Степи привольные горы крутые воды глубоких морей. Обращение

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Объяснительный диктант

Найдите и подчеркните однородные члены предложения и обобщающее слово. Объясните знаки препинания, постройте схемы предложений.

Цветочный город

В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.

За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(По Н. Носову)

Проверочный диктант

1. Зима чувствовалась во всем: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся фонарях.

2. Степи привольные, горы крутые, воды глубоких морей и озер - все ты вместила, родная Россия, в свой необъятный простор.

3. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов)

4. Всё это: и ночь, и дали, и звёзды, и туманы - казалось мне исполненным невиданной прелести.

Обведите обобщающие слова. Составьте схему любого предложения.

1. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

2. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

3. В научном городке есть всё: библиотеки и кинотеатры, институты и школы, бассейн и спортивный зал, детские сады и ясли.

4. Глаза стрекозы сверкают на солнце, отражают весь мир, зелёный лес, жёлтую дорогу и бесконечное небо.

Обведите обобщающие слова. Составьте схему 1-го предложения.

1. Физика, химия, биология, геология, медицина - все эти науки были представлены в научных институтах.

2. В лесах, на горах, у морей и рек - повсюду мы братьев найдем.

3. Ни суровый климат, ни густые леса, ни болота - ничто не пугало юных натуралистов.

Контрольные диктанты

Стань волшебником

С ранней весны и до поздней осени дарит лес человеку свои богатства. А зимой он сам нуждается в помощи. И почему бы не стать волшебником, не помочь ему?

Кто не любит лыжные прогулки в зимний, заснеженный лес! Лыжня, как ниточка волшебного клубка, поможет раскрыть некоторые лесные тайны, покажет, кому нужна помощь.

Недавняя оттепель согнула до самой земли молодую березку. Не один лыжник, видно, пригнулся перед этой неожиданной аркой, проскочил и помчался дальше. А ведь дотронулся бы слегка до тонкого стволика и высвободил красавицу из тяжкого снежного плена.

Лыжня выскочила на лесную полянку, устремилась к елке, которая росла посреди неё. Здесь уже побывали те, кто решил стать волшебником. На дереве развешаны гроздья рябины, маленькие кусочки сала, несколько небольших простых кормушек.

(По Т. Горовой)

Лес пробуждается

Пришла весна. Лес наполнился птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце согрело озябшую землю.

На пригорке уже сухо. Снег сошёл здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.

Во все стороны бегали и ползали всякие козявки и жучки. Белая бабочка порхала в воздухе, старалась разыскать первые цветы и смолистые почки.

На самом припеке бугорка одиноко глядел золотой глазок мать-и-мачехи. Во все стороны от меня расходились просеки, которые выделялись в тёмной стене деревьев светлыми полосами.

(По Н. Минху)

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Песня о России
Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского и А. Суркова

Степи привольные, горы крутые,
Воды глубоких морей и озер—
Все ты вместила, родная Россия,
В свой необъятный, бескрайний простор.

Ты собрала и навеки сплотила
Братских племен и народов семью.
В грозных суровых боях утвердила
Силу, и славу, и правду свою.

Ленинским словом и сердцем согрета,
Дружбой и братством народов крепка,
Красной звездою, звездою Советов,
Ты озарила, Россия, века.

Марш юности
Музыка Н. Кутузова. Слова Ю. Полухина

Сердцами юными чисты,
Мы—хлеб и соль земли.
Нам строить домны и мосты,
Станки и корабли.
Без нас померкнет всё вокруг:
И небо, и вода,—
Без наших глаз, без наших рук,
Без нашего труда.

Весёлый зажигать нам свет,
Идти в глубины руд.
Надёжней сплава в мире нет,
Чем молодость и труд.

И всё, что есть на свете, друг,
И чем страна горда,
Для наших глаз, для наших рук,
Для нашего труда.

И каждый миг, и каждый час,
В любые времена,
Друзья, надеется на нас
Любимая страна.
Так пусть сияет всё вокруг,
Леса и города,
От наших глаз, от наших рук,
От нашего труда.

