Сады Древнего Египта и Крита. История в садоводстве

О. Б. Сокольская История садово-паркового искусства, 2004 г, стр. 14-29, 40-43

Тема 2.1. Сады древности, античности и раннего средневековья

Раздел 2. Стили садово-паркового искусства

Окно шины.

Петля с переключателем.

Разделенная память

Взаимодействие между ЭВМ определяется путем размещения сообщения в памяти, которое доступно для всех ЭВМ. Ключевой характеристикой является то, что память используется в качестве канала передачи данных, а также в качестве запоминающего устройства.

Характеристика:

1) надежность низкая. Если память выходит из строя, то есть полностью не функциональна.

2) Стоимость не высокая, дорогой является память

3) Территориальная распределенность до 1000 м.

4) Модульность плохая (ограничение накладываются числом портов, посредством которых осуществляется подключение станции к памяти).

5) Производит до 5 Мбит/сек.

Переключатель используется для перераспределения информации между различными станциями. Станции соединяются друг с другом последовательно.

Характеристика:

1) надежность не высокая, так как при отказе переключателя или канала связи сеть выходит из строя

2) стоимость не высокая, дорогим является переключатель

3) производительность до 3 Мбит/сек

Окна (переключатели) – это компьютеры или специальные устройства, соединяющие различные подсети между собой. Они выступают в качестве контролирующих потоки информации. На нашей схеме переключателями являются узлы А0 и С0. в архитектуре предусматриваются более одного переключателя. Сообщения могут передаваться в любом направлении. Переключатели обеспечивают передачу и взаимодействие отдельных ветвей сети.

Характеристика:

1) надежность высокая, выход из строя переключателя приводит к частичному отказу сети. Отказ компьютера ЭВМ не влияет на работу сети.

2) Стоимость невысокая, дорогим является переключатель

3) Территориальная распределенность до 1000м

В чистом виде архитектуры редко реализуются. Широко используются комбинации этих архитектур; все рассмотренные виды архитектуры могут использоваться совместно в различных сетях.

1. Садово-парковое искусство Египта: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

2. Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

3. Садово-парковое искусство Греции: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

4. Садово-парковое искусство античности - Сады Рима.

5. Садово-парковое искусство раннего средневековья - сады Мавританской Испании.

Египет является одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Как самостоятельное государство было основано в конце 4 тысячелетия до н.э.

Природные условия . Очень засушливый климат, почти полное отсутствие осадков и горячими знойными ветрами. Необходим был искусственный полив. Природный ландшафт своеобразен: это и ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, и широкие перспективы с мелькающими на горизонте силуэтом нагорья, и спокойное, медленное течение Нила. Такая мрачная картина оживляется небольшими оазисами.

Растительность . На берегах рек это гигантские папирусы и тростники, образующие целые заросли, а также «водные поля» многочисленных лотосов. Из древесных пород значительное место имела пальма, дающая плоды и тень, инжирное и гранатовое деревья, акация. На полях египтяне разводили ячмень, пшеницу, просо, лен. Священным в древнем Египте считался кустарник тамарикс, также использовался тростник. Предпочтение отдавалось деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от знойных ветров, тень, прохладу; затем плодоносящим породам и видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов. Египтяне любили цветы – излюбленными считались гвоздики, маки, васильки, розы, жасмин. Бесспорную роль в оформлении сада играли виноградники. Это яркий пример сочетания утилитарных целей с декоративными. Для винограда создавались перголы, из них создавались целые крытые тенистые аллеи с лозами и необычными декоративными эффектами.

Строительный материал . Египет был богат известняком, розовым гранитом, диоритом, алебастром, песчаником. Из них возводились долговечные и великолепные дворцы, храмовые комплексы, некоторые сохранились до наших дней. Архитектура отличалась грандиозностью, статичностью, колоссальностью, контрастом с пейзажем пустынь. Например: пирамида Хеопса (высота 147 м), Хефрена (143 м), скульптура Сфинкса (высота 20 м, ширина 60 м).

