Результаты внедрения проекта по экологии. Темы экологических проектов - обзор, особенности и примеры

    Информационная справка.

1.Тема представляемой работы.

«Организация исследовательской работы учащихся начальной школы. Проект «Зелёный мир».

    Обоснование актуальности проблемы.

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

    Теоретическая база опыта.

Цель: путём развития экологической грамотности учить детей экологически целесообразному образу жизни, способствовать накоплению экологических знаний, приобретению ими умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

Задачи:

Обучающие:

    формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

    формирование исследовательских навыков.

Развивающие:

    развитие экологической грамотности учащихся;

    развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

    развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

    развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

Воспитательные:

    формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

    воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

    формирование культуры поведения в природе;

    воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

    прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

    воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

    Блоки реализации проекта:

    Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д. (перспективный план, рабочая программа).

    Практический : высадка семян, уход за растениями (фото, презентация) Приложение 1. Приложение 2.

    Консультационный : работа с родителями (темы бесед).

    Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки).

    Технологическая схема проекта.

    Познавательный (в течение года):

Перспективный план на 2016- 2017 учебный год.

Наименование раздела

Введение в

Экологию

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия на берег реки Уборка мусора.

3.Практич. занятие. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.

4.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

5.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе. Презентация «Планета Земля»

6. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов

7.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

8.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

Молчаливые соседи

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

2 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

3. Породы кошек.

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

4. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.

5. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

Пернатые друзья

1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.

О чем шепчут деревья

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

3. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

4.Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»

5.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.

6. Праздник «Птицы-наши друзья»

Праздник проводится в рамках недели природоведения.

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

2. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

4. Загадки леса

Викторина о лесе.

Загадки животного мира

1. Экскурсия в музей

Наблюдения «Внешний вид животных»

2. Экскурсия на выставку экзотических животных

Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

3.Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни муравьев.

4.Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»

Секреты неживой природы

1.Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

Оранжерея на окне

1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

3.Огород на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа.

4.Исследовательская работа «Влияние света, тепла и воды на рост и развитие овощей»

Консультация. Подбор литературы. Посадка лука, укропа, салата в классе. Уход за ними.

Человек – часть живой природы

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

2. Выращивание лука в домашних условиях.

3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

5. Вредные привычки.

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

Охрана природы.

1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

2.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

Досуговые мероприятия

1. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

Викторина с экологическими заданиями.

2. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями

3. «Зимняя прогулка»

Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

4. Игра «Думай, отвечай»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

5. «Будь здоров!»

Игра-путешествие по городу Здоровейску.

КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

8. Праздник друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

9. Экологический проект «Я садовником родился»

Посадка рассады цветов в школьном дворе.

    Консультационный ( 1 раз в четверть):

    знакомство родителей с проектом.

    результаты диагностики, перспектива работы;

    первые результаты, первые успехи;

    подведение итогов проекта, практическое занятие «Я садовником родился».

    Аналитический (по ходу реализации проекта):

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Создать условия для развития потребности общения с природой

Умение наблюдать за ростом растений, деревьев, кустарников, ухаживать за комнатными растениями;

Умение ухаживать за домашними животными;

Представления о периодах ухудшения экологической обстановки в реальной жизни.

Наблюдения

Трудовые поручения

Анкетирование

Сформированность бережного отношения к богатствам природы

Знания бережного ухода за растениями, деревьями, кустарниками;

Практические занятия

Диагностика

Сформированность навыков экологически правильного поведения в природе

Владение правилами поведения в природе;

Экскурсии

Разработка памяток

Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников, их любознательность и пытливость, приобщение к чтению дополнительной литературы

Проявление познавательной активности, любознательности, пытливости;

Представления об окружающей природе;

Способность оценивать результат творческой деятельности человека;

Умения заниматься исследованием, проводить опыты Участие в исследовательской работе

Практические занятия

Индивидуальные поручения

Свободная деятельность детей

Сформированность потребности ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, помогать растениям и животным, попавшим в беду.

Ответственное отношение к растениям и домашним животным

Умения заботиться о природе и ее сохранности;

Способность создавать условия, необходимые для

жизни растений (свет, тепло, влага)

Ответственность за свои поступки

Практические занятия

Y . Результативность. Результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации.

    Отношение к делу.

    Волевые качества


    Отношение к себе

YIII. Этапы реализации проекта.

Название этапа

Задачи этапа

Сроки выполнения

1.Подготовительный

    Планирование деятельности и определение целей, задач;

    Изучение эколого-педагогической литературы;

    Составление плана – программы опытно-экспериментальной работы;

    Планирование этапов деятельности по созданию экологической работы в классе;

    Подготовка и проведение первичной диагностики уровня развития исследуемых параметров.

Август – сентябрь

2. Основной

    Эколого-педагогическое консультирование со специалистами;

    Определение оптимального расположения растений в помещении, сбор необходимого материала для организации «Огорода на окне» (горшки, земля, орудия труда и т.д.);

    Эколого-педагогическая работа с родителями учащихся;

    Пересадка с грядок петрушки;

    Изготовление поделок из овощей;

    Ярмарка овощей, выращенных на огороде;

    Изготовление чесночных амулетов для профилактики простудных заболеваний;

    Посадка лука на перо;

    Посев укропа;

    Посев салата.

Сентябрь

    «Зелёная аптека» на окне;

    Посадка луковиц гиацинта для подарка маме;

    Городской литературный конкурс «Да святится имя твоё»

    Пересадка комнатных растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища);

    Посев цветочных семян: бархатцев, астр, ноготков для выращивания рассады;

    Проведение уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов по теме проекта;

    книжки-малышки по теме «Кто такие кошки?»

    газета «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья»

    исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «От чего зависит правильная осанка», «Витамины», «Герои моего народа»

    Проведение второй диагностики, с целью получения промежуточных результатов и корректировки дальнейшей деятельности.

3.Заключительный

    Акция «Я садовником родился»

    Высадка рассады в грунт;

    Проведение заключительной диагностики;

    Сравнительный анализ полученных результатов, подведение итогов проекта.

Май - июнь

    Планируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

    Основы экологической культуры.

    Некоторые особенности природы своего края.

    Основные признаки времен года.

    Значение природы для человека.

    Группы растений и животных.

    Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

    Правила поведения в природе.

    Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

    Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

    Выполнять правила личной гигиены.

    Различать изученные растения, животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

    Подкармливать птиц в простейших кормушках.

    Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

    Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

    Практический (фото)

    Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации проекта.

Наименование ИКТ

Интернет

Поиск материала для проведения занятий; знакомство с методическими новинками; получение информации о проводимых мероприятиях; обмен статьями и другой информацией.

