Обучающимся самостоятельно освоить. Как научиться учиться

"Настоящее образование есть только самообразование" (п.л. Капица)

Школа призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни с учетом рыночных отношений.

Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование знаний и умений применять знания на практике и добывать новые.

в эпоху информационного взрыва для становления личности и самореализации выпускников школы необходимо умение ориентироваться в океане информации. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием для получения географических знаний является умение пользоваться различными источниками географической информации политехнического характера:


  • картографическими (чтение карт различного содержания);

  • статистическими (графики, диаграммы, таблицы);

  • текстовыми.
Если в младших классах стояла задача научить учиться, то в старших классах задача усложняется, т. к. необходимо учиться самостоятельно:

  • учиться планировать свою деятельность;

  • рационально использовать свое и чужое время;

  • работать со справочной, дополнительной литературой;

  • писать конспекты, тезисы, рефераты.
Как реально оценить свои возможности, научиться выделять учебную задачу, составлять планы при подготовке к зачетам и экзаменам?

Разработанные памятки, инструкции позволяют учителю давать дифференцированные задания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и навыки, помогают закрепить знания учащихся по каждому разделу школьной программы, способствуют развитию навыков самоорганизации учащихся.

Изменив свое отношение к своему труду - учению, учащиеся получают возможность быть гармонично развитыми здоровыми молодыми людьми с прочными знаниями и высоким интеллектом, а, следовательно, наша страна будет великой как по площади, так и по возможностям.

Чему учиться в первую очередь?

Прежде всего, умению выделять учебную задачу: ясно представить себе, какова цель каждого задания, которое пока не умеете делать. Нельзя подменять учебную задачу выполнением домашнего задания.

Как этому научиться?


  1. Отличайте учебную задачу от конкретного задания.

  2. Выделяйте в материале предмет усвоения. Чувство понятности, возникшее при чтении, еще не свидетельствует об усвоении.
Умение выделять учебную задачу относится к умению умственной деятельности наряду с правильно организованным восприятием (умением не отвлекаться), памятью, творческим мышлением (проблемным видением, умением выдвинуть гипотезу, предвидеть развитие явлений и др.), логическим мышлением (владением приемами анализа и синтеза, сравнения, доказательства, абстрагирования и др.); общей и специальной эрудицией.

Умейте приобретать знания!

с чего начать?

Порядок на рабочем столе

Необходимость подготовки рабочего места на производстве - разложить инструменты, принести материалы, удобно их расположить - при знается всеми. Но ведь учебный труд более важен! Расположение предметов на письменном столе, где вы готовите домашнее задание, должно быть постоянным.

Как расположить?


  • Перед собой - тетрадь и книгу;

  • справа - письменные принадлежности (ручки, карандаши, бумага для выписок, линейка);

  • слева - дополнительную литературу;

  • прямо, корешком к вам - справочную литературу.
Все должно быть под рукой!

Как начинать

Помните, чем дольше вы оттягиваете начало подготовки домашнего задания, тем больше усилий вам потребуется, для того чтобы заставить себя приступить к этому. Психологам хорошо известно, когда человек выполняет работу, которая ему не интересна, вначале он работает с трудом, принуждая себя. По мере втягивания в работу, он затрачивает все меньше и меньше волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или результату. Дело идет быстрее и эффективнее. Таким образом, человек оттягивающий начало работы, удлиняет её первый тяжелый этап. Чем длиннее первый этап, тем неприятнее воспоминания о работе.

Настраиваться на эффективную работу можно серией приказов: "Я смогу", "Я успею", "Я выполню" и т. д.

Важно при ступать к делу без раскачки. Помните, "отсрочка - это воровка времени".(Э. Юнг).

Планирование времени

Хотите иметь больше свободного времени? Быстро устаете, сидя над учебниками или лекциями? Подчините свой распорядок жизни четкому и научно обоснованному ритму.

Не о том речь, чтобы все человечество поднимать с постели в одни и те же часы, а о том, как с большей пользой распределить свое время. В основу режима дня положен биологический закон ритма, постоянной повторяемости физиологических процессов. Природные пики работоспособности, индивидуальные для каждого человека, должны совпадать с теми нагрузками, которые мы создаем себе сами.

Начните с планирования на один рабочий день - с вечера распределяйте работу на завтра. В конце дня подводите итог работы за день. Попробуйте составить план работы на неделю с учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, с учетом недельного расписания занятий или лекций. Бывают задания, которые учитель дает на длительное время (например, домашнее сочинение). Используйте более свободные по загруженности дни для подготовки большого по объему материала.

Выполняйте план, придерживаясь двух правил:


  • садиться за уроки именно в запланированное время;

  • в процессе работы не выходить за рамки отведенного на каждый из предметов времени.
Лучше идти в школу, не доделав один из уроков, чем не выучить два других. Если что-то не получается, лучше переключиться на другое задание, а затем вернуться к трудному. Пользуйтесь различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал. Это и запись материала, и составление схем, таблиц, и рассказывание себе, зеркалу или любимой кошке.

"Время - это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени - мы получаем все". (Я. Райнис)

Целесообразность занятий с одноклассниками

Слабому ученику полезно заниматься вместе с сильными, освоить приемы работы и привычки. И сильному полезно.

Во-первых, обучая, учимся сами; во-вторых, сразу станут видны пробелы в знаниях.

Но не годится обращаться к сильным ученикам по поводу и без повода. Не стоит обращаться за помощью, пока не убедитесь совершенно твердо, что встреченные трудности сами не преодолеете. Бывает и так: сильные не столько помогают, сколько демонстрируют свои знания, свое превосходство.

Не отвлекайтесь на посторонние разговоры!

Объяснять материал должен тот, кто хуже его знает, а знающий должен внимательно следить за изложением, чтобы дополнить и уточнить его.

Мы усваиваем:

10 % прочитанного; 20 % услышанного," 50 % одновременно увиденного и услышанного," 70 % того, что обсуждаем с другими; 80 % того, что познали на 95 % того, что преподаем другим!

"Уча других, мы учимся сами" (Сенека)

Как работать с первоисточником

Первым, пробным, касательным чтением поздороваемся. Легкомысленное знакомство, не более. Хорошо конечно, если оно окажется чуть-чуть праздничным.

