Происхождение восточных славян. Энтогенез - (происхождение) и общественный строй восточных славян (праславян) эпохи Великого переселения народов Раннего Средневековья

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет - первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.

1. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.
При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. - Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.
Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.
Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Полыни, а также Волыни и Полесья.
Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи.
Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).
По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.
Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.
«Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов - военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства).
Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.
Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI - VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения) .

Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.
Расселение славян происходило по трем основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской равнине.
Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.

2. Восточные славяне и их племенные княжества

Восточные славяне к VIII - IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке - средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.
Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.
Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).
В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.
Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками) .
Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р.Буг).

Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).
У восточных славян к VIII - IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга - бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье - хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру - тиверцы, а в Поднепровье южнее полян - уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) - радимичи, на верхней Оке - вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги - кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.
Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории.
Так, установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды.
В это время четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне - радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.
Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным было замечено, что височные кольца - специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.
Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени.

Височные украшения восточнославянских племен
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное полуторооборотное (дулебские племена);3 - семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое (словене ильменские);5 - эавернутоконечное

Отмеченные особенности (погребальные сооружения, височные кольца) между племенными объединениями Восточной Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния балтийских племен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н.э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян.
Развитие этих территориально-политических союзов шло постепенно по пути превращения их в государства.

3. Занятия восточных славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.
В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.
С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.
Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).
В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.
Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.
В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.
Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.
Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе - кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах).
Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой - к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.

4. Семья и род у восточных славян

Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община - вервь.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI - VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

5. Общественное устройство

Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать - дружину. Князья были и в более мелких общностях - племенных княжествах, входивших в союзы.
Сведения о первых князьях содержатся в Повести временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебеди.

С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества.
Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переяславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.
Византийский автор Прокопий Кесарийиский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща».
Скорее всего, речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - «военных, предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.
Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании).
Куяба - политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия - объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).
Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. - Маврикием Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных - соратников князя.
В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. - на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии.
В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье.
Многие ученые считают, что именно в то время Русь выступила на арену международной жизни в качестве государства. Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства.
Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке.
Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной исторической личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную Европу. Л.Н.Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) - из Южной Германии.

Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства - ускорить или замедлить его.

6. Религия восточных славян

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.
Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.
С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.
Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов.
Перун являлся богом молнии и грозы, Род - плодородия, Стрибог - ветра, Велес - скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре - божествами солнца, Мокошь - богиней ткачества.
В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога - бога неба - и его сыновей - Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога - богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.
Перун - центральный образ индоевропейской мифологии - громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.

В языческий пантеон входили также Волос (Велес) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) - богиня плодородия, ткачества, и другие.
Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.
Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие.
Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем.
В организации культа значительную роль играли языческие жрецы - волхвы.
Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах, богам приносились жертвы.

Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

7. Формирование государства у славян

К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.
Так, временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века - время, когда появился путь «Из варяг в греки».
Нестор в своей Повести временных лет приводит описание этого маршрута.
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим (имеются в виду днепровские кручи у Киева), тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы, и далее на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю Варягов, а от Варяг до Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр впадает устьем в понтийское море; это море слывет Русским.».
Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов - Олегу.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия).

Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям - язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое - представленное вечевым собранием народа.

Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.
При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины - к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.
В VI - середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.
Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Расселение восточных славян. I. Происхождение восточных славян

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Хозяйство

Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археославян

логическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля) . Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II - IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры - квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей.



Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Город

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы - поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Социальный строй

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот,

инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Военные походы

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Рассмотрим тему: Праславяне - происхождение и расселение. Как и откуда произошли предки славян? Кто стал прародителем самых первых людей?

Вопросы, на которые до сих пор нет точного ответа. И очень много заблуждений, которые периодически выдавались за истину.

Одна из теорий происхождения человека, выдвинутая в 1871 году Чарльзом Дарвином, в нашей стране считалась научно доказанной. И именно поэтому изучалась как основная в курсах биологии в школах и вузах. В профильных вузах по учебникам даже изучался «Дарвинизм». Найдя много общих признаков у человека и человекообразных обезьян, Дарвин сделал вывод, что человек произошел от обезьяны.

Эту же идею выдвигали и обосновывали до Ч. Дарвина и другие ученые.

В 1735 шведский ученый Карл Линней, создал классификацию известных к тому времени научному миру всех животных и растений, объединив их в соответствии с определенными признаками в общие группы. Линней не стал грешить против известных ему фактов и поставил человека в отряд приматов, вместе с обезьянами и лемурами. Приверженцами этой идеи были и такие известные естествоиспытатели, как Ж. Б. Ламарк (1809) и Ж. Бюффон (1749).

Есть одно существенное «НО», которое не позволяет все эти предположения считать научно обоснованной теорией. До сих пор отсутствует самое главное доказательство этой теории – так и не найдено переходное звено от обезьяны к человеку разумному. Скорее всего, эту теорию можно пока считать только научной гипотезой.

Для объяснения теории Дарвина в советское время широко использовалась, так называемая, трудовая теория. Согласно ей - труд превратил обезьяну в человека. Оно и понятно, ведь нужно было быстро поднимать целину, строить БАМ, осваивать Север и т. д. Даже среди пионеров в те годы самой популярной была такая речевка: «Только тех, кто любит труд, пионерами зовут!»