Любовь к России
Музыка А. Аверкина. Слова В. Бокова
(текст в сборнике)

Ой, зимушка-зима
Музыка В.Левашова. Слова В. Семернина

Ой, зимушка, ой, зимушка,
Не много ли снежка?
Несу блинов корзиночку
Для милого дружка!
Белит мне полушалочек
Красавица-зима,
А я смеюсь и радуюсь,
Счастливая сама.
Сама, сама, счастливая сама.

К дружку присяду в саночки—
Местечко уступи.
Эй, конь буланый, сам найди
Дорогу во степи!
Поет, кружит метелица,
Летит снежинок рой.
Дорога лентой стелится.
Держись, хороший мой!
Держись, держись, держись, хороший мой!

И холодно, и ветрено,
Пороша со снежком,
А я во всем уверена,
Когда вдвоем с дружком.
За звоном колокольчика
И смеха не слыхать.
Целуй, когда захочется меня поцеловать.
Меня, меня, меня поцеловать.

Ой, зимушка, ой, зимушка,
Белым-бело кругом.
Везем блинов корзиночку
С хорошеньким дружком.
На белом полушалочке
Снежинки чуть видны.
Мы всех зовем—пожалуйте
К нам в гости на блины.
Зовем, зовем к нам в гости на блины!

Хороша ты, наша Родина
Музыка Е.Кузнецова. Слова И. Дрёмова

Хороша ты, наша Родина,
Хороша, красна собой.
За твою свободу, Родина,
Я не раз вставал на бой.

Припев: Ты вся в садах,
Ты вся в хлебах,
Ты вся в дубравах соловьиных,
Любовь моя, судьба моя,
Земля моя, Россия!

Каждой зорькой, каждой ивою
Ты живешь в моей судьбе.
Я иду твоими нивами
С думой светлой о тебе.
Припев.

Все свои мечты, желания
Я тебе в душе несу.
Вечно славить не устану я
Твой простор, твою красу.
Припев.

Молодые хлеборобы
Музыка В. Григоренко. Слова В.Семернина

Вот подтают в овражках сугробы,
Отогреется лаской земля,
Выйдут с песней друзья-хлеборобы
На бескрайние наши поля.

Золотые умелые руки
Поведут на простор трактора,
Молодые друзья и подруги,
Что окончили школу вчера.

Их родная земля воспитала,
С колыбели, как мать, берегла,
И они, как душа подсказала,
Ей свои посвящают дела.

Ты в работе характер опробуй,
Песню спой над простором полей!
Посвящает земля в хлеборобы
Молодых и хороших друзей.

Уходит лето
Музыка А. Новикова. Слова П. Черняева

Над речкой плывет вечер синий,
Нарядами роща шумит,
И спелою гроздью рябина
Зачем-то в окошко стучит.

Припев: Уходит лето, уходит лето.
Давно не слышно соловья.
Но знаю, где-то недопета,
Ходит недопета
Песня девичья моя!

Пойду по знакомой тропинке,
Под желтым дождем постою.
Серебряные паутинки
Вплетаются в косу мою.
Припев.

Летят журавлиные стаи,
Машу им косынкою вслед.
Настала пора золотая,
А друга желанного нет.
Припев.

Пусть гаснут в рябинах закаты
Под пенье осенних ветров.
Грустить мне пока рановато —
Еще далеко до снегов!
Припев.

Ты мне скажи слова простые
Музыка Ю. Зацарного. Слова С. Красикова
(текст в сборнике)

Орловский край
Музыка А. Крепких. Слова Д. Блынского

Орловский край—просторы полевые,
Родимая навеки сторона,
Как дочь великой матери России,
Одним дыханьем с ней живет она.

Шумит в березах ветер, воду вспенив,
У голубой красавицы Оки,
На берегах которой жил Тургенев,
Лесков и Тютчев—наши земляки.

Земля моя, любимый край Орловский,
Земля побед и чести трудовой,
С заводами и русскою березкой,
С влюбленными и песней над рекой.

Берёза
Музыка Е. Дербенко. Слова В. Дронникова

Напрасно, белая береза,
Ты в поле ищешь свой покой.
Он там, где низко вьются лозы,
Где берег виснет над рекой.

