Святые войны русского православия. Путь русского воина

В этот день:

Родился Сидор Ковпак

Родился Сидор Ковпак

7 июня 1887 года родился Сидор Артемович КОВПАК, дважды Герой Советского Союза.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Один из организаторов партизанского движения на Украине — командир Путивльского партизанского отряда, а затем — соединения партизанских отрядов Сумской области.

В 1941—1942 годах соединением Ковпака были осуществлены рейды в тылу врага по Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям, в 1942—1943 годах — рейд из брянских лесов на Правобережную Украину по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской, Житомирской и Киевской областям; в 1943 году — Карпатский рейд. Сумское партизанское соединение под командованием Ковпака прошло с боями по тылам немецко-фашистских войск более 10 тысяч километров, разгромило гарнизоны противника в 39 населённых пунктах. Рейды Ковпака сыграли большую роль в развёртывании партизанского движения против немецких оккупантов.

31 августа 1942 года был лично принят Сталиным и Ворошиловым в Москве, где вместе с другими партизанскими командирами участвовал в совещании. Партизанскому соединению Ковпака была поставлена задача совершить рейд за Днепр с целью расширения партизанской борьбы на Правобережную Украину. К выходу в Карпатский рейд соединение насчитывало около 2000 партизан. На вооружении было 130 пулемётов, 380 автоматов, 9 орудий, 30 миномётов, 30 противотанковых ружей, винтовки и другое оружие.

В апреле 1943 года С. А. Ковпаку было присвоено воинское звание «генерал-майор».

В январе 1944 года Сумское партизанское соединение было переименовано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени С. А. Ковпака под командованием П. П. Вершигоры.

Антарктида для всех

Антарктида для всех

7 июня 1950 года Советское правительство выступило с меморандумом о шестом континенте

В нем разоблачалось стремление США рассматривать проблемы освоения Антарктиды в узком кругу западных государств.
В меморандуме говорилось о непризнании никаких решений в отношении Антарктиды, принятых без участия СССР, и упоминался приоритет русских открытий в этом регионе. Только через девять лет Советский Союз добьется заключения Международного договора об использовании Антарктики в мирных целях и о свободе научных исследований на шестом континенте.

7 июня 1990 года был запущен процесс развала системы коллективной безопасности соцсодружества

Начало распада Варшавского договора

7 июня 1990 года был запущен процесс развала системы коллективной безопасности соцсодружества

На встрече в Москве представители 7 государств Варшавского договора, приняли решение пересмотреть его характер и функции, превратив военную организацию в политическую в целях подачи миролюбивого примера странам НАТО.

Венгрия заявила о своём намерении выйти из Договора до конца 1991 года. Это стало началом распада коллективной системы безопасности, противостоявшей НАТО, поскольку североатлантический альянс плевать хотел на миролюбивые примеры.

Последний начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил Варшавского договора генерал армии Владимир Лобов рассказал:
- Никаких объективных причин для роспуска военной организации Варшавского договора не было. Как известно, Варшавский договор был подписан в 1955 году в ответ на создание шестью годами раньше военного блока НАТО, который сразу же проявил сврою агрессивную антисоветскую направленность. Н икто даже не обещал тогдашнему президенту СССР Горбачеву в ответ на роспуск Варшавского договора демонтировать НАТО. Тот в состоянии непонятной эйфории сам убедил себя в том, что «холодная» война закончилась, и США стали для нас чуть ли не родным братом.

Строго говоря, решение о ликвидации военной организации Варшавского договора было окончательно принято в феврале 1991 года на последнеме заседании Политического Консультативного Комитета, которое проходило в московской гостинице "Октябрьская". Присутствовали все главы государств. Горбачев только приехал из США - и сразу на заседание, по сути дела, без подготовки. Председательствовал в тот день венгерский руководитель. Он встал и сказал: мол, у нас в повестке дня три вопроса, но давайте все обсуждать не будем, а возьмем только один - о ликвидации военной организации Варшавского договора. Присутствующие закивали головами. Только румынский лидер возразил: мол, это несвоевременно. Подошла очередь высказаться Горбачеву. Он прямо с места начал говорить не о Варшавском договоре, а о визите в США. После этого заседание быстренько закруглилось. Председательствующий предложил поручить подготовку и подписание соответствующих документов министрам иностранных дел и обороны. К 31 марта 1991 года все было закончено.

Космический центр M. B. Хруничева

7 июня 1993 года бразован Государственный космический научно-производственный центр имени M. B. Хруничева


Фактически эта эскадрилья стала первой в СССР официально признанной пилотажной группой на реактивных истребителях. Летчики эскадрильи летали на самолётах МиГ-21 и МиГ-23. За полтора десятка лет они провели свыше 800 показов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой:













1 из 12

Презентация на тему: Святые воины

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Кондак Кресту Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу. Тропарь Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

№ слайда 3

Описание слайда:

Возлюби Господа и возлюби ближнего - это заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

№ слайда 4

Описание слайда:

История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя)в 988году. Вместе с ним крестилась его дружина. Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя.

№ слайда 5

Описание слайда:

ЖИТИЯ СВЯТЫХ Архистратиг Божий Михаил-начальник Небесного ангельского воинства. Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми чинами поставлен Господом святой Архистратиг. Михаил - один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он принимал участие во многих ветхозаветных событиях, защищая богоизбранный народ от бедствий. С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города русские, являясь с воинством небесным под предводительством Архистратига, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - Архангельский собор- усыпальница в Кремле.