Мультимедиа

Пользование Интернетом; оформление документации, наглядной информации в группе, печать статей и выступлений; подготовка презентаций.

XIY . Информационные ресурсы:

Для педагога:

    Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.

    М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

    Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.

    Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.

    Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94.

    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

    Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

    Цыварёва М. А. Метод проектов во внеклассной работе по математике//Начальная школа. №7.- 2004. – С. 45.

    Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения

Для воспитанников:

    Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

    Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

    Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009

    http://www.ped-sovet.ru/

    http://www.school.edu.ru/

    http://www.nature-home.ru/

    http://www.delaysam.ru

    Экологический проект в подготовительной к школе группе


    Автор публикации: Антонова Татьяна Геннадьевна.

    Цель публикации: распространение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.

    Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования.
    Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы МАДОУ ДС "Дарование" с. Ташла Оренбургской области Антонова Т.Г., Амирова Г. Р.

    Краткая аннотация к проекту:

    Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
    средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
    Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
    В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
    с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
    Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

    Актуальность темы:
    Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
    экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

    Тип проекта:
    Краткосрочный(апрель- май), исследовательский, практико-ориентированный.

    Цель проекта:
    Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

    Задачи проекта:
    Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
    процессе общения с ними.
    Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
    Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
    Охранять и укреплять здоровье детей.
    Принять участие в озеленении территории детского сада.
    Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

    Ожидаемые результаты:
    у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
    дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
    у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
    дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
    повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
    создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

    Этапы реализации проекта:
    1 этап – Подготовительный
    2 этап – Основной
    3этап –Заключительный

    Подготовительный этап
    Сбор и анализ литературы по данной теме.
    Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
    Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
    проекта.
    Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
    Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
    Основной этап
    Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Лесное царство».
    Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
    Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».
    Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
    Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

    Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».
    Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

    Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
    Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.

    Беседы:
    Беседа «Помогите птицам»
    Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

    Беседа «Как образуется иней?»
    Беседа «Елкины иголки»
    Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

    Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
    Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
    Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

    Беседа: «Вода – это жизнь»
    Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.

    Беседа об охране природы.
    Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

    Дидактические игры:
    Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
    Цель: закреплять знания Детей о насекомых.

    Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
    Цель: закрепить знания у Д, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

    Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
    Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

    Дидактическая игра: «Назови растение».
    Цель: уточнить знания о комнатных растениях.

    Дидактическая игра: «Кто где живет».
    Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

    Дидактическая игра: «Живое – неживое».
    Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

    Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
    Чтение художественной литературы:

    Взаимодействие с родителями, по озеленению территории детского сада и
    Изготовлению интерактивных папок – лэпбуков «Экология», «Времена года».

    Заключительный этап
    Подведение итогов
    Презентация проекта

    Участники проекта:
    Воспитатели, дети и их родители.

    Срок реализации проекта: апрель-май 2017г.

    Принципы реализации проекта:
    Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
    условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
    своевременной воспитательно-образовательной работы.
    Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
    образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
    внешним условиям.
    Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
    взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
    взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
    воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
    Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
    работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
    индивидуальных особенностей и психического развития детей.
    Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
    Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
    требований в процессе экологической деятельности.

    Формы реализации проекта:
    Беседы,
    Непосредственная образовательная деятельность;
    Наблюдения и экологические экскурсии;
    Познавательное чтение.
    “Уроки доброты”.
    Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
    Практическая деятельность в цветнике.
    Подвижные, дидактические, имитационные игры,
    инсценировки
    экологической направленности.

    Ресурсное обеспечение проекта:
    Уголок экологии и экспериментирования в группе.
    Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
    Библиотечка юного эколога.
    Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
    Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

    Ожидаемые результаты:
    1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
    2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
    поисково-познавательной деятельности.
    3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

    Продукты проекта:
    1. Цветник на участке детского сада.
    2. Интерактивные папки – лэпбуки «Экология», «Времена года»

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Литературное сопровождение проекта:
    Константин Ушинский. Спор деревьев (рассказ)
    Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
    – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

    Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

    – Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
    Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

    – Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

    Стихи про экологию для детей
    Птичка
    Она шоссе перелетала.
    Водитель не затормозил,
    И птичка бедная попала

    Под тяжело груженный ЗИЛ.

    Возьми она чуть-чуть повыше –
    Она б себя уберегла:
    Она не только что над крышей,
    Над лесом пролететь могла!

    Был майский вечер тих и светел,
    В сиренях пели соловьи.
    И этот случай не отметил
    Дежурный местного ГАИ.
    (С. Михалков)

    Вишня
    В ясный полдень, на исходе лета,
    Шел старик дорогой полевой;
    Вырыл вишню молодую где-то
    И, довольный, нес ее домой.

    Он глядел веселыми глазами
    На поля, на дальнюю межу
    И подумал: «Дай-ка я на память
    У дороги вишню посажу.

    Пусть растет большая-пребольшая,
    Пусть идет и вширь и в высоту
    И, дорогу нашу украшая,
    Каждый год купается в цвету.

    Путники в тени ее прилягут,
    Отдохнут в прохладе, в тишине,
    И, отведав сочных, спелых ягод,
    Может статься, вспомнят обо мне.

    А не вспомнят - экая досада, -
    Я об этом вовсе не тужу:
    Не хотят - не вспоминай, не надо, -
    Все равно я вишню посажу!»
    (М. Исаковский)

    На городском субботнике
    На городском субботнике
    Отличные работники.
    Прибрать сегодня город
    Пришли и стар и молод.

    Собрали́сь пенсионеры
    Чистить улицы и скверы.
    – Вам помощники нужны?
    Предложения слышны.

    Это вышел третий класс
    На уборку в первый раз.
    Только слышится: – Давай!
    На работу налетай!

    Кто-то мусор собирает,
    Кто-то деревца сажает,
    Кто-то в клумбах копошится,
    Всюду радостные лица.

    На городском субботнике
    Все дворники, все плотики.
    Даже беспокойный мэр
    Помогать пришёл в наш сквер.

    Никто ни с кем не ссорится,
    У всех работа спорится.
    Третий класс решил на «пять»
    Город к празднику прибрать.
    (Н. Анишина)

    Обращение дерева к Человеку
    – Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
    Высокое, могучее!
    Пока еще в лесу стою
    И шелестю пока.
    Лесная вся промышленность
    Ждет не дождется случая
    Свалить, срубить, спилить меня –
    Ищите дурака!

    Пусть только хоть попробует!
    Хочу ее заранее
    Предупредить по-дружески,
    Министра – в том числе:
    Что б из меня ни сделали –
    Напрасны все старания!
    Я это с виду смирное,
    Пока стою в земле.

