Как жить дальше после смерти близкого человека. Застревание на чувствах

Мудрость высшая в принятии смерти. Важно понимание - жизнь не заканчивается. Мы все бессмертны. Наша гибель - трагедия лишь для наших близких Михаил Пришвин

Смерть – табуированная тема в нашем обществе. О ней не говорят и стараются даже не думать. Но это не меняет естественного хода вещей: рано или поздно горе приходит в каждую семью. Как пережить смерть близкого человека? Как принять факт, что он ушел и никогда больше не вернется? Все осложняется негативным отношением общества к смерти, избеганием темы. Человек остается наедине со своей бедой, его избегают, потому что утешить невозможно, а разбередить рану слишком легко.

Горевание как способ справиться с приступами отчаяни

В разных культурах существуют способы правильного проживания горя. В нашей традиции это были плакальщицы. Их задачей было повторение определенных ритуальных текстов. Эти слова выводили из оцепенения близких умершего и вынуждали безутешно рыдать. В фольклоре существует целый ряд песен, называемых голосильными, причитальными и завывальными.

Ритуальные формы переживания горя давно в прошлом. Сегодня считается почти неприличным голосить над гробом, долго страдать после утраты. С одной стороны, это помогает «сохранить лицо», быстрее включиться в привычный ритм жизни. А с другой, — может иметь опасные последствия.

Непрожитое горе оставляет глубокий след, и его отголоски способны сказаться на всей дальнейшей жизни, вызвать Родные и друзья могут оказаться лучшей поддержкой и опорой в трудные минуты. Стоит разобраться, как помочь пережить смерть близкого человека.

Стадии горя после тяжелой утраты

Иногда окружающим кажется, что человек после потери близкого постепенно сходит с ума. Это не так. На самом деле горевание имеет определенные стадии. Главное, чтобы человек не «застрял» в какой-то из них. Следует разобраться, что чувствуют люди в разные периоды.

Различают такие стадии горя:

1 Оцепенение. Первая реакция на потерю близкого – шок. Человек эмоционально застывает, он не способен осознать произошедшее. Внешне это может выглядеть как отрешенность или, наоборот, как суетливая активность. В обоих случаях реакция нормальна. Если человек постоянно плачет, это хорошо, ведь он может дать выход чувствам. Если кажется равнодушным и не способным на эмоции, стоит помочь: дать выговориться, расплакаться.

В православии выделяют срок 9 дней до поминок. Именно в течение такого срока длится шок у близких умершего. Важно быть рядом, поддерживать горюющего.

2 Отрицание. Человек осознает факт смерти, но не может с ним смириться. Поэтому возможны странные реакции: кажется, что умерший находится рядом; близкие могут слышать его голос, отмечать непонятные явления и приписывать их воздействию неупокоенной души.

40 дней после смерти – важная дата в религиозных традициях. С точки зрения психологии, примерно 40 дней проходит этап отрицания. Если хочется разговаривать с умершим, плакать, не стоит препятствовать. Родным и друзьям следует поддерживать общение на тему смерти и не мешать слезам.

3 Принятие. Рано или поздно человек принимает потерю. Это долгий процесс, который может продлиться до полугода. Приходит чувство вины, появляются признаки эмоционального истощения, упадка сил, нежелания жить. Возможна агрессия по отношению к умершему, гнев за то, что он бросил близких.

Если фаза принятия проходит нормально, человек учится жить без умершего. Иногда он еще снится, но чаще уже как житель иного мира. Важно помочь горюющему не застрять в поиске виноватых.

4 Облегчение боли. В течение года боль постепенно спадает. Горе отступает, а человек привыкает к новому образу жизни, приобретает знакомых, справляется с функциями умершего. Он по-прежнему помнит об утрате, иногда скучает, но уже полностью себя контролирует.

Если воспоминания все еще нестерпимо болезненны, это тревожный признак, имеет смысл записаться на .

5 Повторение всех стадий. Первую годовщину смерти отмечают в виде поминок, и близкие вновь переживают горечь утраты, но менее остро. На протяжении второго года приступы боли могут повторяться, но справиться с ними становится легче.

Каждый горюющий проходит все 5 стадий, но реакции на боль могут сильно различаться. Если смерть наступила после долгой болезни, родные и друзья легче справляются с несчастьем.

Но как пережить внезапную смерть близкого человека? Потребуется много времени, чтобы принять факты, смириться и перестать искать виновных. Если трудно это сделать самостоятельно, а поддержки родных недостаточно, следует обратиться за психологической помощью.

Вопреки общепринятому мнению, мужчины хуже и дольше справляются с болью утраты. В нашем социуме отношение к мужским слезам негативное. Их считают проявлением слабости. Если мужчина позволит себе прилюдно заголосить, окружающие воспримут это как инфантильность, хотя женщине подобные реакции простительны. Поэтому сильному полу приходится сдерживать горе, что затрудняет его проживание. Близким следует проявить максимум такта и деликатности.

Болезненность утраты может зависеть от разных факторов: пола, возраста умершего, степени близости с ним, особенностей психики самого горюющего. Так, сильнее всего мучают смерти родителей. Долгая и невыносимая боль терзает людей, которым приходится хоронить собственных детей. Она настолько сильна, что горевание может длиться годами.

Облегчить боль потери невозможно, зато можно пройти все стадии горя, научиться управлять им. Во многих случаях желательна консультация специалиста. Обязательно нужна психологическая помощь ребенку, пережившему смерть близкого человека. Главный совет, который можно дать, – помнить умершего по-доброму. Недаром в православии есть традиция говорить о покойнике либо хорошо, либо ничего.

Пусть в вашей памяти ушедший близкий человек останется достойным всяческого уважения. Если боль потери мучает вашего родственника или друга, не бойтесь говорить с ним об усопшем. Упоминайте, что покойный был достойным человеком, подчеркивайте его хорошие качества. Это может привести к появлению целой , что положительно скажется на всей семье в целом, способствует высокой самооценке и более бережному отношению к родным.

Очень большое количество людей обращаются к нам на сайт с просьбой помочь им пережить смерть близкого человека. Наверное это одно из самых страшных событий с которым приходиться сталкиваться человеку. На этом круглом столе предлагаю обсудить эту тему. Как справиться? Как пережить?

Есть такое понятие в христианской идее и церковной лексике - смирение. Какой высший смысл ухода человека раньше вас? Какой смысл в том, что вас оставили одних наедине с собственным горем? Иногда так происходит, если мы чего-то не понимаем, чего-то еще не узнали, что-то еще должны сделать. Нашей душе необходим этот опыт для дальнейшего развития. Стоит в любом случае постараться увидеть в жизни то, ради чего вам дан такой тяжелый этап. Ничего не происходит бессмысленно, и свои душевные силы в такой ситуации лучше бросить на поиск того, что вы еще не доделали, что не поняли, что не успели и должны обязательно исполнить в этом мире.