Ничего особенного и на втором чтении, подробном, вникающем. Рассмотреть, "обслушатъ"; побродить по тропинкам, соединяющим смысловые пространства; еще вслушаться в пере клички значений, в контрасты интонаций и отношений; подышать солью противоречий... "

В. Леви, психолог


  1. Обрати внимание на время, историю и цель создания произведения.

  2. Прочитай текст произведения или его отрывки.

  3. Подчеркни непонятные слова.

  4. Разбей текст на смысловые части.

  5. Выдели основные положения. Сделай в тексте отметки, постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на вопросы.

  6. Сделай выводы. Запиши в тетрадь необходимые положения.
Помним правило 6 вопросов:

Вам предлагается один из простых, но действенных методов, который поможет Вам усваивать основные идеи различных текстов.

Чтобы освоить?тот метод, попробуйте ответить на шесть основных вопросов:

КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАК?

Прочитывайте текст, держа в уме это ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Применяйте постоянно метод шести вопросов.

Какая у вас память?

Многие люди жалуются на "дырявую" память. В наше время, когда на человека постоянно обрушиваются целые потоки информации, особенно важно удержать в голове как можно дольше. Можно ли что-то существенное сделать со своей памятью, заставить ее работать лучше? Для этого надо уметь организовать свою память, структурировать ее.

Методики, позволяющие это делать, были известны с древних времен. Так монахи­доминиканцы еще в 16 веке, обучаясь ораторскому мастерству, использовали для заучивания речи метод "привязки к местности" ("метод мест" в современной психологии).

Человек брал знакомый ему до мелочей путь и мысленно проходил по нему,

последовательно раскладывая по дороге мысли и идеи, которые должен потом был изложить. Выступая же, он снова мысленно шел этим путем, поднимая разложенные там заранее слова и мысли. К сожалению, в школах, практически не обучают методикам запоминания, используя все тот же метод зубрежки. Между тем без тренировки память
постепенно слабеет, люди постепенно превращаются в интеллектуальных дистрофиков, неспособных хоть ненадолго удержать в уме несколько многозначных чисел сразу. Что делать с этим? Тренируйтесь! (См. Приложение 2, Приложение 3 )

Существует несколько видов памяти:


  • Словесно-логическая (основа всех наших знаний); тот из людей оказывается способным, у кого словесно-логическая память лучше развита;

  • Наглядная память, полученная с помощью зрительных, слуховых, осязательных ощущений; люди с такой памятью точно помнят расположение текста, его объем, внешний вид книги;

  • Двигательная (чтобы опираться на этот вид памяти, к каждой книге приступайте с карандашом, делайте выписки, рисуйте схемы, составляйте таблицы);

  • Эмоциональная память.
Следует разрабатывать слаборазвитые виды и свойства памяти. Её воспитание нуждается в специальных усилиях, важнейшее из которых - развитие волевых качеств. Неудачи в запоминании часто являются показателем не плохой памяти, а слабой воли человека.

ПАМЯТКА


Если у тебя хорошо развита зрительная память:

  1. Помни о том, что тебе всегда лучше всего иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.

  2. Во время решения задач имей всегда перед глазами текст задачи или краткое
условие.

  1. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз,
сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.

  1. При зауч;ивании различных правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно будет пользоваться на уроках и дома.
ПАМЯТКА

Если У тебя хорошо развита слуховая память:


  1. При заучивании различных правил, рассказов стихотворений и других текстов вам будет легче запоминать, если кто-то будет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

  2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.

  3. После прочтения нужно попробовать повторить вслух прочитанное.

  4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.
Существуют специальные приемы запоминания:

  1. Формирование установки на,полноту и точность запоминания, на его длительность.
Впрочем, установка может быть и на краткосрочное запоминание (например, запомнить до контрольной или до экзамена, который будет через несколько дней);

  1. Сосредоточенное внимание;

  2. Повторение;

  3. Осмысление;

5. Установление ассоциативных связей.

Ассоциативные связи обычно широко применяются при так называемом механическом запоминании, крайним проявлением которого является зубрежка. В известном чеховском рассказе "Лошадиная фамилия" приказчик генерала Булдеева пытался вспомнить фамилию Овсов, используя при этом закрепившуюся у него ассоциацию с лошадью.

Правила запоминания


  1. Сосредоточься, нацелься на запоминание.

  2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая
последовательность его изложения.

4. i Произнеси несколько раз новые термины, географические названия, даты.


  1. Проговори вслух формулировки выводов, закономерностей, понятий.

  2. Воспроизведи весь материал по плану.
Обратите внимание на информацию:

Не ругайте свою память. Не говорите слова "забыл", а говорите: "Как хорошо, что я об этом вспомнил". (См. Приложение 1 ).

Запоминание словесно-логического материала

Такой материал запоминается лучше, если он интересен для запоминающего его человека и если человек уже имеет большой объем знаний в той области, к которой относиться данный заучиваемый материал. Суворов как-то сказал: "Я верю Локку, что память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее все укладывать, куда следует".

"Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет". (к. Ушинский, русский педагог)

Существует так называемый "закон объема материала". Сумму знаний, которой мы располагаем, можно сравнить с магнитом: чем он больше, тем с большей силой он притягивает к себе кусочки железа. Запоминать на голом месте труднее всего. Такого заучивания требуют формулы, стихотворения, теоремы, хронология, формулировки основных законов, определения.

Литература


  1. Белякова Л.г. "Как научиться учиться". Издательство "Просторы". Ангарск. 2003.

  2. Мальцева С. "Детей надо загружать" (статья, газета "Пятница" NQ 49 от 10.12.04)

10 ключевых идей книги «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее»

Мозг создан для сложных расчетов

У автора книги, профессора Барбары Оакли, со школы было предубеждение - математика не для нее. На своем примере Барбара показывает, как при определенных методиках обучения можно понять и запомнить то, что кажется нереальным.

Математика, программирование, естественные науки сложны для изучения, потому что используют язык абстракций и символов, сложный для кодирования и декодирования. Парадоксально, что при постепенном погружении в язык предмета, изучение становится проще - новые знания опираются на старые. Мы будто строим здание, складывая кирпич за кирпичом.

