Способы развития аналитических способностей. Что такое аналитическое мышление и как его развивать

Люди по большей части полагаются на интуицию, хотя умение анализировать позволяет чаще выбирать правильные ответы. Аналитические навыки - это способность оценивать информацию в совокупности деталей и видеть проблему с разных точек зрения.

Как бы вы ответили на эту простую задачку? Теннисная ракетка и мячик вместе стоят $1,10. Теннисная ракетка стоит на $1,00 больше, чем мячик. Сколько стоит мячик?

Если ваш ответ - 10 центов, вы достойны поздравлений! Так ответило бы большинство людей. Ваша интуиция подсказала вам ответ, и несмотря на то, что ответ неправильный, вы относитесь к той большей части людей, которые полагаются на свою интуицию при принятии решений.

Если же вы ответили 5 центов (верный ответ), то вы также достойны поздравлений! Ваш случай довольно редкий - настолько редкий, что даже более 50% студентов Гарварда и Принстона отвечают на этот вопрос неправильно. Это так называемый , который состоит всего из трех вопросов. В решении этих задач люди, как правило, полагаются либо на интуицию, либо решают при помощи анализа. То, каким способом они это делают, никак не отражается на их интеллекте, это скорее дело привычки.

Люди запрограммированы полагаться на свою в большей части. Если бы мы стали анализировать каждое решение, вплоть до того, что заказать из меню ресторана, это был бы довольно трудоемкий и отнимающий слишком много времени процесс, который в конечном итоге привел бы к аналитическому ступору и невозможности принятия решения.

Аналитические навыки

Вероятно, вы уже знаете, что сильные аналитические навыки и аналитическое мышление являются . Что именно является аналитическими навыками? Аналитические навыки - это способности собирать, визуализировать и анализировать информацию в деталях. Они включают также способность видеть проблему или ситуацию с разных точек зрения. Для начала следует выделить несколько составляющих аналитического мышления.

1. Способность собирать правильную информацию

То, какой информацией вы владеете, решает исход ситуации. Если вы соберете правильную информацию, у вас будет больше шансов решить проблему. Если вы соберете неправильную или бесполезную информацию, это окажет негативное влияние на весь аналитический процесс, и решение проблемы может оказаться неправильным.

2. Математические способности

Математика - это наука, играющая ключевую роль в карьере людей, занимающихся технологиями, финансами, ИТ, банковской деятельностью, инженерией - профессиями, связанными с аналитическим мышлением. Базовые математические навыки включают в себя понимание отношений между числами, расчет, восприятие и организацию числовой информации, анализ данных, планирование, бюджетирование и ряд других задач, понимание которых необходимо для принятия правильных выводов и решений.

3. Стратегические навыки мышления

Это правильная расстановка приоритетов, гибкость и знание того, чего вы хотите достичь и какими способами. На бизнес-уровне стратегическое мышление означает, что вы можете разработать эффективные планы для решения ситуации или достижения цели компании.

4. Внимание к деталям

Внимание и концентрация на одном предмете дают вам возможность видеть скрытые детали и связи между составляющими при анализе ситуаций, что позволяет минимизировать риск ошибок.

Таким образом, составляющие аналитического мышления вместе позволяют решать сложные проблемы, принимая решения самым эффективным способом. Именно поэтому аналитическое мышление стало одним из важнейших навыков для сотрудников компаний и людей, которые играют важную роль в бизнесе. Например, вы являетесь разработчиком бизнес-менеджмента, ваши основные цели - найти возможности для роста рынка и увеличить продажи.

Чтобы достичь этого, вы должны иметь возможность собирать и анализировать информацию о текущей позиции компании и строить план и . Если вы не обладаете общеаналитическими способностями, это будет невозможно. К счастью, аналитические навыки могут быть изучены или улучшены.

Как улучшить свои аналитические навыки

Аналитическая компетенция развивается, если повседневные проблемы и задачи решать определенным способом: например, новости и события в мире стоит воспринимать с критической точки зрения - не останавливайтесь на одной версии, анализируйте факты, делайте собственные выводы, ищите причинно-следственные связи. Стройте планы, просчитывайте шаги, прорабатывайте разные варианты действий. Попробуйте найти связь между двумя совершенно разными объектами, например, стол и стул. Что общего? Какие отличия?

Для развития математических навыков попробуйте сделать графики разных тенденций за несколько месяцев или лет. Практикуйтесь ежедневно с помощью приложений, игр, книг, чтения специализированных статей с графиками и анализами и др.