Если вы действительно любили ушедшего человека, то поймите - как бы ни было больно, думать в этой ситуации только о себе нельзя. Ведь кто-то думал и о нем, когда принимал решение забрать его в иной мир, и на то были причины. Наверняка веские. Часто меня спрашивают: а если я не верю в Бога? Тогда я отвечу иначе, хотя суть от этого не меняется. Бог, природа, наше подсознание - по сути одно и то же. Христос сказал «Царствие Божие внутри вас есть». А это и есть душа человека, глубинный слой его подсознания, говоря языком психологии. И уход человека из этого мира - не чье-то стороннее решение. Это решение, прежде всего, самого человека - чаще всего бессознательное. Но принятое в гармонии с душой, природой, Богом - как угодно, то есть некое всеобщее с точки зрения метафизики решение.

Многие исследователи человеческой психики и целой отрасли психологии и философии - танатологии - говорят однозначно о том, что смерть никогда не случайна. Не «глупа», не «нелепа», а оправдана и подготовлена всей жизнью человека. И человек уходит тогда, когда с точки зрения высшего смысла может и готов.

Эти мысли могут направить вас к принятию горя, ведь смерть - это то, что мы уже не можем изменить. Но "принять"- это не значит "перестать переживать". Эти вещи должны идти рука об руку.

Переживание - это позволение своим эмоциям быть такими, какие они есть. И не стоит подавлять в себе слезы, крики, как бы это ни казалось вам и окружающим "некрасиво". Если кому-то страшно рядом с вами находиться в таком состоянии - это их выбор, не требуйте от них больше, чем они могут дать. Но СЕБЕ вы точно можете позволить любые не угрожающие вашей безопасности проявления. И вы при желании всегда сможете найти того/тех, кто поймет ваши переживания и сможет с вами находиться в подобном состоянии, поддерживая вас. В частности, для этого есть и профессиональная помощь.

Помимо принятия и переживания есть еще такой аспект: нередко людей преследует чувство вины, им кажется, что они каким-то образом ответственны, они могли бы "предвидеть наперед" или "догадаться и сделать нечто". На самом деле это чувство напрямую связано в человеке с недоверием миру и стремлением контролировать все вокруг. Чем сильнее это стремление - тем сильнее чувство вины. Человек, прокручивая в своей голове бесконечные варианты "что он мог бы сделать если бы", по сути, борется со своим чувством беспомощности, связанным с тем, что он никак не мог контролировать эту часть мирового процесса - жизнь близкого. Не мог и никогда не сможет впредь, это надо тоже постараться принять. Тогда чувство вины станет отступать. Отчасти вина в какой-то мере нормальное проявление горя, если она не переходит в хронические формы.

Но чем более независимыми и открытыми были отношения людей до смерти одного из них, тем меньше риска, что вина станет хронической. Поэтому важно переосмыслить, путь и на фоне горя, ваши отношения с умершим. Были ли они слишком зависимыми? Или свободными? Были ли искренними? Если вы совершили какие-то ошибки по отношению к умершему - постарайтесь тоже еще раз осмыслить их и постарайтесь простить себя. Ведь в той ситуации вы не смогли поступить иначе. И подобные ошибки не могли быть основной причиной его смерти - не стоит так интерпретировать их.

К сожалению, такую большую тему не охватить в рамках одного круглого стола. Видимо, каждому надо искать свой путь принятия, переживания и доверия миру. Важно то, что после смерти близкого мы уже не будем прежними, а вот какими мы станем - это должен решать каждый для себя. И, думаю, ушедшему человеку как минимум не будет хуже, если пройдя через переживание горя мы станем лучше, найдем какие-то еще ответы на вопросы в своей жизни, смыслы, обратимся к каким-то новым ресурсам в себе.

Я хочу обратиться к родным, близким и друзьям человека, который особенно глубоко и остро переживает утрату..

Поддерживайте, но не выдергивайте близкого из этого непростого проживания горя. Весь период проживания длится у всех по-разному - от двух месяцев до двух лет. Закономерности проживания одинаковы. Вначале - это фаза шока: протест, отрицание, сильный гнев ("Этого не может быть!")

на следующей стадии отреагирования: отчаяние и бессилие сменяются гневом, яростью и негодованием ("Почему это со мной происходит!?")

Горе постепенно проживается (у всех разные темпы!) и наступает третья фаза - отстранения, на которой происходит отпускание, отделение от горя, от потери, диссоциация...Тяжелое событие постепенно остается в прошлом.

И наконец, возвращение к новой жизни!!

Просто будьте рядом, разговаривайте, интересуйтесь состоянием, самочувствием, если чувствуете, понимаете, что вам самим не справиться, что близкий вам человек никак не может справиться сам и у вас не хватает сил и знаний, как его поддержать - отправляйте, советуйте ему обратиться к специалистам, которые работают в этом направлении психологического консультирования.

Предлагаю непосредственно перейти к практической помощи.

То, что я предложу сейчас Вашему вниманию, стоит читать до конца, отвечая самому себе на поставленные вопросы, выполняя задания и не отвлекаясь. Найдите укромное, спокойное место, предупредите окружающих (чтобы не беспокоили и не переживали за Вас), отключите коммуникаторы.

Одно ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ - читать эту консультацию не раньше, чем через 2 месяца со дня смерти близкого человека! Эти два месяца принадлежат только Вашим чувствам и только Вы сами, с поддержкой близких, можете подобающе проститься с ушедшими.

Если по истечении указанного срока, продолжаете чувствовать вину, тяжесть потери, не перестаёте задавать себе вопрос "Почему это случилось?!", подумайте вот над чем…

«Память - прекрасная вещь, но помнить надо так, чтобы Вам и ушедшему было хорошо» Во всех религиях говорится, что нужно похоронить тело человека и отпустить его душу.

Зачастую мы не можем принять сам факт захоронения близкого человека. Все события тех дней бесконечно возвращаются, разбивают нас, и смирится с произошедшим невозможно.

Оставьте сейчас всю суету похоронного процесса, сочувствующее участие окружающих, финансовые проблемы и все прочие бытовые задачи… Давайте сейчас представим, как бы Вы хотели проводить и похоронить Вашего близкого человека, если бы всё зависело только от Вас и было возможным…

- Подумайте, какое место для захоронения Вы бы выбрали. Это может быть обычное кладбище, открытый холм, утёс над океаном, берёзовая роща или одинокая могила на открытом лугу… Опишите себе подробно окружающий пейзаж: деревья, цветы, время года, цвет облаков, звуки… В каком месте ему было бы спокойней?