Мифы

Ну а как же мифы, легенды, придания разных народов объясняли происхождение человека. Ведь этот вопрос не мог не занимать умы людей…

Многие народы мира отождествляли себя с природой, и в своих легендах описывали своих предков в виде самых различных животных и птиц. Это и индейские племена Южной и Северной Америки, некоторые нынешние жители Севера, папуасы Новой Гвинеи. Египтяне и азиатские шумеры считали, что человек был создан Богом из глины. Некоторые народности российского Севера также в своих сказаниях обосновывают, что древние люди были созданы из камней, костей и травы.

Индийская мифология считает создателем рода человеческого высшее божество Брахму. Китайцы в своих легендах своей прародительницей считают богиню Нюйва.

И в Библии также говорится о создании Богом человека на 6-й день сотворения им мира. Из ребра самого первого человека на Земле – Адама, Богом была создана Ева. По библейской версии именно Адам и Ева считаются прародителями рода человеческого.

От кого же произошли предки славян?

В сохранившихся славянских мифах, сказках и легендах - нашей прародительницей считается сама Земля. По божественному замыслу и исполнению самые первые славяне были созданы из земли и камней, им была дана способность мыслить, иметь силу и желание изменяться. Недаром все славяне называют землю - Земля-Матушка.

Что произошло потом?

По народным поверьям славян считалось, что мир состоит из трех частей. В первой части мира жили Боги – светлые и темные, во второй части мира жили люди, а в третьей - самые разные духи и существа, такие, как Домовой и другие. Причем самым обычным делом были в те стародавние времена

браки между Богами и земными людьми. Об этом могут поведать очень много сказок, собранных в книгах-сборниках «Боги и люди». Отсюда можно предположить, что в современных славянах очень много божественной сущности.

Верить ли сказкам?

Можно по-разному относиться к мифам, легендам и сказкам, но бесспорен тот факт, что они являются исторической памятью многих и многих поколений. И не смотря на какие-то ошибки в их устной передаче при пересказах, которые несколько исказили первоначальную информацию, все же можно проследить историю появления на Земле и расселения по ней наших предков - славян. Но это только одна из версий. Праславяне, происхождения и расселение их по Земле имеет несколько разных трактований в литературе.