Для улучшения стратегических способностей можно попробовать играть в игры, развивающие стратегическое мышление, знакомые каждому с раннего возраста. Это пазлы, наборы конструкторов, задачи со схемами, планированием, речевые стратегии, направленные на развитие сюжета. Включите в свой список хобби шахматы, маджонг или другие стратегические игры , требующие аналитической деятельности. Квесты и головоломки могут быть включены в этот список. Мало того, что они помогут вам улучшить свои навыки аналитического мышления, но играть их в одиночку или с друзьями - это весело.

Научитесь быть более наблюдательными - используйте каждый подходящий момент для наблюдения за ситуацией и вашим окружением. Такие возможности могут представиться в парке, магазине, на светских мероприятиях, концертах и т. д. Когда вы читаете, обращайте внимание на самые тонкие детали, упомянутые в книге или газете. Наблюдая за поведением и реакциями человека, подумайте, что именно служило предпосылками такого поведения, как другой человек среагировал бы в подобной ситуации, какой был бы исход. Когда мы смотрим на вещи за гранью видимого, мы используем наблюдательность и улучшаем наши аналитические способности. Помните, что анализировать - значит использовать возможности мозга по максимуму.

Аналитическое мышление как качество личности – способность выделять в анализируемом объекте существенные для него детали, незамеченные для поверхностного взгляда, находить его скрытые причинно-следственные связи; проявлять практический интеллект, логически рассуждать, исследовать объект, ситуацию посредством разбиения ее на более мелкие части, или отслеживания предпосылок ситуации шаг за шагом по принципу причинности.

Как работает аналитическое мышление? Нам задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины: Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника. Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.

Возьмём простой пример: Два человека спускаются по дымоходу. Один вылез с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?

Такой вопрос задал Учитель ученику. — Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! — Ответ неправильный. Подумай логически: ведь тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, взглянет на того, у кого лицо грязное и решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться. - Интересно придумано! - восхитился ученик. - А загадайте мне, Учитель, другую логическую задачу! - Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Но мы ведь это уже выяснили, пойдет умываться тот, у кого лицо чистое! - Это не совсем так. Они оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидев, что напарник пошёл умываться, поймёт, что и у него грязное лицо, и тоже соответственно пойдёт умываться.

Я об этом даже не подумал! Поразительно - я допустил такую глупую логическую ошибку! Учитель, давайте ещё один вопрос! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Ну… наверное оба пойдут умываться. - Опять неверно. Никто из них не будет умываться. Поразмышляй логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться. Так он поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться. Молодой человек пришёл в отчаяние от такого ответа. - Спросите меня еще о чем-нибудь! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу… - О Господи, дай мне силы! Никто из них не пойдёт умываться!!! - Неправильно. Скажи мне, как вообще может случиться такое, чтобы два человека спускались по одной и той же грязной трубе, при этом один из них испачкал лицо, а другой - нет?!

Человек с проявленным аналитическим мышлением не купится на кажущуюся простоту этого вопроса. Прежде всего, аналитик разделит информацию на отдельные составляющие и начнёт всесторонне анализировать эти составляющие. После этого, аналитик сделает всё возможное, чтобы сгенерировать недостающую информацию посредством логических выводов и умозаключений. Если это задача, то на основе предыдущих шагов он наметит несколько вариантов ее решения. Далее аналитик проанализирует каждый вариант в отдельности, стараясь взвесить все его жирные плюсы и минусы. В конечном счёте, выбирается самый оптимальный вариант.

У Александры Марининой есть героиня Настя Каменская, отличающаяся отменным аналитическим мышлением. Перед лицом самых запутанных и противоречащих данных Каменская не пасует. Она начинает с анализа. Аналитическая способность предполагает умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять те из них, которые остаются незамеченными для поверхностного взгляда, но для данного дела имеют существенное значение. Каменская умеет видеть сразу и целое и детали, быстро ориентируется, способна познавать и выделять в предметах, явлениях наиболее существенное, часто скрытое, умеет отличать видимость предмета, явления от их сущности, за фактами видеть целое, связи, закономерности.

Каменская на новой работе начинает создавать аналитический отдел в ведомстве Заточного. И одним из её первых заданий оказывается анализ возможностей проникновения криминальных структур в учебно-образовательные учреждения МВД.