Куда Вы приходили бы отдать дань памяти, принести цветы, молча посидеть или постоять, склонив голову и вспомнить покойного живым…

- Вспомните, как он занимался обычными делами, общался с Вами, разговаривал, сидел на привычном месте…

- Прямо сейчас (мысленно или вслух) Вы можете сказать всё, что Вы чувствуете по отношению к нему и к его уходу…

- Как он на Вас смотрит?..

- Что отвечает?..

Все живые несут определённую ответственность перед умершими.

- Подумайте, Что Вы можете делать здесь на земле, чтобы ему понравилось? Расскажите себе об этом подробнее…

- Скажите ему, что Вы берёте ответственность за те дела, которые остались на земле, на себя…

- И вот сейчас, когда Вы взяли ответственность на себя, что бы Вы хотели отправить ему туда? Может быть - Вашу любовь , преданность, благодарность, память…

Поднимите глаза, посмотрите вдаль и отправьте ему туда это.

- Осветите ему дорогу белым, мягким, добрым светом. Помолитесь и посветите ему в след.

Когда Вы светите ему в след, Вы можете понять, почувствовать, что, чем дальше он удаляется, тем ближе он Вам становится. Как Бог, нет никого дальше, а на самом деле он ближе всех.

Свети ему в след! Свою любовь, преданность ты можешь посылать ему всегда, когда захочешь. Вот как сейчас.

Ты можешь отправить ему туда свой свет. И как только почувствуешь в груди тепло, ты поймёшь, что свет дошёл до него.

И теперь ты можешь отправлять туда свою любовь и свет, и, чувствуя в груди тепло, понимать, что свет дошёл до него.

Не торопись, почувствуй настоящее тепло, сколько захочется, время не имеет значения…

Да, смерть близкого человека - самое страшное событие. Кто-то может со мной и не согласиться, но у каждого - своё мнение…

Человек переносит это по-своему, по мере сил, душевных и физических, в зависимости от степени любви к умершему человеку, от того, как относится сам человек к понятию «смерть», от того какой была смерть, неожиданной или после долгой болезни, от многих факторов… Про этапы горевания - не буду повторять уже сказанные слова коллег.

После смерти близкого нам человека нам становится жалко … себя . Захлестывает грусть про то, как мне жить без мамы или папы (как пример), кто даст совет или рецепт пирогов, с кем поговорить и поспорить про политическую обстановку в стране, кто назовет тебя «детка», несмотря на твой возраст «далеко за 40», кто просто похлопает тебя по спине, поддерживая в твоих любых начинаниях, и уже никто не позвонит рано утром в день твоего рождения… Как-то на встрече одноклассников, одна уже взрослая женщина, рассказывая о том, что произошло за те много лет, что мы не виделись, сказала: «А я сирота!» Мне это было не понятно, но когда я потеряла маму, а через год и папу, я поняла, что это означает на уровне своих чувств, ощущений. Это - не легко. Но - жизнь продолжается! Так говорил мой папа.

Важно принять смерть человека. Это - его судьба. Она отвела человеку столько, сколько положено. И не нам судить, сокрушаться, злиться - у каждого своя жизнь и своя смерть . Мы не всесильны, чтобы изменить течение жизни. Никто еще не задержался на этом свете навсегда. Жизнь и смерть - неразделимы.

Винить себя в том, что сказал близкому человеку когда-то грубо или не позвонил лишний раз, не был в момент смерти рядом, скрыл «пару» по математике и мама расстроилась - не стоит. Это не поможет, не облегчит судьбу умершего! Зачастую, неосознанно (работает коллективная совесть) человек стремится умереть вместо любимого человека, уходит в болезнь, стремясь поскорее уйти за этим человеком. Это не поможет человеку, который умер. Наша любовь к ним, родителям, родным и близким, друзьям и детям может проявляться не в такой жертвенной форме - важно просто помнить их, поминать, делать что-то, что было бы приятно им (не успели съездить в Карелию или Индию, например, так съездите туда!), рассказывайте про умерших, дайте их образу место в своем сердце! Высоцкий пел про «… Хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем». Да, верим или не верим, но, возможно, что это и так. Я, например, когда работаю с клиентом про смерть родных, говорю, что этот человек становится их ангелом-хранителем! И все - соглашаются!

Если умер новорожденный ребенок, или сделан аборт, или произошел выкидыш - это тоже смерть и важно это отгоревать, принять. Сделав вид, что ничего не произошло особенного, закрыв своё сердце, замерев - мы не принесем пользы тем, кто родится позже. Важно дать и этому человечку место в родовой системе.

Не надо судить человека, который, например, на похоронах, или в первые моменты, дни, месяцы после трагедии не проливает ни капли слёз - это такое реагирование, не каждый может плакать. Кто-то хочет, чтобы кто-то был рядом в эти скорбные дни, кому-то, наоборот, нужно побыть одному… Кто-то не может дотронуться до хладного тела или поцеловать при прощании - примите это без оценочно. Каждый горюет, переживает - по-своему, со своей скоростью, интенсивностью, как может, как позволяет себе.

А мы, оставшиеся жить, поживем столько, сколько нам предначертано и в память об умершем сделаем много хорошего!

Посетить психолога - всегда полезно, сами люди зачастую не справляются со своим горем.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Смерть - неотъемлемая часть нашей жизни. Конечно, быть готовым к потере родного человека невозможно. Подобные события всегда сопровождаются сильными переживаниями. Сегодня я бы хотела рассмотреть стадии горя после смерти близкого и рассказать вам, какие особенности встречаются на каждом этапе прежде, чем человек окончательно примирится с утратой.

Прожить все этапы

Терять родных и близких людей всегда очень тяжело. К таким событиям мы не можем быть готовы, да и ведь каждый человек переживает по-своему. Это индивидуально и слишком лично. Но согласно психологии скорби и горя существует несколько этапов, через которые проходит человек, столкнувшись с утратой.

Некоторые выделяют 4 этапа, другие разделяют на 5 или 7. На мой взгляд, совершенно неважно количество, на которое можно поделить этот период. Важно общее понимание процесса скорби.

Давайте рассмотрим эти этапы, поймем, что переживает человек в определенный момент, как можно помочь и поддержать его в эту минуту и что его будет ждать дальше.

Отрицание

Близкая встреча со смертью повергает человека в шок. Он не верит в случившееся, не признается себе, сознание и подсознание отрицают эту ужасную реальность, в которой больше нет родного и близкого человека.

В этот момент у человека могут происходить провалы в памяти. Все дни смешиваются в единое целое и сложно вспомнить куда положили определенную вещь или когда в последний раз что-то кушали. Иногда первый этап сопровождается неорганизованностью, постоянно теряются какие-то вещи. И, конечно, случается такое, что человек ведет себя совершенно несвойственным для себя образом.