№ слайда 6

Описание слайда:

Святой великомученик и победоносец Георгий. Вступив на военную службу при жестоком гонителе христиан – императоре Диоклетиане, благодаря уму и мужеству быстро достиг высокого звания трибуна, а затем и ближайшего советника императора.Толпы народа приходили к святому Георгию, содержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удостоился чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обители. Из древних воинов – мучеников святой Георгий пользовался наибольшим почитанием на Руси. Его изображение вошло в герб Русского государства.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1769 году императрица Екатерина Великая учредила орден святого Георгия, которым награждались военачальники. В 1807 году император Александр I учредил знак отличия длят нижних чинов, который с 1913 года стал именоваться Георгиевским крестом и был в русской армии самой почётной наградой.

№ слайда 8

Описание слайда:

Святой благоверный князь Александр Невский Происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, святой Александр заботился о том, чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны. Благочестие князя-воина было вознаграждено. В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была явлена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавшиеся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой «Пойдем поможем сроднику нашему Александру…»И когда святой князь сражался с немецкими рыцарями, по его молитве Господь помог русским ратникам победить врагов. Благодаря дипломатии князя политика Орды стала более мирной по отношению к русской земле.

№ слайда 9

Описание слайда:

Святой благоверный князь Дмитрий Донской Время жизни святого благоверного князя Дмитрия пришлось на период возвышения Москвы и превращения ее в церковный и государственный центр Руси. Чтобы наказать непокорных русичей, хан Мамай по примеру Батыя решил идти на Русь с великим походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Одним из его воспитателей был Митрополит Московский Алексий, заменивший девятилетнему Дмитрию отца после его смерти. Неудивительно поэтому, что, став великим князем, Дмитрий Иоаннович правил Русской землей под духовным руководством Церкви. Без благословления которой он не принимал никаких важных государственных решений.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

«Пришло, братья, время брани нашей,- обратился великий князь Димитрий к войску,- Бог нам прибежище и сила. Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив. После Куликовской победы, давшей Димитрию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет.19 мая 1389 года последовала блаженная кончина великого князя.

№ слайда 12

Описание слайда:

Антонова С.Ю.Наша память. Я поклонюсь родной земли героям. Я этой славой с детства дорожу.Пусть Мать-Земля моя не знает горя!Отечеству и Родине служу!Дай Бог родным просторам этимНе видеть больше стана ворога, А купола своим священным светом Пусть озаряют Русь, что сердцу дорога! Святых в Земле из века просиявших Мы память чтим!- Не просто - то слова! Цветет и крепнет пусть во имя павших Святая вечно Русская Земля!

Воинство на Руси всегда занимало важное место в государственном устройстве. В княжеский период воины не только сражались на поле битвы, но и являлись управителями местных общин. После крещения Руси все воины были православными и исповедовали Бога. Православный воин всегда отличался не только искусством боя, но главное - мужеством духа. Стальная воля и бесстрашие перед смертью поистине вызывали страх в противника.

Главная христианская заповедь - это заповедь любви к ближним и врагам. Возникает вопрос, как православные воины могут носить в себе любовь, если они убивают, или готовы убивать на поле боя. На самом деле настоящий христианин живет любовью, и православное воинство здесь не исключение. Защищать Родину и сражаться с врагами - это главное служение настоящего мужчины верующего в Бога. Воинский подвиг - это определенный способ жизни. Принять воинскую службу может не каждый. Для этого необходимо особенное устройство души. Чтобы с одной стороны человек действительно носил в себе нравственные качества, а с другой мог мужественно сражаться.

Однажды к праведному Иоанну Кронштадтскому подошли воины и спросили, что им делать для спасения души. Святой не сказал, чтобы они бросили воинское служение. Он призвал обратить внимание на свое внутреннее состояние. Праведный говорил, чтобы воины не обижали слабых, не клеветали и были довольны зарплатой.

В Ветхом Завете Авраам тоже поднимал меч и воевал за истинную веру и за свой народ. Также вспомним Давида, который защитил свой народ победив огромного Голиафа.

В истории Православной Церкви зафиксированы имена воинов монахов. Например, православные воины монахи Пересвет и Осляба вступили в бой против татар.

Качества православного воина

Православные воины Руси воспитывали в себе следующие качества духа:

  • твердая вера в Бога;
  • преданность государству;
  • смелость;
  • стальная воля;
  • бескорыстие;
  • помощь ближнему;

В Священном Писании сказано, что властям дан меч для того, чтобы беречь мир и порядок. Солдаты являются частью государства. Именно они противодействуют материальному злу в мире.

Отличие христианского воинства и языческого

Профессиональный солдат воспитан в особенно строгих условиях, когда его тело и душа подготовлены к тяжелым физическим и психологическим нагрузкам. Особенно ценится подготовка души. Чтобы успешно сражаться воин должен преодолеть страх смерти. В различных национальностях дух солдата тренируется по-разному. И на первый взгляд два отважных бесстрашных воина могут показаться одинаковыми по психологическим качествам. Но на самом деле внутри они могут кардинально отличаться, по мировоззренческому устройству. В первом человеке стержнем бесстрашия может служить, веря в себя, в свои силы, или языческое божество, а другой может основывать свое бесстрашие на любви к Богу и ближним. И эти люди с совершенно разными ценностями в душе будут сражаться возможно до смерти. Но опасность для первого человека, овладевающего искусством уничтожения другого индивидуума, является возможность потери человеческого облика. Таким образом личность может превратиться в своем поведении в животное. Впрочем, некоторые наставники так называемых специально учат своих адептов подражанию зверям. К чему приводит такое воспитание воина можно сделать выводы изучив историю стран дальнего Востока.

