Как справиться с изменой. Пять типичных ситуаций и советы психолога

Предательство - понятие довольно-таки широкое, и каждый вкладывает в него свой смысл. Это может быть и ущемление интересов человеком, которому вы доверяли, и измена партнера, и нарушение обязательства с негативными последствиями друзьями или деловыми партнерами. Неизменным остается тот факт, что вследствие предательства в сердце остается рана, и человек может потерять веру в людей. Каким же образом можно помочь себе пережить предательство?

Часто мы все ищем поддержки у друзей и близких, открываем душу, доверяем тайны, в этот момент не рассчитывая быть обманутыми. Каждому человеку хочется чувствовать душевное тепло и уверенность в поддержке и помощи. Мы начинаем возлагать на любимых и близких людей надежды, а иногда и ответственность за свою жизнь. И тем больнее предательство, чем больше доверия вызывал предавший человек.

Под предательством подразумевается, что изначально имелась договоренность, которая была нарушена, чаще всего исподтишка или за спиной. По сути, предательство - это своеобразная измена, просто не физического, а нравственного плана. Она настигает неожиданно, полностью предугадать ее нельзя.

В момент, когда человек понимает, что он предан, его захлестывают эмоции. К примеру, если женщине изменил мужчина - все ее поступки и мысли будут определены нахлынувшими эмоциями. Она ищет причины, занимается самокопанием, пытается найти в себе недостатки, а зачастую и винит себя. Позже она может возненавидеть нерадивого мужа, считает подлецом и разрушителем счастливой семейной жизни. Потом наступает момент, когда обостряется чувство жалости по отношению к себе, женщина вспоминает, сколько в брак было вложено сил, начинается депрессия. Под влиянием этих эмоций некоторые женщины начинают звонить своим бывшим мужьям, предлагать начать отношения снова, а порой и проклинать, угрожать, обвинять. Поступают так, конечно, далеко не все - это лишь пример того, к каким действиям могут привести эмоции, возникшие после предательства.

Такое поведение, как правило, нерезультативно, ведь проблема не решается, женщина запутывается еще больше в своем клубке эмоций и чувств. Но попытаться решить проблему можно. Для этого нужно осознать, что лучше всего предпринимать какие бы то ни было действия не сгоряча, а на «трезвую» голову, то есть, прежде всего, постараться успокоиться, чтоб на эмоциях не наломать дров.

Нужно попытаться пережить боль после предательства, и, как бы банально это ни звучало, отпустить ситуацию. Если вы не представляете, как это сделать - можно обратиться за психологической помощью, вместе мы обязательно что-нибудь придумаем.

Постарайтесь на какой-то момент обособить себя от факта предательства и вообще от окружающих вас обстоятельств. Подумайте о себе, проанализируйте свои истинные желания и интересы. Те мечты и надежды, что вы делили с предавшим вас человеком, попытайтесь отпустить и забыть, а если это очень трудно - хотя бы отложить их «на дальнюю полочку» с обещанием вернуться к ним позже.

Наверняка вы согласитесь, что не только факт предательства вызывает в вас моральную боль, но и даже мысли о нем. Поэтому сейчас можно попытаться взглянуть на ситуацию немного под другим углом, ведь саму ситуацию изменить вы уже не сможете. Изменить же свое отношение к ней вам под силу, стоит только приложить некоторые усилия. Попробуйте сменить злые и разрушительные эмоции на мысли о пренебрежении и жалости к предавшему вас человеку.

Не стоит сдерживать свои эмоции. Не стесняйтесь выплескивать негатив любым приемлемым для вас способом (в рамках уголовного кодекса, разумеется). Излейте душу человеку, которому вы доверяете, попинайте подушку. Напишите обидчику письмо, в котором вы изложите все, что о нем думаете, и сожгите его. Покричите, поплачьте, постучите кулаком в стену, сделайте 10 отжиманий от пола, а лучше всего, посетите психолога.

Таким образом, прежде всего, вам нужно избавить душу от засевшего там негатива, который подтачивает вас изнутри, портит вам здоровье, настроение и нарушает душевный покой. Вся ненависть, горечь, обиды, не получившие выход, будут продолжать свою разрушительную деятельность внутри вас, поэтому от них желательно избавляться как можно раньше.

Теперь попробуйте «выйти из своего тела», «войти в тело обидчика» и взглянуть на ситуацию с его стороны. Какие у «вас» мотивы, почему «вы» так поступили? У «вас» есть какие-то для этого оправдания? Может, «вы» просто ошиблись, а не действовали назло и со злым умыслом?

Простить того, кто предал по ошибке, а не с холодным расчетом, гораздо проще. Как показывает практика, любой нехороший поступок часто имеет свой печальный мотив. Он может быть продиктован слабостью или комплексами, которые гложат человека. А завершает дело «благоприятное» стечение обстоятельств, места и времени. Слабого и закомплексованного обидчика простить также будет легче, чем отъявленного хладнокровного злодея.

Как же вести себя, если произошло то, что простить невозможно? Если это не слабость, не случайная ошибка, а намеренные негативные действия по отношению к вам, продиктованные злобой или завистью? В таком случае простить предателя гораздо сложнее, закономерно, что вы злитесь на него, на себя и на свою наивность. Более того - возможно, вы подумываете о мести.

Помните, что жажда мести - тоже чувство из разряда саморазрушающих. В порыве эмоций хочется отомстить сразу, и желательно так, чтоб «мстя была страшна», но здесь уместно вспомнить поговорку о том, что блюдо это подают холодным. Поэтому мысли о месте лучше попытаться отставить на потом, а потом есть надежда, что вы и вовсе от нее откажетесь. Возможно, позже вы поймете, что она вряд ли поможет исправить ситуацию и отменит уже свершившийся факт того, что с вами поступили некрасиво.

Снова попробуйте понять, что же заставило человека совершить по отношению к вам такой нехороший поступок. Не нужно винить себя, но попытайтесь взглянуть на себя его глазами - чем вы так ему «не угодили», что он захотел причинить вам вред? Если человек близкий - очевидно, у него должны быть мотивы. Ведь только неадекватные люди, не отдающие отчет своим поступкам, способны причинять боль просто так. Может, ваш обидчик считает, что вы также были когда-то неправы по отношению к нему и причинили ему неприятности?

Подумайте, что и когда вы могли сделать этому человеку плохо. И, если удастся отыскать ответ - попросите прощения за зло, причиненное вами. Очень вероятно, что вам станет гораздо легче.

В трудной ситуации, если самостоятельно справиться не выходит, отличной идеей будет курс психотерапии. Вместе с психологом вы сможете гораздо быстрее разобраться в себе, своих чувствах и эмоциях.

Подумайте, что отныне вы будете избавлены от общения с нечестным человеком, и это - позитивный момент, свидетельствующий о том, что, во-первых, ваше окружение очистилось от плохих людей, во-вторых, что вы приобрели бесценный опыт, и впредь будете осторожнее. Взгляните под другим углом на ситуацию. Если изменил супруг - отлично; больше вас не будут обманывать, и у вас появилась возможность построить новые отношения с другим, достойным вас человеком, любящим и верным. Предал друг - ну разве не чудесно, что это выяснилось сейчас, а не в ситуации еще более серьезной?

Главное, чтобы вы не разучились доверять людям. Разумеется, перед тем, как открыться какому-либо человеку, нелишне думать о последствиях, но совсем закрываться от людей не стоит, ведь человек, который не доверяет никому, страдает и сам.

Желаю на вашем пути встречать лишь людей, достойных вашего доверия!

Обида причиняет боль, мешает радоваться жизни. Как же преодолеть её?

Каждый из нас сталкивался с проблемами и предательством. Как же сделать так, чтобы прошлые конфликты и ссоры не мешали наслаждаться жизнью? Как простить обиды?

Как обида влияет на здоровье? Обиды на мужчин и женское здоровье

Чувство обиды приносит с собой гнев, протест и даже чувство вины за то, что не смогла постоять за себя. Эти эмоции разрушают энергполе, невидимую защитную оболочку вокруг тела. Из-за этого иммунитет слабеет. От негативных эмоций происходит мышечный спазм. Из-за него начинает болеть сердце, нарушается кровообращение.

Как научиться прощать людей?

Ответьте на вопрос: «Как часто я обижаюсь?».
Если ваш ответ «часто» — скорее всего, вы очень эмоциональный человек. Вспомните прошлые обиды. Может быть есть конкретная тема, обсуждение которой вызывает у вас такие эмоции? Если затрудняетесь ответить, заведите дневник. Записывайте в него свои чувства и те ситуации, в которых почувствовали себя обиженными. Если неприятные темы найдены, решите, как поступить. Вы можете избегать их в разговорах. Но лучше заранее подготовьте точный и решительный ответ. Им вы отобьёте обиду. А когда будете вспоминать о разговоре, не будете ощущать себя униженными.

