Церковь смоленской иконы божией матери софрино. Софрино, село

Муж и жена

Молодая пара решается вступить в брак. Здесь я отмечу следующие грехи против семьи.

Гражданский брак

Первый грех носит совершенно неправильное название «гражданский брак». Хотя мне совсем непонятно, почему его называют вообще браком. Это не брак, это - просто блудное сожитие. Для меня нормальным считается другое представление о браках. Существует церковный брак - это венчание, существует законный гражданский брак - это роспись в ЗАГСе, и существует незаконное блудное сожитие. Рассмотрим последний вариант союза мужчины и женщины. Далее я буду называть его против своей воли «гражданским браком».

Молодые люди рассуждают так: «Поживем годик-другой, присмотримся. Если все будет хорошо - распишемся, если нет - разойдемся». Безумные! Никогда не распишетесь, точно разойдетесь! Еще два года назад, когда я начинал эти беседы, я честно говорил, что не знал ни одного случая, когда после гражданского брака люди расписывались. Время идет. Два таких случая мне встретилось, но они - исключение из правил. Это были пары, пришедшие на собеседование перед крещением своего ребенка. Обращаю внимание на то, что, как правило, в гражданском браке детей не заводят. Какие дети, если взрослые с собой разобраться не могут? Если же пара решается иметь детей, значит, их отношения уже серьезные, и они учатся любить друг друга. И первый вопрос, который встает тогда перед мужчиной и женщиной, - это роспись в ЗАГСе, чтобы сделать свой брак законным.

Когда-то мы с вами говорили, что брак подобен мешку, в который бросают два острых камня, а потом их трясут. В результате два камня либо обтесываются (крепкий брак), либо два камня, сохранив свою остроту, вылетают из мешка (развод). Настоящая любовь не появится, пока два камня не начнут притираться. А какая притирка возможна в гражданском браке? «Мы с тобой поживем вместе, но помни, что как только что-нибудь мне не понравится, мы разойдемся. Смотри! Чемоданы всегда стоят у двери, чуть что - и уйду». «Супруги» держат себя на достаточном расстоянии, притираться никто не хочет. Запомним, настоящая любовь в гражданском браке принципиально не рождается.

Одно из определений любви следующее (сразу запишу его на доске). Любовь - это ответственность. Какая ответственность? Ребенок разбивает окно в школе. А кого вызывают в школу, чтобы сделать вразумление? Мать! Ребенок нашкодил, а отвечает мать. Вот это и есть любовь к сыну-я отвечаю за каждый его шаг. Та же ответственность рождается между мужем и женой, если они любят друг друга. Какая ответственность в гражданском браке? Никакой! «Расписываться - это значит прописывать мужа в квартиру, потом разведешься - не выпишешь». «Расписываться - это значит потом алименты еще платить». Люди не хотят брать на себя даже малейшей ответственности. Спать будем вместе, а остальное - врозь, в остальном мы друг за друга не отвечаем.

Мне рассказывали одну, на мой взгляд, очень характерную историю. Молодая пара живет два года гражданским браком. Снимают квартиру в Дмитрове, своего совместного хозяйства (мебель, посуда) пока нет. О детях пока не думают. Обычная современная пара. Живут так, чтобы в любой момент можно было легко разбежаться. Она (не знаю как назвать: женой не назовешь, а сожительницей - грубо) заболевает какой-то инфекционной болезнью, которая может иметь серьезные осложнения. Ее кладут в больницу в инфекционное отделение, где она лежит три месяца. В течение всех трех месяцев она рвала и метала все подряд: он к ней ни разу не пришел, поскольку боялся заразиться.

Измена

В том, что измена - это явный грех, никто не сомневается. Поэтому я лишь немного прокомментирую этот грех. На исповеди довольно часто приходится слышать об изменах, но самое печальное - это то, как человек рассказывает о своей измене. В словах слышится детская наивность. Подчас удивительно, что такое может произносить взрослый человек. «Жена меня не понимает. Мы уже давно живем, как чужие люди, просто под одной крышей. А вот она (любовница) меня понимает, она очень чуткий человек, и мне с ней так легко». Или часто слышишь от одинокой женщины, которая встречается с женатым мужчиной: «Он такой внимательный и заботливый, но с женой у них отношения натянутые, она его не понимает, а он очень хороший. Он не бросит, конечно, семью, да и я не хочу разрушать ее».

