Понятие психологического преодоления (coping strategies) и его вариации. Методы психологического преодоления стрессовой ситуации

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров.

В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию.

Условно разделим эти функции и выделим говорящего (тот, кто воздействует) и слушающего, понимая, что каждый в общении одновременно или попеременно является и тем, и другим.

Управлять эффективностью могут...

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.
Вольтер [Мари Франсуа Аруэ]
Необходимость в преодолении различных жизненных трудностей возникает в нашей жизни постоянно. Это такая работа, которую мы регулярно вынуждены выполнять. Ведь представить себе жизнь без трудностей, просто-напросто невозможно.

Трудности возникают у всех и всегда. Неважно, где и как живет человек, с определенными жизненными трудностями он будет сталкиваться постоянно, потому что они неизбежны. А раз они неизбежны...

Меня давно интересует проблема преодоления страха, освобождения от цепей, которыми сковывает нас инстинкт самосохранения. Так вот, Музила является одним из тех немногих людей, которые, испытав себя в отчаянных ситуациях, смогли навсегда устранить страх из своей жизни...

В то время, когда он и его товарищи по оружию воевали в Южной Америке, жители Соединенных Штатов внимательно следили за конфликтом совсем в другой части света. Этот конфликт назывался "война во Вьетнаме". Но в Боливии было во...

Известный британский писатель Томас Карлейль однажды сказал: «Насколько человек побеждает страх, настолько он - человек». Означает ли это, что страх является катализатором степени нашего «очеловечевания»?

И действительно, если рассмотреть нашу жизнь через призму страха, то она мне представляется одеялом, сотканным из множества лоскутков страха.

Мы всё время ведём осознанную или «рефлекторную» борьбу с собственными страхами.

Избавляясь от одних, вытесняя другие, интегрируясь с третьими...

Недавно проводилось исследование, в процессе которого задавали вопрос: чем люди предпочитают заниматься, когда хотят уменьшить или снять стресс? По данным информационного агентства Рейтер, во всем мире 56% опрошенных сказали, что самым эффективным средством считают музыку.

В Северной Америке музыку поставили на первое место 64% опрошенных, а в развитых странах Азии - 46%.

Как правило, на втором месте стоит просмотр телевизора, затем - принятие ванны или душа. Том Миллер, руководитель...

Согласно исследованиям социологов, страх смерти входит в тройку самых сильных страхов, которые испытывает большинство людей. Испытываешь ли ты такой страх? Хочешь ли ты преодолеть страх смерти, так, что ты станешь нейтрально относиться к этому слову и понятию?

Я считаю, что это возможно и нужно сделать каждому. Страх смерти просто раствориться и исчезнет.

Страх смерти. Боюсь ли я смерти? Нет, слово "смерть" не вызывает у меня страха. Я принимаю, что любой человек, включая меня, может...

Зона бедности
Представьте себя и еще миллионы людей в придачу в большой тюрьме. Здесь вам говорят, во сколько вставать, во сколько засыпать, когда работать и что есть, а еще у вас есть какое-то время немного погулять и выяснить отношения с местными «друзьями», если некуда энергию деть…

А за решеткой бескрайние поля, облитые солнцем. Полная свобода и бесконечный свежий воздух.

Думаю, метафора вполне понятна для вас. Но многие сейчас решат, что я призываю все бросить и освободиться от гнета...

«Шеф точно меня уволит», «жена во мне разочаровалась», «врач не подтверждает диагноз, но я ему не верю»… Все мы периодически нервничаем по разным поводам. А когда тревога не затихает, попытки успокоиться усугубляют ситуацию. Когнитивный психолог Роберт Лихи называет 12 худших способов справиться с беспокойством.

1. Вы ищете подтверждения

Вы волнуетесь, что выглядите недостаточно хорошо, и без конца спрашиваете у партнера: «Как думаешь, я ничего?» Вам кажется, что болезненные ощущения в груди...

Продолжение темы: Способы психологической защиты преодоление: флегматик . Излишние психологические защиты не дают человеку развиваться и добиваться успехов в жизни, их необходимо преодолеть.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога: «Статьи по психологии » Олега Матвеева, желаю всем психического здоровья.

В предыдущем посте мы говорили о способах преодолении психологической защиты у меланхолика , сегодня речь пойдет о флегматике.

Способы психологической защиты и ее преодоления — Флегматический темперамент

(темперамент человека)
У флегматика в способах психологической защиты выделяются подавление и сублимация.
(защита психики)

Только долгое суммирование позволяет флегматику либо блокировать (подавить) неприятную информацию, либо переадресовать ее из сферы действий социально не одобряемых в социально одобряемое русло (сублимировать).
(темперамент тест)

Психологическая защита — способы преодоления — упражнения для флегматика

Флегматику, чтобы преодолеть свои неосознанные и автоматические психологические защиты, следует применять следующие способы их преодоления

Способ подавления психологической защиты: Нивелируй влияние специфики эмоций - избыточную замедленность

Человек с темпераментом флегматика должен помнить, что его поведение в экстремальной ситуации может оказаться для окружающих и непонятным, и даже неприемлемым.