На практике:

  • В математике мы последовательно изучаем: числа, арифметические операции, порядок их выполнения, операции с выражениями со скобками, возведение в степень, квадратные уравнения, функции, логарифмы и так далее. Интегралы не посчитать, если не знать числа.

Настройте «мыслительный насос»

Это когда идея или задача попадает в голову и начинает в расслабленном режиме обрастать мясом. Мы задаем структуру предмета погружения, его контекст - и притягиваем контент.

На практике:

  • Перед чтением статьи или книги есть смысл просмотреть оглавление, подзаголовки и картинки.
  • При решении задач хорошо начинать со сложных, чтобы переключаться на простые и решать сложное другими областями мозга, в фоне, в расслабленном режиме.
  • Письмо, требующее длинного ответа, можно прочесть и отложить.
  • «Мыслительный насос» - это про противопоставление стратегиям «навалиться и делать любой ценой», когда уже нет времени.

Используйте сфокусированное мышление

Это фокусировка, целенаправленное обращение к решаемой задаче, концентрация. Сфокусированное мышление позволяет искать ответы среди знакомых решений, выбирать из библиотеки сложившихся порций памяти. Образ сфокусированного мышления - сфокусированный луч фонарика ярко подсвечивает небольшое пространство.

Используйте рассеянное мышление

Это про озарения, неожиданные решения, связи разных нейронных паттернов. Рассеянное мышление - про легкость, антидогматизм и антиэгоцентризм. Образ рассеянного мышления - это фонарик в режиме рассеянного света, когда мы ищем решения в широкой области и видим всю картину целиком.

Магия познания в чередовании режимов

Сфокусированный режим используется при первом изучении понятий нового материала. Нельзя двигаться вслепую, не получив теоретической базы из лекций или учебника, так как решая задачу не на что будет опереться и придется решать наугад.

Выбранный по интуиции способ решения будет заставлять придерживаться только его, что помешает поиску лучших идей - возникает так называемый «Эффект установки». «Эффект установки» - частая помеха при изучении материала. Суть его не только в том, что природную интуицию порой нужно обуздывать, но и в том, что иногда сложно даже определить, с какой стороны подступиться к решению.

Вариант продуктивнее: перед началом действий подумать о вариантах решения, оттянуть непосредственное выполнение.

Усвоение нового изученного материала происходит в рассеянном режиме. Так формируется видение всей картины и вариантов решений.

Изучение нового предполагает переключение между двумя сфокусированным и рассеянным типами мышления. Если времени нет, то остается только первый этап - сфокусированный режим, который не проложит новые пути, знание будет поверхностным.

Для решения сложной задачи необходимы периоды, когда не происходит непосредственной работы над задачей, так как расфокусировка и отдых - это на самом деле важная часть работы. Чтобы построить здание, складывая кирпич за кирпичом, нужно время на застывание раствора.

Как менять режимы: отдыхать, заниматься спортом, гулять, развлекаться, спать.

На практике:

  • В рассеянном режиме мы видим общий ракурс задач, не бросаясь делать первое, что подвернулось под руку.
  • Мы можем перепроверять решения, отвлекаясь от формул или алгоритмов. Например, можем заметить абсурдность ответа, что длина экватора 75 сантиметров, или CTR = 120%.
  • Мы можем связывать идеи разных областей знания.

Иллюзия компетентности

Постоянное перечитывание конспекта, статьи, страниц книги или обращение у Гуглу дает иллюзию, что материал присутствует в сознании. Но это не всегда так.

Вспоминание гораздо эффективнее перечитывания. Прочтите - повторите по памяти - прочтите снова. Постарайтесь вспомнить что-нибудь из изученного за день, расскажите своими словами жене или другу, запишите. Так знание прилипнет.

Одно только желание изучить материал и трата времени на его изучение не гарантируют результат. Потраченные часы на изучение могут создавать только иллюзию. Намерение учиться помогает только при правильных стратегиях обучения. Более того, избыточное обучение - это чистая потеря времени.

На практике:

  • Книжки на книжной полке и статьи в Покете не лежат в пямяти.
  • «Перечитал учебник 10 раз» - не равно, что изучил.
  • Возможно, сюда же про чтение краткие версии книг. Или это не сюда?

Когда не хочется и начинать: прокрастинация

Это боль и страх перед началом дела, которое имеет вполне реальное физическое проявление. Нежелание начинать работу совершенно естественно, вопрос только в том, как вы реагируете и справляетесь. Хорошая новость: если заняться этим делом, то боль пройдет, а когда станет и будет больше понимания, то придет и удовольствие.

На практике:

  • Можно попробовать сосредоточиться на процессе, а не деле - переформатировать свои задачки из «читать одну книгу в неделю» в «почитать вечером полчаса». Уменьшение стресса и самоконтроля может помочь включить сфокусированный режим.
  • Составление списков дел - это путь победы, в который можно заложить переключение, чередование и отдых. Если отдых запланирован, то прокрастинировать хочется меньше. Если в вписке все учесть, к списку постоянно обращаться - нет желания начать отвлекаться в поисках, что же еще забыто. Появится привычка доверять списку.

Про привычки вообще

Привычки прекрасны, они помогают решать задачи на автопилоте и экономить энергию. Привычные действия имеют этапы:

  1. сигнал - ни вреден, ни полезен
  2. последовательность действий - зомбированная автоматическая реакция на сигнал
  3. вознаграждение - причина укоренения привычек
  4. вера - оправдания или мотивация привычных действий

Чтобы изменить реакцию, можно игнорировать привычное поведение или заменить сигнал или сменить вознаграждение.

Идите со своей скоростью

Если равняться на «звездных» соучеников и подгонять процесс обучения, то в такой спешке отставание только увеличится, так как не будет времени на усвоение материала. Берешь на себя много - отстаешь - забиваешь.

Упертость, героизм, неумение слушать, сильная воля, работа «вопреки» мешают находить другие решения. Недовольство и раздражение - признаки усталости и нехватки сосредоточения. Иногда нужно себя заставлять перестать чем-то заниматься. В стрессе теряется способность к установлению новых нейронных связей.