Там по соседству с грустной ивой,
Была б ты празднично светла,
Была б ты самою счастливой,
Какой ни разу не была.

А в поле темном свищут грозы
А в поле ветру ты видна.
Зачем ты, белая береза,
Средь поля выросла одна?.

Эх вы, сани!
Музыка А. Крепких. Слова С.Есенина

Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт вас на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,—
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою.

Эх, бывало заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку,—
Вспоминай лишь, как звали меня.

И откуда бралася осанка!
А в полуночную тишину
Разговорчивая тальянка
Уговаривала не одну.

Но и всё же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было,
Колокольчик хохочет до слез.

Отчая сторона
Музыка Л. Афанасьева-Брянского. Слова Д. Блынского

То дорога, то тропка узкая,
То ручей, то река без дна, —
Ой ты, русская, наша русская,
Наша отчая сторона.

Наградила святыми узами
И сказала нам: «В добрый час
И не блоками, не союзами,
А сердцами связала нас.

В этом буйном разнообразии—
Кто с Байкала, а кто с Оки—
Мы живем посреди Евразии,
Беспокойные русаки.

Соберемся мы, встречу празднуя,
Ну хотя бы на полчаса:
Речи разные, песни разные,
Очень разные голоса.

Только всё-таки мы похожие,
Чем похожие мы—спроси:
Не случайные, не прохожие,
А хозяева на Руси.

То дорога, то тропка узкая,
То ручей, то река без дна,—
Ой ты, русская, наша русская,
Наша отчая сторона.

По-над горочкой тропинушка
Русская народная песня.Обработка Н. Кутузова

По-над горочкой тропинушка лежит,
По тропинушке свет-девица бежит.

Припев: Ой, ляли, ляли, ляли,
Ой, ляли, ляли, ляли.

По тропинушке свет-девица бежит,
Ей навстречу добрый молодец спешит.
Припев.

А у молодца сосновая изба,
Воротечки из чистого хрусталя.
Припев.

Воротечки из чистого хрусталя,
Подворотенка серебряная.
Припев.

Ой ты, девица, ты девица-душа,
Ты пойдешь ли, млада, замуж за меня?
Припев.

Ой ты, молодец, разумна голова,
Как мне любы, любы все твои слова.
Припев.

Как мне любы, любы все твои слова,
Выйду, выйду, млада, замуж за тебя.
Припев.

Как мне любы все слова, да,
Выйду замуж за тебя!

Ах ты, степь широкая
(текст в сборнике)

Выйду на улицу
Русская народная песня. Обработка А. Крепких. Партия баяна А.Белоусова
(текст в сборнике)

Ты, Егор, кудрявой
Русская народная песня. Обработка А. Крепких

Ты, Егор, кудрявой,
Ох ты, Егор, кудрявой,
Ты, Егор, кудрявой,
Ты не стой надо мной.

Ты не стой надо мной,
Ох, не качай головой,
Не качай головой,
Мне не быть за тобой.

Мне не быть за тобой,
Ох, мне не быть за тобой,

А мне быть-побывать
За белым-румяным.
А мне быть-побывать,
Ох, за белым-румяным,
За белым-румяным,
За Иваном кудрявым.

За белым-румяным,
Ох, за Иваном кудрявым,
За Иваном кудрявым,
За Сергеичем.

На зорюшке снег напал
Русская народная песня. Обработка Л. Афанасьева-Брянского

На зорюшке снег напал,
На зорюшке снег напал.
Ой, калина, ой, малина.
Ехал Ваня поспешал,
С своего коня упал.
Ой, калина, ой, малина.

Девчоночка увидала,
Скорехонько подбежала.
Ой, калина, ой малина.
Скорехонько подбежала,
За рученьку поддержала.
Ой, калина, ой, малина.

На врана коня сажала,
В чисто поле провожала.
Ой, калина, ой, малина.
В чисто поле провожала,
Всё приказывала.
Ой, калина, ой, малина.

«Ты поедешь в чисто поле,—
Не заезживайся».
Ой, калина, ой, малина.
«На хороших на пригожих
Не заглядывайся».
Ой, калина, ой, малина.

