Марийское устное народное творчество. Музыкальное искусство

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

1.Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы - ре малой октавы - ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.

1. Айда олташ каена

Им Вуд серым

Ший вуд серым, ший Вудшам

Ой, подъелаш, подъелаш. - 2раза

2. Ший Вуд серым

Ший вудшим оно падья

Ший Вуд серый ший отмажья

Ой, кунчалаш. Кунчалаш. -2раза

3. Айда йолташ каена

Сар олокаш

Сар кукушпаш, сар мурыжым

Ой, кольшташ, кольшташ. - 2 раза

4. Айда йолташ каена

Мор Аркашке

Мор Аркашке, мор саськажем

Почалаш, почалаш. - 2 раза

5. Мор аркаште мор

Саськажем оно ног

Сар шушеньемы жьем

Кольшташ, кольшташ. - 2 раза

6. Айда йолташ каена

Ял мучашке

Ял мучашке гармонь

Йукьем кольшташ.-2 раза

7. Ял мучаште гармонь

Йуовель она кольел

Ял мучаште гармонисты

Ваш Лиям. - 2 раза

2.Улошная песня «Корышко»(«На гору пойдем»)

Песня исполняется на улице юношами и девушками во время прогулки.

Используется прием повторение. Размер 4/4. Тональность ля бемоль мажор. Темп исполнения умеренный. Диапазон песни секста - ля малой октавы - фа первой. Мелодия основана на терции и заполнении ее.

1.Айдаёлташ корышко

Мандолине тамодна

Ой, мандолине там одна

2.Муре надо мигарене

Кид коено ёрлена

Ой, кид коено ёрлена

3.Вдруг запеле вдруг запеле

Спелек тшаше тологонь

Ой, спелек тшаше тологонь

4.Кшёл ташен десканденек

Шошо маше тологонь

Ой, шошо маше тологонь

5.Ошто маше пидагама

Труда мино тогишо

Ой, труда мино тогишо

6.Тебе карда тогоняна

Тая мена тогишо

Ой, тая мена тогишо

3.Свадебная величальная песня «Инжолаш татэн»

Пеню исполняли на второй день свадьбы муж и жена своим родителям.

Особенность мелодии - много мелких длительностей, пунктирный ритмический рисунок. Диапазон песни секста, встречаются скачки на кварту, терцовый ход и заполнения его. Сложно-смешанный переменный размер.

1. Инжолаш татен,

Интяш поп манне тэнь, уалтэн

2. Монжатэнь мо онжела нахнэ

Интерпошман мэтэ, уалтэн

3. Иэрмэн толонтан ой коэна

Интетила конжала, киворла

4. Мэнитерна ждолонда ой коэна

Интетила конжала, киворла

5. Ишнэ кидольштэ олтэ болта

Эрнэ малантэ, керволтэ

6. Ишнэ кидольштэ олтэ болта эрнэ

Маланте, керволтэ

7. Малантэ керволтэ аваата

Йонзолат контэр тайсяжир

8. Уко тотэн тайшташ мура

Эрла кушугань, мура

9. Татэ тинда окта ужан

Эрла ушагань ужан

4.Детская шуточная песня «Изе витше»(«Маленькая птичка»)

Тональность си минор. Диапазон квинта. Ровный ритмический рисунок. Сложно-смешанный размер. Движение мелодии по секундам, есть скачок на кварту и ход по трезвучию.

1. Изе витше

Йолта талеш

Изе пушон тарва талеш

Изу пушон тарва та

2. Тупу жожто

Керт син жалеш

Чевер, чевер, чевер, чевер

Чевер ыдын шинжалеш

3. Туи джо

Йолта талеж

Сай саланэ, сай саланэ

Сай саланэ сералеш

4. Ту саламже

Мо шта сера йошкар, йошкар

Йошкар, йошкар

Йошкар арлеш сер теро

5. Изе витше

Йолта талеш

Изе пушон тарва талеш

Изу пушон тарва та

5.Улошная частушка «Кече лектеш онжалеш»(«Солнце вышло и сияет»)

Тональность Размер 2/4. Диапазон 1.5 октавы - ре первой октавы - соль второй октавы. Мелодия имеет большие скачки: на квинту, сексту, октаву. Встречаются синкопы. Каждый куплет сиквенциозно поднимается выше и выше

1.Кече лектеш онжалеш мардеш лектеш пуалеш

Канды тиран носовикем комталеш

Эрта, эрта юмореш кодешь, кодешь кумолеш

Уже меен араталме йолташем

2.Эх, йолташем капка онулко леектем

Канде тиран носовикем руизен ит шого

Тай ин весе улогень ат мньн мееныкертеш

Тайен вверчен чёнот юла манин итшоно

4.Тый алампум меньдешенч меенводом опташом

Ик олмажемь малаш рынот тынь серетоткерт

Мый тей денет кельшешем давседен каешеч

Мый веседен каемрынят тынь сереет откерт

1. Солнце вышло и сияет

Ветерок подувает

И сушит мой платочек,

Проходит, проходит моя жизнь

И остаеться одно воспоминание…

2. Мой дружочек выйди на крыльцо

Но платочком не маши

Если у тебя есть другая,

То у меня может быть другой

И не думай, что сердце мое

Тревожиться о тебе

3. Ты черемуху посадил,

я водой поливала

если ветку сломаю, ничего ты не скажешь.

Я тебе доверяла, а ты ушел к другой.

Если я уйду с другим ты ничего не скажешь.

Песни найденные в музыкальных изданиях

1.Марийская закличка «Брызг - брызг»

Размер 4/4. Пунктирный ритм. Диапазон - кварта: ре первой октавы - ля первой октавы. Тональность до мажор.

Брызг - брызг, дождик мороси,

Тучку дымку принеси.

Ветерок, подуй, кружась.

Мелкий дождь, лей на нас.

2.Марийская игра «В маки»

Тональность до мажор. Размер переменный. Пунктирный ритм. Диапазон - секста: ре первой октавы - фа первой октавы. Тональность

1. - Сизый голубь дружок,

Расскажи ты нам

Где же сеют мак

И как сеют мак?

