Королевский замок кенигсберг - печальная история нашего государства. Королевский замок, Варшава, Польша: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Легенды и были Королевского замка Кёнигсберга

«Комсомолка» подготовила спецпроект, посвященный главной виртуальной достопримечательности Калининграда

762 года назад, если верить немецкому хронисту Петру из Дусбурга, на высоком берегу реки Прегель был основан замок Кёнигсберг. Появление замка, а впоследствии одноименного города связано с королем Богемии Оттокаром II Пшемыслом, который в ту пору возглавил крестовый поход против язычников-пруссов. Многие историки говорят также, что и свое имя Кёнигсберг (в переводе с немецкого - Королевская гора) получил именно благодаря Оттокару. Впрочем, на сей счет существуют разные версии. Как бы то ни было, но сегодня замок Кёнигсберг, простоявший до начала 1970-х годов, когда он был окончательно взорван, в Калининграде, да и не только называют Королевским.

Прошло несколько десятилетий с тех пор, как замка физически не существует, но при всем при этом он является одним из двух самых популярных зданий современного Калининграда (второе здание – это, конечно, Дом Советов). О нем постоянно говорят и пишут, его фотографии развешаны и на городских улицах, и в офисах калининградских фирм, эксперты, политики и простые обыватели спорят до исступления по поводу того, нужно ли восстанавливать замок. Одно мнение: нужно – он снова станет архитектурной доминантой центра города. Другое: ни в коем случае, ибо восстановление замка – это не что иное, как акт «ползучей германизации». И споры эти, думается, нескоро затихнут. Точнее, затихнут тогда, когда замок либо будет все-таки восстановлен, либо на его месте появится очередной торговый центр (или что-нибудь подобное).

Как бы то ни было, но Королевский замок по-прежнему существует в сознании калининградцев, его постоянно обсуждают и о нем пишут. Пишем и мы. Вот сегодня, например, спустя ровно 762 года с того момента, когда Оттокар со товарищи поставил первый камень на Королевской горе (это произошло зимой, а само строительство стартовало через полгода), «Комсомолка» представляет вашему вниманию небольшой спецпроект, посвященный этой важной, но виртуальной достопримечательности нашего города.

Замок с королевским статусом

Как и в любом другом уважающем себя средневековом городе Европы, важнейшим сначала оборонительным, затем административным, а потом и просто туристическим объектом в Кёнигсберге был замок. Который, соответственно, так и назывался – Кёнигсбергским. Это ведь уже в советском фольклоре его стали именовать Королевским. Хотя, справедливости ради, определенная логика в этом есть. Хотя у калининградского архивиста Анатолия Бахтина, крупного специалиста по истории Тевтонского ордена, именно насчет «королевского» происхождения Кёнигсбергского замка имеются сомнения.

Замковый двор. Справа - некогда популярный ресторан «Блютгерихт».

По следам Оттокара II

Но как же, Анатолий Павлович, ведь согласно самой популярной версии, замок потому и назывался Королевским, что был заложен по личному распоряжению возглавившего очередной крестовый поход в Пруссию чешского короля Оттокара II?

Никто не может этого достоверно подтвердить, хотя такое упоминание имеется у известного летописца Петра из Дусбруга в его «Хронике земли Прусской». Но я сомневаюсь, что Оттокар здесь вообще был. Скорее всего, его войско, возвращаясь по льду замерзшей реки от Тапиау (современный Гвардейск. – Ред. ), пошло не по ныне известному руслу, а по другому и вышло прямо к заливу. Сам же король, после того как цель похода была достигнута: взято несколько крепостей и прусские племена приведены к покорности, вероятно, оставался в районе Рудау (нынешний поселок Мельниково. – Ред. ), где встречался с местными князьями, обращавшимися в христианскую веру и получавшими за это подарки и привилегии. Впрочем, и это всего лишь гипотеза. Как бы то ни было, позднее оформилась известная всем легенда (о достоверности которой можно спорить), прижившаяся в народных массах. Так нередко случается в истории.

- Но насчет даты основания замка сомнений нет?

Ни малейших. Зимой 1255 года была захвачена территория, а летом начали возводить крепость. Опять же достоверно неизвестно - была, как говорят, на этом месте прусская священная роща, располагалось обычное укрепление или там вообще ничего не было. Может быть, какую-то ясность внесут ведущиеся сейчас на месте Кёнигсбергского замка археологические раскопки. Но для постройки опорного пункта выдававшаяся часть обрывистого берега над поймой Прегеля подходила идеально. Поскольку с трех сторон уже была окружена водами реки, и оставалось лишь перекопать рвом основание этого небольшого полуострова. После чего насыпать оборонительный вал, увенчав его частоколом. Сама эта крепость была скромных размеров – меньше, чем 100 на 100 метров. Но орден сразу приглядел более обширную площадку по соседству, на которую вскоре начали свозить камни для уже более основательного замка. Хотя его возведение, думаю, началась только лет через 15-20, ведь потребовалось время для заготовки необходимого количества стройматериалов, потом грянуло Второе прусское восстание…

- Кстати, восставшие ведь так и не смогли тогда взять Кёнигсбергский замок?

- Не смогли. Так получилось, что его вообще никто никогда не смог взять. Каменный замок вообще никогда даже не штурмовали. Исходя из того, что обычный срок постройки замка составлял минимум десятилетие, только к 90-м годам XIII века весь периметр был сложен из камня. Но к тому моменту владения ордена уже настолько расширились, что Кёнигсбергский замок оказался далеко от границ, на которых велись боевые действия. До него иногда во время своих набегов доходили литовцы, но на долгую и трудную осаду столь внушительного сооружения они, конечно, не решались. По размерам Кёнигсбергский замок уступал лишь Мариенбургу, хотя позже его вроде бы превзошел в этом отношении Рагнит (современный Неман. – Ред. ). Основание высотой примерно метра три было из дикого камня, на котором возвышались кирпичные стены и башни.


Справка «КП»
Кёнигсбергский замок имел обычную для этих сооружений Тевтонского ордена форму прямоугольника – в этом случае вытянутого с запада на восток. Был окружен двойной стеной с четырьмя угловыми башнями – по две с северной и южной стороны. Из них до новейшего времени сохранялась лишь восьмигранная Хабертурм (то есть Овсяная башня) в северо-восточном углу крепости. Построенная в конце XIV века главная башня Шлосстурм венчала весь архитектурный ансамбль. Внутри крепости, в западной половине замкового двора располагалось здание Конвента. В нем находилась капелла, посвященная Деве Марии, и трапезная. К внутреннему кольцу крепостной стены примыкали госпиталь, приют для престарелых рыцарей – фирмария, небольшой амбар и другие помещения. В центре двора был колодец.

Когда известь крепче камня

- Кирпич для нужд столь масштабного строительства производился тут же, на месте?

Да. В выкопанные рвы сваливали глину, заливали водой и несколько лет отстаивали, периодически перемешивая. Это было необходимо для того, чтобы удалить известковые примеси – если этого не сделать, известь потом просто взорвет кирпич. Когда смесь достигала нужных кондиций, приступали к формовке кирпича.

Говорят, следы животных и людей, встречающиеся на орденских кирпичах, связаны с какими-то таинственными ритуалами, которые практиковали строители тевтонских замков?

Полная ерунда. Просто сушили кирпич тут же, рядом с жильем. По площадке бегали дети, собаки, разная домашняя живность – нет-нет кто-то да наступал на еще пластичную глину. Мне и самому попались кирпичи, например, со следами птичьих лапок. В общем, никакой магии и прочей кабалистики, обычные бытовые моменты.

А как же скрепляющий раствор, который якобы замешивали на крови, на яичных желтках и прочих экзотических ингредиентах, – тоже враки?

Ну, может, где-то добавляли и яйца, и прочее для повышения прочности, раз такое пишут. Но строители тевтонских замков в этом особо не нуждались, поскольку имели в своем распоряжении лучшую во всей Европе известь, которую доставляли из Швеции. С годами она не только не крошилась и не выветривалась, а наоборот – лишь становилась тверже. О ее качестве можно судить хотя бы по такому факту. Во время работы на Бальге, мне понадобился булыжник. На вывалившемся из старой стены камне сохранились остатки средневековой извести, которую я решил обколоть. Но в итоге раскололся сам камень, а известь осталась целехонькой…

- Что представлял собой Кёнигсбергский замок на первом этапе своего существования?

По статутам Тевтонского ордена в замке вполне было достаточно постоянного пребывания 12 рыцарей плюс комтур. Хотя тут все зависело от размеров крепости. Поскольку Кёнигсбергский замок был довольно большим, в нем могло одновременно проживать от 40 до 80 орденских братьев. Поэтому предназначение замка в те суровые времена было сугубо утилитарным, особой красотой он не блистал. Эдакая каменная коробка с узкими бойницами вместо нормальных окон. Подвал и первый этаж отводились под склады различного снаряжения и продуктов. На втором этаже располагались трапезная, зал заседаний и спальни – своего рода рыцарское общежитие. На самом верхнем – третьем (иногда четвертом) этаже, подальше от сырости, обычно хранились запасы зерна. По периметру был оборудован боевой ход с амбразурами как наружу, так и внутрь замка. Последнее делалось на случай прорыва осаждающих в замковый двор. Имелось и предзамковое укрепление – форбург, вот там могли быть обустроены другие помещения, скажем, для Верховного маршала Тевтонского ордена, у которого здесь была резиденция. Для столь важного руководителя построили двухэтажное здание.