Правильные вопросы при непонимании - ключ к успеху. Такие вопросы позволяют понять материал на глубоком уровне и прививают привычку врубаться. Задать правильный вопрос - значит на 80% добиться успеха. Обожаю задавать вопросы.

Чтобы принять стороннее мнение, нужно предварительно поработать по задаче. Чтобы воспринять ответ на свой вопрос, нужно предварительно придумать, что спросить. Ответы на вопросы от преподавателя, коллеги, из лекции и учебника могут иметь одну и ту же идею, но сформулированы по-другому. Это дает свежий взгляд и шансы усвоить материал повышаются.

Смотришь на профессионала и кажется, что им все дается. Важно помнить о приложенных усилиях: начинали со сложения, пришли к интегралам.

Студентам дали сложный тест. После теста всех участников похвалили, но по-разному. Первой половине сказали: «Похоже, что ты хорош в этом». Второй половине сказали: «Похоже, что ты много занимался».

У людей с высоким интеллектом раза в два больше объем оперативной памяти мозга, они могут удерживать по 9 порций памяти одновременно. Парадокс в том, что это затрудняет проявление креативности и порождает эффект установки  - выбор из готовых решений, а не новый взгляд. Умные люди теряются в затруднительных и неожиданных ситуациях.

Умение учиться - это про преодоление сложностей. Практика и целенаправленная работа дают высокий уровень интеллектуальных возможностей. Талантливые люди, которым легко все дается, могут не научиться проявлять упорство. В книжке вообще высказывается мнение об обратной корреляции между высокими баллами и карьерным успехом.

Всегда будут те, кто огульно критикует или старается принизить ваши успехи и достижения. Но и благостное общение без оценочных суждений менее продуктивно для обучения, чем когда позволена критика. Для обучения в группе необходимы оговоренное время, регламент и тема, чтобы обучение не прекратилось в посиделки. Группа обучения, друзья и круг общения создают рассеянный режим мышления за пределами нашего тела - когда доступны нейронные паттерны других людей.

Порции памяти

Это связи фрагментов разрозненной информации по смыслу. Формируются так:

  • нужно сосредоточиться на информации,
  • понять основную идею,
  • накапливать контекст применения (не только «как применять», но и «когда»).

Порции памяти высвобождают место в рабочей памяти. Порции памяти - это концентрированное знание, библиотека готовых понятий и решений, которые помогают творчески синтезировать новые решения.

Предпосылки к креативности - прочные знания в определенной области и широта интересов. Зубрежка не формирует порции памяти. Многозадачность не формирует порции памяти.

Как помогать формировать порции памяти:

  • интервальные повторения, повторения в необычном контексте,
  • ведение и упорядочивание конспектов, редактирование,
  • самоэкзамены и самопроверки - сработало или нет, как и почему.

На практике:

  • Изучая арифметику можно понять и запомнить, что 2+2=4. Эта сформированная порция памяти высвобождает место из-под двух двоек и понятия сложения и займет только одну ячейку в голове.
  • Идеи этого блога кочуют из статьи в статью в разном контексте.
  • Неуспешно или неудачно завершенные задачи освобождают оперативную память мозга и позволяют думать о новом только тогда, когда это самое завершение сформулировано явно. То есть признанные фейлы - это хорошо. Они формируют порции памяти.

Совершенствование памяти - задействуйте чувства и аналогии

Мы все из школы помним, какую форму имеет Италия, потому что кто-то в классе сказал про сапог.

Аналогии, впечатления, истории, метафоры, стихи и песни, разговоры с самим собой про изучаемый предмет сильно повышают шансы запоминания. Также как и новый контекст: улица, прогулка, транспорт, вечеринка, лекция.

Наш мозг каждый день вымывает неважную информацию. Новые знания должны цепляться разными (иногда странными) способами, чтобы не улететь.

Эффект переноса

Способ постижения математики и естественных наук можно перенести для изучения других областей знания. Сложившиеся нейронные паттерны и порции памяти могут работать в новом контексте с новыми задачами.

Переиспользование библиотеки порций памяти - и есть профессионализм и опыт. Порции памяти цепляются друг за друга, создавая в новом контексте новые порции памяти.

Создание порций памяти - это определенный образ мышления (сосредоточиться, понять суть, накапливать), который влияет на всю жизнь.

Выводы и парадоксы

  • Нужно целенаправленно изучать предмет, но не забывать расслабляться.
  • Нужно концентрироваться, но не до такой степени, чтобы победить вопреки всему. Концентрация не всегда полезна, прокрастинация не всегда во вред.

Сегодня учиться самостоятельно не проблема: выбор вариантов онлайн-курсов с лучшими преподавателями почти безграничен. Проблема в самоорганизации и самодисциплине. Как не лениться, не откладывать обучение и получать самообразование с удовольствием? Сооснователь платформы онлайн-курсов Prometheus Иван Примаченко поделился своим опытом и дал пару дельных советов.

Знание - главная движущая сила современного общества, источник силы и конкурентных преимуществ в работе и жизни. Однако традиционная система образования все меньше способна обеспечить возрастающие потребности человека в актуальных знаниях и умениях. Как говорил Камю, школа- это место, где нас готовят к жизни в мире, которого уже не существует. Даже лучший университет больше не может дать студентам знания, которых им хватит на всю жизнь. Каждые 5-10 лет их специальность может видоизменяться до неузнаваемости. Социальные сети, смартфоны, энергетическая революция, большие данные, беспилотные автомобили - вот лишь некоторые явления, которые за последние 10 лет фундаментально изменили многие профессии и породили новые. Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Но для этого вначале придется овладеть навыком, который не преподают в украинских школах и университетах: научиться учиться самостоятельно.

Миф о таланте. Фиксированное мышление и мышление роста

Тема обучения чему-то новому овеяна огромным количеством мифов, самым распространенным и вредным из которых является миф о таланте . Его суть заключается в том, что успех в изучении того или иного дела зависит от врожденных способностей - таланта, который можно развивать или закопать, но нельзя пропить. Талант либо есть, либо его нет.