Вот здесь сеют мак!

Вот так сеют мак!

2. - Сизый голубь дружок,

Расскажи ты нам

Как же мак растет

И как он цветет?

Вот так он растет!

Вот так он цветет!

3.Марийская игра «Зайчик»

Размер переменный, сложный, смешанный. Тональность ре минор. Диапазон квинта: ре первой октавы - соль первой октавы. в мелодии присутствуют скачки в терцию, кварту.

Уач-уач, зайчик, куда мчишься?

Поглодать березовых корок

Где твоя расплюшилась лапка?

В зимний холод на льду студеном.

Где твой хвостик укоротился?

Откусил рыжий лис за оврагом

Где же ухо твое почернело?

Почернело в дыму сосновом

Уач-уач, зайчик попрыгай.

4.Марийская считалка «В жмурки»

Размер 2/4. Тональность ля минор. Диапазон - квинта: ля первой октавы - ми второй октавы. Характер исполнения - бойко. Мелодия движется по секундам и терциям.

Сорок лип в лесу стоят,

Сорок птиц на них сидят,

Сорок первая летает,

А кто жмурка - вылетает!

5.Марийская народная песня «Мельница»

Характер медленно,скорбно. Тональность ре минор. Размер ѕ. Характер исполнения медленно, скорбно. Диапазон 1,5 октавы: ре второй октавы - до первой октавы.

6. Марийская народная песня «Колыбельная»

Характер исполнения медленно. Размер 2/4. Тональность ми бемоль минор. Мелодия движется по терциям и секундам. Диапазон 1,5 октавы: ля первой октавы - си малой октавы.

Воплощение хорального текста в творчестве И.С. Баха

Хорал явился одним из ведущих жанром баховского вокального творчества. Первые деятели Реформации не называли протестантские песнопения хоралами. С конца XVII века хоралом называют многоголосные обработки протестантских мелодий...

Хороводные, игровые и плясовые песни имеют различную приуроченность и ко временам года, и к обстоятельствам исполнения. В большинстве местностей важная роль отводилась весенним хороводам. И усть-цилемская «горка» на Печоре...

Жанры русского музыкального фольклора

В переводе с греческого «эпос» означает «слово», «повествование», «сказ». К эпическому роду принадлежат русские песни повествовательного характера. Наиболее полно и последовательно...

Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт

О различиях мордвы-эрзи и мордвы-мокши написано много книг и научных статей. К сожалению, среди различий нигде не упоминаются эрзянские и мокшанские песни. Если песня поётся по мокшански, значит это мокшанская, если песня поётся по эрзянски...

Музыка как стиль искусства

Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

Выбор песен. Программа воспитания осуществляется в период всего пребывания ребенка в детском саду во всех режимных процессах, в играх, на занятиях, в свободное от занятий время. Для музыкального развития детей очень важно...

В период 1900--1917 го-дов в России инструментальная музыка привлекла к себе при-стальное внимание русских композиторов. Можно сказать, что никогда ранее она не занимала столь значительного места в их творчестве. А. Глазунов, С. Танеев, С. Рахманинов...

Скрипичное искусство в России конца XIX–начала XX веков

Большинство крупных рус-ских композиторов начала XX столетия отдало дань камерно-ансамблевым жанрам, а для некоторых камерная музыка стала основным видом творчества (С. И. Танеев). Вместе с тем необ-ходимо указать...

Творчество известных композиторов. Музыкальные жанры и формы

Крупнейшими композиторами этого периода: по праву считаются С. Прокофьев, Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Д. Кабалевский. Великого советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева по праву называют классиком XX века...

Философия и ораторско-риторическая диспозиция – факторы формирования Венской классической школы и формы сонатного аллегро

Все основные аспекты жизни людей того времени были отражены в материальной и духовной культуре. Со становлением светского общества художники-живописцы, поэты и писатели, музыканты обращаются к формам классического искусства Древней Греции...

Формирование русской светской хоровой культуры

Хоровой концерт. Все появившиеся в это время хоровые композиции различных авторов связывает трактовка хорового жанра как «музыки высоких помыслов», идущая от хоровых образцов далекого прошлого...

Художественное своеобразие поэтического компонента современной альтернативной музыки (на материале песен Дельфина)

В творчестве Андрея Лысикова имеет место влияние русского поэтического авангарда. Его традиции лирика Дельфина восприняла на основе принципов поэтики, а так же на уровне сквозных мотивов. Связь авангарда с поэзией Дельфина видится...

Физические и духовные силы народа были раскрепощены, марийцы запели вдохновенные песни о счастье свободного труда, о строительстве новой жизни.
С созданием в 1921 году Марийской Автономной области, а позже — Марийской АССР, стала быстро расти политическая активность широких масс трудящихся. Советская власть обеспечила все условия для полного раскрытия творческих сил марийского народа. Расцвела новая культура, национальная по форме и социалистическая но содержанию.
Коренное изменение в политическом и экономическом положении марийского народа привело к большим переменам и в устном художественном творчестве. Теперь не найдешь уже ни одного колхоза в республике, где бы не работал драматический или хоровой кружок.
Ежегодные смотры художественной самодеятельности в Марийской АССР не только показывают общий рост коллективов, но и выявляют много высокоодаренных актеров, певцов, танцоров, музыкантов. При царизме эти народные таланты оставались безвестными, а большинство их просто гибло, задавленное ужасающими условиями жизни.