    Но только преврати меня
    В различные изделия –
    Я шкафом с диким ужасом
    Вдруг заскриплю в ночи!
    Занозой табуреточной
    В твоем зароюсь теле я!
    Паркетом под тобой сгнию –
    Хоть падай, хоть кричи!

    Случайно в унитаз спущусь
    Зарплатой за три месяца!
    Столом я рухну на гостей,
    Министра – в том числе...
    Не проще ль, чем рубить меня,
    Взять сразу и повеситься?
    Веревку можешь не искать –
    Она лежит в дупле!
    (И. Шевчук)

    Прогулка
    Мы приехали на речку
    Воскресенье провести,
    А свободного местечка
    Возле речки не найти!

    Тут сидят и там сидят:
    Загорают и едят,
    Отдыхают, как хотят,
    Сотни взрослых и ребят!

    Мы по бережку прошли
    И поляночку нашли.

    Но на солнечной полянке
    Тут и там – пустые банки
    И, как будто нам назло,
    Даже битое стекло!

    Мы по бережку прошли,
    Место новое нашли.

    Но и здесь до нас сидели;
    Тоже пили, тоже ели,
    Жгли костер, бумагу жгли –
    Насорили и ушли!

    Мы прошли, конечно, мимо...
    – Эй, ребята! – крикнул Дима. –
    Вот местечко хоть куда!
    Родниковая вода!
    Чудный вид!
    Прекрасный пляж!
    Распаковывай багаж!

    Мы купались,
    Загорали,
    Жгли костер,
    В футбол играли –
    Веселились, как могли!
    Пили квас,
    Консервы ели,
    Хоровые песни пели...
    Отдохнули – и ушли!

    И остались на полянке
    У потухшего костра:
    Две разбитых нами склянки,
    Две размокшие баранки –
    Словом, мусора гора!

    Мы приехали на речку
    Понедельник провести,
    Только чистого местечка
    Возле речки не найти!
    (С. Михалков)

    Хоть трава не расти
    Всё меньше нетронутых мест на планете.
    По тундре разлиты озёра из нефти.
    И вихри враждебные вьются из труб...
    Живая природа – уже полутруп.

    Унылый гражданин
    Жужжит пчела – она летит
    На свой медовый луг.
    Передвигается, кряхтит,
    Ползет куда-то жук.

    Висят на нитке паучки,
    Хлопочут муравьи,
    Готовят на ночь светлячки
    Фонарики свои.

    Остановись! Присядь!
    Нагнись
    И под ноги взгляни!
    Живой живому удивись:
    Они ж тебе сродни!

    Не так ли щепочку свою
    Мы тащим в общий дом
    И шепчем брату-муравью:
    – Крепись, браток! Дойдем!

    Иной, что сеть свою плетет,
    Не схож ли с пауком?
    Вот этот ползает, а тот
    Порхает мотыльком.

    А ты меж них и мимо них,
    А иногда по ним
    Шагаешь на своих двоих,
    Унылый гражданин...
    (С. Михалков)

    Плохой дядя
    Этот дядя не жалеет
    Что в лесу окурок тлеет...
    На такого дядю глядя,
    Мы, ребята, скажем речь:
    – Как же вам не стыдно, дядя?
    Лес нам надо уберечь!

    Деревце
    Была горячая пора:
    Всё лето жарила жара,
    И я про клён не забывал,
    Пять раз в неделю поливал.

    И выжил в это лето клён!
    Меня повыше ныне он,
    И зеленеет по весне.
    Иду – он веткой машет мне.

    Привет, привет, дружок! Расти!
    Рад, что помог тебя спасти.
    Не зря прожита жизнь моя:
    Хоть что-то с пользой сделал я!
    (А. Дмитренко)

    Огонь – это не игрушка!
    За окном мороз трещит,
    Спит на печке Мурка,
    В печке жар – огонь горит,
    Греет Мурке шкурку.

    Поскользнулся рыбачок,
    Промочил одежду,
    Живо сделал костерок,
    Стал сухим, как прежде!

    Возле леса на заре
    Шумные туристы,
    Кашу варят на костре,
    Чай с травой душистой.

    От огня – тепло и свет!
    Он, как друг хороший!
    Но, наделать много бед
    Без присмотра может!

    Незаметно подползёт,
    Жгучий и опасный,
    Кустик тут же обовьёт
    Лентой ярко – красной.

    Затрещит и запоёт,
    Силу набирая.
    Зверь лесной из нор уйдёт,
    Жизнь свою спасая.

    Укротить и потушить
    Пламя очень трудно!
    Где теперь лисичке жить?!
    Нет норы уютной!
    Не вернётся больше в дом
    Зайка и лягушка!

    Будь внимателен с огнём!
    Это не игрушка!
    (Т. Ефимова)

    Кормилец
    Я единственный кормилец
    Всех ворон и голубей,
    Ждёт мой крошечный гостинец
    Каждый крошка-воробей.

    Только выйду на крыльцо,
    Узнают меня в лицо,
    И гурьбой с окрестных крыш:
    – Чем, родимый, угостишь?
    (А. Орлова)

    Окружающая среда
    Всё – от старой сосны у забора
    До большого тёмного бора
    И от озера до пруда –
    Окружающая среда.

    А ещё и медведь, и лось,
    И котёнок Васька небось?
    Даже муха – вот это да! –
    Окружающая среда.

    Я люблю на озере тишь,
    И в пруду отраженья крыш,
    Рвать чернику люблю в лесу,
    Барсука люблю и лису...
    Я люблю тебя навсегда,
    Окружающая среда!
    (Л. Фадеева)

    Экологическая песня-переделка (на мелодию песни «Вышла мадьярка на берег Дуная»)
    Издавна люди повсюду сорили,
    Вот и в Твери мужички
    Выпили дружно, потом покурили,
    Бросили в воду «бычки».

    Нежно течение их подхватило,
    Словно заботливый друг,
    Волга могучие воды катила
    Вместе с «бычками» на юг.

    Припев:
    Река течёт,
    Людей влечёт
    В дальние дали.
    Уже века
    Несёт река,
    Что люди в неё накидали.
    Уже века
    Несёт река,
    Что люди в неё накидали.

    Волга у Сызрани вовсе не Уже
    Той, что была у Твери.
    Жители тоже нисколько не хуже –
    Всюду и сплошь – волгари…

    Глянули в реку – «бычки» увидали
    Со своего бережка.
    Фантики в воду они накидали –
    Их принимала река.

    Припев.

    Дети Самары, резвясь после школы,
    Лепту не меньше внесли:
    Бросили тару из-под кока-колы –
    Волны её унесли.