Современная наука об обучении полностью опровергает этот миф. От пионерских исследований Блюма в 80-е годы XX века до современного фундаментального издания The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance исследования биографий великих и просто известных людей так и не смогли найти "таланта" (врожденных предрасположенностей) к тем или иным интеллектуальным навыкам. Оказалось, что даже уровень IQ лишь слабо соотносится с профессиональными успехами, что уж говорить о неуловимом таланте. Однако миф о таланте не просто вводит нас в заблуждение: он активно вредит нашей способности учиться и совершенствоваться.

В связи с этим Кэрол Двек, исследовательница и преподаватель Стэнфордского университета, различает два типа мышления : фиксированное мышление и мышление роста.


Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределяют врожденные способности. Если человеку не хватает таланта или ума, то этого не исправить. Личности с таким типом мышления часто боятся ошибиться, потерпеть поражение, ведь это, на их взгляд, демонстрирует врожденный недостаток способностей. Именно поэтому они избегают сложных задач, в которых существует риск неудачи, и не приемлют любой негативной обратной связи, ведь любая критика может полностью подорвать их самооценку.

Люди с мышлением роста , напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря тяжелой работе и настойчивости. Даже проигрыш они расценивают лишь как еще одну возможность сделать выводы и отточить свои навыки. Такие люди не боятся задач за пределами своей зоны комфорта, не падают духом при первых неудачах и всегда рады обратной связи, даже если это означает быть готовым принять критику в свой адрес.

Для эффективного обучения, даже больше чем для достижения успеха в любом другом деле, важно придерживаться мышления роста и избегать фиксированного мышления.


Три стратегии успешного обучения

В уже легендарной статье The Making of an Expert, опубликованной в 2007 году в Harvard Business Review, дается обзор трех основных научно установленных факторов, которые помогут стать выдающимся экспертом в определенной области.

Во-первых, время, потраченное на осознанную практику нового навыка или умения. Речь идет о правиле 10 000 часов (или 10 лет): именно столько нужно сознательно практиковаться, чтобы стать специалистом мирового уровня в чем-то. Ключевое слово тут "осознанность" - любое количество бездумного механического повторения ничем не улучшит ваши навыки. Осознанная практика предполагает постановку перед собой целей для каждого занятия, фиксацию и анализ результатов каждого такого "урока".

Во-вторых, эффективное обучение предполагает постоянный доступ к лучшим учителям и менторам . На разных уровнях обучения вам понадобятся разные наставники. Сначала лучшие местные учителя, впоследствии - национального уровня, а затем уже и эксперты мирового класса. Лучшие учителя ускоряют обучение, структурируют процесс освоения новых знаний, мотивируют и контролируют выполнение самостоятельной работы. Ваша главная и конечная цель - стать лучшим учителем и ментором для самого себя. Именно этим свойством обладают все выдающиеся эксперты.

В-третьих, наилучшему обучению способствует поддержка семьи и окружения . Выдающиеся люди собираются вместе, поддерживают тесные связи и учатся друг у друга. Работа и общение с лучшими помогают вам стать лучшим.

Интересный факт: биографии множества людей, традиционно считающихся выдающимися вундеркиндами, прекрасно соответствуют изложенным выше условиям. Наиболее известен пример Моцарта, которому молва приписывает фантастический врожденный талант. Не стоит, однако, забывать, что обучение Моцарта музыке началось в 4 года, его отец был известным музыкальным учителем и автором одного из первых учебников по игре на скрипке, который вдохновенно мотивировал молодого Вольфганга к постоянным репетициям.


Семь правил успешного обучения

1. Обучение эффективно, когда дается с усилием. Человек должен прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны отпечаткам на песке: очень скоро от них не останется и следа.

2. Мы добиваемся стабильного совершенствования лишь тогда, когда можем измерить свой прогресс. Человек склонен к иллюзиям в оценке эффективности своей учебы. Как правило, мы переоцениваем свои успехи от поверхностного ознакомления с материалом и неправильно оцениваем темпы нашего прогресса. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно контролировать свои успехи с помощью объективного измерения: тесты, разнообразные стандартизированные проверки навыков и даже банальные вопросы для самопроверки в конце книжной главы позволят трезво оценить наш прогресс в обучении.

3. Классические школьно-университетские методы подготовки малоэффективны. Перечитывание текстов и механическая зубрежка ничего не дают. Это легкие методы обучения, которые противоречат первому правилу. Они не заставляют нас напрягать наш разум по-настоящему, а просто утомляют его однообразным повторением.


4. Практики вспоминания - основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Существует две эффективные техники вспоминания.

Первая - это отложенное вспоминание : на карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой - ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись - повторить необходимо уже на следующий день. Чем длиннее цепочка успешных припоминаний, тем все больший интервал должен быть перед следующим повторением. Эта система особенно популярна для изучения иностранных слов, и многие из нас сталкивались с ней в сервисах вроде Anki или LinguaLeo. Однако с помощью простейших карточек или даже самого обычного рукописного конспекта систему отложенного вспоминания можно приспособить для изучения практически любого предмета.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания - перемешивание тем и типов заданий . Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим. Если вы решаете разные подтипы математических задач в рамках одной темы, перемешивайте их так, чтобы каждый раз вам приходилось подумать, с каким именно подтипом задачи вы имеете дело.

5. Попробуйте решить проблему до того, как вас научат ее решению. Не стоит спешить читать о том, как очередная легенда менеджмента спасла свою компанию. Вначале подумайте, как на его месте поступили бы вы. Не имеет значения, получится найти правильный ответ или нет. Уже то, что вы приложите усилие, попробуете "придумать свой велосипед" до того, как получите готовый ответ, поможет вам быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.


6. "Стили обучения" вроде "визуального" или "аудиального" - миф . У нас нет серьезных научных подтверждений их существования. Напротив, исследования указывают на то, что лучше всего запоминается та информация, в восприятии которой задействовано максимум органов чувств и различных ассоциаций. И это вполне логично, ведь знания конструируются.