Приемы композиции. Характерной чертой Египта, повлиявшей на садово-парковое искусство, является развитие архитектурных ансамблей, которые состояли из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси. Используются светотени, эффект перспективы, контраста при чередовании открытых и закрытых пространств. Пальмы, папирус, лотос – главные элементы отделки зданий. Водоемы – неотъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размеров территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративного оформления.

Садово-парковое искусство Древнего Египта было сформировано с четкими планировочно–композиционными канонами:

  • Регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции;
  • Наличие водоема как неотъемлемой части сада;
  • Использование ритма как композиционного приема;
  • Применение рядовых посадок;
  • Использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;
  • Сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное в оформлении ансамблей;

Формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.

Сады древнего Египта подразделялись на следующие типы:

Священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;

Озеленение улиц;

Сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);

Сады при жилых домах знати.

План египетского сада

Рис. 1. Схема планировки египетского сада: 1 – вход; 2 – пергола, увитая виноградом; 3 – жилое здание; 4 - бассейны Территория небольшая, общей площадью 1 га. Вход в сад подчеркнут пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксами). Участок окружен типичной для Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделены друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти загородки служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, находящийся в глубине сада, а композиционной осью – крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада были предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду располагалось 4 водоема и 2 беседки симметрично по сторонам входной аллеи. Этот сад образец регулярного стилевого направления. Древний египетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные, эстетические функции.

1 - вход; 2 - пергола, увитая виноградом; 3 -жилое здание; 4 - бассейны.

План строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки

Афинский Акрополь.

Комплекс храмов (крепость, где жители могли прятаться во время осады). Расположен он на окраине Афин, на возвышающемся скалистом уступе размером 130 на 300 метров.

План Акрополя :

I - пропилеи римского времени; 2 - храм Ники Аптерос; 3 - постамент памятника Агриппе; 4 - Пинакотека; 5 - «Пропилеи Мнесикла»; 6 - южное крыло пропилей; 7 - остатки древнейших стен; 8 - святилище Артемиды Бравронии; 9 - место статуи Афины Промахос; 10 - место храма Гекатомпедона; 11 - Эрехтейон; 12 - Парфенон; 13 - храм Ромы и Августа; 14 - музей Акрополя; 15 - Одеон Ирода Аттика; 16 - стоя Евмена 11; 17 - святилище Асклепия; 18 - театр Диониса; 19 - Одеон Перикла.

Генералиф

Местонахождение: Гренада (Испания), около Альгамбры, летняя резиденция Халифов

Период создания: 1302-1324 гг.

Генералиф и Альгамбра представляют собой дворцовые комплексы арабов в Испании с внутренними двориками, террасами и садами, оформленными в виде небольших двориков атриум-перистильного типа (патио) – с мощением декоративной плиткой вместо газона и пышной растительностью, расположенной не всегда чётко симметрично, часто довольно свободно, что видно на представленном плане. Вода является основным мотивом сада, она присутствует в каждом патио. Характерной является связь внутренних пространств с внешними видами, что достигается путём создания видовых точек. И в дальнейшем этот приём нашёл широкое распространение.

Тадж-Махал

Местонахождение: Агра (Индия)

Создание: 1632–1653 гг.

Архитектор: предположительно Устад-Иса

Этот замечательный комплекс был создан шах Джеханом, как усыпальница для его любимой жены. Сад перед зданием спроектирован по принципу "чор-баг" – четыре квадрата. В виде главных осей расположены каналы, пересекающиеся в центре парка.

Вилла Ланте

Местонахождение: Баньяя, 84 км от Рима (Италия).

Создание: 50-ые годы XVI века.

Архитектор:Джакомо да ВИНЬОЛА.

Представленные 5 планов итальянских садов относятся к лучшим образцам парков эпохи Возрождения. Они относятся к регулярному стилевому направлению, но регулярность их не жёсткая, сады могут включать отдельные деревья и даже целые рощи, деревья могут иметь свободную форму кроны. Эти сады имеют архитектурный характер, что проявляется уже в тщательной обработке рельефа - обычно это террасирование.