Повсеместно бытует мнение, что настоящая история славян начинается с христианизации Руси. Получается до этого события славяне как бы и не существовали, поскольку так или иначе человек, размножаясь, обживая территорию, оставляет после себя след в виде системы верований, письменности, языка, правил, регулирующих взаимоотношения соплеменников, архитектурных построек, обрядов, сказаний и легенд. Основываясь же на современной истории, письменность и грамота пришли к славянам из Греции, право – из Рима, религия – из Иудеи.
Поднимая славянскую тему, первое, с чем связывают славянство – это язычество. Но позвольте обратить Ваше внимание на суть данного слова: «язык» означает народ, «ник» – никакой, неизвестный, т.е. язычник – это представитель чуждой незнакомой веры. Можем ли мы быть для самих себя иноверцами и язычниками?
Христианская религия пришла из Израиля, как и история – из иудейской Торы. Христианство существует на Земле только 2000 лет, на Руси – 1000. Рассматривая эти даты с позиции Вселенной, они кажутся незначительными, т.к. древнее знание любого народа уходит далеко за пределы этих цифр. Странно думать, что все, что было задолго до христианства, нарабатывалось, собиралось, передавалось из поколения в поколение – ересь и заблуждения. Получается, все люди на Земле веками жили в иллюзии, самообмане и заблуждениях. Возвращаясь к славянам, как тогда они смогли создать столько прекрасных произведений искусства: литературы, архитектуры, зодчества, живописи, ткачества и т.п., если были невежественными лесными жителями?
Поднимая богатейшее Славяно-Арийское Наследие, Славяне появились на Земле задолго до представителей других народов. Ранее термин «земля» имел то же значение, что и греческое название «планета», т.е. небесный объект, движущийся по своей орбите вокруг солнца. Наша Земля имела название Мидгард, где «мид» или «middle» означает средний, «гард» - град, город, т.е. средний мир (вспомните шаманское представление о строении Вселенной, где наша Земля связывалась со средним миром). Около 460500 лет назад наши предки приземлились на северном полюсе Мидгард-Земли. С того периода наша планета претерпела значительные изменения как климатические, так и географические. В те далекие времена Северный полюс был богатым растительным и животным миром материком, островом Буяном, на котором произрастала буйная растительность, который и обжили наши предки.
Славянский Род состоял из представителей четырех народов: Да`Арийцев, Х`Арийцев, Расенов и Святорусов. Первыми на Мидгард-Землю прибыли Да`Арийцы. Они пришли из Звездной системы созвездия Зимун или Малой Медведицы, земли Раи. Цвет их глаз серый, серебряный соответствовал солнцу их системы, которое имело название Тара. Они и назвали северный материк, где поселились, Даарией. Далее последовали Х`Арийцы. Их родина – созвездие Орион, земля Троара, солнце – Рада зеленого цвета, который запечатлелся в цвете их глаз. Потом прибыли Святорусы голубоглазые славяне из созвездия Макоши или Большой Медведицы, называвшие себя Свага. Позже появились кареглазые Расены из созвездия Расы и земли Ингард, системы Даждьбог-Солнца или современного бета Льва.
Если говорить о народностях, относящихся к четырем Великим Славяно-Арийским Родам, то от Да`Арийцев пошли сибирские русичи, северо-западные германцы, датчане, голландцы, латыши, литовцы, эстонцы и т.д. От Рода Х`Арийцев произошли восточные и поморские русы, скандинавы, англосаксы, норманны (или Муромцы), галлы, беловодские русичи. Род Святорусов голубоглазых славян представляют северные русские, белорусы, поляне, поляки, восточные пруссы, сербы, хорваты, македонцы, скотты, ирландцы, ассы с Ирия, т.е. ассирийцы. Внуки Даждьбожьи Расены – это западные Росы, этруски (этнос русский или, как их называли греки – эти русские), молдаване, италийцы, франки, фракийцы, готы, албанцы, аварцы и т.п.
Прародиной наших предков является Гиперборея (Борей – северный ветер, гипер – сильный) или Даария (от первого славянского рода Да`Арийцев, заселившего Землю) – северный материк Мидгард-Земли. Здесь был исток древнего ведического знания, крупицы которого сейчас разбросаны по всей Земле среди различных народов.
Но пришлось нашим предкам пожертвовать своей родиной ради спасения Мидгард-Земли. В те далекие времена Земля имела 3 спутника: Луну Лелю с периодом обращения 7 дней, Фату – 13 дней и Месяц – 29,5 дней. Темные Силы из техногенной галактики 10 000 планет (тьма соответствует 10 000), или, как еще называют, Пекельного мире (т.е. земли так еще не до конца развиты, только «пекутся») облюбовали себе Лелю, развернули на ней свои силы и направили свой удар на Мидгард-Землю. Спас Землю наш предок и Высший Бог Тарх, сын Бога Перуна, разбив Лелю и разрушив царство Кащеев. Отсюда обычай бить яйца на Пасху, что символизирует победу Тарха Перуновича над Кащеем смертным бесом, нашедшим свою смерть в яйце (прообраз Луны). Событие это произошло 111814 лет назад и стало новой точкой отсчета летоисчисления от Великого Переселения. Так воды Лели хлынули на Мидгард-Землю, затопив Северный континент. Даария вследствие чего ушла на дно Северного Ледовитого (Студеного) океана. Это стало причиной Великого Переселение славянских родов из Дарии в Расению по перешейку на земли, лежащие южнее (остатки перешейка сохранились в виде островов Новая Земля).
Великое Переселение длилось 16 Лет. Таким образом, 16 стало священным числом для славян. На нем основан славянских Сварожий круг или зодиак, состоящий из 16 Небесных Чертогов. 16 лет – это полная часть круга Лет в 144 года, состоящего из 16 лет, проходящих через 9 стихий, где последний 16 год считался священным.