    В устье волжане хотели бы тоже
    В воду «бычки» покидать,
    Но не везёт им с рекою, похоже, –
    Там уж воды не видать!
    Припев.
    (А. Дмитренко)

    Наша планета
    Есть одна планета-сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелётных,

    Лишь на ней одной цветут,
    Ландыши в траве зелёной,
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивлённо.

    Береги свою планету –
    Ведь другой, похожей, нету!
    (Я. Аким)

    О чём просит рыбка

    Удружил бы
    Ты, рыбак,
    Угостил бы
    Просто так:

    Без подвоха,
    Без крючка
    Подарил бы
    Червячка!
    (С. Погореловский)
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
    Что за чудо-красота!
    Расписные ворота
    Показались на пути!
    В них ни въехать,
    Ни войти.
    Ответ (Радуга)

    В синем небе,
    Как по речке,
    Белые плывут овечки.
    Держат путь издалека
    Как зовут их? …
    Ответ (Облака)

    По небесам оравою
    Бегут мешки дырявые,
    И бывает – иногда
    Из мешков течёт вода.
    Спрячемся получше
    От дырявой …
    Ответ (Тучи)

    На улице рубашка,
    В избе рукава.
    Ответ (Солнечный луч)

    Ты весь мир обогреваешь
    И усталости не знаешь,
    Улыбаешься в оконце,
    А зовут тебя все …
    Ответ (Солнце)

    Голубой платок, алый колобок,
    По платку катается, людям улыбается.
    Ответ (Небо, солнце)

    Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый –
    Кружевной и синий-синий!
    Ответ (Небо)

    Ночью на небе один
    Золотистый апельсин.
    Миновали две недели,
    Апельсина мы не ели,
    Но осталась в небе только
    Апельсиновая долька.
    Ответ (Луна, месяц)

    Ночью по небу гуляю,
    Тускло землю освещаю.
    Скучно очень мне одной,
    А зовут меня …
    Ответ (Луной)

    Бежал по тропке луговой –
    Кивали маки головой.
    Бежал по речке голубой –
    Речка сделалась рябой.
    Ответ (Ветер)

    Мочит поле, лес и луг,
    Город, дом и всё вокруг!
    Облаков и туч он вождь,
    Ты же знаешь, это - …
    Ответ (Дождь)

    На деревья, на кусты
    С неба падают цветы.
    Белые, пушистые,
    Только не душистые.
    Ответ (Снег)

    Что за звёздочки резные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмёшь - вода в руке.
    Ответ (Снежинки)

    Чьи рисунки на окне,
    Как узор на хрустале?
    Щиплет всякого за нос
    Зимний дедушка …
    Ответ (Мороз)

    Дунул ветер, и мороз
    Снег нам с севера принёс.
    Только вот с тех самых пор
    На стекле моём …
    Ответ (Узор)

    Не снег, не лед,
    А серебром деревья уберет.
    Ответ (Иней)

    Фото работы над проектом.
    Посадка семян цветов на рассаду.

    МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

    Социальный проект

    «Экодесант»

    учащиеся 8 класса

    Фотина Елена,

    Кобелева Дарья,

    Окулова Алена

    Руководитель:

    Кобелева С.А.

    2013-2014 учебный год

      Введение…………………………….2

      Обоснование проекта………………3

      Цель и задачи………………………..5

      Сроки реализации и участники …...6

      Ожидаемые результаты…………….8

      Смета ………………………………..8

      Методы реализации………………...9

      Результаты проекта………………..10

      Приложение………………………..11

    Введение.

    Название проекта: "Экодесант"

    География проекта: Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.

    Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2013 года

    Юридический адрес организации: МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

    618173 Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.улица Юбилейная 1-а

    Аннотация проекта.

    Проект будет реализован жителями Школьной Республики и представителями Совета дела Дубровской школы под руководством Кобелевой С.А и направлен на улучшение экологической ситуации в селе Дуброво, состоит из исследовательской и практической части. Исследовательская часть связана с социологическим опросами жителей села, интервьюированием отдельных представителей местного социума, обобщением полученных материалов.

    Практическая часть связана с компанией по привлечению жителей села для решения экологических проблем, с привлечением благотворительных средств на реализацию проекта.

    Обоснование проекта

    Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, твое село, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.

    Малая Родина – место, где родился, где вырос и живешь. Место, о котором скучают, находясь вдали от дома и куда вновь хочется вернуться, с которым связаны добрые моменты жизни. Это тот уголок, который так дорог сердцу. И очень хочется, чтобы наша малая Родина была чистая и уютная, чтобы каждый житель мог гордиться своим селом.

    В данное время в селе Дуброво в центре - серо и скучно, не хватает цветов и ярких красок. Автобусная остановка – то, что первым видит гость села, – требует косметического ремонта. Местное население не совсем бережно относится к окружающей среде, бросают мусор себе под ноги и устраивают свалки на улице.

    Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем селе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?

    Но только говорить о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.

    И пришла нам такая идея – привлечь местные власти и население села к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.

    Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в селе, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в село Дуброво. Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.

    Проблемы:

    1. Загрязнение бытовыми отходами центра села.

    2. Отсутствие экологической культуры у населения

    У нас возникла идея организовать жителей Школьной Республики и жителей села на решение части экологических проблем. Свою работу мы решили вести в трех направлениях:

    1) Просветительская деятельность среди учащихся, жителей села, направленная на осознание ими проблемы бытового загрязнения;

    2) Активизация действий Администрации села;

    3) Практическая деятельность по охране природы.

    Цель: Очистить улицы и центральную площадь села Дуброво от бытовых отходов и покрасить остановку.

    Задачи:

      Проведение ряда мероприятий, направленных на очистку, и приведение в порядок территории центра села:

      Опрос жителей села,

      Выпуск листовок и агитплакатов,

      Покраска остановки,

      Уборка мусора около остановки

      Привлечение общественности (родителей, жителей села, учащихся школы)

      Выступление на общешкольной линейке о результатах работы

    Сроки реализации проекта.

    Т.к данная идея была предложена на первом заседании Совета дела, посвященном Году Экологии, было принято решение не откладывать доброе дело и назначить сроки: Сентябрь – ноябрь 2013 года

    План реализации проекта

    Мероприятие

    ответственные

    Имеющиеся ресурсы

    Недостающие ресурсы

    Составить анкету для жителей села с целью выяснить отношение к экологическим проблемам села

    Кобелева Дарья

    Компьютер

    Опросить жителей села и получить результат

    Кобелева С.А..