Художественная самодеятельность стала почетным, общенародным делом.
Собирание и изучение марийских народных песен поставлено в исключительно благоприятные условия. Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (МарННН) систематически организует экспедиции для записи и собирания фольклора. Институт располагает большим фондом фольклорного материала, превышающим десять тысяч текстов.
Материалы экспедиций многократно публиковались. В республиканском и центральных издательствах вышло в свет большое количество отдельных сборников песен.
В экспедициях Марийского научно-исследовательского института принимали участие студенты Марийского пединститута, учителя, поэты, писатели и композиторы. Большую помощь в организации фонозаписи оказывали председатели колхозов, бригадиры и сельская интеллигенция. В этой помощи советской общественности видны забота и признание важности научно-исследовательской работы и выражение любви к своему народному искусству
Особо надо отметить работу старейших фольклористов, собирателей-энтузиастов: В. М. Васильева, отдавшего более полувека этому благородному делу; известных композиторов И. С. Палантая, Я. А. Эшпая, молодого композитора К.Смирнова, — горячих пропагандистов марийской народной песни.
В советское время произошли значительные перемены в бытовании песен и в их тематике.
В песнях советского периода отразились все этапы развития экономики и культуры мари. Нет ни одного значительного события в общественно-политической и культурно-хозяйственной жизни народа, которое не нашло бы отражения в тематике народных песен. Марийский народ слагал песни о советской власти, давшей ему свободу и равноправие, о раскрепощении женщины, о культурной революции. Примером может послужить песня «Ой ты, речка Желтая», в которой ярко выражено отношение к происшедшим социальным переменам:

Ой ты, власть Советская,
Если б тебя не было,

Разве мы тогда могли б учиться?
Ой, Октябрь ты наш, Октябрь,
Если б тебя не было,
Где была бы наша волюшка?
Где была бы наша волюшка?

Темы строительства социализма в деревне нашли широкое отражение в народном творчестве—созданы песни о новом отношении людей к труду, о людях, овладевающих техникой. Когда колхозы укрепились в организационно-хозяйственном отношении и труд колхозников дал реальные результаты, народ запел о счастливой зажиточной жизни.
В 1941 году гитлеровские орды напали на нашу родину, и парод мари вместе с великим русским народом и другими народами Советского Союза поднялся на защиту социалистического отечества. Великая Отечественная война нашла свое достойное отражение в устном творчестве марийцев.
С марийскими песнями теперь знаком весь советский народ, они исполняются с эстрады, звучат по радио.
Говоря о песне, нельзя не упомянуть о марийских народных музыкальных инструментах, почти всегда сопровождающих песню, — это гусли, волынка, «пузырь» (духовой инструмент, состоящий из пузыря, волынки и рога), своеобразная скрипка, барабан, гармошка. У горных мари также весьма распространены как музыкальные инструменты гребешок и катушка, на отверстие которой накладывается тонкая береста. Надо отметить еще один довольно любопытный «инструмент», пользующийся у молодежи особым признанием, — это обыкновенный лист черемухи или клена. С помощью листа марийские девушки и женщины насвистывают любую мелодию и довольно часто импровизируют. Бывает так, что весной в сумерки после работы одна или две девушки-подруги срывают листы черемухи, растущей под окнами дома, и начинают насвистывать своп любимые песни. II звуки мелодии в тихую вечернюю пору слышны далеко-далеко. Очень часто в ответ на другом конце деревни раздастся такой же свист, в этот своеобразный хор включается все больше и больше исполнителей, и на некоторое время вся деревня наполняется мелодичным свистом.
Каким бы ни было самобытным развитие марийской народной песни, оно никогда не отгораживалось от развития русской песни и песен народов Поволжья. Влияние русской песни можно легко проследить на многих песнях мари.
Вот, скажем, горно-марийская песня «Кабы раньше знал»:

... Ухажера ум
Кабы знала я,
До полуночи
Не гуляла бы.

Безусловно, на песни марийцев, живущих в селениях, смежных с татарскими, оказали влияние и татарские песни, особенно на короткие песни восточных марийцев.
Русские композиторы, например такие, как Балакирев, Глазунов, Ляпунов, интересовались музыкальным фольклором мари и в какой-то мере использовали его в своем творчестве. Нельзя пройти мимо такого интересного факта, имевшего место в середине девятнадцатого столетия, как опубликование квартета «Волга», созданного русским композитором Н. Я. Афанасьевым на основе мелодии одной горно-марийской песни и гусельного плясового наигрыша. Квартету «Волга» тепло принятому музыкальной общественностью, была присуждена в 18С0 году первая премия Русского музыкального общества. Марийские мотивы звучат и в некоторых произведениях советских композиторов: Шебалина, Ракова, Шехтера и других.
Современное песенное творчество представляет собой очень большое и сложное явление в культурной жизни народа.
Такого массового подъема песенного творчества, как в настоящее время, еще не знала и не могла знать история марийского народа в прошлом. Мариец в первых песнях советского периода запел о своих гражданских правах, а женщина-марийка — о правах женщины. Эти песни никто не писал, они сами собой рождались в душе еще неграмотных людей.
Марийские трудящиеся под руководством партии вместе со всеми народами СССР активно участвуют в строительстве коммунистического общества. Сознание этого качественно изменило и содержание песен, творцом которых главным образом является молодежь, особенно девушки.

В новых песнях девушка требовала, чтобы любимый был не только внешне красив, но чтоб он стал грамотным, учащимся, комсомольцем (см. песни «Яблони ветка», «Соловей», «Зелены в лесу берез кусты» и т. д.). А в позднейшее время она потребовала, чтобы любимый был передовым в труде, ударником, трактористом.
Основным жанром современного устного творчества у мари является теперь массовая лирическая песня. Сейчас совсем не слышно песен похоронных, сиротских, рекрутских, о трудной женской доле. Песни праздничные, гостевые еще остались в быту марийца, особенно свадебные, поскольку современный свадебный обряд еще сохранил некоторые черты старинного, хотя в самом содержании свадебных песен звучат новые темы, соответствующие новым семейно-брачным отношениям и новой коммунистической морали.