Как простить человека и освободиться от обид?

Что вы чувствуете после того, как вас обидели? Возникает ли в душе приятное чувство правоты? Странная радость? Уверенность в том, что обидчик должен заслужить прощение? Тогда вы используете свою обиду, как способ манипулировать человеком. Ведь большинство людей, думая, что обидели кого-то, испытывают чувство вины. А от него хочется поскорее избавиться. Поэтому обиженному говорят ласковые слова, перед ним извиняются, ему дарят подарки. Всё это и правда хороший способ восстановить отношения. Но только в том случае, если человек не пытается вызвать в себе чувство обиды специально.


У такого поведения есть множество минусов. Во-первых, на обидчивого человека вскоре перестают обращать внимание. Во-вторых, человек, которым вы пытаетесь манипулировать, может почувствовать это. И тогда он либо станет избегать общения с вами, либо внутренне отгородиться от вас. В-третьих, обида может стать вашей привычкой. И тогда вам регулярно придётся испытывать все неприятные чувства, связанные с нею.

ВАЖНО: Ещё одна причина обидчивости — слишком высокие требования к другим людям.

Как простить обиду и отпустить?

Если вы постоянно ожидаете от других особого отношения к себе, вас скорее всего постигнет разочарование. Выход есть. Научитесь любить и уважать себя. Тогда вам не понадобиться одобрение других, чтобы чувствовать себя хорошо.


Обидеться может и добрый, дружелюбный человек. В этом случае причина обиды — это предательство или беспричинное оскорбление. Что делать тогда? На помощь придут несколько хороших техник.

  • «Сердечная чакра»
    Эта чакра отвечает за любовь. Поэтому, когда вас обижают, это негативно отражается на ней.

ВАЖНО: Чтобы справиться с обидой, полюбите себя.

Ведь человек, уважающий и ценящий себя, неуязвим. Сердечная чакра поможет вам сделать это. Чтобы разбудить её силу, надевайте одежду или украшения с камнями зелёного, розового или золотого цвета. Ходите в кино и театр, занимайтесь творчеством.


  • «Вода»
    Сделайте глубокий вдох и поверните голову влево. Продолжая вдыхать, верните голову в исходное положение. Глубоко дыша, смотрите прямо перед собой. Представляйте события, которые хотите простить. Пусть воздух, который вы выдыхаете, как вода смывает неприятные события. Одновременно сделайте резкий выдох и поверните голову вправо. Повторите упражнение три раза для каждой ситуации.

Как простить и отпустить близкого любимого человека?

Смысл этой техники в следующем. Левая сторона означает прошлое, а правое будущее. Вы расстаётесь с обидами и освобождаете своё будущее для радости.

Можете записать это упражнение на диктофон, чтобы не заучивать его наизусть.


  • «Обидчик = фонарный столб»
    Вам приходится часто видится с человеком, обидевшем вас? Примните следующую технику. Её суть в максимальном уменьшении эмоций по отношению к обидчику.
    Представьте ряд обычных вещей, которые не вызывают у вас никаких чувств. Например: фонарный столб, урна с мусором, канализационный люк, куст и т.д. Пусть среди этих предметов окажется образ обидчика. Прокрутите в своей голове этот ряд несколько раз. Старайтесь, чтобы образ обидчика вызывал у вас столько же эмоций, сколько фонарный столб или куст. В конце упражнения три раза произнесите: » Я отношусь к (Имя обидчика), как к предмету. Мне безразличен (Имя обидчика)».
  • «Аффирмации»
    Вам понадобиться час свободного времени. Отключите мобильный и компьютер. Расслабьтесь. Зажгите свечу с приятным ароматом. А теперь, вспомните самые сильные обиды и имена обидевших вас. Для каждой ситуации повторите следующее утверждение:

Я делаю себе подарок - освобождаюсь от прошлого и с радостью принимаю настоящее.

Мое сердце открыто. Через прощение я постигаю любовь.

Сегодня я прислушиваюсь к свои ощущениям, я в гармонии с собой. Я знаю, что мои чувства - мои друзья.

Прошлое осталось позади. Настоящий момент создает мое будущее.

Все изменения, которые предстоят в моей жизни, только позитивные. Я в безопасности.

Я прощаю (Имя человека) и отпускаю его.

Я отдаю и отпускаю назад в источник всю чужеродную энергию, оставленную в моём физическом и духовных телах.


Видео: Как простить обиду?

Видео: Александр Свияш: Эффективное прощение

Как понять, что простил человека?

ВАЖНО: Повторяйте аффирмации и техники, пока не почувствуете радость и облегчение.

Перед этим вы можете ощутить боль или ломоту в теле. В таком случае, не останавливайтесь. Продолжайте повторять аффирмации. Вы обязательно почувствуете себя лучше. Сначала с вас сползёт что-то липкое и тяжёлое. Потом вам станет легче дышать. Ваше горло, затем голова и остальное тело освободиться. Вы почувствуете лёгкость и тепло.



Как простить предательство, измену любимого человека?

ВАЖНО: Не концентрируйтесь на мести.

Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы вам было хорошо. Сделайте ситуацию с обидчиком незначимой для вас.

Для этого займитесь собой, найдите новое хобби. Верьте, что следующий мужчина будет гораздо лучше бывшего. Помните, обидчик ещё узнает о ваших успехах и пожалеет.
Почитайте мотивирующие сказки Ирины Сёмины на тему любви и прощения. Вам подойдут сказки «Я не прощу», «Про обиду Перетеровну», «Амурные дела» и другие.
Носите на шеи украшения из розового кварца. Он поможет снова полюбить себя и без страха начать новые отношения с достойным мужчиной.



Видео: Бывший партнер: как простить, отпустить и создать пространство для новых отношений

Видео: Как простить мужа?

Как простить человека в душе?

Начните с благодарности.

ВАЖНО: Благодарность — это умение извлекать уроки из любой жизненной ситуации.

Найдите плюсы в случившимся. Подумайте, что обида — это прекрасный стимул научиться прощать. А прощение сделает вас духовно сильнее и счастливее и т.д.
Будьте готовы к тому, что сразу не получится. Вам понадобится время, чтобы привыкнуть к новому образу мыслей. Хотите чтобы процесс пошёл быстрее? Прочтите книги о людях, которые умели быть счастливыми даже в тяжёлой ситуации. Одна из них — Поллианна, героиня книг Элиноры Портер.

Вам поможет сказкотерапия. Это направление в практической психологии. Прочитайте и обдумайте сказки на тему благодарности. Например, «Счастье моё пучеглазое» Ирины Сёминой.

Пошутите над собой. Попробуйте представить случившиеся с комичной точке зрения. Обидчик сделал вам больно напомнив о какой-то вашей слабости? Тогда мысленно доведите свой недостаток до абсурда. Посмейтесь над ним от души. Ведь целительная сила смеха — огромна! Научившись шутить над собой, вы сами станете неуязвимы для обиды. Тогда вы автоматически простите человека.


Видео: Как простить обиду в душе?

Как сказать человеку что прощаешь?

Как же сказать человеку, что вы простили? Обязательно ли делать это? Нет. Он сам догадается по вашему поведению. Почувствует, что вы больше не сердитесь на него.
Что, если вы не общаетесь сейчас? Зависит от ситуации.

  • Первый случай.

Вы проанализировали случившиеся на трезвую голову. Поняли, что не хотите продолжать общение. Тогда не сообщайте бывшему обидчику о своём решении. Не зачем возобновлять контакт.

  • Второй случай

Человек дорог вам. Вы хотите помириться. Тогда сказать необходимо.


Постарайтесь, чтобы прощение было искренним. Не прячьте обиду за натянутой улыбкой или неискренними пожеланиями счастья и здоровья. Лучше будьте честны с собой. Раз и навсегда поймите: прощение — это лучшее решение для вас и вашего здоровья.

Видео: тренинг Обиды на мужчин и женское здоровье

Видео: Как избавиться от обиды и научиться прощать?

Введение

В Священном Писании и святоотеческом наследии большое внимание уделено борьбе против грехов, наиболее опасным и коварным из которых является гордость. Если человек более или менее успешно преодолевает в себе чревоугодие, блудную страсть, сребролюбие, печаль, гнев, уныние и даже тщеславие – его подстерегает грех гордости. Проявления гордости многоаспектны: это и превознесение себя и своих дел выше прочих, и пренебрежение, презрение по отношению к другим людям, и морализаторство, стремление поучать, и неспособность признавать свои ошибки, и упорство в собственных заблуждениях, и неумение просить прощение, и многое другое, в частности – обиды на ближних.