На самом деле все очень просто. То, что его дома не понимают, - это ложь. То, что его понимает кто-то чужой больше, чем дома, - это тоже неправда. То, что он заботливый и внимательный, - это самообман. Не может быть человек заботливым, если он изменяет! Не может любовница понимать мужчину больше, чем родная жена! Просто ухаживать за чужим человеком, встречаться с ним по два-три часа, да еще и не каждый день, - это в десятки раз проще, чем ухаживать за своей женой. Быть любезным на короткий промежуток времени с любовницей - легко. Быть заботливым мужем и отцом, то есть быть готовым проявлять свою заботу 24 часа в сутки, - это уже подвиг. Нести этот подвиг человек не хочет, а чтобы его любили и ублажали, - он хочет. Так появляются любовницы. Но появляются они только от неспособности изменника любить по-настоящему. Жена может быть совсем не виноватой в измене мужа, это не она не понимает его, а он сам виноват, что не может ее любить. Она (жена) эту нелюбовь мужа понимает, а он (муж) это называет ее непониманием. Ему надо, чтобы он на диване лежал, а жена слушалась, ублажала и при этом еще и понимала его.

А бедные одинокие женщины выслушивают признания о непонимании изменников в их родных семьях, наивно верят им и пытаются хоть немного утолить их жажду понимания и внимания. Хотя женская интуиция говорит им, что надо расстаться, но сил нет. Но расстаться надо обязательно и срочно. Потому что любви этот мужчина дать им никогда не сможет, а душу вымотать, обнадежить и разочаровать - это сколько угодно.

Готовность к разводу

Как редкое исключение, разводы были и раньше. Церковь в некоторых случает допускает разводы как меньшее зло по сравнению с большим. Например, муж совсем спился, ведет себя буйно, и чтобы избежать большего зла (а вдруг ребенка в пьяном порыве покалечит и т.п.), лучше развестись.

Но тем не менее развод - это грех. Легкость, с какой сейчас относятся к разводам, подчас низводит брак до простого сожития. «Ну, не нравится жить со мной, так давай разведемся». Чем легче в обществе совершаются разводы, тем слабее браки. Если супруги внутренне готовы к разводу, то можно говорить о том, что их брак уже наполовину разрушен.

Практически все, что говорилось о гражданском браке, можно отнести к супругам, которые зарегистрировали свой брак в ЗАГСе, но при этом считают развод делом самым обычным. Они так же, как в гражданском браке, не хотят притираться и нести ответственность друг за друга, ведь всегда можно развестись и разбежаться.

К разводам можно отнести и все, что говорилось об изменах. Человек, не найдя «понимания» у своих близких, думает, что другие будут его понимать. Но непонимание со стороны близких - это обратная реакция на его собственную неспособность любить. Человек разводится, пытается создать новую семью, но в ней все повторяется, потому что избавиться от своего эгоизма человек так и не смог.

Значительная часть разводов совершается через 2-3 года после вступления в брак, столь же большая часть - в 40-45 лет. В обоих случаях разводы связаны с перестройкой в отношениях между мужчиной и женщиной, которые неминуемо происходят. Ведь семья - это живой организм, он растет и меняется. У молодоженов свои искушения. Они после брака становятся близкими людьми и познают друг друга как мужа и жену, как отца и мать. Мы это уже обсуждали. В 40-45 лет происходит еще одна перестройка всех отношений между мужем и женой. Дети вырастают, они улетают из родного гнезда, а если и остаются, то все равно они уже самостоятельны и не требуют той заботы, что нужна была раньше. Муж и жена вновь возвращаются друг к другу. Из отца и матери они вновь становятся мужем и женой. Здесь начинается очередной переходный возраст в жизни человека. Телесная близость в этот период играет меньшую роль в отношениях, и на первый план выходят сторона душевная и сторона духовная. И тут супруги понимают, что с этих сторон они слабо связаны. И в этот период отчасти должно повториться то, что было между супругами, когда они были молодоженами, когда они из жениха и невесты превращались в мужа и жену. Вновь труд, вновь притирка, вновь познание друг друга. Отсюда и новая волна разводов. Не разведетесь, устоите - значит, все будет хорошо до самой смерти.