    Уч-ся 7 кл

    Организовать учащихся школы, родителей и жителей села на экологическую акцию «Чистое село»

    Еловикова С.Б.- учитель биологии

    Кобелева С.А.- организатор

    Лозинская Л.В.- глава поселения

    Мусорные мешки

    Ватман для объявления

    транспорт

    Сфотографировать проблемные территории села с точки зрения экологии /центр села, свалки, мусор около домов, автобусную остановку/

    02.09. по 27.10.13

    Окулова Алена

    цифровой фотоаппарат

    Подготовить презентацию

    о реализации проекта

    18.10. по 19.11.13

    Фотина Елена

    Подготовить выступление агитбригады «Экодесант» и выступить перед учащимися школы

    Окулова Яна

    Пастухов Д.А.

    Провести в школе конкурс рисунков плакатов «Природа села в опасности»

    Кобелева С.А-учитель ИЗО

    Ватманы, альбомные листы

    Разработка эскизов для покраски остановки и тематические листовки

    Татаркина Диана

    Покраска автобусной остановки

    Инициативная группа 7 класса

    Краска, кисти, кювета, валик, емкости для смешивания краски

    краски, колер

    Распространение листовок и агитационной информации на досках объявлений

    Уч-ся 7 кл

    Файлы, кнопки

    Участники проекта:

    1. Учащиеся МОУ «Дубровская СОШ».

    2. Педагогический коллектив МОУ «Дубровская СОШ».

    3. Администрация Дубровского сельского поселения.

    4. Жители села Дуброво.

    Ожидаемые результаты

    Осознание значимости проблемы и улучшение эстетического и экологического состояния села.

    Осознанное повышение экологической культуры школьников и жителей села.

    Выступление агитбригады смогут посмотреть не менее 120 учащихся и жителей села.

    Смета проекта.

    1. Для печати листовок - Бумага (белая и цветная) для принтера – 1 пачка (150-00 руб.)

    3. Ватман - 5 шт. по 15 руб. (75 руб.)

      Канцелярские принадлежности (кнопки, файлы, маркеры, простые карандаши) – 100-00 руб.

      Водоэмульсионная краска 7 литров (460 руб.)

      Колер 2 шт. по 30 руб. (60 руб.)

    Итого: 1095 рублей за счет родительских средств

    2. Методы реализации

    С целью привлечения внимания учащихся, их родителей, жителей села к проблеме бытового загрязнения и активизации их действий на исправление данной ситуации мы выбрали следующие методы:

      Акция «Чистое село»/уборка территории центра села и остановки /приложение 4/

      Беседы с учащимися о проблеме загрязнения села

      Метод наблюдения

      Размещение в общественных местах села плакатов, призывающих жителей к наведению порядка на своих улицах, возле своих домов; /приложение 4/

      Творчества (покраска остановки, конкурс рисунков «Природа села в опасности», агитвыступление на общешкольной линейке

    / приложение 2)

      Анкетирование жителей села «Родному селу чистоту и порядок» /приложение 1/

      Сотрудничество с администрацией села

      Использование ИКТ- технологий /создание презентации о реализации проекта/

    Результаты проекта:

    Красивая, ухоженная остановка села Дуброво.

    Чистая от бытовых отходов территория центра села

    Выступление агитбригады посмотрели не менее 120 учащихся

    В школьном конкурсе рисунков приняли участие 70% учащихся ребят начальной школы

    Распространили 45 тематических листовок среди населения

    Провели акцию «Чистое село»

    Передали предложения и пожелания от жителей села Совету депутатов

    Подготовили презентацию о реализации проекта

    Привлекли общественность к участию

    Перспективность проекта.

    Для дальнейшего развития проекта «Экодесант» планируется следовать по следующим направлениям:

    1. Обновлять информационные плакаты, побуждающие односельчан к поддержанию чистоты в селе.

    2. Ежегодно проводить субботники, акции и беседы с учащимися о чистоте родного села.

    В этом учебном году работа по данному направлению продолжается/приложение 5/.

    В сентябре жители Школьной Республики поучаствовали в общероссийской акции «Зеленая Россия – 2014», ребятами – старшеклассниками были привезены в школу саженцы, которые затем были посажены около Дома Досуга в центре села Дуброво. Всего было посажено 20 кленов, 10 рябинок и 10 елей. Ребята начальных и средних классов поучаствовали в акции «Чистое село», собрали мусор в центре села, на стадионе, на обочине дорог вдоль улиц.

    Надеемся, что наше село будет красивым, зеленым, а самое главное – чистым! Встретим весну 2015 года и Великую Победу в чистом селе!

    Приложение 1

    Анкета «Родному селу – чистоту и порядок!»

      Кто больше сорит на улицах?

      «Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни?».

    Ваши пожелания, предложения или просьба.

    Результаты анкетирования из 29 респондентов

        Считаете ли Вы село Дуброво чистым?

        Кто больше сорит на улицах?

    Дети, жители, все, молодежь, алкоголики, взрослые

      Что является причиной загрязнения села?

    Горелые дома, невоспитанность, несвоевременность уборки мусора, безответственность, бесконтрольность, бескультурость людей, бытовой мусор, нескошенная трава

      Что нужно предпринять, чтобы сделать село чистым?

    Развивать чистолюбие, своевременно вывозить отходы и мусор, вести пропаганду и перевоспитывать жителей, не мусорить

      Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни? Да-27, нет- 1, незнаю-1

    Ваши пожелания, предложения или просьба:

        Убираться возле домов

        Работать всем по совести /обращение к депутатам/

        Вести нормальный образ жизни

        Любить свое село, украшать его

        Прибирать за собой

        Организовать вывоз отходов и мусора по заявкам жителей

        Установить больше урн и контейнеров в центре села

        Не выбрасывать мусор из машин

        Посадить деревья, разбить парк

    Все пожелания и предложения были переданы Еловиковой С.Б.- учителю биологии и химии, члену Совета депутатов Дубровского сельского поселения.

    Приложение 2

    Итоги проекта учащиеся представили на общешкольной линейке творческим выступлением, автор слов которого стал учитель математики Пастухов Д.А.

    Что такое «экос»? Это дом,
    Что такое «логос»? Это знание.
    Значит экология – знание о том,
    как не уничтожить Жизни здание.

    Нашей «жизни здание» - тоже дом.
    Дом, где мы растем, взрослеем, любим.
    Значит, позаботиться надо нам о нем!
    Как заботиться? Мы с вами здесь обсудим.

    Важно все – опрятность, чистота;
    часто «по-одежке» нас встречают.
    Как магнит нас манит красота,
    в мире все прекрасно это знают.

    Думаем, что каждое село
    видят, начиная с остановки.
    Значит, время действовать пришло;
    красим остановку, вместе, ловко.

    Нужно и дубровцев расспросить,
    как улучшить жизнь в родном селе?
    Что по силам нам? И в чем просить
    компетентной помощи властей?