В 1944 году японский генерал Есио Татибана обезглавил двух американских солдат и приказал из печени трупов приготовить национальное блюдо сукияки. И таких страшных историй существует множество.

И совсем другая ситуация наблюдается в христианском воинстве. К пленным христианин всегда относиться с уважением и не оскорбляет человеческое достоинство. И все потому, что он видит в своем противнике Образ Божий в его бессмертной душе.

Во время Божественной Литургии Церковь каждый раз молится за воинов Любви словами молитвы: "О Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея".

Слайд 2).

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции в культурное пространство своей Родины – России.

Задачи:

  • Дополнить знания обучающихся о великом князе Александре Невском и его роли в истории России.
  • Совершенствовать умение осмысления жизни знаменитых людей, значения исторических событий; устную речь.
  • Воспитывать чувство уважения и благодарности нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.

Эпиграф: История есть в некотором смысле священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.(Н. М. Карамзин.)

(Приложение 1 . Слайд 3).

Эпиграф и все изображения святого благоверного князя Александра Невского показываются на экране.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа с обучающимися

Учитель: Ребята, прошу вас внимательно прочитать эпиграф нашего сегодняшнего занятия. К нему мы вернёмся при подведении итогов сегодняшней беседы.
Вы знаете, что по итогам рейтингового голосования в проекте «Имя России» главным персонажем российской истории объявлен… Кто?!

Ответ: Князь Александр Невский (Приложение 1 . Слайд 4).

Учитель: Кто помнит, в каком веке жил князь?!

Ответ: В XIII веке.

Учитель : Охарактеризуйте, пожалуйста, историческую обстановку Руси в то время.

Ответ: Это было едва ли не самое трудное время в истории России: с востока шли, уничтожая всё на своём пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища.

Учитель: А в самой Руси, какая была обстановка?

Ответ: Русские князья вели братоубийственную войну за власть.

2. Слово учителя

– Да, ребята, самым страшным для православной Руси было то, что столь жестокий урок гнева господня не вразумлял многих русских правителей: и под властью Орды князья продолжали битву за власть. Одним из первых, кто начал прозревать смысл уроков Промысла Божия в судьбах России, явился святой благоверный князь Александр Невский – великий воин и дипломат, молитвенник и строитель земли Русской; истинно христианский правитель, печальник о народных судьбах, наделённый от Господа государственной мудростью.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переяславле (ныне г. Переяславль-Залесский), был вторым сыном княжеской четы, отличавшейся христианскими добродетелями.

С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде. Несладким было это княжение среди постоянных раздоров и смут. По обычаям князь не имел права вмешиваться во внутренние дела города. Будучи благочестивым, князь Александр пытался кротким словом умирить бурление страстей. Он славился своим милосердием. Во время голода опустошал княжескую сокровищницу, чтобы прокормить нуждающихся. Князь был очень красив – телом и духом. Загрубевшие новгородцы говорили: «Князь наш – святой». Но однажды новгородская вольница прогнала от себя святого благоверного князя Александра, правда вскоре, устрашившись нашествия врагов, упросила вернуться. Князь вернулся, не вспоминая былых обид.

В 1239 году святой князь женился на полоцкой княжне. Их брак благословили при венчании чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская», которая всю жизнь была с князем. Сейчас эта икона находится в Костроме. Младший из четырёх сыновей святого благоверного князя Александра Невского, получив после смерти отца московское княжество, стал великим угодником Божиим – святым благоверным князем Даниилом Московским. Ревнитель благочестия, молитвенник и постник, благоверный князь Александр не забывал и о своём долге правителя – готовился защищать Церковь и народ силою меча. С ранних лет сопровождал в походах своего отца. В ратном искусстве он превосходил своих опытнейших витязей.

В 1240 году шведы пришли к Неве. Командующий князь Биргер отправил послов, говоря князю Александру: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Услышав это, князь, упав на колени в церкви святой Софии, горячо молился Богу о помощи в защите Святой Церкви, православной веры и народа. Архиепископ Спиридон благословил князя. Князь, выйдя из церкви, ободрил свою дружину, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Новгороду неоткуда было ждать земной помощи, но князь-молитвенник уповал на помощь Небесную.

Князь Александр Ярославович Невский (Приложение 1 . Слайд 5).

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом крещении Филипп) видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». То был день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Русские витязи являли чудеса доблести. Как написано в книге «Симфония» схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Ничто так людям неприятно и не желательно, как свобода. …Вси свободу почитают паче всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем». Но были явлены и чудеса Божии, потому как были перебиты враги там, куда не могли попасть воины князя Александра. За эту победу князь был назван Невским. Ему было всего 20 лет!!!

Князь Александр наносит рану в лицо Биргеру (Приложение 1 . Слайд 6).