Если можно говорить определенно об изменении содержания современных песен, то нельзя сказать этого в отношении формы, то есть ритма, рифмы, традиционных поэтических приемов, построения и расположения строк и строф, параллелизмов. Это происходит потому, что строй современных песен крепко связан со старой традиционной формой и внутренними законами самого марийского языка.
Теперь действительно нет в песенном репертуаре колхозной деревни ни сиротских, ни рекрутских песен. Они отжили свой век, но эти песни, высоко стоящие в поэтическом отношении, оказали очень сильное влияние на развитие современной лирической песни. Это сказывается на форме, на поэтических приемах, а иногда встречаются и переделки старого содержания на новый лад.
На развитие поэтики колхозных песен большое влияние оказывает современная художественная литература, песни советских композиторов, пропагандируемые среди населения коллективами художественной самодеятельности. В то же время марийская песня оказывает влияние на творчество марийских поэтов и композиторов.

В предлагаемой вниманию читателей книге представлена лишь небольшая часть марийских народных песен, наиболее характерных их образцов.
Эта книга ознакомит советского читателя с поэтическим творчеством марийского народа.
Кандидат филологических паук К. Четкарев

Губина Мария Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Тазовская детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная и исполнительская специфика марийского музыкального фольклора
Дата публикации: 19.12.2017
Раздел: среднее профессиональное

МУЗЫКАЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СПЕЦИФИКА

МАРИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Выполнила преподаватель МБУ ДО Тазовская школа искусств

Губина М.В.

формирование

музыкальной

культуры

марийского

воздействие, как финно-угорские корни, так и контакты с другими этносами.

Важнейшее

музыкальном

фольклоре

занимает

обрядный

фольклор. В нем почти не сохранилось в системном виде календарно-обрядного

песенного фольклора. Древнейшими пластами национального фольклора являются

семейно-обрядные

свадебные,

поминальные

старинным архаическим пластам относятся также песни в сказках, песни-сказки,

ритуальные

фольклор.

локальны, специфичны для каждого музыкально-этнического диалекта. К образцам

старинного

традиционного

марийского

фольклора

относятся

празднично-гостевой традиции (застольные, величальные, благодарственные).

Для мелодики марийских песен характерны тенденция графичности линии и

преобладание принципа торжественно повторности в развитии. Кроме того, налицо

силлабичность песенной структуры, незначительность распевов. Все это придает

марийской мелодике строгую простоту и сдержанность.

Одной из особенностей марийской народной песни является отсутствие

внутрислогового

характерно

фольклора

(русского, татарского и т.д.). Безусловно, с внутрислоговым распева достигают

определенного развития. Например, сиротская песня луговых мари (Л. Викар 1966).

Марийская инструментальная музыка с давних пор была тесно связана с

обрядами,

вокальным

исполнительством.

музыкальные

инструменты,

напоминается

источниках XVIII

(волынка), тумыр (барабан), кусле (гусли), ковыж (варган), Приложение Б, рис. 1, 2,

3). В этнографической литературе XIX в. Мы находим упоминания в описании

других национальных инструментов – сурем пуч (урожайная труба), шыже пуч

(свирель)

(Приложение

половины XIX столетия среди марийского населения (в начале у горных, затем у

луговых) широкое распространение получает гармоника .

Инструментальная

марийцев

использовалась

сопровождение

народным

самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в

религиозных языческих обрядах и ритуалах (использование сурем пуч, кусле в

религиозных обрядах).

Так же с марийским фольклором тесно связаны и танцы. Они сопровождают

своими изящными движениями марийские обряды и песни.

Марийские народные танцы поражают богатством ритмического рисунка,

россыпью дробей, пластикой рук и композиционной основой. Корпус в марийских

плясках чаще всего бывает прямым и спокойным, без резких движений, даже когда

исполнители

выбивают

движения

спокойные, придающие танцу впечатление широты и строгости. Мужчины более

подвижны. Положение головы в марийских танцах определяется их характером и

подчеркивает эмоциональное содержание.

различаются

характеру

исполнения,

композиционной выстроенности и лексическо основе и поэтому они делятся на

этнические группы: луговые, горные и восточные.

Говоря о восточных марийцах, сегодня можно сказать, что в танцах данной

этнической группы мало сохранилось хореографической лексики но в это же время

богатство

композиционного

«Кандыра»

(«Веревочка»),

«Кандаше»

(«Восьмерка»),

«Латкокыт»

(«Двенадцать»), «Ваш миен куштымаш» («Строй») и т.д.

Горномарийский же народный танец вполне композиционный построения –

«Горномарийская

круговая»

«Сормовская

Горномарийский

чрезвычайно богат – это многочисленные разновидности «елочек», «гармошек»,

притопов, каблучных движений и т.д. Он по своему образу легкий, воздушный,

грациозный.

Лугомарийский

наиболее

сохранил

древнемарийский

исполненные

горделивости.

Грациозности,

игривости,

плавности,

изяществом и красотой, и разнообразием танцевальной лексики и композиционного

построения.

марийской

пентатоника

(пятизвучные

бесполутоновые звукоряды), которая встречается и у других народов, например у

татар, башкир, чуваш и др. .

основном

марийской

используются

пятизвучного

бесполутонового звукоряда:

Так же используются звукоряды, построенные на звукоряде с полутоном:

На шестиступенном звукоряде неполной диатонической гаммы:

марийской

самостоятельных

звукорядов.

Песни марийцев в силу особых историко-географических условий можно

разделить на три основных характерных групп:

горно-марийскую;

луго-марийскую

Йошкар-Олинскую,

Моркинскую,

Сернурскую);

восточно-марийскую.

Песни этих групп имеют различные в ладовом, ритмическом отношениях,

различны по форме, по диапазону и т.д.

Песни горных мари (Горно-Марийский район, расположенный на правом

берегу Волги) строятся на звукорядах:

И имеют в основном двух частичную куплетную форму, состоящую из двух

периодов, где вторая часть обычно является тональным ответом, построенным

квинтой ниже или квартой выше.

Для лирико-повествовательных горных напевов мари свойственны широта и

распевность,

диапазон

достигающий квартдецимы.

В этих напевах преобладают размеры 2/4 и 4/4, встречаются 3/8, 6/8, часто

встречаются смешные размеры. Ритмический рисунок разнообразии. Танцевальные

мелодии горных мари строятся шестиступенном звукоряде с четким двухдольным

размером :

Не смотря на то, что песня луговым мари делятся на несколько групп по

территориальному принципу, но наряду с этим имеют свои отличительные черты.