Действительно, при любой форме аргументации и нажима («Мы не успеем сдать работу», «Ты тормозишь работу всех остальных», «Руководитель фирмы недоволен твоим промедлением!») флегматик выполняет работу только так скоро, как привык, и делает только то, что ему сказали заранее, а лучше то, что было обозначено в инструкции. Это приводит коллег в ярость, тем более что даже в стрессовой ситуации подталкивать, угрожать или отстранять его бесполезно.

Сознавая причины такой конфликтной ситуации, флегматик должен объяснить, что все понимает и будет терпеливо ждать объективной, лучше письменной аргументации («Будьте так добры - предоставьте документы,при получении которых - как только, так сразу! В противном случае я, к сожалению, ничего изменить не смогу»).

2. Постигай навыки эмпатии и тактичного общения.

Реагирующий слишком замедленно для того, чтобы чувствовать собеседника и проявлять в общении такт, флегматик нередко попадает впросак. Ему нужен профессиональный тренинг общения и даже некоторые привычные и опробованные схемы его организации.

Способ подавления психологической защиты: Нивелируй влияние скорости динамики переключения.

1. Обеспечь себе время, достаточное для усвоения информации.

Когда другие сотрудники уже все поняли и приступают к работе, флегматик только начинает сознавать, что следует уточнить и какие вопросы задать, чтобы начать построение плана действий. Ему необходимо спокойно и взвешенно «переварить» аргументацию.

Предотвращение вторжения подавления и сублимации, типичных для него форм защиты, требует достаточно длительного временного накопления и суммирования соответствующих сигналов, с тем чтобы они превзошли личностный порог. Поэтому он сам должен резервировать себе время на четкое планирование и структурирование своих действий. Однако свое стремление действовать только после разработки намеченной программы не обязательно демонстрировать, так как подобная систематичность может представляться окружающим непомерной и раздражать.

2. Представь себе новую задачу как развитие старой, займись построением графы своих подзадач.

Обладатель флегматического темперамента убежден, что в спешке невозможно придумать и сделать ничего существенного. Он считает, что задача долго должна произрастать изнутри и только потом ее можно воспринять как отвечающую серьезным внутренним запросам и способствующую вдохновению. При такой позиции он плохо переносит расставание с каждой предыдущей задачей и необходимость переключения на новую, требующую заново выстраивать все планирование.

Но совсем другое дело, когда задача не принципиально другая, а родственная предыдущей и требует лишь некоторой корректировки планов. Поэтому для флегматика так полезно представить ситуацию как развитие или продолжение старой.

3. Учитывай роль возраста партнеров по общению.

К старости представители всех темпераментов несколько сдвигаются от холериков к флегматикам. В связи с возрастным замедлением реакций увеличивается и учитываемый при построении стратегий поведения интервал прошлого. Вследствие этого возникает возможность синтезировать события более длительных временных периодов, чем в юности.

Пролонгируя больший интервал прошлого, даже пожилые холерики способны заглянуть в более далекое будущее. Поэтому, просчитывая возможное поведение личности, необходимо учитывать не только темперамент, но и возраст.

Желаю всем психологического благополучия!


Психологическая помощь: психолог онлайн

Бесплатная консультация психотерапевта — предварительно.

Психологический стресс: развитие и преодоление Бодров Вячеслав Алексеевич

6.3. Классификация способов преодоления стресса

Разнообразие способов преодоления стресса определяется многофакторным влиянием на особенности взаимодействия субъекта и стрессогенной ситуации, а также различными взглядами исследователей, их научных концепций и подходов к этому процессу. Анализ основных походов и классификация психологического преодоления представлены в обзорной работе С.К. Нартовой-Бочавер .

Основные подходы к изучению процесса преодоления стресса основаны на различных толкованиях понятия «coping». Первый из них трактует его в терминах динамики. Эго как способ психологической защиты . Второй подход определяет coping в терминах черт личности как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом . Согласно третьему подходу, coping должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром.