Разводы в сорокалетнем возрасте - это свидетельство того, что супруги жили вместе просто по привычке. Притерлись, привыкли друг к другу за первые 2-3 года совместной жизни, и все! Любовь их как была в зачаточном состоянии, так и осталась. Напомню, что любовь взращивается благодаря подвигу самопожертвования, который человек постоянно несет в семье. Есть подвиг - будет расти любовь. Нет подвига - остается лишь одна привычка друг к другу. К сожалению, сейчас большинство более-менее благополучных семей живут именно так - по привычке.

Это селение известно с XV века. Происхождение названия этого селения уходит к XVI веку. В Москве в те далёкие времена было много греческих, крымских, итальянских торговцев. Их называли гостями. Один из таких гостей - Иван Сафарин происходил из крымских, а точнее из крымского города Сурожа, теперь это город Судак. Иван Сафарин приобрёл земли недалеко от Москвы и основал там усадьбу, получившую название по его прозвищу - Сафарино.
Впоследствии это название стало изменяться и приобретать формы Сафорино, Сефорине и наконец, Софрино. Происходило всё это постепенно и в документах можно встречать одновременно то или другое название.

До 1661 года село оставалось дворцовым, а затем было передано "ближнему боярину" Ф.И. Салтыкову, дочь которого Прасковья была выдана за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I.

Отправляясь на богомолье к Троице, монаршая семья останавливалась в каменных палатах салтыковской усадьбы (постройки 1691-1694 годов), центром которой и стала нынешняя каменная трехъярусная Смоленская церковь (фото справа), выстроенная в качестве домового храма. Стройность пропорций и высокие декоративные качества позволяют отнести памятник к числу выдающихся произведений зодчества конца XVII века.
В 1862-1866гг. к этой церкви, в месте примыкания каменных боярских палат, были пристроены трапезная с колокольней.
А в 1902-1905 с южной стороны пристроен Никольский придел.
В 1938 году церковь была закрыта и с годами пришла в запустение. Однако, в 1993 году церковь возвращена верующим, отреставрирована.

http://newsofrino.narod.ru/SHystori.htm

* * *

Ранее Софрино упоминалось в писцовых книгах в 1631-1633гг. как Сафарино. В духовной грамоте удельного верейского князя Михаила Андреевича упоминается некий Иван Сафарин. Возможно, что будущее названия Софрино принадлежало Ивану Сафарину и именно от него позаимствовало своё название.

В названии посёлка, от его рождения до сегодняшних дней происходила некая трансформация.

  • Сафарино-1631-1633гг.
  • Софорино-1790г.
  • Софрино-1886г.

В 70-х годах XVIIв. Сафарино числилось "государевым дворцовым селом", а к 90-м годам становится подмосковной вотчиной приближенного к цареву двору боярина Федора Петровича Салтыкова. Затем село перешло к графу Сергею Павловичу Ягужинскому, отличившемуся на службе у Петра I. Вдова Сергея Павловича, графиня Ягужинская, основываясь на законе Александра I "о вольных хлебопашцах", в 1833г. освободила крестьян Сафарино от крепостной зависимости.

Сафарино, как перепутье по дороге в Троицкий монастырь, неоднократно посещали царь Петр I, царица Прасковья Федоровна, ее дочь-императрица Анна Иоановна и дочь Петра I-императрица Елизавета Петровна.

Исторические сведения о Софринской волости:

Центром политической жизни Софринской волости еще до революции было Софрино.

В 1916г. около станции по инициативе рабочих был построен культурный очаг под названием "Народный дом" (ныне магазин "Мир продуктов" , ранее "Сельпо").

Единственным предприятием был кирпичный завод. Первый кирпичный завод не был механизирован. Вся работа производилась ручным способом.