Зимой 1242 года началась война с немецкими рыцарями, гордо заявлявшими, что «подчинят себе весь славянский народ». Главной задачей врагов было уничтожение православной веры, обращение русского народа в католическую веру. Святой Александр, выступив в поход, освободил Псков, а весной 1242 дал Тевтонскому ордену решительное сражение. Накануне битвы на Чудском озере святой Александр снова горячо просил Бога о помощи. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом русских воинов крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, стоял громкий треск от ломающихся копий и мечей. Не было видно льда озера, ибо он покрылся кровью.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». Именем непобедимого князя Александра посланцы русских княжеств пытались напугать даже хана Батыя. На что Батый, усмехнувшись, послал сказать русскому герою, о том, что Бог покорил ему, великому хану, многие народы. Лишь один князь ему не покорился, но, если Александр хочет сохранить свои земли, то должен прийти к Батыю и увидеть славу царства его.

Не затуманила разум благоверного князя Александра полководческая слава. Чуждый тщеславия, он понимал, что не может сопротивляться полумиллионному войску монголов, и если не подчинится требованию властелина Золотой Орды, то погубит свой народ.

По благословению митрополита Кирилла благоверный Александр направился в Орду, зная, что до него в Орде уже были казнены князья-мученики, отказавшиеся поклониться языческим кумирам. Святой Александр готовился также принять смерть в Орде, ибо верный Христу не мог поклоняться идолам. Отказ же от поездки грозил новым нашествием Орды на Русскую землю.

Прибыв в ханскую ставку, благоверный князь со спокойной твёрдостью отказался «проходить через огонь». Но вместо казни, его отвели к хану, пожелавшему взглянуть на знаменитого русича.

Войдя к хану, святой князь Александр, преклонил колена перед Батыем со словами: «Тебе поклонюся, о царь, ибо тебя почтил царством Господь Бог; идолам же не поклонюсь, поелику Богу Единому поклоняюся, Которому служу».

Князь Александр перед ханом Батыем (Приложение 1 . Слайд 7).

Прекрасный, кроткий облик русского князя, его мудрые речи смягчили сердце владыки Золотой Орды.

«Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему» – заявил он своим вельможам. Батый принял русича как дорого гостя и обещал мир его народу (Приложение 1 . Слайд 8).

Продолжалась война с католическим Западом. Не добившись своих целей обманом, западные христиане снова взялись за оружие.
После смерти Батыя благоверному князю снова пришлось налаживать отношения с новым ханом – сыном Батыя Сартаком. Конфликт, который дерзко спровоцировал легкомысленный брат князя Александра, святому князю удалось не только остановить новое кровопролитие, но и изменить отношения между Ордой и Русью. Сердечная дружба правителей стала приобретать черты союза. С той поры в ханских ярлыках, которые выдавались русским митрополитам, монголам запрещалось хулить православную веру и чинить обиды духовенству под страхом смертной казни.

Получив от Сартака ярлык на великокняжеский престол, святой князь Александр вернулся в отечество – возрождать Русь из развалин. Он стал единовластным великим князем всей Руси. Не прельщаясь ни властью, ни богатством, благочестивый князь управлял страной мудро и справедливо, одинаково заботясь обо всех подданных.

Князю ещё дважды пришлось побывать в Орде, предотвращая новые набеги. Несмотря на тяжкую дань татарам, начали восстанавливаться силы отечества. Более того, при хане Берке в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Впоследствии немало ордынцев приняли веру Христову; подвигами благочестия просиял и прославлен Русской Церковью потомок Чингисхана преподобный царевич Петр Ордынский.

Возвращаясь из последней поездки, святой князь заболел. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение русскому народу и Русской Церкви. Не доехав до Владимира, в Городце, князь-подвижник завершил многотрудный земной путь в монастыре принятием святой иноческой схимы с именем Алексий и 14 ноября 1263 года предал свой дух Господу. Митрополит Кирилл, его духовный отец и сподвижник сказал народу: «Чада мои милые, закатилось солнце Земли Русской!»

Но не оставил благоверный князь Александр народ свой, не позабыл он земную родину и в Небесном Отечестве. Много знамений и чудес было явлено от его честных мощей.

Иконы святого благоверного великого князь Александр Невский (Приложение 1 . Слайды 9-10).

30 августа 1724 года мощи его были перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи (Приложение 1 . Слайд 11). Сейчас при Московской педагогической академии создано и успешно работает много лет общество «Наследники Александра Невского», которое ведёт огромнейшую просветительскую работу по изучению культурного наследия нашей великой Родины. Учреждена общественная награда для дипломатов – премия святого благоверного князя Александра Невского, Литературная премия им. Александра Невского (Приложение 1 . Слайд 12). и др.

Твёрдым щитом Церкви и всего русского народа является Небесный представитель наш – святой благоверный великий князь Александр Невский.

3. Беседа с обучающимися

Учитель: Ребята, сегодня мы ещё раз поговорили о замечательном нашем предке, великой исторической личности, русском святом. Давайте вместе вспомним самое важное из его жизни. Как вы думаете, почему князь Александр Невский был так удачлив в войнах, битвах?!

Ответ: Ему помогал Бог, Его Ангелы.

Учитель: Почему Бог помогал ему?! На Руси было много князей.

Ответ: Князь вёл благочестивую жизнь, просил в молитвах помощи у Бога, был верен Православию, не принимал католическую веру. Всегда носил с собой икону Божией Матери Феодоровскую.

Учитель: ребята, какой факт из жизнеописания великого князя больше всего поразил вас?

Ответ 1: С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде.

