Высота взятая ноем. Что такое ковчег? Мифы и реальность в истории Всемирного потопа

Для верующих Ной – «человек праведный и непорочный в роде своем», тот, кто, по свидетельству Библии, «ходит перед Богом», кто «обрел благодать пред очами Господа», и кто умер девятьсот пятидесяти лет от роду. Для науки Ной – всего лишь объект изучения. И если этот «объект» и жил, то был, возможно,...

Сенсационный зуд

Эта болезнь может поразить любого. Даже врача. Ведь ничего не предвещало беды, когда в середине прошлого века ею совершенно внезапно «заразился» ничем не примечательный и никому не известный американский анестезиолог Рон Уайетт. Именно ему принадлежит самая популярная гипотеза о существовании Ноева ковчега. Родилась она после того, как в руки Рона попал выпуск журнала «Лайф» от 1957?го года с опубликованными фотографиями окрестностей стратовулкана Тендюрек в горах Арарата (напомним, именно в Араратские горы, по Библии, и причалил Ной со своим ковчегом). Именно в этом районе капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар сделал с самолета свои знаменитые снимки, на которых изображены непонятные формирования, напоминающие останки ковчега.

Муза дальних странствий, как известно, манит человека. Отца Федора она вырвала из тихой уездной обители, а анестезиолога Рона Уайетта вынудила искать ковчег в горах Арарата. И неутомимый Рон его нашел. Вернее, лишь то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразный след окружало некое подобие глиняных стенок, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега. За ним то же самое повторили все охотники за ковчегом, тут же вписавшись в ряды верных «уайеттистов».

Снимок, изменивший судьбу доктора Уайетта

Впрочем, у геологов есть свое мнение на этот счет.

– Для меня, как геолога, непонятна их убежденность в том, что это дерево, – говорит профессор геологии Лари Коллинз. – Хаотичный рисунок представленных образцов этой «древесины» не имеет ничего общего со структурой окаменевшего дерева. Кроме того, окаменевшее дерево очень твердое, так как древесные клетки со временем заменяются молекулами силикатов, широко известными как кварц. Кварц же, подобно алмазу, невероятно твердый. Данный мне образец этим качеством не обладает.

Один из креационистов, эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд, который по настоянию Уайетта и предоставил образец геологу Лари Коллинзу, после заключения последнего даже перестал писать свою книгу о ковчеге, признав, что заключения Уайетта ошибочны. Чего не скажешь о самом Роне Уайетте, который был фанатично «уверен в себе» до конца своих дней. Равно как и остальные охотники за чудом.

– Рассматривая это фото, я, прежде всего, подумал, что это небольшой выступ в камне, так как там виден еще один подобный выступ,– признается геолог из Бостонского университета Фарук Эль-Баз. – Камни сползали вниз, образуя ров, и это хорошо видно на снимке. Я сомневаюсь, что это дело рук человека.

Склон Арарата: еще один ковчег?

Длина искомого объекта в районе вулкана Тендюрек – 157 метров. Длина Ноева ковчега, согласно Библии, 300 локтей (137 метров). Последователь Уайетта, некто Джерри Бауэн, находит объяснение этой разнице. Моисей, написавший Книгу Бытия, обучался в Египте, и он, очевидно, имел в виду меру длины, которая называется королевский египетский локоть. Таким образом, разница в итоге составляет не двадцать метров, а лишь несколько сантиметров.

Впрочем, размеры «локтей» сильно варьируют. И если очень хочется – можно все. Увидеть человеческое лицо на Марсе, объявить пустыню Наска аэродромом для летающих тарелок и разглядеть петроглифы в виде скафандров в стенах египетских пирамид.

– Чего же мы удивляемся, что ожидания увидеть на горе Арарат корабль увенчались успехом? – говорит российский исследователь Вадим Чернобров. – Тем более, что было найдено целых три его изображения в разных местах.

Несмотря ни на что, и это тоже – лишь общие фразы. Разберемся детально.

Арарат – самый высокий вулканический массив Армянского нагорья. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Высота Большого – 5165 м над уровнем моря

Примерно полвека назад в одной из ледниковых расщелин на Арарате, на высоте 4 км французские археологи нашли еще одни деревянные артефакты. Позднее их удалось датировать 800 г. до н.э. – временами древними, но гораздо позднее предполагаемого плавания Ноя. Возможно, дерево было поднято на высоту для строительства, которое так и не было закончено.

Ноев эсминец

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Ни много ни мало (локоть равен примерно 50 см), это размеры современного эсминца или мегаяхты арабского шейха. При длине 140 метров это был бы самый большой корабль во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи.

– Даже в XIX веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева, – говорит знаток судостроения Том Восмер. – Нужны были бы металлические детали. В море у такого судна потрескается обшивка и даст течь. Он утонул бы так же быстро, как обычный камень.

Возможно, Ной и построил ковчег, только размеры его были куда скромнее.

Ян Брейгель Младший, «Сгон животных в Ноев ковчег» (XVII в.)

Каждой твари – по паре

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».

Считается, что нашу планету населяет 30 млн. видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя целый флот «эсминцев», впихнуть невпихуемое – «по паре» каждого вида (итого 60 млн. особей) – было бы похлеще проблем Ландау. То же касается погрузки «тварей». Если верить Писанию, Ной и его семейство смогли осуществить это за неделю. По мнению экспертов, при реальной скорости на это бы ушло не меньше тридцати лет.

Возможно, Библия имеет в виду не всех животных, а лишь обитавших в той местности, где жил Ной? В Книге Бытия описаны конкретные виды: семь пар от десяти видов «чистых» животных (тех, которые могли приноситься в жертву Богу): овцы, антилопы, рогатый скот, козлы, олени. Там же описаны и «нечистые» звери: свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и т.д. Всего 30 видов. В сумме на борту ковчега должно было оказаться 260 особей. Это очень мало по сравнению с 30 миллионами (считай – 60 млн.), зато куда более реалистично.

Еще одна сенсация, связанная с Ноевым ковчегом, появилась уже в 2000 г., когда были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. В седловине между двух его вершин, под снегом, кто-то вновь разглядел очертания корабля. Увы, ученые снова сочли это лишь обычной складкой сползающего ледника. В конце концов, специалисты совершенно уверены: ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. Ведь ледник движется и сносит все на своем пути к подножию гор. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

От потопа – ни следа

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом... Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Вся легенда о Ное не имеет смысла без факта потопа. Потоп, описанный в Библии, неизменно оставил бы очень явный, видимый во всем мире, геологический след. Его поиски начались еще полтора века назад. Геолог Лан Плимер искал его на всех континентах, но все зазря. Впрочем, не совсем. Ему, как и многим другим, удалось, скорее, доказать, что ничего подобного никогда не было.

Но и это еще не все. Сама идея потопа перечеркивает все, что известно науке об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «... разверзлись все источники великой бездны»,– подсказывает Писание.

– Не может быть, чтобы вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников,– говорит Лан Плимер. – Если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа.

В 1949 г. ЦРУ провело аэрофотосъемку Арарата. Долгие годы эти фотографии были засекречены, доступ к ним открыли лишь в 1995 г. На снимках можно заметить некую темную массу, длина которой – 140 м, почти точный размер ковчега. Однако геологи объявили неубедительными и эти фотографии, сославшись на крайне низкое качество изображения. «Темная масса» на снимках может быть как подтаявшим снегом, так и простой игрой света и тени.