Исследование чувства обиды (обиженности) и вообще обидчивости как качества души человека весьма актуально, интересно и полезно. Во-первых, несмотря на то, что обида – одна из древнейших проблем, она не потеряла остроты до наших дней. Во-вторых, обида – это не просто чувство, это целая гамма чувств, своеобразное психофизиологическое и душевное состояние, отличающееся устойчивостью и длительностью. В-третьих, во многих случаях, особенно в бытовой и нецерковной практике, обиды расцениваются как обычное, весьма распространённое и вполне нормальное явление. Более того, некоторые люди считают обиду началом формирования характера, вырабатывания воли, развития чувства чести и личного достоинства человека, толчком к самореализации. Разрушительное же начало, содержащееся в обиде и, подобно невидимой радиации, разъедающее душу человека, обычно не принимается во внимание. Или даже считается полезной «прививкой» для поддержания «психологического иммунитета», по ложному принципу: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» (!)

В-четвёртых, при кажущейся простоте святоотеческой духовной практики во многом остаётся сложным и открытым вопрос о правильном анализе и рассуждении при поиске способов преодоления обид, о правильном их разрешении с точки зрения христианской нравственности вообще и православной психологии в частности.

В-пятых, вопрос важен именно в наше время ещё и потому, что нынешняя идеология через средства массовой информации (СМИ) усиленно культивирует многие ложные ценности, которые являются питательной средой и катализатором всевозможных обид. Всячески раздуваются: корпоративная честь, ложно понимаемое «достоинство» личности, самореализация любой ценой, «правила игры», «права человека», индивидуализм, потребительские инстинкты и рыночная психология. Многочисленные отступления и нарушения этих искусственных правил и догм, частое несоответствие их друг другу, постоянная борьба вокруг них порождают систему непрерывных обид, невротизирующих общество и разделяющих людей.

«Немирный дух, поразивший в последние годы как общество в целом, так и множество отдельных его членов, пытается сегодня, как бы узаконить некоторые, ставшие привычными, грехи против ближнего: мстительность, осуждение, недоверие, недоброжелательность, ненависть» .

Люди верующие более устойчивы, но обиды мешают и им, потому что не дают правильной молитвы, для которой необходимы:

  • внимательность и искренность,
  • сокрушение о своих грехах и покаянное смирение,
  • примирение со всеми и прощение всех обид.

Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни. Сегодня 75% молодежи признает православие основой русской культуры. Более 58% молодых людей не согласны с тем, что для России будет лучше, если влияние русской православной церкви уменьшится. Важно понимать, что таково мнение россиян в возрасте от 15 до 30 лет, являющихся будущим российского общества.

8% участников исследования отнесли себя к воцерковленным православным, 55% – к невоцерковленным православным. 33% молодых людей, вне зависимости от вероисповедания, заявили о положительном отношении к Русской Православной Церкви и лишь 4% – об отрицательном.

Причина вреда – в самолюбии. Святые отцы вырывали из сердца этот продукт гордыни, а светское искусство, наоборот, всячески взращивает и культивирует его под благовидными вывесками «гордости» и «чести». «Погиб поэт! – невольник чести», – а ведь здесь Лермонтов не вполне точен: если в жизни Пушкин и бывал иногда «невольником чести», то кончина его была истинно христианской, в покаянии и всепрощении.

Другой известный пример – из песни: «Мужчины, мужчины, мужчины к барьеру вели подлецов!» Звучит вроде бы красиво. А если разобраться по существу – это их самих влекли к барьеру гордыня и жажда мести. И где гарантия, что на дуэли восторжествует справедливость?

И ещё об одном следует помнить: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (), – это относится не только к добрым делам, но и к злым. Значит, не просто с огнём, а с геенским пламенем играет тот, кто оскорбляет человека: «А кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (). Оскорбляя человека, оскорбляют Бога, и дело возмездия уже не в руках обиженного, а выше: «Мне отмщение, и Аз воздам» (). После такого обетования не должно сердце давать место обидам.

Клевета также возмущает мир нашей души, она основана на лжи, раздувании недостатков, искажении и перетолковывании добрых дел и качеств в дурную сторону. Наибольшую опасность представляет не фантастическая ложь, а правдоподобная клевета, умело увязанная с ситуацией и характерными чертами очерняемого человека, причём не важно с какими – положительными, отрицательными или нейтральными. Пытаясь опровергнуть измышления в свой адрес, человек тратит массу энергии, ума, нервов, добиваясь в итоге мизерного результата, а чаще всего – обратного эффекта.

В отношении клеветы архимандрит пишет: «У северных народов был обычай: когда у человека долго не заживала рана, гноилась, в ней появлялись черви, то эту рану давали лизать псам. Псы своими языками вылизывали её, и рана быстро очищалась. Так клеветники устами своими очищают наши души от грязи и от гноя грехов» .

Замечания – это не оскорбления, но и к ним мы бываем нетерпимы. Даже если замечание по сути справедливо, нас коробит сам факт замечания, его форма, его «тон», да и вообще – «кто бы делал замечания, на себя посмотри!». Тем не менее, мы и сами делаем другим замечания, любим замечать непорядок у других. Как здесь не вспомнить вновь Нагорную проповедь Спасителя, где говорится о сучке в глазе чужом и о бревне в собственном!

Важно помнить: мы охотнее всего делаем другим замечания и укоры по поводу именно тех грехов, которые нам самим свойственны. И наоборот, как сказал В. Гюго: безупречный не упрекает, ему просто незачем упрекать, он живёт на более высоком духовном уровне: он прощает. А прощает он по двум причинам: во-первых, имеет любовь к ближнему, во-вторых, сознаёт своё собственное несовершенство.

4.3. Проявление пренебрежения, презрения, усиленного внимания к другому

Читая святоотеческую литературу, почти совсем не встречаем эти понятия, разве что иногда говорится о презрении к врагу рода человеческого. Прикасаясь же к искусству светскому или просто живя в современном обществе, тотчас видим целый клубок страстей, где презрение, пренебрежение сплошь и рядом ведут к переживаниям и драмам.

Человек ставит вас ниже себя, не считается с вами, пренебрегает вашим мнением. Довольно редко это выражается открыто, обычно мы чувствуем скрытое пренебрежение, отчего не менее обидно. Пренебрежение выражается в форме равнодушия, холодности, отчуждения, предпочтения другого, а не вас, в невнимании к вашим делам. «Вот, полчаса холодности терплю», – обижается Чацкий на Софью; «Свою прочитал, а мою даже не разрезал», – горько досадует Треплев на Тригорина в пьесе «Чайка» А.П.Чехова.

«Когда меня не почтили, не оценили, чего-то лишили или унизили, то я в душе возмущаюсь и осуждаю людей, которые не хотят почитать моего идола – моего «я». Сам я ему поклоняюсь и поэтому считаю, что вправе ждать того же от окружающих» .

Классический пример – притча о блудном сыне. Но не о нём самом здесь речь – о его старшем брате. Услышав в доме веселье и узнав причину (возвращение младшего брата), «он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка» (). Почему же не обрадовался старший сын вернувшемуся в отчий дом брату, почему обиделся? Потому что место в сердце, свободном для радости, уже заняла расторопная зависть, а радости и зависти не ужиться вместе .

Характеру самолюбивому, склонному к зависти, трудно выносить внимание к кому-либо другому, а не к нему. Возвратившийся блудный сын явился радостью для отца и серьёзным испытанием для брата, который тут же продемонстрировал весь набор греховных состояний обиженности: 1) гордость, потому что «пение и ликование» не в его честь; 2) гнев – «он осердился и не хотел войти»; 3) осуждение – «этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами»; 4) зависть – «ты заколол для него откормленного телёнка». К этому можно добавить и неуважение к отцу, и отсутствие братской любви (он говорит не «мой брат», а «этот сын твой»), и стремление придать обиде некий «социальный» вес: «чтобы мне повеселиться с друзьями моими».

Нам тяжело переносить чужое пренебрежение, оттого что мы имеем очень завышенную самооценку, ни на чём не основанную (разве что на гордости). Пусть получил человек какое-то образование – это ещё ни о чем не говорит. Весь вопрос – как учился и чему научился. Допустим, делает какое-то дело – вытачивает гайки или пишет романы, так опять вопрос: может быть, зря, в убыток работает или просто себя тешит? Никто от его труда как будто счастливым не становится. Гордиться-то и нечем! Понятно, что и отчаиваться не стоит, потому что Бог зря жизнь не даёт, но «перетряхнуть» своё самолюбие, свой гонор, перевести взгляд со своих интересов на нужды других людей очень душеполезно.

