«Большой Ближний Восток» – проект, в котором внешняя политика США потерпела крах. Проект "большой ближний восток"


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Один из американских геополитических проектов «демократизации» Евразии после распада Советского Союза. Включает пространство исламского мира (за исключением Израиля) от Северной Африки до Центральной Азии , Персидского залива и Афганистана .


Источник: Путь к миру и согласию в Афганистане. Доклад.
(руководитель проекта Юрий Крупнов) http://www.antidrugfront.ru/content/images/publiations/08.jpg

Регион стал основным источником угрозы европейской безопасности, объединяя риски терроризма, торговли наркотиками, оружием и другими запрещенными товарами, нелегальной миграцией, культурной и идеологической конфронтации. Запад не смог предложить Большому Ближнему Востоку, где доминируют недемократические режимы, приемлемые либерально-демократические ценности. Попытки внедрить «права человека» и другие западные ценности с помощью силы граничат с рассуждениями исламских фундаменталистов. В подходах к проблемам Большого Ближнего Востока имеются различия между ЕС и Соединенными Штатами, являющимися ведущим геополитическим игроком в регионе. Особенно наглядно это показала война в Ираке, приведшая к расколу между североатлантическими союзниками.
Американский проект предусмативает переустройство Ближнего Востока, раскол советского геополитического пространства и отторжения от него Южного Кавказа, входящего в прошлом в советское геополитическое пространство. Согласно национальной стратегии безопасности США на Ближнем Востоке планируется изменение границ многих стран региона и создание плацдарма для «захвата» Центральной Азии. Главными союзниками в регионе должны стать «Великий Израиль» или «малая Америка» на Ближнем Востоке и марионеточное государство Курдистан на севере Ирака.
Важнейшей задачей национальных интересов США является «демократическое» государственно строительство в регионе. Один из вариантов «правильной» геополитической трансформации в регионе приводится в статье аналитика Национальной военной академии США Ральфа Петерса «Кровавые границы. Как выглядел бы более справедливым Средний Восток» .


Источник: Путь к миру и согласию в Афганистане. Доклад (руководитель проекта Юрий Крупнов)

http://www.antidrugfront.ru/publications/00540.html

Для достижения этих целей Соединенные Штаты традиционно сочетают могущество с принципами демократии, реализм с идеализмом. Правда, по мнению бывшего госсекретаря Кондолизы Райс, на этом пути возникли противоречия краткосрочного порядка . Если ограничена способность Соединенных Штатов влиять на события в сильных государствах, то в отношении слабых и плохо управляемых государств мы сможем существенным образом способствовать их мирному политическому и экономическому развитию.
Несмотря на наличие в регионе такого стратегического союзника США как Саудовская Аравия, на абсолютную его надежность Америке не приходится рассчитывать. Поэтому необходимо заблаговременно позаботиться о новом плацдарме. И такое идеальное место имеется на Среднем Востоке, позволяющем контролировать ситуацию в зоне Персидского залива, Иране, Центральной Азии и противодействовать китайской экспансии. См., «Большая Центральная Азия» .


Воспоминания
Ландшафты памяти
Ландшафты путешествий. Города и страны
Ландшафты ,

Ближний Восток известен своей древней историей, а также как регион, где появились иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. Сейчас регион привлекает к себе внимание как самый неспокойный. Именно с ним связано большинство новостей в настоящий момент.

На территории Ближнего Востока существовали древнейшие государства на планете, но особенный интерес представляет нынешнее состояние региона.

Происходящее в Йемене, соглашение по ядерной программе Ирана, действия Саудовской Аравии на рынке нефти – все это формирует новостной поток и сильно влияет на мировую экономику.

Страны Ближнего Востока

Сейчас Ближний Восток включает в себя Азербайджан, Армению, Бахрейн, Грузию, Египет, Израиль, Иорданию, Кипр, Ливан, Палестинскую национальную администрацию, Сирию, Турцию, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию.

С политической точки зрения Ближний Восток редко когда был устойчив, но сейчас нестабильность крайне высока.

Арабские диалекты на Ближнем Востоке

Эта карта показывает огромный масштаб распространения различных диалектов арабского язык и большое языковое разнообразие.