Обобщающий урок по теме «Однородные члены» - завершающий в изучении данной темы. Ему предшествовал целый ряд уроков, на которых учащиеся знакомились с теоретическими понятиями, закрепляли свои знания, отрабатывали умения и навыки по отдельным вопросам данной темы. На этом уроке восьмиклассники должны обобщить свои ЗУН, привести их в систему. На данном уроке решаются лингвистические и языковые задачи посредством работы с текстом (из опыта своей деятельности). В основе изучения русского языка на современном этапе развития образования лежат следующие ключевые компетенции: коммуникативная, культуроведческая, лингвистическая, языковая. Свою работу как учитель русского языка я стараюсь строить, максимально реализуя эти ключевые компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК В 8 КЛАССЕ.

Обобщение по теме «Однородные члены».

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме
    «Однородные члены»; закрепить пунктуационные
    навыки.
  • Развитие интеллектуальной, эмоциональной, эстетической сфер личности школьника; развитие речевой культуры.
  • Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, гражданской позиции; познавательного интереса к родному языку, культуре, истории России; чувства гордости своей страной.

Оформление урока.

  • Слайд : текст.
  • Слайд : справка из «Большой советской энциклопедии».
  • Слайд: справка из словаря В. Даля .

В. Даль.

Эпиграф к уроку (записан на доске):

В свой необъятный, бескрайний простор!

(М. Исаковский)

  • Звенит звонок. Звучит песня «С чего начинается Родина?»
  • Вступление.

Учитель:

  • Вместе со школьным звонком к нам в класс ворвалась сегодня песня. Что это значит? (Мы будем говорить о нашей любимой Родине)
  • Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме «Однородные члены». Каковы цели урока?

(Обобщить знания по теме «Однородные члены».)

  • Да, ребята, сегодня мы должны обобщить, привести в систему наши знания по данной теме, а в основе всей деятельности на уроке будет работа с текстом. Начнём с самого главного, что вы все должны знать:

Какие члены предложения называются однородными?

На какие группы делятся сочинительные союзы?

По каким признакам мы отличаем однородные члены?

  • Задание.

На доске записано предложение. Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

Степи привольные, горы крутые,

Воды глубоких морей и озёр -

Всё ты вместила, родная Россия,

В свой необъятный, бескрайний простор.

М. Исаковский.

  • При помощи чего выражается сочинительная связь?
  • Почему определения в этом предложении однородные?
  • Беседа.
  • Россия для автора родная, почему? (Она его Родина ). Подберите синонимы к слову Родина. (Отчизна. Отечество ) Отчизна… Посмотрим, как толкуется это слово в словаре Даля.

Слайд.

Отечество – это родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто по рождению, вере принадлежит; государство в отношении к подданным своим; Родина в обширном смысле слова.

В. Даль.

  • Какой корень в слове Отечество? (-Отеч-) Значит от какого слова оно образовалось? (Отец ) Отец, муж, с далёкого прошлого он был в доме кем? (Хозяином, кормильцем, опорой, защитником ). Чем знаменателен февраль? (Урок проводился в феврале) (В феврале мы празднуем День защитника Отечества)

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать защитник Отечества? (Смелый, отважный, готовый пожертвовать собой, должен быть патриотом своей Родины …) А какое качество самое главное? (Патриотизм ) Именно это качество отличало всегда русского человека, благодаря этому качеству Русь выходила победительницей из всех войн, это качество вселяло во врага ужас.

Патриотизм – это главное качество не только защитника Отечества, но и каждого гражданина. Очень скоро все вы получите паспорта. В каждом паспорте будет запись: гражданин России. Быть патриотом своей Родины – это главная жизненная позиция гражданина.

А что значит быть патриотом России?

(Это значит служить Отечеству, стремиться к его благу, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным богатством, благополучием, любовью, а в экстремальных ситуациях и жизнью.)

Давайте прочитаем, как даётся определение патриотизма в «Большой советской энциклопедии»:

Слайд.

Патриотизм (от греч. – соотечественник) – любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.

«Большая советская энциклопедия».

Учитель:

  • Любовь к Родине. А с чего она, по-вашему, начинается?
  • Ребёнок начинает познавать мир, с кого начинается его любовь?
  • Ребёнок растёт, любовь его тоже растёт, расширяется.