Справка «КП»
После проведенной в 1309 году реформы администрации ордена Кёнигсберг стал резиденцией орденского маршала. И над обширными погребами, где впоследствии обустроили знаменитый кёнигсбергский винный ресторан «Блютгерихт» возвели так называемый маршальский дом с жилыми и служебными помещениями. Когда в 1457 году туда вселился Верховный магистр, то и весь корпус стали называть хохмейстерским флигелем. Позднее там располагались придворный суд, бюджетное министерство, палата военных и государственных имуществ, государственный архив Восточной Пруссии. Там же хранилось выставочное собрание Кёнигсбергской государственной библиотеки.

Куда ведет подземный ход?

Ну, какой же средневековый замок без подземного хода! Говорят, в Кёнигсбергском таких имелось несколько, в том числе один тянулся под дном реки на остров Кнайпхоф?

Увы, но достоверно известно лишь об одном подземном ходе – том самом, вновь обнаруженном в ходе археологических раскопок несколько лет назад. Который почему-то до сих пор так и не расчистили, что меня, признаться, чрезвычайно удивляет. А ведь это можно сделать даже силами волонтеров, если уж не хватает денег. Еще в ответ на мои вопросы представители историко-художественного музея, в чьем ведении находится объект, ссылались на необходимость получения различных разрешений на производство работ и прочую бюрократическую волокиту. А мне кажется, никто просто не хочет всерьез связываться с этой работой. Еще известно о тайной коммуникации, соединявшей замок с форбургом. Но это был сравнительно короткий и неглубокий подземный переход, да и его наверняка уничтожили уже в советское время, когда обустраивали Центральную площадь с ее фонтаном.

Известно, что за многовековую историю своего существования Кёнигсбергский замок неоднократно перестраивался. Насколько значительными были при этом изменения в его облике?

Ну, к XVIII веку, а то и раньше, от средневековой готики там, кроме подвалов, остались лишь небольшие фрагменты в северном флигеле. Во время Тринадцатилетней войны сильно пострадала южная стена. Был период в начале XIX века, когда значительная часть замка вообще была разрушена – то ли после пожара, то ли в результате еще какого-то происшествия. Это даже на гравюрах отражено. И в таком вот совершенно неприглядном виде он существовал довольно долго, хотя тогда еще считался королевским. Интенсивная перестройка началась еще в правление герцога Альбрехта, которому нужен был уже не военный замок, а светский дворец.

В котором не тесные кельи, а просторные комнаты, не узкие бойницы, а широкие окна. Затем наступило время барокко, когда готика вообще считалась варварской архитектурой. Кинулись все подряд штукатурить, все замки: Бранденбург, Инстербург… даже Кафедральный собор на острове тоже был оштукатурен. Только к 1911 году, когда была проведена масштабная реконструкция, штукатурку, наконец, сбили. Тогда же последовала очередная перестройка. Скажем, если брать самый популярный, благодаря открыткам, вид со стороны фасада, то огромное окно в центре заменили множеством менее широких проемов.


Справка «КП»
После проведенной Альбрехтом Бранденбургским в 1525 году секуляризации прусских владений ордена Кёнигсбергский замок перешел в собственность герцога Пруссии и в очередной раз подвергся перестройке. В 1697 году курфюрст Бранденбургский и герцог прусский Фридрих III принимали в замке Великое посольство Петра I. На память об этом событии остался так называемый зал московитов. В замковой кирхе в 1701 году прошла коронация первого прусского короля Фридриха I.

Королевский статус

Несмотря на все эти пертурбации, Кёнигсбергский замок неизменно оставался самым статусным для города объектом?

Несомненно. Начиная с XVIII века здесь неизменно короновались прусские короли. После объединения Германии в 1870 году прусские короли становятся кайзерами (императорами). Но прежде чем стать властителем империи, нужно было сначала получить титул короля Пруссии. Надо заметить, эту статусность отлично понимали и советские архитекторы, ведь московские специалисты настаивали на консервации руин и последующем восстановлении Кёнигсбергского замка. Это ведь местная партийная элита каким-то образом сумела настоять на его полном сносе. Еще при немцах, чтобы добиться красивого вида на замок, с южной и юго-западной стороны сносили целые улицы из домов, облепивших его вплотную. Существовало даже множество пристроек непосредственно к замковым стенам – особенно с севера. На оставшиеся от них фундаменты недавно наткнулись археологи, которые работают на месте расположения замка. Не сразу даже поняли, что это такое…

- Насколько реальны планы воссоздания Кёнигсбергского замка?

При желании это можно сделать без особых проблем. Хотя средневековые технологии, конечно, применяться уже не будут. Но ведь существует множество иных способов. Конечно, на оригинальных фундаментах восстановление нереально. Возможно, в основании должна быть бетонная основа, обложенная понизу валунами, а поверху – кирпичом, как это было когда-то. Что же до того, в каком виде замок должен быть восстановлен, то это, без сомнения, по его состоянию на 1944 год – это самый узнаваемый вид. Не исключаю, что первые несколько лет многие, особенно завзятые эстеты, будут с отвращением плеваться при взгляде на «новодел». Но ведь подумайте, как быстро калининградцы привыкли к той же Рыбной деревне! И потом, в этой части города необходима архитектурная доминанта, которая могла бы послужить основой планируемого восстановления городов Альтштадт и Кнайпхоф. Дом Советов для подобной роли явно не подходит.

Где искать сокровища Королевского замка

За 700-летнюю историю Кёнигсберг накопил столько культурных артефактов, что с лихвой хватило бы нескольким городам. Сегодня в Калининграде мы имеем лишь малую толику того, что было в городе до войны. Самое ценное было либо сметено огнем войны, либо рассредоточилось по неизвестным местам, либо переехало в другие города и уже там радует любопытных туристов.

Еще в январе 1945 года Сталин издал указ «О порядке использования трофейного народохозяйственного имущества», в котором говорилось, что с чем делать, - говорит директор историко-художественного музея Сергей Якимов. – Про культурные ценности в указе не было сказано ни слова! Поэтому и отношение военачальников Красной армии к ним было соответствующее.

Королевский замок мог похвастать богатыми коллекциями оружия и военной амуниции.

Тайна Янтарной комнаты

Самым ценным экспонатом Кёнигсберга была, безусловно, Янтарная комната, которую фашисты вывезли из Екатерининского дворца в Пушкине. Ее ищут на протяжении всего послевоенного времени, перерыли тонны восточно-прусского грунта, но до сих пор поиски не увенчались успехом. В последнее время все более популярной становится версия, что комнаты в Калининграде нет – либо ее вывезли за пределы Восточной Пруссии, либо сгорела во время одного из многочисленных пожаров в Королевском замке.

Генерал Смирнов, первый комендант Кёнигсберга, пишет, что при обследовании Королевского замка нашли много книг, картин, ковров, посуды и других ценных предметов из Петродворца и Гатчины, - продолжает Сергей Якимов. – Там же в одной из комнат южного флигеля была обнаружена книга учета замкового музея, в которой под номером 200 значилась Янтарная комната. Могу вам сказать как музейщик, что если предметы музея куда-то перевозятся, то и книги учета тоже.

Получается, Янтарную комнату никуда не перевезли? Значит, она погибла при пожаре?

Я читал документы той поры, в которых нет ни слова о пожаре, - продолжает директор музея. – Пожар был, я подозреваю, позже.

Кресло из Кафельного зала Королевского замка и каркас короны со скипетром короля Кёнигсберга Фридриха I сейчас находzтся во дворце Шарлоттенбург. А книги из Серебряной библиотеки герцога Альбрехта попали в университетскую библиотеку Торуни.

Сергей Якимов рассказал историю о хранителе янтарной комнаты профессоре Альфреде Роде. По его мнению, если бы Янтарную комнату увезли, то и Роде непременно уехал бы – такова судьба всех хранителей музейных коллекций: они следуют за своей коллекцией, как нитка за иголкой. Однако профессор остался в Кёнигсберге и однажды пришел в военную комендатуру. «Меня зовут профессор Роде, - сказал он. – Минувшей ночью ваши солдаты изнасиловали мою жену, а меня раздели».

Вместе с профессором Роде погибла тайна Янтарной комнаты. Многие не сомневаются, что она до сих пор хранится где-то в Калининградской области. Или другая версия – что комнату в спешке вывезли, а после этого в замке случился пожар.

Если о Янтарной комнате остались хоть какие-то упоминания, то судьба целых двух музеев покрыта глубоким мраком. Речь идет о музее Тевтонского ордена в замке Лохштедт, руины которого находятся недалеко от Приморска, и музее Пиллау.

С Лохштедтом интересная вышла история, - рассказывает Сергей Якимов. – Когда наши войска взяли замок, они обнаружили там экспонаты Вильнюсского исторического музея, которые немцы вывезли еще в начале войны. И – ни малейшего следа орденского музея. Ни книг, ни картин, ни рыцарских доспехов - ничего!


Так выглядел исторический центр Кёнигсберга в конце 1930-х годов.

С Лохштедтом интересная вышла история, - рассказывает Сергей Якимов. – Когда наши войска взяли замок, они обнаружили там экспонаты Вильнюсского исторического музея, которые немцы вывезли еще в начале войны. И – ни малейшего следа орденского музея. Ни книг, ни картин, ни рыцарских доспехов. Ничего!

Сергей Якимов предполагает, что экспонаты музея Лохштедта были за некоторое время до наступления советских войск на Пиллау упакованы в ящики и где-то спрятаны.

