Почему шопен назван гармонии задумчивый поэт. Конспект урока "Гармонии задумчивый поэт" план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок в 5 классе
Тема: Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (Гармонии задумчивый поэт.)
Цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена.
Задачи:
Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.
Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.
Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов.
Познание значимости музыки в жизни человека.
Формирование личностного отношения к музыке.
Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.
Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система.

1. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята!
Вслушайся, весь мир поет,
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен!

Ребята! А вы верите в волшебство? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому. О, чудо!!! Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! И мне хотелось бы, чтобы волшебный мир музыки подарил вам сегодня хорошее настроение, новые впечатления и открытия.

2. Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Ребята! Вам знакомы эти стихи? Кто автор этих строк?
Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?

(На уроках музыки мы говорим о связи музыки и литературы).
Действительно, мы с вами выяснили что литература и музыка – друзья, а не соперники. И если бы не было литературы, то в музыке не появились бы такие жанры, как опера, балет.
Давайте с вами вспомним, музыку какого композитора мы с вами слушали на прошлом уроке?

Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж ними будет велика.
Шекспир
Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.

Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Опять не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту

И второй
Рука художника еще всесильней:
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль

Эти строки принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке этого композитора он выразил во многих своих произведениях.
Для того, чтобы нам понять о ком идет речь мы разгадаем кроссворд.
Звучит музыка Шопена

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это Фридерик Шопен.

Слайд 6
Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.
« Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ видение поэта”.

Слайд 7. Поэтому неспроста подтема нашего сегодняшнего урока звучит «Гармонии задумчивый поэт».
Давайте откроем тетради, запишем число, тему и подтему.

Фридерик Шопен

Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.
Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.
В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия.

« нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Ребята! Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)
И сейчас мы с вами исполним песню «Моя Родина»

Распевание
ПЕСНЯ «Моя Родина» и «Донецк»

Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.

Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.
ГОРСТЬ ЗЕМЛИ
Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков
Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Ребята! Перечислите жанры, в которых композитор оставил свой яркий след.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопена нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Произведение, которое сейчас прозвучит – ноктюрн. Вам было дано опережающее задание поработать со словарем. Что же означает слово ноктюрн?
Дети:
Ноктю
·рн (от фр. nocturne «ночной») название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню.

У: Сейчас прозвучит « Ноктюрн», а вы попробуйте свои впечатления зафиксировать в цвете.
Звучит: Ф. Шопен. «Ноктюрн № 2 «»
Дети показывают свои рисунки.
У: Почему вы выбрали светлые, мягкие цвета?
Д: Потому что они несут в себе мир радости и счастья.
У: Молодцы! У вас очень чуткое сердце! Вы смогли услышать в сердце композитора спокойствие, счастье, потому что он жил на Родине, в окружении родных и близких.

У: А теперь что происходит в сердце Шопена?
Звучит « Революционный этюд».

Д: Призыв, ярость, гнев, борьба Наверное что-то случилось.
Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»

У: Направляясь во Францию, Шопена настигло известие о начавшемся в Варшаве национально-освободительном восстании. Он хотел вернуться, но ехать ему в Польшу было нельзя. И юноша, полный романтических мечтаний, сразу превратился в бойца. И душа его стала колоколом свободы. Прозвучавший фрагмент - « Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности?
Д: Пунктирный ритм, быстрый темп, минор, Мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста, как декламация.

У: Почему в ваших рисунках столько ярких цветов?
Д: Чтобы подчеркнуть интонации гнева, возмущения. Острые линии - это мотивы призыва.
У: Молодцы! У вас отзывчивое сердце! Но! Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам

Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался»

Действительно, ребята. Он написал большое количество танцев (вальсы, мазурки, полонезы). А о произведении, которое прозвучит сейчас мы узнаем из стихотворения Льва Озерова.

ВАЛЬС
Лев Озеров
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.