(с любви к матери, отцу, своему дому, улице, друзьям, школе, городу).

  • Вывод.
  • С любви к своей семье, к своему дому, школе начинается любовь к родному краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре.
  • Обратимся к тексту. (Слайд)

(На столе у каждого ученика лист с напечатанным текстом и заданиями, вопросами к нему.)

  • Работа с текстом.

Текст.

Русь. Россия. Россы. Русские. Россияне.

В этих звуках есть что(то) от ра(с,сс)вета от вольн.. степн.. ветра от шума тайги от всплеска в..лны от рок..та синих морей и океанов.

Россия. Родина.

Как измерить её? Мерить ли великими люд..ми мудрецами героями бунтарями п..этами или художниками? На это (не)хватит одной жизни.

Мерить ли по векам, по нашествиям врагов её, по датам ли её побед?

На это мало и ста жизней.

Россия. Родина.

Её (не)измерить ничем ни великими реками ни г..родами и сёлами ни поясами врем..ни. Она огромна, но постигнуть её можно даже в малом.

Для этого нужно памятью и сер..цем верну(ть,т)ся к той земле, которая кормила тебя первым хлебом напоила первой ключевой водой.

Родина. Родная земля.

Она и поилица и кормилица и нянька и воспитательница и ра..крытая книга природы. Родная земля – это первая школа мужества, находчивости, добра и любви.

Русь. Россия. Я люблю мою Родину. А начина..тся эта любовь с любви к родному краю.

(Д.С. Лихачёв)

1. Определите стиль этого текста.

2. Укажите тип речи.

3. Какое настроение преобладает в данном тексте?

4. Какие микротемы можно выделить?

5. Назовите ключевые слова текста.

7. Каков основной образ, при помощи чего он создан?

8. В чём заключается идея данного текста?

9. Какое впечатление произвёл на вас текст? Что вы можете сказать об авторе (Д. С. Лихачёве).

10. Назовите однокоренные слова, какую роль они выполняют в тексте?

11. Как вы понимаете слова « она огромна, но постигнуть её можно даже в малом»?

12 Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

13. Расставьте недостающие знаки препинания и выполните указанные виды разборов.

  • Прочитайте текст про себя, затем выразительно вслух.
  • Что вы знаете об авторе?

(Д. С. Лихачёв – учёный-литературовед, общественный деятель 20 века.

Его многие помнят как защитника русской культуры, символ русской интеллигенции 20 века. Он исследователь в области литературы, культуры, истории. Д. С. Лихачёв участвовал в создании целого ряда документальных фильмов, в которых обращался непосредственно к потомкам с призывами сохранить культурное наследие.)

  • Просмотрите текст ещё раз, выполните речеведческий анализ.
  • Ученик анализирует текст.

Анализ текста.

Это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу и расположены в определённой последовательности. Текст не имеет заглавия, но его можно озаглавить: Родина. Этот текст относится к публицистическому стилю. Он предназначен для широкого круга читателей, воздействует на разум и чувства. Автор привлекает внимание читателей к теме патриотизма. Тип речи – рассуждение. Автор размышляет о Родине-России и приходит к выводу, что любовь к России начинается с любви к родному краю, месту, где ты родился. В тексте преобладает пафосное настроение, он переполнен чувством любви и гордости Россией.

Тема текста – Родина. Текст делится на пять микротем: 1.Что есть в звуках Русь, Россия, русские? 2. Как измерить Россию? 3. Россию не измерить, но можно постигнуть. 4. Малая родина. 5. Любовь к Родине – с любви к родному краю. Все микротемы связаны словами Русь, Россия, Родина, родная земля. Внутри микротем предложения связаны цепной связью, которая выражается при помощи местоимений, повтора слов.