Ной, Гильгамеш и Атрахасис

В расследование о ковчеге в свое время включились и филологи. Изучив язык легенды о Ное, они пришли к выводу, что она написана в VI веке до н.э. Ее вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне (современный Ирак – прим. авт.). Есть вероятность, что именно они и сочинили красивую притчу. Но ученым хорошо известно – любая из таких легенд всегда содержит определенную долю истины. Возможно, история о Ноевом ковчеге – лишь гипертрофированный пересказ реальных событий.

Сто пятьдесят лет назад англичанин Генри Лейерд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Обнаружив сотни клинописных табличек, он отправил их в Британский музей, где с ними могли работать соответствующие специалисты. Впрочем, работники музея не придали важности очередной партии глиняных книг и отправили их в запасники. Там они хранились до 1872?го года, когда сотрудник музея Джордж Смит нашел их и расшифровал. Вот его вывод оказался поистине сенсационным. Он обнаружил сходство между знаменитым «Эпосом о Гильгамеше» и библейской легендой о нашем Ное.

«Ноев ковчег». Иллюстрация Гюстава Доре

Дальше пошло как по маслу. На территорию Ирака была организована масса археологических и геологических экспедиций. Все они подтверждали – серьезный потоп в этом регионе действительно был. Он случился минимум пять тысяч лет назад на территории Месопотамии. А ведь именно там зародились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Им мы обязаны «Эпосом о Гильгамеше», равно как и предшественником этой легенды – эпосом о шумерском герое Атрахасисе. Все эти люди, как и Ной, с завидным постоянством внимают гласу богов, строят плот и спасаются на нем. Кроме того, оба эпоса повествуют о реальном потопе на территории Месопотамии, который, как мы уже сказали, случился пять тысяч лет назад.

А потому ученые предполагают, что легенда о Ное лишь христианский вариант языческого эпоса, написанного вскоре после вышеуказанного потопа. Последний размыл многие города Месопотамии, но, конечно, не весь мир.
Между тем ученый Алан Милорд уверен, что Библия ничего и не говорит о Всемирном потопе:

– На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что там описано наводнение местного характера.

Вероятно, пазл сложился.

А был ли Ной?

Ученые отвечают: «Очень может быть». Только если учесть приведенную выше логическую цепочку, придется перечеркнуть привычный нам образ библейского Ноя, который исторически был, вероятно, совершенно другим человеком.

Он был шумером. А это значит, был побрит наголо, красил брови и носил юбку. Так было принято в культуре шумеров. Как жил этот человек? В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что у него было и золото, и серебро. Получается, что Ной вовсе не был простым виноделом, он был торговцем. Вместо ковчега он, скорее всего, имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки скота, зерна, пива и других товаров. Торговые центры в тех краях лежали по берегам, поэтому перевозить товар по воде было проще и дешевле.

Какого размера была баржа Ноя? Ученые пока не нашли точных описаний шумерских торговых барж, поэтому они просто прикидывают предельно возможный размер подобного судна того времени.

– В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что лодка была разделена на секции, – комментирует специалист по древним судам Том Восмер. – Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько барж, например, стягивали вместе канатами, а наверху находился дом владельца судна.

Возможно, Ной жил на этом судне вместе с семьей, мог погрузить на него животных для продажи. Когда это судно было «пришвартовано», и Ной с семьей как раз находился на нем (по разным версиям, это был момент какого-то празднества), ураганный ветер оборвал веревку и понес баржу по водам реки Евфрат.

Спутниковый снимок местности в одном из районов Араратских гор, где, как предполагается, найдены останки Ноева ковчега

Ученые знают, что таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Такого половодья и дожидался Ной, чтобы отправиться по реке со своим товаром. Если предположить, что в это время случилась сильная буря, то Евфрат мог превратиться в бушующее море, став причиной наводнений. Однако в июле в этих местах редко бывают дожди, поэтому подобные потопы случаются не чаще, чем примерно раз в тысячу лет (неудивительно, что такие события обязательно фиксировались в летописях). В те времена климат в этих регионах был более жаркий и влажный, а потому ураганы и ливни – сильнее, чем сейчас. Если бы такая буря совпала по времени с таянием снега в горах, то могла бы затопить всю месопотамскую равнину. Что, вероятно, и случилось.

Но Библия пишет о 40 днях и ночах, когда лил дождь и «отворились окна небесные». Вавилонский эпос скромнее: он повествует лишь о семи днях. Но и этой недели бы хватило, чтобы «истребить с лица земли человеков». Возможно, оторванная от берега ураганом баржа Ноя, действительно, довольно долго дрейфовала, но уже не по пресным волнам Евфрата, а по морским. Ведь вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой. Ученые рассчитали курс баржи по затопленной равнине и пришли к выводу, что ее, очевидно, унесло в Персидский залив. Неизвестно, как долго плавало семейство Ноя по заливу. Если верить Библии– год, если шумерскому эпосу – семь дней. Версия последнего, естественно, куда вероятнее. На борту Ноевой баржи, скорее всего, было пиво, которое варили здесь с незапамятных времен. Его и пили вместо воды родственники Ноя и он сам. А вот возвращаться после наводнения обратно– в свой родной шумерский город Шурупак – шумерский Ной едва ли захотел. По шумерским законам, любого, кто задолжал денег и не смог вернуть долг, неизменно обращали в рабство. Будучи торговцем, Ной денег, вероятно, задолжал, а «погорев» на потопе, не смог получить прибыль, и ему нечем было отдавать долг. Однако, по вавилонским источникам, Ной был не кто иной, как глава города Шурупак. Но и это ничего не меняло. Шумерские законы были равны для всех.

Дальнейшая жизнь Ноя покрыта тайной. Но в одной из вавилонских табличек все же рассказывается, что Ной остался в земле Дилмун (ныне остров Бахрейн – прим. авт.), а вот в горах Арарата баржа Ноя после потопа оказаться никак не могла. На острове Бахрейн очень много неисследованных могильников. Кто знает, может быть, один из них до сих пор хранит останки легендарного Ноя?

Альтернативное мнение

Оно, безусловно, есть. И заключается оно в том, что армяне, издревле населявшие окрестности Аратата, никто иные, как потомки Ноя. Годом основания столицы Армении Еревана – считают год основания урартского города Эребуни – 782 г. до н. э. Однако, армянские легенды говорят о том, что первые поcеления в этих местах появились еще во времена Ноя. Основным доказательством считается народная этимология слова «Еревац!» (Она появилась!), которое якобы произнес Ной после того, как из-под воды появилась вершина Малого Арарата.

Вид на Арарат со стороны Еревана

Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег».

Как бы то ни было, правду знает, похоже, только Ной, если он, действительно, существовал. Нам остается полагаться на факты и, вероятно, просто верить.

История Ноева ковчега , в котором люди и животные спаслись от всемирного потопа, знакома людям самых разных народов и рассказана в Библии, Коране и Торе, но так ли все было на самом деле. Современные научные методы позволяют по-другому рассмотреть эту общеизвестную легенду.

История о Ное, рассказанная в книге Бытия случилась где-то на Ближнем Востоке около 5000 лет назад. Семья Ноя состояла из трех сыновей. Ноя называют в Библии достойнейшим человеком на свете. Он сохранил добродетель в мире, где царили грех и насилие.

