужден на 3 года исправительных или, как говорили в народе, - «истребительно»-трудовых лагерей с конфискацией имущества по обвинению в «участии в церковно-монашеской нелегальной группе, распускавшей провокационные слухи».

    С 1934 по 1935 г. - архиепископ Свердловский, с 1935 по 1936 г. - архиепископ Саратовский.

    28 марта 1936 г. арестован, приговорен к 7 годам заключения в лагере, 15 сентября 1937 г. расстрелян в Саратове.

    С епископом Серафимом в Павловский Посад приезжал известный всей Москве протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951). Его запечатлел художник Павел Дмитриевич Корин в картине «Русь уходящая». Михаил Кузьмич родился в с. Гребнево в семье священника. Окончил семинарию в 1891 г., а также вокальные курсы при филармонии.

    С 1910 по 1929 г. служил диаконом в Никитской церкви на Басманной в Москве.

    С 1934 г. до своего ареста в 1938 г. (с 1939 г. в ссылке) он служил в храме Св. Духа в с. Пушкино.

    С 1943 г. по 1951 г. служил в церкви апостола Филиппа на Арбате в Москве.

    В ноябре 1930 г. настоятелем Воскресенского собора был назначен будущий священномученик Алексей Воробьев. Он родился в 1888 г. в Вятской губернии, был послушником в Иоанно-Предтеченском монастыре в Казани, был под духовным попечением великого подвижника и молитвенника схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

    В 1911 г. Алексея призвали на военную службу. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии.

    В 1920 г. Алексей приехал в Москву, где служил кладовщиком. Живя в Москве, он окончил пастырские богословские курсы и 26 июня 1921 г. был рукоположен во священника в Московский Александро-Невский храм, через год назначен в с. Селинское Клинского уезда.

    В 1922 г. епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления, о. Алексию предлагали присоединиться к обновленцам, но он оставался верен законному главе Русской Православной Церкви - Святейшему Патриарху Тихону .

    13 марта 1923 г. обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении и запрещении в служении о. Алексия. В с. Селинское был назначен Другой священник.

    В 1924 г. о. Алексий был арестован по обвинению в том, что без разрешения власти устроил в церкви г. Клина собрание верующих, на котором произносились агитационные речи о гонении советской властью православия. После пребывания под следствием в Бутырской тюрьме в Москве о. Алексий был приговорен к заключению на два года в концлагерь. После освобождения служил некоторое время в села под Уфой, а в 1930 г. был назначен в Воскресенский собор Павловского Посада.

    В 1931 г. возведен в сан протоиерея, в 1935 г. назначен благочинным Павловопосадского округа. В том же году Воскресенский собор был передан обновленцам, о. Алексий переведен в Троицкий храм с. Хотеичи (Орехово-Зуевского района) и в августе 1936 г. - в Вознесенскую церковь с. Городок. Его духовными чадами стали монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря . На новом месте служения он организовал церковный хор из молодежи.

    8 августа 1937 г. о. Алексий Воробьев был арестован и 20 августа того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

    19 февраля 1938 г. в церковной сторожке, где жил, при Воскресенском соборе Павловского Посада, был арестован обновленческий священник павловопосадского собора протоиерей Владимир Андреевич Горский (1875-1938). В то время улица, протянувшаяся от моста и мимо собора, называлась улицей Сталина. Владимир Горский родился в с. Митино Муромского района, в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1896 г. В том же году был назначен псаломщиком в храм Рождества Богородицы в с. Орехово Покровского уезда) (ныне г. Орехово-Зуево). Обновленческий епископ Орехово-Зуевский, потом митрополит Тихон (Попов Тихон Дмитриевич) писал: «Протоиерей Горский в Павлово-Посаде боролся своим красноречием с местным Горсоветом в деле отстаивания существования собора в Павлово-Посаде.

    По ходатайству Павлово-Посадского РИКа, постановлением Президиума Мособлисполкома от 17 сентября 1935 г. № 2140 собор был закрыт.

    У стен собора были похоронены многие именитые павловопосадцы, некоторые из них были церковными старостами собора. В советское время все надгробные памятники вокруг стен собора были уничтожены.