Постепенно наши предки заселили территорию от гор Рипейских, покрытых репейником, или Уральских, что значит лежащих у Солнца: У Ра (Солнце, Свет, Сияние) Л (ложе), до Алтая и реки Лены, где Ал или Альность – это высшая структура, отсюда и реальность – повторение, отражение Альности; тай – вершина, т.е. Алтай – это и горы, хранящие в себе богатейшие залежи рудников, и средоточие энергии, место Силы. От Тибета и до Индийского Океана на юге (Иран), позднее юго-западе (Индия).
106786 лет назад наши предки вновь построили Асгард (город Асов) на слиянии Ирия и Оми, воздвигнув Алатырь-Гору – храмовый комплекс в 1000 Аршин высотой (более 700 м), состоящий из четырех Капищ (Храмов) пирамидальной формы, расположенных друг над другом.
И так расселилась Святая Раса: Роды Асов – Богов, живущих на Земле, Страны Асов по всей территории Мидгард-Земли, размножились и стали Великим Родом, образовав страну Асов – Асию, по-современному Азию, построив государство Ариев – Великую Тартарию.
Сами страну они свою называли Беловодье от названия реки Ирий, на которой был построен Асгард Ирийский (ирий – белый, чистый). Сибирь – это северная часть страны, т.е. Северный Истинно Божественный Ирий).
Позднее Роды Расы Великой гонимые суровым даарийским ветром стали уходить дальше на юг, расселяясь по разным материкам. Князь Сканд заселил северную часть Венеи. Позднее эта территория стала называться Скандо(и)навь(и)я, т.к. умирая князь сказал, что Дух его после смерти будет защищать эту Землю (навья – это душа умершего, живущего в мире Нави в отличие от мира Яви).
Роды Ванов заселили Закавказье, потом из-за засухи переселились южнее Скандинавии, на территорию современных Нидерландов. В память о своих Предках жители Нидерландов сохраняют приставку Ван в своих фамилиях (Ван Гог, Ван Бетховен и т.п.).
Роды Бога Велеса – жители Шотландии и Ирландии в честь своего прародителя и покровителя назвали одну из провинций Уэльс или Вельс.
Роды Святорусов заселили восточную и южную части Венеи, а также Прибалтику.
В восточной части расположилась страна Гардарика (страна множества городов), состоящая из Руси Новгородской, Поморской (Латвия и Пруссия), Руси Красной (Речи Посполитой), Руси Белой (Белоруссия), Малой (Киевская Русь), Срединной (Московия, Владимир), Карпатской (венгры, румыны), Серебряной (Сербы).
Роды Бога Перуна заселили Персию, х`Арийцы Аравию.
Роды Бога Ния поселились на материке Антлань и стали называться Антами. Там они жили совместно с коренным населением с кожей цвета Огня, которым они передали сокровенные знания. Вспомните хотя бы падение цивилизации Инков, когда индейцы приняли конкистадоров за Белых Богов, или другой факт – покровитель индейцев – летучий Змей Кейцакоатль, по описаниям белый человек с бородой.
Антлань (лань – обжитая территория, т.е. страна Антов) или, как называли греки, Атлантида стала могущественной цивилизацией, где люди со временем стали злоупотреблять своими знаниями, вследствие чего, нарушив законы природы, они обрушили луну Фату на Землю, сами же и затопили свой полуостров. В результате катастрофы был сдвинут Сварожий круг или Зодиак, ось вращения Земли наклонилась набок, и Зима или по-славянски Марена стала закрывать своим снежным плащом Землю на треть года. Все это произошло 13016 лет назад и стало точкой отсчета нового летоисчисления от Великого Похолодания.
Роды Антов переселились в страну Та-Кем, где жили с людьми с кожей цвета Мрака, учили их наукам, ремеслам, земледелию, строительству пирамидальных гробниц, отчего Египет стал называться страной гор рукотворных. Первые четыре династии фараонов были белыми, потом стали готовить в фараоны избранников из коренных народов.
Позже произошла война между Великой Расой и Великим Драконом (китайцами), вследствие чего был подписан Мирный договор в Звездном храме (обсерватории) между Асуром (Ас – земной Бог, Ур – обжитая территория) и Ариманом (Арим, Ариман – человек с более темным цветом кожи). Данное событие произошло 7516 лет назад и стало точкой отсчета нового летоисчисления от сотворения Мира в Звездном храме.
Славяне назывались Асами – Богами, живущими на Земле, детьми небесных Богов – Создателей. Они никогда не были рабами, «бессловесным стадом», не имеющим права выбора.
Славяне никогда не работали (корень слова «работа» - «раб»), никогда силой не захватывали чужие территории (тиранами или тиренами их назвали греки за то, что не дали захватить свои земли), они трудились на благо своего Рода, были собственниками результатов своего труда.
Славяне свято чтили законы РИТА – законы Расы и Крови, не допускавшие кровосмесительных браков. За это русских часто называют расистами. Опять-таки, нужно зреть в корень, чтобы понять глубочайшую Мудрость наших Предков. Земной шар подобно магниту представлен двумя противоположными полюсами. Белые народы населяли Северный положительный полюс, черные – южный отрицательный. Все физические и энергетические системы организма были настроены в соответствии с работой данных полюсов. Поэтому при браке между белым и черным ребенок лишается поддержки рода по линии обоих родителей: +7 и -7 в сумме дают ноль. Такие дети более подвержены заболеваниям, т.к. лишены полноценной иммунной защиты, они зачастую становятся революционерами-агрессорами, протестующими против систем их не принявших.
Сейчас получило массовое распространение индийское учение о чакрах, согласно которому в теле человека вдоль линии позвоночника расположено 7 основных чакр, но тогда возникает вопрос, почему энергия в области головы меняет свои знаки: если правая сторона тела имеет положительный заряд, то правое полушарие будет иметь отрицательный. Если энергия подобно электрическому току течет по прямой, нигде не преломляясь, она не может просто так взять и поменять свой знак на противоположный. Наши предки говорили, что в теле человека находится 9 основных чакр: 7 расположены вдоль линии позвоночника, 2 – в области подмышечных впадин, образуя энергетический крест. Таким образом, течение энергии преломляется в центре креста, меняя свой знак на противоположный. Еще Иисус Христос говорил, что каждый несет свой крест, т.е. у каждого есть свой энергетический крест.