Ведь нас обижает не только пренебрежение к нашей персоне, но также и невнимание к нашим занятиям и увлечениям. У нас, например, все стены завешаны картинами – а гость ноль внимания! Мы любим поговорить о рыбалке, а знакомый пришёл и весь вечер твердит о своей машине, – тоска! Поэтому особенно приятно, если кто-то разделит наши восторги именно по поводу нашего увлечения. Добрая половина (если не больше) практических советов Д. Карнеги основана именно на такой льстивой тактике. В данном случае возможная обида предотвращается лестью – но доброкачественно ли такое «лечение»?

В романе «Мёртвое озеро» Н.А.Некрасова и А.Я.Панаевой встречаем точное наблюдение: «Несчастная слабость, свойственная многим, – придавать излишнюю важность тому, чем занимаешься». Полезно чаще примерять это к себе: не утомляю ли я других своими интересами? Здесь возможны взаимные обиды: один до тошноты навязывает своё, обижая собеседника, а тот может обидеть равнодушием, а то и ответным раздражением. Вот и приходится себя контролировать, избегать выпячивания себя и своих интересов и одновременно не быть глухим к интересам ближних. «Так называемая «психологическая совместимость» для христианина становится практической нравственной проблемой» .

В плане же психологическом и даже физиологическом факты пренебрежения, отталкивания могут объясняться очень просто: неряшливый внешний вид, неприятные запахи изо рта, от потливости тела, ног, обилие слюны, частые отхаркивающие звуки, сопение носом, привычка близко придвигаться к собеседнику, во время разговора – теребить его пуговицу, галстук, воротник, привычка перебивать собеседника, даже соглашаясь с ним, – всё это может вызывать раздражение, брезгливость и нежелание общаться .

Поэтому – спасибо всем, кто нас презирает, это наши врачи и учители! Но сами презирать других всё же не будем, испытав на себе этот гнёт.

4.4. Отсутствие меры, бесцеремонность, необдуманность

Можно быть и не грубым в обращении, но в то же время держать себя сверх меры близким, развязным в словах и манерах – а этим нарушается добрая благородная связь. «Говорить на «ты», когда приличнее было бы сказать «вы»; шутить со своими знакомыми, как бы в кругу своей семьи, избранить другого будто любя; делать крикливые возгласы; небрежно употреблять в разговоре руки; вмешиваться во всё со своим суждением; рассуждать со старшими в духе ложной свободы, – все подобные вольности неприличны христианину» .

Также обижают нас и необдуманные поступки и слова, задевающие нас и наши интересы, когда это не соответствует нашим представлениям и жизненным установкам. За необдуманностью и неосторожностью единичного проявления мы склонны подозревать целую систему выстроенных лично против нас козней и происков. В этом смысле богата измышлениями и фантазиями ревность, она способна всё преувеличивать и доводить до «скрежета зубовного». Вспомним хотя бы внутренние муки Отелло или Арбенина.

Да, мы желаем, чтобы с нами обращались уважительно, тактично, вежливо. Но каждый должен спросить себя честно: так ли уж мы сами блещем этими добродетелями? Всегда ли мы обладаем деликатностью, терпением, сдержанностью? Умеем ли скрывать своё раздражение, дурное настроение? Не срывается ли у нас порой грубое слово, едкая реплика, ранящая другого человека? Обижаясь на необдуманное слово или действие, неужели мы сами всегда бываем «так осмотрительны, так точны», никогда не ошибаемся, ничего не «ляпаем» невпопад? Ведь «несть человек иже жив будет и не согрешит» – это лично к нам относится. Но себето мы обычно прощаем: подумаешь, ошибся! а другому не спускаем: нет, как он мог?! Однако все просим в молитве: остави нам долги наша, якоже и мы… Какое уж тут «якоже и мы»!

Великий сонм святых сияет, прежде всего, своим смирением, кротостью, даром любить ближнего таким, какой он есть. Даже светские люди высокой культуры были прежде всего требовательны к себе и снисходительны к другим. А.В. Суворов наставлял: «Заранее учись прощать ошибки других и никогда не прощай своих собственных», «Не меньше оружия поражай противника человеколюбием». Что же касается бесцеремонности – это опять-таки проверка нашего смирения и одновременно – нашего достоинства, если мы сумеем, не обижая и не обижаясь подправить отношение ближнего к нам.

4.5. Эгоизм и себялюбие

Если кто-то стремится сделать что-нибудь в свою пользу, да ещё за наш счет, если он живёт только своими нуждами, а от наших отмахивается как от несерьёзных («подумаешь, я испачкал его книгу – велика беда!»), – нас это тоже неприятно задевает и обижает. Также довольно часто в досужих разговорах люди, обычно пожилые, любят нагнетать значимость и тяготы прошлых лет своей жизни. И разговор на скамье во дворе превращается в своеобразное соревнование на тему: «Нет, тебе всё-таки легче было, а вот мне!..». Другая характерная черта подобных бесед – стремление возвысить себя и принизить других: я-то всегда поступал разумно, а вот он ошибался; я-то предвидел, а они не понимали… И когда мы обижаемся на это, то забываем, что сами порой поступаем точно так же. Отчего чужой эгоизм обижает нас? Во-первых, если выражен открыто и грубо, он попирает законы морали, по которым мы стараемся жить. А во-вторых (что и бывает чаще всего), даже если эгоизм внешне незаметен, мы всё же чутко воспринимаем его – почему? Потому что чужой эгоизм болезненно задевает наш собственный. Святые подвижники не оскорблялись чьим-либо эгоизмом, так как он не мешал им – ведь своего эгоизма у них просто не было! Его место занимала любовь к человеку, какой бы он ни был.

А когда любви нет, нет и терпения к слабостям человека. Так в отношениях людей появляется та скорлупа, эгоистическая короста, которую очень трудно счищать и удалять. Поэтому понятно, что на такое объективное зло, как эгоизм, люди обычно реагируют не социально, не как члены общества, а чисто личностно: «А почему со мной можно, а он?», «А как же я могу…, а она…?», т.е. человек, верно почувствовав несправедливость в эгоистичном поведении другого, беспокоится прежде всего не о попранной общественной морали, а о своих личных ущемлённых интересах. В таких случаях полезен самоанализ и самоконтроль в самых различных формах: доверительный разговор с другом, ведение дневника, беседа с духовником, исповедь, чтение святоотеческих книг.

4.6. Неблагодарность

У И.С. Тургенева есть стихотворение в прозе о том, как однажды во время пира две прекрасные дамы были представлены друг другу: благодетельность и благодарность. Они очень удивились, что никогда не встречались раньше! Благодарность – свойство благородной натуры. Мы очень многим обязаны друг другу – и всем обязаны Богу, поэтому в принципе вся наша жизнь должна быть сплошным благодарением. Дал мне – спасибо, принял от меня – также спасибо тебе! «Всяк дар совершен свыше есть».

Но беда в том, что слишком многие и слишком рано соблазняются фикцией «прав человека». «Права» – хорошая вещь, но только если они опираются на всю громаду наших обязанностей. Права каждого работают, только если все исполняют свои обязанности. А когда обязанности выполняются кое-как или совсем не выполняются, жажда своих прав не утолена, – вот тогда и возникают болезненные вопросы о неблагодарности других людей. Ведь обида на неблагодарность – это жажда благодарности. Возникают подсчёты своих затрат и ожидаемой отдачи от ближнего, завышается цена своей помощи: «Я столько в него вложил!..». В общем, как говорится: на грош амуниции, а на рубль амбиции. И в итоге нравственная картина искажается: неблагодарность возмущает нас не сама по себе, как грех пред Богом, а как невозвращённый нам долг, да ещё с процентами! Выходит, мы творили добро не бескорыстно, по любви, а как наёмники – за плату. И – увы! – «наши добрые дела часто бывают хуже злых, потому что мы ими гордимся и этим оскверняем. … Случается, конечно, что мы совершаем нечто хорошее, но всегда забываем, что это не наш дар Богу, а, наоборот, Бог по любви своей дарует нам благодатную силу, чтобы мы могли хоть иногда сделать что-нибудь доброе. Было бы естественно за это от души возблагодарить Господа. Но, ослепленные гордыней, мы приписываем всё хорошее себе, своей мнимой доброте, своей фиктивной праведности. Сами дела остаются добрыми (кто-то, положим, ухаживает за больными или благотворит Церкви, кто-то много трудится, много молитвословит), но для вечности они обесцениваются нашим самодовольством» .