Ной был виноделом, поэтому с этим ремеслом связанны некоторые детали его жизни. По Библии после потопа Ной посадил первый виноградник, однако у него была одна слабость - сделав первое вино, он начинал его неумеренно пить. Однажды ночью сыновья нашли его совершенно пьяным и без одежды. Утром с похмелья Ной был возмущен на своих сыновей, что те видели его голым. У Ноя был сложный характер, но таковы многие великие люди.

Видимо Ной был хорошим верующим, ведь сам Бог возложил на него важную миссию. Он возвестил ремесленнику во сне, что покарает людей за грехи, вызвав всемирный потоп. Чтобы спасти Ноя и его семью Бог велел построить осмоленный ковчег . Он также приказал Ною соорудить в ковчеге три палубы, крышу и дверь. Кроме этого Бог указал точные размеры судна . В тексте Библии размеры приведены в локтях - ковчег имел в длину 300, а в ширину и высоту по 30 локтей. Локоть это длина мужского предплечья чуть меньше полуметра. Размеры ковчега можно сравнить с современным или . При длине почти 140 метров это было самое во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи. Как можно построить такое гигантское судно практически в одиночку? Это весьма смелое занятие.

Многие инженеры утверждают, что такое судно не могло быть построено на том этапе развития судостроения. Даже в XIX веке инженеры использовали металлические крепления, а с деревянным судном могли быть большие проблемы.

Главной проблемой для данного деревянного является его длина, ведь борта бы просто не смогли выдержать такой вес. В море у такого корабля обшивка сразу потрескается, возникнут подтеки, и судно сразу потонет как обычный камень. Разумеется, Ной мог построить ковчег, но его размеры были гораздо скромнее.

Возникает вторая проблема - как он разместил разных животных внутри корабля, причем каждого по паре. Считается что на Земле 30 миллионов видов животных, будь у Ноя целый флот ковчегов , эта задача была бы для него непосильной. В конце концов, как он смог погрузить на борт всех животных. Он должен был их ловить… или они сами приходили на судно. У Ноя было всего семь дней, чтобы найти всех животных и погрузить на ковчег . 30 миллионов видов за одну неделю - итого скорость погрузки 50 пар в секунду. Для более реалистичной скорости погрузки на это бы понадобилось около 30 лет.

Напрашивается вывод, что вся история или выдумана или имела место прямая помощь божественной силы. Но куда больше проблем создает следующая часть. По Библии дождь длился, пока весь мир не был затоплен. Такая катастрофа должна была по всей Земле оставить следы - однородные геологические пласты определенного вида. Поиски свидетельств всемирного наводнения, которое удалось пережить лишь Ною и его семье и животным были начаты полтора века назад. Различные геологи искали на всех континентах, но ничего подобного не найдено. Наоборот есть свидетельства, что такого никогда не было. Сама история потопа перечеркивает все, что известно геологам об истории Земли. Чтобы затопить планету до высоты самой высокой горной системы Гималаи, необходимо количество воды в три раза превышающее объем мирового океана. Откуда ее столько взялось. Тут Библия дает некоторые подсказки. В книге Бытия сказано, что дождь шел в течение 40 дней и 40 ночей. Но для затопления всей планеты и этого было бы не достаточно. Если это не дождь то что.

Библия дает и другой ответ на этот вопрос - истоки бездны. Мог ли великий потоп исходить из недр самой Земли. Если бы вода в таком объеме появилась из гейзеров, то это была бы не вода и не океан, а болотная жижа, по которой невозможно плыть. Даже если потоп был вызван чудом, Ною пришлось бы столкнуться с другим затруднением. Затопление всей поверхности планеты привело к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много водяного пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а повышенное давление могло привести к разрыву легких. Существует и другая угроза. Выбросы гейзеров содержат ядовитые газы недр земной поверхности. Их концентрация тоже была бы смертельной для людей.

Итак, ничто на Земле не могло вызвать всемирный потоп. Выходит причину надо искать в космосе, так как кометы содержит много льда. Однако чтобы затопить всю Землю диаметр кометы должен быть 1500 км. Если бы такая комета упала, все люди погибли бы еще до начала потопа. При приближении внеземного объекта кинетическая энергия переходит в тепловую, а это равносильно взрыву 12 миллионов мегатонн тринитротолуола. Это был бы чудовищный по силе катаклизм. Вся жизнь была бы стерта с лица Земли. Температура поднялась бы ненадолго до 7000 градусов по Цельсию. Все бы погибли так и не успев подняться на борт ковчега .

По Библии ковчег причалил к горе Арарат на востоке малой Азии. Когда вода отступила, животные и люди повторно заселили планету. Можно ли там найти остатки ковчега . Дерево - материал недолговечный перед лицом времени. На горе побывало бесчисленное множество экспедиций в поисках ковчега и на склонах этой горы не обнаружено следов его пребывания. Это позволило даже развить туристический бизнес - паломники, археологи - все хотели найти остатки древнего судна . Когда интерес к горе Арарат начал угасать она «подбросила» сенсацию. В 1949 году американцы вели аэрофотосъемку горы Арарат. Появились слухи, что летчики сфотографировали во льдах странный объект. ЦРУ засекретило эту информацию на десятки лет. Однако в 1995 году появился доступ к этой информации. На одном из склонов был замечен темный объект длиной около 140 метров, точная длина Ноев ковчега. Но геологи объявили эти снимки не убедительными из-за плохого разрешения фотографии. В 2000 году съемку произвели со спутника. На склоне было нечто похожее на корабль , но очень сомнительно. По мнению геологов в любом случае ковчег не мог оставаться в замороженном состоянии так долго. Ледник движется и сносит все находившееся на склонах вниз по склону.

...сенсация Ноев ковчег найден!

В мире достаточно много снимков Ноев ковчега , но все они вызывают сомнения. Авторов снимков найти невозможно. Все это делается с целью подтвердить библейскую легенду. Увы, история Ноев ковчега с точки зрения науки не является достоверной. Возможно, она и не должна была быть реальной.

Если историю Ноев ковчега переписать, то получиться следующее. Все началось в Шумане древнем государстве на территории нынешнего Ирака. Конкретно в городе Shuruppak - центр древней цивилизации. Именно здесь изобрели колесо и систему счета. Сам Ной вовсе не был бородатым старцем как в Библейских рассказах. Это был богатый человек (купец), о чем говорили наличие золота и другие ценности. Он также имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки зерна и скота.

Город располагался на берегах рек Тигр и Евфрат. По ним доставляли товары в другие поселения, что было гораздо дешевле, чем караванами по пустыне. Для передвижений шумеры использовали четырехметровые каноэ, но торговые суда были крупнее. Лодка была разделена на секции. Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько речных барж стягивались воедино при помощи канатов или крепежных брусьев. Поскольку судно было грузовым то легко догадаться, чем оно было загружено: зерно, животные и пиво.