    В 1944 г. верующие Павловского Посада подавали прошение о возвращении им собора и разрешении восстановить в нем богослужений, но власти им отказали. Здание храма использовалось как склад зерна, позднее как склад завода Экситон. После взрыва баллонов с кислородом, своды храма обвалились, в трапезной своды остались неповрежденными. В конце 1950-х гг. были разобраны и стены собора.

    До нашего времени дошла только соборная колокольня. В ней в советское время размещался краеведческий музей. В 1998 г. усилиями настоятеля и насельников Покровско-Васильевского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви, в колокольне причт монастырских храмов стал совершать богослужения.

    В 2002 г. оборудованная в колокольне церковь стала отдельным приходом.

    Один из домов священнослужителей Воскресенского собора сохранился на улице 1 мая (бывшая Купеческая). Возможно, это дом протоиерея Илии Попова (священника Воскресенского собора, в 1913 г. - законоучителя в женской гимназии), купленный им в 1908 г. На Купеческой улице стоял также дом протоиерея Иоанна Кроткова.

    Сын протоиерея Иоанна Кроткова, Михаил Иванович Кроткое получил образование в Московской духовной семинарии, почетный гражданин, имел чин губернского секретаря.

    В 1899 г. он был учителем при школе Товарищества мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова.

    В 1905 г. преподавал в школе грамоты при Павловском детском приюте Ведомства учреждений императрицы Марии.

    В 1907 г., 15 июня, Михаил Иванович Кроткое венчался с Екатериной Петровной Лебеданцевой, в 1905 г. начальница павловской женской прогимназии, позднее преобразованной в гимназию.

    В 1908 г. рукоположен во священника, законоучитель в Павловской одноклассной мужской школе.

    В 1913 г. - учитель в школе грамоты.

    В 1927 г. о. Михаил Кротков участвовал в богослужении, совершенном епископом Серафимом в Павловском Посаде.

    Купеческая улица соединяет Павловский Посад с д. Филимоново. Купеческая улица почти вся состоит из особняков, в основном жили павловские купцы. Дом № 7 по улице 1 мая был построен в 1861 г., принадлежал купеческой семье Щепетильниковых. Неподалеку стоит дом купца Ширина.

    С восточной стороны собора сохранилась улочка, на которой стоят лицом к собору деревянные дома причта, в которых жили многолюдные семьи павловопосадских священников, диаконов и причетников. С Соборной горы улочка красиво спускается к р. Вохне. На противоположной стороне Вохны прямо в створе улицы стоит Казанская церковь на Павловской улице.

    / Е.В. Жукова. Храмы Павловского Посада в начале ХХ века

    Е.В. Жукова

    Храмы Павловского Посада

    в начале ХХ века

    С 1991 года в Москве возобновлен выпуск «Московского журнала», основанного еще Н.М. Карамзиным. Журнал имеет историко-краеведческое направление, печатаются в статьи о Москве и ее окрестностях, а также материалы из истории других мест России. В сентябрьском номере «Московского журнала» за 2008 год была напечатана статья павловопосадского краеведа Е.В. Жуковой «Храмы Павловского Посада в начале ХХ века».

    К началу двадцатого века в городе имелось несколько храмов. Это, во-первых, собор Воскресения Христова, основанный «в незапамятные времена». История храма, действительно, насчитывает много веков, об этом свидетельствует небольшая часовня, надпись на которой гласит, что здесь, на Дмитровском погосте, был построен первый деревянный храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского московским князем Дмитрием Иоанновичем Донским во время его владения Вохонской волостью. Со временем деревянная церковь Х IV века пришла в ветхость, и в начале ХVIII века на Дмитровском погосте был возведен новый каменный храм, престолы которого посвящались празднику Воскресения Христова, великомученику Дмитрию Солунскому и преподобному Сергию Радонежскому.

    В ХIХ веке храм Воскресения Христова перестраивался и благоукрашался трудами павловских купцов Д.И. Широкова, Я.И. Лабзина, В.И. Грязнова и других. К началу ХХ века это был красивейший пятиглавый белокаменный собор с высокой изящной ампирной колокольней, звон колоколов которой слышался за много верст. В 1844 году п ри Воскресенской церкви была устроена богадельня, средства для которой – три тысячи рублей серебром – были пожертвованы богородским купцом второй гильдии Давыдом Ивановичем Широковым. При храме действовала церковно-приходская школа. Активное участие в подготовке церковных праздников принимало общество хоругвеносцев собора. Службы вели четыре священника, несколько диаконов, замечательно пел хор Воскресенского собора, который считался одним из лучших церковных хоров в Московской губернии.