Ответ 2: В 20 лет выиграл Невскую битву.

Ответ 3: Особенно поразил факт смиренного преклонения князя – героя Невской битвы перед ханом Батыем: «Тебе поклонюсь, о царь…»

Ответ 4: Князь стал монахом.

Ответ 5: Князь был необыкновенно мудрым и скромным.

Ответ 6: Видение воину Пелгую.

Учитель: Какова роль великого князя Александра Невского в истории России?

Ответ: Если бы ни его мудрое управление государством, то Россия могла перестать существовать уже в XIII веке.

Учитель: Как вы думаете, наш народ сделал правильный выбор, определяя символ нации – имя России – святой благоверный князь Александр Невский?

Ответ: Князь Александр Невский причислен к лику святых, потому что вёл святую праведную жизнь, В нём воплотились лучшие черты русского человека. Он является достойным представителем нашей нации и служит примером для подражания.

Учитель: А теперь вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Подтверждено ли это высказывание сегодняшней нашей беседой?!

Ответ: Да, сегодня мы это доказали однозначно.

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №15, 2013

Наша читательница из Минска Валентина Борисовна Толстик задает вопрос: почему РПЦ канонизирует в святые военачальников, и насколько это соответствует христианским нормам? Ну что же, попробуем разобраться.

СВЯТОЙ АДМИРАЛ

Журналист Владимир Рогоза в 2007 году опубликовал статью «Как Русская православная церковь канонизировала адмирала Ушакова?». В ней он, в частности, писал:

«В 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику общецерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля/5 августа и 2/15 октября).

Процесс канонизации начался значительно раньше, еще в 2001 г. Ушаков был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Похоже, что тогда церковь просто не ожидала реакции флотского руководства, последовавшей на это локальное событие. Причисление Ушакова к лику местночтимых святых вышло за рамки церковного обряда. На торжества, связанные с канонизацией адмирала, в Санаксарский монастырь в Мордовию приехали руководители ВМФ России…

Необычен был состоявшийся тогда крестный ход. Оркестр ВМФ встретил раку с мощами Ушакова военными маршами. Шествие возглавляли морские офицеры с андреевскими флагами. Раку несли адмиралы. Почетный караул составляли матросы и кадеты. Был дан салют из карабинов. Оркестр исполнил Государственный гимн России. Церковный обряд превратился в своеобразный военно-морской праздник.

…Теперь на кораблях, в частях и соединениях ВМФ икону с изображением первого отечественного «военно-морского» святого можно увидеть и в матросском кубрике, и в кабинете главкома.

…Широкое почитание нового святого началось не только в РПЦ, в епархии которой еще до общецерковной канонизации было передано около 570 частиц мощей праведного воина Феодора.

…О морской службе и заслугах адмирала Ушакова широко известно, имеется обширная литература, сняты художественный и документальные фильмы. Не обошлось и без определенной мифологизации, что простительно по отношению к великому человеку. В значительно меньшей степени отражены последние годы его жизни, которые и дали повод к канонизации.

В житии рассказывается, что, отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка Темниковского района Мордовии. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

…Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова.

…В послереволюционные годы Санаксарский монастырь закрыли. Часовню, выстроенную над могилой адмирала, разрушили. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени и возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала на территории монастыря у стены соборного храма. Останки оказались нетленны, что было зафиксировано в соответствующем документе комиссии. По мнению Священного синода, данный факт является доказательством святости человека.

…Причисление адмирала Ушакова к лику общецерковных святых создало прецедент, и в военных кругах стали высказываться о желательности канонизации и Александра Суворова».

* * *

Итак, каковы же причины канонизации? Ну, не имел жены и детей. Видимо, потому что не любил женщин. Перед смертью посещал храм, где слушал службы благоговейно. Вещь обычная. Давал монету нищим – но при этом был помещиком, на него горбатились крепостные крестьяне, так что монеты не его. А Заповеди Бога нарушал. Согласно схоластке РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей». Но в том и дело, что Ушаков родину не защищал, а воевал в агрессивных и несправедливых войнах царизма в Черном и Средиземном морях (Россию тогда именовали «жандармом Европы»).

Остаются только «нетленные останки», что есть признак вампиризма. Но насколько они нетленные – вот вопрос. Ведь его мощи разделили на 570 частей. Вряд ли так стали бы поступать с по-настоящему нетленным телом как неким чудом.

У католиков отношение к канонизации гораздо более ответственное: чтобы человека признали святым, он должен совершить минимум два чуда, вылечив смертельно больных. Ушаков, как известно, никого не исцелял. Таких, как он, военных пруд пруди в любой армии мира.

Что вообще в христианстве означает святость? Что Бог посредством этого человека совершает чудеса, проводит через него Свою волю. Но в России и в РПЦ служение Богу подменяют служением своей империи, что к христианству никакого отношения не имеет. Вот почему ВМФ с таким ажиотажем подхватил канонизацию Ушакова и сделал его чуть ли не богом, которому стал молиться. И вот почему – оценивая людей по мере служения империи, а не по мере служения Богу – вслед появились предложения сделать святыми Суворова, Жукова и даже Сталина. Никаких чудес во славу Бога не совершали тоже недавно канонизированные Дмитрий Донской и Николай II Романов.