Текст начинается со слов Русь, Россия и заканчивается словами Русь, Россия. Для построения текста автор использует такие приёмы как постепенное развитие мысли и одновременно постепенное усиление чувства. Основной образ – Родина, для создания которого автор использует различные изобразительно-выразительные средства: эпитеты (вольный ветер, великие реки), метафоры (рокот морей и океанов, вернуться памятью и сердцем, земля – поилица, кормилица и т.д.) Ключевые слова текста – Россия, Родина, родная земля, родной край. В начале текста автор использует такие приёмы как аллитерация: Русь, Россия, россы, русские, россияне – повторяются в каждом слове согласные звуки –к, р; ассонанс – в тех же словах повторяются гласные звуки – у, о.

Я думаю, идея текста заключается в последнем предложении: любовь к России – Родине начинается с любви к родному краю.

Текст произвёл на меня сильное впечатление. Я считаю, автор – истинный патриот своей Родины.

  • Как вы понимаете смысл предложения «Она огромна, но постигнуть её можно даже в малом?» (Россия – огромная страна, но понять, узнать её можно по своей малой родине.)
  • А что для этого нужно, по мнению автора? (Нужно помнить и любить свой родной край, землю, которая была твоей кормилицей, нянькой, воспитательницей, школой мужества, любви и добра.)
  • Что же хочет сказать автор? (Автор призывает помнить и любить свой родной край, потому что любовь к Родине начинается с любви к родному краю.)
  • Почему свои размышления Д. С. Лихачёв начинает словом «Русь»?
  • А вы знаете, когда наше государство стало называться Россия? (В начале 16 века произошло объединение русских земель вокруг Москвы, стало формироваться единое государство.)
  • Почему россы? (Это связано с названием племени, которое жило на реке Рось в 4-6 веках)
  • . Отсюда россы, затем русские (чередование гласных о-у), отсюда Русь, потом Россия.
  • В чём же заключается идея текста? Давайте уточним. (Автор восхищается Россией, призывает любить свою Родину, помнить её историю.)
  • Вывод.
  • Да, у России богатая история, в России много замечательных людей, а самые великие патриоты в нашей истории – это самые беззаветные труженики. Всё, что мы видим вокруг, соткано, сложено из пламенной любви наших предков, наших старших сограждан к Отечеству. А любовь к Родине начинается с любви к родному краю.

Наша с вами малая родина – это Меленковский край.

  • Ученик читает стихотворение Л. Симаковой «Ты моя Меленковщина».

Ты моя Меленковщина, моя родина милая,

Край лесов необъятных, край раздольных полей.

Ты моя Меленковщина, ты сторонка родимая,

Всё, что связано с Родиной, кровно связано с ней.

Много было здесь разного, дорогого и важного,

Сколько было испытано, сколько было побед!

Ты моя Меленковщина, дорогая, любимая,

Без тебя нет ни радости, без тебя жизни нет.

Ты прошла годы грозные, ты цвела в годы славные,

Ты трудом силу множила, ты росла со страной.

Свою Родину-матушку меленковцы прославили

Трудовыми победами, не считаясь с собой.

Сколько славных водителей, хлеборобов, стоителей,

Инженеров, механиков, медсестёр и врачей,

Матерей-воспитателей, умных преподавателей,

Сколько славных текстильщиков, сколько славных ткачей!

Все дела твои славные от Земли и до космоса,

Украшают Отчизну, славят Родину-мать.

Голубыми просторами и весенними зорями

Меленковцам не раз ещё предстоит прошагать.

Здесь поля необъятные, здесь земля благодатная,

Здесь народ удивительный, работящий народ.

Здесь танцоры стремительны, детский смех заразительный,

Здесь чудесные песни хор народный поёт.

  • Это замечательное стихотворение написала Л. Симакова, уроженка Меленковского района, по профессии – учитель русского языка и литературы, 42 года проработала в основной общеобразовательной школе.
  • Каким чувством переполнено стихотворение?
  • Как перекликается оно с текстом Д. С. Лихачёва?
  • А теперь вернёмся снова к тексту и заполним в нём пробелы.
  • Орфографическая работа.
  • Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, объясните их.
  • Пунктуационная работа.
  • Расставьте недостающие знаки препинания в первом абзаце.
  • Сколько рядов однородных членов в этом предложении:

«В этих звуках есть что(то) от ра(с,сс)вета от вольн.. степн.. ветра от шума тайги от всплеска в..лны от рок..та синих морей и океанов»

  • Перед какими союзами всегда ставится запятая?
  • Во втором абзаце найдите предложения с однородными членами, составьте к ним схемы.
  • При помощи чего выражается сочинительная связь в этих предложениях?
  • Перед какими союзами запятая не ставится?
  • Выполните пунктуационный разбор предложений в четвёртом абзаце.
  • Почему в первом предложении (четвёртый абзац) перед союзом «и» ставится запятая?
  • Почему определения «первой» «ключевой» не являются однородными?