Анализируя данные по нераскрытым насильственным преступлениям, Настя обнаруживает интересную картину: в одном из районов Москвы уровень насилия резко снизился, а в соседнем - наоборот, повысился, в результате оба эти района образуют знак бесконечности (∞), и центр этой «перевёрнутой восьмёрки» приходится как раз на один научно-исследовательский институт. И тогда становится понятно, о какой бесконечности писал в своей предсмертной записке покончивший с собой сотрудник этого института.

Как относится к аналитическому мышлению Бог? Бог говорит: ««Тот, кто знает, что цель философских изысканий может быть также достигнута и в процессе преданного служения, и понимает, что метод аналитического изучения материального мира и метод преданного служения находятся на одном уровне, тот видит вещи в истинном цвете… Пока человек полностью не освобожден, он должен пользоваться мечом аналитического знания, тело подобно дереву, и анализ – это как ветка дерева, топорище, на которое одевается духовное знание – топор, чтобы срубить само дерево тела, выросшее из невежества. Когда же человек освобожден, и дерево материального отождествления срублено, преданный должен положить этот топор аналитического знания и больше его не трогать».

Человек с проявленным аналитическим мышлением не попадёт в ловушку кажущейся простоты ситуаций.

Многие мнят себя психоаналитиками, но при этом не умеют расставлять приоритеты и делать правильные выводы из своих поступков.

Плодотворное аналитическое мышление – удел мускулистого разума.

Петр Ковалев 2015 год

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление - последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять , отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко . В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва , постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните . Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы - отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать , например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы - ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

11. Участвуйте в дискуссиях

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Карта мыслей, ментальная карта (mind map) - это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления». К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины - всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента. И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи . Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении - ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно - большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Существует большое количество видов мышления, которыми человек пользуется ежедневно. Одним из самых важных является аналитическое. Если обладать развитым мышлением такого типа, то добиться достижения целей и стать успешным будет намного проще. Однако оно не появляется само по себе. Нужно старательно тренироваться, применяя знания того, как правильно развить в себе аналитические способности.

Аналитика и человек

Некоторые люди обладают хорошими аналитическими способностями с детства. Это связано с тем, что левое полушарие их мозга доминирует над правым. Именно оно отвечает за этот тип мышления. Но тем, кто не расположен к аналитике с рождения, не стоит расстраиваться, т.к. при выполнении определенных упражнений аналитические возможности быстро возрастут.

Аналитическое мышление отвечает за несколько важных моментов:

  • Подробный анализ происходящих событий, а также различных явлений;
  • Определение перспектив и всех вытекающих событий из определенных действий;
  • Построение логических цепочек;
  • Выявление преимуществ или недостатков в любых явлениях;
  • Умение отделять главные детали от второстепенных;
  • Решение повседневных проблем или задач;
  • Возможность правильно рассуждать и излагать мысли;
  • Правильное планирование времени, соблюдение последовательности работы;
  • Четкость любых логических умозаключений;
  • Принятие правильных решений.

Люди, обладающие хорошо развитыми аналитическими навыками, очень эффективны и легко добиваются любых целей. Им намного проще общаться с окружающими, они могут похвастаться хорошей логикой и наблюдательностью, что серьезно помогает в повседневной жизни и работе. Просчитать любые дела на несколько шагов вперед – простейшая задача для такого человека. Именно эти преимущества заставляют людей думать о способах совершенствования самих себя.

Аналитическое мышление тесно связано с критическим. Сочетаясь, оба вида становятся еще более эффективными. Они дают человеку возможность объективно оценивать происходящее вокруг, быстро находить решения, а также видеть недостатки там, где другие их не замечают. Зачастую они активно взаимодействуют с логическим мышлением, позволяющим находить закономерности, заранее предвидеть будущие события, а также четко обосновывать свою позицию в любом вопросе. Их сочетание делает человека очень умным.

Развитые аналитические навыки могут пригодиться во многих профессиях. Наиболее значимы они для: менеджеров, экономистов, политологов, аналитиков, программистов, юристов, следователей и работников IT-сферы.