СВЯТОЙ АНТИФАШИСТ

В феврале 2012 года в Русской православной церкви в Мюнхене канонизировали нового святого. Александр Шморель - этнический немец, но выходец из России, он создал в нацистской Германии антифашистскую организацию "Белая роза". С розой в правой руке его и будут изображать на иконах.

Российский «Первый канал» сообщил: «Когда его схватило гестапо, ему было 25 лет. Шморель - первый новомученник, прославляемый после возобновления канонического общения Московского патриархата и русской православной церкви за рубежом. Свиток в руках у юноши в белом одеянии - предсмертное письмо. Студент-медик Александр Шморель, изменник Рейха для гестапо, мученик - для верующих, а для друзей просто Шурик на иконе рядом с оптинскими старцами и царем Николаем II».

Шморель разбросал листовки в Мюнхенском университете на глазах у всех, за что был сразу арестован гестапо. Казнили 13 июля 1943 года. В листовках «антифашист взывал к чести и совести солдат и офицеров Вермахта».

Снова вопрос: какое чудо он совершил, разбрасывая листовки в Мюнхенском университете, адресованные находящимся на фронте солдатам и офицерам? Даже практической пользы от этого никакой не было. Мученик? А разве меньше мучились жители Хатыни, которых сожгли заживо? В войну погибли от нацистов десятки миллионов, но РПЦ канонизирует не Гастелло или Матросова, а Шмореля – за разбрасывание листовок. Кстати, у нас органы пропаганды разбрасывали эти листовки на головы немцев – причем на фронте – каждый день тысячами тонн.

В общем, нам, обывателям, логика выбора этих святых не понятна. Но логика есть – это какие-то скрытые политические манипуляции сообществ церковников.

СВЯТОЕ ВОИНСТВО МОСКВЫ

На сайте российской Отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского (кстати, а его чего в святые тоже не возвели?) есть раздел «Святые покровители русского воинства». Там, в частности, рассказывается (сохраняю орфографию источника):

«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.

В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин, великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский, преподобный Сергий игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа, великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил, великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков Персянин, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор, благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный князь Александр Невский.

…Так же как не отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена святых покровителей его. Как не вспомнить здесь святого Иоанна воина, Ослябю, Пересвета, Илию Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту и опору, духовное окормление и свет веры христианской.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. "Образ христолюбивого воинства" живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины».

У любого здравомыслящего человека, прочитавшего этот сумбурный текст, возникает ряд вопросов. Во-первых, дивизия имени Дзержинского – начальника политической полиции. Так при чем тут какая-то «защита Отечества»? Тот хунту защищал от инакомыслящих и от своего собственного народа.

Во-вторых, вначале говорится о защите Отечества – дело, не спорим, хорошее. А в конце: «каждый из них много сделал для собирания… нашей православной родины». «Собирание» и «защита Отечества» - вещи совершенно разные! Собирание – это агрессия и захват, разбой и геноцид, лишение соседей государственности и свободы. А называть Российскую империю «нашей православной родиной» язык не повернется: в ее состав насобирали поляков, финнов, татар, казахов, туркмен, узбеков, бурятов, кавказские народы и т.д. – все они не принадлежат РПЦ. И сегодня РФ вовсе не православное государство, а многоконфессиональное, и дивизия служит народу не «нашему русскому», а российскому народу Российской Федерации.

В-третьих, с какой стати архангел Михаил является частью «воинства Москвы» в битвах с другими православными и христианам (в битвах, например, с ВКЛ-Беларусью)? Еще как-то можно понять, когда идет речь о своих славянизированных татарах и финно-уграх Московии типа Ильи Муромца. Но при чем тут архангелы и апостолы? Их-то с какой стати «приватизирует» в свой состав дивизия имени Железного Феликса? Который, кстати, в юности был членом сионисткой организации и развешивал в Вильне сионистские антироссийские листовки. А в СССР стал главным редактором журнала «Красный террорист». Удивительная каша!

«Благоверный царевич Дмитрий Угличский» - это маленький мальчик, который играл в «ножики» и в приступе эпилепсии сам себя зарезал. Как он может быть «защитником Отечества» - уму непостижимо. По другой версии его зарезали, по третьей – его спрятали, и он является Лжедмитрием, которого казнили банды Минина и Пожарского. Потом его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Беларуси.

«Благоверный князь Довмонт Псковский» - никакой не защитник Московии, а литвинский князь ВКЛ. А «равноапостольный великий князь Владимир» захватил Полоцк и изнасиловал княжну Рогнеду на глазах связанных ее родителей и братьев – чтобы они это видели – а потом их убил уже перед ее глазами. Это, надо полагать, образец «чести воина» для дивизии имени Дзержинского. И образец «святости» для РПЦ: в святые возвели насильника и убийцу. Ну а инициативная группа певицы Жанны Бичевской, озабоченной великодержавием, требует ввести в святые вообще Ивана Грозного.

О времена, о нравы!

СВЯТЫЕ ВОИНЫ БПЦ

На официальном портале БПЦ помещен раздел «Из истории военного духовенства», который написал И.В. Оржеховский, профессор БГУ, историк. Пишет он следующее:

«Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.

С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. И связь эта имела огромное значение. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство – православным.

…Куликовская битва в 1380 году и последующее освобождение от монголо-татарского ига, борьба с интервентами за сохранение государственной независимости в начале XVII века, многочисленные последующие военные события свидетельствуют, что Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых народом и государством, но всегда делила с ним все радости и горести. В периоды междоусобных войн, смут, раздробленности, иноземного ига именно Церковь призывала народ, власти и воинство к единству для защиты Отечества».