    «Воскресенский храм по своему благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов, – писал в 1900 году автор книги о церквах Павловского Посада псаломщик Воскресенского собора Тихон Троицкий. – Павловцы исстари отличались своею набожностью, любили церковное благолепие и на это не жалели своих собственных средств. Эта характерная черта прежних павловцев по наследию перешла ко всем настоящим прихожанам, которые с еще большим усердием продолжают дело их предков».

    Церковь Воскресения Христова являлась приходской не только для жителей посада, но и для крестьян множества окрестных деревень. В воскресные и праздничные дни на службы съезжались тысячи людей.

    Покровско – Васильевская церковь первое время называлась кладбищенской, потому что построена она была в самом деле при кладбище на самой окраине посада. Строительство двухэтажной церкви началось в 1870 году купцом Яковом Ивановичем Лабзиным, церковь возводилась на могиле известного благочестивой жизнью купца Василия Грязнова, которого многие современники считали за святого человека и который впоследствии действительно был канонизирован. В 1874 году престолы нижнего храма были освящены во имя святого Василия Исповедника, в верхнем этаже – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Всех святых и святой великомученицы Акилины.

    Церковь долго не имела своего причта и считалась приписной к собору Воскресения Христова. При храме образовалась женская община, были построены монастырские корпуса, стены. Все содержание общины, обеспечение ее средствами, землей взяли на себя фабриканты Лабзины и Грязновы, потомки известных купцов и владельцы платочной мануфактуры. Сами послушницы занимались садово-огородным хозяйством, рукоделием. При общине содержалась церковно-славянская школа и детский приют. В 1903 году женская община Покровско – Васильевского храма была преобразована в монастырь. Из Правительствующего синода поступил указ его императорского величества Николая II: «Согласно представления Преосвященного Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священно-архимандрита, в коем объясняется, что Покровско-Васильевская женская община преобразована в женский общежительный монастырь того же наименования, приказали: монахиню Покровско-Васильевского женского общежительного монастыря Московской епархии Алевтину назначить настоятельницею сего монастыря с возведением ее в сан игуменьи, и потомственных почетных гражданок Анну Елагину, Ольгу и Наталью Лабзиных во внимание к постоянным заботам их о благоустройстве Покровско – Васильевского женского монастыря утвердить в звании попечительниц сего монастыря».

    В монастырь поступали женщины из павловопосадских семейств, крестьянки из деревень Московской и Владимирской губерний. Количество насельниц Покровско – Васильевского монастыря составляло 150 человек.

    Церковь святого Николая Чудотворца была построена в 1902 году при станции железной дороги. Строительством церкви и сбором средств занимался станционный инженер Сергей Викторович Певницкий. Храм был освящен во имя святого Николая Мирликийского, который является покровителем всех плавающих и путешествующих. Приезжающие в Павловский Посад пассажиры железнодорожных поездов уже издали видели высокую светлую колокольню нового храма. Завершив строительство церкви, С.В. Певницкий решил построить школу, так как, по его словам, «только школа и церковь, взаимно дополняя друг друга, могут воспитать настоящих граждан – истинных сынов Церкви, Царя и Отечества». Средства на строительство школы отпустило железнодорожное начальство и городское общественное управление. В школе обучались дети станционных служащих, жителей посада и окрестных деревень. Священник Никольского храма о. Александр Воскресенский широко занимался общественной деятельностью. В день празднования 50-летия освобождения крестьян, 19 февраля 1911 года, в храме была отслужена панихида по царю-освободителю. При храме было организовано Общество трезвости, которое возглавил сам отец Александр. Священник устраивал лекции на религиозно-нравственные темы, экскурсии в окрестные монастыри. В воскресные и праздничные дни в храме при станции Павлово служились молебны святому Николаю с чтением ему акафиста.