Такая ситуация возвращает нас к халифатам VI и VII вв., которые распространили арабский язык с Аравийского полуострова по Африке и Ближнему Востоку. Но за последние 1300 лет отдельные диалекты оказались очень далеки друг от друга.

И там, где распространение диалекта не совпадает с государственными границами, то есть с границами проживания общин, могут возникать различные проблемы.

Шииты и сунниты

История разделения ислама между суннитами и шиитами началась со смертью пророка Мухаммеда в 632 г. Некоторые мусульмане утверждали, что власть должна перейти к Али, который был зятем Мухаммеда. В результате борьба за власть была проиграна сторонниками Али в гражданской войне, которые как раз назывались шиитами.

Тем не менее появилась отдельная ветвь ислама, к которой относятся сейчас около 10-15% мусульман во всем мире. При этом только в Иране и Ираке они составляют большинство.

Сегодня религиозное противостояние превратилось в политическое. За влияние в регионе борются шиитские политические силы во главе с Ираном и суннитские, возглавляемые Саудовской Аравией.

Это поход на холодную войну в рамках региона, но часто она перерастает в настоящие военные столкновения.

Этнические группы Ближнего Востока

Наиболее важный цвет на карте ближневосточных этнических групп – желтый: арабы, которые составляют большинство почти во всех ближневосточных странах, включая страны Северной Африки.

Исключением являются Израиль, где преобладают евреи (розовый цвет), Иран, где население относится к персам (оранжевый), Турция (зеленый) и Афганистан, где этническое разнообразие вообще велико.

Еще одним важным цветом на этой карте является красный. Этнические курды не имеют собственной страны, но сильно представлены в Иране, Ираке, Сирии и Турции.

Нефть и газ на Ближнем Востоке

На Ближнем Востоке добывается около трети нефти на планете и порядка 10% газа. На регион приходится около трети всех запасов природного газа, но его сложнее транспортировать.

Большая часть добытых энергоресурсов экспортируется.

Экономика стран региона сильно зависит от поставок нефти, и это богатство также привело ко множеству конфликтов в последние несколько десятилетий.

На карте указаны основные запасы углеводородов и маршруты транспортировки. Энергетические ресурсы в значительной степени сосредоточены в трех странах, которые исторически конкурировали друг с другом: в Иране, Ираке и Саудовской Аравии.

Самое интересное, что противостояние активно поддерживается США еще со времен ирано-иракской войны 1980-х гг.

Важность Суэцкого канала для мировой торговли

Объект, навсегда изменивший мировую торговлю, располагается именно на Ближнем Востоке.

После того как Египет открыл канал в 1868 г. после 10 лет работы, 100-мильный искусственный путь прочно соединил Европу и Азию. Значение канала для мира было настолько очевидно и велико, что после того как англичане завоевали Египет в 1880 г., ведущие мировые державы подписали договор, который действует по сей день, заявив, что канал будет вечно открыт для торговых и военных кораблей любой страны.

Сегодня около 8% всех мировых торговых потоков приходится на Суэцкий канал.

Нефть, торговля и военные в Ормузском проливе

Мировая экономика также во многом зависит от узкого пролива между Ираном и Аравийским полуостровом. В 1980 г. президент США Джимми Картер издал "доктрину Картера", которая предполагала, что США будут использовать военную силу для защиты своего доступа к нефти Персидского залива.

После этого Ормузский пролив стал наиболее военизированным участком вод на всей планете.

США стянули большие военно-морские силы, чтобы защитить экспортные поставки во время войны ирано-иракской войны, а затем во время войны в Персидском заливе. Теперь же силы остаются там для предотвращения перекрытия канала со стороны Ирана.

Судя по всему, пока мир будет зависим от нефти и на Ближнем Востоке будет неспокойно, вооруженные силы останутся в Ормузском проливе.

Ядерная программа Ирана и возможный план атаки со стороны Израиля

Ядерная программа Ирана вызвала множество вопросов со стороны других государств, но реакция Израиля была одной из самых сильных, поскольку эти страны связывают далеко не дружеские отношения.