4.7. Нарушение обязательств, отказ в просьбе

Конечно, неприятно, когда тебя подводят, когда не сдерживают своих обещаний – а ты на них так надеялся… Наиболее часты недовольства такого рода между родственниками, они связаны тысячами нитей, каждая из которых, напрягаясь, болезненно тянет оба конца. А когда нить рвётся, нам кажется, что это непоправимо, что её уж не связать – «зачем склеивать разбитое?» – и в унынии мы повторяем:

Ты не узнаешь
и не поможешь:
что не сложилось –
вместе не сложишь…

Отказ в просьбе также неприятен и больно задевает нас. Не вдаваясь в тонкости (корректна ли наша просьба, уместна ли она, способен ли человек её выполнить и т.п.), мы и в просьбе «гнём свою линию». Вспомним хотя бы, «как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Если нас в чём-то подвели, нам худо. Конечно, виновник достоин осуждения, считаем мы. Но это поспешное решение. Мы ведь хотим жить праведно, хотим управить жизнь по-христиански. Раскроем же труды святых отцов – и многократно убедимся, что осуждение – грех, а виновник достоин прежде всего — прощения. Как же так? Ведь он обещал – и не сделал, а у нас, например, сорвалась заготовка капусты, поездка за детьми! А если это ещё и родственник – тогда только держись: припоминается всё – и родственные обязанности, и старые грехи… И часто из-за мелочей родные становятся врагами. Прежде всего – из-за неумения и нежелания прощать, неспособности обратить критику на самого себя: а сам-то я каков? Да и в чём трагедия? Капусту можно заготовить и неделей позже, а за детьми съездить другим транспортом, на такси, в конце концов. В мире ничего случайного нет: если так сложились обстоятельства, значит, так надо, и наши переживания Господь всегда претворит в положительный духовный опыт, если мы прибегнем к Его помощи. А если только злиться, подсчитывать промахи ближних и порывать с ними отношения – очень скоро останешься в «гордом» одиночестве, наедине со своим «прекрасным» характером. Надо ли говорить, сколь страшно одиночество без Бога – а оно непременно без Бога, если не умеешь прощать!

4.8. Непонимание, нечуткость

Многие жизненные несоответствия и обиды возникают из-за того, что люди говорят на разных языках, не стремясь вникнуть в состояние другого. Мы слишком живём своим мирком и своими заботами, чтобы соблаговолить встать на место ближнего, на его точку зрения – хоть на миг, хоть в чём-то. Точно так же и мы ждём, чтобы нас поняли, нам посочувствовали – а в ответ глухота или хамскимодное: «это ваши проблемы». Душа человека – инструмент тонкий, прикасаться к его струнам надо очень осторожно, а мы зачастую себя считаем ещё и тоньше иных, возвышеннее прочих, и требуем, конечно, очень бережного к себе отношения. Резким диссонансом отзывается наша душа на непонимание и нечуткость

Это обычная реакция, но встречаются и совсем иные случаи. В Деяниях апостолов описывается, как однажды их били, запретив говорить об Иисусе – «они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (). Оказывается, ради Господа можно всё претерпеть. Могут возразить: совсем иной масштаб, нас обижают нечутким отношением в быту, а там дело шло о вере в Иисуса Христа. Да, масштаб разный, но у Господа нет малых дел — «и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные». Не прощать чью-то нечуткость – это значит в перспективе готовить себе левое место на Страшном Суде: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (). Вообще, обида на чью-то нечуткость – очень чувствительный и достоверный показатель собственной нечуткости, чёрствости. Давно замечено, что именно эгоистичные люди чаще всего упрекают других в неумении проявить чуткость. На эту тему существует масса примеров и в литературе. Взять хотя бы стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи». Своей душевной глухотой барыня не поняла состояние простой крестьянки, однако поспешила обвинить её в нечуткости.

4.9. Различие убеждений, мнений

Люди, часто общающиеся или живущие вместе, имеют много общего, и мнения их по самым разным вопросам часто совпадают, потому что обсуждаются и вырабатываются совместно, возникая и упрочиваясь в едином микроклимате. И мы очень любим получать от других подтверждение наших собственных мыслей. Но вот несогласие или возражение переносим плохо: нервничаем, раздражаемся, возмущаемся – в общем, обижаемся. Особенно если получаем такое от близкого, родного человека.

Все мы прекрасно понимаем, что каждый человек своеобразен. Нет на земле двух одинаковых людей. Как говорится, каждый из нас – это неповторимый мир, «микрокосм». Но мы не изолированы, мы общаемся, привязываемся к кому-то, дружим, любим, зависим от кого-то, а кто-то зависит от нас – мы нужны друг другу. И при общении обмениваемся мыслями и чувствами, познавая друг друга и самих себя. Господь потому и творит наши души разными, чтобы все мы нуждались друг в друге. Конечно, каждый вступает в общение, уже имея кое-какой жизненный багаж, поэтому каждая новая информация воспринимается нами по-своему, в сопоставлении с тем, что уже имеется в «библиотеке» нашей души по данному вопросу. Система ценностей у каждого своя – а это тот «библиограф», который и пополняет «фонды» по своему усмотрению. И часто так получается, особенно в последнее время, с приходом диктата рыночной психологии и конкуренции, что в нашей душе-«библиотеке» лучшие полки и стеллажи отданы на откуп нашему эгоизму и потребительству.

И индивидуальность наша расцветает «махровым цветом», нам дико слышать чужую мысль, не согласную с нашими воззрениями. Неприятие иного мнения тут же персонифицируется – в неприязнь к человеку, высказавшему его. Тебе не понравился мой суп? Ничего не смыслишь в кулинарии. Ты не в восторге от моего костюма? У тебя дурной вкус. Ты не одобрил мою статью? Все ясно – завистник и бездарь!

А то, что и человек, может быть, неплохой, и к нам относится хорошо – но у него просто другое мнение, нам как-то невдомёк. Наше-то мнение кажется нам единственно верным, а «кто не с нами, тот против нас». Вот уже и обида, а там – и вражда. Крайне редко поднимаемся мы до вопроса: а надо ли, чтобы все, всегда, во всём с нами соглашались? И ответ на этот вопрос дан очень давно апостолом Павлом: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (). Разномыслие допускалось у проповедников, и уж тем паче среди паствы. С другой стороны, когда с нами всегда соглашаются, нас развращают гордыней, верой в собственную нашу непогрешимость – обычная болезнь начальников.

Истина одна – а путей к ней множество. Одному лишь Богу ведомо, чей путь лучше, а помогает в пути Он каждому. И нам лучше сверить компасы, а не спорить о маршрутах. То же самое можно сказать и о разнообразии мнений. «Желание настаивать на своем мнении — это проявление гордости, а вовсе не признак сильного и твёрдого характера. … Отстаивать нужно не свое мнение, отстаивать нужно истину. А истина слишком редко совпадает с нашим мнением, особенно если мы на нём настаиваем» .

4.10. Непризнание авторитета, старшинства, лидерства.

Своенравные натуры очень любят видеть действие своей власти, результаты проявления своей воли, это утверждает их в самих себе, поддерживает тонус. Не важно, что чаще всего лидерство их самозваное, а авторитет дутый. Иные привыкли быть центром внимания и поклонения с детства благодаря издержкам воспитания, другие выработали в себе качества лидера в борьбе с трудностями, третьи сочетают эти стороны или ещё как-то ухитрились подчинять себе волю других, – но все переживают, когда ставится под угрозу их влияние, власть, авторитет. Ведь им кажется, что от них исходит порядок, что они знают, как надо и что надо, что они даже отвечают за других – и вдруг эти «другие» (вот дерзость, вот глупость!) осмеливаются не подчиняться, усомниться в «благом» руководстве!.. Обидно? Конечно. Вспомним, как необузданно, до морального садизма, упивался властью в своем провинциальном мирке Фома Фомич Опискин (Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели»), как переживала, теряя лидерство, Марья Александровна Москалёва в «Дядюшкином сне». И какой дикой ненавистью загорались они против того, в ком угадывали угрозу своему первенству и авторитету!

Все эти вещи: и старшинство, и лидерство, и авторитет – суть не что иное, как атрибуты власти, власти одного человека над другим или другими. Бесспорно, удерживать такое первенство необходимо некоторой моральной или психологической силой, поэтому лидеры, как правило, натуры волевые. Где не хватает таланта, они берут упорством, если нет особого интеллекта, в ход идет бойкий и едкий язык, колкая насмешка, ходовые речевые штампы, на которые и возражать-то не хочется. И пока человек идёт вверх, во всё влезая и проявляя хоть какую-то ответственность, ему охотно уступают. Но вот авторитет завоёван и тут часто начинается подмена авторитета самовластием, диктатом. Вообще власть, как и слава, страшное дело, немногие выходили с честью из искушения «медными трубами»!.. И Фома Фомич Опискин, и Марья Александровна Москалёва – это случаи крайние, а литературные образы – яркие и гротескные. В жизни всё бывает обыденнее, пошлее, примитивнее. Отвергнутый авторитет глубоко страдает, обида его укореняется, перерастает в замкнутость, холодность, неприязнь, порой в ненависть, он отвергает всякие попытки примирения, естественно, нисколько не считая себя виноватым. Более того – он укрепляется в мыслях о человеческой «неблагодарности», «нечуткости», эгоизме, чёрствости, и т.п.