Очень важно прожить фазу отрицания и в итоге принять факт утраты. Такой период чаще всего длится не очень долго. Но именно сейчас лучше не оставлять его одного, поддерживать и быть рядом. Конечно, чаще всего он не будет слышать слов сожалений, но присутствие рядом близкого человека очень помогает.

Обида, ярость, гнев

Здесь мы говорим про чувство справедливости. Человек будет ненавидеть все. Все происходит неправильно, все люди вокруг поступают неправильно, никто не может сделать все как надо и так далее.

Иногда ярость может переходить и на близкого, которого он потерял. «Как ты смеешь меня покидать». Этот период очень эмоциональный и часто говорят, что самый болезненный. Наружу выходят эмоции и чувства, буря может накрывать с такой силой, что не хватает воздуха в легких.

У человека случаются неадекватные реакции, он легко выходит из себя или постоянно плачет. Повторюсь, что каждый человек переживает этапы скорби по-своему.

Чувство вины

На этом этапе кажется, что ты так мало уделял внимания своему близкому человеку. Что-то не сказал, не сделал. Очень часто люди в этот момент уходят далеко в прошлое, прокручивают в голове разные события, вспоминают моменты, проведенные вместе с человеком.

Последний этап - принятие

Конечно, вернуться к прежней жизни будет тяжело. Но со временем сила эмоций проходит, чувства утихают. Здесь очень важно действительно пойти дальше. Научиться находить замену тому, что раньше давал человек, который ушел из нашей жизни.
Человек постепенно возвращается в привычный ритм, начинает смеяться, радоваться и жить дальше. Здесь же можно сказать и про адаптацию и создание нового ритма жизни.

Иногда случается так, что человек впадает в патологическое горе. Происходит это по разным причинам. Возможно, он не смог присутствовать на похоронах или близкий человек пропал без вести и нет точной информации о нем.

Так, он перенимает привычки и манеры ушедшего из жизни человека. Иногда у него проявляются схожие болезни. Комната или квартира умершего остается без изменений. Период этот может сильно затянутся и помочь в этой ситуации сможет только психолог.

Я хочу предложить вашему вниманию две статьи, которые помогут вам лучше понять что делать, как помочь близкому человеку в подобной ситуации или как поговорить с ребенком на столь трудную тему: « » и « ».

Крайне важно пережить все стадии, не застрять ни в одной из них и в конце прийти к полному принятию и научиться жить дальше. Невозможно быть готовым к потере близкого и родного человека. Даже когда нам приходится видеть тяжелую болезнь родственника, мы все равно никогда не сможем быть готовы к смерти.

Особенно тяжело приходится родителям, которые хоронят своих детей. Ведь это крайне несправедливо, когда молодые уходят раньше нас.

Человек очень сильный и способен справиться с любой ситуацией. А если нет сил действовать самостоятельно, всегда нужно попросить помощи у родных или пойти к психологу. Главное, не молчать и не держать все в себе.

Случались ли в вашей жизни потери? Как вы проживали это? Кто вам помогал и был рядом в трудную минуту? Что помогло вам прийти в себя и где вы нашли силы жить дальше?

Если у вас остались вопросы или вам нужна помощь, смело пишите мне и мы вместе решим что делать в вашей ситуации.
До свидания!