После победы Великой Октябрьской Социалистической революции был организован Софринский Волостной Совет. Софринская волость подчинялась Сергиевскому уездному совету (ныне Сергиев Посад, ранее Загорск).

С 1921г. по 1923г. председателем Софринского исполнительного комитета работал крестьянин с. Митрополье Садовников В.М.

В 1924г. была организована волостная партийная ячейка. Секретарем партячейки был Серов М.В.

С 1923г. в Софринской волости начался поход по ликвидации неграмотности. В д. Талицы была открыта школа крестьянской молодежи. С помощью Волисполкома открыты школы в Жуковке, Кощейкове, Володькине, Алешине и др. Построены Народные дома в Алешине, Володькине. В ряде населенных пунктов были открыты избы-читальни, библиотеки.

Становление Советской власти в Софрино

До революции Софринской волостью управляла Земская управа.

После февральской революции власть оказалась в руках зажиточной верхушки, которая была на стороне меньшевиков и эсеров.

Шел 1918год. В центральных уездах были организованы Советы рабочих и крестьянских депутатов. А в Софринской волости управляла еще меньшевистская Земская Управа.

В сентябре 1918 года приехали вооруженные красноармейцы и потребовали освободить помещение Земской Управы.

4 сентября (17) по новому стилю 1918 года состоялось собрание уполномоченных Софринской волости по поводу упразднения Волостного земства и организации Совета. Тогда же 4 (17) сентября состоялось первое заседание Софринского Исполнительного Совета крестьянских и рабочих депутатов на котором была провозглашена советская власть в Софринской области.

В 1917г. в Софрино была одна школа, сейчас 2.

С 1924г. впервые начали отводить участки под застройку домов у станции железнодорожным рабочим. Потом - продолжали с 1930г.

Следующий период развития поселка наступил после Великой Отечественной Войны.

Построена промышленная станция Софрино, вырос завод "Строительных деталей". Вместо маленьких мастерских Гипролесхоза построен Экспериментально-механический завод.

В бывшем лесу Клинниковского общества с 1932-1933гг. началось дачное строительство.

С 1946г. вырос военный городок с водопроводом, асфальтированной дорогой. Там разбит парк и открыт "Обелиск памяти погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной Войны".

В 1958г. из Клиниковского сельского совета Софрино выделен в рабочий поселок - Софринский поселковый совет.

На базе амбулатории открыта поликлиника в 1967г.

В 1968г. утвержден Генеральный план поселка по которому он и развивался по настоящее время.

За вокзалом, на месте старого кирпичного завода вырос поселок. Здесь же построено почтовое отделение, здание Поссовета, аптека.

Маленький ручей называется Махра, он пересекает поселок с запада на восток. В 1959г. у деревни Клиники он был запружен. Образовалось большое озеро. Местное общество охотников взяло водоем под охрану.

Весь поселок электрофицирован.

Работает АТС.

Так за годы Советской власти маленькое поселение из нескольких домов у станции Софрино выросло в благоустроенный поселок. Выросли промышленность, транспорт, новые дороги.

http://newsofrino.ru/view-content/do-read/id-32/menuid-76

* * *

Первый исполком

Леонид Патык по материалам статьи А. Кириллова
"Маяк" 9.01.1969г.
(публикуется в интернете впервые)