Сейчас ученые высмеивают представления древних о строении Вселенной, имеющей форму диска, покоящегося на трех слонах, которые, в свою очередь, стоят на черепахе, плавающей в безбрежном мировом океане. Картина кажется наивной и глупой, если плоско смотреть на вещи. Славяне же всегда славились образным мышлением, за каждым словом, каждым образом нужно искать череду смыслов. Плоский диск Земли ассоциировался с плоским обыденным мышлением и дуальным сознанием, мыслящим категориями да-нет. Данный мир покоится на трех слонах: материя как основа Запада, идея – основа Арабского Востока и транцендентализм или мистицизм основа Индии, Тибета, Непала и т.п. Черепаха – это исток, изначальное знание, откуда черпают свою энергию «слоны». Такой черепахой как раз и является Север для остальных народов, напрямую подключенный к Изначальному Знанию – океану Безграничного Знания и Абсолютной Истины (энергии).
Самый простой солярный символ славян – свастика, который повсеместно использовался Гитлером, что наложило негативный отпечаток на символ человеческой структуры. С другой стороны, основная цель Гитлера – мировое господство, для достижения которой он использовал самое сильное и передовое оружие, он брал за основу ни египетские иероглифы, ни иудейские или арабские кабалистические знаки, а именно славянскую символику. Ведь что такое Свастика – это изображение креста в движении, это гармоничное число четыре, указывающее на присутствие в любом потомке Славяно-Арийских народов Тела, которым его наделили родители, Души, которую в это тело заселили Боги, Духа – связи с Богами и защиты Предков и Совести как мерила всех деяний человека. Вспомним хотя бы праздник Купалы, когда люди омывались в реках (очищали тело), прыгали через костер (очищали Душу), ходили по углям (очищали Дух).
Свастика также указывала на строение Вселенной, состоящей из нашего Мира Яви, двух миров Нави: темной Нави и светлой Нави, т.е. Слави, и мира Вышний Богов – Прави. Если обратиться к западной иерархии миров, она представлена физическим миром, соответствующим Миру Яви, который омывается с двух сторон астральным планом, соответствующим Нави, выше идет ментальный как аналог Слави. В данном случае нет речи о более высоком Мире Прави.
Со школьной скамьи детям рассказывают, что невежественных славян обучили грамоте греческие монахи, забывая о том, что эти же монахи взяли за основу славянскую буквицу, но, поскольку ее можно было понять только на образах, исключили ряд букв, изменив трактовку оставшихся. Впоследствии язык все более и более упрощался. У славян всегда было две приставки без- и бес-, где без означала отсутствие, бес – принадлежность жителю темного мира, т.е., говоря бессмертный, подразумевается смертный бес, если мы скажем безсмертный, это будет означать совсем другое, - отсутствие смерти.
Буквица Славян несла в себе огромный смысл. На первый взгляд одно и тоже по звучанию слово могло нести в себе совершенно иное значение. Так слово «мир» можно трактовать совершенно по-разному, в зависимости от того, какая буква «и» будет использована. Мир через «и» означал состояние без войны, т.к. образное значение «и» - соединение двух потоков. Мир через «i» имел Вселенское значение, где точка – обозначала Высшего Бога Прародителя. Мир через; трактовался как община, где две точки обозначали союз Богов и Предков, и так далее.
Зачастую ученые видят своего рода недоразвитость в многобожии Славян. Но опять-таки, поверхностные суждения не дают понимания вопроса. Славяне Богом Прародителем считают Великое Неведомое Существо, имя которому Ра-М-Ха (Ра – свет, сияние, М – мир, Ха – положительная сила), который проявился в Новую Реальность, от лицезрения этой реальности озарился Великим Светом радости, и от этого света радости родились различные Миры и Вселенные, Боги и Предки, прямыми потомками, т.е. детьми которых мы и являемся. Если Рамха проявился в Новую Реальность, значит, существует еще какая-то более высокая Старая Реальность, а над ней еще и еще. Чтобы это все понять и познать, для Славян Богами и Предками был установлен Путь Духовного Возрождения и Совершенствования через созидание, осознание различных миров и бесконечностей, развития до уровня Богов, т.к. Славянские Боги – это те же люди, Асы, населявшие различные Земли, созидающие на благо Рода, прошедшие Путь Духовного Совершенствования.
Образы Славянских Богов не были и не могли быть фотографичными, они передавали не оболочку, не снимали копию, а передавали суть Божества, основное зерно и Божественную структуру. Так Перун с поднятым мечом олицетворял защиту Родов, Сварог с мечом острием вниз хранил Древнюю Мудрость. Бог он на то и Бог, что мог принять различные обличия в Явном Мире, но Суть Его оставалась прежней.
Такое же поверхностное понимание приписывает Славянам человеческие жертвоприношения. Материалисты запада, привязанные к телу, отождествляющие физическую оболочку с человеком, не могут понять, что люди не горели в огне, а использовали огонь (вспомните огненные колесницы) как средство передвижения в другие миры и реальности.
Так Славянское знание имеет богатейшую историю и культуру, корни той мудрости уходят в глубь веков и тысячелетий. Мы как прямые потомки наших Славянских Богов и Предков имеем внутренний ключ к системе данного знания, открыв которое, мы открываем Светлый Путь Духовного Развития и Совершенствования, мы открываем глаза и сердца, мы начинаем видеть, ведать, жить, знать и понимать. Вся Мудрость находится внутри человека, нужно только захотеть это увидеть и осознать. Наши Боги всегда рядом и готовы помочь в любую минуту, подобно нашим родителям, готовым жизнь положить за детей своих. Только дети этого часто не понимают, ищут Правду в чужих домах, в странах заморских. Родные родители всегда терпимы и добры к своим детям, обратитесь к ним, и они всегда помогут.