Слушание вальса № 7

Физкультминутка
Вселенная Шопена – водоём
Божественного чистого сознанья.
Он – только человек! Откуда в нём
Живёт нечеловеческое знанье?..
Д. Бочаров

Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Слушая Шопена какие чувства вы испытали.
Ответы детей
Как сказал Л. Толстой «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии» Ребята. Так можем мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева
(на фоне ноктюрна)

Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.
Мелодия любви рождалась и плыла.
И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.
И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,
Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.
Царили в звуках тех торжественность и тайна,
Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,
Остались суета, страдания и боль
И по коврам пушистым в дивном, нежном танце
Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Как мы с вами узнали, судьба у Шопена была непростой. А можно назвать Шопена счастливым человеком? (Да, нет)

Ответы детей
Да, он был несчастлив, что жив вдали от Родины. Но счастливым его можно назвать потому, что он сочинял музыку.
А Музыка делает людей счастливыми!
- Ребята, а вы хотите быть счастливыми? Дети:
-Да!
Учитель:
-А как выглядит счастливый человек? Дети:
- Он улыбается, танцует, поёт, дарит людям добро.
Песня о доброте

Я очень хочу
Ребята, как вы думаете? Что больше всего хотел Шопен?
(Быть с родными, близкими,

Рефлексия.
Выставление оценок
Если вам понравился урок, достаньте из кармана улыбку и подарите её друг другу
Звучит песня «Достань из кармана улыбку»

Презентация к уроку по музыке в 5 классе

«Гармонии задумчивый поэт»

Слайд 1 . Презентация к уроку в 5 классе: « Гармонии задумчивый поэт»

учителя музыки Браславской А.И. МБОУ Андреевская СОШ

Слайд 2 . Вашему вниманию сейчас были представлены фрагменты произведений известного польского композитора. Полонез, вальс, прелюдия и мазурка – все эти произведения написал Фредерик Шопен.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Генрих Нейгауз

«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано». Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.

Слайд 3 . Родился в Желязовой Воле под Варшавой (Польша) в семье учителя. Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Слайд 4. А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в Варшавскую консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер пишет: «Удивительные способности, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

Слайд 5. Фредерик Шопен - польский композитор
и пианист-виртуоз, крупнейший представитель польского музыкального искусства.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, превращая ее в концертные пьесы.

Слайд 6. Вальс - Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом,

представляет собой поступательное движение плавно кружащихся пар.

14 вальсов Шопен писал на протяжении всей жизни, начиная с 16 лет. В творчестве Шопена вальс представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники.

Слайд 7. Слушание – «Вальс с is moll № 7» Ф.Шопена

Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Слайд 8 . Слушание – «Вальс а – moll » Ф. Шопена , отвечаем на вопросы:

    Какое настроение передает музыка?

    Как она построена?

    Каков музыкальный образ?

Слайд 9 . Сравнительный анализ двух вальсов с помощью словаря эстетических эмоций. (Мягко, весело, взволнованно, трогательно, задорно, порывисто, задушевно, шутливо, безмятежно, таинственно, радостно, звонко, ласково, игриво, ярко, поэтично, нежно, спокойно, светло).

Слайд 10 . Ноктюрн -

    От франц. «ночной», пьеса лирического, мечтательного характера.

    Небольшое лирическое музыкальное произведение.

    Художественное произведение, изображающее ночь, ночные сцены, настроения.

« Ноктюрн h - moll » Ф.Шопена в исполнении Владислава Шпильмана.

Слайд 11 . В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Шопен писал: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Слайд 12 . Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фредерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Ашот Граши. Перевод с армянского В. Звягинцевой.

Слайд 13. Композитор расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже. В 1830 – 1831 г.г. в Польше началось
национально-освободительное восстание против
власти Российской империи.

Шопен писал: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется. В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…»

Слайд 14. Свое горе, гнев, возмущение Ф.Шопен излил в музыке.

Появились такие произведения, как знаменитый Этюд №12, названный

«Революционным».

Этюд (франц. etude, буквально - изучение) - это пьеса, предназначенная для совершенствования техники на каком-либо инструменте. В XIX веке развивается новый жанр – концертный этюд. Его технические трудности подчинены раскрытию художественного замысла композитора.