Вероятнее всего наш Ной стал заложником стихии. Кое-где река Евфрат судоходна при высоком уровне воды, поэтому надо было рассчитать время отправки. Оно должно было совпасть с полноводьем. Таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в реке Евфрат. В это время протоки становятся проходимыми для судов . Но был некоторый риск. Если бы над Шуруппаком разразилась сильная буря, то полноводная река превратилась бы в неуправляемую бушующую стихию и стала бы причиной наводнения. Обычно в июле в этих местах редко бывают дожди. Подобные явления происходят здесь один раз в тысячу лет. Поэтому подобное событие обязательно отразилось бы в летописи. Семья Ноя сидела вместе за обедом. Внезапно налетел ветер, началась буря, а за тем и наводнение. Именно оно стало основой истории Ноя. Чтобы сорвать баржу Ноя с привязи за счет резкого повышения уровня воды в реке требовался настоящий тропический ливень. Последствия таких катаклизмов были катастрофичными и записи о них отражались в хрониках тех лет. Если буря совпала с периодом таяния снегов в горах, то воды Евфрата могли затопить всю Месопотамскую равнину. Дождь шел семь дней. Потеряв большую часть груза, баржа Ноя оказалась среди бушующих волн Евфрата. Если верить легенде, утром Ной и его близкие не смогли увидеть землю. Затопленная область простиралась на десятки километров. После бури, они дрейфовали на судне по течению, ожидая, когда их вынесет на речную мель. Но трудности только начинались. Поскольку люди не могли увидеть землю в течение семи дней, напрашивается заключение - потоп охватил весь мир.

Семья Ноя считала, что их судно носит по разлившимся водам реки Евфрат, но вода за бортом стала соленой. Ноев ковчег плыл уже не по реке, а в Персидском заливе. Неизвестно как долго его семья плавала по заливу, в Библии говорят год, а Вавилонские таблички о семи днях. Главной проблемой Ноя было отсутствие пресной воды. При отсутствии дождя им оставалось пить пиво, запасенное в трюмах для торговли. По Библии Ною удалось добраться и спастись на горе Арарат, но шумерские тексты гласили, что было далеко к завершению. Кредиторы начали требовать деньги у Ноя, поэтому он решил покинуть эту страну, чтобы избежать преследования. Конец жизни Ноя остается тайной.

Земля обильная пищей которой Бог одарил Ноя, где его семья могла не тратить время на работу и наслаждаться праздностью, могла быть Dilmun, в настоящее время остров Бахрейн. На острове находится тысяча небольших могильных холмов. Лишь некоторые из них раскопаны и изучены. Возможно, среди них есть могила, где покоится великий Ной. Постепенно история об этом необычном путешествии легла в основу одной из шумерских легенд. К ней добавилось множество мифических подробностей. В дальнейшем текс неоднократно копировался и переписывался. В историю вносились все новые и новые изменения. 2000 лет спустя один из этих текстов хранившийся в библиотеке Вавилона прочли евреи священники. Они нашли в ней важную мораль. Если люди нарушают богоданные законы, они платят за это страшную цену. Иллюстрацией к этой морали тогда стала одна из самых популярных в то время легенд. Но сейчас мы можем домыслить обычного человека, реальное судно и вполне реальное приключение.

Это, если судить по легенде, древний город Яффо (в переводе с иврита «красивая»), основанный около 4000 лет назад и расположенный на юго-западе Израиля. Сегодня он примыкает к экономическому и культурному центру страны - Тель-Авиву. Но об этом мегаполисе я расскажу в чуть ниже.

0 0


Среди прибрежных израильских городов Яффо один из самых своеобразных и колоритных. Утром я отправился туда на такси, чтобы осмотреть достопримечательности. Попросил водителя довезти меня до площади старого города. От неё, начальной точки моего маршрута, всё рядом – в шаговой доступности.

Скала Андромеды

В этом городе все овеяно легендами. Считается, что здесь Ной построил свой ковчег, который во время Всемирного потопа стал приютом для его родных и некоторых представителей животного мира планеты. Отсюда отправился в путь библейский пророк Иона, проглоченный во время бури огромным китом, который через три дня выплюнул свою добычу на берег. Греческие мифы повествуют, что в этом месте на прибрежной полосе была прикована к скале прекрасная принцесса Андромеда, а отважный герой Персей освободил ее, превратив в камень при помощи головы Горгоны-медузы чудовищного монстра – Кракена. Ныне вокруг полузатопленных каменных обломков носятся на водных мотоциклах местные экстремалы, да чуть поодаль покоряют упрямые волны отчаянные серфингисты.


0 0

Гавань Яффо

В еврейских хрониках Яффо упоминается как город, которым управляли филистимляне, затем он перешел к еврейскому племени Дан. Потом сюда пришел царь Давид, отстроивший гавань Яффо и превративший поселение в региональный центр торговли. Библейские источники утверждают, что при царе Соломоне через порт Яффо сплавляли ливанские кедры для строительства Первого храма. История рассказывает также о захвате города греками, вступившими в жестокое сражение с Иегудой Маккавеем.

В римский период город развивался и процветал. Однако в 67 году н.э. попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны привели к разрушению Яффо и гибели его защитников: они пытались покинуть горящий город на судах, но те были потоплены. Впрочем, уже в скором времени римский император Веспасиан вновь отстраивает город и даёт ему название в честь своей жены - Флавия Иоппа. В 636 году Яффо захватывают арабы, и с этого времени он теряет своё значение как центр торговли. Внимание к чахнущему опустевшему городу-порту вновь привлекли крестовые походы. Крестоносцы отстроили укрепления, яффский порт становится основным пунктом снабжения "Христова воинства", однако в 1268 году султан Бейбарс I разрушает город до основания, и на несколько столетий Яффо, как город, перестаёт существовать.

Следующий этап его истории связан с Оттоманской империей. Наполеон Бонапарт в 1799 году захватил Яффо, но вскоре тот вернулся под власть турок. В конце XIX века именно отсюда началось возвращение евреев в Израиль, и уже в период Первой алии был построен еврейский квартал Неве-Цедек. Яффо знал кровопролитные столкновения евреев и арабов, а в 1948 году город полностью перешел под еврейский контроль. В 1950 году города Тель-Авив и Яффо были объединены и управляются одним муниципалитетом.

Старый город

На въезде в старый город, который занимает совсем небольшую по площади часть Яффо, нас встретила османская башня султана Абдул Хамида II с часами.

0 0

Еще таксист просил обратить внимание на местную «фишку», на фоне которой любят фотографироваться туристы, - дерево без корней в подвешенном на цепях большом глиняном кашпо на площади. Избегая проторенных туристических маршрутов, не торопясь, отправился бродить по живописным узеньким улочкам и переулкам старого города. Основное население здесь, как пояснила мне добровольный гид Людмила (супруга моего хорошего товарища Виктора), художники, музыканты, скульпторы и артисты. Вообще в городе мирно сосуществуют представители разных конфессий. Помимо арабов и евреев, в Яффо живут армяне и копты, православные, греки-католики, марониты и протестанты. Архитектурные стили домов отражают разные периоды его прошлого: от колоритного - Оттоманской империи и до пуританского - Британского мандата.


0 0

Оживленный блошиный рынок "Шук Пиш-пишим" - обязательный пункт нашего маршрута. В многочисленных лавочках и на открытых прилавках засилие старых вещей. Можно купить всё – от формы британского военного из оккупационных войск до кумачового стяга с советской символикой. Много антикварной мебели, ковров, раритетных книг на различных языках, значков и всякой сувенирной дребедени.