Так для протяжных песен Йошкар-Олинской группы характерна 2-х частная

строением

периодом,

является

повторением первого. Такое строение расширяет ее диапазон до децимы.

Песни Йошкар-Олинской группы построены на звукоряде:

ритмического

протяжных

свойственны

Для плясовых характерен четкий ритм и 2-х дольный размер (Приложение

В луговых песнях преобладает бестерцовая пентатоника в пределах сексты

типа c-d-f-g-a (Йошкар-Олинские, Моркинско-волжские мари). Так же встречается

пентатонная мелодия мажорного наклонения, основанная на звукоряде c-d-e-g-a.

Моркинской

(Моркинский,

Сотнурский,

Волжский,

Звениговский районы) во многом схожи с предыдущей группой марийцев, но они

отличаются по ритму. Для них характерны 3-х и 6-ти дольные размеры. Особенно

распространены свадебные песни с четким ритмом и размером 6/8.

Сернурской

(Ронгинский,

Сернурский,

Торьяльский, Куженерский, Мари-Турекский и прилагающие районы Кировской

области) широко бытуют звукоряды:

Каждый из этих звукорядов тяготеет к определенному району (например: 1-

й к бывшему Косолаповскому, 2-й Сернурскому и Торьяльскому, 3-й к районам

Кировской области), но их можно встретить повсеместно.

Песни этой группы не широки по объему. В них преобладают 2-х, 3-х и 4-х

дольные размеры.

марийцев

Кировской

ритмическое строение (Приложение А, № 2).

Песни восточных марийцев (Белебеевский, Краснокамский, Мишкинский,

Калтасинский

Башкирской

населенные

марийцами

Свердловской и Пермской областей) находятся под влиянием башкирской музыки.

У восточных марийцев часто встречаются мелодии песен, основанные на

пентатонике с мажорной (c-d-e-g-a) и минорной (a-c-d-e-g) окраской. Композитор и

фольклорист

восточных

мажорного наклонения, что происходит, очевидно, под влиянием окружающих их

башкир» .

Мелодика восточно-марийских песен формируется из трихордовых попевок

преимущественно прямого движения на основе кварто-квинтового строя.

Наиболее часто встречаются звукоряды:

По форме песни восточных мари куплетны. Наиболее распространена 2-х

частная форма с повтором второй части. Диапазон песен в большинстве случаев не

превышает октавы.

Песни отличаются свободным и многообразным ритмическим строением

(часты размеры 4/4, встречаются 2/4, ¾, 7/4, 3/8, 5/8 и др.).

В старинных песнях часто встречаются смешанные размеры, в позднейших

– стремление к единой метрической структуре.

большинства

марийских

пятиступенная ладовая система (ангемитоника). Но наряду с этим для певческого

музыкального фольклора характерна и диатоника.

характерными

особенностями

марийского

музыкального

фольклора являются: синкретический характер исполнения – синтез вокального,

инструментального,

хореографического

изложения мелодики марийских народных песен. В современном исполнительском

творчестве

коллективы

народно-певческой

направленности

(профессиональных,

самодеятельных)

интерпретируют

марийской

традиционной

вокальной

изложения

(хоровых,

исполнения: однородные (мужские, женские) и смешанные.

ПРИМЕЧАНИЯ

Своеобразие

марийской

пентатоники

А. Т. Тимиркаев // Ончыко. – 2010. – № 10. -192с.

Марийские

народные

музыкальные

инструменты

[Электронный

ресурс] // Козьмодемьянск РМЭ.

Народный танец луговых мари [Электронный ресурс] // ГБУК РМЭ

«Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-

досуговой деятельности».

Резников Б. Марийская хоровая культура / Б. Резников. – Йошкар-Ола:

Мар. книж. изд-во, 1960. – 293 с.

Основная масса марийцев в прошлом была неграмотной: до Великой Октябрьской революции грамотных мужчин было около 16%, женщин- 2%. Марийцев с высшим образованием насчитывалось 10 человек. Одна школа приходилась на 900 жителей. Образование было доступно главным образом детям зажиточных марийцев. Дело народного образования находилось в руках духовенства, хотя среди учителей были и передовые люди, приобщавшие марийцев к культуре русского народа. Изданием марийской литературы занималось миссионерское общество в Казани. Первой книгой на марийском языке, вышедшей в 1821 г., было напечатанное русскими буквами евангелие, в 1827 г. появилась грамматика горномарий- скрго наречия, правда, еще далеко не совершенная, так как она почти не выявляла специфики марийского языка. Последующие издания составляли книги религиозного содержания, но и их было немного: за 100 лет, с. 1821 по 1921 г., вышло в свет всего 112 названий.

Среди неграмотной массы марийцев было распространено так называемое добуквенное письмо. Знаки собственности - тамги (тамга) - служили и родовыми знаками. Их ставили на деревьях в охотничьих угодьях, на бортях, орудиях промысла, на утвари. Эти знаки в ряде случаев служили также распиской. В документе 1872 г. подписи марийских крестьян были представлены родовыми знаками. Кроме того, применялись бирки - податные, налоговые, пастушьи, красильные и т. п. В них наряду со знаками домохозяев обозначались зарубками счетные единицы- деньги, скот и т. ц.

До 1870 г. для приглашения на общественные моления служили дощечки, на которых вырезались условные изображения той или иной священной рощи.

В советское время марийский народ добился крупных успехов в развитии культуры. С первых же дней революции началась работа по организации просвещения народных масс. Яркой иллюстрацией победы ленинской национальной политики было создание новой, советской школы с обучением детей на родном языке. С 1930 г. в республике введено всеобщее начальное обучение. Теперь в республике достигнута сплошная грамотность населения.