Литература

Большую пользу можно извлечь из чтения хорошей литературы. Люди, которые много читают, выделяются на фоне остальных эрудицией, навыком красиво говорить, широким словарным запасом, а также успешностью. С помощью книг можно повлиять даже на качество аналитического мышления. Причем нет необходимости читать сложную специализированную литературу, т.к. тренировать такие навыки получится с помощью художественных произведений. Но это не означает, что от научно-популярных книг стоит отказаться. Какие книги для развития аналитического мышления нужно прочитать:

  1. «Инженерная эвристика» (Д. Гаврилов) – книга о мышлении, которая помогает научиться правильно думать, решать сложные задачи, выстраивать умозаключения.
  2. «Логика и тактическое мышление» (Ч. Филлипс) – позволяет качественно натренировать свой мозг для правильного решения любых вопросов.
  3. «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления» (М. Крогеруса, Р. Чеппелер) – книга, помогающая находить решения в любых ситуациях.

Также можно прочитать другие книги, в которых рассказывается о возможностях мозга и мышлении или предлагается решать сложные задачи. Из художественной литературы стоит обратить внимание на произведения Р. Брэдбери, А. Кристи или А. К. Дойла. Все они помогут в развитии аналитических навыков и открытии новых талантов.

Во время чтения художественной литературы следует анализировать действия героев, а также обдумывать, почему они поступили именно так. Дополнительно можно поразмыслить над тем, как бы развивались события, поступи персонаж по-другому.

Интеллектуальные тренировки

Развивать аналитические навыки в домашних условиях можно также с помощью интеллектуальных задачек. Это могут быть как сложные упражнения, так и легкие головоломки. Таким вариантом может воспользоваться как подросток, так и взрослый человек. Но для маленьких детей он будет слишком сложным.

Основные методики:

  1. Математика. Решение различных задач, выполнение сложных алгебраических операций, счет в уме, прохождение тестов – все это оказывает прямое влияние на аналитическое мышление.
  2. Головоломки. Ребусы, шифры, кроссворды или другие виды головоломок очень эффективны для мозга человека. Применять их можно с раннего возраста.
  3. Шахматы. С помощью шахмат можно очень сильно развить свой мозг. Если нет возможности играть с реальным соперником, то допускается воспользоваться помощью искусственного интеллекта или порешать специальные задания.
  4. Программирование. Изучение особенностей программирования приносит хороший результат, но может оказаться слишком сложным для подростков, из-за чего лучше всего применим в круге взрослых людей.

Развитие аналитических способностей таким методом позволяет добиться неплохих результатов за короткий промежуток времени. Но для этого потребуется вырабатывать жесткую дисциплину, а также не пропускать занятия.

Улучшить аналитическое мышление у подростков удастся с помощью серьезного подхода к школьным урокам и регулярного выполнения домашних заданий.

Игры

Лучшим способом улучшения аналитического мышления у школьников младших классов являются различные игры. Они помогают развиваться, получая удовольствие. Если ребенок не хочет заниматься каким-либо видом деятельности, или ему просто не нравится определенная игра, то не нужно его заставлять, т.к. пользы в таком случае не будет никакой.

Какие игры будут эффективны:

  1. Квесты. Можно придумать разнообразные варианты квестов, но для маленького ребенка стоит отдать предпочтение самым простым. Например, нарисовать для него карту двора, по которой он должен будет найти сокровища, спрятанные родителями.
  2. Пазлы. Поиск нужных элементов и постепенное собирание большой картины задействует не только мышление, но и внимание человека. Школьникам стоит выбирать не слишком крупные изображения, где присутствует не более 500 деталей.
  3. Настольные игры. Улучшать аналитические способности получится только в тех настольных играх, где ото всех участников требуется обдумывать свои решения или просчитывать будущие шаги. Этот вариант отлично подойдет сразу для всей семьи.

Развитие в игровой форме очень эффективно, из-за чего практикуется многими родителями. Нужно лишь правильно выбрать игры для своего ребенка.

Моделирование

Взрослым заниматься собственным развитием зачастую некогда. В таких случаях поможет моделирование. Оно позволяет за короткий промежуток времени натренировать свое мышление, при этом решив важные проблемы. Воспользоваться методом получится даже по пути до работы или во время посещения душа.

Как его применить:

  1. Выбрать одну из имеющихся проблем, которую не удалось решить ранее.
  2. Постараться быстро найти все варианты ее решения, а потом остановиться на одном.
  3. Всесторонне обдумать проблему (почему она появилась, нужно ли ее решать, какие могут возникнуть последствия, будут ли плюсы от ее устранения).
  4. Принять окончательное решение.
  5. Выполнить подробный анализ, рассчитав вероятный исход событий при реализации выбранного решения проблемы.