Власти Ирана пытаются убедить весь мир, что программа носит исключительно мирный характер. Тем не менее санкции ООН привели к тому, что экономика Ирана столкнулась с большими сложностями, так как экспортировать нефть было невозможно.

При этом Израиль опасается, что Иран может создать ядерное оружие и использовать против него, а Иран может быть обеспокоен тем, что всегда будет находиться под угрозой израильского удара, если не будет обладать оружием.

Угроза "Исламского государства"

Угроза "Исламского государства" все еще остается сильной. Ситуация в Ливии стремительно ухудшается, несмотря на бомбардировку Египтом позиций боевиков террористической организации "Исламское государство". С каждым днем им удается расширять сферы своего влияния в стране.

Ливия уже в скором времени может оказаться полностью под контролем боевиков ИГ. Угроза есть для Саудовской Аравии, поскольку лидеры ИГ уже заявляли, что это часть "священного халифата", которую нужно освободить от "нечестивых".

Есть серьезная вероятность прекращения поставок из Ливии вообще, а также проблемы с транспортировкой. В начале февраля президент США Барак Обама направил в Конгресс США обращение с просьбой разрешить применение военной силы против ИГ сроком на три года.

Йемен – новая точка риска

Повстанцы шииты-зейдиты, чье военизированное крыло хуситов (хоуситов) в феврале 2015 г. захватило Сану, столицу Йемена, вынудив лояльного Саудовской Аравии президента Йемена Абд Раббу Мансура Хади бежать, начинают расширять свои сферы влияния.

Их успех может подтолкнуть шиитов из Саудовской Аравии к началу вооруженной борьбы с властями страны.

Гражданская война, в которую скатывается Йемен, может стать новым эпизодом противостояния между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией, которая является самой богатой страной региона, к тому же обладающей крупнейшими нефтяными запасами в мире.

При этом большая часть разведанных запасов королевства находится в южных районах страны, населенных преимущественно шиитами и расположенных в непосредственной близости от границы с Йеменом, общая протяженность которой составляет около 1,8 тыс. км.

Ближневосточная стратегия США, начав развиваться с середины XX века, неоднократно была переосмыслена в контексте меняющихся геополитических условий в мире: сначала с распадом СССР, когда произошло расширение понятия ББВ, включившее в "ближневосточное" пространство территории Северной Африки, Центральной Азии, Кавказа, а также Афганистан и Пакистан, а после - в 2001 году, в связи с событиями 11 сентября, регион был определён как зона особых интересов США ввиду террористической угрозы.

К 2003 году наступила необходимость пересмотреть доктринальные основы американской внешней политики. Вашингтон как "мировой жандарм" скомпрометировал себя в иракском вопросе, да и в целом силовые действия в регионе не добавляли популярности США на Ближнем Востоке. В этом контексте развивается новая концепция, получившая название "Демократизация Большого Ближнего Востока". Данный проект предусматривает демократические реформы и либерализацию экономики "ради борьбы с бедностью и отсталостью, которые порождают терроризм". Впервые план демократизации ББВ был представлен Дж. Бушем-младшим в Национальном Фонде Демократии 6 ноября 2003 года. Президент выразил убеждённость в том, что арабские страны страдают от недостатка свободы, который "подрывает человеческое развитие и является одним из самых болезненных проявлений отставания политического развития" . Для преодоления этого дефицита свободы США возлагают на себя миссию экспортировать в регион западные либеральные ценности.

Идеологами этой внешнеполитической концепции стали Кондолиза Райс, на тот момент советник президента по вопросам национальной безопасности, а также ряд экспертов в области внешней политики: Г. Киссинджер, Г. Допрет, Д. Рамсфельд, Д. Чейни, Р. Пёрл, П. Вулфовиц, М. Гроссман и другие американские политологи и чиновники. Кроме того, в процессе создания доктрины участвовали арабские интеллектуалы, проживающие в США. Идеологически проект противостоял традиционному для региона исламскому фундаментализму. Тем государствам, которые осуществляли бы на своей территории необходимые преобразования, гарантировалась финансовая поддержка. Расчёт делался на местные "реформаторские силы", в состав которых входят "передовые" категории населения: неправительственные организации, занимающиеся наблюдением за выборами и соблюдением прав человека, правозащитники и "прочие независимые группы интересов". На их базе предусматривалась разработка нового законодательства, обучение представителей трёх ветвей власти, реформы в образовательной системе. В экономике декларировалась необходимость либерализации, развития малого и среднего бизнеса, сокращение государственного регулирования.