Как видим, этот тяжкий сорт обид может совмещать в себе все вышеперечисленные. Вот где требуется воля и вера, чтобы всею силою сердца воззвать: «Господи, помоги одолеть мою демонскую гордыню!» – «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (), – таков ответ Господа.

4.11. Отказ от помощи, выход из-под опеки

Лидерство может быть или не быть, но когда бывший подопечный проявляет самостоятельность и смеет отказываться от помощи, – это тоже больно бьёт по нашему самолюбию. Часто нам невдомёк, что надобность в опеке объективно отпала, а наша помощь стала ненужной и даже назойливой и обременительной. Но мы желали бы сохранить статус-кво несмотря ни на что, ибо это втайне льстит нам – вот, мол, какие мы бескорыстные опекуны-добродетели!

Этот вопрос часто бывает связан с непризнанием старшинства (опекуна или помогающего), но важен и самостоятелен сам факт отказа от помощи или пренебрежения помощью. Конечно, пренебрегать или отказываться, когда помощь нужна и предлагается своевременно и бескорыстно, – грешно. В этом усматривается и глупость, и гордыня. Но и обижаться на это тоже грешно: не хотят – не надо, отойди в сторону. Мало ли почему не хотят! Причин масса, а в чужом сердце разобраться трудно. На всё своё время. Перефразируя Екклезиаста, можно сказать: время помогать – и время прекращать помощь, время опекать – и время дать свободу. Процесс становится лавинообразным и необратимым по мере роста навязчивости: чем назойливее помощь, тем интенсивнее отказ – и тем больнее обида. Но не скрывается ли за обидой на отказ от помощи тонкая рвущаяся надежда привязать к себе человека этой самой помощью и жить в вечной его признательности и зависимости, теша свое самолюбие? Тоже ведь известный из жизни аргумент. Неслучайно же, получив отказ в помощи, часто восклицаем: «Ишь, какие мы гордые!» — и это буквальная правда, потому что именно мы этой помощью часто питаем свою собственную гордость. Нет, «пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ().

4.12. Обида на обижаемого

Мирская гордость, среди многообразных проявлений, иногда доказывается и обнаруживается гневом на того, кому сделана несправедливость, и ожиданием, чтобы он сам умолял о прощении — сравнительно редкий, но вернейший признак гордости , т.е. мы обижаемся на реакцию обиженного нами же человека, причём совсем не обязательно эта реакция бывает агрессивная или неприязненная по отношению к нам – но мы всё равно недовольны, считая эту реакцию «неправильной», «неадекватной». Например, мать грубо выговорила сыну за малую провинность, он обиделся и замкнулся, а она, усматривая в этом неповиновение и враждебность, распалилась в гневе и обиде ещё больше: «Ишь! Обиделся! На кого обижаешься? На мать обижаешься?!». Это и обида на обиженного, и пример взаимной обиды. Довольно распространена и другая, более тонкая, ситуация: обидчик ждёт от своей жертвы обычного ответного раздражения, злобы, и готов вести войну далее – и вдруг в ответ ни слова, смирение и доброта! В одном ироническом стихотворении А.К. Толстого по этому поводу есть очень верное замечание: «Добра за зло испорченное сердце – ах! не простит». Слова Дмитрия Карамазова также могут быть в какой-то мере пояснением: «Она мне простить не может, что я её благородством превзошёл». Очень показателен в этом отношении рассказ А. Платонова «Юшка», герой которого своей кротостью вызывал злобу у обывателей.

Обида на обижаемого – признак сильной, развитой гордости и одновременно – указание на то, что сама гордость — явление сложное, подчас очень изощрённое. Если, например, в обиде на нечуткость видна «гордость-превозношение», то поводом обиды на обижаемого может быть своеобразная «гордость-зависть», пожалуй, наиболее страшная и саморазрушительная для личности.

Можно с большой долей вероятности предположить: в таких случаях чувство зависти обижающего происходит от интуитивного или явного осознания того, что обижаемый не такой как он, что обижаемый морально выше него. Казалось бы, надо радоваться, что Господь посылает обидчику такого человека – но нет, гордость не позволяет! Прояснить ситуацию может честный ответ на вопрос самому себе: так что же конкретно он мне сделал такого, на что я обиделся? Однако надо признать, что часто человек, находящийся в состоянии обиды на обижаемого, просто не способен задать сам себе такой вопрос или, находясь в сильном раздражении и считая себя правым, не считает нужным задумываться об этом.

В упоминавшемся уже рассказе А. Платонова «Юшка» подобная ситуация развивалась таким образом: «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или по двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?» И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его» .

5. Пути к преодолению обиды

Можно и дальше продолжать многочисленные примеры причин всевозможных обид, но надеемся, что указаны всё же основные – по «степени тяжести». Учтём и то, что, как правило, в «чистом» виде чётко определённых причин обид не бывает, чаще всего какой-либо повод вызывает целый комплекс обид, каждая из которых отталкивается от своей конкретной причины, усматриваемой в первичном поводе обиженной стороной (причины, о которой, кстати, обидчик может и не догадываться).

Возьмем, к примеру, ссору бывших друзей и сослуживцев: Троекурова и старого Дубровского (А.С.Пушкин «Дубровский»). На первый взгляд, в нашей классификации этому случаю нет прямого соответствия. Однако не трудно усмотреть здесь и оскорбление (случай на псарне), и непризнание авторитета, и пренебрежение, и даже измену (старой дружбе). Как видим, настолько многообразны, изощрённы и коварны причины обид человеческих, что воистину мощным всеоружием Божиим надо обладать, чтобы противостоять всем хитросплетенным поводам для обиды. Тут нужны и «пояс истины, и броня праведности, и щит веры, и шлем спасения, и меч духовный» ().

Между тем, к сожалению, существует целый слой людей, которые просто живут обидами, они иначе не могут, потому что привыкли оперировать завышенными требованиями к другим и очень заниженными – к себе. И поскольку требования всё растут, а реализация их не наступает – возникает патологический фон обиды эгоистической натуры на всё и вся. «В ход идут известные принципы: «весь мир во зле лежит», «человек человеку – волк», «каждый умирает в одиночку» и другие подобные самооправдания. Так и хочется сказать по-простому: ну и не лежи во зле! не будь волком! не умирай в одиночку! Не послушает. Привык. Закоснел. Более того – удобно. Когда такой «обиженный» заводится в семье или коллективе, то все окружающие как-то смущаются, тушуются, чувствуют перед ним некую «вину» и неловкость, заискивают порой, в чём-то стесняют себя, уважая его «ранимость». А он-то и рад втайне, получая моральное преимущество, принимая все это как должное и укрепляясь в своей «обиженности» .

Часто приходится слышать мнение: «Ах, она такая ранимая!», «Он такой ранимый!», – иными словами, при этом молчаливо предполагается, что с нами можно и грубить, и хамить – мы, примитивные, выдержим, а вот он (или она) – структура тонкая, хрупкая, чуть что – обижается. Однако, по многочисленным наблюдениям, «ранимость» – это не что иное, как хорошо развитая обидчивость, не более того. Задумаемся: святые были «ранимыми»? Вопрос абсурдный. Прежде всего, они не были обидчивыми, они вообще не знали, что такое обида, они умели прощать – и вопрос «ранимости» даже не возникал: «Не смутихся и не возглаголах!». Можно сказать: в той или иной степени ранимы все, а вот быть необидчивыми умеют немногие.

Вообще, необидчивость – поистине дар Божий, большая редкость среди людей (мы, конечно, не говорим о патологической невосприимчивости, «толстокожести»). Например, Ф.М. Достоевский писал об Алёше Карамазове: «Обиды никогда не помнил. Случалось, что через час после обиды он отвечал обидчику или сам с ним заговаривал с таким доверчивым и ясным видом, как будто ничего и не было между ними вовсе. И не то чтоб он при этом имел вид, что случайно забыл или намеренно простил обиду, а просто не считал ее за обиду (курсив мой – Н.П.), и это решительно пленяло и покоряло детей» .

Вопрос прощения обиды и обидчика очень непростой. Часто мы говорим: «Я всё простил, но забыть не могу» или «Простить-то я простила, но забыть – сверх моих сил». Но представим себе: а что, если нам самим Господь на Страшном Суде скажет: «Прощаю, но не забуду» – будет ли это прощением? И может ли Господь так сказать? В земной жизни Иисуса Христа люди слышали только: «Прощаются тебе грехи твои», «Вера твоя спасла тебя», «И Я не осуждаю тебя», – и ни разу — что простил, но не забудет.