Тут важно начать с установочного момента. Столкновение со смертью вообще дело неприятное. Даже с чужой. Поэтому друг-товарищ горюющего, как правило, сам испуган, растерян и встревожен. А главное — бессилен что-либо предложить и изменить. А бессилие, тревога и неопределенность часто раздражают людей. Отсюда такие реакции как: «хватит реветь», «тебе просто жалко себя», «слезами горю не поможешь» и т.д. Другая крайность: «я тебя понимаю», «нам всем сейчас тяжело», высокая концентрации эмпатии и включенности. Тоже вредно, потому что степень погружения в чужое горе должна быть очень умеренной, вы и правда мало что можете сделать.
Что нужно знать о горе и переживании утраты.
Смерть близкого — это прежде всего серьезный острый стресс. И как любой тяжелый стресс, он сопровождается интенсивными переживаниями разного свойства. Тут и злость, и вина, и подавленность. Человеку кажется, что он остался один в этом мире со свое болью. По моему опыту, горевание переходит в депрессию в основном от двух переживаний: «я совсем один» и остановка горевания. Поэтому друг-товарищ может помочь горюющему, по большому, двумя способами: дать почувствовать свой присутствие и поддержать процесс переживания.
Краткие принципы горевания.
Здесь я описываю разные взгляды на работу горя. Но для бытового просвещения достаточно знать несколько ключевых принципов:
. Нет правильного и неправильного способа переживать утрату. На самом деле, нет никаких стадий, который сменяют друг друга. Все это удобные рабочие модели для специалистов. Но человек больше чем любая модель, его описывающая. Так что стоит избегать советов про то, как правильно горевать и что делать, даже если вы прочитали про это. И даже если вы сами пережили горе, не факт, что ваш способ подойдет другому.
. Горе может сопровождаться эмоциональными перепадами. Самые рассудительные начинают вести себя иррационально, а живчики по жизни могут впасть в ступор. Постарайтесь быть бережным с его чувствами. Фразы типа «ты так поменялся», «так какой-то не такой как был раньше», «ты совсем расклеился», вызовут скорее стыд и вину, чем принесут облегчения. Человеку важно знать, что переживаемое им — это нормально. Ну а вы не берите на свой счет, если эти эмоции внезапно обрушиваются на вас.
. Не существует четких временных рамок для работы горя. По разным данным, в среднем, восстановление после утраты близкого может занимать от года (считается важным пережить все ключевые даты без него) до двух лет. Но для некоторых людей с особенностями установления близких отношений это может быть гораздо меньше или наоборот дольше.
Доброе слово и верное дело.
Самый тревожный вопрос для близких (и не очень) людей — это «что я могу для него/нее сделать?». И самое полезное, что вы можете сделать, не мешать ему. Просто сопровождать человека в том, что с ним происходит. И тут помогут несколько нехитрых приемов.
Принятие факта смерти. Не стоит избегать темы смерти из идеи «не тревожить лишний раз», также, как и избегать слова «смерть». Говорите про это прямо и открыто. Выражения типа «Он ушел», «Бог забрал его», «Время кончилось», «Его душа осталась с нами», поощряют избегание контакта с темой смерти, а значит тормозят процесс горевания.
Выражение своих чувств. Не надо фантазировать о том, что знаете, как чувствует себя переживающий утрату. Даже если Вы пережили сами, помните, что все мы разные и по-разному переживаем. Если вам жаль, вы сочувствуете, так и скажите: «Мне жаль, что тебе приходится переживать это». А если не жаль или вы тревожитесь, то лучше промолчите. Человек особо чувствителен в этот период, и вина за то, что его состояние тревожит вас, точно будет вредна.
Прямые послания. Вы не знаете, как помочь, но хотите поддержать? Так и скажите. Не нужно напрягать фантазию. Просто дайте знать: «Есть ли что-то, чем я могу тебе помочь?», «Если тебе что-то понадобиться, можешь рассчитывать на меня». Но не надо это говорить из вежливости. Лучше честно промолчать, если не готовы вкладываться в человека, чем пообещать из вежливости или тревоги, и потом искать способы избежать обещанного.
Придержите свою философию. Мы все опираемся в трудные минуты на разные убеждения про мироустройство, как внутреннее, так и внешнее. Не нужно лезть к человеку со своими идеями. Даже если вы оба придерживаетесь одной веры, утешать верой — работа священника, духовного наставника.
Как же сопровождать человека, переживающего утрату?
1.Слушать, а не говорить.
Психотерапевт Рон Курц сказал, что у человека есть четыре страсти: «знать, менять, интенсивно, идеально». Особенно они обостряются в минуту тревоги и неопределенности.
Все думают, что же сказать горюющему да так чтобы «вылечить» его от горя. А секрет в том, чтобы вместо этого его надо спрашивать и слушать: об умершем, о чувствах, о смыслах. Просто дайте знать, что вы рядом и готовы слушать. В процессе слушания могут рождаться разные реакции, но нужно помнить несколько простых правил:
. Принимать и признавать важность всех чувств. Плакать перед вами, злиться, смеяться человеку должно быть безопасно. Если у вас есть идея как правильно реагировать на смерть, то сделайте небольшое усилие и удержите внутри. Критика, осуждение и наставления, вообще не нужны в процессе горевания.
. Проявлять терпение. Не давите на человека. Просто обозначьте свое присутствие и готовность выслушать. И ждите, когда он сам решит это сделать.
. Позвольте говорить про умершего. И столько, сколько ему нужно. Возможно, это будет слишком много для вас. Найдите способ позаботиться о себе без прерывания рассказчика. Если вы хотите и помочь, и не напрячься, то это нормально, но вряд ли сработает. Смотрите предыдущий пункт — терпение. Повторение историй про умершего — это часть процесса горевания и принятия смерти. Проговаривание уменьшает боль.
. Учитывайте контекст. Безопасная обстановка и отсутствие спешки важно для поддерживающего присутствия. Если вы хотите затеять разговор по душам, оцените уместность обстановки и окружения.
. Теперь о привычных речевых стереотипах. Существуют популярные «слова поддержки», которые могут красиво звучать, но не несут никакой практической пользы.
. «Мне знакомы твои чувства». Да, у нас может быть свой опыт утраты и переживания горя. И он уникальный, даже если похож. Лучше спросите горюющего о его переживаниях и послушайте о них.
. «У Бога на него свои планы», «Он/она теперь у Боженьки в раю». Если вы не священник, к которому пришел прихожанин, лучше придержите религиозные идеи. Часто, это вызывает лишь злость.