0 0

Во время прогулки открыл для себя много чего нового в старом Яффо. Своеобразный срез истории от Оттоманского периода до нынешних времен: две главные улицы - Йефет и бульвар Иерушалаим. Известны далеко за пределами страны театры «Ха-Симта» (Переулок), театр «Гешер» (Мост) в зале «Нога» (Венера), где ставят спектакли на иврите и на русском языке, музей древностей и музей истории, салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим.

Среди множества городских достопримечательностей – Ган ха-Писга с его уникальной атмосферой, очаровательными ресторанчиками, художественными галереями и сувенирными лавками, специализирующимися на иудаике; восхитительная набережная и порт, сохранивший свой колорит, откуда каждый вечер отправляются рыбацкие суда на ночной промысел с прожекторами и утром возвращаются с уловом. В Яффо расположено 11 известных церквей, монастырей и мечетей, среди которых выделяются церковь Святого Петра и францисканский монастырь, христианская святыня - дом Симона-кожевника, где апостол Петр воскресил праведную Тавифу.

Только здесь можно найти замечательные бурекасы, которые традиционно в Яффо выпекают представители болгарской алии, нашедшей здесь приют. Поэтому город, хранящий традиции балканской кулинарии в многочисленных пекарнях и тавернах, называют «маленькой Болгарией».

Пообедали мы в неплохом бухарском ресторане – декорирован под среднеазиатский караван-сарай. Языкового барьера никакого – обслуживающий персонал прекрасно говорит по-русски. На стенах – портреты звезд нашей эстрады, которые, по всей видимости, частенько навещают данное заведение во время своих визитов в землю обетованную.

Побродив по запутанным лабиринтам улиц и посетив квартал знаков Зодиака, где вдоволь налюбовались работами художников, скульпторов и народных умельцев, спустились к морю, чтобы посмотреть на фантастически красивый яффский закат. Завораживающее зрелище. Завершился еще один день на святой земле.


0 0

Возле моря белым парусом

высятся дома Тель-Авива, который стал первым еврейским городом Израиля, основанным в наши дни. В этом мегаполисе, который за весьма непродолжительный отрезок времени превратился в экономический и культурный центр страны, жизнь никогда не останавливается.

Город расположен на 14-километровой полосе вдоль побережья Средиземного моря. На севере ее пересекает река Яркон, на востоке - река Аялон. Планируя посещение этого оживленного перекрестка мира (как еще называют Тель-Авив), я решил провести здесь целый день, чтобы поближе познакомиться с прошлым и настоящим этого удивительного городского поселения.


0 0

Дела давно минувших дней

История Тель-Авива начинается с Яффо - примыкающего к нему древнего города, расположенного к юго-западу и основанного около четырех тысяч лет назад.

В 1909 году 66 еврейских семей, живших в Яффо, основали первый район будущего Тель-Авива, названный Ахузат-Баит (Родной дом). Изначально он был частью Яффо, а в 1910 году его переименовали в Тель-Авив (Холм весны). Новый район быстро расширялся, к нему присоединялись другие, пока он не стал центром ишува - еврейского населения тогдашней Палестины. Именно в Тель-Авиве 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион объявил о создании государства Израиль.


0 0

Нас берег встречает прохладой

Ближе к обеду на набережной, где мы прогуливались с моим добровольным гидом Людмилой, было довольно-таки зябко - дул морской прохладный бриз. Волны, одна за другой, набегали на берег, отчаянные серфингисты пытались оседлать их, иногда успешно. Недалеко от высоток на прибрежной полосе в зеленой зоне приметил тренажерную площадку со всевозможным оборудованием для поддержания здоровья. Оказывается, любой желающий с 14-летнего возраста может воспользоваться тренажерами. Приходи - тренируйся сколько захочешь, поправляй здоровье.


0 0

Затем более часа разыскивали русскую духовную миссию Московского патриархата: хотели осмотреть монастырь святого апостола Петра, который расположен на ее подворье. Ворота оказались закрытыми - неприемный день. Сфотографировал монастырь из-за забора и в путь, по улицам культурной столицы.


0 0

Сердце города

Бывший район Ахузат-Баит, расположенный между теперешними улицами Монтефиори и Йегуда ха-Леви, является историческим ядром Тель-Авива. К западу от него находится основанный в 1877 году Неве-Цедек - первый еврейский район за пределами Яффо. В 80-х годах XX века он был отреставрирован, и теперь это живописное место, где сохранилось немало старых зданий. Многие дома вокруг Ахузат-Баит построены в эклектическом стиле, популярном в Тель-Авиве в двадцатых годах прошлого века. Такие здания можно увидеть на улице Нахлат-Биньямин и в сердце города - треугольнике, образованном улицей Шенкин, бульваром Ротшильда и улицей Алленби.


0 0

Архитектурные стили в Тель-Авиве - бальзам на сердце любителям старины. Например, всемирно известный баухаус. Этот стиль, разработанный в Германии и основанный на четких формах и асимметрии, был очень популярен с 30-х годов и до образования государства Израиль. В центре Тель-Авива, известном как Белый город, находится самая большая в мире группа зданий, построенных в стиле баухаус. По этой причине Белый город был включен в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Данный район, по сведениям из путеводителя, занимает территорию от улицы Алленби на юге до реки Яркон на севере и от бульвара Бегина (Дерех Бегин) на востоке до моря. Много зданий в этом стиле на бульваре Ротшильда и в районе площади Дизенгоф. В северной части Белого города находится большой парк Яркон, раскинувшийся на берегах одноименной реки, а на северо-западе - тель-авивский порт с множеством увеселительных заведений, ночных клубов и ресторанов. Заметил во время прогулки по улицам много новостроек. Город растет, развивается и становится с каждым годом все прекрасней.


0 0

Тель-Авив по праву называют главным культурным центром страны. Здесь расположены более двадцати музеев, в том числе наиболее важные - Эрец-Исраэль (Музей Израиля) и Тель-авивский художественный музей. Для любителей прекрасного - Концертный зал оркестра израильской филармонии, Израильская опера, большое количество национальных театров.

В городе немало мест, представляющих историческую ценность. Это дома-музеи Бялика, Бен-Гуриона, Дизенгофа, старое кладбище на улице Трумпельдор, галерея «Бейт-Реувен». Любители природы могут посетить сады в Абу-Кабире, парк Яркон и Ботанический сад рядом с университетом. Семьям с детьми будет очень весело в Луна-парке - там много всяческих атракционов.

В городе есть несколько площадей, главные из них - площади Рабина, Дизенгофа и Кикар ха-Медина. Так, на последней, например, представлены бутики всех самых известных дизайнеров мира моды.


0 0

Тель-Авив - крупнейший деловой и торговый центр Израиля. Именно здесь, в престижном многоэтажном бизнес-центре Рамат-Гана расположилась знаменитая на весь мир Алмазная биржа. Израиль является мировым лидером в сфере разработки технологий по обработки и полировки бриллиантов: местные фабрики, занимающиеся шлифовкой алмазов, оснащены самым передовым и качественным оборудованием. Современные технологии в совокупности со штатом высококлассных специалистов делают страну активным игроком на международном рынке бриллиантов.

Рядом с красочными шумными рынками (Кармель, ха-Тиква, Левински и Блошиный рынок в Яффо) прилепились огромные современные торговые комплексы, такие как Дизенгоф-центр и Центр Азриэли. Без покупки из них не уйдешь: все товары качественные и на любой кошелек. Но, пожалуй, не для меня - бюджетного путешественника. Покрывало ночи окутало городские улицы - до свиданья, Тель-Авив. Может быть, когда-нибудь мы еще свидимся.