Что касается домашней атмосферы, можно порекомендовать следующее. Прежде всего, желательно не доводить ситуацию до возникновения обиды. И конечно, бороться с обидами в себе самом. Также важно стараться разбирать вместе с детьми причины конфликтов. Ребенок может и должен терпеть скорби – это путь всех людей, но итогом детских переживаний должен быть духовный опыт, а не разъедающие сердце обиды. «Необходимо обращать внимание детей на внутренний мир, приучать их вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, чувствовать то, что он должен чувствовать» . И самое главное – не поощрять самолюбия, тщеславия, гордости, самолюбования. Больше заботиться о других, чем о своем «Я». И глагол «обидел» произносить о себе, покаянно, и никогда не пользоваться его возвратной формой «обиделся». Очень важной формой борьбы с обидчивостью является почти полностью утраченная сейчас атмосфера домашних бесед, семейного устного чтения, когда нравственные вопросы и коллизии прочитанного переплетаются с жизнью, обсуждаются и разбираются сообща. Не менее важна в семейном укладе привычка просить друг у друга прощение и даже такая, казалось бы, мелочь, как пожелание друг другу доброго утра и спокойной ночи.

Заключение

1. Состояние обиды в психическом смысле аномально, в духовном смысле – греховно.
2. Греховность обиды – сложная, комплексная, обязательно содержащая гордость.
3. Преодоление состояния обиды (и обидчивости вообще) – необходимость нравственной жизни христианина.
4. Преодоление обиды возможно только с помощью Божией.

Главный вывод можно сформулировать таким образом: обида – ропот на Господа, поругание образа Божия в человеке: и в самом себе, и в обидчике. Это страшная нравственная тяжесть, суровое искушение – поэтому долг христианина – не доводить отношения до обид, прежде всего не обижать человека, а свою личную обидчивость вырывать с корнем. Для этого необходимо ориентироваться в основных причинах обид, выявлять механизм действия каждой причины в себе самом и широко использовать святоотеческую духовную практику по преодолению обид, их последствий и самой обидчивости.

Список использованной литературы

1. Священник Сергий Николаев. Если тебя обидели. – М. Даниловский благовестник, 1998.

2. Добротолюбие. Т.2. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895.

3. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Апокалипсис Мелкого Греха. – СПб: СПб Благотв. общ. во имя Св. Ап. Павла, 1997.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: «Питер», 2001.

5. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново: Свято-Введен. жен. мон.,1998.

6. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб: «Питер», 2001.

7. Протоиерей . Нравственное богословие для мирян. – М.: изд. Донского мон., «Правило Веры», 1994.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1995.

9. «Сколько раз прощать брату моему…» / газета «Нечаянная радость» 26 декабря 1997. – Гатчина: изд. Павловского собора.

10. Протоиерей Вл. Свешников. Очерки христианской этики. – М.: «Паломникъ», 2000.

11. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: «Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

12. Хорни Карен. Сбр.соч. в 3 т. Т. 3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. – М.: «Смысл», 1997.

13. Священник Константин Островский. Жизнь равна вечности. Уроки спасения. – Красногорск: Успенский храм, 1998.

14. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Репр. – М.: МТЦ «АКТИС», 1991.

15. Путь к совершенной радости. Сост. А. Раков, Б. Семенов. – СПб: АО «СПб типография № 6», 1996.

16. Преподобного отца аввы Иоанна. Лествица. — СПб: Тихв. Усп. муж. мон., 1995.

17. Духовные цветы, или выписки из писаний отцов подвижников о духовной жизни. – Москва-Рига: Благовест, 1995.

18. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы. – М.: Правосл. Братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001.

19. Поздняков Н.И. Обиды наши. / «Морская газета» 4, 11 сентября 1999 г. – СПб – Кронштадт: изд. ЛенВМБ.

20. Православный молитвослов. – М.: «Отчий дом», 2002.

21. Архимандрит . Проповеди. — М.: изд. Моск. подв. Св.-Тр.-Серг. Лавры, 1997.

22. Сухинина Н.Е. Шашлык для старшего брата. «Русский Дом» № 6, 2003.

23. Платонов А.П. Происхождение мастера. Повести, рассказы. Сост. М.А. Платонова. – Кемерово: Кемеровское книжное изд.,1977.

24. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М.: «Художественная литература», 1988.

25. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Сборник статей. – М.: изд. Моск. Патр., 1991.

26. Войди в радость мою. Благочестивые размышления православного христианина о своей душе. – М.: «Светильник», 1996.

27. Василевская В. Учение Ушинского о воспитании / в кн.: С.С.Куломзина. Наша и наши дети. – М.: «Мартис», 1993.

Н.И.Поздняков старший научный сотрудник Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С.Попова

Печатается по решению Научно-исследовательской лаборатории
христианской (православной) педагогики ГОУ ВПО РГПУ им. А.И.Герцена
Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.29, СПб.: НЕСТОР, 2008. – 26 с. ISSN 5-303-00204-7 © Нестор

Вопрос психологу

Мне 22 года,работаю педагогом доп. образования детей.Своего будующего мужа встретила в 16 лет, ему тогда было 17, он мой первый мужчина, моя первая и единственная любовь .Сейчас мы 6 лет вместе,год в браке, женились по любви как мне казалось,хотя всегда ее от него не хватало,Все началось после свадьбы, в какой то момент он очень от меня отдалился, где то проподал, я чувствовала себя ненужным брошеным котенком, который преданно ждал дома,естествено я срывалась, были истерики, я отчаянно пыталась обратить его внимание на себя,он был мне нужен, очень боялась потерять его.Я забеременела, это было счастье, для него незнаю, хотя ребёнок был запланированным, его внимания хотелось ещё больше.Считала себя хорошей женой, всегда приготовлено, убрано,наглажено, нежности и любви во мне было с избытком, а он часто меня отталкивали, потом стала находить переписки с разными девушками, собирала вещи хотела уходить, он всегда меня останавливал, обещал,что больше не будет, я верила, ведь это лишь переписка, но все повторялось. И уже на 8 месяце я нашла в тел.переписку где чёрным по белому было написано о том,что он мне изменяет, мир сломался, я не хотела жить, не ела, не спала, а он взял вещи(не все) и уехал жить к родителям, написал мне что я виновата сама, я его довела своими истериками, я вся ужасная, он меня долго терпел и любовь его давно прошла.Для меня это был новый шок, я все таки надеялась, что он будет извиняться хотя бы. Лишь через несколько дней он стал писать, что сожалеет, что хочет сохранить семью , что я ему нужна и т.д.Я его приняла, он конечно стал внимательным, мы стали хотя бы общаться, обнимает целует, говорит что любит.Родилась доченька, он в ней души не чает, говорит, что понял какой был дурак,что ему больше никто не нужен, никуда больше не пропадает, дом работа-работа дом, умоляет его не бросать, ведёт себя именно так,как я всегда мечтала, но вот только в душе у меня все разбито и сломано. Для меня это что то больше чем измена, прошло уже 4,5 месяца,а я не могу его простить, все время думаю о разводе, не могу ему поверить, так как он не однократно обещал что больше не будет, а сам меня беременную продолжал мучать. Не могу самостоятельно перебороть в себе эту обиду, не могу взять и простить его, забыть все, слишком больно мне до сих пор.Иногда кажется что и любви к нему после всего не осталось, может тогда и не стоит пытаться его прощать, просто уйти, но у нас доченька, ей только 2 месяца, имею ли я права лишать её отца? И может ли человек изменится, гулять, унижать, предавать, а в какой то момент может ли он искренне сожалеть о том, что долго и не однократно делал, более полугода?
Спасибо

Ответы психологов

Марина, здравствуйте.

Возможно мои слова вас не порадуют, но в вашем письме нет ни слова о любви . Возможно ее никогда и не было у вас. В нем ясно и четко описаны зависимые болезненные отношения, которые вы сами и создаете. Сейчас мои слова могут вас разозлить, так как вы этому не верите. Но я из опыта знаю, что это так и рекомендую вам обратиться к психологу .

На что я обратила внимание из ваших слов: "...я чувствовала себя ненужным брошенным котенком, который преданно ждал дома, естественно я срывалась, были истерики, я отчаянно пыталась обратить его внимание на себя ,он был мне нужен, очень боялась потерять его."

Марина, поверьте, это болезнь, или если хотите психологическая патология к сожалению чрезмерно культивируемая в нашем обществе. Эту болезнь кто-то называет любовью. Это глубочайшее заблуждение, которое порождает невроз в обществе.

Вы пишите: "я все таки надеялась, что он будет извиняться хотя бы ." - это один из ярчайших маркеров зависимости .

Полученная ситуация: "...дом работа-работа дом, умоляет его не бросать, ведёт себя именно так, как я всегда мечтала, но вот только в душе у меня все разбито и сломано" - тот итог, который вы получили и есть закономерный исход этой патологии.