«Серебряная библиотека» и коллекция «Пруссии»

В Королевском замке, который в начале прошлого века немцы превратили в музейный комплекс, и помимо Янтарной комнаты было огромное количество культурных ценностей. Достаточно упомянуть про обширную коллекцию янтаря, которую собирали веками, собрание королевских регалий, парадных портретов прусских королей и других картин, оружия. В замке хранилась знаменитая «Серебряная библиотека» – 20 томов старинных книг в серебряных переплетах, богатейшая археологическая коллекция музея «Пруссия»… Большая часть этих сокровищ погибла во время налета английской авиации в августе 1944 года – тогда замок, как и вся центральная часть Кёнигсберга, здорово пострадал. Что-то немцы успели вывезти во внутренние районы Германии. Остальное исчезло в неизвестном направлении и в послевоенное время собиралось по крупицам. Собрать удалось, признаться, немногое.

Огромная часть культурных ценностей была вывезена как и трофеи, но это как культурные ценности не фиксировалось, - говорит Сергей Якимов. – Они растворились на просторах необъятного Советского Союза. В том числе осело и в квартирах калининградцев. Но что-то по-прежнему остается лежать в тайниках под землей.

Характерна судьба археологического музея «Пруссия» - собрания древностей времен прусских племен и тевтонских рыцарей. Перед наступлением Красной армии коллекция была рассредоточена в разных местах. Предполагается, что одна ее часть, хранившаяся в подвалах Королевского замка, сгорела во время пожара еще в августе 1944-го, другую в послевоенное время обнаружили в Польше в городе Кентшин. Ну а самый большой сюрприз поисковиков ожидал на рубеже тысячелетий. Значительную часть музея «Пруссии», уже порядком разграбленную черными копателями, нашли в казематах одного из кёнигсбергских фортов. Сейчас она экспонируется в историко-художественном музее.

Сохранились и знаменитые кёнигсбергские библиотеки. Теперь они, правда, находятся далеко от нашего города.

Большую часть «Серебряной библиотеки» (14 томов) обнаружили в польском городе Торунь, и теперь уникальные книги в Варшаве. Что же касается собрания книг XVI – XVIII веков, - т.н. Валленродской библиотеки, которая располагалась в Кафедральном соборе Кёнигсберга, - то оставшаяся от нее часть разбросана по разным уголкам. 291 переплет из уникального 10-тысячного собрания в 1981 году был обнаружен в усадьбе Узкое под Москвой и передан затем в Калининградский государственный университет. Однако львиная доля сохранившихся книг сегодня находится в различных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Польши и Литвы.

Раскопки на месте замка проходят с 90-х годов прошлого века. Кое-что попадается, хотя сенсационных находок пока нет.

Они собрали на редкость ценного имущества 1500 ящиков! - говорит Сергей Якимов. – Только среди собранного научного оборудования имелось такое, которое больше нигде не производилось и которое не купишь ни за какие деньги.

И все-таки ценный груз оценили. Его примерная стоимость составила около 10 миллионов рублей золотом… И это было только то, что успели найти сразу после штурма, что не успело сгореть, не было спрятано и не стало личными трофеями сразу после взятия города Красной Армией.

Огромная часть культурных ценностей была вывезена как трофеи, но это как культурные ценности не фиксировалось, - говорит Сергей Якимов. – Они растворились на просторах необъятного Советского Союза. В том числе осело и в квартирах калининградцев. Но что-то по-прежнему остается лежать в тайниках под землей.

Андрей Пржездомский

Кёнигсберг был не только перевалочным пунктом перемещаемых нацистами ценностей, но и обладал собственным культурно-историческим и научно-техническим ресурсом. В городе находились десятки музеев, научно-исследовательских и учебных институтов, лабораторий, библиотек, архивов, финансовых учреждений. В каждом из этих объектов были сосредоточены сотни и тысячи экспонатов, фолиантов, живописных полотен, предметов декоративно-прикладного искусства, уникальных научных приборов и того, что обычно хранится в банковских сейфах, - говорит исследователь. - В годы войны эти собрания значительно пополнились трофеями, вывозимыми фашистами с оккупированных территорий Польши и Советского Союза, материальными ценностями, конфискованными у евреев, отправлявшихся на смерть в Освенцим, Майданек, Треблинку и другие концентрационные лагеря. Учитывая, что с начала войны в 1939 году до середины 1944 года Кёнигсберг, в отличие от большинства городов Германии, был самым спокойным городом, поскольку не подвергался бомбардировкам союзников (наши два налета в 1941 году не в счет), здесь сосредотачивались различные предметы нацистского грабежа из Центральной и Западной Европы - из Франции, Бенилюкса, Чехословакии...

Картина богемского художника Матиаса Цвишека, хранившаяся в Королевском замке, сейчас находится в Берлине.

Итак, что хранилось в Кёнигсберге? Начнем с похищенного фашистами на советской территории. Это и экспонаты белорусских музеев (около 12 тысяч) - картины выдающихся художников, иконы русских и западноевропейских живописцев (не менее 1,7 тысячи), старинная мебель работы российских мастеров, коллекции художественного фарфора русских, китайских и западноевропейских мастеров, ковры и гобелены. Не меньшее число трофеев фашисты вывезли в Кёнигсберг с территории оккупированной Украины: свыше 1,5 тысячи экспонатов Музея русского искусства в Киеве; более тысячи живописных полотен, среди которых картины Айвазовского, Васнецова, Врубеля, Крамского, Шишкина; около тысячи икон из Киево-Печерской лавры; иконы-складни, кавказские сабли и кинжалы из музеев Таганрога и т. д. А пригородные дворцы Ленинграда в Пушкине, Павловске, Гатчине! Их нацисты разграбили подчистую. Тут и парковые скульптуры, десятки тысяч томов редких книг и рукописей, картины художников Шпильберга, Зегерса, Коррадо, Бессонова и многих других, французские напольные часы, хрустальные люстры, фарфоровые вазы и тысячи других экспонатов.

Кёнигсбергские сокровища из музеев и частных коллекций составляют также немалую часть пропавших в годы войны ценностей. Исчезла Серебряная библиотека герцога Альбрехта, значительная часть коллекции Янтарного собрания Геолого-палеонтологического института, золотые и серебряные украшения, старинная фарфоровая и фаянсовая посуда, лиможские эмали, множество скульптурных произведений и живописных полотен. А про драгоценные металлы и камни, слитки золота и платины, золотые и серебряные монеты, как, впрочем, о тысячах золотых коронок, выбитых у заключенных, живых и мертвых, говорить не приходится. Громадное их количество хранилось в сейфах и специальных подземных укрытиях.

Как ведьму утопили в кошачьем ручье

Несмотря на то, что от Кёнигсбергского замка остались лишь подземелья, именно он является самой известной достопримечательностью современного Калининграда. По крайней мере, из тех, что не сохранились до наших дней. Стоит добавить, что с Кёнигсбергским замком связано немало загадок и тайн, легенд и сказаний, а также вполне себе научных предположений и споров.

В начале XVIII века ведьмы, обитавшие в Кёнигсберге, выглядели примерно так.

Кочующая крепость

Начать с того, что само основание укрепления, вокруг которого потом вырос город Кёнигсберг, до сих пор вызывает много вопросов. Точно известно, что своим возникновением замок обязан королю Богемии Оттокару II Пшемыслу, который в декабре 1254 года возглавил очередной крестовый поход в Пруссию, в помощь Тевтонскому ордену, изнемогавшему в тяжелой борьбе с язычниками.

Сосредоточив свои силы на Бальге, утром 9 января 1255 года Оттокар выдвинулся через залив к Меденау (современный поселок Логвино в Зеленоградском районе). «…Король вошел в Самбию с войском своим близ волости, называемой Меденов, и, спалив все, что могло быть взято огнем, и взяв в плен и убив многих людей, там же и заночевал, - пишет орденский хронист Петр из Дусбурга. - На другой день он пришел в волость Рудов (поселок Рудау – ныне Мельниково. – Ред. ) и мощным ударом взял замок. И такое было содеяно там избиение народа самбийского, что нобили предложили королю заложников, прося, чтобы он… не уничтожил весь народ».

Дальше кровавый путь Оттокара лежал через Вальдау (Низовье Гурьевского района), Каймен (Заречье) и Тапиау (Гвардейск). «…Чтобы он не учинил им (пруссам) такое же побоище, как и другим, каждый из них (прусских вождей) отдал сыновей своих в заложники, обязуясь под страхом смертной казни смиренно повиноваться требованиям веры и братьев, - продолжает Петр из Дусбурга. - Когда все это было должным образом совершено, король… пройдя до горы, где ныне стоит замок Кёнигсберг, задумал там с братьями воздвигнуть замок для защиты веры и оставил им чудесные королевские дары в помощь сооружения его».

После этого, сочтя свою миссию пилигрима выполненной, король отбыл домой. То есть вполне может статься, что на самой горе на берегу Преголи Оттокар вообще не бывал, лишь издали оценив выгоды места и посоветовав построить здесь замок. Следуя этому совету, по словам Петра из Дусбурга, «магистр и братья успешно приготовили все необходимое для строительства и, взяв с собой верных себе пруссов, с большим войском пошли в год от Рождества Христова 1255-й и в том месте, которое ныне называется старым замком, построили замок Кёнигсберг». По словам хрониста, высокий холм пруссы именовали Тувангсте от названия покрывавшего его леса (возможно, священной рощи). Ни о какой прусской крепости Петр не упоминает ни словом. Мощное деревянно-земляное укрепление возвели уже тевтонцы, оставив там комтуром Бурхарда фон Хорнхаузена «со многими братьями и оруженосцами». Плюс к тому, изначально замок располагался не там, где сегодня зияют орденские подземелья. Лишь впоследствии он «был перенесен на то место, где стоит ныне, на той горе, и обнесен двумя стенами с девятью каменными башнями».