Земли, отделенные Саном на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Карпатами на юге, имеют исключительное значение в древней истории Украины. Лингвистические и археологические исследования утверждают, что именно здесь находилась прародина славян. Как же формировался праславянский этнос, где находились источники его культуры.

К середине II тыс. до н.э. завершилось передвижения и расселения большинства индоевропейских племен. Пора спокойных и стабильных отношений, начали складываться новые этнические сообщества. Примерно с XVI в. до н.э., именно

во времена расцвета бронзового века, земли, расположенные к северу от Карпат, были заселены родственными между собой племенами, которых, по мнению многих ученых, уже можно считать праславянами, — предками восточных и западных славян, их происхождение связывают с консолидацией части племен, которые еще в начале П тыс. до н.э. отделились от большого индоевропейского массива. Праславяне говорили на одном или несколькими близкими языками, их материальная культура и верования имели много общих черт. Но новообразованная сообщество, которое археологи назвали тшинецкая — Комаровский культурой, не была однородной. Занимая большое пространство между реками Одером и Днепром, Припятью и Карпатами, она вобрала в себя различные этнические и культурные элементы других индоевропейских и неиндоевропейских племен. Так, в северной и северо — восточной частях ареала своего распространения, в бассейнах Припяти, Верхнего Днепра и Десны праславяне контактировали с прабалтов и праугро — финнами. Более юге, на Западном Подолье, Приднестровье и Углу была сильное взаимодействие с прафракийцямы, праиллирийцямы и индоиранцы. Часть этих племен, влившись в основной праславянский массив, была ассимилирована последние, но предоставила своеобразного окраску отдельным районам огромной праславянского сообщества. Историю праслевьян можно условно разделить на два периода: ранний и поздний.

Ранний период праславянского истории был временем первоначальной консолидации протословьянських, в основном индоевропейских племен. Этот довольно спокойный, без больших войн и вражеских вторжений период праславянского истории длился примерно 500 лет и занимал всю вторую половину II тыс. до н.э. (с XV ] по X в. до н.э.). Его археологическими соответствиями в Украине были тшинецкая, Комаровский и белогрудовской культуры.

Племена тшинецкая и комаровской культур жили тшинецкая в неукрепленных поселках, расположенных на высоких берегах рек и озер. Для строительства наземных и полуземляночного жилья широко использовали дерево. Деревянный каркас служил основой для стен из бревен или плота и двускатной крыши, крытого камышом. Земляной пол излагалась глиняными вальками и обмазывалась глиной. В жилищах проживало 10-15 человек, то есть одна большая семья. Такие жилища обнаружены на хорошо исследованном поселении восточнотшинецкой культуры вблизи с. Пустынка над Днепром на Черниговщине. Все поселение состояло из 35 жилых, хозяйственных и культовых зданий, которые были размещены вдоль берега двумя рядами, образуя улицу. На этом поселении проживало примерно 300 человек. Несколько иной тип жилья существовал на юге — на Поднестровье и Прикарпатье, где жили носители комаровской культуры. В с. Комаров вблизи Галича, над г. Луквой исследовано поселение, состоявшее из 20 наземных жилищ. Это были большие прямоугольной формы однокамерные помещения, основа которых излагалась из камня, а стены — из дерева. В одном из таких жилищ пол был покрыт плотным слоем глины, в углу находилась печь, а вдоль стен стояли большие сосуды, до половины вкопанные в землю. Вспомним теперь поселения и жилища первых земледельцев — трипольцев, и увидим много общего и в планировании и расположении поселков, и в конструкции жилищ, хотя эти две великие культуры отделены время в одну тысячу лет.

Праславяне были земледельцами и скотоводами. Эти две отрасли хозяйства были сбалансированными, что присуще украинской деревни и более позднего времени. Этому способствовали и природные условия. Климат был близок к современному — на смену холодному и сыром периода во второй половине III тыс. до н.э. и в начале II тыс. до н.э. в Европе наступил относительно сухой и теплый период, который длился в течение II тыс. до н.э. Край, где жили праславяне, был богат плодородные почвы и пышные луга, с севера подступали густые леса.

Земледелие было пахотным, с применением тягловой силы, очевидно, быков. Остатки деревянных рал пизньобронзовои суток найдены в торфовишах на Черниговщине и Сумщине. Выращивали пшеницу двух сортов, ячмень, просо. О занятиях земледелием свидетельствует большое количество земледельческих орудий: кремневых и бронзовых серпов, каменных и костяных мотыг, зернотерок, розтирачив, посуды для хранения зерна — зерновиков, многочисленные отпечатки зерен в глиняной обмазке, ярко выраженные земледельческие культы и верования.

Скотоводство было приселищним. Выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, коз. Домашние животные обеспечивали вспашку полей и перевозки грузов, давали кожу, мех и шерсть для одежды, молоко, сыр, масло и мясо для стола, рога и кости для орудий. Развитыми были прядение и ткачество — это подтверждено находками большого количества прясел и костяных гребней для расчесывания пряжи.