Ежегодное плановое расширение сети школ, рост числа учащихся в полных средних школах - яркий показатель роста культуры марийского народа. К 40-летию республики (июнь 1961 г.) функционировало 785 общеобразовательных школ, в которых обучалось более 110 тыс. детей, и 13 школ-интернатов с 3500 учащимися. Кроме того, несколько тысяч человек училось в техникумах и других средних специальных учебных заведениях. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью» в республике созданы общеобразовательные школы с производственным обучением.

В Марийской АССР на тысячу жителей приходится 181 учащийся. Это на 31 человека больше, чем в Англии, и на 37 человек больше,"чем во Франции.

В крае, где до революции население не имело возможности получить даже начальное образование, работают теперь два высших учебных заведения: Марийский государственный педагогический институт им.Н. К. Крупской и Поволжский лесотехнический институт им. А. М. Горького. Кроме того, марийцы-студенты обучаются в вузах Москвы, Ленинграда, Горького и других городов. На каждые 10 тыс. жителей в республике приходится 80 студентов.

В Марийской АССР работают 472 массовые библиотеки, 504 клуба, 302 киноустановки, 535 красных уголков. В городах - три театра, два музея, филармония. При некоторых школах открыты школьные музеи.

Марийцы имеют возможность смотреть кинофильмы, дублированные на их родной язык.

Недоступные в прошлом книжные знания народ восполнял познаниями, приобретаемыми опытом. О природной сметливости и наблюдательности марийцев свидетельствуют изобретенные ими простейшие метеорологические приборы (в частности, гигрометр с использованием черемухового или можжевелового прутика). Они владели также обширным запасом эмпирических знаний в области фенологии.

Теперь метеорология в колхозах поставлена на научную основу; в ряде колхозов работают метеорологические и опытные станции.

Росту культуры марийского народа способствует развитие печати. В республике издается 3 журнала, 27 различных газет. Марийское книжное издательство выпускает ежегодно около 700 тыс. экз. книг. Марийцы читают на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма, русской и мировой литературы, книги советских писателей.

Одновременно с ростом культуры и народного просвещения в Марийской АССР развивается и наука. Руководящим научным учреждением республики в области гуманитарных наук является Марийский научно-исследовательский институт в Йошкар-Оле. Он ежегодно организует экспедиции - археологические, фольклорные, диалектологические, этнографические, собирающие большой материал по истории, языку, быту и культуре марийского народа.

В республике созданы условия для подготовки научных кадров, особенно из"числа марийцев. В лесотехническом и педагогическом институтах открыта аспирантура. Большое пополнение Марийская АССР получает из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов, в вузах которых учатся марийцы. В высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях работает более 300 марийцев научных сотрудников и преподавателей вузов, среди них 100 человек с учеными степенями и званиями.

Фольклор и литература

До революции марийский народ не имел своей национальной художественной литературы. Свои мысли, чувства, художественные дарования и возможности он выражал в устном народном творчестве. Значительное место в фольклоре марийцев занимали песни: лирические, бытовые, свадебные, рекрутские, гостевые, плясовые. Излюбленными были лирические песни, близкие к плачам. В них зачастую была отражена тяжелая жизнь марийского народа. Существовал даже особый жанр - «песни печали».

Кроме песен, широко распространены были сказки, а также устные предания и легенды. Почти в каждом селении до настоящего времени можно услышать от стариков рассказы о далеком прошлом Марийского края, о его первых насельниках, о легендарных марийских героях, боровшихся за независимость и счастье марийского народа.

Возникновение марийской художественной литературы относят к периоду первой русской революции 1905-1907 гг. Однако большинство поэтических произведений этих лет, преследовавших в основном просветительные цели (авторы С. Г. Чавайн, М. С. Герасимов, Г. Микай), увидели свет лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

С первых же лет после революции начала развиваться массовая печать, стали выходить газеты на марийском языке, где и публиковались первые произведения марийских писателей.

Наибольшее развитие в марийской художественной литературе получила поэзия. Первыми представителями марийской поэзии были Н. Мухин и Г. Микай. Из выступающих в настоящее время можно назвать немало имен талантливых поэтов: М. Казаков, Г. Матюковский, В. Чалай, М. Майн, Н. Ильяков, И. Осьмин, А. Вик и др. В их произведениях последних лет преобладают темы мирного труда, коммунистического воспитания советского человека. Эти темы находят отражение и в лирике, и в эпических произведениях.

Значительное внимание уделяют марийские поэты переводам на родной язык произведений великих русских поэтов - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и советских авторов - В. В. Маяковского, К. М. Симонова и др. Лучшие стихи марийских поэтов переводятся на русский язык. В 1950 г. был издан на русском языке сборник стихов и поэм М. Казакова «Поэзия - любимая подруга» (на русском языке), отмеченный Государственной премией.

Основателем марийской художественной прозы был М. Шкетан. Он создал первый роман в марийской литературе «Эренгер». В этом произведении отражена жизнь марийского народа в первые годы коллективизации. Теперь в марийской литературе есть немало произведений, затрагивающих широкий круг проблем современной жизни. Описывается и прошлое марийского народа. В романах, повестях и рассказах Н. Лекайна, Д. Орая, Н. Ильякова, А. Эрыкина, 3. Катковой и других отражены темы, характеризующие пробуждение марийских трудящихся в годы революционного подъема и создание новой национальной интеллигенции в период коллективизации деревни, борьбу советских людей во время Великой Отечественной войны и мирный созидательный труд в настоящее время. В области марийской драматургии плодотворно работают писатели С. Н. Николаев, Н. Арбан, продолжающие традиции первых марийских драматургов - А. Ф. Конакова, М. Шкетан и др.

Произведения марийских писателей переведены не только на русский язык, но и на языки других братских народов нашей страны. Многие из них стали известны в странах народной демократии.

В июле 1956 г. Союзом писателей СССР были организованы вечера марийской поэзии с выступлениями поэтов Марийской АССР перед трудящимися Москвы. В порядке культурного обмена марийские писатели весной 1961 г. выступали в братской Татарии, а в ноябре того же года в Йошкар-Оле была организована неделя татарской литературы и искусства.