Слайд 15. Слушание - Этюд № 12 c - moll «Революционный» Ф.Шопена

Слайд 16 . В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Виктор Боков

Шопена нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Приехав в Варшаву, Желязову Волю, мы можем посетить дома – музеи Шопена, прийти к его памятнику.

Гармонии задумчивый поэт. Ф.Шопен

(Урок музыки в 5 классе)

Цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи:

Образовательные:

Формирование знаний об этапах жизни и творчества Ф.Шопена.

Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.

Продолжить работу над певческим материалом.

Воспитательные:

Воспитывать ощущение и понимание широты творческого стиля Ф.Шопена.

Воспитывать самостоятельное мышление.

Воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыкальных произведений.

Воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых формах работы.

Повышение уровня музыкальной культуры учащихся;

Развивающие:

Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Прививать деятельный творческий подход к урокам музыки, развитие познавательного

интереса.

Развитие интеллектуальных способностей, расширение кругозора;

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Методы:

проблемного обучения;

эмоциональной драматургии;

сопоставления и анализа музыкальных форм.

приемы: беседа, слушание музыки, вокально-хоровая работа, использование наглядного материала.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование.

Портрет композитора.

Папки с музыкальным материалом.

Деревянные ложки для развития ритма.

Музыкальный материал:

Народные песни для развития ритма.

Музыка Ф.Шопена.

Музыка Баха, Бетховена, Моцарта, Мендельсона.

Копилка музыкальных терминов.

Новогодние песни.

Планируемые достижения учащихся:

Познавательные УУД : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлечение информации, осуществление анализа, давать определения понятиям, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД : создавать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД : высказывать и обосновывать свою точку зрения, приходить к общему решению, умение слушать собеседника.

Личностные УУД : развитие познавательных интересов, адекватное оценивание себя.

Тип урока - знакомство с новым материалом.

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная

План урока:

1. Организационный момент.

2. Упражнения с ложками на развитие музыкального ритма.

3. Музыкальная викторина

4. Тесты на знание знакомых музыкальных произведений.

5. Объяснение новой темы.

6. Слушание музыки

7. Исполнение певческого материала.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята!

Вслушайся, весь мир поет,

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен!

Ребята! А вы верите в волшебство? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому. О, чудо!!! Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! И мне хотелось бы, чтобы волшебный мир музыки подарил вам сегодня хорошее настроение, новые впечатления.

1. Выполняем ритмические упражнения по русскую народную музыку. (Ах, вы, сени).

(Вызываю учеников, исполняющих свой ритм. Оценивают товарищей.

Видео. Исполнение вместе с группой ложкарей).

Музыкальная викторина: (работа в паре)

1. Главная песня страны. Гимн

2. Знаки, при помощи которых записываются звуки. Ноты.

3. Русский щипковый инструмент с тремя струнами. Балалайка

4. Древнейший музыкальный щипковый многострунный инструмент Арфа

5. Русский музыкальный инструмент, названный по имени певца сказителя Баян.

6. Один из самых распространенных инструментов; имеет 6 или 7 струн Гитара

7. Балет, в котором исполняется популярный танец «Маленьких лебедей» «Лебединое озеро»

8. Человек, специальностью которого является создание музыкальных произведение. Композитор

9. Театральное представление, в котором содержание передается

танцами и музыкой. Балет

10. Театральное представление, в котором содержание передается пением и музыкой. Опера.

(проверяем ответы).

Ребята. А можем мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Как вы думаете, с творчеством какого композитора мы сейчас будем знакомиться? Фамилия его прозвучала в стихотворении.

Правильно - Фридерик Шопен.

Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой в семье учителя.. Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия.

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Ребята! Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал, друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли, чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли, средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал, в нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт, он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах. Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной, под хмурым небом был увенчан прах.

У: Направляясь во Францию, Шопена настигло известие о начавшемся в Варшаве национально-освободительном восстании. Он хотел вернуться, но ехать ему в Польшу было нельзя. И юноша, полный романтических мечтаний, сразу превратился в бойца. И душа его стала колоколом свободы. Прозвучавший фрагмент - « Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности?

Ф. Шопен Революционный этюд. (видео).