Полчища волков бросились на ворота…

С возведением еще самого первого замка Кёнигсберг связана мистическая история о старой волчице, которая ежевечерне появлялась у места строительства и наблюдала за людьми, держась за расстоянием арбалетного выстрела. Орденские братья под волчьим взглядом чувствовали себя настолько неуютно, что решили, будто зверем обернулся один из прусских колдунов-волколаков. Волчицу прозвали Геррой. Говорили, что ее логово было недалеко на восток от замка, и в ту сторону тевтонцы даже смотреть лишний раз не решались.

То ли волки напали на замок Кёнигсберг, то ли оборотни... Так изображали вервольфов средневековые художники.

Зима 1256 года выдалась лютой. В окрестностях Кёнигсберга свирепствовали волчьи стаи, добычей которых нередко становились и люди. И вот однажды волки подошли к самым стенам укрепления. Подманив зверей поближе кусками мяса, которые бросали через бойницы, тевтонцы из арбалетов перестреляли «детей Герры». Наступившей ночью вдруг раздался оглушительный вой, и окружившие замок полчища огромных волков стали бросаться на ворота, царапая их когтями. Всю орденскую братию охватил ужас.

«А с первым лучом солнца во дворе замка увидели Герру, - гласит легенда. – И не смог никто ни поднять арбалета, ни обнажить меча. Открыли ворота, дав старой волчице уйти. Но долго после этого на берегу реки находили убитых братьев-рыцарей: одних - с выеденными лицами, других – со страшными ранами, а многих и вовсе разорванных на куски. Саму же Герру больше никто не видел, только ее следы в окрестностях замка, которые повергали в ужас даже храбрейших воинов».

Виселица на горе

В отличие от сказания о Герре т. н. Второе прусское восстание – исторический факт. Продолжалось оно целых 12 лет, а началось после того, как 13 июля 1260 года рыцари потерпели жестокое поражение при Дурбане. Тогда пали сразу полторы сотни орденских братьев во главе с магистром Ливонского ордена Бурхардом фон Горнгаузеном и маршалом Генрихом Ботелем. Вот что пишет об этом Петр из Дусбурга: «…Пруссы, видя, что братья понесли потери в этой битве в братьях, оруженосцах, конях, оружии и прочем необходимом для сражения, громоздя зло на зло и беду на беду, снова отступились от веры и христиан и скатились к прежним заблуждениям, и самбы одного человека по имени Гланде, наттанги – Генриха Монте, вармийцы – Глаппо (или Глаппе – Ред. ), погезаны – Ауттума, барты – Дивана выбрали предводителями и вождями своего войска».

Не менее талантливыми военачальниками были его сподвижники. Известно, что Диван погиб при осаде крепости Шензее. Генриха Монте удалось застать врасплох на одной из стоянок с малым числом воинов. «Гнусного изменника», доставившего столько хлопот, разъяренные немцы сначала повесили, а после еще и проткнули мечом. Глаппе же предал один из приближенных по имени Стейнов. Он посоветовал осадить один из замков в Самбии, а сам тем временем сообщил комтуру Кёнигсберга о местонахождении вождя. Внезапно напав на осаждавших приморский замок пруссов, тевтонцы всех перебили. «Но Глаппо он (комтур) повел с собой в Кёнигсберг и на горе, которая по имени его по сей день называется горой Глаппо, повесил», - информирует хронист.

С точностью до метра определить сегодня, где стояла та виселица, конечно же, невозможно. Известно лишь, что местом казни выбрали пологий холм напротив замка: историки полагают, что в современных ориентирах это где-то в районе Дома связи - улиц Коперника и Житомирской.

Призрак Железной девы

Рядом с Кёнигсбергским замком некогда протекал Кошачий ручей – считается, что на месте современной улицы Зарайской. Эта водная артерия также фигурирует в нескольких старинных преданиях.

Одна из легенд рассказывает о двух ведьмах, которые, как это заведено у данной категории представительниц колдовского цеха, любили оборачиваться кошками. Приняв животный вид, изобретательные подруги забирались в пивоваренный котел и словно в лодке катались в нем не только по ручью, но даже выходили и в реку. Весело проведя ночь, кошки с наступлением дня вновь становились женщинами.

Подвела ведьм присущая им неумеренность в сексуальных отношениях. Регулярные сплавы в пивном котле и прочие развлечения почти не оставляли времени и сил на ведение домашнего хозяйства. И подруги наняли себе в услужение мальчика. Судя по всему, юнец был не только работящим, но еще и недурен собой, а может, сказалась вышеупомянутая гиперсексуальность чародеек. Как бы то ни было, вскоре они потребовали от паренька еще и интимных услуг.

С ведьмами и колдунами в Средние века разговор был короткий: беседа с пристрастием и костер. Миниатюра 1447 года.

Юный любовник и в постели старался как мог. Опять-таки можно предположить, что первое время ему это даже нравилось. Но потом постоянные домогательства работодательниц мальчугану надоели, и он придумал способ, как избавиться от злодейских баб. Подкараулив, когда они в очередной раз превратились в кошек, слуга закрыл обеих в пресловутом котле, который поставил на огонь, сварив ведьм живьем.

Мораль: педофилия даже в средние века никого до добра в итоге не доводила.

В другом сказании говорится о прекрасной девушке, которую заподозрили в колдовстве. Проверялось такое обвинение просто: предполагаемую ведьму помещали в мешок и бросали в воду. Если не тонула – значит, стала жертвой навета, но такого, кажется, никогда не было. Погибла и наша героиня, которую утопили в Кошачьем ручье. А потом вернулась с того света облаченной в доспехи, да еще и сжимая в каждой руке по мечу! Это привидение было известно в Кёнигсберге под именем Железной Девы.

Доброе вино для смертника

Редкий рассказ о Кёнигсбергском замке обходится без упоминания ресторанчика «Блютгерихт» - в переводе с немецкого «Кровавый суд», располагавшегося в одном из подвалов орденской твердыни. До XVII века там была тюрьма с многочисленными пыточными камерами, которой возникшее в 1827 году питейное заведение и обязано своим названием. В память об узилище в ресторане была обустроена «Камера мучеников», куда вел Мученический ход с намалеванными злорадно ухмыляющимися физиономиями на стенах.

И тут не обойтись без душистой легенды. Говорят, один кёнигсбержец, приговоренный к смерти за увлечение черной магией, по дороге на плаху уговорил палача и конвой зайти в «Блютгерихт» и выпить по стаканчику доброго вина «№ 7». Отказать смертнику в последней просьбе было немыслимо. В итоге вся компания напилась в стельку, за исключением приговоренного, который то ли хитрил, то ли испытывал такой страх, что хмель его не брал. Заплечных дел мастер и конвоиры уснули кто за столом, кто под ним, а осужденный чернокнижник благополучно дал деру.

Кто знает, насколько достоверна вся эта история. Но точно известно, что популярный ресторан охотно посещал, например, знаменитый писатель Эрнст Амадей Теодор Гофман. И даже прямо в винном подвале написал одно из своих стихотворений, которое так и называется – «Блютгерихт».

Тайна Янтарной комнаты

Если переходить от сказок к были, то необходимо упомянуть, что Кёнигсбергский замок в ряду прочих объектов указывается как возможное место хранения Янтарной комнаты. Ее поиски стали одним из фетишей второй половины XX века и не прекращаются до сих пор. Практически доказано: по крайней мере, какое-то время разобранный на части и упакованный в ящики знаменитый «янтарный кабинет» действительно был складирован в северном крыле замка вместе с другими произведениями искусства. Вероятнее всего, там же и погиб в пожаре после ковровых бомбардировок города английской авиацией в августе 1944-го.

Сотрудник бригады Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совмине РСФСР, которая после взятия Кёнигсберга советскими войсками работала на территории замка, Александр Брюсов в своем дневнике упоминает о найденных медных подвесках и обгорелой резной лепки от дверей Янтарной комнаты, а также железных пластинах с винтами, которыми части кабинета были прикреплены к стенкам ящиков. Тем не менее факт уничтожения сокровища на радость прежде всего авантюристам-кладоискателям, писателям-беллетристам и журналистам окончательно доказать так и не удалось. Поэтому периодически продолжают появляться сенсационные сообщения об очередном возможном тайнике с Янтарной комнатой внутри. И Кёнигсбергский замок в этом отношении окончательно со счетов сбрасывать пока не торопятся.

Почти у каждого города есть свои символы: Эйфелева башня и крыши Монмартра - в Париже, Биг Бен - в Лондоне, высоченный собор - в Кельне, Русалочка - в Копенгагене... У нас таких символов два. Один - кёнигсберг­ский, исчезнувший в конце шестидесятых. Другой - “совково”-калининградский, торчащий в центре города вот уже третий десяток лет. Королевский замок - и Дом Советов.

Королевский замок был построен после 1255 года - вскоре после похода короля Оттокара в Самбию. В XIV веке в замке располагался маршал - военный руководитель Тевтонского ордена (глава ордена - Великий Магистр - находился в замке Мариенбург) . Однако в 1457 году поляки лишили Великого Магистра тамошней резиденции (из Мариенбурга он драпал по болотам) . В результате маршалу пришлось потесниться. А после 1525 года, когда было упразднено орденское государство, а на его территории создано прусское герцогство, замок стал резиденцией прусских герцогов.