Развитие аналитического мышления таким способом позволяет добиться хорошего результата. Однако для этого нужно уметь сосредотачиваться на одной мысли и доводить все свои дела до конца. При этом потребуется выделить для обдумывания решений достаточно времени.

При желании можно смоделировать необычные ситуации или проблемы, с которыми никогда не приходилось сталкиваться. В некоторых случаях такой вариант может оказаться даже еще более эффективным.

Тренировки в повседневной жизни

Развить такой тип мышления удастся без особых усилий, если включить в свою повседневную жизнь некоторые легкие упражнения. Применять их можно в любое время. Главным условием достижения эффекта будет лишь регулярность этих тренировок.

Как можно тренировать аналитические навыки:

  1. Поиск закономерностей. Нужно всегда стараться найти любые закономерности. Это касается работы или учебы, а также всех домашних дел.
  2. Формирование полезных привычек. Попытки развить в себе привычки оказывают положительное влияние на мозг. Если при этом они будут связаны с мышлением (чтение, счет в уме, умозаключения), то будет получен двойной эффект.
  3. Анализ действий. Следует обдумывать действия абсолютно всех, с кем приходится сталкиваться в жизни. Рекомендуется анализировать даже персонажей из кино или книг.
  4. Продумывание прошлого, настоящего, будущего. Нужно думать о том, почему произошло какое-либо событие, как еще оно могло бы закончиться, к чему это приведет в будущем.
  5. Планирование разговора. Во время разговора следует заранее думать, к чему приведет та или иная фраза, и решать, что лучше всего сказать. Если удастся развить этот навык, то получится стать очень приятным в общении человеком.

Регулярное выполнение таких упражнений позволит достичь желаемого результата. Но даже после этого не стоит прекращать тренировки, чтобы поддерживать свое мышление.

Школа Юрия Окунева

Приветствую вас, дорогие друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Всегда ли вы достигаете поставленных целей? Следуете ли четкому плану реализации своей мечты? Обдумываете ли вы каждый шаг или предпочитаете действовать наобум? Поговорим о том, как развить аналитическое мышление – наличие этой способности является главным условием успешности многих бизнесменов и политиков.

«Логическое мышление», «аналитические способности» — как часто мы слышим эти словосочетания. Например, при приеме на работу становится модным выяснять наличие аналитических наклонностей у соискателя.

А сможете ли вы объяснить, что такое «аналитика»?

Стало быть, аналитическое мышление – это способность анализировать (ситуацию, явление) путем деления целого на части, сравнения и обобщения.

Конечно, работник, умеющий анализировать ситуацию и принимать рациональные решения, для работодателя более выгоден, чем тот, кто привык работать по указке.

С младых ногтей

Хотим мы этого или нет, но аналитически мыслить нам приходится практически на каждом шагу. В школе целый ряд изучаемых точных наук, таких как математика, физика, геометрия, строится именно на развитии навыков анализа.

Да и остальные предметы, например, географию, не так-то просто учить, если не использовать приемы аналитики. Чтобы вызубрить теоретическое определение, нужно его разобрать «по косточкам», осмыслить, сравнить с прочитанным ранее. Только в этом случае новый материал хорошо и прочно усвоится.

В повседневной жизни дома и на работе мы постоянно имеем дело с задачами, которые требуют умения анализировать.

Квартирный вопрос

К примеру, такая ситуация. Молодая семья живет в одной квартире с родителями, мечтая о своем доме. Вопрос: как его приобрести?

  • Можно взять ипотеку, но тогда придется долго отрабатывать большую сумму денег.
  • Другой вариант – родить сначала первого, а потом второго ребенка, купить жилье, используя средства материнского капитала.
  • Третий вариант – попросить помощи у родственников. В этом случае родственники должны найтись достаточно богатые и сердобольные, что одномоментно встречается крайне редко.
  • Четвертый купить участок земли рядом с городом, построить вагончик 3×6 метров с двух зарплат и начать жить. Каждый год пристраивать такую же площадь, до полного удовлетворения масштабами и комфортностью жилища. «С милым рай и в шалаше».
  • Пятый, шестой и седьмой – придумайте сами.

Чтобы выбрать оптимальный выход из ситуации, молодым придется взвесить все «за» и «против», сравнить и выбрать из всех зол наименьшее. Если они хорошенько продумают ситуацию и составят реальный план действий, то наверняка справят новоселье очень скоро.

Замечу на полях, что формулировка вопроса на 50% определяет ответ. В нашем примере, варианты по аренде жилья даже не рассматривались.