Заключение.

  • Наш урок заканчивается. Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Достигнуты поставленные цели? Да, мы обобщили, закрепили, систематизировали наши знания по теме «Однородные члены». А какие выводы для себя вы сделали после нашего разговора на уроке?

(Мы должны гордиться своей страной, стремиться жить не только для себя, а приносить пользу обществу, быть патриотами своей Родины.)

Учитель:

Но прежде всего нужно научиться любить свой родной край, малую родину.

А ещё, ребята, надо любить свой родной язык, потому что он велик и могуч, как наша Родина.


Удивительные озера России

Озёра России – одно из национальных богатств нашей Родины. Они могут быть большими и маленькими, пресноводными и солёными, глубокими и мелкими. Перед Вами пять удивительных озер России.

Kаспийское море - озеро, самое большое в мире по площади и по объему воды. K его берегам выходит пять государств. Соленость большей части водоема примерно втрое меньше океанической, на севере вода до почти пресная.

Протяжённость береговой линии Каспийского моря оценивается примерно в 6500 - 6700 километров, с островами - до 7000 километров.

В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море - Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан).

В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак.

Самая главные опасности для Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря.

Озеро Байкал - самое большое пресноводное озеро Евразии.Самое глубокое озеро в мире. Глубина озера 1642 метра.

Запасы воды в Байкале гигантские - 23 615,39 км³ (около 19 % мировых запасов озерной пресной воды - во всех пресных озёрах мира содержится 123 тыс. км³ воды). По объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр, уступая лишь Каспийскому морю.

В Байкал впадают 336 рек и ручьёв.

В зимний период Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15-20 км протяженностью находящегося в истоке Ангары.

В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных.

Ладожское и Онежское озера - самые большие в Европе.

В Ладожское озеро несут свои воды крупные реки: Свирь, Вуокса и Волхов, несколько десятков средних рек и более сотни малых. Вытекает из озера одна Нева.

На Ладожском озере – обилие островов, число которых превышает 650.

Онежское озеро – один из крупнейших пресноводных водоемов Европы. Площадь его около 10000 квадратных километров, длина до 248 километров, ширина до 80 километров. Средняя глубина озера 30 метров.

Озеро славится огромным числом островов, особенно в северной части. Общее их число достигает 1369.

Озеро Эльтон - один из самых интересных природных объектов на территории Волгоградской области. Соленое озеро огромных размеров, сравнимое разве что с израильским Мертвым морем, раскинулось посреди Палласовской степи..

Эльтонское озеро представляется самым большим и богатым из всех известных в мире соляных озер. Толщина пласта соли до сих пор точно не определена. Но самое главное в Эльтоне - его целебные свойства. Когда-то здесь даже был Музей оставленных костылей: люди, приезжавшие сюда на костылях, через месяц-другой возвращались домой, оставив костыли в местном санатории.

Давно было подмечено, что к концу лета поверхность озера окрашивается в загадочный пурпурно-золотистый цвет.

Озеро Лотосов. В России лотосы растут всего в двух местах - в Астраханской области и на Дальнем Востоке. Озеро Лотосов (или Гусиное) - уникальный водоем, все лето покрытый ковром редчайших розовых цветов. Это озеро расположено на одном из самых живописных островов залива Петра Великого.

Про озеро рассказывают дивную легенду. Будто раньше на его месте была долина, где располагалась деревня. Посреди деревни стоял колодец. Однажды из этого колодца начала литься вода, которая деревню затопила. Считается, что это прорвались воды Байкала, с которым Гусиное связывает огромный подземный канал. Говорят, здесь даже обломки кораблей, затонувших в Байкале, находят. А эндемичный омуль встречается и в озере Лотосов.