(Комната герцога Альбрехта отличалась редкостной красотой. Крошечная, с огромным - по ее масштабам - камином, она была искусно оформлена придворным столяром Гансом Вагнером резьбой по венгерскому ясеню. На этаже, где жила семья герцога, в эркерной комнате был помещен герб с двадцатью семью цветными полями, в середине которого прусский орел держал в когтях серебряную литеру S - ленный символ короля Польши Сигизмунда. Кстати, жилые покои герцогини позже занимала королева Луиза, и ее более чем скромная мебель стояла там вплоть до уничтожения замка.)

18 января 1701 года, после коронации курфюрста Фридриха III (который сам себе надел корону), замок стал королевской резиденцией - и оставался ею на протяжении двух столетий, до 1918 года, когда в результате революции в Германии был свергнут император Вильгельм II. (Кстати, 18 января 1871 года, после победы во франко-прусской войне, тогдашний король Вильгельм II в Версале был объявлен императором. Так что Королевский замок можно бы назвать и Императорским - но почему-то не стали.)

Долгое время над широкими воротами замка, выдержанными в духе Ренессанса, было выбито латинское изречение “Turris Fortissima nomen Domini” (“Твердость крепости и есть наш Бог”) и девиз герцога Альбрехта: “Parcere subjectus et debellare superenbos Principis officium est - Musa Maronis ait. Sic regere hunc populum, princeps Alberte memento. Sed cum divina cuncta regentis ope” (“Доброта к верноподданным, но борьба не на жизнь, а на смерть с преступниками. Это есть долг правителя. Так вспоминал народ о герцоге Альбрехте, руководившем своей терпеливой рукой как наместник Божественного права”) .

И как бы в знак того, что у немцев слово не расходится с делом, 25 августа 1731 года в замковом дворе был повешен военный советник фон Шлюбхут, уличенный в растрате государственных средств.

В средние века (мы об этом писали) башня Королевского замка использовалась в качестве пожарной каланчи. Наверху, под самым шпилем, жил сторож. Если где-то в городе он замечал пожар, то вывешивал - с соответствующей стороны - флаг (если дело происходило днем) или горящий фонарь (в темное время суток) . И жители могли ориентироваться, откуда ждать опасности и куда бежать на помощь.

Также с башни (имевшей в высоту 82 метра со стороны замкового двора) два раза в сутки городские музыканты играли хоралы. На восходе солнца звучала церковная музыка “Боже, не оставь нас своей милостью” , на закате - “Спокойно спят луга, поля” .

В 1737 году в подвалах северного флигеля был открыт винный ресторан “Блютгерихт” (“Кровавый суд”), снискавший впоследствии всемирную известность.

В 1937 году ресторан торжественно отметил свое двухсотлетие. Посетителям наливали вино “Блютгерихт” №7, более чем столетней выдержки.

В 1924 году (об этом мы тоже писали) замок был переоборудован под музейный комплекс. Там разместились городская картинная галерея, прусский музей и музей Ордена, управление по охране памятников.

В августе 1944-го, в ту роковую для Кёнигсберга ночь, когда город подвергся массированной бомбардировке, замок практически выгорел. В 1945-м, накануне штурма Кёнигсберга советскими войсками, гауляйтер Восточной Пруссии Кох собирался затащить на башню замка здоровенную пушку, чтобы жахнуть по нападающим. Но комендант города генерал Ляш этой идеей не вдохновился. Чтобы спасти историческую достопримечательность, он распорядился устроить в замке лазарет, охраняемый всего десятком эсэсовцев, которые во время штурма не оказали вообще никакого сопротивления.

Калининградец Юрий Новиков вспоминает:

Королевский замок уничтожался поэтапно. Сразу же после войны на его территории заработала камнедробилка: заготавливался кирпич. Постоянная вибрация, а также снег и дождь привели к тому, что в ночь с 14 на 15 декабря 1952 года рухнули верхние этажи главной башни. Прямо на проезжую часть. После этого (в материалах Государственного архива Калининградской области на сей счет имеются шесть документов) какое-то время остатки башни еще пытались сохранить, но... городские власти распорядились: взорвать! И с помощью 810 кг тротила башня вместе со всем южным крылом замка исчезла навсегда. Взрывали ее в период с 12 февраля по 10 марта 1953 года.

Но продолжали стоять: все западное крыло, башня Хабертурм, огромнейшее, почти кубической формы здание - бывшая летняя резиденция прусских королей - созданное по проекту архитектора Шультайса фон Унфрида, фрагменты стен...

Судьба Королевского замка еще не была решена окончательно. Как, собственно, и судьба всего города. С одной стороны, первый главный архитектор Калининграда П.В.Тимохин считал, что “<...> город Кёнигсберг и Кёнигсбергская область реконструироваться не будут” . И писал на имя секретаря ЦК ВКП(б) Маленкова: “Прошу дать указание создать в г. Калининграде республиканский центр по разборке зданий, который мог бы централизованно снабжать строительными материалами, полученными от разборки <...> любые стройки страны <...> Только по Калининграду можно получить от разборки разрушенных зданий около двух миллиардов штук кирпича, благодаря чему можно сэкономить основные капиталовложения на строительство 20-25 кирпичных заводов”.

С другой стороны - с начала 50-х годов в центре города полным ходом шла расчистка завалов, обустраивался Ленинский проспект.

21 марта 1959 года градоначальник распорядился отремонтировать (!) подпорную стенку западной террасы замка.

Но в этом же году - 22 июня (!) - создается комиссия по вопросу о сносе семиугольной башни Хабертурм, которая якобы “...угрожает обвалиться на трамвайные пути”.

(Башню сносят. Замок, превращенный в руины, стоит еще несколько лет. Пока Косыгин, тогдашний председатель Совета Министров СССР, наведавшись в нашу область, не поинтересовался у тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Коновалова: “А что это у вас за х...ня в центре города?”

Тот будто бы ответил: “Здесь мы собираемся замок восстановить и открыть краеведческий музей” . На что Косыгин, чуть не подавившись языком от возмущения, будто бы рявкнул: “Музей чему?! Прусскому милитаризму?! Вы что, ох...ели?! Чтоб завтра же его здесь не было!” И Коновалов начинает действовать, - прим. авт. )

6 июня 1966 года появляется решение “О проекте детальной планировки центра города” . С резолюцией Коновалова: “Одобрить. Дом Советов расположить на территории бывшего Королевского замка” . Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. “Гнилой зуб прусского милитаризма должен быть вырван!!!”

1-го августа 1966 года создается комиссия “для разработки мероприятий по разборке замка”. К 27 августа она накропала детальный план из множества пунктов, вплоть до организации специального штаба по руководству взрывными работами и вывозу завалов (предполагалось получить около 220 тысяч кубометров кирпично-булыжного крошева).

Калининградская интеллигенция пыталась бороться. Писатель Юрий Иванов (ныне покойный), историк Виктор Строкин добрались до грозной и могущественной Фурцевой, министра культуры, и даже почти убедили её в том, что замок необходимо сохранить. Но изменить генеральную линию партии и Фурцевой оказалось не под силу. 30 октября 1965 года в “Литературной газете” было напечатано открытое письмо, подписанное В. Еремеевым , председателем правления Калининградского отделения Союза архитекторов, Л. Зорькиным , главным архитектором института “Калининградгражданпроект”, В. Ерашовым , ответственным секретарем Калининградского отделения Союза писателей РСФСР, Г. Зуевым и П. Шемендюком , Героями Советского Союза, участниками штурма Кёнигсберга:

“<...> над замком нависла угроза уничтожения <...> Замок, имеющий архитектурно-художественное значение как памятник зодчества прошлых веков, придающий городу своеобразный, неповторимый облик, должен быть спасен!”

4 ноября 1965 года “подписантов” по очереди вызывали “на ковер” к Коновалову. В нашем распоряжении оказались эксклюзивные материалы - запись беседы, состоявшейся у Коновалова и секретаря обкома КПСС по вопросам идеологии Д.Н. Никитина с В. Ерашовым.

Коновалов : “Мы пригласили вас для неприятного разговора. Прочитали в “Литературной газете” письмо о замке. Какой дурак - я еще мягко выражаюсь, но вы можете подставить другое слово! - мог сочинить и напечатать такое! Сохранять, восстанавливать фашистский замок, гнездо прусской реакции! И этого требуют советские люди, коммунисты, деятели искусства! Ведь это же идиотизм! Это идет на руку западно-герман­ским реваншистам, они теперь рассыпаются в благодарностях! Нет, какой дурак мог написать такое письмо?! Мы вас слушаем”.

Ерашов : “Если вы разговор намерены вести в таком тоне, я встану и уйду. Я никому не позволю себя оскорблять”.

Коновалов : “Я вас не оскорблял. Вот, у меня свидетель есть. (к Никитину) Разве я его оскорбил? (Никитин мотает головой)

Ерашов : “Да, вы только спросили, какой дурак и идиот написал такое письмо... Но ведь подписи этих людей стоят в газете, и вы вызвали меня сюда... Значит, вам известно, кого вы называете дураком. Тем более, что вы прекрасно понимаете, что из уважения к вашему возрасту я вам отвечать в таком тоне не могу”.

Коновалов : “Хорошо, давайте поговорим спокойно. Давайте условимся: здесь нет ни секретарей обкома, ни члена ЦК КПСС... Есть трое коммунистов. Поговорим на равных, как коммунисты <...> Скажи, как у тебя поднялась рука защищать фашист­ский замок?!”