Алгоритм аналитика

Существует ли универсальный механизм, порядок действий, позволяющий правильно принять решения в любой конкретной ситуации, используя аналитическую способность мышления?

Пожалуй, существует:

  1. Формулируем цель, как можно более четко и конкретно.
  2. Делим ситуацию на части или определяем возможные направления для поиска ответа, точки зрения на проблему.
  3. Ищем варианты решений в каждом из получившихся направлений.
  4. Если информации недостаточно, Недостающие «кусочки» пытаемся домыслить, основываясь на интуиции и законах логики, или найти в доступных источниках.
  5. Оцениваем и сравниваем получившиеся результаты. При необходимости комбинируем.
  6. Выбираем наиболее перспективное направление или решение.

Суть алгоритма проста: собрать как можно больше информации, проанализировать и сделать выводы, выбрав эффективное решение. Но часто ли мы в жизни пользуемся подобной схемой?

Одни из нас делают это постоянно – как правило, это люди, у которых развит аналитический склад мышления. Другие вообще себя не утруждают никакими анализами и выводами, а просто реализуют первый пришедший в голову вариант.

И проблема не в том, что первые – «хорошие», а вторые — «плохие». Просто мышление у всех у нас разное. Как определить, развиты ли ваши аналитические способности?

Речевой тест

В речи человека очень хорошо проявляется тип мышления. Склонность к аналитике можно определить по таким признакам:

  • Четкая, внятная речь;
  • Хорошо выстроенная последовательность высказываний, законченность фраз;
  • Наличие смысловых блоков, структурированность;
  • Умение вести логическую линию выступления, не отвлекаясь на детали и не уклоняясь в сторону;
  • Умение задавать наводящие вопросы собеседнику или аудитории, чтобы подвести к нужной теме;
  • Присутствие в разговоре логических связок «при этом», «в случае если», «кроме того» и так далее;
  • В конце речи или разговора – краткое подведение общих итогов и выводов.

Если по многим пунктам данного списка вы узнали себя и свой способ говорить – это хороший знак, вы – человек-аналитик. Если не узнали вообще – не расстраивайтесь. Способности к анализу можно в себе развить.

Развиваем умение анализировать

В детском возрасте

Школьное обучение включает в себя огромное количество методов развития аналитического мышления детей. Все точные науки, изучаемые на уроках, построены на анализе. Другие предметы также используют элементы аналитики.

Например, чтобы написать сочинение по литературе, нужно уметь подвергнуть анализу прочитанное произведение; чтобы хорошо разбираться в предмете история, нужно также уметь анализировать и давать оценки историческим событиям.

Вывод: повышайте интерес своего ребенка к учебе, не ленитесь проверять, как он выполнил домашние задания.

Очень хорошо будет завести в семье традицию разгадывать всем вместе логические головоломки, ребусы, шарады, периодически устраивать шахматные состязания.

Компьютерные игры – квесты и стратегии – тоже неплохо развивают способности к аналитике. Конечно, при условии, что ребенок не будет просиживать за монитором с утра до вечера.

Взрослым подойдут такие упражнения:

  • Моделировать различные жизненные ситуации и разбирать их с точки зрения анализа. Пример такой ситуации был приведен в первой части этой статьи;
  • Подружиться с играми шахматы и маджонг;
  • Побольше читать. Книги классиков заставляют наш разум работать, в первую очередь, аналитическим образом;
  • Вести ежедневник, в котором регулярно записывать текущие цели и задачи, а также фиксировать полученные результаты;
  • При просмотре телепередач и новостных выпусков подвергать критике всю новую информацию, стараться давать свою личную оценку событиям и фактам.
  • Использовать онлайн-приложения для развития логики. Великолепные возможности для этого предоставляет сервис Брайнаппс . Подойдет как взрослым, так и детской аудитории.

Выводы

Аналитическое мышление – это в первую очередь умение находить самые быстрые и эффективные решения любых жизненных задач. Развивая данный навык, мы учимся экономить свое время и силы, а значит, добиваться наибольших достижений с наименьшими затратами. Единственное, что для этого требуется сделать – заставить свои мозги работать на полную мощность.

Развивайтесь, друзья! И будьте первыми!

На этом подведем черту. Оставляйте комментарии, делитесь впечатлениями и новой информацией с друзьями, не забывайте подписаться на новости блога.
Всего доброго! С уважением, Юрий Окунев.