Д: Пунктирный ритм, быстрый темп, минор, Мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста,

У: Молодцы! У вас отзывчивое сердце! Но! Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…

Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопена нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Произведение, которое сейчас прозвучит – ноктюрн.

Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную пьесу.

Ф. Шопен. Ноктюрн . Красивая осень.

Анализ музыкальных произведений «использовать «музыкальную копилку»).

Какие чувства затронула в вас эта музыка?

На каком музыкальном инструменте исполнялась музыка?

Какие музыкальные образы вы себе представили?

(высказывания ребят о том, какие чувства и эмоции ощутили они, слушая музыку Шопена).

Слушание и пение новогодних песен.

Работа над дикцией, правильным интонированием, дыханием, вниманием (начинать и заканчивать по знаку учителя).

Замечание по исполнению песен. Исправление замечаний.

Пение песен по желанию.

Рефлексия:

Что было нового на уроке?

Что было трудно?

Что понятно и что непонятно?

Над чем надо еще поработать?

Тема: Музыка и литература 5 класс, урок № 10

Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Название урока: Гармонии задумчивый поэт.

Цель урока: воспитание восприятия и осознания учащимися музыкального образа как специфического отражения действительности средствами музыки Ф. Шопена.

Задачи урока

− расширить представления о романтизме как музыкальном направлении;

− углубление знаний о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена;

− определение образного содержания произведений композитора;

− подвести учащихся к осознанию соответствия интонаций мазурок событиям жизни Шопена;

− выработка самостоятельного творческого мышления учащихся;

− развитие эмоционально-осознанного восприятия, умения определять музыкальный образ произведения;

− развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

− развитие представлений о танцевальном жанре;

− воспитаниепатриотизма, любви к родине;

− способствовать

▪ воспитанию эстетическихчувств;

▪ развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора;

▪ самостоятельности мышления, развитию творческого потенциала,

▪ повышению уровня музыкальной культуры учащихся;

нравственному воспитанию учащихся;

▪ обогащению духовного мира детей.

Методы:

− проблемного обучения;

− эмоциональной драматургии;

− сопоставления и анализа музыкальных форм.

Приемы: беседа, слушание музыки, вокально-хоровая работа, использование наглядного материала.

«Музыка не только доставляет нам удовольствие

Она многому учит.

Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее»

ДмитрийКабалевский

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Актуализация опорных знаний: / Прелюдия №7 Ф.Шопена /

Какой настроение выражено в этом произведении?

Аможно ли разделить горе?

− Сегодня мне бы хотелось послушать музыку композитора, который делился и делится с нами и радостью, и горем, тончайшими нитями души.

− Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.

− Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.

− Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

− В одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано…». В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, прелюдий слышатся отголоски польских народных танцев и напевов.

− Это Фридерик Шопен.

/ фрагмент полонеза ля-минор/

История танца: танец рыцарей, танец-шествие. Образ рыцарей победителей.

– Что такое достояние?Можно ли назвать музыку достоянием?

– Музыка Шопена – достояние Польши.

/Фильм оФридерике Шопене/

/Звучат прелюдии Шопена № 7 /

Анализ произведении:, контраст, свет, легкая добрая улыбка и трагический образ, горе, разные образы. Образ родины − светлый, близкий, радостный. Образ родины – далекой, скорбной, страдающей.

История создания Революционного этюда

Шопен не был профессиональным революционером, но в нем с детства жили свободолюбивые идеи. Он дружил с польскими революционерами и был их певцом. Как у нас Пушкин был певцом декабристов. Его независимые мысли и вольнолюбивая музыка пугали аристократов, и они говорили, что он пишет легкомысленные, бездарные пьески. В восемьсот двадцать девятом году двадцатилетним юношей он покидает Польшу, как потом оказывается - навсегда. Он живет в странах Европы, переезжает из города в город, выступает с концертами, сочиняет музыку. И не прекращает переписки с друзьями, с нетерпением и радостью получает с родины сообщения об их борьбе.