Ерашов : “Насколько помню, в четырнадцатом веке фашистов не было и в помине, а были “псы-рыцари”. Но ведь и не они строили замок, а литовские, прусские, чешские крестьяне. Материальные ценности создает народ”.

Коновалов : “Это фашистский замок, и мы его взорвем!”

Ерашов : “Дело ваше. Конечно, если захотите, то взорвете. Но это будет варварством”.

Коновалов : “<...> Это - резиденция прусских королей, отсюда они угнетали народ. Взорвем и построим на этом месте новые дома. Чтоб немецкого духа здесь не осталось!”

Ерашов : “...Если следовать вашей логике, то надо взорвать Кремль и Зимний дворец - бывшие резиденции русских императоров... А если искоренять немецкий дух в Калининграде, то надо взрывать все уцелевшие здания, в том числе и дом, в котором мы сейчас разговариваем, ведь это бывшее министерство финансов Восточной Пруссии...”

Коновалов : “Ты вот “Свободную Европу” слушаешь?”

Ерашов : “Нет, не слушаю. У меня приемник плохонький, только Москву и Калининград берет”.

Коновалов : “А я вот слушаю! Так вот, они орут: “Спасибо господину Ерашову за то, что он выступил в защиту национальной святыни германского народа!” (Цитирует запись радиоперехватов - пять или шесть источников).

Ерашов : “Меня лично мало волнует, что там про меня скажут. Процитирую любимое выражение Маркса: “Стой прямо и не беспокойся, что тень кривая”.

Коновалов : “И что нам теперь делать с этим замком?”

Ерашов : “Думаю, теперь остается единственное: сохранить его”.

Никитин (поднимается): “Да чтоб моя мать пошла на воскресник - чистить это фашистское гнездо?! Никогда не допущу такого!”

Ерашов : “Ну при чем тут ваша мать? Никто и не просит. Проще все это делается: позвонить генералу Абрамяну, он выделит полк солдат”.

Коновалов : “<...> У нас в городе тысячи людей нуждаются в жилье, а вы ставите вопрос о восстановлении замка, это потребует огромных расходов, и мы на такое не пойдем никогда”.

Ерашов : “Мы не ставим вопрос о восстановлении, мы говорим: надо сохранить то, что осталось. На это средств больших не потребуется, можно обойтись силами общественности для приведения руин в санитарный порядок. Только и всего”.

Коновалов : “Мы созвонимся с Москвой и настоим на своем: замок надо взрывать”.

Ерашов : “Ваша воля <...> Я остаюсь при своем мнении. Вы меня не переубедили”.

(Интересное дело! Тогда, всего-то через десять с небольшим лет после смерти Сталина, в стране, еще помнившей, как людей сажали в лагеря за анекдот... за бутерброд, неосмотрительно завернутый в газету с портретом вождя - как спокойно и свободно разговаривает интеллигент с Главным Лицом Калининградской области. Смело ставя на карту собственную будущность - ради спасения чужого исторического памятника. А где сегодня наши интеллигенты? Сегодня, когда возвышение голоса в защиту вырубаемого сквера или ландшафта, который вот-вот будет чудовищно изуродован очередной новостройкой, им, интеллигентам, ничем особенным не грозит. Ау-у!.. А в ответ - тишина. Нехорошая какая-то. Мертвая, - прим. авт. )

Потом случилось еще много всякого. Героя Советского Союза Шемендюка “дожали” - он отказался от своей подписи под обращением в “Литгазету”, другие “подписанты” были зачислены в пособники “реваншистов”... Их выбросили из культурной и научной жизни страны: писателей перестали печатать, историков поувольняли... Был разогнан Клуб калининградской интеллигенции, существовавший при музыкальной школе им. Глиэра... Но люди, бессильные помешать уничтожению Королевского замка, долг свой перед историей выполнили до конца: архитектор Юрий Ваганов запечатлел все этапы разрушения памятника (половину фотографий и негативов у него потом отобрали “люди в штатском”) , главный архитектор Светлогорска Владимир Осипов (ныне покойный) снял об этом целый фильм (впоследствии тоже изъятый) ...

Первые плановые взрывы, - это продолжает свой рассказ Юрий Новиков, - прогремели 12 апреля 1967 года. В магазинах “Детский мир” и “Ромашка”, в молодежном кафе, расположенном рядом с замком, был объявлен нерабочий день. С 11.00 до 13.00 - перекрывается все движение, выставляется оцепление.

Следующая серия взрывов прогремела 9 декабря 1967 года, 3 января и 12 февраля 1968-го. С 10.00 до 17.00 в эти дни заваливалось мощнейшее западное крыло замка. В газете “Калининградская правда”, на последней странице, мелко-мелко читателей уведомляли об изменении маршрутов городского транспорта. О замке, естественно, не говорилось ни слова.

В сентябре 1968 года городские власти обратились к командованию высшего инженерного училища с просьбой “выполнить буро-взрывные работы по разрушению остатков замка и крупногабаритных глыб”. Для курсантов это были обычные учебно-практические занятия: закладка множества 75-граммовых шашек, ослабление взрывами стен, заваливание их с помощью тросов танковых тягачей.

Разборка руин завершилась к 1 января 1969 года. Серия очередных взрывов должна была разнести на молекулы последние уцелевшие фрагменты замка. 7 мая, 14 августа, 11 ноября... последний взрыв - 27 мая 1970 года - “закрыл тему” Королев­ского замка. Навсегда - так думалось партийным и городским властям.

А уже 13 ноября 1970 года Совет Министров РСФСР утвердил строительство в Калининграде Дома Советов. (Идеологическое обоснование - железное. На месте, где столетиями короновались прусские короли, воздвигнуть материальный символ новой власти - советской. Незыблемо воздвигнуть. На века.

Вместо тех самых квартир, в которых остро нуждались калининградцы и о которых толковал Коновалов в беседе с “реваншистом” Ерашовым.)

17 ноября по этому вопросу в Совмине состоялось специальное совещание, на котором и было определено: “...С 1 декабря 1970 г. приступить к строительству Дома Советов” . Запланированная дата завершения стройки: 1974 год!

Проект “двойной колоды” (так окрестила это здание графиня Марион Дёнхофф, попутно обозвав его “самым уродливым в мире”) был разработан в творческой мастерской ЦНИЭП архитектором Ю. Шварцбреймом .

Справедливости ради следует сказать, что Шварцбрейм предполагал выстроить дом (куда из ненавистных Коновалову “немецких домов” должны были “переехать” обл-исполком и обком партии) из стекла и бетона. Но местная промышленность в начале 70‑х могла предложить лишь навесные панели из бетона. Проект пришлось “подкорректировать”. Генеральным подрядчиком будущего Дома Советов выступило СМУ‑4 объединения “Калининградстрой”.

И завертелось: в землю было забито 1148 свай. А в смету - первоначально - около 5.000.000 рублей. Но этих (больших по меркам семидесятых годов) денег не хватило даже на то, чтобы построить коробку. Пришлось просить у Совмина дополнительного финансирования. Москва выделила деньги, но в обмен на дополнительную поставку продовольствия: на территории Калининградской области в 1979 году была фактически введена продразверстка, с прилавков исчезло даже молоко - а Литва взвыла от участившихся “колбасно-молочных” набегов. Впрочем, это уже совсем другая история...

А что касается Королевского замка... У каждого из нас, не успевших (по возрасту) увидеть его и запомнить, но знавших о том, что когда-то он БЫЛ - имелось собственное о нем представление. Я, например, в детстве рисовала его то очень похожим на крепость средневекового феодала (как на картинке в учебнике истории), только из темно-красного кирпича... то почему-то очень легким, воздушным, увитым плющом и шиповником, как в сказке про спящую красавицу... И даже сегодня, когда я видела уже сотни изображений реального замка, тот - сказочный - еще колышется зыбким маревом “как сон, как утренний туман”.

Сегодня замок вроде бы собираются восстанавливать. Не приведи Господь. Ведь никто из господ инвесторов не будет вкладывать очень большие деньги в настоящую, неторопливую, любовную РЕКОНСТРУКЦИЮ. Быстренько сляпают “новодел” подешевле, разобьют на клетушки и зальчики для арендаторов, откроют в подвале гламурненький ресторанчик под названием “Кровавый суд” - и, не церемонясь, окрестят все это Спасением Исторического Памятника. (Еще и участок земли в центре города получат - под Спасение-то - по льготной цене. Дескать, не для себя стараемся - для Истории!..) . Так и добьют его окончательно. Да так окончательно, что Коновалову и не снилось. Ведь чтобы некий символ исчез, мало его уничтожить - гораздо лучше его ПОДМЕНИТЬ. Как псевдоготические башенки подменяют собою стиль, а фонтанчики, кустики и фонарики - красоту и изящество.

Ну а прогулки по Калининграду-Кёнигсбергу продолжаются. Маршрутов на наш век хватит. Вот только... детям - останутся ли?..

Зимние фото сделаны в январе 2009 г., летние - в июне 2005 г. Текст был написан в 2005 году. Ночные фотографии сделаны с руки и без штатива.

Немного истории...