Выдвигая план ББВ, его создатели руководствовались следующими стимулами: сохранение геополитических интересов в регионе; возможность использования нефтяного потенциала его стран; борьба с международным терроризмом, корни которого, по мнению американских экспертов, сосредоточены в исламском мире; поддержание управляемости региона за счёт сохранения рычагов давления на лидеров ключевых государств; развитие способности военным путём обеспечить мировой порядок под своим контролем; поддержка и укрепление демократических режимов в странах региона; укрепление режима нераспространения ОМУ; а в конечном счёте - реформирование системы международных отношений и её институтов как внутри региона, так и за его пределами .

На первом этапе реализации концепции демократизации ББВ предусматривалось создание в Ираке "режимной демократии". Второй этап реконструкции региона заключался в давлении на Иран и Сирию с целью принуждения их к прекращению оказания помощи террористическим группировкам из Палестины и Ливана. В случае, если такая тактика не приведёт к ожидаемым результатам, не исключалась возможность устранения правящих режимов в Дамаске и Тегеране по иракскому или другому сценарию. Эти действия, по оценкам американских стратегов, смогли бы ослабить такие радикальные группировки как ХАМАС, "Исламский джихад", "Хизболла" и другие, лишив их финансирования со стороны государств-спонсоров терроризма, что в конечном счёте должно было привести к невозможности ведения ими борьбы против Израиля и его союзников.

Через несколько месяцев концепция была представлена на саммите "Большой восьмёрки" (8-10 июня 2004 г.). Идея о реформировании региона в целом получила одобрение самыми могущественными державами мира, однако они подчёркивали, что "проведение реформ - дело самих стран региона". Итогом встреч стала совместная декларация "Партнёрство ради прогресса и общего будущего с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки". Предложенный Соединёнными Штатами первоначальный рабочий план был практически полностью переработан: изменилось не только геополитическое видение региона, но также была отвергнута инициатива относительно дотаций G8 на региональное развитие и декларируемая США необходимость проводить реформы "извне". В документе была провозглашена поддержка демократических, социальных и экономических реформ, "исходящих из данного региона". В своём заявлении страны участницы указали ключевые принципы преобразований: укрепление мира и стабильности в регионе; необходимость урегулирования споров; восстановление мира и стабильности в Ираке; признание того, что успешные реформы могут исходить только из самого региона, а перемены не могут навязываться извне; уважение уникальности и своеобразия каждой страны; партнёрство с правительствами, деловыми кругами и институтами гражданского общества в регионе; поддержка реформ в регионе в интересах всех граждан . Также были определены направления оказания помощи и проведения реформ в странах региона. Среди них: инициатива по развитию микрокредитования, ликвидация безграмотности, поддержка свободных и прозрачных выборов, расширение межпарламентских связей, содействие становлению независимых судов, утверждение свободы слова, печати, религиозных убеждений, борьба с коррупцией, помощь региону в сохранении культурного наследия.

В данном контексте целесообразно рассмотреть, что представляли собой государства РБВСА к моменту провозглашения Вашингтоном концепции демократизации региона. Во многих неарабских государствах, принадлежащих к мусульманскому миру, существовали демократические институты; при этом из 22 арабских стран ни одна не могла считаться демократической . У власти находились кланы, правящие на тот момент по 20-30 - а в некоторых государствах и более - лет. Демократические реформы, провозглашённые незадолго до 2004 года в Иордании, Кувейте, Марокко и Йемене, носили скорее формальный характер.