Летом тридцать первого года в Польше поднимается революция. Шопен узнает об этом по пути из Вены в Лондон. Он останавливается в маленьком немецком городке Штутгарте и поселяется в небольшой гостинице. Горячий и страстный, он не может скрыть своего волнения. Он рассказывает всем о своих друзьях, уверяет, что скоро на его родине утвердится свобода, - и с нетерпением ожидает дальнейших известий.

Однажды он возвращается с прогулки. Хозяин гостиницы передает ему письмо. Конверт с таким знакомым штемпелем, послание с Родины! Он вбегает по скрипучей лестнице наверх, влетает в свой номер, кидает трость, сбрасывает шляпу и пальто, распахи вает створки окна, разрывает конверт...

Маленькая записка, несколько торопливо нацарапанных строчек. Фредерик читает и не верит своим глазам. Он снова перечитывает. В записке сообщается, что революция разгромлена и потоплена в крови, что почти все друзья расстреляны или брошены в тюрьмы... Неужели всё кончено? Неужели он остался совсем один?

Мертвым взглядом смотрит он в угол. Механически надевает пальто и шляпу, выходит из гостиницы. Он бродит по узким улочкам, никого и ничего не замечая. Разыгрывается непогода, ветер срывает с него шляпу, хлещет дождь, а он всё идет и идет. Буря страстей бушует в его груди, она вот-вот разорвет его, он не может подавить тревоги и волнения, ускоряет шаги и бежит, бежит, врывается в гостиницу, падает в кресло у рояля и в страстных звуках изливает отчаяние и гнев...

Так был создан Революционный этюд .

/Революционный этюд.Ф.Шопена/

− «Снимите шляпы, господа, перед вами гений!» эти слова принадлежат современнику Шопена немецкому композитору Роберту Шуману.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

А. Грашин

Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Но не только этим он дорог полякам и любителям музыки всего мира. В его музыке− глубина, тонкое проникновение в потаенные уголки человеческой души, красота и сила человеческого духа, достоинство и благородство и бесконечная любовь к своей родине.

Когда фашисты заняли Польшу в 1939 году, первым приказом коменданта Варшавы, был приказ о разрушении памятника Шопену. Как думаете, почему?

Шопен с 20-ти лет жил вдалеке от родины и умер во Франции. Независимо от того, где человек жил и живет, его определяют поступки. До конца дней страстно любил свою родину, воспевал ее в своих произведениях, был патриотом. И его музыка пробуждала в людях патриотические чувства. Уничтожая памятник любимому композитору, национальному достоянию и гордости Польши, Фашисты наносили удар человеческому достоинству, самому дорогому, что было у людей, надеясь сломить их волю, поработить.

Памятник действительно был разрушен, его отправили на переплавку, но каким-то чудом, вагон с обломками памятника оказался в тупике, не сработал механизм четко отлаженной фашистской системы.

А вот вторую святыню − сердце Шопена, которое находится в одной из колонн собора святого Креста, польские партизаны смогли сберечь.

А какими еще, кроме скульптурных произведений, могут быть памятники достойным людям?

Памятники – это то, что хранит для потомков память о человеке, его делах. Это могут быть и произведения изобразительного искусства, и литературные сочинения, и музыка. Один из музыкальных памятников сегодня прозвучит на уроке.

/ песня «Письмо Шопену» в исполнении Анны Герман/

4. Вокально-хоровая работа.

5. Итоги, обобщение.

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

И второй …

…Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Эти строки принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору. Свои теплые чувства к музыке этого композитора Пастернак выразил во многих своих произведениях.

Для того, чтобы нам понять о ком идет речь мы разгадаем кроссворд.

Звучит музыка Шопена

Разгадывают кроссворд, собирают слово (Шопен)

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной –

Все это …Фридерик Шопен.

Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.

Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «Гармонии задумчивый поэт». Давайте откроем тетради, запишем число, тему

Фридерик Шопен

Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия.

Нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Ребята! Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

И сейчас мы с вами исполним песню «…………….»

Распевание

ПЕСНЯ Моя Россия

Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.

Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.

Работа с текстом

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Ребята! Перечислите жанры, в которых композитор оставил свой яркий след.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.