Существовало и общинное ремесло. Изготовлением каменных и кремневых орудий — серпов, топоров, тесла, наконечников стрел — занимались мастера -профессионалы. Часто их мастерские были узкоспециализированными — в них производили орудия только одного типа. Значительное место в хозяйстве занимало гончарство. Посуда, как и в прошлые эпохи, лепился вручную, без ротационного гончарного круга, но на твердой деревянной основе. Применялись особые технологические приемы: для увеличения температуры обжига примешивали в керамическое тесто толченый пережженный кремень или гранит, покрывали поверхность посуды тонким слоем особой глины, которая после обжига делала посуду водонепроницаемым. Обжигали посуду на открытом огне, хотя с доказательства существования простых гончарных печей. Керамика тшинецкая — комаровской культуры поражает богатством форм и орнаментации. Гончары изготовляли различного размера тюльпаноподибной горшки, миски, двуручные вазы, дзбанки, кружки, кубки. В эпоху бронзы уже исчезло замечательное искусство керамического росписи, которое существовало в энеолите. Появились новые способы орнаментации. Посуда теперь чаще украшают вытесненными в еще сырой поверхности горизонтальными и вертикальными полосами и насечками, заштрихованными треугольниками, косыми и волнистыми линиями, каннелюрами, изображениями круга и креста. Как и в предыдущие сутки, много орнаментальных мотивов мало магическое значение.

Хотя праславяне и пользовались бронзовыми орудиями и украшали себя бронзовыми и даже золотыми украшениями, местная металлообрабатывающая дело не получило е достаточного развития. А, может, и не было необходимости в этом — ведь недалеко, за Карпатами, существовал мощный карпато — дунайский металлургический центр, и большинство металлических изделий поступала путем обмена именно оттуда, от племен, которые были лучшими металлургами в эпоху бронзы во всей Европе.

Погребальные обряды в тшинецкая — Комаровский племен были разнообразными. Такое разнообразие вызвано тем, что праславяне как историческая общность сформировались из разных племен, среди которых были и потомки трипольцев, и племена культур шнуровой керамики, и прафракийци и неиндоевропейских племена. Над умершими насыпали курганы или прятали их на грунтовых могильниках, ничем на поверхности не обозначенных. Одновременно с захоронением умерших в скорченном или вытянутом положении существовала — и кремация (трупосожжения) — обряд, который был известен в нашей стране уже племенам трипольской культуры. Иногда покойников окружали своеобразной оградой из камней или толстых дубовых бревен. Советов с захоронением или над ним разжигали большие костры и насыпали могилу. Такие курганные могильники, которые были, очевидно, родовыми кладбищами, исследованы на Поднестровье (в селах Комаров, Вихторив, Буковна), в холме Карпат (в селах Стопчатов и Кульчицы), на Волыни (в селах Иванья, Дитиничи, Скирче). На грунтовых могильниках умерших хоронили в гробницах, сложенных из каменных плит. Праславяне верили в потусторонний мир и клали в могилу оружие и орудия, украшения и посуду с едой. Некоторые захоронения достаточно богатыми, возможно, ЦС захоронения родовой знати, например в Комарове, где в одном из курганов обнаружены остатки дубовой ящика, в которой лежали бронзовые шпилька, браслет и ожерелье с золотыми подвесками, или курганы с Иванья, где найдено парадное оружие: кинжалы, топоры, которые были отличия знатности и власти. Встречаются и гораздо скромнее захоронения, без украшений, оружия или орудий, даже без посуды. Например, в одном из курганов Комаровского могильника рядом со скелетом найдено только каменную зернотерку.

» Княжеский » захоронения открыто археологами на могильнике близ села Иванья на Волыни. Ученым удалось примерно реконструировать погребальный обряд. Сначала в большой могильной яме похоронили остатки кремации человека с посудой, бронзовыми и золотыми украшениями и прекрасным бронзовым кинжалом. В этой же яме, сбоку, захоронили останки кремации женщины, тоже с бронзовыми браслетами и посудой. Над ямой было разложено большой костер и осуществлено еще одно тилоспалсння — здесь найден обгоревший скелет взрослой женщины с бронзовыми браслетами на руках и ногах, булавкой на груди и миской у колен. А уже на пепелище похоронен скрюченными две молодые женщины с бронзовыми украшениями. Возможно, здесь был похоронен вождя рода или даже племени вместе с двумя женами и двумя рабынями. Описанное и другие подобные захоронения комаровской и тшинецкая культур является свидетельством ритуального убийства женщин на могиле мужа — патриарха.

Погребальные памятники тшинецкая и комаровской культур свидетельствуют о существовании у праславян одного из древнейших культов, возникший еще во времена родового строя — культа умерших, культа предков. Культ предков у праславян конце бронзового века становится насыщенным богатой обрядностью и продолжает существовать независимо от способа захоронения — то были обычные грунтовые могилы, или захоронения под курганами, или кремация. У праславян в тшинецкая и Комаривский культурах вновь возрождается тилоспалювальний погребальный обряд (кремация), который в III тыс. до н.э. был уступил ингумацийним (тилопокладним) погребением. Кремация как способ погребения человека имеет глубокие корни.