Специфичность каждой формы преодоления определяется не только объективной сложностью, опасностью, вредностью той или иной переживаемой ситуации, но и субъективной ее значимостью. Индивидуальные особенности восприятия и оценки конкретной трудной ситуации отражаются в поиске путей ее преодоления, которые сводятся к решению реальной проблемы или ее эмоциональному переживанию, корректировке самооценки или регулированию взаимоотношений с людьми. В этой связи следует отметить выдвинутые R. Lazarus и S. Folkman два модуса психологического преодоления, направленных на: 1) решение проблемы (проблемно-ориентированное преодоление) и 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (личностно– или эмоционально-ориентированное преодоление). A. Billings и R. Moos предлагают три способа психологического преодоления: 1) оценка ситуации (active-cognitive coping); 2) вмешательство в ситуацию (active-behavioral coping); 3) избегание (avoidance). Последний способ может иметь и такой вариант, как самообман (self-deception). P. Vitaliano и его коллеги выделяют наряду с проблемно-ориентированным coping три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления: 1) самообвинение (blame self), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; 2) избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя, как если бы ничего не произошло, не придавая особого значения ситуации, отгоняя мысли о ее пагубном влиянии; 3) предпочитаемое истолкование (wishful thinking) – призрачные надежды, когда человек надеется на чудо . M. Zeinder и A. Hammer предложили классификацию психологических ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций, включающих пять областей жизнедеятельности человека, определяющих его действия в трудный период, – это сферы познания и представлений, чувств, отношений с людьми, духовности, физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации.

В способах преодоления чисто когнитивного характера E. Koplik характеризует типы “monitors” как корректирующее или управляющее действие в поисках информации и “blunter” как «закрытый» для информации. K. Parkes обращает внимание на прямое преодоление (direct coping) и психологическое подавление, вытеснение фрустрирующих факторов (suppression). H. Weber определил следующие формы способов психологического преодоления: 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование, переоценка ситуации в свою пользу; 4) защита от проблемы или ее отвержение; 5) уклонение или избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональная экспрессия.

C. Carver и M. Scheier выделяют 14 видов психологического преодоления, среди которых помимо традиционных они называют «выпрямление» ситуации (restrain), обращение к религии, «освобождение» при помощи потребления алкоголя или наркотиков. H. Thomae , анализируя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления, среди которых такие, например, как адаптация к особенностям и потребностям других людей, идентификация с их целями и судьбами, склонность не упускать шанс и другие.

Таким образом, в исследованиях установлено достаточно большое количество возможных способов психологического преодоления, что определяется прежде всего разнообразием жизненных и деятельностных трудных ситуаций, а также большой вариативностью форм индивидуального поведения в подобных условиях. С.К. Нартова-Бочавер обращает внимание на то, что высокая изменчивость поведения при coping обусловливает необходимость учета всего известного арсенала способов преодоления, из которых применительно к конкретному типу ситуаций и определенной группе людей могут формироваться комплексы наиболее типичных, адекватных приемов. Автором предложен вариант системной классификации видов психологического преодоления, основанный на следующих признаках coping:

– ориентированность на проблему или на себя;

– область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства);

– эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или их неразрешимость);

– временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней);

– ситуации, провоцирующие coping-поведение (кризисные или повседневные).

Каждый из этих классификационных признаков отражает определенное психологическое содержание конкретных подходов и приемов преодоления (психических механизмов регуляции, личностных детерминаций, форм и результатов поведения по преодолению и т. д.). Далее будет сделана попытка дать характеристику модуса психологического преодоления, предложенного Р. Лазарусом и С. Фолкман.

Из книги Как избавиться от стресса и депрессии [Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым] автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Глава 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса 5.1. Понятие «преодоление стресса» Зарождение и развитие учения о противодействии стрессу связано с исследованиями ряда зарубежных психологов на деятельную, самостоятельную, конструктивную сущность

Из книги автора

5.2. Интерес к проблеме преодоления стресса Не каждый человек реагирует на стрессогенную обстановку путем снижения дееспособности, развития депрессии или психосоматических расстройств. Фактически большинству людей в этих условиях удается сохранить или быстро

Из книги автора

5.3. Социальные аспекты преодоления стресса 5.3.1. Изменение социальных ролей В проблеме преодоления огромный интерес представляет утверждение, что люди сталкиваются со значительными трудностями при решении личностных проблем. Этот интерес может быть связан с серьезными

Из книги автора

6.2. Методологические особенности исследований преодоления стресса В реагировании на стресс существуют выраженные индивидуальные различия. Так, одинаковые стрессоры могут иметь различные последствия у разных людей, так же как один и тот же человек будет по-разному

Из книги автора

Глава 7. Модели и механизмы преодоления стресса Общепризнанным является положение о том, что не каждый человек под воздействием стресс-факторов жизни и деятельности теряет работоспособность, впадает в депрессию или заболевает. Большинству людей удается сохранить свою

Из книги автора

7.1. Модели преодоления стресса 7.1.1. Эго-психологическая модель Эта модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы, которые являются главными средствами преодоления инстинкта и аффекта: G. Vaillant считает, что существует

Из книги автора

7.2. Модели оценки преодоления стресса Одним из аспектов изучения преодоления стресса является определение подходов к оценке меры его эффективности. В настоящее время для оценки преодоления стресса развиваются две общие модели: одна из них – «модель результата» –

Из книги автора

7.3. Механизм действия преодоления стресса C. Aldwin и другие авторы изучали некоторые аспекты механизмов регуляции процесса преодоления стресса, включая статистический подход к проблеме, на материалах клинических исследований. Преодоление может влиять на человека,