У профессора странные познания в истории. Даже дети в школе знают, что РПЦ Москвы была создана только в 1589 году при Борисе Годунове. А Куликовская битва была на две века раньше. До 1589 года РПЦ вообще была 140 лет автокефальной – не признавалась Православным миром православной, а Христианским миром христианской. Почему не признавалась? Да потому что была ордынской несторианской, обожествляющей власть царей Орды и затем власть правителей Московии.

В 1380 году храмы Москвы были расписаны фресками с ликом царя Тохтамыша как равного Иисусу. Ничего подобного не было у настоящей РПЦ в Киеве, Полоцке, Твери, Пскове, Новгороде – вот их Византия признавала, они не были автокефальными. За что Иван Грозный и вырезал все православное духовенство во время захвата Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода – в Москве Иван Грозный был на фресках, ему молились московиты как своему божку.

Что касается «борьбы с интервентами», то профессор БГУ нас самих, беларусов, этими интервентами и именует. В 1612 году в Москве были вовсе не «поляки» и не «литовцы», а литвины – ныне называемые беларусами.

История беларуского православия начинается вовсе не с 1839 года, как кажется профессору. Полоцк был православным еще до первого упоминания о Москве как деревне в пять хат. Но мы были возмущены сделкой Годунова с греками, потому создали Унию в 1596 году. Сохраняя все традиции православной службы, но переходя под власть уже не греков, а Папы Римского. В 1839 году указом царя была фактически уничтожена Беларуская православная церковь – пусть и униатская, но православная и национально БЕЛАРУСКАЯ. А вместо нее насаждена чуждая нам и не имеющая ничего общего с Беларусью московская религия. Вот поэтому и как бы «получается», что БПЦ «своей истории не имеет» (как и «Беларусь своей истории не имеет, начинается с СССР»). И профессор пишет:

«До учреждения в Русском государстве регулярного войска обязанность по духовному окормлению ратных людей возлагалась на придворное духовенство. Поэтому можно предположить, что к середине XVI века, когда в Московии было создано постоянное стрелецкое войско, насчитывавшее 20-25 тысяч человек, появились и первые восточнославянские военные священники (однако письменных свидетельств об этом не сохранилось).

Во всяком случае, достоверно известно о наличии военных священников в период царствования государя Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Об этом свидетельствует устав того времени: "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей" (1647), в котором впервые упоминается полковой священник и определяется его жалованье. С этого времени уже начинает создаваться система управления военным духовенством».

Что это такое – «Русское государство», если профессор сам его называет «Московией»? Это мы и были «Русским государством», потому что мы тогда Великое княжество Литовское и Русское! С какой стати ордынский улус Москвы, к тому же автокефальный, нам должен диктовать моду на православие? Вон еще Эфиопия тоже православная страна, но означает ли это, что мы должны перенимать их православные традиции обрезания мальчиков, как у иудеев?

Профессор начал со слов «Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества». Правильно. А Отечество для беларуса – Беларусь, а вовсе не иностранные православные страны типа Эфиопии, России или Украины. Так почему отвергнут и запрещен список НАШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ, а вместо него навязаны святые типа князей Залесья Александра Невского и Дмитрия Донского, которые к нашему Отечеству абсолютно никакого отношения не имеют?

Профессор пишет: «Дальнейшее становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в "Воинском уставе" 1716 года впервые появилась глава "О священнослужителях", которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности».

Простите, а кто для нас этот Петр I? Он нами не правил, ничего у нас не реформировал. Только взорвал Полоцкую Софию, где до этого там пьяный вырезал наше главное духовенство. Вот только этим он в нашем Отечестве и «прославился».

Все поставлено с ног на голову! В битве под Оршей – о которой профессор, конечно, не вспоминает – 8 сентября 1514 года православное войско Великого княжества Литовского и Русского под командованием православного гетмана К.И. Острожского разгромило армию оккупантов – иноверцев татаро-московитов. Те тогда по вере были автокефальными, не принадлежали РПЦ Киева.

Мы тогда защищали русскую православную веру от агрессии несториан Московии. А не те якобы «несли нам православие РПЦ», так как мы и были тогда РПЦ, а их не считали никто ни православными, ни христианами.

Но Острожского возводить в святые мы не стали, как и прочих наших полководцев, князей, канцлеров ВКЛ. У нас иные святые, вполне мирные. Например, Андрей Баболя – миссионер в Пинске, которого во время войны 1654-1667 годов зарубили «друзья беларусов» царские казаки и закопали в навоз. Мученик за веру, и останки не тленны, что подтверждали многие комиссии. Он был святым для униатов Беларуси, а с 1839 года запрещен таковым считаться. Остается святым для католиков Беларуси, но БПЦ его не признает, потому что его зарубили казаки Московии. Если бы зарубили немцы или иные - то признали бы. А так, коль это российское преступление, то это «бросает тень» на пафос «царских освободителей» нашего народа от нашего национального государства и национальной религии.