Часть I

Аменхотеп IV (Эхнатон) с женой (Нефертити) в саду

В далекой первобытности начался процесс изучения и овладения природой. Среда воспринималась человеком в те времена как сильная и враждебная. Человек обожествлял природу, поклонялся и деревьям, и животным. Из беспомощности человека перед природой и отчаянного желания приблизить ее к себе, закрепиться в мире родился тотемизм – вера в кровнородственные связи между человеком и растением или животным. Тотемизм породил магию, магия – мифы, ритуалы и обряды. Так, первая творческая деятельность (наскальный рисунок, натуральный макет, первобытный танец, изображавшие то или иное животное) носила ритуально-магический характер и была попыткой не отразить природу, а завладеть ею. Человек противостоял природе и боролся с ней за себя, в тоже время наблюдая и изучая ее и постепенно превращая в свою союзницу. Если вы хотите узнать о борьбе между пейзажным и регулярным парками , пройдите в рубрику на нашем .

С первобытных времен человек, перейдя к оседлому образу жизни и устраивая дом, стал огораживать свой кусочек природы. Сад, ограждённый примитивной изгородью от диких животных, представлял собой участок земли, где сажали сначала, в основном, лекарственные растения, затем плодовые и декоративные. Возможно, жилище украшалось цветами. Понятие и содержание декоративного сада сформировались в Древнем Египте . Определилось сочетание декоративной и функций сада (т.е. имеющая практическое назначение). Первые ирригационные системы, декоративные аллеи, перголы появились в садах Древнего Египта . Создание первых садов в Древнем Египте было осложнено засушливым климатом, малым количеством лесов и плодородных земель. Лишь некоторые из насаждаемых в садах Древнего Египта растений росли в естественных условиях на берегу Нила. Поэтому здесь были предприняты первые успешные попытки акклиматизации иноземных растений и создания первых садов на искусственных основаниях. Благодаря сложной системе оросительных каналов сады поливались водами. С тех самых пор боги всех времен и народов «поселились» в садах.

Обожествление мира египтянами

Египтяне жили в абсолютно обожествленном мире. Богами были животные, растения, птицы, небо, земля, горы и река. Изображение египетских богов с птичьими, звериными, лягушачьими и звериными головами и сфинксов с человеческими лицами и сегодня потрясают воображение и одновременно напоминают о действительной связи всего живого. Следы поклонения животным остались в виде аллей сфинксов, львов в Делосе, кладбищ священных крокодилов, собак, кошек и т.д., а также в географических названиях египетских городов, описанных древними греками: Крокодилополь, Ликополь (Волкоград), Кинополь, Леонтополь (Львоград), Элефантина. Еще больше египтяне поклонялись растениям. Сооружение садов Древнего Египта было не только необходимостью, но и требованием религиозных культов. Дворцовый сад царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри был посвящен богу солнца Амону-Ра. Разрешение на строительство садов также давал Амон-Ра, и это было привилегией богатых. От социального положения, богатства зависел и размер сада.

Уход за виноградниками и сбор урожая в Древнем Египте. Фреска из гробницы в Фивах. XII в до н.э.

Многие предполагают, что в эпоху Древнего и Среднего царства, в чаще всего, было распространено строительство плодовых садов, виноградников, огородов. Многочисленные изображения, барельефы, изображающие отдельные виды работ в садах – полив, посадка растений, сбор урожая, — подкрепляют это предположение, указывая на то, что сначала были освоены сады утилитарного назначения (т.е. имеющий практическое назначение). Однако в Новое царство деревья, растения стали компоновать в группы по законам красоты.

Сады Древнего Египта

создавались при храмах, дворцах, жилых домах состоятельных египтян. Вместе со священными рощами, озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, обнесенных валами, стенами. Город, «видимых с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, на зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов». Города Фивы и Тель-эль-Амарна описывались как города – сады.