Из книги автора

Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса Противодействие стрессу и адаптация к условиям его развития определяются наличием личных ресурсов для реализации этого процесса, а также типом используемых стратегий действий и поведенческой активности конкретного

Из книги автора

8.2. Детерминация процесса преодоления стресса Процесс преодоления стресса зависит от особенностей влияния на него ряда факторов, таких как демографические и личностные особенности человека, условия внешней среды, кризисы жизни, индивидуальная значимость и оценка

Глава 10. Измерение стратегий преодоления стресса Наиболее спорным в проблеме преодоления стресса является вопрос – как оценивать процесс и результат преодоления. Почти все соглашаются, что преодоление является решающим фактором в понимании влияния стресса на

Рассматривая проблему эффективности психологического преодоления травматических событий, следует остановиться, прежде всего, на критериях эффективности.

Можно выделить несколько критериев эффективности coping.

Личностный критерий. Происходит заметное понижение уровня невротизации личности, выражающейся в снижении депрессии, тревожности, раздражительности и психосоматической симптоматики.

Адаптационный критерий. Надежным критерием эффективности coping можно считать и ослабление чувства уязвимости к стрессам, повышение адаптационных ресурсов.

Выделенные критерии эффективности coping редко проявляются в чистом виде: например, решение эффективности на личностном уровне “тянет” за собой и остальные два критерия.

Обусловленность полоролевыми стереотипами. Женский тип преодоления трудностей преимущественно эмоциональный, мужской - инструментальный, путем преобразования или перетолкования внешней ситуации.

Эффективность основных стратегий преодоления.

Эффективные стратегии: реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее перетолкование. Изменение ситуации это не столько переделка внешнего мира, сколько изменение отношения к этому миру, что и ведет за собой изменение ситуации. Фрагмент действительности становиться ситуацией (здесь лучше все же использовать термин “событие”) только тогда, когда он включен субъектом в свой жизненный путь.

К неоднозначным стратегиям относят эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Общее положение звучит следующим образом: выражение чувств достаточно эффективный способ преодоления стресса. Психологов, педагогов учат обращать внимание на поведение человека в горе. Так, аффективное поведение - признак выздоровления, замкнутость - тревожный признак. Однако, в этом положении есть исключение. Открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности не является эффективным. Вместе с тем и сдерживание гнева представляет собой фактором риска, так как нарушает психологическое благополучие человека.

Фактором риска является стратегия самообвинения

1. Основные понятия кризисной психологии: «кризис», «событие», «кризисное событие», «психологическая травма».

2. Два подхода к описанию личностного развития: возрастные закономерности и возрастные особенности (динамические принцип).

3. Понятие переживание как основной единицы внутренней жизни личности.

Понятие психологическое преодоление (copoing-стратегии).

Эффективность основных стратегий преодоления.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.-229 с.

Бохан Т.Г. Онтогенетический подход к проблеме преодоления критических ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях // Сибирский психол. журн.-Томск, 1999.- Вып.10.- С.40 - 45.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Карцева Т.Б. Понятие жизненного события в психологии // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. – М.: Наука, 1990.

4. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М., 1992.

Ливерхуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. - Калуга: Духовное познание, 1994

Нартова-Бочавер С.К. ”Coping behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал.- М.1997. - Т. 18, - № 5.-С. 20-51.

Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм.- МН.: НИО, 1999-55.с.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

В кризисную психологию

Введение в кризисную.. i предмет и задачи кризисной психологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В кризисную психологию
Курс лекций Минск 2002 Курс лекций “Введение в кризисную психологию” первое в отечественной психологии попытка осмы

Предмет и задачи кризисной психологии
Современная социально-экономическая и культурологическая ситуация развития человека во многом противоречит привычным способам построения стратегий поведения исходя из природных (био

Система основных понятий кризисной психологии
2.1. Кризисное событие Анализ понятий “кризис”, “экстремальная ситуация”, “событие“, “кризисное событие”. Понятие«Кризис» (от гре

Психическая травма
Особое место занимают события, имеющие для психики человека травмирующий характер: угроза собственной жизни, физические травмы. Понятие “психологическая травма” не имеет четкого опр

Скорбь как процесс переживания
Скорбьэтопроцесс переживания состояния потери, смерти близких людей. Процесс скорби описан как феномен, состоящий из трех стадий: первая стадия включает в себя шок и отказ верить в

Антропологическая катастрофа
Понятие “антропологическая катастрофа” до последнего времени (конец XX века) чаще являлось объектом внимания писателей фантастов. Это они предсказывали, что произойдет с человеком, если он доверит

Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности
Язык философа сложен и метафоричен и для пояснения своих мыслей он пользуется притчами и иносказаниями, которые в свою очередь требуют прояснения. Метафору “черная дыра“ М. Мамардаш

Принцип Декарта
Основной принцип Декартовой философии можно выразить формулой «Cogito ergo sum» - мыслю, следовательно, существую, фраза, которая была положена им в основание человеческой возможнос

Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологии
Почему именно это направление в психологии выбрано в качестве теоретической парадигмы (основы) кризисной психологии? Кризисная психология рассматривает человека в ситуации кризиса основ ег

Основные положения экзистенциальной психологии
В центре внимания экзистенциальной психологии категория личности. В этом ее принципиальное отличие от других психологических подходов и теорий. Известно, что бихеви

Экзистенциальный анализ
Экзистенциальный анализ базируется на следующих принципах рассмотрения и определения личности: а) динамический, б) базисные проблемы существования, в) внутриличностный конфликт межд

Характеристика экзистенциональных тревог
В четвертой теме раскрывается содержание понятие экзистенциональная тревога, дает систематика базисных тревог. Психотерапевтическая теория тревоги сегодня находится в трудн

Тревога судьбы и смерти
Эта пара экзистенциальных тревог наиболее основополагающая, наиболее универсальная и наиболее неотвратимая. Любые попытки доказать ее несостоятельность бесперспективны. Даже предста

Тревога вины и осуждения
В экзистенциальной психологии«вина»имеет иной смысл, чем в традиционном психологии, где она обозначается как эмоциональное состояние, связанное с переживанием непра

Чувство вины
Существует несколько точек зрения на проблему чувства вины. Понимание чувство вины восходит, как и многое в современной практической психологии ориентированной на психологическую п

Тревога пустоты и отсутствия смысла
Все большее число людей охватываются чувством бесцельности и пустоты, или, как определил данное состояние В. Франкл -экзистенциальным вакуумом. Основатель третьей венской школы, В.

Взаимосвязь страха и тревоги
Тревога и страх имеют общую онтологическую основу, но они различны. Страх имеет определенный объект. Этот объект можно увидеть, встретить проанализировать,

Тревога стремится превратиться в страх
В событиях жизненного пути, нередко, возникают ситуации, когда тревога стремиться в страх. Почему это неотвратимое стремление преследует человека на протяжении всей его жизни? Человек – существо ко

Психотерапевтическая теория невротической тревоги
Сегодня существуют психотерапевтические теории объясняющих происхождение невротических тревог, тревог возникающих в результате случайных происшествий в человеческой жизни. Все эти т

Основы логотерапия
Человек - это больше, чем психика: человек - это дух В. Франкл Основы логотерапии заложены В. Франклом - основателем третьей венской школы, челов

Характеристика смысла
Дадим характеристику понятия «смысл» так, как его понимает и интерпретирует В. Франкл. Смысл относителен постольку, поскольку он относиться к конкретному ч

Система ценностей осмысленной жизни
Итак, смысл уникален и неповторим, человек сам ответственен за поиски своего смысла. Так считает ученый, написавший книгу “Человек в поисках смысла”, однако это не помешало ему дать содержательную

Учение о свободе воли
В основе логотерапии лежат две фундаментально-антропологические характеристики человеческого существования: способность к самотрансцендентности и способность к самоотстране

Экзистенциальный вакуум
Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масшт

Логотерапевтическая теория неврозов
Прежде всего, дадим определение трем патогенным паттернам реагирования. Первый патогенный паттернреагирования, В. Франкл назвал фобией или страхом ожидания

Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза
Отметим основные психотерапевтические стратегии в работе с клиентом в ситуации потери смысла жизни. «Настрой» терапевта Когда психолог имеет дело

Различение смысла (переосмысление)
В. Франкл призывал уловить некий общий паттерн, смысловой рисунок в трагических событиях жизненного пути. От психолога требуется большой изобретательности. Приведем один из случаев В. Франкла, кото

Дерефлексия
Стратегия дерефлексии достаточно проста. Она предлагает пациенту отвлечься от собственного «я», от своей дисфории, от источника своего невроза и переключиться на сохранение части собственной личнос

История создания теории
Современное представление о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) сложилось окончательно к 1980-м годам, однако информация о воздействии травматических переживаний фикси

Этиология
В основе этиологии ПТС, по мнению большинства исследователей этого вопроса, лежит психическая травма, событие, способное вызвать психический стресс. Во всех случаях событие, ставшее

Б. Вызванные человеком
несчастные случаи: а) на транспорте (дорожном, железнодорожном, водном, авиа); б) в промышленности; в) взрывы (химические, на шахтах, военных складах); г) пожары

Симптоматика
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства наиболее полно представлены в классификации болезней DSM-III-R и DSM-IY . А. Событие. Посттравматичес

Эпидемиология
Распространенность травматического стресса зависит от ряда факторов: частоты травматических событий, от географических регионов, в которых особенно часто происходят природные катаст

Анализ методов диагностики
Основным инструментом дифференциальной диагностики всего комплекса расстройств по критериям DSM-III-R, в том числе ПТС, является метод структурированного клинического интервью – СКИ

Травматический стресс и крушение базовых иллюзий
Психологическое состояние людей после катастрофы имеет общие характеристики, выходящие за рамки психологических состояний Так, у пострадавших формируются установки жертвы.