0 0

Мифы, древние сказания, свидетельства древних авторов всегда воспринимались как вымысел, красивые сказки и не более того. То же самое происходило и с библейскими мифами. Все, что рассказано в Библии, отвергается современной ортодоксальной наукой, которая в своем махровом атеизме иногда не хочет замечать очевидных вещей. Другое дело, что за два с небольшим тысячелетия Библия несколько изменилась, ведь ее переписывали люди, которые могли внести что-то свое или даже просто неправильно переписать первоисточник, попросту ошибиться. Но это не значит, что нужно просто так отмахиваться от информации, полученной из любого источника. Помните, как знаменитый Генрих Шлиман просто взял в руки поэму Гомера и смог найти Трою.

Поэтому вызывает удивление, что до сих пор никто из серьезных ученых не захотел поискать известный всем христианам корабль, с помощью которого был спасен «род человеческий». Чем объяснить такую лень? Или это не лень, а нечто большее? Например, желание скрыть от населения Земли его настоящую историю. Ведь, зная историю, да еще такую давнюю, можно предвидеть будущее, тем более что оно уже предсказано и Библией, и древними майя, и шумерами... В общем, совершенно непонятная секретность и странное отсутствие любопытства со стороны археологов и историков по меньшей мере удивляют!

  • на официальном сайте.

Гора Большой Арарат, высота которой 5165 метров, находится на территории Турции, недалеко от границы с Арменией. Говоря точнее, Арарат состоит из двух вершин — Большого Арарата и Малого Арарата, высота которого 3925 метров. Расстояние между ними составляет приблизительно 20 километров. Вершины обеих гор покрыты вечными снегами и часто закрыты облаками от взглядов наблюдателей, стоящих у подножия этих величественных гор.

Название «Арарат» толкуется разными авторами по-разному. Великий путешественник Марко Поло указывал на то, что по-армянски слово «арк» означает «ковчег». Некоторые источники связывают название горы с названием корабля древних греков, приплывших в Колхиду за Золотым Руном, — «Арго». Однако скорее всего прав Моисей Хоренский, который утверждал, что название происходит от слов Арай-Арат — «гибель Арата». Арат I — армянский царь, отказавшийся жениться на ассирийской царице Семирамиде. Это очень не понравилось властной и могущественной царице Ассирии, и в IX веке до н. э. Арат I в сражении с ее воинами был убит.

Но не увлеклись ли мы географическими и историческими подробностями? Ведь читателю не терпится узнать про ковчег. Итак, начнем опять с Библии и с древних преданий. Воды потопа стали спадать, и ковчег смог пристать к берегу. Ной вышел из него и принес Богу благодарственную жертву за спасение. Но в Библии нет точного указания, к какой горе именно пристал ковчег. Однако указание на то, что «Ковчег остановился на Араратских горах», говорит о том, что он должен находится на территории древнего государства Урарту (современная Армения). Жители Армении, Турции, Ирана — стран, ближе всех расположенных к Арарату, все же считают, что Ковчег находится именно там, так как это самая высокая и самая недоступная вершина всей горной системы.

С античных времен вера в то, что на Арарате находится Ковчег, сомнению не подвергалась. Вавилонский летописец Берос в 275 году до нашей эры отмечал: «...корабль, который в Армении опустился на грунт...» — естественно, имел в виду ковчег Ноя. Иосиф Флавий в I веке нашей эры пишет: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении». Оба они отмечают в своих книгах, что люди ходили собирать смолу с корабля для изготовления амулетов.

Существует еще одна легенда. В Араратском ущелье жил отшельником епископ по имени Яков. Желая удостовериться, что на Арарате действительно находится корабль Ноя, он предпринял попытку восхождения на Арарат. Однако, утомленный крутизной горы, остановился на отдых и заснул. Во сне ангелы отнесли его на то место, откуда он начал восхождение. Так продолжалось несколько раз. Наконец Господь смилостивился над ним и послал ангела, который явился Якову во сне и сказал, что Бог посылает ему часть Ковчега, но «идти вверх больше не пытайся». Проснувшись, Яков увидел возле себя доску и, вняв вещему сну, вернулся.

Только с 1829 года берут начало попытки научного подхода к изучению этого вопроса. Именно в этом году профессор Фридрих Парро из Дерптского университета трижды пытался со своей группой подняться на Большой Арарат. Перед восхождением они провели некоторое время в монастыре Аора на северо-западном склоне горы. Там монахи показали Парро икону и рассказали, что она написана на доске, взятой с ковчега. Однако Парро ковчега не нашел. Только ледник, открытый им, получил его имя. Что же касается монастыря и деревни Аора, то во время извержения Арарата (а Арарат — это вулкан) они погибли со всеми, кто там находился, и сейчас в этом месте зияет пропасть глубиной 280 метров.

В 1845 году другой профессор из Дерпта, Герман Абих, совершал восхождение на Арарат. Итогом его восхождения стало открытие двух ледников — Абих-1 и Абих-2.

В 1848 году для исследования снежных обвалов на Арарат была направлена турецкая экспедиция. Ее участники обнаружили торчащий из ледника каркас корабля из черного дерева. Состояние ковчега было оценено как очень хорошее, правда, уже проломились оба борта, видимо, сжатые ледником. Им даже удалось попасть внутрь ковчега, хотя основная часть корабля была заполнена снегом и льдом. В дальнейшем неоднократно предпринимались попытки вновь подняться на Арарат и увидеть ковчег. Это пытались сделать и русский генерал Ходзько, и архидьякон Нури, который заявил, что видел остатки ковчега, частично закрытого ледником, и английский майор Стюарт. Однако лишь в 1883 году было опубликовано сообщение турецких властей об открытии ковчега.

В 1916 году русский летчик В. Росковицкий, пролетая над Араратом, увидел внизу замерзшее горное озеро, на краю которого виднелся каркас огромного корабля. Как и полагается офицеру, Росковицкий подал рапорт начальству, которое, в свою очередь, доложило о находке в Петербург. Несмотря на то, что шла Первая мировая война, Николай II распорядился отправить экспедицию на Арарат. В течение месяца солдаты, приданные экспедиции, расчищали подход для ученых. Члены экспедиции тщательно все обмерили, описали, сфотографировали (благо, к тому времени уже существовала фотография), собрали большое количество образцов. Материалы были отправлены в Петербург. Однако в России в это время бушевала революция. Новым вождям атеистического государства такие реликвии были совершенно не нужны. По некоторым данным, материалы были доставлены Л. Троцкому, который уничтожил и документы и курьеров.

В августе 1952 года французы Наварра и де Рикер замечают предмет странной формы, застрявший в леднике, но поскольку расстояние было слишком большим, а подойти близко им не удалось — заявить о своей находке французы не решились. Через год Наварра вновь оказывается на Арарате и ему удается снять на пленку корпус конструкции, видимой из-подо льда. Однако испортившаяся погода не позволила продолжить исследования. В 1955 году Наварре удалось привезти часть деревянной конструкции. Анализ бруса показал примерный возраст дерева (кстати, определили, что это был дуб) — более 5 тысяч лет.