. «Подумай о тех, кто жив, ты им нужен». Отрубили палец? Подумай об оставшихся девяти. Им нужна твоя забота. Разумная мысль, никак не отменяющая боль утраты.
. «Хватит рыдать, пора жить дальше». Еще один бесполезный совет. Горевание по умершему потому и случается, что он был важной фигурой в жизни человека. Поэтому не надо предлагать отказываться от этой важности. Рыдания пройдут сами, когда рана заживет. Терпите.
. «Тебе надо…», «Ты должен…». Придержите свои наставления. Как правило, ничего кроме ссоры они не обещают. Тем более если человек переживает злость или апатию.
2.Предложите практическую помощь.
Как известно, болтать — не мешки воротить. А тем временем, горюющие люди часто испытывают стыд за свои сильные чувства, снижение функциональности, вину за то, что беспокоят людей. Из-за этого им трудно просить о помощи. Поэтому будьте внимательны: заметили, что у друга второй день нет еды в доме, сходите и купите. Знаете, что кладбище далеко, а машины нет — предложите отвезти, закрылся и не выходит из дома, найдите время побыть с ним. Простая бытовая поддержка даст почувствовать, что он не один.
Не надо пытать человека, что конкретно вы можете сделать, просто проявите некоторую смекалку и инициативу.
3. Что вас ждет в долгосрочной перспективе?
Процесс горевание не заканчивается с похоронами. Его продолжительность зависит от особенностей каждого. Будьте готовы к тому, что ваш друг/товарищ может переживать горе до нескольких лет.
Не забывайте справляться про него. Будьте на связи, проверяйте его периодически, поддерживайте если не делом, то хоть добрым словом. Это гораздо более важно, чем разовая поддержка с похоронами. В начале человек может быть в шоке и на этом возбуждении даже не чувствовать горя и нужды в чей то заботе.
Не давите на горюющего. «Ты такой сильный», «Пора идти дальше», «Кажется теперь все в порядке», старайтесь избегать интерпретаций чужого опыта и скрытых наставлений.
Уважайте ценность умершего в текущей жизни человека. Будьте готовы к тому, что ваш друг будет вспоминать умершего в разных ситуациях, фантазировать о том, чтобы тот посоветовал или сделал. Если Вас этот раздражает, найдите в себе силы придержать раздражение. Конечно, если отношения с другом действительно дороги, и вы уважаете его.
Помните про памятные даты. Они бередят рану утраты, особенно в первый год, когда горюющий проходит все праздники и годовщины без любимого человека. В такие дни поддержка особенно необходима.
4.Когда нужна помощь специалиста?
Процесс горевания — это депрессия, растерянность, чувство утраты связи с окружающими, и вообще «маленькое безумие». И это нормально. Но если все эти симптомы со временем не спадают, а наоборот усиливаются, тут есть вероятность, что нормальное горе переходит в осложненное. возникает риск развития клинической депрессии. Здесь уже мало помощи близких людей и даже психолога — нужна консультация психиатра. Это не делает человека сумасшедшим. Просто при клинической депрессии наш мозг начинает работать чуть по-иному, нарушается баланс химических веществ. Психиатр назначает препараты для выравнивания, а психолог может параллельно работать в русле разговорной психотерапии.
Как вы можете распознать. что человеку нужна помощь? Главное быть внимательным и делать поправку на собственную тревогу, потому что «у страха глаза велики». Как правило, это сочетание нескольких симптомов, устойчиво длящихся более 2 месяцев:
. Трудности повседневного существования и обслуживания себя,
. Сильная концентрация на теме смерти,
. Чрезвычайно яркое переживание горечи, злости и вины,
. Запущенность в уходе за собой,
. Регулярное употребление алкоголя и наркотиков,
. Невозможность получать какое-либо удовольствие от жизни,
. Галлюцинации
. Изоляция
. Постоянное переживание безнадежности
. Разговоры о смерти и самоубийстве.
Есть верный способ как сказать о ваших наблюдениях не пугая и навязываясь. Просто отметьте, что беспокойтесь за человека, так как видите, что он не спит или не ест уже несколько дней и, возможно, ему нужна помощь.
Ну а галлюцинации и попытка самоубийства — это верный признак того, что пора вызывать Скорую медицинскую помощь.
Особенности поддержки детей, переживающих утрату.
Даже очень маленькие дети могут переживать боль утраты, но они еще ну умеют обходиться со своими чувствами и учатся у взрослых. И они нуждаются в поддержке, заботе и, главное, в честности. Поэтому не стоит избегать темы смерти, врать про «папа уехал» или «собаку отдали в хорошее место». Нужно много поддержки, дать понять, что чувства по поводу утраты — это нормально.
Отвечайте на вопросы ребенка честно и открыто: про смерть, про чувства, про похороны. Старайтесь, чтобы ваши ответы про смерть были простыми, конкретными и осмысленными. Дети, особенно маленькие, могут винить себя в том, что случилось, а правда может им понять, что их вины нет.
Важно помнит, что у детей другие способы выражать свои чувства: истории, игры, рисунки. Вы можете вникать в этот процесс и тогда поймете, как они справляются.
Что может помочь горюющему ребенку:
. Позволить ребенку участвовать в процессе похорон, если он не против.
. Если в Вашей семье есть культурно-религиозные традиции, то поделитесь ими в вопросе про смерть.
. Подключайте кленов семьи, чтобы ребенок видел разные модели переживания утраты.
. Помогите ребенку найти символическое место умершего в своей жизни.
. Поддерживайте участие детей в повседневной деятельности.
. Обратите внимание на то, как проявляются детские переживания в играх, это хороший способ коммуникации с ними.
Что не надо делать:
. Не заставляйте детей «правильно горевать», они сами найдут свой способ.
. Не врите детям о том, что «бабушка уснула», не говорите чепухи.
. Не говорите детям, что их слезы могут расстроить кого-то.
. Не пытайтесь защитить ребенка от переживаний утраты. Дети не идиоты, прекрасно считывают чувства родителей.
. Не прячьте своих слез от ребенка. Так вы дадите сигнал, что выражать свои чувства — это нормально
. Не превращайте ребенка в корзину для всех своих переживаний и возникающих проблем — для этого есть психолог, друзья и терапевтические группы.
Ну и конечно, нужно помнить, что человеческая жизнь и отношения больше любых схем и советов и нет какой-то правильной схемы, есть только принципы, которые могут корректироваться с учетом культурных особенностей.