Многие считают, что наша память- это пустая емкость, в которую мы просто заливаем новую информацию до тех пор, пока она не наполнится до краев. Однако эта концепция глубоко ошибочна. В реальной жизни новые знания всегда привязываются к той информации, которая уже хранится в нашей памяти. Новые понятия и идеи могут быть поняты и восприняты нами лишь с помощью уже знакомых понятий и идей. Поэтому стоит усвоить привычку объяснять самому себе новое и сложное через старое и простое. Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, обязательно попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору, которая поможет вам "поймать" суть новой информации.

7. Следует пытаться найти фундаментальные правила и первоосновы решения проблем , а не просто запоминать факты или зазубривать процедуры решения тех или иных задач. Такие первоосновы, которые могут быть использованы для решения множества задач в различных сферах знаний, принято называть ментальными моделями. Классический пример ментальной модели- это эволюция: естественное развитие, движение от простого к сложному, которое происходит медленно, но неотвратимо. Каждый из нас в большей или меньшей степени знаком с понятием биологической эволюции. Но что, если мы столкнемся с термином "звездная эволюция"? Он не знаком нам, но, владея ментальной моделью "эволюция", мы легко можем догадаться, что речь, по-видимому, идет о естественном, медленном и неизбежном изменении состояния звезд. И будем очень недалеки от истины, хоть и услышали этот термин в первый раз. Чем большим количеством ментальных моделей мы владеем, тем быстрее и эффективнее сможем понимать новые идеи и концепции.


Как заставить себя учиться самостоятельно

Книги, массовые бесплатные онлайн-курсы и другие доступные источники качественных знаний сегодня в изобилии доступны всем желающим. Куда более сложный вопрос, как мотивировать себя к самостоятельному обучению и наконец-то закончить те два десятка книг и онлайн-курсов, которые вы уже давным-давно хотите пройти. Попробуйте следовать трем простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Если вы раздумываете, когда лучше проходить онлайн-курс- на выходных в течение нескольких часов за раз или ежедневно по полчаса,- то последний вариант оптимален. Разбивка учебного процесса на небольшие сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению на следующий день.

Самостоятельно учиться лучше всего в одно и то же время в одних и тех же условиях . Привычка - вторая натура, а регулярность - залог успеха в обучении. Выработав у себя привычку учиться в определенное время, вам будет куда легче придерживаться регулярных занятий.

Самостоятельное чтение книг и прохождение онлайн-курсов лишают вас важного стимула в виде социального давления : если вы забросите обучение, в отличие от традиционного образования, никто об этом не узнает: ни преподаватель, ни другие студенты. Создайте для себя необходимое для самостоятельной учебы социальное давление: публично расскажите о своих планах друзьям, присоединитесь к совместной группе подготовки или сами ее организуйте, обсуждайте и комментируйте процесс вашего обучения в социальных сетях.

Иван Примаченко - аспирант исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Два года назад он проходил известный гарвардский онлайн-курс основ программирования CS50 . Обучение в Гарварде, не выходя из киевской квартиры, помогло понять, насколько такой формат самообразования удобен и перспективен. В октябре 2014 года Иван вместе с двумя единомышленниками, Алексеем Молчановским и Викторией Примаченко, создал платформу бесплатных онлайн-курсов Prometheus. На сегодня это самая популярная украинская платформа онлайн-образования, которая включает 29 открытых курсов и объединяет 115 000 слушателей.

Иван Примаченко, сооснователь платформы массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus

Мы часто сетуем на то, что мало знаем, чего-то не умеем, обделены талантами. А ведь на самом деле каждый из нас способен стать талантливым. Да, именно так: стать талантливым, а не родиться им. Каждый из нас обладает множествами талантов и способностей, только мы о них часто даже не догадываемся. Чтобы эти таланты увидеть, понять, нам нужно научиться лишь одной вещи: как научиться учиться.

Я считаю это главным навыком, который открывает нам двери в мир фантастических результатов и необычайных открытий. Подумайте сами: когда Вы утверждает, что, допустим, не умеете красиво играть на музыкальном инструменте, то правду ли Вы говорите? Ведь Вы даже не пробовали на нем играть. А вдруг окажется, что Вы феерично исполняете самые сложные произведения так, что можно заслушаться, просто Вы не научились владеть инструментом.

Как можно утверждать, что Вы боитесь высоты, если ни разу на высоте не бывали? Как можно утверждать, что Вы плохой водитель, если Вы не садились за руль?

Для того, чтобы понять свои таланты, нужно освоить базовые навыки в конкретном деле, практиковаться в нем, и лишь потом, с вершины своего опыта делать выводы, нравится ли Вам это или нет, есть ли талант и способности к этому делу и таковых не имеется.

Выносить вердикт заочно — точно так же, как ставить диагноз человеку, даже не спросив его на что он жалуется . Невозможно понять суть дела, не погрузившись в него хоть частично. Я уже описала ошибки, которые допускаются в современных обучающих программах, и теперь пришло время рассказать как же надо научиться учиться.

Причём погрузиться, то есть научиться какому-то делу на хорошем уровне может каждый. Будь то рисование, вождение автомобиля, скорочтение, активное слушание, расчёт интегральных уравнений или любой другой навык или информация. Я хочу рассказать о ключевых принципах, которые позволяют научиться учиться.

Как научиться учиться. Принципы грамотного освоения информации и навыков.

1. Как научиться учиться: Новые навыки и знания получать естественным путем

Естественным путем — это таким, каким эти знания и навыки получают исследователи, ученые, первопроходцы. Этот путь совмещает в себе одновременное одномоментное осваивание теории и практики. Во время практических заданий изучать актуальную для данной задачи теорию.

Например, Вы изучаете адвокатское дело. Бессмысленно сперва заучивать все законы и правила, а потом после долгих и мучительных месяцев или лет зубрежки пытаться применить полученные знания на практике. Тем более, что это не получается практически ни у кого. Как нужно поступать?