Софрино и окружающие его населенные пункты - Клинники, Алешино, Ельдигино, Рахманово, Царево, Путилово и другие - до Октябрьской революции входили в состав Богословской волости Дмитровского уезда.
В 1917 году Богословскую волость и частично Морозовскую переименовали в Софринскую волость в составе Дмитровского уезда. С образованием Сергиевского уезда (теперь Загорского) Софринская волость была передана во вновь образованный район. В 1929 году в связи с новым районированием Софринская волость вошла в состав Пушкинского района.
Интересна история становления Советской власти в Софрине.
Председатель земской управы города Дмитрова князь Михаил Александрович Гагарин, кадет самого правого толка, во время Февральской революции превратился "в революционера" и, нацепив на рукав красную ленту, предстал в виде "гражданского комиссара" по Дмитровскому уезду. Это назначение на столь важный пост было скреплено мандатом за подписью "гражданского комиссара по Московской губернии" Элерта. Гагарин создал вокруг себя "демократию" из состава членов уездной земской управы и работников Дмитровского союза кооперативов, кадетов, эсеров и бывших фабрикантов.
Одним из первых деяний "революционной демократии" было административное переустройство территории уезда. Вместо существовавших со времен Екатерины тринадцати волостей, сделали двенадцать. На практике это нововведение вызвало недовольство, и уже после Октябрьской революции пришлось все переделать.
В результате перекройки карты Дмитровского уезда на юго-востоке возникла Софринская волость с центром около станции Софрино.
После Великой Октябрьской социалистической революции власть в Дмитровском уезде перешла в руки уездного Совета крестьянских депутатов и уездного Совета рабочих депутатов. Первое время Совет крестьянских депутатов не хотел признавать Совет рабочих депутатов. 7 января 1918 года прошел первый уездный съезд Советов, на котором власть перешла целиком к уездному Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Четыре волости в уезде не хотели создавать у себя Совет крестьянских депутатов - Сергиевская, Путиловская, Софринская, Деденевская - и признавали волостное земство.
Из Дмитрова были посланы отряды Красной гвардии. В Сергиевской волости разогнали волостное земство силой оружия. Путиловское земство само распалось. В Деденеве путем разъяснительной работы земство было ликвидировано. В Софрино был послан отряд Красной гвардии с двумя членами уездного исполкома И.В. Мининым и М.С. Михайлиным. Отряд разогнал софринское земство. Восемь человек из земства были арестованы и привезены в Дмитров как саботажники и противники Советской власти, а Михайлина оставили в Софрине, чтобы он собрал волостной съезд.
Ночью неарестованные члены волостного земства пришли толпой, обезоружили и арестовали Михайлина, а утром открыли заседание земства.
Был вторично послан отряд Красной гвардии из города Дмитрова с И.В. Мининым. С ним направили инструктора уезда Коровкина и двух агитаторов, чтобы они проводили собрания по деревням, избирали сельские Советы и из них составили волостной съезд для избрания Софринского Совета крестьянских и рабочих депутатов. На это ушло две недели.
Арестованных обе стороны выпустили немедленно, и 18 сентября 1918 года состоялись выборы первого Софринского Совета.
В архиве сохранился именной список членов первого исполкома волостного комитета Софринской волости: М.С. Лаботорин - председатель комитета, В.Н. Котлов, В.Г. Шижков (Шишков? - прим.), В.М. Садовников, Ф.Г. Федоров, П.Г. Логинов, С.В. Мариничев, А.Г. Мутин - члены исполкома.
В 1922 году секретарем Софринской волостной ячейки партии был избран Л.Ф. Куликов. Продолжительное время (с 1923 года) председателем Софринского волисполкома был М. Серов.
За годы Советской власти Софрино превратилось в крупный железнодорожный, промышленный и культурный центр. Мособлисполком своим решением от 7 июня 1968 года изменил его административно-территориальные границы. В черту рабочего поселка Софрино включены населенные пункты Майское, Клинники.

http://newsofrin.ru/hfirstisp.htm

* * *

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о городском поселении Софрино

Древнейшее село Подмосковья дошло до наших дней через трансформацию: Сафаринское (1482 г.), Софорино (1790 г.), а с 1886 года – Софрино.
Впервые государево дворцовое село упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного как Брюхово село Супонево, Сафаринское Ивана Сафарина (купца из г.Судака). Тогда при селе существовала деревянная церковь Успения, уничтоженная, видимо во время Польско-Литовского нашествия.
Затем Сафарино остается государевым, числится присельем села Семеновского, а с 1646 по 1664 год отдается в вотчину дьяку Д.К. Дерябину. В 1668 году здесь строится новая деревянная трехшатровая церковь Успения с колокольницей. В это время село, и церковь находились на левом берегу запруженной здесь реки Талицы.
С 1684 года село становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П. Салтыкова, дочь которого вышла замуж за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра 1. В 1730 году село как приданое перешло дьяку И.Ф.Ромодановскому, женившемуся на А.Ф. Салтыковой, затем вице-канцлеру и кабинет-министру М.Г.Головкину с приданным за Е.И. Ромодановской.
С 1742 года Сафарино было приписано к собственным вотчинам императрицы Елизаветы Петровны. В 1759 году село было возвращено Е.И. Головкиной- жены государственного канцлера, который противился воцарению Елизаветы Петровны. Последней владелицей Софрина была помещица В.Н. Ягужинская. Она увековечила свое имя добрым поступком, освободив за 18 лет до отмены крепостного права своих крестьян от крепостной зависимости, наделив их землею. После этого усадьба быстро пришла в упадок.