Города имели прямолинейную сетку, а широкие улицы (до 40 м) играли роль ритуально-процессионных дорог, поскольку вели к дворцам и храмам. Было обнаружено археологами по сторонам улиц ям с остатками земли, корней, фрагменты оросительной системы, как свидетельствовало о наличии их озеленения. Предполагают, что в уличных аллейных посадках использовались пальмы.

План египетской виллы. Барельеф гробницы в Фивах.
1- вход
2 — пергола
3 — жилище
4 — бассейны

Египетская вилла. Барельеф в гробнице около города Тель-эль-Амарна. Среднее царство.

Частный египетский сад

История. Сады Древнего Египта и Крита . На стене гробницы Мефена, визиря фараона Снофру, нашли первое описание частного сада. Этот сад включал дом, озеро и большое количество фиговых деревьев. Некоторые изображения садов Древнего Египта сохранились в барельефах.

Судя из изображений, типичный египетский сад имел квадратный или прямоугольный план, почти симметричной планировки, окружался стенами, символизирующими силу и безопасность. Считалось, что чем массивнее портал, тем выше статус владельца. Здание находилось на оси садов и вместе с ними поднималось над уровнем реки, часто располагаясь на террасах. Центральную часть сада занимал обширный виноградник, увивающий перголу, или пруд. По периметру сада вдоль ограды были устроены аллеи.

Important!

Дорожки в садах Древнего Египта всегда были только прямыми, их кривизна была невозможна на протяжении всех трех тысячелетий Древнего Египта , поскольку ассоциировалась с непорядком.


Сады наполнялись скульптурными изображениями львов, богов, сфинксов, аналогичных тем, что организуют аллею сфинксов в Дэйр-эль-Бахри или «Дорогу процессий» между Карнакским или Луксорским храмами. Дом египтянина окружен амбарами с зерном и маслом. За домом в саду растут разнообразные деревья, по изображениям которых можно идентифицировать пальмы, смоковницы, инжир. В центре сада расположен большой пруд. За прудом по оси перспективы дома посажен сикомор.

Исходя из археологических данных, в Древнем Египте было очень широко распространено садоводство. В местах погребений историки обнаруживали фрукты, семена растений и их части. Многие из них изображались на стенах гробниц. По рисункам можно сделать вывод о том, что в Египте существовало два вида садов: светские и при храмах.

В Карнаке при храме Амона Ра существовал сад, который датируют периодом правления Тутмоса III. Этот сад расположен террасами, что говорит о проникновении метода ландшафтной планировки в Древний Египет из Месопотамии.

В Египте были священные деревья: можжевельник, сикамор античный, нильская акация и тамариск. С именем богини неба Нут связывали сикамор античный. Существуют изображения, где крестьяне складывали к подножию этого дерева жертвоприношения (овощи, фрукты, воду в кувшинах).

Египтяне представляли умершего и воскресшего Осириса как бога плодородия и загробного мира. Его деревом считалось хвойное. И даже его гроб с телом изображался внутри дерева. На многих памятниках можно увидеть шишку сосны. Ученые трактуют ее как жертвоприношение Осирису. Один из манускриптов говорит, что кедр появился по воле бога плодородия.

Также его деревьями считались сикамор и тамариск. Осирис очень почитал деревья. А одно предание говорит о том, что он запрещал повреждать фруктовые деревья, а также перекрывать потоки воды.

По некоторым данным, каждый храм имел свое священное дерево и священные. Редкие растения привозились в Египет из завоеванных стран в качестве трофеев. Их корни упаковывали в ящики с землей. Привезя в Египет, их высаживали вокруг храмов и дворцов.

Дома и дворцы знати как правило располагались посреди садов. В усыпальнице Нембамунов историки нашли изображения, которые дают хорошее представление о светском саде. Из цветов здесь растут маки, васильки, кувшинки. Зачастую здесь располагаются аллеи финиковых пальм, которые чередовались с сикаморами. Есть изображения с перголами - беседками, которые увиты виноградом. Виноград выращивался различных сортов. Во времена XVIII династии это был черный, красный, пурпурный, бледно-зеленый и белый виноград. Также египтяне культивировали гранат. Популярными являлись цикорий, лук и арбузы. Как лекарственные растения или для красоты выращивали мак, кувшинки, крокусы, шафран, белую лилию.