Изобразительное искусство

До Октябрьской революции у марийцев не было профессионального изобразительного искусства. Однако их бытовое орнаментальное искусство говорит о талантливости и художественном вкусе его творцов.

Среди других видов народного прикладного искусства наибольшее распространение в прошлом имела вышивка, применявшаяся для орнаментации одежды. Марийская старинная вышивка отличалась гармоничностью форм, расцветки, композиции. В ужасающих жилищных условиях, при свете лучины, в курной избе марийские женщины создавали поразительные по красоте произведения.

Орнамент вышивки на одежде разных локальных групп имел свои характерные особенности. Одежда луговых мариек украшалась широкими массивными полосами вышивки с крупным узором, горные марийки вышивали узкие полоски мелким геометрическим рисунком. Для вышивки марийцев, живущих в Башкирии, характерно преобладание в расцветке черного, темно-синего и коричневого цветов. Выполнялась вышивка без канвы, по счету ниток; нередко она была двусторонней. Сначала обшивался черными или синими нитками контур узора, а потом заполнялся фон. Вышивание сложного и мелкого узора требовало большой затраты времени. Так, на отделку женской рубахи, например, уходило не менее месяца.

Любовь к вышивке марийские женщины пронесли через века. Образцы современной вышивки на одежде свидетельствуют о большом мастерстве марийских женщин. Если для старинной марийской вышивки были характерны геометрический узор, сильная стилизация животного и слабое применение растительного орнамента, то в новой преобладают растительные узоры: цветы, листья, гирлянды. Нередко включается в орнамент советская эмблематика. Появляются округлые линии, чему способствует освоение новой техники ^тамбур, гладь). Характер вышивки напоминает татарскую, иногда имеет сходство с украинской.

На предприятиях местной промышленности под руководством худож- ника-прикладника JL А. Орловой марийскими вышивальщицами создаются прекрасные образцы современной вышивки, которые экспонируются и на международных выставках. Только в 1958 г. изделия марийских вышивальщиц демонстрировались на девяти выставках - в Брюсселе, Дамаске, Познани, Кабуле, Загребе, Измаиле, Лейпциге, Осаке и, наконец, в Москве. Вышивка теперь не безымянна. Имена вышивальщиц Зайцевой, Фазлеевой, Бабушкиной, Куклиной, Новоселовой становятся известными не только в нашей стране, но и за ее пределами,

У марийцев была развита также художественная обработка дерева. Резьбой украшали предметы хозяйственного назначения, жилище, утварь, ее широко применяли для орнаментации культовых предметов. Распространены были деревянные резные черпаки для разливания пива и браги. В орнаменте ковшей горных марийцев преобладала фигура коня, у луговых - изображение медведя и птиц.

Художественная обработка дерева у горных марийцев приобрела характер промысла. В деревнях нынешнего Горномарийского района - Шындырьял, Носелы, Шелаболки, Чермышево-было развито кустарное производство выжженных тростей и плетеных черемуховых изделий. Эти традиционные виды изобразительного народного искусства марийцев существуют у них и в настоящее время.

Из среды народных мастеров-резчиков выросли профессионалы, использующие искусство обработки дерева в скульптуре. К числу их надо отнести мастера-самоучку Ф. П. Шабердина. Его деревянные скульптуры - «Марийская девушка», «Среброзубая Пымпалче» (фольклорный сюжет), «Народные музыканты», а также ряд бюстов для памятников писателям республики составляют ценный вклад в изобразительное искусство марийцев. Народному мастеру Ф. П. Шабердину присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

Первым марийским художником-профессионалом был А. В. Григорьев, один из организаторов АХРРа; он многое сделал для воспитания национальных кадров художников в Марийской республике в первые годы ее становления.

Развитию художественной культуры в республике способствовало открытие в двух ее городах-Йошкар-Оле и Козьмодемьянске-краеведческих музеев с большими коллекциями картин. В картинной галерее при Козьмодемьянском музее (открыт в 1919 г.) наряду с работами местных художников были выставлены картины крупных русских живописцев - Кустодиева, Врубеля, Шишкина, Бенуа, Головина, Малявина, Жуковского и др.

В музее г. Йошкар-Олы (открыт в 1924 г.) экспонируются лучшие произведения первых марийских художников - Горбунова, Атлашкиной, Добрынина и др. В 30-е годы активно работало творческое объединение (филиал АХРРа) художников Поволжья, среди которых были В. К. Тимофеев, П. А. Радимов, Г. А. Медведев, Е. Д. Атлашкина, К. Ф. Егоров, П. Т. Горбунов, И. М. Пландин и др. Их произведения тех лет отражали новую жизнь в молодой Марийской республике и тяжелое прошлое народа («Агитатор из города» Горбунова, «Сбор ясака» Медведева и др.).

Произведения марийских художников, созданные в годы Великой Отечественной войны, запечатлели участие марийцев в защите Родины: «Отправка подарков на фронт» П. Добрынина, «Сдача серебра в фонд обороны Родины» Б. Осипова.

В настоящее время в марийском изобразительном искусстве представлены все жанры: живопись, графика, книжная иллюстрация, театральная декорация.

Неоднократно проводившиеся республиканские художественные выставки свидетельствуют о значительных успехах, достигнутых марийскими художниками. Их произведения экспонировались также и на выставках в Казани и Москве. Широкой известностью пользуются картины: «Подписание декрета об организации Марийской автономии» и «Проводы комму- нистов-добровольцев на фронт» В. М. Козьмина, «Пугачев в марийской деревне» Е. Д. Атлашкиной, «Народный певец» и «Настройке» И. И. Мамаева, «Академик Мосолов среди колхозников» Д. А. Митрофанова и др.

Театр

Первый марийский передвижной театр был создан в 1919 г. на основе самодеятельного коллектива.