К концу X века после сформирования польской государственности Вавель становится центром политической и духовной власти. Со второй половины XI века и до начала XVII-го он является резиденцией польских королей. В XIV веке при короле Казимире Великом (1333-1370), когда Краков стал столицей государства, и в дальнейшем, при правлении Ягеллонов, Вавель достигает наибольшего расцвета. После заключения унии между Польшей и Литвой Краков оказывается на окраине огромной Речи Посполитной. И постепенно теряет свое политическое значение, уступая Варшаве, расположенной в центре государства. Наконец, в 1609 году король Сигизмунд III Ваза переносит столицу в Варшаву. Толчком для переезда явился пожар в Вавельском замке. Король решил его не восстанавливать, а просто переехать в Варшаву.
После третьего раздела Польши в 1795 году Вавель переходит в руки австрийцев. В 1815 году после разгрома Наполеона Краков становится вольным городом. Но в 1846 году на Вавель возвращаются австрийские военные, и размещают там свои казармы. Наконец, в 1905 году замок выкупают у австрийцев, и сразу же на Вавеле начинаются восстановительные и реставрационные работы. А с 1930 года замок вновь становится парадной резиденцией главы государства, а часть его помещений предназначается под музей. Во время второй мировой войны в замке располагалась резиденция немецкого генерал-губернатора.

Гордо высится над Вислой замок Вавель неприступный

Как положено в сказках, замок гордо возвышается на Вавельском холме, на изгибе Вислы. Он удивительно похож на замок Тоомпеа в Таллинне! Здесь многие века проходили коронации королей, и здесь же похоронены самые известные деятели польского государства: короли, национальные герои, поэты эпохи романтизма. С западной стороны холма находится вход в «Яму Дракона» где давным-давно жил легендарный вавельский дракон. Говорят, что в хорошую погоду там сидит макет дракона, а ввиду плохой погоды мы его не увидели. Легенда гласит, что в этих краях жил злобный дракон, пожиравший скот (в другой версии – невинных девушек). Очень скоро народу это надоело, и один предприимчивый юноша по имени Скуба накормил дракона барашком, нашпигованным серой и смолой, и тот умер. А из его шкуры сапожник сшил много красивых сапог. Когда я читала легенду о драконе, меня не покидало ощущение, что где-то я это уже видела. Озарение пришло через несколько минут. Ну конечно!

«На пастбища над Голопольем повадился прилетать дракон… Прилетел неожиданно, свалился прямо на отару овец, распугал пастухов… На следующее утро прилетел снова, теперь уже поближе к городку.. народ взял дело в свои руки…, и прикончил дракона – весьма народным способом Местный сапожник, Козоед, придумал, как доконать гадину. Забили овцу, напихали в нее чемерицы, волчьей ягод, собачьей петрушки, серы и сапожного дегтя. Для верности местный аптекарь влил две кварты своей микстуры от чирьяков, а богослужитель из святилища прочитал над всей этой пакостью молитву. Потом поставили приготовленную таким образом овечку посреди стада и подперли колышками… реальность превзошла все ожидания. Не удостоив вниманием живых и блеющих овечек, гад заглотал приманку вместе с колом!»
Анджей Сапковский, «Ведьмак»

Видимо, широко известный в узких кругах польский писатель хорошо знал легенды родного края, и в чудесной книге поиронизировал не только над известными сказками, но и над легендой о вавельском драконе! Правда, в книге драконы все-таки побеждают

Внутри замка...

Итак, вы подошли к замку со стороны Королевской дороги, с улицы Канонича. Пологая вымощенная дорога ведет к главным воротам. Обратите внимание на стену, слева от Вас. На её кирпичах написаны имена людей или названия фирм, которые внесли пожертвования на восстановление замка. Под каждым именем написаны так же год и размер пожертвования (в тогдашних польских злотых). На самом деле королевская дорога огибает замок с левой стороны, но мы войдём в замок здесь - через парадные ворота.

Перед входом вас встречает памятник национальному герою Польши, предводителю восстания 1794 года, Тадеушу Костюшко. С памятником связана забавная история. Во время второй мировой войны, располагавшийся в замке генерал-губернатор приказал снести памятник. Так и было сделано... А после окончания войны в Германии отлили копию уничтоженного памятника, привезли в Вавельский замок и установили на прежнем месте. Однако знатоки отмечают, что Костюшко "сменил коня": вместо прежнего польского, теперь он сидит на более толстом немецком жеребце.

Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава

Пройдя через королевские ворота на территорию замка, первым слева вы увидите Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. Это и коронационный собор, и усыпальница польских королей. Построен он был в XI-XII веках, но сегодня с тех времен сохранились лишь часть башни Серебряных колоколов и крипта Св. Леонарда, где погребен, в частности польский полководец Юзеф Пилсудский.
Сегодняшнее здание в готическом стиле сооружено в XIV веке. В центре собора располагается Алтарь Отчизны, на который короли возлагали военные трофеи. Здесь же находятся королевские каменные саркофаги и гробница Казимира Ягелона созданная Витом Ствошем. В одной из башен помещается самый большой в Польше колокол Сигизмунд. В здании капитула открыт Кафедральный музей.
Обратите внимание на то, что перед входом в собор висят… кости. Это кости мамонта. Дело в том, что по существовавшему поверью кости такого диковинного животного несут процветание мир и процветание той земле, на которой находятся.

Выйдя на площадь, вы увидите две капеллы с зеленым и желтым куполом, это Сигизмундова капелла. Справа - капелла Ягеллонов 1517 - 1533 гг., в которой находятся надгробья королей Сигизмунда Старого, Сигизмунда Августа и Анны Ягелонки, а также серебряный алтарь нюрнбегской работы. Слева - капелла династии Ваза, законченная в 1676 году, и являющаяся мавзолеем этой династии.

Кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава на Вавеле – один из самых почитаемых храмов Польши. Здесь короновали королей с 1320 года, и здесь же их хоронили. Первым здесь был погребен в 1333 г. король Владислав Локетек, и с тех пор всех польских монархов хоронили именно тут. Но тут лежат не только короли, но и национальные герои. Тадеуш Костюшко, Понятовский, Пилсудский, Сикорский (его прах перенесли недавно). Рядом с королями и героями в народной памяти и в усыпальнице остались и поэты – Юлиуш Словацкий, Адам Мицкевич.

Снимать внутри нельзя, поэтому вытащила картинки из интернета (их тоже крайне мало)

Плата за вход в собор и за книжку о соборе составила 23 злотых (с того самого времени все забываю ее отсканировать - для желающих). В кассе, продающей билеты в собор, сидит пожилая монашка, говорящая по-русски. Именно она посоветовала взять нам небольшой путеводитель по собору, склепам и колокольне, иначе нам многое было бы непонятно. Билеты действительны также для осмотра колокольни и склепов.

Сначала мы мельком осмотрели общий план собора, а потом устремились вверх, на колокольню. Ну это и аттракцион, доложу я вам! Колокольня, или звонница представляет собой нагромождение прочных деревянных балок, в узенькие отверстия между которыми нужно просачиваться бочком, проклиная свой лишний вес Кроме этого, нужно подниматься по неудобной узкой, шатающейся и отчаянно скрипящей лестнице, рискуя стукнуться макушкой об очередную балку. В довершение ко всему, над вами все это время нависает огромный колокол (их там 4)! Но вскоре мучения заканчиваются, и вы оказываетесь на вершине колокольни, где висит самый большой колокол Польши – Сигизмунд. Отсюда еще открываются потрясающие виды на Старый город.

Затем мы спускаемся вниз, и начинаем осмотр собора, то есть его усыпальниц. Описывать это я не буду, книжку честно-честно отсканирую.

Из капеллы Чарторыжских – спуск в подземные гробницы. Впервые мы посетили королевские усыпальницы в Вене, в Капуцинеркирхе (Петропавловская крепость не в счет), где хранятся останки всех Габсбургов, и до сих пор помню, как это было жутко – бродить глубоко под землей между усыпальницами! Но, тем не менее, здесь я храбро семеню ножками, крепко держа мужа за руку Мобильный глохнет уже на первых ступенях, воздух становится осязаемо мрачным, и довольно холодно. Внизу – собственно, усыпальницы (то, что наверху – лишь красивые надгробья, а сами гробы здесь). Представляете, какой титанический труд хоронить короля: собор-то построен в 14 веке, и как только умирал король, под землей копали яму – для склепа, а наверху ломали часть стены и строили впритык к собору купол усыпальницы (эти пристройки очень заметны с той стороны собора, где вы будете выходить из усыпальниц).

Королевский замок

Пройдя мимо капелл в арку, вы попадаете в аркадный внутренний двор королевского замка. Кстати, в арке находятся кассы музея.

Первым строением, предназначавшимся под княжескую резиденцию, был небольшой палатиум, выстроенный в первой половине XI века. Тогда же появляются и первые каменные укрепления на Вавельском холме. Затем, в начале XII века строится небольшой замок в романском стиле. В XIV веке при королях Владиславе Локетэке и Казимире Великом он перестраивается во внушительное готическое сооружение.
Наконец, в первой половине XVI века при короле Сигизмунде Старом замок отстраивается заново. Строительными работами руководили Франческо Флорентина и Бартоломео Береччи. Над оформлением работали немецкие художники, в частности Ганс Дюрер. В таком виде замок и дошел до наших дней. Его современное здание в готическом стиле хорошо видно с угла улиц Гродской и Св. Гертруды.
Большая часть стен замка, которые вы видите сегодня, построена в XVII веке при короле Владиславе IV Вазе. Частично стены были переделаны австрийцами во время их пребывания в замке. Мощные же укрепления, выходящие на Вислу и имеющие в основании план звезды, построены в 1790-1794 гг. - это были последние фортификации времен независимого государства.