    Население Павловского Посада в конце ХIХ века быстро увеличивалось, этому способствовало чрезвычайное развитие промышленности, приезжавшие в посад на заработки крестьяне большею частью оставались здесь навсегда. В начале ХХ века на несколько означенных храмов приходилось вместе с приписными к приходскому Воскресенскому храму крестьянами окружных деревень и фабричными рабочими 35 000 человек. Во время служб храмы Павловского Посада были переполнены молящимися.

    В 1902 году жители города обращались к московскому губернатору: « ПОМОГИТЕ, ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи». Павловские прихожане отправили и в Епархиальное ведомство прошение, в котором было изложено, что церковь предполагается строить за их, прихожан счет, в случае недостаточности средств они просят разрешения на сбор пособий от христолюбивых жертвователей для сооружения и постройки приходской церкви, сбор средств и все дела доверяют вести Ф.П. Манаеву, что и подтверждают «своим рукоприкладством».

    Купец Федор Порфирьевич Манаев – был городским старостой и, безусловно, известным в городе человеком. Ф.П. Манаев состояла почетным старшиной Ведомства учреждений Императрицы Марии и директором Павловского детского приюта, который содержал на собственные средства. Приютские дети в количестве ста человек едва могли попасть на церковную службу в переполненный храм. Ф.П. Манаев задумывался о строительстве приютского храма.

    А между тем произошло событие, поразившее даже сознание современников, об этом писали в газетах. Директор фабрики Лялина в городе Дмитрове Петр Дмитриевич Долгов перед смертью своей огромные суммы завещал на благотворительность. Он был родом из крестьян деревни Игнатьево. В юности ушел из деревни и много лет работал в Москве сначала приказчиком, потом доверенным разных солидных фирм, а последние тридцать лет был директором крупной фабрики. П.Д. Долгов нажил крупное состояние, но жил скромно, отказывая себе в самом необходимом, а после смерти оставил в банке Павловского Посада капитал в 300 000 рублей. Жене Долгов назначил пожизненную ренту, некоторые суммы родственникам, а остальные деньги отказал церквам, монастырям на помин души, а также завещал значительные суммы на устройство благотворительных учреждений Павловского Посада и Дмитрова. Для того, чтобы нам понятно было, что такое триста тысяч рублей в России в начале двадцатого века, поясним, что пять тысяч рублей – это примерная стоимость двухэтажного каменного дома в Павловском Посаде, такого, как дом купца Широкова. Именно такая сумма – пять тысяч рублей – в завещании Петра Дмитриевича Долгова предназначалась для строительства приютской церкви.

    На средства П.Д. Долгова при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная пятиглавая церковь с тремя престолами: во имя Казанской Божией Матери, Всех Святых, Святого Петра, Епископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.

    Новую церковь стали называлась в народе «Манаевской» – по имени строителя Федора Порфирьевича Манаева.

    В ближайших пригородах Павловского Посада в начале двадцатого века было построено еще несколько храмов: в деревне Городок на средства фабрикантов братьев Кудиных была построена Вознесенская церковь и в деревне Филимоново на средства фабриканта А.Е. Соколикова была построена Никольская церковь в память 300-летия дома Романовых.

    После революции все храмы города закрыли, разорили монастырь. Печальнее всего оказалась судьба Никольской церкви при станции. В здании располагался сначала клуб железнодорожников, потом что-то еще, а в девяностые годы на месте храма построили новый автовокзал.

    Казанская церковь тоже много претерпела, здание было изуродовано настолько, что когда в девяностые годы мы с московским архитектором А. Д.Тверитиновым делали описания павловских памятников, он едва мог поверить, то вот это странное, совершенно обезглавленное сооружение и есть храм. Обошли здание вокруг, нашли алтарные выступы. Потом поискали документы: точно, храм, старушки правду говорили.

    Воскресенский собор разрушался много лет, долго стоял в руинах пока не рухнул окончательно. Говорили, что его взорвали. Погиб богатейший архитектурный и исторический памятник.

    Но колокольня устояла, она одиноко возвышалась над городом посреди пустыря, на котором паслись козы. Уроженец здешних мест, поэт Олег Чухонцев писал:

    Старинные часы на колокольне никогда не останавливались. Прошло еще сколько-то лет. Оставшиеся церковные строения, руины передали верующим. Идут восстановительные работы. Но это уже совсем другая история.