Психологическая помощь при смерти.
При работе с горем и утратой консультанту важно иметь хотя бы общее представление о культурных особенностях переживания этого опыта у клиента. Потому что разные религии и культуры имеют свои взгляды на смерть, что оказывает дополнительное влияние на клиента. Но в данной статье, речь пойдет о клинических вариантах взгляда на горевание и понимание того как пережить смерть близкого человека.
«Стадии горевания» являются наиболее привычными понятиями для большинства психологов. Эту модель вывела американо-швейцарский психоаналитически-ориентированный психиатр Elisabeth Kübler-Ross, M.D. Согласно этой модели, человек переживши утрату, проходит через 5 этапов: отрицание, злость, торги, депрессию и принятие. Сама концепция проста и легко применима, как и любая ясная модель. При этом она порождает и ряд вопросов. Все ли проходят эти стадии и в такой последовательности? Можно ли говорить о стадии депрессии как о клиническом диагнозе (в том числе нейрологически)? Есть ли какие-то временные рамки?
С тех пор прошло много лет, ее модель подвергалась критике, предлагались другие способы оценки. Какие же еще взгляды на процесс скорби существуют на данный момент?
Клинический психолог из Колумбийского университета George A. Bonanno Phd, например, предположил, что нет никаких стадий, есть естественный процесс восстановления после разрыва. Он берет за основу понятие «психологической гибкости», утверждая, что отсутствия явно выраженного горя является нормой в противовес психоаналитической модели, которая патологизирует такой процесс, позиционируя его как «прерванная работа горя».
Альтернативный подход к стадиям горевания представлен концепцией фаз на основе теории привязанности (attachment theory) Parkes, Bowlby, Sanders, и другими. Parkes определил 4 фазы.
Фаза I — это период оцепенения, который наступает сразу после потери. Это оцепенение, свойственное всем выжившим, позволяет не обращать внимание на факт утраты хотя бы короткое время.
Далее, человек переходит в Фазу II — тоски. Тоски по утрате и невозможности воссоединения. В это же фазе часто происходит отрицание постоянства утраты. Злость играет в этой фазе важную роль.
В Фазе III, горюющий дезорганизован и впадает в отчаяние, начинает испытывать трудности функционирования в привычной среде.
И наконец, клиент входит в Фазу IV, начиная реорганизовывать свое поведение, реструктурировать личность для того, чтобы вернуться в нормальное состояние и вернуться к быту, строить планы на будущее (Parkes, 1972, 2001, 2006).
Bowlby (1980), чей интерес и работа частично пересекались с работой Parkes, рассматривал проживание горя как переход из одной фазы в другую по кругу, где каждый следующий проход переживается легче предыдущего. И также, как и со стадиями, явная граница между фазами является весьма редким явлением.
Sanders (1989, 1999) также использует идею фаз для описания процесса горевания и выделяет их 5: (1) шок, (2) осознание утраты, (3) консервация в отрицании, (4) исцеление, и (5) восстановление.
В работе специалиста знания о стадиях иногда вносят смуту в понимании своей работы с горюющим, которое заключается в нехитрой установке «провести клиента через стадии горевания». Однако у этой задачи есть одна большая проблема — стадии и фазы условны, модели разные и сначала надо ввести клиента теорию. А это не всегда нужно и даже возможно. Кроме того, работа с горем зависит от собственной способности консультанта выносить и отзываться на переживания утраты клиентов, иначе возникает искушение работать на интеллектуальном уровне, когда клиент понимает, что утрата произошла, но эмоционально еще не может это принять и пережить.
Альтернативой является рассмотрение процесса горевания как естественного биологического механизма адаптации к потере и восстановления после разрыва близких отношений, то есть привязанности. Теория привязанности изначально разрабатывалась как эволюционная поведенческая теория. И горевание — это неотъемлемый механизм привязанности, запускаемый при потери близкого. И, как и у любого биологического механизма, у него есть задачи, связанные с концепцией фаз Bowlby, описанных выше.
Задача I: Принять реальность утраты.
Когда умирает или уходит близкий человек, первичной задачей становиться принятие того, что воссоединение больше не возможно. С точки зрения контакта с реальностью, при смерти это сделать проще. При расставании сложнее, потому что вот он, объект привязанности. Первичная тревога утраты объекта связана с естественной биологической активацией поиска объекта привязанности. Часто родители, потерявшие детей, стараются скорее завести еще ребенка, потерявшие партнера скорее найти пару, собаку — быстрее завести еще животное. Такое замещение приносит облегчение, но может прерывать процесс горевания на долгие годы.
Другая реакция — это отрицание, которое Geoffrey Gorer (1965) назвал «мумификацией». Когда человек хранит память и живет как будто утраченный объект привязанности вот-вот появится. Вариантом прерывания горя может быть уход в отрицание реальной значимости объекта по типу «не так уж и близки мы были», «он не был таким уж хорошим для меня отцом/мужем и т/д». Еще одной защитой от реальности утрату может служить фрагментарное вытеснение. Например, когда ребенок, потерявший отца в достаточно сознательном возрасте 12 лет, оказывается неспособным через некоторое время вспомнить даже его лицо. Прохождению этой задачи часто помогает ритуал похорон. В терапии же, это может быть простое человеческое «расскажи про него/нее», поддержка переживаний (не усиление), исследование образа отношений. Все то, что помогает детально соприкоснуться с утраченной фигурой терапевту и клиенту, вернуться в реальность.
Задача 2: Переработка боли от утраты.
В современном обществе есть разные взгляды на то, как следует переживать утрату и с какой интенсивностью. Иногда не только окружение горюющего, но и консультант может быть сбит с толку низким (субъективно) уровнем интенсивности эмоционального вовлечения в процесс горевания, что иногда приводит к ошибочному выбору тактики «достучаться до чувств», «высвободить слезы». Однако, важно помнить, что сила переживания утраты объекта привязанности зависит и от стиля привязанности. Для людей с определенными стилями утрата действительно может быть менее травматична чем для других. При этом утрата сама по себе является сильным острым стрессом, который сопровождается, в том числе, и болезненными физическими переживаниями. Когда люди испытывают эмоциональную боль, активизируются те же зоны мозга, что и при ощущении физической боли: это the anterior insula (передняя островковая доля головного мозга) и the anterior cingulate cortex (передняя часть поясной извилины коры головного мозга). Понятно, что окружающим людям может быть невыносимо соприкасаться с чужой болью, отчего они стараются всячески приободрить человека, стыдить его «хватит, тебе жалко себя, на самом деле», «тебе надо развеется» и прочие бесполезные, но ловко останавливающие горе советы. Нормальной реакцией человека является попытка прекратить боль, отвлечь себя, отправиться в путешествие, погрузиться в работу в лучшем случае. В худшем начать использовать психоактивные препараты и алкоголь.
John Bowlby (1980) говорил про это, «Рано или поздно, тот, кто избегает всей полноты переживаний горя, ломается и впадает в депрессию» (p. 158). Сопровождению в этой задаче помогает эмпатическое присутствие и сопереживание консультанта, опять же его способность переживать неопределенность и контейнировать отрицательные аффекты. Не нужно делать ничего особенного ни если вы специалист, ни если близкий человек. Просто разделять боль с тем, кто через нее проходит.
Задача 3: Приспособиться к жизни без ушедшего или «Как же я буду жить без него/нее?».
Поскольку утрата меняет представление человека о себе-в-отношениях, в процессе проживания горя он сталкивается с тем, что приходится учиться по-другому переживать себя и устраивать свой быт. Неосложненное горе сопровождается изменениями на трех уровнях: внутренний — переживание самости (кто я теперь?), внешний (быт) и духовный (систему верований, ценностей и убеждений)
Внешнее приспособление — это поиск ответов на изменение обстановки, расстановка приоритетов, направление усилий: Как растить детей? Как зарабатывать на жизнь? Платить по счетам? Организовывать досуг? Нарушение приспособления здесь может встречается в попытке консервации привычного образа жизни. Снижении тестирования изменившейся реальности.
Parkes (1972) делает важный акцент на том, как много уровней затрагивает утрата: «Любая утрата очень редко означат буквально утрату того, кто ушел. Так потеря мужа, означает еще и потерю сексуального партнера, компаньона, ответственного за финансы, ответственного за воспитание детей и так далее, в зависимости от ролей, которые выполнял муж». (p. 7) Поэтому ревизия и пересмотр ролей, которые играл близкий человек — это важная часть терапии горевания. Другая часть работы приходится на поиск новых смыслов в повседневной деятельности.
Внутреннее приспособление — это работа на уровне переживания самости, Я-концепции. Здесь важно понимать, как смерть влияет на определение себя, самооценку и видение авторства собственной жизни. Уход от диадного видения «А чтобы сказал мой муж/жена?» к тому «Что же хочу Я?».
Духовное приспособление. Потеря в результате смерти может изменить привычное мировосприятие, жизненные ценности и убеждения, которые влияют на наши отношения в себе, с соседями, друзьями, коллегами. Janoff-Bulman (1992) выделил три базовых допущения, которые часто рушатся от смерти любимого человека: что мир благосклонное место, что в мире есть смысл, и что он или она чего-то стоят. Однако, не всякая смерть меняет наши базовые убеждения. Ожидаемая смерть пожилого человека, прожившего достойную жизнь, скорее укрепит наши ожидания и подчеркнет наши ценности, например, «он прожил наполненную жизнь, поэтому умер легко и без страха».
Задача IV: Найти способ начать новый этап в жизни, сохраняя адекватную связь с умершим.
В процессе горевания, вся эмоциональная энергия горюющего направлена на объект утраты. И на этой стадии происходит балансировка между переживанием про этот объект и вниманием к собственной жизни, восстановлением контакта со своими интересами. Часто можно встретить установку «пора забыть про него/нее и двигаться дальше», что является скорее вредным советом. Потому что умерший становиться внутренним объектом, частью Самости, а значит забывая про него, мы отказываемся от себя. Задача консультанта на этой стадии не забыть про отношения, пойти за обесцениванием или переключением на другие отношения, а помочь найти клиенту подходящее место умершему в их эмоциональной жизни, место в котором образ ушедшего будет эффективно включен в повседневную жизнь.
Marris (1974) иллюстрирует эту идею так: «В начале, вдова не могла отделить свои намерения и осознавания от фигуры ее мужа, который играл в них важную роль. Чтобы почувствовать себя живой, она поддерживала иллюзию сохранившихся отношений через символизм и иррациональные убеждения. Но с течением времени, она начала переформулировать свою жизнь с позиции принятия того факта, что муж умер. Она прошла постепенную трансформацию от разговора с ним «как если бы он сидел в кресле рядом» к размышлению о том, чтобы он сделал или сказал сиз позиции ее собственных интересов и будущего ее детей. Пока, наконец, она не присвоила свои собственные желания и перестала нуждаться в фигуре мужа для их проявления. (pp. 37-38)» Как мы видим из примера, наиболее подходящим выражением этого состояния может быть «не-жизнь в отношениях». Жизнь как будто остановилась в этой точке, и человеку кажется, что он никогда больше никого не полюбит. Однако, решение этой задачи приводит к осознанию, что в мире есть люди, которых можно любить, и это не лишает утраченного объекта любви, в свою очередь.