Стены замка увиты плющом, и некоторые здания внутри замка очень похожи на шотландские. Внутри замка также расположен королевский дворец и знаменитый Кафедральный собор. В дворец мы не пошли, ограничились только созерцанием внутреннего дворика (по слухам, там интересная стенная роспись). Кроме того, там хранятся коронационный меч, много рыцарских доспехов и уникальная коллекция средневековых гобеленов.

Использован текст (с) Николай Калашников,

Кёнигсбергский замок в Калининграде (Калининград, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Руины Кёнигсбергского замка все еще будоражат воображение. И это ощущение не уничтожило ни то, что замок был почти полностью разрушен (сначала во время войны, потом советскими властями), ни то, что при раскопках Янтарную комнату тут так и не нашли. Возможно, это связано с тем, что это один из самых древних замков в регионе, или с тем, что Янтарная комната все еще может быть тут - раскопки не закончены, или, может быть, с общим ощущением от места, на самом деле очень-очень старого.

Тем не менее руины Кёнигсбергского (или, как его еще называют, Королевского) замка сейчас открыты для посетителей, и их можно посмотреть. Это филиал Калининградского областного историко-художественного музея, и сам музей называет его «Открытая экспозиция "Руины Королевского замка"», а горожане - «Смотровой площадкой». Несмотря на это местное название, подъема на высоту тут нет, все видно с земли - башни не сохранились.

История создания

Кёнигсбергский замок был построен в 1255 г. рыцарями Тевтонского ордена, и, собственно, именно с этого начался город Кёнигсберг, который вырос из маленькой деревеньки, сформировавшейся вокруг замка. Затем замок (вместе с городом) перешел во владение Пруссии и был перестроен для прусских королей, потом - использовался для нужд Германии. Тут короновали двух из прусских монархов, в замке бывали Петр I, Наполеон и русские императоры. В ресторане, располагавшемся под замком в бывшем судебном каземате, бывали Томас Манн, Рихард Вагнер и много кто еще.

Перед войной в замке размещались залы для торжеств, коллекции редкостей и местные управленческие структуры. Во время войны замок был почти полностью разрушен, а остатки стен и башен снесли в 1967 г., и руины долго стояли полузаброшенными.

Янтарная комната

В 1993 г. начались раскопки от Российской Академии наук, и велись они до 2007 г. С 2001 г. их частично финансировал немецкий концерн «Шпигель», потому что, по его мнению, в подвалах дворца и была спрятана Янтарная комната.

Янтарную комнату, как известно, вывезли из Ленинграда в Кёнигсберг, и тут-то она и пропала. Возможно, где-то спрятана, возможно украдена, а возможно, погибла. В итоге при раскопках комнату не нашли, а раскопки не закончили - заморозили, но даже то, что уже сделано, впечатляет.

При реставрации открыли подземные части, подняли все, что рухнуло туда при обрушении замка, не нашли разыскиваемую Янтарную комнату, зато нашли множество (несколько тысяч) старинных предметов 14-19 веков, массу декоративных элементов, тайный подземный ход и клад - набор астрономических предметов.

Экспозиция

Сейчас музей представляет собой смотровую площадку на месте раскопок. Можно посмотреть раскоп Западного флигеля, открытую площадку, на которой выставлены найденные крупные архитектурные детали, и выставку, посвященную истории замка.

Замки такой давности мало где хорошо сохранились - большинство из них в руинах, а на территории России их и совсем почти нет, так что вариант это интересный.

Самый лучший день для посещения - день, когда здесь проводят исторические праздники. Их тут проходит много, проводит их музейная администрация в сотрудничестве с местными клубами исторической реконструкции. В такие дни на территории появляется средневековый военный лагерь с шатрами, проходят рыцарские поединки (одежда, оружие и способы его использования восстанавливаются по исторической литературе), идет ярмарка мастеров-ремесленников. Кроме рыцарских турниров, проводятся соревнования по стрельбе из средневековых видов оружия (луков, арбалетов и т. д.) и игровые исторические мероприятия для детей.

Практическая информация

Площадка открыта ежедневно, с мая по октябрь, с 10:00 до 18:00, стоимость билета - 150 RUB.

Адрес: г. Калининград, ул. Шевченко, 2.


Возможно, кто-то сейчас скажет «фу, новодел», а я скажу, что заново отстроенный Королевский замок в центре Варшавы — это очень круто. И пусть он не вызывает восхищения, но его наличие здесь точно вызывает уважение. Особенно, если вы посмотрите на то, что осталось от него после методичного уничтожения в период с 1939 по 1944 годы на фотографии под катом (здесь мне вспомнился калининградский, то есть кёнигсбергский, Королевский замок, но это уже другая история). А то, что «новодел» - нет в этом ничего ужасающего: пройдет каких-то 100 лет и «новоделом» он быть перестанет.


2.

Сначала на насыпном холме над Вислой появилась крепость. Она была сооружена в 1294 — 1313 годах князем Болеславом II, правителем Мазовии. С этого времени крепость (а в дальнейшем замок) стала резиденцией мазовецких князей, а потом и польских королей. Как это часто бывает, каждый хозяин вносил свою лепту и усердно достраивал, переделывал и укреплял. Но глобальная реконструкция замка состоялась в 1569 году и длилась 13 лет. Перестройкой занимались итальянские архитекторы и благодаря им Королевский замок приобрел ренессансный вид.


3.

В 1596 году Варшава стала фактически резиденцией польских королей и великих князей литовских, а в 1600 году была затеяна очередная перестройка замка. Через 19 лет он был превращен в большой комплекс, очень похожий на тот, что мы можем видеть сейчас. Но во время шведского нашествия в 1655 — 1656 годах все это великолепие было разграблено и частично разрушено.


4.

Восстановительные работы начались во времена правления короля Августа II (c 1697 года). 18 век был богат на преобразования — сначала замок вновь пострадал во время Северной войны, потом долго согласовывались проекты его очередной перестройки, но за это время часть замка успела сгореть. Появились новые архитекторы и новые проекты, однако, они больше имели отношение к переделке апартаментов, а не внешнего вида.


5.

19 век был непостоянен и крайне разнообразен на хозяев замка. Разбираться с их множеством мы сейчас не будем и сразу перейдем к 1918 году, когда Польша вновь обрела независимость и стала республикой. Замок стал официальным парадным зданием. В 1935 году в Рыцарском зале была подписана Конституция.


6.

Первые бомбы упали на Королевский замок в 1939 году. Было принято решения спасать все, что можно было вынести. За три недели искусствоведы, архитекторы и сотрудники Национального музея перевезли из замка 80% произведений искусства. Сейчас они составляют основу интерьеров восстановленного здания. Но, люди на этом не остановились. Зимой 1939 — 1940 годов они демонтировали двери, панели, полы, камины, лепнину, плафоны и даже фрагменты росписей. Прятали все, что можно было унести, потому что уже было объявлено о полном уничтожении замка. Для этого высверливались отверстия в стенах зданий каждые 75 сантиметров в несколько рядов. В сентябре 1944 года в эти отверстия заложили взрывчатку и на месте замка осталась только груда камней.


7.

Строить заново Королевский замок начали в 1971 году, хотя решение об этом было принято еще в 1949-ом. Правда, в те времена было что отстраивать и помимо него — Варшава была уничтожена практически полностью. Поляки очень любят своего «восставшего из пепла Феникса» еще и потому, что все строительство велось на средства, собранные народом. При строительстве использовалось все, что удалось спасти и спрятать в подвалах Национального музея.

8.

В 1984 году Королевский замок открылся музеем. Многие залы имеют тот вид, в котором они были созданы при самых ярких своих владельцах. Из Рыцарского зала были спасены все предметы искусства, которые сейчас стоят на своих прежних местах. В том числе и Кронос, который продолжает нести свой тяжкий груз и указывать нам острием косы на быстротечность наших земных часов.

9.

Большой зал во времена королей был пиршественно-бальным, а также церемониально-приемным.


10.


11.

Мраморная палата мне лично понравилась больше всего. Ее первая версия была сделана в середине 17 века.


12.


13.

Тронный зал замка на редкость лаконичен.


14.

Зато находящаяся рядом с ним комнатка для бесед (или Кабинет европейских монархов) расписана сверху донизу.

15.

Если честно, здесь мне захотелось снять обувь.


16.

Восстановлены также частные королевские комнаты. Всего их шесть. Это самая красивая с официальным названием «опочивальня». Других кроватей в комнате нет, только эта. Вряд ли она раскладная. Поэтому мне хочется думать, что спал король Станислав Август где-то в другом месте, а здесь только опочивал в перерывах между заботами о государстве.


17.

В одном из аудиенц-залов нас покорил камин. Геркулес и львы были выписаны из Рима еще в конце 18 века.


18.


19.


20.

Совершенно удивительный Зал Каналетто. Удивителен он тем, что войну пережили все 23 картины известного венецианского художника. Они, правда, были вывезены в Германию, но возвращены в Королевский замок в 1984 году в целости и сохранности.


21.

Вход в Малую капеллу.


22.

Здесь дважды молился Иоанн Павел II. Сейчас несколько раз в год здесь служат святую обедню.

23.

Сенаторская палата. Такое убранство видели члены Сената во время заседаний. А трон даже помнит августейший зад, потому что его удалось сберечь во время войны.


24.

Ну, еще немного сказочных красот и выходим на Замковую площадь. Туда, где гуляют, цокают и призывно улыбаются. Ведь не «замком единым» живет Варшава.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.

Dorogimira.livejournal.com/58805.html