В таком контексте смена авторитарных режимов, существующих десятилетиями, могла привести к сомнительным последствиям. Реальной оппозицией власти на Ближнем Востоке являлись исламисты, представляющие запрещённые партии и движения: "Гамаяисламия" и "Братья-мусульмане" в Египте, "Фронт исламского спасения" в Алжире, шиитам и последователям "Аль-Каиды" в Саудовской Аравии и т.д. В российском экспертном сообществе в данный период высказывается мнение, что демократизация региона, легализация оппозиционных группировок исламистского толка - "это цель не только Буша, но и бен Ладена" , поскольку на смену авторитарным ближневосточным режимам неизбежно придут антиамерикански настроенные исламисты. Однако ни американские, ни европейские аналитики не учли опасности такого развития событий.

С момента обнародования концепции демократизации ББВ, этот стратегический план США получает широкий резонанс в регионе. Лидеры арабских стран крайне негативно оценили эту американскую инициативу. Признавая, что демократизация необходима, арабские лидеры делали акцент на невозможности реформирования извне: эволюция должна происходить внутри общества, применительно к его особенностям, а не по заданному западному образцу. Недовольство и неприятие "глобальной демократической революции" в рамках региона объясняется рядом причин: попытка вмешательства во внутренние дела стран региона фактически нарушала их суверенитет; проект, в своём изначальном формате, не предусматривал разрешения арабо-израильского конфликта; макрорегион был сформирован американскими аналитиками из государств двух по многим параметрам несопоставимых регионов - Северной Африки и Ближний Восток. Кроме того, в проекте прослеживается деление арабских стран на "хорошие" и "плохие", по их степени дружественности к США.

Обсуждения программы на саммите "Большой восьмёрки" в июне 2004 проходили в отрыве от её реципиентов. Лидеры многих арабских государств, в том числе главные союзники США в регионе - Кувейт, Саудовская Аравия, Египет и Тунис - бойкотировали саммит, однако мнения относительно американской инициативы разделились. Так, министр иностранных дел Египта А. Махер высказался одобрительно в отношении декларации "Большой восьмёрки", в которой "было учтено много египетских замечаний, в частности, относительно внутренней природы этих реформ с учётом особенностей каждой отдельной страны". С другой стороны, премьер-министр Турции Р. Эрдоган выразил мнение, разделяемое другой частью лидеров стран региона: "Турция не может быть объектом реформирования в рамках предложенного американского проекта и не собирается выступать в роли образца для остальных ближневосточных стран, каждая из которых должна самостоятельно определять параметры проведения реформ" .

Однако были и позитивные прогнозы реализации инициативы G-8, которые относились, прежде всего к возможности разрешения арабо-израильского конфликта и проведении реформ, отвечающих мусульманским ценностям. Эти мнения были высказаны на 31-й сессии Организации Исламская Конференция, проходившей 14-16 июня в Стамбуле. Отмечалось, что реформы должны проводиться государствами региона самостоятельно, координируемые международными организациями, существующими на Ближнем Востоке. К инициативе США в этом контексте многие из министров иностранных дел были склонны относиться как к "катализатору" этих процессов, признавая недопустимость их влияния на политическую трансформацию региона, которая должна проходить поэтапно в течение длительного периода времени.

Инициатива США по демократизации Большого Ближнего Востока, позже трансформированная в программу "Большой Восьмёрки", получившую название "Партнёрство ради прогресса и общего будущего с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки" действительно побудила арабские государства к реформированию своих политических систем. Так, в Саудовской Аравии состоялись первые за несколько десятилетий муниципальные выборы, а президент Египта инициировал принятие поправок в конституцию для создания системы демократических президентских выборов. Тем не менее из-за неоднородности региона, а также вследствие авторитарности большей части арабских режимов эти реформы носили скорее декоративный характер, получив, однако, одобрение со стороны западных лидеров.

Неприятие новой стратегии администрации Буша в арабском обществе продемонстрировало глубокие корни проблемы доверия, с которой Соединённые Штаты сталкиваются на Ближнем Востоке. Мусульмане очень скептически оценивают конечные намерения Вашингтона, учитывая многолетнюю политику США, направленную на поддержку авторитарных режимов в регионе. Арабам, в частности, было трудно поверить, что Соединённые Штаты серьёзно относятся к вопросу содействия свободе. Ближневосточное сообщество склонно оценивать поддержку Соединёнными Штатами самоопределения и защиты прав человека как неискреннюю в свете продолжающейся оккупации Израилем палестинских земель и расширения поселений на территории, которую палестинцы и международное сообщество считают частью будущего палестинского государства. Кроме того, решение США вытеснить Саддама Хусейна, легитимного президента Ирака, силой подтвердило негативное восприятие державы в регионе.