Памятники архитектуры

На территории городского поселения Софрино расположены четыре памятника архитектуры: Вокзал железнодорожный (1862 года постройки), Церковь Смоленская (1691 года постройки), Усадебный парк Смоленской церкви (ХVII век) и Усадьба Сафарино (кон. ХVII –сер. ХVIII века).
Вначале железнодорожный вокзал и высокая платформа станции были деревянными. Вокзал имел большой вестибюль. Здесь стояли кожаный диван и кожаные кресла, посередине – круглый стол. На окнах висели парусиновые занавески от солнца. На стенах керосиновые бра. В вестибюле находились также билетная касса, телеграф, телефон, кабинеты начальника станции и его помощника. С левой стороны вестибюля была квартира начальника станции, окна которой выходили в большой прекрасный сад.
Дальше стояли, и стоят по сей день деревянные дома. В них жили жандарм станции с семейством и помощник начальника станции с женой.
В деревянном вокзале буфета не было. Но он имелся на станции – буфет Андрея Бакина, в котором продавали ситро, шоколад, конфеты и печенье.
В 1910 году деревянное здание вокзала сменил каменный проект известного архитектора Щусева.

Смоленская церковь (с. Софрино) радует глаз композицией из поставленных друг на друга восьмериков, как бы возрождающей традицию башнеобразных построек. Великолепная, вычурная каменная церковь, соединяла в себе два стиля зодчества юга и запада. Эта церковь была домовая и соединялась галереей с барскими палатами. Она была построена в царствование Петра 1 и по характеру стиля напоминает церковь в Петровско-Разумовском. Внутри церковь состоит из трех частей: трапезы, храма и алтаря. Из угла трапезы ломаная лестница вела на хоры и колокольню. Там, где теперь стоит пристроенная колокольня, начинались каменные палаты.



Село Сафарино было расположено на двух больших холмах, разделенных глубоким оврагом, по которому пробегала речка Талица. В Сафаринском дворце (усадьба Сафарино) не раз бывали Петр 1, царицы Прасковья Федеровна, Анна Иоановна и Елизавета Петровна на перепутье в своих путешествиях в Троицкую Лавру. В 1803 году село посетил известный русский историк Н.М.Карамзин.
В 1742 году к приезду Елизаветы Петровны в усадьбе Сафарино архитектор Михаил Земцов отремонтировал обветшавшие части построек. Там был построен каменный дворец в два яруса. Внутри здания было несколько обширных палат и помещения меньшего размера. В период расцвета Сафарина, дворец был богато меблирован. В комнатах стояли круглые столы и столики китайской работы, кресла и стулья, крытые бархатом и кожей. На стенах висели портреты в круглых золоченых рамках, по углам сверкали иконы в ризах, усыпанных драгоценными самоцветами, оконные ставни обиты красным сукном. На восток выходила зала в два света, с венецианским художественной работы камином. При Ягужинских камин был украшен лепным гербом этой фамилии.
О размерах сафаринских палат можно судить по тому, что в одной из них было 55 «стулов», другая освещалась десятью окнами. К дворцу примыкал большой сад с плодовыми деревьями, цветником, парниками, прудом. Дворец соединялся переходом с каменной церковью, построенной в 1691 году в распространенном тогда «нарышкинском» стиле.
С 40-х годов 19 века Сафарино пришло в упадок. Старинный дом без ремонта разрушался. Вскоре сафаринский дворец был разобран, на его месте построили новую трапезную с колокольней.