Рамсес III внес большой вклад в развитие садоводства. Он придумал высаживать небольшие деревья и кустарники в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее римляне заимствовали этот прием, а также садоводы Ренессанса. Во время его правления было создано 514 садов. Главным образом они служили для обеспечения храмов вином, маслом, ароматическими травами, древесиной.

Не менее важной была и другая роль садов - декоративная.

В совокупности с озелененными улицами и священными рощами сады составляли зеленое оформление городов. В плане они являлись прямоугольной сеткой. парадные процессии проходили на улицах, которые были ориентированы на дворцы и храмы. Они имели большую ширину - около 40 метров - рассчитанную на движение значительного числа людей. По обеим сторонам улицы шли ряды пальм. Уже на подходе к самому храму дороги часто украшали фигурами сфинксов.

Когда эта дорога заходила на территорию храмового комплекса, она становилась композиционной осью. Также она являлась и осью симметрии архитектурной композиции. По мере продвижения в глубь объемы и пространства, которые как бы нанизывались на нее, имели тенденцию либо уменьшаться, либо увеличиваться.

Внутри комплекса достигалась постоянная смена впечатлений. Это было сделано за счет ритмичного чередования освященных внутренних дворцов и темных пространств интерьеров храма, а также постоянного изменения размеров при движении.

Характер египетского храма определялся геометрической сеткой планов городов, принципом симметрии и осевым построением храмовых комплексов. он был сформирован как регулярный, имеющий четко выраженную главную ось.

В качестве примера можно привести план сада площадью 1 га. Он обнесен стеной и имеет квадратную форму. Вход является началом оси и отмечен пилонами. В глубине сада расположен дом, который замыкает ось. Композиционной осью является крытая аллея. Египтяне называли ее перголой. Она была увита виноградом, поэтому образовывала тенистый свод. Четыре прямоугольных бассейна и две беседки располагаются симметрично относительно осевой дороги. По всему периметру сада идут рядовые посадки. Такой вот сад является образцом регулярного стилевого направления. Однако он имеет специфическую черту. Это наличие ограждающих стен, а также внутренних, которые создают отдельные участки.

Саду в Древнем Египте было характерно органичное слияние религиозных, эстетических и утилитарных функций. А вообще, садовое искусство здесь сформировалось с четкими композиционно-планировочными канонами. Это были:

  • регулярный план, который включал в себя использование симметрии и осевое построение композиции;
  • наличие водоемов;
  • формирование замкнутых композиций;
  • применение рядовых и аллейных посадок;
  • использование экзотических растений;
  • использование ритма, как композиционного приема.

Древнейшие сады мира
Считается, что первой цивилизацией, культивировавшей искусство создания садов и парков, был Древний Египет. Археологические находки, барельефы, рисунки и надписи не оставляют сомнений в том, что у египтян, от фараона до простолюдина, существовало благоговейное отношение к садам как к дарам небес. Например, надпись на гробнице видного сановника рассказывает, что он построил дом, вырыл бассейн и посадил деревья. Под сады отводились
огромные пространства и в частных владениях, и на городских площадях. Один из таких садов изображён на стене зала Анналов в Карнакском храме: фараон Тутмос III отдыхает среди тенистых деревьев. Садами славилась древняя столица Фивы. Существовали сады и при больших храмах, например храмах Ментухотепов.

Фараон Рамсес III расширил сады и леса. «Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени», - говорил он. Фараон разбил огромные сады в резиденции своего
прославленного предка Рамсеса II, вдоль священного пути устроил роскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие «наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце». Более других Рамсес III почитал храм Хора: «Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил зазеленеть папирусы, как в болотах Ахбит (где, согласно мифу, жил Хор-младенец). А Они были в небрежении с древнейших времён. Я сделал цветущей Священную рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы всё плодоносило». Знаменит был и парк царицы Хатшепсут, а фараон Тутмос IV привёз из похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. Это древнейшее свидетельство о ботаническом саде.