  • Взять отдельный небольшой тематический блок, скажем, гражданский брак и раздел имущества
  • Найти краткую описательную теорию о том, что относится к этому блоку (буквально 1-2 страницы общего описания), но не изучать какие законы существуют и как такие дела решаются
  • Найти реальные описания дел, которые существовали в практике
  • По исходным данным дела сделать попытку найти пути решения в первом приблизительном самостоятельном варианте
  • Далее вернуться к теории, законам, актам и правилам и изучить те блоки, которые относятся к данной задаче (только данному делу)
  • Попытаться решить задачу, опираясь на эти элементы теории
  • Взять из этой темы еще несколько практических задач разного плана и аналогично изучить

В конце проработки этой темы еще раз просмотреть всю теорию, уже от начала и до конца. Но теперь она будет понятна, будет осваиваться в разы легче. На этом этапе важно заполнить пробелы или найти то, что оказалось невостребованным на практике. И часто оказывается, что после подобной проработки теорию не нужно учить, она осваивается автоматом в ходе решения практических задач.

Затем можно тренироваться на других типах задач (например, земельные вопросы, административные нарушения и т.п.). И постепенно вместе с практическими задачами изучать новые разделы теории.

2. Как научиться учиться: Брать естественные примеры

Проблема неестественности примеров, на которых происходит обучение, встречается повсеместно. Важно помнить, что пытаясь упростить себе обучение, мы берем самые простые изолированные практические задачи. Но именно в этом кроется корень наших проблем. Мозг чаще всего запоминает алгоритмы и небольшие паттерны (образцы) действий, которые встретились ему в изучаемой области в первый раз .

Это значит, что Ваши первые условные примеры будут основой для работы Вашего мозга. Именно поэтому потом переучиваться для решения реальных задач становится сложным. Например, тренироваться использовать один единственный инструмент в программе Фотошоп, осваивать все случаи его применения. При реальном редактировании фотографий нужен будет комплекс инструментов и методов.

Что же необходимо сделать? Брать в работу всегда реальные примеры и объекты. Можно брать более лёгкие примеры и идти к сложным, но они должны быть реальные и практические, которые с высокой вероятностью Вам могут встретиться.

Если Вы занимаетесь юриспруденцией, то берите примеры реальных дел; если осваиваете фотошоп, то берите уроки настоящей фотокоррекции; если учитесь рисовать, то сразу рисуйте небольшие картины, а не отдельные элементы (перспективу, светотени и прочее); если изучаете математику, то сразу практикуйтесь на примерах, подобных тем, что будут в экзаменационных задачах; если учитесь скорой печати, то используйте все пальцы и буквы сразу; если верстаете страницы, то верстайте простые страницы, а не тренируйтесь на элементах.

Тренировка отдельных частей, которые сами по себе нигде не используются нужна, но не в момент обучения (а мы именно о нем и говорим), а нужна уже опытным людям , которые поняли суть и научились делать основную часть навыка, и теперь хотят развить свои способности ещё глубже. Именно тогда и имеет смысл погружаться в части, но никак не раньше.

3. Как научиться учиться: Найдите методику или хорошего учителя, который покажет Вам логику обучения.

Если же нет ни того ни другого, создайте сами себе условия, когда Вы понимаете эту логику.

Как я уже говорила, внутренняя логика или модель принятия решений в любом навыке — это и есть самое ценное, что собирает наши отдельные знания и умения в цельный навык , дающий нам результаты. Без этой внутренней логики мы не можем сделать ничего, даже если получили отличное образование.

Чтобы успешно учиться, в идеале, Вам нужно найти опытного человека: учителя, руководителя, который покажет Вам эту внутреннюю логику. Осознанно или интуитивно Вы должны пройти этот путь в изучаемом навыке.

Что это за внутренняя логика? Разберёмся на примере решения уравнений по математике. Вы можете знать всю теорию, разобрать различные типы решений, алгоритмы, но Вы видите на бумаге этот конкретный пример и совершенно не знаете, что с ним делать. Что делает хороший учитель или хорошая методика? Показывает суть решений, рассуждений и выбора методов.

Пример .

Посмотрим на внешний вид заданного уравнения.

Что в нем есть особенного, что подскажет нам, как его решать? В этом уравнении есть неизвестное в квадрате, значит есть два варианта: решить его как квадратное уравнение, либо воспользоваться какими-то сокращённым формулами, чтобы это уравнение решить. Посмотрим, какие сокращенные формулы подходят. Если не подойдут, будем решать как квадратное уравнение.

Если Вы проиграете разные варианты подобных уравнений, Вы на практике усвоите как практические навыки решения, так и теоретические принципы решения уравнений.

Обычно готовые решения в учебниках не сопровождаются подобными рассуждениями, даётся сразу метод: воспользуемся такой-то формулой. А почему именно ей, не сказано. И эта недосказанность позже выльется в ступор: а как же решать именно это?

С математикой, скажете Вы, все более или менее понятно. Но аналогичные принципы действуют и в других областях, где нужно обучаться . Возьмём другой пример: обучение, как начать и вести бизнес. Что обычно бывает на курсах и тренингах по этой теме? Инструменты бизнеса, процессы бизнеса, шаги, что нужно сделать, как вести бухгалтерию, как руководить сотрудниками. Все это отдельные части единой внутренней логики, которую мало кто даёт.

Все отдельные элементы бывает крайне трудно соединить вместе и пройти весь процесс построения бизнеса, нужна цельная картина. А начинается она с определения, для чего нужен бизнес (чаще всего для денег), какие идейные принципы Вы в него вкладываете (кому-то хочется бизнес только для помощи людям, кому-то экологичный, другому самый прибыльный, только уникальный и т.д.), далее следует последовательность действий, как выбрать нишу, как проанализировать рынок, оценить риски и многие другие действия, с чего лучше начинать и в каких объёмах.

Важно понять, что за чем делать, в особенности там, где нужно выбирать, а выбирать приходится часто. Эту логику можно узнать только у опытного бизнесмена , который сам её понимает и применяет при построении своего бизнеса.

Самый быстрый способ научиться хорошо учиться — это найти настоящего учителя

Неопытные люди часто начинают бизнес там, где много конкурентов, или, взяв слишком большие объёмы (и прогорают, не справившись с ними), выбирают не актуальную и не нужную нишу. Это происходит именно потому, что они не чувствуют той логики, какой нужно следовать.

Как я уже сказала, если рядом нет наставника, который может показать внутреннюю логику, можно использовать методики и пособия, построенные на таком принципе. Но часто бывает, что нет ничего подходящего. Как поступать в этом случае?

Как научиться учиться, если нет хорошего учителя?