Хотя рамках "Большой восьмёрки" план относительно ББВ был значительно откорректирован, намерения США "трансформировать" макрорегион сообразно своим целям не потерпели существенных изменений с модификацией их внешнеполитической риторики. В 2006 году выходит статья отставного подполковника Национальной военной академии США Р. Петерса "Кровавые границы. Насколько лучше мог бы выглядеть Ближний Восток", в которой представлено неофициальное американское видение "правильных" границ на Ближнем Востоке как способа решения проблем региона: "самое главное табу в стремлении понять полный провал этого региона - не ислам, а "отвратительные-но-неприкосновенные" международные границы, к которым с благоговением относятся наши собственные дипломаты" . Таким образом, политика США направлена на расшатывание существующих политических систем и последующее переформатирование национальных границ.

Однако усилия по демократизации Ближнего Востока не привели к ожидаемым результатам. Напротив, деятельность США в регионе усилила нестабильность, привела к развитию государственного индивидуализма из-за угрозы стабильности политических режимов. Неудача в создании лояльного режима в Ираке, а также причисление Ирана и Сирии к "оси зла" улучшило отношения между этими тремя государствами на основе общего антиамериканизма. Начиная с 2004 года растёт количество совершаемых в регионе терактов; активизировался исламский радикализм. Итак, чем больше США вмешивались в дела Большого Ближнего Востока, использовали политику двойных стандартов и выступали гарантом некоторых проамериканских режимов, тем сильнее росли в регионе антиамериканские отношения.

Потерпела провал попытка легализовать через саммит Большой восьмерки план президента Буша по навязыванию демократии "Большому Ближнему Востоку", то есть мусульманскому миру от Афганистана до Марокко.

Точку зрения тех, кто не поддержал американский план, высказал президент Франции Жак Ширак, заявив, что ближневосточные страны сами должны решать, нуждаются ли они в "миссионерах от демократии". Нужно сказать, что они для себя эту проблему уже решили. Египет и Саудовская Аравия отвергли план Буша, не приняв приглашения участвовать в заседании саммита. Никто из лидеров других арабских стран, за исключением, пожалуй, лишь одного — нового президента Ирака не высказался в пользу "демократического миссионерства".

Выдвигая свой план, Вашингтон, очевидно, преследовал несколько целей. Во-первых, заручившись поддержкой признанных лидеров сегодняшнего мира, задним числом оправдать свою операцию в Ираке. Если бы был поддержан план "Большой Ближний Восток", то операция в Ираке наверняка была бы представлена как один из эпизодов этого широкого плана.

Во-вторых, попытаться сплотить вокруг себя всех тех союзников и партнеров, которые резко разошлись с США в оценке их односторонних действий против Ирака.

И, наконец, в-третьих, вновь провозгласить свою определяющую роль в отношении мусульманского мира.

На саммите восьмерки план не был поддержан — следовательно, ни одна из этих целей не была достигнута.

Что касается крайне негативной реакции на этот план самих арабских и других мусульманских стран, то она объясняется мотивами, выходящими даже за рамки иракской проблемы. Принятие и непринятие плана Буша совершенно справедливо связывалось с вопросом, сохраняется ли запрет на вмешательство во внутренние дела других государств или от этого, одного из основополагающих принципов международных отношений, следует в настоящих условиях отказаться.

Те, кто ссылается на необходимость по-новому посмотреть на проблему "вмешательства во внутренние дела" обычно ссылаются на то, что "внутристрановые" ситуации часто оборачиваются серьезной угрозой миру и безопасности людей. Да, это действительно так.