После каждой военной кампании сады египтян пополнялись новыми растениями. Из Персии они вывезли резеду, мак, мирту и клещевину, из семян которых получали масло для обрядовых действ. В царствование Клеопатры (I в. до н. э.) в Египте увлекались разведением роз. Их лепестки толстым слоем устилали полы пиршественных залов прославленной царицы, розовые венки украшали головы пирующих, возлежавших на подушках, наполненных розовыми лепестками. Благоухающие розы обвивали кубки с вином, стены и колонны залов. Прекрасным садам Клеопатры и её розовым пирам пытались подражать знатные римляне. За цветы, вывозившиеся целыми кораблями, они платили египтянам огромные деньги.
Вероятно, именно в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и пользу, изящество и утилитарность. В гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах сохранилось изображение сада как бы с птичьего полёта: на квадратном участке земли, окружённом высокой стеной, симметрично расположены аллеи деревьев и изысканной формы бассейны с водоплавающими птицами, а в середине сада разбит виноградник. Здесь же находится жилой дом.

В тени деревьев нередко ставили изящные беседки для трапез. Под деревянными навесами в кувшинах охлаждались напитки, а на столах и подставках красиво размещались изобильные яства. Воздух был напоён ароматом цветов. Более всего чтили лотос, посвящённый богу заходящего Солнца Осирису и богине плодородия Исиде. В садах, как правило, устраивали квадратные или прямоугольные пруды либо бассейны, облицованные камнем; в них цвели водяные лилии и плавали утки. Иногда разводили почитавшихся священными крокодилами, змей, ящериц и т. п. Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым водяным садам. Каменные ступени вели к причалу, где для увеселения хозяев и гостей почти всегда стояла лодка.

Из всех садовых работ самой трудоемкой являлся полив. Еще в эпоху среднего царства садовники ходили к водоёму с глиняными кувшинами - прообразами лейки, подвешивали их на коромысло и приносили к главной канаве; вылитая в неё вода растекалась по другим канавам и орошала сад. Эта однообразная и тяжёлая работа отошла в прошлое лишь с изобретением шадуфа. На берегу водоёма вкапывали массивный столб высотой примерно в два человеческих роста, к нему прикрепляли длинный шест, вращавшийся во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали камень, а к тонкому подвешивали на верёвке холщовый или глиняный сосуд. Верёвку тянули вниз и наполняли сосуд, а потом его поднимали вверх и выливали воду в жёлоб. С помощью такого примитивного приспособления смогли решить проблему полива садов. Кстати, шадуфы существуют и по сей день.

Уже во времена Древнего, а тем более Среднего царства хозяин дома и в городе, и в деревне старался иметь свой сад, где выращивал фрукты и овощи. Египтяне любили прямые линии, и потому их сады разделялись на квадраты и прямоугольники ровными тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Состоятельный египтянин Анена собрал в своем саду почти все деревья, росшие в нильской долине: сикомор, финиковую, фиговую, кокосовую и другие виды пальм, ююбу, акацию, тамариск, гранат, персик, тис, а также деревья, породы которых определить не удалось. Известно, однако, что их насчитывалось 18. В садах и рощах каждому виду растений — пальмам, смоковнице, эбеновому дереву — отводили отдельные симметричные квадратные участки. Растения высаживали стройными рядами по росту: самые высокие помещали ближе к ограде, а самые низкие — к середине сада, к пруду.

Если верить Страбону, то при дворце знаменитого царя Соломона (X в. до н.э.) находился бальзамический сад, где выращивали ценные пряности. Один из царских покоев напоминал павильон, украшенный деревьями и растениями из металла, сделанными так тонко и искусно, что их можно было принять за настоящие. По другим сведениям, при дворце Соломона существовал:: богатых сада с бассейнами и редкими рыбами. Древние иудеи уподобили царя могучему дереву, растущему в раю в самом центре земли. С подобными представлениями во многих религиях народов мира связана идея царя строителя святилищ с садом, где растёт древо жизни. Весь мир — это сад главного божества, а царь в нём — садовник.
Висячие сады.

Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Известно, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране». Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.
Но особую славу обрели вавилонские висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками Диодором, Страбоном и Геродотом. Прихотливая память потомков ошибочно связала их с именем ассирийской царицы Семирамиды. В действительности величайшие сады древности посвящались другой женщине.

Самый знаменитый царь Вавилона Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.), при котором город достиг невиданного расцвета, любил свою молодую жену, мидийскую принцессу. Она выросла среди зелёных холмов Мидии, наслаждаясь шелестом листьев и тенистой прохладой деревьев, и потому в душном и пыльном Вавилоне задыхалась и тосковала. Навуходоносор доказал, что любовь может творить чудеса: в самом центре жаркой и знойной пустыни он создал для жены образ её далёкой родины. Лучшие математики и зодчие обдумывали проект, лучшие строители воплощали его в жизнь, а ремесленники без устали лепили и обжигали кирпичи. Выло возведено четыре яруса прямоугольных
террас, соединённых широкими лестницами. По замечанию древнегреческого историка Диодора, они сужались кверху, «подобно театру».
Своды ярусов висячих садов опирались на высокие 25-метровые колонны. Террасы, сообщавшиеся витыми лестницами, выложили каменными плитами, покрыли слоем камыша и залили асфальтом. Потом сделали прокладку из двойного ряда кирпичей,скреплённых гипсом, а сверху положили свинцовые листы, чтобы вода не просачивалась вниз. Поверх насыпали толстый слой плодородной земли.

Создание садов явилось весьма трудоёмким делом. Из далёких краёв повозки, запряжённые быками, везли саженцы редких деревьев, завёрнутые во влажную рогожу; семена диковинных растений и трав. День и ночь рабы качали воду из Евфрата, поднимая её на верхнюю террасу, откуда журчащие струи сбегали вниз. Сад производил ошеломляющее впечатление: казалось, будто громадная зелёная, цветущая пирамида, орошаемая фонтанами, парила в воздухе.
Вавилоняне многое восприняли от своих предшественников, шумеров, для которых сады являлись одним из главных источников богатств. В древней легенде рассказывается о трудолюбивом и опытном садовнике по имени Шукаллитуда. Все его усилия вырастить прекрасный сад были тщетны: как бы заботливо он ни ухаживал за растениями, они засыхали, а яростные ветры покрывали лицо его сада «пылью гор». Тогда садовник обратил взор к небу и звёздам, изучил небесные знамения и постиг законы могущественных богов. Благодаря этому Шукаллитуда обрел новую мудрость …узнал решенья божьи.
В саду, в пяти, в десяти местах укромных,
Он там посадил по дереву, их сень — защита.
Сарбату-дерево, с листвою густою, тень его кроны — сень-защита.
Тень его ни в рассвет, ни в полдень,
Ни в сумерки никуда не уходит.
(Перевод Крамера)

Восторженные описания висячих садов оставили и современники Александра Македонского. Восхищённый красотой Вавилона, великий полководец даже намеревался сделать его столицей своей колоссальной империи. Но честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. Летом 323 г. до н. э. в душном и раскалённом Вавилоне Александр мучился от приступов неведомой болезни. Ложе царя перенесли из дворца в сады. Наверное, здесь он вспоминал родную Македонию с её тенистыми дубравами, тосковал по запаху трав и шороху листвы. В висячих садах его и настигла смерть.
По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Греции, Риме. В XVI-XVIII вв. в Московском Кремле при жилых покоях царя и царицы устраивали особые верховые сады, изобиловавшие диковинными заморскими растениями. При императрице Елизавете Петровне висячий сад находился над колоннадой вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки в Аничковом дворце. Возвели висячий сад и в Зимнем дворце при Екатерине Великой; он сохранился в Эрмитаже до сих пор.