В ряде областей можно самим создать условия, приближенные к идеальному варианту. Такое можно сделать не всегда, но все же можно.

Важно постараться найти примеры, ответы на которые расписаны и объяснены. Где автор невольно прописал пошаговый алгоритм, что и как он делал. Например, в сети много уроков по тому, как рисовать и делать коллажи в фотошоп. Уроки построены по принципу «возьмём инструмент кисть, выберем цвет #456783, проведем из левого верхнего угла прямую, зайдем в настройки «уровни», выставим значение 54″ и т.д.

В таком уроке всегда объясняется реальный практический пример, отрабатываются не отдельные, а интегральные навыки и частично соблюдена логика работы, что делается и в какой последовательности. Да, в таких уроках нет объяснения, почему выбран тот или иной метод. Но при регулярных тренировках на реальных уроках Вы нарабатываете этот опыт сами, просто повторяя шаг за шагом то, что сделали другие.

Если есть примеры решений (конкретные уроки фотошоп, примеры решения уравнений, химических задач, кейсы построения бизнеса, примеры сверстанных страниц, кейсы отличных рекламных кампаний, кейсы психологических ситуаций и их решений), то Вам следует их повторить, пройти и самостоятельно прочувствовать эту внутреннюю логику. Иногда это кажется бесполезным: просто пройти шаг за шагом то, что уже сделано. Но именно так Вы можете понять эту внутреннюю логику. Чем сложнее и комплекснее навык, тем тяжелее будет понять, но это возможно.

4. Как научиться учиться: совершайте ошибки только там, где это можно

К ошибкам мнения существуют разные. Одни считают, что их можно и нужно совершать, другие считают, что надо стараться делать все безошибочно. Если мы говорим о том, как научиться учиться, то должны оговорить и то, как совершать ошибки.

Я расскажу свою позицию, основанную не только на моём мнении, но и на знаниях, полученных от серьёзных исследователей. Итак, существует диаметрально противоположные отношения с ошибками для двух типов действий: навыковые действия и действия, связанные с рассуждениями и принятием решений .

Навыковые действия — это все то, что нужно нам для облегчения жизни, все то, что мы пытаемся освоить и делать на автомате (быстро читать, быстро печатать, водить автомобиль, танцевать, петь, рисовать, составлять планы, работать в программах, класть кирпичи, копать грядки, активно и эмпатично слушать, красиво выступать на публике). Суть таких навыков — научиться что-то делать, физически, ментально, эмоционально.

Второй тип действий — это действия размышлений и принятия решений. Здесь мы не делаем, а анализируем и решаем, что нам нужно сделать (какой бизнес начать, какого сотрудника нанять, куда поехать летом, судить ли свой огород, покупать ли автомобиль, отдохнуть или ещё поработать, какой инструмент выбрать для работы, какой метод нужен для решения задачи).

У первой категории действий совершение ошибок на стадии обучения может быть губительно для формирования навыка. Именно при обучении навыкам наш мозг записывает паттерны себе в нейронные сети. Если мы зафиксируем неверные паттерны, нам очень трудно будет их изменить .

Певцы говорят, что при смене школы или учителя вокала бывает очень трудно перестроиться, потому что они научились петь одним образом, а другая вокальная школа предполагает иное пение.

Тяжело переучивать неверно поставленную руку при письме, рисовании. Тяжело переучиться с неэкологичных способов скорочтения на верные способы, трудно перестроиться на грамотные способы запоминания, если Вы раньше просто зубрили. Прочно закрепившиеся образцы навыков сложно поддаются переделке. Поэтому проще научиться учиться, а потом осваивать другие области.

Если говорить о принятии решений, то здесь все наоборот. Ошибаться можно и даже полезно. Ошибки в этих действиях нарабатывают опыт принятия верного решения, ослабляет страх перед ошибками и, собственно, позволяют научиться учиться. Помогают понять неверную логику своих решений, найти области развития. Мы учимся на ошибках именно в таких действиях и таких случаях.

Помните об этом, когда изучаете новое. Благодаря методам без проб и ошибок Вы ускорите процесс обучения навыкам и ощутите иную модель, как научиться учиться навыковым действиям. Выбирайте те методы обучения навыкам, которые задают верные образцы для вашего мозга. Об этом мы еще поговорим в следующих статьях. А в принятии решений можете смело допускать ошибки, это пойдет только на пользу.

5. Как научиться учиться: повышайте общий уровень интеллектуальных навыков.

Если у вас быстрое, системное мышление, если Вы знаете грамотные способы запоминания материала, если владеете навыками обработки информации, если умеете ставить цели и распределять своё время, то Вам значительно проще быстро научиться чему-либо. Общий уровень владения интеллектуальными навыками может ускорить любое наше обучение, в том числе помочь научиться хорошо учиться.

Причём, если Вы хорошо разбираетесь в одной области, то научиться новым навыкам или освоить знания в близкой, смежной области Вам будет намного легче. Программист, который владеет одним языком программирования легче осваивает другой язык программирования, чем человек, совершенно не опытный в этих сферах.

Сложнее всего начать осваивать навыки, получать знания. Чем дальше Вы движетесь, тем легче становится сама дорога.

Какие это интеллектуальные навыки?

  • Мотивация
  • Тайм-менеджмент
  • Качественное внимание
  • Умение работать с информацией
  • Умение правильно работать с памятью
  • Скоростное мышление
  • Умение отдыхать

Изучайте себя, свои особенности. Исследуйте, какой у вас тип восприятия информации, к какому типу относитесь вы: . Используйте эти знания, чтобы легче воспринимать получаемую информацию, а значит и легче учиться.

Продвижение хотя бы частично в каждом из навыков даёт замечательные результаты в общих способностях. Поэтому развивайтесь и Вы увидите потрясающие результаты в своей жизни.

Конечно, если вникать в тему, как научиться учиться, то можно выделить и другие составляющие, но об этом мы поговорим позже, в других статьях. Я надеюсь. эта информация будет полезна и Вы научитесь учиться быстро и качественно.

Как научится учиться. Ирина Пермякова

Напишите в комментариях, что Вы можете применить из вышесказанного, чтобы научиться учиться?