Одни ученые считают, что местом зарождения ритуала трупосожжения были Месопотамия и Палестина V — III тыс. до н.э., однако новые археологические исследования свидетельствуют, шо сожжение умерших практиковалось в Центральной Европе уже в VIII — VI тыс. до н.э., конце мезолитической и в начале неолита. Не исключено, что центра происхождения этого обычая не было, и он возник конвергентно в разных районах. Важно то, что формировался обряд кремации все же в среде земледельцев и уже существовал среди неолитического земледельческого населения на западе Украины в V тыс. до н.э. Именно в этом регионе, на Поднестровье, Закарпатье, Западной Волыни и Полесье, кремация последовательно практиковалась на протяжении всех эпох вплоть до раннего средневековья включительно. Возникновение обряда сожжения покойников, очевидно, связано с земледельческими культами солнца как основной життетворчои силы, огня — стихии, которая очищает и обеспечивает от зла ​​, и неба, где хранятся запасы еще одной жизненной стихии — воды и куда вместе с освобожденной от тела душой поднимается дым погребального костра. Но одновременно кремация могла иметь и другие основания — страх перед мертвыми и возможность того, что они будут вредить живым.

Кроме культа предков, который был частью религиозных представлений, в ранних праславян огромное значение имели земледельческие культы и верования. Это был целый комплекс обрядов, связанных с аграрной магией, культом огня, домашнего очага и домашних животных. Существовал летний, календарный цикл праздников. Действа происходили в особых, предназначенных для этого местах и зданиях. Такие здания -святилища обнаружены археологами на многих праславянских поселках Украины. Они отличались от остальных жилых и хозяйственных построек своей архитектурой. Внутри находились вещи, связанные с земледелием: серпы, зернотерки, обгоревшее зерно, глиняные модельки буханки хлеба, посуда особых форм, вылепленный из глины с примесью зерен и украшен растительным орнаментом. В других подобных культовых сооружениях находили человеческие кости, ямки с остатками кремации, кострища. Возможно, это были специальные храмы, » дома мертвых «, где над умершими совершали обряды, хранили их кремированы остатки, проводили поминальные пиры.

Обрядовые действа происходили в поселках не только в святилищах, но и на открытых больших жертвенниках на высоких берегах рек. Жертвенники выглядели круга, выложенного из каменных плит, что могло символизировать солнце. Внутри круга в углублении горели священные костры. Сюда приносили различные пожертвования, в том числе и животных.

У праславян, как и во многих других раннеземледельческих культур, существовал обычай совершать определенные культовые церемонии при закладке жилья, а также и всего поселения. Чаще всего это были жертвоприношения — археологами найдены горшки с пережженными костями, черепа, кости и скелеты животных, спрятанные под полом жилища. Осуществлялись и человеческие жертвоприношения, о чем также свидетельствуют археологические материалы, исторические письменные источники, а также легенды и сказки. Отголоски этого обряда, должен был обеспечить счастливую судьбу жилья и людей, которые будут жить в нем, существовали еще до недавнего времени в Украине, в частности на Гуцульщине.

Культы и верования ранних праславян, которые вобрали в себя основные земледельческие аграрно — магические представления трипольских племен и их потомков, в конце эпохи бронзы уже начали формироваться в сложную мировоззренческую систему — славянское язычество.

В конце II тыс. до н.э. в эпоху поздней бронзы праславяне уже полностью разделились на две части: западную — предков западных славян и восточную — предков восточных славян. Большая тщы донецком -Комаровский культура в Украине в XIII -XII вв. до н.э. перерождается в несколько отдельных новых культур. Одной из них была праславянский белогрудовской культура (название происходит от названия Билогрудивськош леса возле Умани). Носители этой культуры в XI — IX сг. до н.э. занимали лесостепную полосу Правобережной Украины от Збруча до Днепра, концентрируясь на Восточном Подолье в районе современного города Умани. Очевидно, здесь был центр племенного объединения. Так же, как и их предки, » билогрудивци » были земледельцами и скотоводами, имели подобное хозяйство и быт. Но больше стали использоваться бронзовые орудия, не только завезенные, но и изготовленные в местных мастерских. Исторически важное значение имеют обнаруженные на белогрудовской поселках следы железоделательного производства. Это уже свидетельствует о начале новой, железного века в Украине.

У племен белогрудовской культуры существовали выразительные культы солнца и огня, которые возникли в среде оседлых земледельческих племен еще со времен трипольской культуры. С этими культами связаны особые культовые сооружения — пепелища. Это большие, искусственно насыпаны холмы из пепла, расположенные неподалеку древних поселков на высоких, заметных местах, иногда на водоразделах. Здесь несколько раз в год при собрании всей общины разжигали огромные ритуальные костры в честь солнца (или персонифицированного бога солнца, аналогичного позднем Дажбогу). Праздники проходили в определенные дни — возможно, во время весеннего и летнего солнцестояния — на Ивана Купала. Зажигали костры от » живого огня», добытого трением, приносили жертвоприношения — в ​​пепелищах найдено особый вотивные посуда с изображениями креста в круге — древнего символа солнца и огня, ритуальные глиняные предметы: модельки буханок хлеба, зерен, фигурки животных. В жертву приносили животных и даже иногда людей — в пепелищах обнаружены человеческие кости и целые скелеты. Пережитки именно этих жертвоприношений до сих пор существуют в Украине в виде сжигания соломенных чучел на Купала.

Обычай устраивать пепелища был известен и южным соседям праславян — пивничнофракийським племенам, которые жили за Днестром и Прутом.

Праславянские пепелища были проявлением древнего, общего для индо — европейцев культа священного очага и солнца, отголоски которого сохранился во многих европейских народов до сих пор.

Теги: ,