Проблема формирования ответственности в посттравматической ситуации
Проблема психологической помощи - достаточно известная и вместе с тем мало разработанная область в отечественной психологии. Сущность психологической помощи человеку заключается в том, что

Симптоматика последствий продолжительных издевательств
История жестокого обращения, особенно в детстве, по-видимому, является одним из основных факторов, способствующих тому, что человек становиться психиатрическим пациентом. Большая доля (40-70%) взро

Диссоциация
Во время длительного заключения и изоляции, некоторые узники развивают у себя способность к вхождению в состояние транса, которое обычно бывает только у очень гипнабельных людей, включая способност

Триада выжившего
Есть люди с сильной и безопасной системой веры, которые могут выдержать все тяготы длительного, жесткого обращения и выйти из них целыми и невредимыми с непоколебимыми убеждениями. Однако таких люд

Патологические изменения во взаимоотношениях
Методы установления контроля над другими людьми базируются на систематическом, повторяющемся нанесении психологической травмы. Эти методы спланированы так, чтобы исподволь постепенно внушать челове

Патологически изменения в индивидуальности
Взаимоотношения принудительного контроля порождают ярко выраженные изменения в индивидуальности жертвы. Все структуры этой личности - отношение к собственному телу, внутреннее восприятие других люд

Явление терроризма
Основные характеристики терроризма. 1. Отсутствие предупреждения. Предупреждение позволяет человеку предпринять защитные психологические или физические действия 2. Серьезная угроз

Социальные последствия терроризма
Социальные последствия – это различные виды убытков, нанесенных собственности индивида. Человек сталкивается с проблемой отсутствия лица или организации, которые бы выплатили компенсацию. Признание

Фазы детского горя
Джон Боулби, известный психиатр и специалист по утрате и отделению у детей, описывает 3 фазы детского горя, сходные с 3 фазами траура у взрослых. Он называет 1 фазу фазой протеста,

Возрастные особенности переживания горя
1. Реакция на смерть различны в зависимости от возраста или стадии развития ребенка. Психолог Мария Нади описывает следующие различия в детских реакциях на смерть в зависимости от п

Самосознание и проблемы, возникающие в горе
Почему мы скорбим? Существует ли цель в переживании горя? Это процесс предоставляет человеку возможность - хотя и мучительную - вникнуть в свой опыт и интегрировать его в "Я-ко

Принцип нормализации
Состояние после психологической травмы требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности, так как человек склонен путать необычность своей реакции на травму с н

Подходы к коррекции Травматического стресса
В работе с посттравматическими состояниями очень важен междисциплинарный подход. Помощь может начинаться с организации самопомощи, с проведением кризисной интервенции, с борьбы за р

Сущность стратегического (превентивного) подхода
Сущность превентивного подхода в психотерапии кризисных состояний. Принципы превентивного подхода: немедленная помощь; близость к месту события; установка на положительные результат

Программы кризисной интервенции, психологической помощи и поддержки
Психологическая помощь в кризисной ситуации объединяет термин интервенция, кризисная интервенция. Интервенция означает вмешательство. Кризисная интервенция - это скорая психологичес

Психологический дебрифинг
Психологический дебрифинг есть форма кризисной интервенции, особым образом организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессогенное, кризисное событие. Цель

Программа преодоления психических травм детства
Данная программа основана на актуализации, “вызове” прошлых психологических травм, среди которых особое место занимают травмы детства. Цель программы: Сниж

Как сформировать группу поддержки
Ведущий группы является единственным лицом, ответственным за создание и сбор группы. Изрядная доля работы по поддержанию существования группы приходится еще на период до первой встречи, и от умения

Принципы работы в группе поддержки
Принципы работы группы поддержки имеют некоторые отличия от правил работы, принятых в психотерапевтических группах: 1. Принцип личной безопасности (в психотерапевтических группах он имеет

Требования к ведущему группы
Существуют общие требования к личности ведущего группы: искренность, личностную интегрированность, терпение, смелость, гибкость, теплоту, умение ориентироваться во времени и самопознание.

Группы поддержки ребенку в горе
Дети, встречаясь в группе, друг с другом, получают возможность уви­деть, как в зеркале, в других свои собственные переживания и осознать связь между своими ощущениями и смертью родн

Группа поддержки взрослым в горе
Приведем содержание 10 занятий группы поддержки. Занятие 1..На первом занятии важно установить атмосферу личной безопасности. Атмосфера покоя обеспечивается следующими пре

Основные направления и принципы психологического просвещения
Многие из социальных факторов оказывают положительное воздействие на человека и способствуют его личностному развитию. Но среди них есть такие, которые действуют на индивида негатив

Глоссарий
Система основных понятий кризисной психологии призвана описать психологическое состояние и особенности поведения человека после катастрофы, кризисного события. Создание категориальн

Трансценденция
Тревога –чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт для объяснения событий отсутствует. Травма психологическая (психическая) -

Темы контрольных работ
по курсу «Введение в кризисную психологию» 1. Сущность антропологической катастрофы. 2. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности 3.