    Нам по силам мусор не бросать;
    в центре, в школе, дома, у дорог…
    Если насорили, то – прибрать!
    Чистота – здоровия залог.

    Власти могут многое решить:
    больше урн в общественных местах,
    мусор нужно чаще вывозить,

    нужно, чтоб порядок нормой стал.

    Самых чистоплотных – награждать.
    И грязнуль пусть тоже знают люди…
    Можно «чистоты десант» создать,
    и тогда, жизнь лучше точно будет!

    И еще, пусть наши малыши
    поступают так, как в школе учат.
    В этом есть начало дел больших.
    Лучших граждан так страна получит.

    Нужно, чтоб велением Души
    стало устремленье к чистоте;
    так мы шаг огромный совершим
    к Истине, Добру и Красоте!

    Приложение 3

    Листовки для агитации населения


    «Наше село не мусорная свалка»,

    «Мы хотим жить в чистом селе»

    Приложение 4 Приложение 5





    Приложение 3

    МОУ « Дубровская средняя общеобразовательная школа»

    ЧИСТОЕ СЕЛО, ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА, ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ

    В Тихом океане находится большое .

    "пластиковое пятно" глубиной 45 метров,

    по площади равное территории США.

    Точных данных о "пятне" нет, никто его

    не исследовал . Потому что океан - ничей…

    А такие свалки рядом с нами.

    И они НАШИ !!!

    Мусор-это серьёзно.

    Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия;

    Стеклянные бутылки - 1 миллион лет;

    Консервные банки -50-80 лет (закопаете под сливой- 2-3 года);

    Резиновые подошвы ботинок -50-40 лет;

    Кожи -50 лет;

    Изделия из нейлона -30-40 лет;

    Пластмасса - 700 – 800 лет;

    Полиэтиленового пакета -10-20 лет;

    Окурка -1-5 лет;

    Шерстяного носка -1-5 лет;

    Апельсиновой или банановой кожуры -2-5 недель.

    ДО… И ПОСЛЕ…


    В нашем районе свалки занимают огромные площади вокруг и в самих населённых пунктах.

    Вред свалок ОГРОМЕН!

    Разлагающиеся отходы проникают в подземные воды, развеиваются ветрами и тем самым наносят ущерб окружающей среде и здоровью человека.

    Мы, учащиеся Дубровской школы, знаем и понимаем опасность, которую приносят свалки и не бездействуем!

    Возможно, увидев, как ребята убирают свалки (в селе), может и у вас появится желание навести порядок в своем дворе, на своей улице и вокруг своего села!

    НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИХОДИТСЯ

    ОТ 150 ДО 600 КГ МУСОРА В ГОД!

    ЕСЛИ КОЛИЧЕСТВО МУСОРА

    БУДЕТ ТАК ЖЕ РАСТИ,

    ЧТО БУДЕТ С ПЛАНЕТОЙ???

    ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!!!

    Друзья! Односельчане! Дубровцы!

    Много экзотики в мире:

    Египет, Канары, Мальдивы,

    Но дом наш в деревне родимой.

    Чистой, уютной, красивой!

    Пожалуйста,

    не сорите на улицах!

    Учащиеся 7 класса

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

    городского округа Железнодорожный Московской области

    __________________________________________________________________

    ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»

    Номинация «Глобальная экология»

    Ганина Наталья

    учащиеся 4 класса

    МБОУ НШ №13

    Руководитель проекта:

    Анисимова Валентина Алексеевна

    (социальный педагог)

    г. Железнодорожный

    2013 г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

      Введение.

      Лесные массивы.

      Животный мир.

      Воздушное пространство.

      Вода.

      Почва.

      Заключение.

      Список используемой литературы.


    Введение

    Актуальность проблемы

    Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная. Экология – это наука о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются.

    Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо.

    Цель проекта:

      Привлечение внимания окружающих к экологической проблеме;

      Расширение кругозора в системе экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

      Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    Задачи проекта:

    Научиться вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

    Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

    Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

    Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

    Этапы реализации

    Подготовительный этап


    Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов.

    Исследовательский этап


    Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

    Обобщающий

    Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций .

    Результат проекта

    Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
    - систему экологических знаний;
    - культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);

    Культуру экологически образованного поведения.

    В результате работы над проектом мы предполагаем:

      повышение природоохранного и культурного сознания;

      приобретение умений ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды;

      внесение посильного вклада каждым человеком в охрану окружающей среды.

    Лесные массивы

    Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда в Российской Федерации превышает 1180 млн. гектаров.

    А знаете ли вы?

      Леса играют важную роль в деле очистки воды. Дело в том, что корневая система деревьев формирует такие условия грунта, которые очищают подземные воды, делая их истинно чистыми и природными. Заботиться о деревьях - значит заботиться о воде для наших потомков. А одна из целей «Родников России» - как раз проявление заботы о будущих поколениях россиян.

    Роль лесов в природном комплексе и хозяйственной деятельности трудно переоценить. На протяжении последних 20-25 лет состояние лесных ресурсов непрерывно ухудшается, а обстановка с лесоиспользованием обостряется. Представители власти все делают для того, чтобы сохранить и приумножить леса региона. Но злостные нарушители губят деревья.

    Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение деревьев.

    Так, в октябре, в нашей школе проходил конкурс «Сохраним природу вместе!», учащиеся, педагоги и родители сажали деревья. Интересно и полезно.

    Животный мир

    Роль животных в биосфере и жизни человека чрезвычайно велика.

    Само по себе разнообразие видов животных полезно для человека. Они служат источниками питания, технического и лекарственного сырья, хранителями генетического фонда для улучшения пород домашних животных.

    Из года в год учёные фиксируют сокращение численности и вымирание животных по следующим причинам:

    Нарушение среды обитания;

    Чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;

    Прямое уничтожение с целью защиты продукции;

    Случайное (непреднамеренное) уничтожение;

    Загрязнение среды.

    Охрана животных - это, прежде всего охрана их мест обитания.

    Мой призыв: не разоряйте гнёзда птиц, не загрязняйте природу, относитесь к ней бережно!

    Вода

    Вода является постоянным, неразлучным спутником человека на протяжении всей его жизни. Она ценнее нефти, газа, угля, железа, поскольку вода незаменима. Она играет решающую роль в жизни человека.

    «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не веря, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете!».

    (Антуан де Сент-Экзюпери).

    Мы же, люди, не воспринимаем этой ценности: воды рек, озер, морей и океанов каждый день загрязняются. Недобросовестные предприятия сбрасывают свои отходы в воду. Необходимо строго контролировать их работу в области охраны окружающей среды!