В ваших словах: "Для меня это что то больше чем измена, прошло уже 4,5 месяца,а я не могу его простить, все время думаю о разводе, не могу ему поверить, так как он не однократно обещал что больше не будет, а сам меня беременную продолжал мучать. Не могу самостоятельно перебороть в себе эту обиду, не могу взять и простить его, забыть все, слишком больно мне до сих пор." попробуйте везде, где написано "не могу " поменять на "не хочу ".

Люди часто знают чего они не хотят, но затрудняются понять чего они хотят. Такое поведение свойственно личности незрелой или находящейся в невротическом расщеплении. Нужна квалифицированная помощь извне - это работа с психологом. В противном случае такая патология будет все дальше и дальше проникать в вашу жизнь, разрушать семью и калечить психику вашего ребенка.

Попытка переложить ответственность за свою жизнь, счастье, здоровье , благополучие и семью на 2-х месячного ребенка: "Иногда кажется что и любви к нему после всего не осталось, может тогда и не стоит пытаться его прощать, просто уйти, но у нас доченька, ей только 2 месяца, имею ли я права лишать её отца?" - приведет вас в лучшем случае в никуда, при других обстоятельствах в клинику неврозов. Ваши отношения с мужем это ваши отношения, и не надо приплетать сюда малышку. Вы уже неоднократно пытались манипулировать своей беременностью , теперь используете ребенка. Так родители калечат детей, вместо того, чтобы просто быть родителями.

Я понимаю, что вашем состоянии это не видно и не осознается. Я не обвиняю вас, так как патология зародилась в вас гораздо раньше, задолго до того как вы встретили вашего мужа. Берегите себя, признайте что что-то с вами не так и пройдите курс психологического консультирования или психотерапии. Иначе ситуация будет лишь усугубляться.

Желаю вам от чистого сердца ясности мыслей и чувств, гармонии с собой и взаимопонимания с близкими.

Обращайтесь на Скайп консультирование, если смогли услышать меня.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Добрый день, Марина! Важно разобраться - почему все так происходит? Часто мы реагируем на поступки людей, не подозревая - какая потребность за этим скрывается, почему вдруг наши близкие, родные люди так поступают. Давайте мы и в Вашем случае будем Вашего мужа "подозревать" в том, что его поведение неслучайно, что тем самым он хотел Вам что-то показать, что-то изменить в отношениях. Только что? Вы пишете, что он отдалился после свадьбы. Что произошло после свадьбы? И на что может намекать его отдаление? После свадьбы происходит потеря свободы. Как будто ты уже себе не принадлежишь. Если действительно существует страх вместе со свободой потери себя, страх "раствориться" в партнере, тогда и возникают всякие "дурацкие" способы об этом как-то заявить или убежать. Что и делает Ваш муж. Ведь действительно, права коллега в предыдущем ответе, что у Вас желание слишком близко находиться друг с другом ("или совсем близко или никак" - Ваш лозунг, отсюда и теперешнеее Ваше состояние обиды или разбитости). Суть в том, что Ваш муж именно таким, повторю - "дурацким" способом "говорил" Вам о том, что между вами должно быть "расстояние", возможность находиться рядом, не теряя при этом себя, своей индивидуальности. Как этого можно достичь? Важно увидеть, что рядом с Вами другой, отличный от Вас, человек, со своими достоинствами, недостатками. Также нужно посмотреть и на себя - чем Вы отличаетесь от своего мужа, чем Вы его, возможно, дополняете. Что Вы любите, не любите. Дело в том, Марина, что Ваши отношения начались слишком рано, и вы, возможно, не понимаете - почему, за что вы выбрали друг друга, какая есть ценность каждого из вас в отношениях. Пришло время с этим разобраться. Если Вам понадобится дополнительно консультация - звоните в skype, буду рада помочь. Всего Вам доброго!

С уважением

Костинская Галия, семейный психолог Израиль

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Обида - чувство, которое разрушает, вредит эмоциональному и физическому здоровью. Человек, который постоянно подогревает, подпитывает и усиливает негативные чувства в своем сердце, не может полноценно наслаждаться жизнью, все время видит негатив и живет, опасаясь повторного предательства.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Чтобы нормализовать психологическое состояние, вернуть радость в жизни и гармонию, следует осознать, насколько опасно держать чувство в себе и как важно научиться прощать.

    Показать всё

    Как отпустить обиду?

    Отпустить человека и избавиться от всех негативных мыслей не всегда просто. Чтобы скинуть с себя груз обид и переживаний, нужна усердная и качественная работа над собой и своим эмоциональным состоянием.

    Шаги на пути к прощению обид нужно делать последовательно и тогда получится избавиться от этого гнетущего чувства.

    Как вывести девушку из депрессии

    Контроль над чувствами

    Все ощущения и мысли, которые изводят и беспокоят, нельзя блокировать и загонять в свое сердце. Каждому свойственно переживать подобное, поэтому важно с этим смириться.

    Единственное, что поможет полностью освободиться от чувства обиды, - время. Все, что происходит с человеком, имеет свойство заканчиваться, поэтому непростой период нужно пережить, не делать обиду центром своей жизни. Постепенно чувства угасают и женщине становится легче.

    Не стоит мучить себя и обвинять. Расставание с любимым, разрыв отношений - не повод клеить на себя ярлык неудачника или плохого человека. Потеряв мужчину, женщина не теряет своих достоинств, сильных качеств и успехов.

    Как забыть любимого человека

    Размышление над последствиями

    Огромной силой в борьбе с негативными мыслями обладает негативная мотивация. Она заставляет подумать над тем, что будет, если не отпустить обиду, а продолжать с ней жить.

    • Человек, побуждаемый негативной мотивацией, может начать размышлять следующим образом:

      • вся боль будет постоянно расти, подобно яду начнет разъедать сердце, комком застревать в горле, вынуждая страдать;
      • обида провоцирует развитие раковых заболеваний, поэтому высокая смертность наблюдается именно среди обидчивых людей;
      • живя с чувством обиды, человек во всех людях видит врагов, боится еще раз кому-то довериться, поэтому страдает его личная жизнь;
      • негативная энергия подавляет солнечные и светлые чувства - радость, любовь, веру и верность;
      • обида может быть стимулом отомстить другому, толкает на плохие, необдуманные поступки.

      Поэтому стоит хорошо разобраться в том, что такое обида - помощник или враг.

      Позитивная мотивация

      Мощным оружием на пути к избавлению от тяжелого груза является четкое представление всех благ, которые будут возможны, если быстро простить обиду и отпустить. Основные из них:

      • свобода и независимость от поступков других;
      • избавление от боли, мучений и заниженной самооценки;
      • состояние легкости, сердце наполнятся радостью, энергией и позитивными чувствами, с которыми намного приятнее жить;
      • отпуская обиду, девушка сможет легче выстроить взаимоотношения с другими, адекватно оценивая людей, не приписывая им корыстные мотивы общения;
      • менее обидчивый человек выглядит сильной, уверенной и радостной личностью, поэтому больше притягивает к себе окружающих.

      Успех в жизни сопутствует тем, кто научился не обращать внимания на промахи других и жить полноценной жизнью.

      Диалог с обидчиком

      Когда человека начинают посещать, а затем постоянно преследовать негативные мысли и обиды, важно не поддаваться эмоциям, а продолжать здраво мыслить, поняв ситуацию. Стоит проанализировать причину, по которой возлюбленный мог обидеть. Возможно, мужчина не увидел в сказанных им словах чего-то обидного и не заметил, что задел свою любимую. Или причина в воспитании, прошлом.

      Если есть обида - молчать нельзя. Необходимо первому подойти и поговорить с обидчиком, сказать о своих чувствах, выяснив все недоразумения.

      Не стоит ждать момента, когда человек сам осознает свою неправоту, подойдет и попросит прощения.

      Активная жизнь - залог успеха

      Чтобы забыть мужа и убрать боль в сердце, не следует прибегать к алкоголю, искать утешение в еде. Следует научиться и дальше получать от жизни удовольствие и баловать себя: заниматься спортом, ходить в салоны красоты, заняться саморазвитием, начать учить новый язык или отправиться в путешествие.

      После предательства любимого боль и разочарование легче переносить вместе с людьми, которые смогут выслушать и поддержать в любых поступках и решениях.

      Кроме верных друзей, которые смогут утешить, важно иметь опору. Это то, что способно придать уверенности, позволит почувствовать себе сильным и значащим человеком. К примеру, любимое занятие, работа или помощь тем, кто находится в тяжелых и неприятных обстоятельствах.

      Психология отмечает, что помощь другим - отличная возможность помочь себе отвлечься от собственных проблем и отпустить негативные мысли.

      Любое, что случается в жизни - это опыт. Однако важно не остаться жить в прошлом, а попробовать представить, что нового, интересного может преподнести жизнь.