В 1960 году над Араратом пролетал пилот НАТО Г. Швингхаммер, i который также увидел ковчег. Турецкие власти сразу же организовали экспедицию и их поиски увенчались успехом. Корпус корабля с помощью динамита очистили ото льда. Солдаты проникли внутрь, но кроме полуистлевшего дерева ничего не нашли. А что, собственно говоря, они должны были найти? Самого Ноя, что ли? Однако турецкие власти материалы засекретили.

В 1984 году Рон Вьят сумел взобраться на Арарат и отколоть от борта несколько окаменевших досок. Он сумел переправить все это через границу. Это дерево было доставлено в Нью-Йорк, однако анализы, видимо, не проводились.

На самом же деле еще в 1949 году самолет-разведчик ВВС США сфотографировал на горе объект, напоминающий по форме гигантский корабль.

Кстати, все эти данные были получены после того, как искатели ковчега обратились за информацией в Пентагон. Сначала им вежливо отказывали, но, в конце концов, под давлением напоминания о законе про свободу информации, военные несколько смягчились и рассекретили часть информации. Но когда энтузиасты стали запрашивать фотографии со спутника-шпиона, то в Пентагоне заявили, что это государственная тайна и получить информацию такого рода невозможно. Правда, чуть позже, в 1997 году, в газете «Вашингтон пост» было опубликовано интервью бывшего сотрудника ЦРУ (без указания фамилии и должности), который собственными глазами видел и само судно, и его обшивку.

Однако реальных доказательств существования ковчега у науки по-прежнему нет.

К сожалению, опять приходится сетовать на секретность. Без данных, о которых здесь уже упоминалось, невозможно доказать реальность существования ковчега. Однако, имея на руках даже то, что известно широкой публике, можно утверждать, что библейская история Ноя и его ковчега вовсе не миф, а летопись реальных событий далекого прошлого. И Всемирный потоп действительно был. Но кто свидетель этого страшного катаклизма? Кто сумел передать потомкам информацию об этой трагедии? Чья цивилизация пострадала в этой катастрофе? Возможно, вы узнаете это, если не отложите книгу в сторону, а продолжите читать.



Ноев ковчег и его предыстория

О Ноевом ковчеге рассказывается в первой книге Моисеевой «Бытие». Ему посвящены 6, 7 и 8 главы. Назван ковчег по имени Ноя, сына Ламеха. Эти люди являлись прямыми потомками Адама и Евы. Причём они отличались поразительным долгожительством. Сам Адам прожил 930 лет, а Ламех пробыл на земле 777 лет. У Ноя дети появились, когда ему исполнилось 500 лет. Правда, если предположить, что в «Ветхом завете» под словом «лет» подразумевается «месяцев», то тогда человеческая жизнь приобретает вполне нормальную продолжительность.

Когда Ною исполнилось 600 лет, Бог задумал уничтожить род человеческий, так как тот морально и нравственно разложился и перестал радовать Создателя чистотой помыслов и праведностью дел своих. Но сын Ламеха выпадал из общего ряда деградировавших личностей. И тогда было решено сохранить ему жизнь и начать всё заново.

Бог призвал Ноя к себе, велел ему построить деревянный ковчег и хорошенько просмолить его. Он дал конкретные размеры сооружения. Длина - 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей. Локоть примерно равен 46 см. Значит, длина составляла где-то 138 метров, ширина соответственно - 23 метра и высота равнялась 14 метрам. Соответствует это 5-этажному дому с малогабаритными квартирами. Конструкция довольно внушительная.

Когда всё было готово, Создатель велел Ною войти в ковчег со своим семейством, а также взять с собою по семь пар скота чистого, а нечистого по две пары. На всё про всё было отведено 7 дней. Ной с задачей справился. Как только последняя земная тварь ступила на борт ковчега, начался потоп. Случилось это на 600 году жизни нашего героя, во второй месяц и 17-й день.

Продолжался потоп 150 дней. Всё это время Ноев ковчег плавал по бушующим водам. Вся земля оказалась затопленной. Уровень воды поднялся выше самых высоких гор на 7 метров, и всё живое погибло.

Затем потоп кончился. Уровень воды начал медленно падать. На 7-й месяц после начала путешествия ковчег оказался на Араратских горах. Но только на 10-й месяц из воды показались горные вершины. После этого огромное судно коснулось дна и замерло на месте. В общей сложности прошёл год, прежде чем люди и животные опять ступили на землю. После природного катаклизма Ной прожил ещё 350 лет. Общая же продолжительность его жизни составила 950 лет.

Существовал ли в действительности Ноев ковчег?

Находки и предположения

По поводу существования Ноева ковчега мнения разнятся. Одни люди считают, что такой факт действительно имел место 4400 лет назад. Другие же категорически отрицают библейскую информацию, называя её красивой сказкой. Но любой ребёнок знает, что в сказке всегда есть доля истины.

Этого мнения придерживалось и придерживается множество исследователей. Точка зрения тут однозначная, чтобы доказать подлинность изложенных в «Ветхом завете» фактов, необходимо найти останки огромного деревянного судна. Но дело осложняется тем, что площадь горной системы Арарат достигает 1300 кв. км. Это огромный район, расположенный в восточной части Турции. С учётом прошедших 44 веков, а также вулканических извержений, обнаружить какие-то предметы, оставшиеся от ковчега, представляется чрезвычайно трудной задачей.

Гора Арарат. Именно где-то на ней и лежит Ноев ковчег

Следует также учитывать тот факт, что в Библии прямо сказано, что Ноев ковчег оказался на Араратских горах. Но имелась ли в виду именно гористая местность на востоке современной Турции. Может быть, древние летописцы говорили о совсем других горах.

То, что Ной строил огромное судно именно в Месопотамии, сомнений не вызывает. Информация о всемирном потопе связана напрямую с шумерами . А те, как известно, жили в восточных районах Междуречья.

Те, кто писал Библию, черпали знания из вавилонских летописей, созданных на основе шумерских легенд. Но знали ли жрецы древней страны о горе Арарат. Скорее, они могли иметь в виду Кордиенские горы. Расположены те на границе Турции и Сирии, то есть в более южном районе. А, следовательно, площадь поиска значительно увеличивается.

Но исследователи склоняются к мнению, что именно на неприступной вулканической вершине огромное судно нашло своё пристанище, так как она самая высокая. Именно гора Арарат стала той землёй, на которую и ступили измождённые странники после года мытарств по бушующим водам.

С середины XIX века этот район посетило несколько экспедиций. Все исследователи утверждали, что видели нечто похожее на останки ковчега. Ситуация обострилась, когда люди придумали авиацию, а за ней и разведывательные самолёты. В период Холодной войны те постоянно летали над данным районам и фотографировали местность, так как она представляла собой стратегически важный объект.

Благодаря этим снимкам, и удалось увидеть странный объект, напоминающий по своей форме лодку. Располагается он в северо-западной части горы на высоте 2700 метров над уровнем моря. Аналогичное образование есть и южнее горы Арарат. Это район вулкана Тендюрек. Там тоже находится своеобразный объект, который можно охарактеризовать как остов большого судна.

Именно к нему совершил несколько экспедиций американский археолог-любитель Рональд Уайетт. Его находки не вызвали ажиотажа в научных кругах, но исследователь по сей день убеждён, что нашёл Ноев ковчег.