    Много лет назад Кук (мореплаватель) нашел в океане комки мазута, самые большие были с картофель! А как же обитатели водоёмов? Им тоже немало достаётся!

    Каждый из нас может сделать свой вклад в охрану окружающей среды - не бросайте мусор! Особенно около водоёма!

    Почва

    Вы знаете, что в Московской области имеется ряд полезных ископаемых. На первом месте среди них по запасам и использованию стоит торф, встречаются и различные глины, немало в Подмосковье залежей известняковых пород, имеется бурый уголь, железная руда.

    Итак, мы видим, что хотя и не очень богата земля Московская полезными ископаемыми и рудами, но есть и ее недрах материал и для строительства и для промыслов, и даже для украшения. Надо только бережно относиться к природе.

    Почва разрушается из- за неправильной добычи полезных ископаемых, применения удобрений, загрязнения воды и воздуха.

    Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня.

    Воздушное пространство

    Наша планета окутана сплошным толстым слоем атмосферы, которая состоит из смеси газов, водяного пара, капель влаги, кристалликов льда. Толщина атмосферы составляет примерно 20 тысяч километров.

    Атмосфера – это «одежда» для нашей планеты. Она защищает Землю от перегревания и охлаждения, охраняет всё живое.

    90% загрязнителей атмосферы происходит из-за сжигания топлива на электростанциях, заводах (выбросы дыма) и в двигателях автомобилей.

    Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы.

    Пытаясь решить эту проблему, люди устанавливают фильтры на заводах, изобретают автомобили, работающие на газе, высаживают деревья.

    Каждый из нас может внести свой вклад, например, посадив дерево. Листья деревьев очищают воздух.

    Заключение

    Планета Земля – это общий дом для всех людей. Только рачительное хозяйствование и разумное использование её богатств может обеспечить благополучие и безопасность жителей нашей планеты!

    «СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ!».

    Список используемой литературы

    Для учащихся


      Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.


      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А. Багрова - М.: ТКО "АСТ”, 1995.


      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р. Ляхов- М.: ТКО "АСТ”, 1999

    Разработка реализованного проекта «Знатоки природы»

    1. Введение
    2. Разработка экологического проекта.
    3. Реализация экологического проекта.
    4. Заключение.
    5. Используемая литература
    6. Приложение.

    Введение.

    Вот и наступили времена, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды. Значит, мы стали осознавать и понимать всю серьезность проблем связанных с экологией.

    Человек, используя свои различные способности, создал для себя место обитания. Никто не будет спорить, что она удобна, но и вряд ли кто будет оспаривать, что она настолько же вредна для нашей, пока ещё живой, планеты.

    Учеными проведены много научных исследований и сделаны неутешительные предположения. Через несколько десятков лет вода, воздух и почвы могут быть отравлены настолько, что проживание человека на земле станет невозможным.

    Очень радует, что изменяется отношение к окружающей среде. Но сложившаяся ситуация требует формирование экологического мышления, то есть введение экологии во все науки и во все сферы деятельности человека. И я считаю, что нужно как можно раньше начинать заниматься экологическим образованием и воспитанием.

    Для повышения эффективности экологического образования и воспитания сейчас предлагаются в этой области дополнительные формы и методы, которые также учитывают современные психолого-педагогические теории и технологии. Эти формы и методы вовлекают учащихся в разнообразные виды деятельности, используя взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы. 1

    Дополнительное экологическое образование может проводиться по следующим направлениям:

    1. Разработка программ по дополнительному экологическому образованию учащихся.
    2. Разработка и реализация экологических проектов.
    3. Организация и проведение кружковой работы по экологии на базе школы.
    4. Организация дополнительного экологического образования учащихся в каникулярное время на базе детских оздоровительных лагерей.

    Реализуя разнообразные формы деятельности в области экологического воспитания и образования, можно добиться повышения эффективности экологического образования учащихся.

    Я в своей работе хочу рассказать, как реализую такой вид деятельности, как разработка и реализация экологических проектов.

    1. I. Разработка экологического проекта .

    Проект должен быть основан на исследовательской, творческой, общественно значимой деятельности учащихся, направленной на содействие выявления и решения экологических проблем в условиях наcеленного пункта. Он может включать комплекс мероприятий, затрагивающих проблемы охраны окружающей среды и ставящих целью развитие социальной активности учащихся. 2

    Проект может быть реализован в городском (сельском) районе, небольшом населенном пункте на базе школы.

    Основными принципами проекта могут являться:

    — ориентация на выявление экологических проблем конкретной местности;

    — оценка состояния окружающей среды;

    — личное участие в решении местных экологических проблем, заботе об окружающей среде в месте проживания;

    — установка на исследовательскую и практическую деятельность.

    Целью экологического проекта является создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению местной экологической обстановки.

    Реализация проекта предполагает:

    — расширение информационного пространства с целью повышения осведомленности учащихся о местных экологических проблемах и путях их решения;

    — организацию практической природоохранной, исследовательской, творческой деятельности;

    — придать работе общественный резонанс;

    — предоставление учащимся возможности и содействия решению местных экологических проблем.

    Работа по проекту предполагает значительную самостоятельность участников и не требует проведения постоянных занятий на базе учебного заведения (школы). Она может координироваться с городским (районным) отделом народного образования и опираться на помощь учителей-консультантов (преподавателей экологии, биологии, химии), классных руководителей, а также родителей.

    Работа по проекту может быть построена в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    Главная задача подготовительного этапа — активизация деятельности учащихся, их интереса к изучению природного окружения.

    В качестве основных мероприятий этого этапа можно использовать:

    — утверждение организационного комитета проекта;

    — выявление участников проекта;

    — знакомство с материалами проекта (проведение в школах бесед, консультаций об экологических проблемах местности и о значении активности учащихся в решении данных проблем через их участие в данном проекте);

    — самостоятельная исследовательская деятельность учащихся (заполнение анкеты участника проекта).

    На основном этапе участники проекта самостоятельно выполняют определительные виды работ творческой и практической деятельности (по три вида на выбор).

    Участникам проекта может быть предложено:

    — выпустить информационный листок (стенную газету) о проблемах или экологической ситуации своего населенного пункта;

    — подготовить информационный материал по экологии своего места проживания для публикации в местной газете или для выступления на местном радио;

    — провести беседу в детском коллективе (классе) на экологическую тему;

    — составить экологическую карту исследуемого района (микрорайона города, села, улицы, двора) с обозначением экологически неблагоприятных (опасных) мест;

    — подготовить собственный экологический проект (очистка реки, родника, ликвидация свалок, переработка бытовых отходов, экономия энергии, воды и т.п.).