Как известно, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан создал так называемую "группу мудрецов", призванную выработать рекомендации по противодействию угрозам, в том числе исходящим от "внутристрановых" ситуаций. Автор этих строк включен в эту группу, состоящую из 16 человек, подобранных Генеральным секретарем. Можно смело сказать, что члены этой группы разделяют точку зрения о необходимости всеми силами и возможностями противодействовать таким негативным процессам, как массовые убийства гражданского населения; неспособность центральных властей взять под контроль негосударственные субъекты, создающие угрозу международной безопасности, форсированное приближение к обладанию ядерным оружием, с возможной перспективой его передачи террористическим организациям, предоставление правящим режимом своей территории для базирования международной террористической организации.

Вместе с тем существование такой "внутристрановой" угрозы должно выявляться не одним каким-либо государством, а коллективно через Совет Безопасности ООН. И именно Совет Безопасности ООН должен определять систему мер по нейтрализации этой угрозы.

Однако, следует отделить "зерна от плевел". Рассмотрение "внутристрановой" ситуации с точки зрения ее угрозы миру и безопасности — это одно. А попытки навязать другим странам те или иные модели государственного или общественного устройства — это совсем другое. Ведь план Буша прямо предусматривает обязательства всех стран "Большого Ближнего Востока" принять американскую, ну скажем, западную систему демократии. Принять и никаких разговоров о самобытности своих культур, о традициях, о религиозных особенностях, о сложившемся образе жизни!

Принять и никаких разговоров о несовершенстве навязываемой этим странам "демократической модели"! (Надеюсь, никто не будет утверждать, что издевательства солдатами американской оккупационной армии над иракцами-заключенными есть порождение "высочайшей демократии"?)

Хотят или нет авторы плана "Большой Ближний Восток", но они способствуют разделу мира по цивилизационно-религиозному принципу. Христианский Запад — это суть демократии. А мусульманский Восток — антидемократичен по своей сути, и его нужно переделывать. Такая антиисторическая концепция обречена.

Авторы плана навязывания другим странам своих моделей государственного и общественного устройства — не оригинальны. Их можно сравнить с троцкистами, которые выступали в двадцатые годы прошлого века с лозунгом "экспорта революции". Тех не смущало то обстоятельство, что в странах, в которые должна была экспортироваться революция, полностью отсутствовала революционная ситуация. Троцкисты собирались силой, вопреки воле народов, насадить революционные режимы. Их ждало горькое разочарование.

Разве не такой же финал ждет тех, кто сегодня стремится экспортировать демократию?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Название:

Новый Ближный восток (иногда ошибочно называют Большим Ближним востоком)

Общее наполнение проекта:

Термин “Новый Ближний Восток” был впервые заявлен в Тель-Авиве в июне 2006 г. государственным секретарем США Кондолизой Райс. Он был призван заменить устаревшее и несколько навязшее понятие ‘Большой Ближний Восток’. Этот термин (и концепция) вскоре были официально приняты на вооружение государственным секретарем США и премьер-министром Израиля в самый разгар спонсируемой американцами и англичанами осады Ливана. Премьер-министр Ольмерт и секретарь Райс проинформировали мировые СМИ, что реализация проекта “Нового Ближнего Востока” началась с Ливана.

Страны-инициаторы:

США, Израиль, Великобритания

Флаг/логотип:

Флага и логотипа у проекта нет

Карта:

В 2007 году Ральф Петерс, подполковник в отставке, работавший в Национальной военной академии США, в статье “Кровавые границы” в издании Armed Forces Journal опубликовал перспективные границы национальных государств региона Большого Ближнего Востока. Последняя должность Петерса – сотрудник офиса заместителя Начальника штаба по разведке в Департаменте обороны США. Он является одним из самых известных пентагоновских авторов, опубликовавшим многочисленные работы, посвященные стратегии, в военных и внешнеполитических журналах США.

Хотя данная карта не отражает официальную точку зрения Пентагона, она использовалась в обучающих программах для высших военных офицеров Оборонного колледжа НАТО. Она, также как и другие карты, вполне могла быть использована Национальной военной академией и военными специалистами по планированию.

Справочная информация:

Это заявление явилось подтверждением англо-американо-израильских намерений выполнить военную ‘дорожную карту’ на Ближнем Востоке. Проект, на разработку которого ушло несколько лет, сводится к созданию дуги нестабильности, хаоса и насилия, которая должна протянуться от Ливана, Палестины, до Сирии, Ирака, Персидского Залива, Ирана вплоть до границ Афганистана, где расположены натовские гарнизоны.