На переднем плане хорошо просматривается окаменелость, напоминающая своей формой морское судно

Что же представляет собой образование, находящееся недалеко от Тендерюка. Это окаменелость, которая по своему внешнему виду и габаритам соответствует размерам ковчега, указанным в «Ветхом завете». Можно допустить, что когда-то в этом месте лежало огромное рукотворное творение из дерева.

Под воздействием вулканических извержений древесина окаменела. Лигнин и целлюлоза распались, и произошло замещение органических веществ минералами. Получились халцедоном, опал, кварц. Но форма огромного судна сохранилась. Только по прошествию веков ковчег из деревянного превратился в каменный.

Образцы этого камня были исследованы учёными. Но даже без химического анализа стало ясно, что это не окаменевшая древесина, а вулканическая лава. Дело же в том, что если взять тот же кварц и провести им по стеклу, то на гладкой поверхности останется хорошо различимая царапина. Кусок же камня, который якобы являлся частью огромного судна, не оставил на стекле ничего. Он оказался гораздо мягче минерала, то есть не мог быть окаменевшим деревом.

Но под силу ли было Ною, используя технологии того далёкого времени, построить судно с такими размерами, которые даны в Библии? По этому поводу существует устойчивая научная точка зрения, с которой мы сейчас и ознакомимся.

Мог ли Ной построить огромный ковчег и доплыть на нём до горы Арарат?

Начнём с размеров корабля. Его длина составляла 138 метров. Величина очень приличная. Ничего подобного человечество в последствии из дерева не строило. Причём не просто из дерева, а из цельных стволов, расщеплённых на доски.

Самое длинное цельнодеревянное судно из канадской сосны построили в 1909 году на северо-восточном побережье США в штате Мэн. Это двухпалубная шхуна «Вайоминг». Её длина составляла 100,4 метра. Если же брать длину с учётом бушприта (рангоутное дерево, выступающее вперёд на носу судна для улучшения маневренности), то тогда получается величина 124,8 метра.

Шхуна всю свою жизнь проплавала в прибрежных водах и никогда не выходила в открытый океан. Но в 1924 году «Вайоминг» оказался в открытых водах, попал в сильный шторм и очень быстро затонул. В чём причина гибели?

Длинная доска под воздействием морских волн изгибается

Доски, из которых состояла обшивка шхуны, разошлись. В образовавшиеся отверстия хлынула вода, и судно ушло на дно. Дело же в том, что длинная доска под действием водной стихии начинает выгибаться. Её края то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Это полностью разрушает герметичность швов, что и ведёт к гибели длинного деревянного корабля. Теперь, вооружившись нужными знаниями, посмотрим на Ноев ковчег.

Он был длиннее «Вайоминга» на 38 метров. И где же Ной взял такие длинные стволы, да ещё сумел расщепить их на доски? В то время он мог пользоваться лишь инструментом из мягкой меди. Такого понятия как лесопилка, естественно, не было. Видимо мужчина забивал клинья и таким образом раскалывал стволы, которые значительно превосходили по длине современные деревья.

На счёт размеров леса существует версия, что до потопа природа на Земле была совсем другой. Растительность имела гораздо большие размеры, чем в наши дни, а деревья по высоте превышали современные в 2-3 раза.

Ноев ковчег изображён в разрезе. Всего имелось три палубы. В боковых отсеках находились вода и продукты питания. Среднюю часть судна занимали помещения для людей и животных

Пусть будет так. Наш герой срубил огромные деревья, расщепил их на доски. Из кручёных тиковых ветвей сделал верёвки, которые по прочности не уступают стальным канатам. Ими он и связал доски, а пазы между ними заделал мхом и пчелиным воском. Получилась огромная, деревянная, абсолютно герметичная конструкция. После этого в ковчег зашли люди и твари земные. Они встретили потоп в надёжном убежище.

Воды подняли судно и закружили его в бесконечных водоворотах. Ковчег оказался на самых настоящих океанских просторах. Ветер, огромные волны. Всё это нещадно трепало корабль. А дальше началась трагедия. Доски начали расходиться по той же причине, что и у «Вайоминга». Герметичность нарушилась. Вода стала заполнять деревянную конструкцию. С учётом того, что потоп полностью охватил Землю, погибли все пассажиры огромного плавательного средства.

Но допустим, что герметичность оказалась на высшем уровне. Вода не попала внутрь судна. Однако здесь нужно учитывать то, что ковчег не имел никакого управления. Когда неуправляемый корабль поворачивается боком к огромной волне, что происходит? Правильно, он переворачивается. То есть творение ноевых рук должно было задраться килем вверх и затонуть.

Но тут есть теория, которая полностью опровергает подобную печальную интерпретацию событий. Дело в том, что рядом с так называемым ковчегом исследователи нашли базальтовые пластины. В некоторых из них оказались отверстия. Можно допустить, что их сделала либо природа, либо руки человеческие. Но для чего человеку нужно было долбить камень?

Одна из базальтовых пластин, найденная возле окаменелости, похожей на Ноев ковчег

Исследователи объясняют это следующим образом: пластины, если их разместить под водой вдоль бортов судна, будут служить стабилизаторами, и плавучее средство не перевернётся при воздействии больших океанских волн. Такие базальтовые изделия висят в воде на верёвках, которые намертво прикреплены к бортам. Они равномерно распределяют вес плавучего средства и придают ему дополнительную устойчивость.

Эта теория хороша всем. Но есть один нюанс. Если исходить из того, что Ноев ковчег построили в Месопотамии, то подобные утверждения теряют всякий смысл. Суть же заключается в том, что в Междуречье нет базальта. Наш герой нигде его не мог взять при всём желании.

Другая версия спасения людей и животных во время потопа

О великом потопе написано не только в Библии. О страшном катаклизме рассказывали жрецы Вавилона, жившие за 500 лет до Моисея. Информация эта отражена на древних глиняных табличках. Названо и примерное время катастрофы - 9 тысяч лет назад. Говорится и о спасённых. Причём прямо указано, что люди плыли на судне, имевшем круглую форму.

Круглые рыбацкие лодки пользуются большой популярностью уже много тысяч лет во многих уголках мира. Если такую лодку сделать очень большой, то в ней смогут поместиться и люди, и домашний скот.

Круглая рыбацкая лодка

Так может быть не было никакого Ноева ковчега, хотя это и звучит кощунственно. Давным давно в Месопотамии началось наводнение. Люди спасали себя и домашний скот именно в круглых лодках. Они были в каждой семье, так как народ селился возле рек и занимался рыболовством. Огромная флотилия какое-то время плавала по волнам, пока не пристала к незатопленной гористой местности.

На вершинах гор и холмов жители Междуречья и переждали природный катаклизм. Затем вода ушла, а люди вернулись к нормальной жизни. Воспоминания о трагедии сохранились в легендах. Со временем они трансформировались в красивое сказание, которое услышал Моисей. Ведь он же жил в Египте, воспитывался при дворе фараона и, естественно, общался с представителями жреческой касты.

Отсюда и появился Ноев ковчег. Этот красивый и романтический рассказ занесли в «Ветхий завет». Он дожил до наших времён и породил множество версий и предположений. Но всё вышеизложенное вовсе не является истинной в последней инстанции. Как всё происходило в действительности - не может сказать никто. А раз так, то люди и дальше будут искать загадочное деревянное судно, благодаря которому спаслось всё живое, что существовало в то время на нашей Земле.