Слова для описания чувств
Счастливый Злой Грустный Беззаботный Неистовый Кислый Искренний Раздр

Когда следует обратиться к психологу
(Памятка для человека, переживающего горе) Признаки искаженного (патологического) горя Здоровое горе Настойчивые мысли о

У вашего горя есть начало, есть цель и есть конец
Горе это такая работа, которую необходимо сделать. Это не самая приятная работа в твоей жизни. Но вспомни, всегда ли тебе приходилось в жизни выполнять приятную работу. Мыть грязную

Ты отвечаешь за свою жизнь даже тогда, когда ее посетило горе
Итак, мы определились в мысли, что в случившемся событии нет твоей вины. Ты не отвечаешь за кризисное событие твоей жизни. За что ты продолжаешь отвечать так это за свою жизнь, которая теперь не та

Просить помощь это не всегда свидетельство слабости
Следует помнить, что работа над горем не делается в одиночку. Что выйти из грусти, отчаяния, депрессии вам нужна поддержка, вам нужны другие люди. Человек ч

Сильным, умудренным и зрелым
Что нужно делать и Чего не нужно делать НЕскрывайте своих чувств. Проявляйте ваши эмоции и давайте возможность вашим друзьям обсуждать их вместе с в

Обряд плача как форма психотерапии
Плач как обязательная ритуальная техника предписывается человеку в строго ограниченных жизненных ситуациях. Эти ситуации очень разные и, на первый взгляд, видимой связи между ними не наблюдается (н

А. Травмирующее событие
И вот приговоренные на месте казни. «Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соо

Б. Ощущения Пьера (симптоматика)
Вместе со звуком барабана Пьеру показалось, что «будто оторвалась часть его души». Он потерял способность думать и соображать, мог только видеть и слышать. Но видеть, что происходило, у Пьера не бы

Сеанс психотерапии
После страшного события Пьера Безухова переводят в барак для военнопленных. «Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза. Но только что он закрывал глаза, он виде

Сессия 1. Отреагирование
Установлено, что наиболее сложно для человека, пережившего травму, это иметь возможность выговориться, рассказать кому-нибудь о том, что с ним случилось, отреагировать. Отреагирование, как справедл

Шаг 2. Снятие уникальности
П.К.Продолжал говорить тем же приятным голосом: «Э, соколик, не тужи: час терпеть, а век жить! (В данной ситуации иногда важно не то, что говорит психотерапевт, а как он это говори

Сессия 2. Поиск ресурсов в прошлом (регрессия)
Поиск ресурсов в прошлом, или метод «регрессии», заключается в просмотре предыдущей жизни с целью поиска там надежных, устойчивых «якорей», за которые можно зацепиться и тем самым сделать осмысленн

Сессия 3. Реконструкция личности
П.К.(о детях) Что ж, люди молодые, еще, даст бог, будут. Только бы в совете жить... П.Б.Да теперь все равно. П.К.Эх, милый челов

Этапы выздоровления Пьера Безухова
I. Четыре недели спустя Пьер по-прежнему в плену. Он уже не тот: выражение глаз его стало твердым, спокойным. Изменение коснулось прежде всего его взгляда. «Прежняя его распуще

Детское понимание смерти
Детское понимание смерти следует за умственным развитием и формируется постепенно. Недостаточное понимание обычно у детей до 5 лет. « Юн хочет, чтобы мы приготовили Агнес комнату в новом д

Детские реакции на горе
Когда дети узнают о смертном случае у них, как и у взрослых, может возникнуть желание нереальности и сомнения. И тогда они вообще не показывают никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается

Тревожность
Четырехлетний Андреас не выпускает своих родителей из поля зрения с тех пор, как умерла его сестра. Он сильно протестует, когда другие присматривают за ним, даже если это люди, которых он знает оче

Печаль, тоска
Горе не измеряется слезами, и дети тоскуют не так долго, как взрослые. Но они могут продолжать думать о мертвом еще долго и чувствовать печаль и тоску. Дети очень скучают, и у ребенка может возникн

Реакции родителей
Детские реакции на смерть отражают не только их собственное горе и тоску, но также и реакции родителей. Ребенку мучительно видеть, как его родители плачут и не заботятся о нем, как обычно.