Проект ‘Нового Ближнего Востока’ был публично представлен Вашингтоном и Тель-Авивом в надежде на то, что Ливан окажется критической точкой, с которой начнется процесс изменения границ на всем Ближнем Востоке, высвобождающий силы ‘конструктивного хаоса’. Этот ‘конструктивный хаос’, подразумевающий сохранение состояния насилия и вооруженного конфликта на территории всего региона, в свою очередь будет использован Соединенными Штатами, Великобританией и Израилем для перекраивания карты Ближнего Востока в соответствие с их геостратегическими нуждами и задачами.

Заявление государственного секретаря США Кондолизы Райс по поводу ‘Нового Ближнего Востока’ задало тон. Израильское нападение на Ливан при полном благоволении Вашингтона и Лондона только подтверждает и усиливает убежденность в наличии геостратегических целей США, Великобритании и Израиля. По словам профессора Марка Левина ‘неолиберальные глобализаторы, как и неоконсерваторы, и, безусловно, администрация Буша сделали ставку на созидательное разрушение как на инструмент и процесс, при помощи которого они надеются построить собственный новый мировой порядок’, а это ‘созидательное разрушение [в] США, по мнению неоконсервативного философа и советника Буша Майкла Лидена представляло собой ‘ужасающую революционную силу’, с которой до сих пор в сознании многих людей ассоциируются Соединенные Штаты’.

Англо-американская оккупация Ирака, и в частности иракского Курдистана, похоже, использовалось как подготовка для балканизации (раздела) и финляндизации (умиротворения) Ближнего Востока. Законодательная база, носящая название Парламент Ирака и иракский федерализм, для раздела страны на три части уже подготовлена (см. карту).

Более того, англо-американская дорожная военная карта, похоже, проделывает проход в Центральную Азию через Ближний Восток. Ближний Восток, Афганистан и Пакистан – это ступени расширения американского влияния на бывший Советский Союз и постсоветские республики Центральной Азии. До некоторой степени Ближний Восток – это южная окраина Центральной Азии. А ее, в свою очередь, часто называют ‘Южным поясом России’ или российским ‘ближним зарубежьем’. Многие российские и центральноазиатские ученые, военные специалисты по планированию, стратеги, специалисты по безопасности, экономисты и политики считают Центральную Азию (‘Южную границу России’) очень уязвимым ‘подбрюшьем’ Российской Федерации.

Примечательно, что в своей книге ‘Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы’ Збигнев Бжезинский, бывший советник по вопросам безопасности США, называет современный Ближний Восток ключом от территории, которую он обозначает как Евразийские Балканы. Эта географическая общность включает в себя Кавказ (Грузию, Республику Азербайджан и Армению) и Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Афганистан), а также в некоторой степени Иран и Турцию. Иран и Турция примыкают к Ближнему Востоку на севере (не считая Кавказа), отделяя его от Европы и бывшего Советского Союза.

Актуальность проекта:

Независимые тюркские страны получают значительные выгоды от пантюркистского проекта. Турция, Азербайджан и Казахстан прямо заинтересованы в развитии идеи и прилагают усилия для создания новых организаций, форумов и объединений (Высокий)

Основания для реализации:

Постколониальные границы на Ближнем востоке не обеспечивают геостратегических и сырьервых интересов США и союзников

Примечание:

“Новый Ближний Восток” также иногда ошибочно называют “Большим Ближним Востоком”. “Большой” или “Расширенный ближний восток” – географический и этнографический термин, используемый с 1980 года. Помимо традиционных арабских стран ближнего востока включает в себя так же Иран, Турцию, Афганистан, Пакистан, Туркменистан, Кавказ и ещё ряд мусульманских стран центрально-восточного района а также традиционно мусульманские страны северной Африки.

Проще говоря страной ближнего востока называется страна с преимущественно мусульманским населением хотя такой вариант не универсален, так как страны Магриба например географически никак не могут считаться странами ближнего востока.