    Заключительный этап предполагает подведение итогов и награждение победителей.

    Реализация экологического проекта.

    Уже несколько лет в нашем районе проводится интеллектуальная игра «Знатоки природы». Основные цели этой игры:

    Выявление среди учащихся детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности;

    Включение учащихся в творческое сотрудничество;

    Воспитание у детей бережного отношения к природе.

    Игра проводится в три этапа.

    Первый этап - это подготовка материала как и учителями (задания для интеллектуальной игры), так и ребятами (одним из конкурсов является представление и защита устного журнала, а также защита команды)

    Второй этап - это игра, которая проводилась среди школ кустового объединения (МОУ СОШ с.Приволжское, с.Раскатово, с. Павловка). Подобные игры проводились среди других кустовых объединений Марксовского района а так же города Маркса.

    Третий этап - финальная игра. Её участники - победители зональных игр.

    Задания игры соответствовали программе 4 класса по предмету «Окружающий мир», носили как предметный, так и межпредметный характер. Участниками игры являлись учащиеся 4х классов. Команды из 5 человек. Задания составлялись предметной группой учителей начальных классов, кроме учителей, готовящих команды. Зональные игры проводились в феврале месяце, а финальная игра в марте.

    В этом году 4 класс - это мы - 20 моих учеников и я. Так как мы заранее знаем об участии в этой игре, то и подготовка началась ещё вначале учебного года. И так уж получилось, что она проводилась в виде экологического проекта.

    Однажды на уроке ребята начали спорить о значении слов «первоцвет» и «подснежник». Одни считали, что это одно и тоже, другие им возражали. Я предложила ребятам в этом разобраться самим. Они с радостью откликнулись.

    Экологическое воспитание проходит через ряд этапов. Мы решили пройти их все.

    Первым этапом был выбран этап любования. Ребята решили собрать коллекцию художественного изображения первоцветов или подснежников. Появилось множество фотографий и рисунков. Одна из учениц добавила, что есть и много стихов о подснежниках и первоцветах. Коллекция расширилась. Ребята сами стали рисовать долгожданную весну.(Приложение1) Работать с этой коллекцией вызвались четверо человек. У нас появились редакторы. Они отбирали материал, сортировали его.

    Ребята попросили сходить с ними на экскурсию в лес и показать, где будут расти подснежники. Им было интересно, а что сейчас на этом месте, да и что это за места. Вот и наступил второй этап - этап наблюдения, переживания и осмысления увиденного и услышанного в природе. Появилась группа ребят заметивших, то эти места влажные, но весной открытые для первого солнышка. Возникла новая группа - группа исследователей. Они стали записывать наши наблюдения, выводы. Некоторые ребята сделали зарисовки.

    Так же они и заметили кучи мусора, сломанные деревья, вытоптанную поляну. Ребята были сильно возмущены, и даже испуганы, вдруг они весной не смогут увидеть здесь подснежники, вдруг они не проснуться весной после такого обращения с ними. И мы этим плавно перешли к третьему этапу. У ребят укрепилось стремление сохранить красоту природы и приумножить ее богатство.

    Возникла третья группа - группа экологов. Мы расчистили место от мусора. А наш проект продолжал существовать.

    У каждой группы была своя цель. Пополнялись их собранные коллекции.

    На уроках природоведения, я старалась сохранять эту работу и группы. Этому способствовали темы уроков. Мы приступили к изучению темы «Природные зоны России».

    В начале урока, каждая группа получала своё задание и работала над ним, к концу урока мы делали предварительные выводы. Дома ребята продолжали дополнять информацией свои сообщения. Итогом стала игра по станциям.(Приложение 2) Были предложены станции «Географическая», «Зоологическая», «Игровая», «Ботаническая» Многие задания ребята предложили сами (кроссворды, текст с географическими ошибками, загадки ит.д.).

    Так что, когда пришло время обрабатывать накопившийся материал и готовить устный журнал, мы столкнулись с непростой задачей. После долгих споров решили, что выберем первоцветов, пять - по количеству участников команды. Критериями выбора будет:

    1. Растение должно быть первоцветом или подснежником.
    2. Оно занесено в Красную книгу Саратовской области.
    3. Оно лекарственное.
    4. Подобран большой материал о этом растении.

    Членов команды выбирали тайным голосованием. Надо сказать, ребята отнеслись к этому с большой ответственностью. Были избранны самые активные учащиеся. Не было никаких обид и споров. Но перед ребятами стояла задача, ответить на вопрос, что же такое первоцвет, и что такое подснежник.

    Вывод был добыт из книг членами команд.

    Все раннецветущие растения называются подснежниками. Первоцветы, подснежники - это названия раннецветущих растений. Их ещё называют ученые эфемеры и эфемероиды.

    В создании нашего устного журнала участие приняли все учащиеся нашего класса. Исследователи отобрали материал. Редакторы расположили его. Экологи помогли подготовить странички и красной книге и охране растений. Предлагаем вашему вниманию итог этой работы, наш устный журнал. (Приложение3)

    Заключение.

    Не в моих силах отодвинуть трагические последствия пренебрежительного отношения людей к природе, но своими тревогами я делюсь с моими маленькими учениками, начиная с I класса, стараюсь воспитать в них бережливую любовь к природе. Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче, где и как можно и нужно отдыхать, а какие места лучше обойти, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

    Подвожу ребят к выводу: природа беззащитна перед человеком. Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете.

    Моя боль за разрушение человеком природного равновесия передается детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не будут забыты.

    Рассказывая о грибах, насекомых, птицах, диких животных, стараюсь показать не только разнообразие живой природы, но и взаимосвязь различных видов. В результате дети задумываются над тем, что исчезновение любого животного или растения приводит к обеднению многообразия видов — основного признака устойчивости любой экосистемы.

    Знакомлю ребят с редкими и исчезающими растениями и животными, с Красной книгой Саратовской области, России и планеты в целом.

    Занятия провожу так, что ученики не только получают необходимые сведения о природе, но и сами делают выводы о гармоничном взаимодействии с ней. Закрепляют знания, выполняя рисунки к выставкам.

    Хорошо бы проводить не один, а несколько уроков по подобным темам. Например, уроков естествознания, изобразительного искусства и русского языка или литературы. Такое объединение соответствует основному постулату современной методики естествознания о том, что содержание образования в области окружающей среды по своей сути интегрировано, и для изучения природных явлений необходимо задействовать всю систему учебных предметов в начальной школе.

    Показателем же нашей работы может стать занятое первое место в районной интеллектуальной игре «Знатоки природы»(Приложение 4) и распустившиеся весной первоцветы-подснежники.