Или близких друзей всегда тяжело. Никогда не узнаешь заранее, насколько это больно. Однако любое горе рано или поздно начинает ощущаться не так остро — у него, согласно теории психиатра Элизабет Кюблер-Росс, имеются пять этапов. Представляя тот, на котором вы сейчас находитесь, вы будете знать, как смягчить боль утраты.

Некоторые исследователи расширяют число этапов до десяти, другие, напротив, урезают до трех. Ниже приведен "компромиссный" вариант из четырех этапов.

Первый этап: шок и отрицание

Первые часы, дни и даже недели вы просто отказываетесь принимать то, что случилось. Вы понимаете, что именно произошло, но не можете отдаться во власть горя — между вами и вашими эмоциями словно вырастает стеклянная стена. Такое окукливание защищает вас от полного распада, но, с другой стороны, заставляет испытывать чувство страха — почему я не могу плакать? Чаще всего человек, потерявший близкого, предпочитает относиться к случившемуся как к страшному сну. Другие чувствуют, что потеряли цель в жизни, а третьи уходят в себя и превращаются в отшельников.

Второй этап: боль и чувство вины

Когда вы потихоньку освободились от защитного кокона, из глубины души начинают рваться эмоции. Этот период может оказаться самым сложным и самым черным. Наиболее распространенная реакция — это обвинение себя в том, что вы общались с усопшим при его жизни не так, как должны были. Вы вспоминаете беседы и споры с ним и корите себя: зря, мол, вы были так резки. Сейчас вы страдаете от экстремальных перепадов настроения, эмоционального и/или физического истощения и сонливости. Слезы наворачиваются на глаза в тот момент, когда вы меньше всего этого ожидаете, а негативные мысли о себе, кажется, поселились в вашей голове навеки.

На этом этапе нужно постараться перестать все время прокручивать события прошлого в своей памяти. Если из головы никак не уйдут самые неприятные моменты (например, решение отключить системы жизнеобеспечения неизлечимо больного близкого человека или воспоминания о его страданиях), обсудите их с родными, которые вместе с вами прошли через то же самое. Говоря "Я думаю о том, как он страдал, и о том, могли бы мы сделать для него что-то еще", вы даете выход своим страхам, получаете поддержку близких и понимаете, что вы действительо сделали все, что было в ваших силах.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Группа поддержки, или просто родной человек помогут вам справиться с тяжелыми переживаниями. Заставьте себя выговориться. Легче всего спрятаться и добровольно изолировать себя, но рано или поздно вам все равно придется "выйти из сумрака". Если вы чувствуете свою вину за то, что остались жить, или испытываете облегчение, не стоит считать себя злодеем: эти чувства укладываются в рамки нормы. Правда ситуации заключается в том, что человек, который в последние дни жизни страдал, сейчас избавлен от боли.

Третий этап: гнев, разочарование и горечь

Этот этап характеризуется "рывками" эмоций. Вы будете прекрасно себя чувствовать, пока что-то — заметка в журнале, запись в блоге друга или эпизод по ТВ — не вызовет у вас внезапную вспышку ярости. На третьей стадии на вас накатывают приступы жалости к себе, вы задаетесь детскими вопросами типа "Почему я?" и "Откуда такая несправедливость?". Многие со стыдом признаются, что часто думают: почему умер именно он, а не кто-то другой?

Человек, переживающий третий этап, часто сторонится определенных социальных ситуаций, особенно праздничных мероприятий, и испытывает раздражение из-за того, что проблемы других кажутся такими мелкими по срвнению с тем, что переживает он лично. А при словах "Я так тебя понимаю" или "Что я могу для тебя сделать?" ему хочется выть волком. Здесь лучше избегать общества тех, кто способен испортить вам настроение. Если, скажем, какой-то ваш приятель при встрече заводит одну и ту же шарманку "ах, какая жалость", забудьте о нем на какое-то время. Окружающим лучше рассказать о том, что именно случилось: говорить о потерях, может, и неудобно, однако куда неудобнее ситуация, когда вы молчите, а ваше окружение не знает, что стряслось. Вам будет куда более неприятно, если люди начнут допытываться, в чем причина вашего подавленного состояния.

Посочувствуйте себе. Если озлобленность отдалила вас от окружающих, не ругайте их за недостаток сочувствия, проявленного ими по отношению к вам — вы и сами можете сострадать себе. Вы только что потеряли важного человека в своей жизни, и это вполне естественно — сравнивать свое положение с положением других людей, и думать, что им пришлось намного легче, чем вам. Напомните себе, что вы не всегда будете печалиться и что в будущем все наладится.

Четвертый этап: принятие ситуации и чувство облегчения

Независимо от того, насколько глубоко ваше горе, медленно, но верно вы возвращаетесь к привычной жизни. Поначалу вы будете делать шаг вперед и два назад, но постепенно вы начнете осознавать то, что случилось, и задействуете скрытые "резервы прочности". Вы с удивлением обнаружите, что жизнь не остановилась, но моменты радости какое-то время еще будут уступать место чувству вины — как, мол, я могу чувствовать себя счастливым, когда случилось такое? Если вы потеряли второго родителя, вы переосмыслите свою роль в жизни: теперь вы — старшее поколение в вашей семье.

Как только вы приняли близкого, вам снова становятся смешны вещи, над которыми вы смеялись раньше. Вы замечаете мелочи, на которые до этого не обращали внимание — у друга новый шарф, а через дорогу открылась приятная кофейня. На этом этапе вам нужно по-максимуму загрузить себя приятными эмоциями. Если единственное, что заставляет вас по утрам вставать с постели, — это ваши дети или внуки, постарайтесь проводить с ним как можно больше времени. Если вы увлекаетесь вязанием — самое время начать какой-нибудь масштабный "проект". Спросите себя — хотел ли бы ваш покойный родственник, чтобы вы всю жизнь ходили в трауре, или ему было бы приятнее, чтобы вы радовались жизни?

Многие, испытав горечь утраты, находят утешение в помощи другим. Оглянитесь — вокруг масса людей, которым вы можете помочь. Помните, как вам помогали близкие, когда вы столкнулись с горем? И вы тоже можете сделать чью-либо жизнь более легкой и радостной.