Вообще же, нежелание, как кажется, БПЦ являться хранителем национальных беларуских традиций – противоречит жизни в стране, является причиной массовой популярности протестантизма и католичества, где службы идут на нашей национальной мове. Сегодня для БПЦ это огромнейшая проблема, и как она будет решаться – непонятно. Но ясно, что БПЦ должна перейти от российских к беларуским национальным реалиям – иначе в ближайшие лет 10 потеряет всю паству в стране. О необходимости давно назревших реформ в БПЦ высказалось в конце июля 2013 года и руководство Беларуси. Президент сказал, посещая строящийся в Минске Аквапарк: «Церковь должна меняться. Мне кажется, что мы накануне некой реформы Православной Церкви… Православная Церковь с государством недорабатывают. Мы можем потерять целое поколение молодежи».

ВОИН ВОИНУ РОЗНЬ

Вернемся к сути вопроса. По мнению РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей».

Но, во-первых, подобного уточнения в Библии нет. Там нигде не говорится, что ради защиты Родины можно красть, насиловать и тем более убивать. Бог дал человеку жизнь – и только Бог может ее забрать, и, кстати, из этой логики цивилизованные страны отменяют смертную казнь.

Во-вторых, «защита Родины» - понятие условное. Например, в мае 1945 г. части СС защищали Берлин от «советских орд». Означает ли это, что эсесовцы, защищая Родину, вершили святое и богоугодное дело, убивали справедливо? Или иной пример: РПЦ не считает нарушением Заповеди «Не убей» действия советских военных в Афганистане. Однако Родину они там не защищали, да к тому же СССР вообще не объявлял войну Афганистану. А полтора миллиона афганцев после этого вторжения Советского Союза погибли.

В этой связи всплывает уже другое понятие – «защита интересов Родины», что отнюдь не нечто «святое» и «справедливое», а лицемерная политика в рамках конкуренции государств и народов. Здесь просматривается аналогия с Талмудом, который разрешает иудею нарушать Заповедь «Не убей» в «исключительных случаях», к которым относятся: угроза смерти его и его близких, угроза имуществу и даже… угроза утраты возможных прибылей. Вот по последнему поводу и возникали в основном войны между государствами, в том числе в ХХ в.

В-третьих, в библейском понимании «святые воины» - это не те, кто обрел святость за свои ратные подвиги. Они стали святыми в борьбе за веру во Христа, потому скорее миссионеры. Яркий пример – апостол Павел. Изначально он был иудеем по имени Шаул-ха-Тарси и в должности по нынешним представлениям генерала командовал массовым истреблением христиан. Апостолом он стал, что ясно, вовсе не за эти преступления. Ему во сне явился Иисус и наставил его на путь истинный, он раскаялся и поверил в Него, стал проповедником христианства среди не иудеев (среди не обрезанных эллинов).

Кто-то может возразить, что адмирал Ушаков тоже после своей службы на флоте увлекся христианством. Но ведь апостола Павла никто не изображает с саблей в руках, а вот Ушаков на иконах с саблей, что подчеркивает, что он канонизирован не за миссионерство, а именно за военную деятельность. С мечом в руках изображают на иконах и Александра Невского, но тот этим мечом в основном дань для татар собирал по Руси и русских резал.

В-четвертых, кажется ошибочной позиция церкви считать любого военнослужащего «защитником Отечества». Одно дело – воевать на передовой в рукопашном бое с фанатиком-эсесовцем. Это честная схватка против врага. И совсем другое дело – бомбить город, кидая тысячами тонн зажигательные бомбы на жилые кварталы и убивая не комбатантов, то есть не участников боевых действий, а женщин, детей, стариков, раненных. И зачастую такие бомбы убивали и свое собственное население (до сих пор идут споры, сколько сотен тысяч граждан СССР погибли в войну от бомбардировок своей же советской авиации).

Перед выборами в РФ патриарх Кирилл сказал, что у России нет друзей, кроме ядерных стратегических ракет, флота, армии и РПЦ. Но вызывает сомнения, что оружие массового поражения (ядерное, биологическое, химическое) – нечто «богоугодное», что воины РВСН являются «святым воинством России». В средние века воин – это рыцарь с кодексом чести, а сегодня – это убийца миллионов невинных людей, уничтожающий нажатием кнопки целые города и вообще все живое на планете.

В новую эпоху изменился и сам характер войн: их ведут уже не для того, чтобы ограбить и уничтожить соседа (как агрессия Московии против ВКЛ-Беларуси 1654-1667), а только чтобы подчинить его политически. Но это оказывается хлопотным делом, так как приходится отвечать за захваченное государство и брать на себя все его социально-экономические проблемы (что выгоднее в итоге проигравшей стороне и обременительно победившей). В итоге проще достичь целей, ведя ИНФОРМАЦИОННУЮ войну – без использования военной силы. Следует ли ожидать появления новых религиозных святых – «святых воинов информационных войн»?

Абсурдность очевидна. Конечно, можно себе представить икону некоего новоявленного «святого воина», у которого в одной руке охапка ядерных ракет, а в другой сервер для всемирного шпионажа. Но скорее это будет напоминать политическую карикатуру из журнала «Крокодил» времен СССР…

И последнее. В нормальном обществе святыми считают тех, кто является светочем духовности. Таковой для России Лев Толстой. Но его РПЦ предала анафеме – и не сняла эту анафему по сей день. Ни казачество, ни Жанна Бичевская, ни ВМФ, вообще ни одна «патриотически озабоченная группа граждан» России не обратилась к РПЦ с просьбой снять анафему с великого русского классика. Вот тоже повод задуматься о мере духовности тех, кто требует от РПЦ возводить в святые военных и правителей…