Ядро театра составляли основоположник мариискои литературы М. Шкетан, учителя Беляев, Белков и др. Для подготовки актеров в г. Йошкар- Оле (тогда Краснококшайск) были организованы трехмесячные курсы. В 1926 г. было построено здание театра и организована студия для повышения квалификации работников театра и подготовки кадров.

В 1929 г. из окончивших театральную студию был организован Марийский государственный театр. В 1930 г. его коллектив уже участвовал во Всесоюзной олимпиаде искусств в Москве.

Большим успехом пользуются у зрителей пьесы из жизни марийцев, такие как «Салика» и «Айвика» С. Н. Николаева, «В родном селе» А. Волкова и др. В музыкальном сопровождении таких пьес используются марийские мелодии. Художественное оформление пьес ярко отражает национальные особенности культуры и быта, изучению которых театр уделяет большое внимание. Театр работает также над постановкой пьес русских классиков и советских драматургов.

Музыка

У марийцев издавна существовала своя оригинальная музыкальная культура. Музыка марийцев отличается богатством форм и мелодичностью. Марийскими национальными музыкальными инструментами являются гусли (кусле), пузырь ("ьиувыр), барабан (тумур) и различные трубы (пуч)-берестяные, роговые, деревянные.

Игрой на гуслях сопровождались танцы на праздниках, а также некоторые религиозные церемонии.Струны делали из овечьих кишок или жил, настраивали в пятитонном звукоряде. У луговых марийцев яа гуслях играли только мужчины, у горных - преимущественно женщины, причем невеста должна была обязательно играть на своей свадьбе. На пузыре (род волынки) играли большей частью на свадьбах в сопровождении барабана; он считался специально мужским инструментом.

Трубы имели ритуальное значение. Берестяные трубы (сурем пуч) употребляли для изгнания злого духа на летнем празднике. В жатвенные трубы трубили за неделю до снятия урожая. В осенние трубы (гиыже пуч) трубили девушки, достигшие совершеннолетия.

В ряде районов музыкальные инструменты изготовлялись кустарями марийцами на продажу.

На народных музыкальных инструментах исполнялись мелодичные, полные лиризма, протяжные наигрыши, они сопровождали марийские песни, исполнялась на них и инструментальная народная музыка.

Интересно отметить, что русские композиторы-Балакирев, Глазунов, Афанасьев интересовались музыкой марийского народа и использовали ее в своем творчестве. Так, в середине Х1Хв. русским композитором Афанасьевым был создан квартет «Волга» на основе мелодии одной горномарийской песни и гусельного плясового наигрыша. Этому квартету, тепло принятому музыкальной общественностью, в 1860 г. была присуждена первая премия Русского музыкального общества. На основе марийской народной музыки развивается творчество марийских композиторов. Основоположником марийской профессиональной музыки является первый марийский композитор - И. С. Палантай (Ключников, умер в 1926 г.) Он создал свыше 50 произведений. Большинство из них - обработки народных мелодий для хора. Палантай заложил основы многоголосого хорового пения в марийской музыке. Он проявил себя также и на музыкально-педагогическом поприще как руководитель хора национальной песни.

Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, старейший марийский композитор Я. А. Эшпай (умер в 1963 г.) является одновременно и теоретиком марийской музыки. Ему принадлежит монография «Музыкальная культура народа мари».

Музыкальные и песенные произведения марийских композиторов Я. А. Эшпая, К. А. Смирнова, А. И. Искандарова, Н. А. Сидушкина и других разнообразны, но всех их роднит органическая связь с марийской национальной музыкой. В 1963 г. в Марийском оперном театре была подготовлена постановка первой марийской оперы композитора Э. Сапаева «Акпатыр».

Большую роль в развитии марийской хоровой культуры и пропаганде марийской музыки сыграл хоровой коллектив Радиокомитета, а также ансамбль песни и танца Марийской государственной филармонии. Широко развернули работу по подготовке кадров марийских музыкантов Йошкар- Олинское училище им. И. Палантая и музыкальная школа для детей им. П. И. Чайковского. Открыты музыкальные школы и в ряде районов Марийской республики.

В настоящее время значительное развитие в Марийской АССР получило народное самодеятельное искусство. В колхозах, на предприятиях, в учебных заведениях создаются сотни коллективов художественной самодеятельности. Систематически проводятся смотры, праздники песни, фестивали, отчетные концерты и т. п. В республике имеется около 2 тыс. кружков художественной самодеятельности, охватывающих до 25 тыс. участников. На смотрах художественной самодеятельности нередко участники ее играют на национальных музыкальных инструментах. Марийский ансамбль гусляров дважды завоевал право выступать в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности (в 1948 и 1954 гг.).

История музыкальной культуры марийцев

Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т.д.

Особенность марийского фольклора - особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты,традиция игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно - обрядовой жизни марийцев. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт. Но в настоящее время ни в одной марийской деревне Пермского края не совершаются общественные моления с жертвоприношениями.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.

Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века.

Музыкальная культура мари была представлена исключительно народным творчеством. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня.

б)луговую

в)восточную

Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

В марийских песнях мелодии очень схожи, часто на одну мелодию накладывают разные слова и исполняют.

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы - ре малой октавы - ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.

1. Айда олташ каена

Им Вуд серым

Ший вуд серым, ший Вудшам

Ой, подъелаш, подъелаш. - 2раза

2. Ший Вуд серым

Ший вудшим оно падья

Ший Вуд серый ший отмажья

Ой, кунчалаш. Кунчалаш. -2раза

3. Айда йолташ каена

Сар олокаш

Сар кукушпаш, сар мурыжым

Ой, кольшташ, кольшташ. - 2 раза

4. Айда йолташ каена

Мор Аркашке

Мор Аркашке, мор саськажем

Почалаш, почалаш. - 2 раза

5. Мор аркаште мор

Саськажем оно ног

Сар шушеньемы жьем

Кольшташ, кольшташ. - 2 раза

6. Айда йолташ каена

Ял мучашке

Ял мучашке гармонь

Йукьем кольшташ.-2 раза

7. Ял мучаште гармонь

Йуовель она кольел

Ял мучаште гармонисты