Давайте конкретную информацию
Независимо от того, пришла ли смерть внезапно или нет, та информация что pребенок получает, и те paзговоры, которые с ним ведутся, имеют решающие значение для того, как ребенок справится с несчасть

Позвольте детям присутствовать на церемонии прощания и похоронах
Наш опыт показывает, что дети не травмируются, если они увидят умершего или будут присутствовать на похоронах. Часто детские фантазии о смерти и об умершем могут быть страшнее реаль

Конкретные вопросы
«А малышке надо ползти до неба?» «А внизу в могиле холодно?» Дети часто задают такие вопросы, на которые бывают трудно ответить. Задавая детальные во

Играть, чтобы лучше понять
Дети часто имитируют похоронную процессию. Они хоронят животных и насекомых, что помогает им понять, что произошло с умершим. Они также могут рисовать могилы с крестом или рисовать другие вещи, име

Помогите ребенку понять
- Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. - Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. - Пройдите через то, как разворачивались события,

Сделайте потерю реально ощутимой
- Позвольте ребенку увидеть мер того. - Позвольте ребенку присутствовать на похоронах. - Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств. - Часто вспоминайте ушедшего, сдел

Приглушите чувство вины у ребенка
- Поговорите серьезно с ребенком, если он показывает чувство вины. - Уверьте ребенка, что ничего, о чем он думал или что он сделал не привело к смертному случаю.

Научное отступление
Событие - пусковой механизм развития личности. В зависимости от модальности, силы, уникальности события происходит восприятие и переживание события, характер его воздействия на личность. Такое с

Первый этап преодоления. Поиск виновного
Человек уже в самом начале преодоления пытается найти виновного в трагическом событии, но первые поиски, как правила не дают надежных результатов. Вот почему через несколько этапов пострадавший, чт

Модель страдания
N п/п Наименование этапа Функция Продолжительность 1. Шок, психологический водоворот Информац

П. Тиллих
Практические психологи прекрасно знают как важно за запросом “увидеть”, что в действительности волнует клиента. И здесь перед психологом встает много задач: формулировка проблемы, выбор стратегий п

Событие
Банковского чиновника задержали и он ожидает суда над собой. Писатель ни разу не обмолвился ни о причинах задержки, ни о будущем суде над чиновником Йозеф К. Случайно ли писатель наделя

Вступление. Установление контакта
- Йозеф К.! Прогремел мощный хорошо поставленный голос, призыв прозвучал отчетливо, уйти от него было некуда. После этого призыва Йозеф еще долго размышлял как уклониться от встре

Установление дистанции
Дальнейшее все пошло в открытую, и К. отчасти из любопытства, отчасти из желания не затягивать дело, быстрыми размашистыми шагами подбежал к кафедре. Он остановился у первого ряда скамей, но священ

Знакомство
-Ты Йозеф К.! - сказал священник. -Да, - сказал К. С некоторого времени имя ему было в тягость, а как было приятно раньше: сначала представиться и только после этого завязать знакомство.

Определение позиций
- Ты - обвиняемый, сказал священник совсем тихо. Да, сказал К., - мне об этом дали знать. Для Йозефа важно не столько реальность существа дел, сколько что по по

Предварительный диагноз
Вся последующая модель психотерапевтической беседы построена на диалоге агрессивного (внешне) терапевта и очень послушного клиента. Форма беседы мало походит на спокойное взаимодействие заинтере

Установление проблемы (первое нарушение правил)
Т.- Что же ты намерен предпринять дальше по своему делу? К.- Буду дальше искать помощи. Наверно, есть неисчислимые возможности, которые я еще не воспользо

Темнота и молчание
Священник низко наклонил голову к балюстраде. Казалось, что только сейчас свод кафедры стал давить его. И что за скверная погода на улице! Там уже был не пасмурный день, там наступила глубокая ночь

Принятие решения
Почувствовав что-то неприятное для себя, К. стал быстро оправдываться и искать причину молчания и темноты в его судьбе. Извинительным тоном пытался нарушить молчание священника “Ты рассер

Крик как признак отчаяния (Второе нарушение правил)
Можно ли предположить, что в нормальном психотерапевтическом процессе терапевт станет кричать на клиента. Я не беру во внимание крайне редкие исключения (Алексейчик). И вдр

Сближение как отдаление
К. - Не сойдешь ли ты вниз, проповеди ведь все равно уже читать не придется. Спустись ко мне. Т. - Сейчас я смогу сойти вниз. Сначала я должен поговорить с тобой на расстоянии. А то

Психотехнология прощения
«Возлюби ближнего своего, как самого себя», - утверждает текст Нового завета. Почему надо любить себя? Непопулярна эта христианская заповедь и прежде всего потому, что среди ближних нередк

Шаг первый. Прощать близкого
Как же научиться прощать? Конечно, надо начинать обучению искусству прощения не с врагов, а с чего то полегче. Например, с того, чтобы простить своего мужа или жену, дочь, сына или ближайших соседе

Шаг четвертый. Осознание отношения к себе
Следствие предыдущего шага не очевидно и не сразу принимается человеком. Но давайте подумаем: к кому я относился и отношусь на протяжении всей своей жизни именно таким образом. Этот человек я сам.

Формула любви
Какой родитель не хотел бы сказать: “Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения”. Но, увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, пол