О христианском посте: что такое пост, когда начинаются и как соблюдать посты. Что такое пост в православии и как его соблюдать

Пост

1. У верующих: воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви. Строгое соблюдение постов. Проводить время в посте и молитве (поститься). Вынужденный п. (перен. : о невольном голодании; шутл.).

2. Период, в к-рый, по предписанию церкви, запрещается употребление скоромной пищи и действуют нек-рые другие ограничения. В посту (во время поста). Однодневные посты (среда и пятница каждой недели, крещенский сочельник и нек-рые другие). Многодневные посты. Великий п. (весенний семинедельный пост перед Пасхой). Петров п. (летний пост перед Петровым днём). Успенский п. (осенний двухнедельный пост в августе). Рождественский п. (зимний сорокадневный предрождественский пост).

Не всё коту масленица, придёт и Великий пост посл. о том, что на смену беззаботной жизни и удовольствиям придут неприятности, трудности.

1. Часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение или охраняющая военный объект, а также самый этот объект. П. пограничной охраны. Сторожевой п. Проверка постов. Выйти на п.

2. Место, пункт, откуда ведётся наблюдение, где находится охранение. Занять п. Наблюдательный п. Умереть на посту (также перен. : при исполнении своих обязанностей).

3. Место постоянного дежурства, наблюдения, а также само такое наблюдение. П. регулирования движения. У постели больного постоянный п.

4. Ответственная должность. Высокий п. Занять п. директора.

5. Место, в к-ром сосредоточено управление различными техническими средствами, сигналами. П. управления. Центральный п. Станционный железнодорожный п.


Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "пост" в других словарях:

    пост - а, м. poste m. , нем. Post <ит. posto, posta. 1. воен. Место, позиция, важные в военном отношении (для обороны или наступления). Бирж. 111. Понеже весь бедектервег оставить весьма не надлежит, хотя бы неприятель уже и на гласизе пост взял,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Пост: В Викисловаре есть статья «пост» Пост (военное дело) термин в военном деле. Пост должность, служебное положение, место в каком либо учреждении или на предприятии. Путевой пост разновидность раздельного пункта на железнодорожной линии … Википедия

    1. ПОСТ, а, предлож. о посте, на посту; м. [франц. poste] 1. Место, пункт (обычно оснащённые техническими устройствами), откуда можно наблюдать за кем, чем л. или охранять кого, что л. Занять, оставить п. Обходить, проверять посты. Встать на п … Энциклопедический словарь

    - [место] сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? поста, чему? посту, (вижу) что? пост, чем? постом, о чём? о посте и на посту; мн. что? посты, (нет) чего? постов, чему? постам, (вижу) что? посты, чем? постами, о чём? о постах 1. Пост это… … Толковый словарь Дмитриева

    Толковый словарь Ушакова

    1. ПОСТ1, поста поста, о посте, на посту, мн. посты, муж. (франц. poste). 1. Ответственная должность (в органах управления; книжн.). Пост директора. Важный пост. 2. Одиночный или парный часовой или небольшая вооруженная команда, поставленные на… … Толковый словарь Ушакова

    - (фр., от лат. ponere доставлять, ставить). 1) место, где поставлен солдат или офицер своим начальством для караула. 2) в фигур. знач., должность, отправление обязанности. 3) место исполнения служебной обязанности. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. место... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пост должность, место, позиция, положение; воздержанность, шутцпункт, пикет, бекет, работа, абвахта, выпрямитель, работенка,… … Словарь синонимов

    Пост ЭЦ … Википедия

    пост. - пост. постоянный Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пост. поставил поставленный постановка постановщик муз. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С.… … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • , Пост Питер, Пост Анна, Пост Лиззи. Цель этой книги - помочь вам обрести знания, благодаря которым вы сможете понять какое поведение в каждой конкретной профессиональной ситуации будет "правильным" . Это не только сделает вас…
  • Деловой этикет от Эмили Пост. Полный свод правил для успеха в бизнесе , Пост Питер, Пост Анна, Пост Лиззи. Цель этой книги - помочь вам обрести знания, благодаря которым вы сможете понять какое поведение в каждой конкретной профессиональной ситуации будет`правильным`. Это не только сделает вас…

В Православии пост - это целенаправленное, осознанное воздержание от еды, питания животного происхождения с целью духовного и телесного очищения. Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В пост действительно верующий православный христианин путем отречения от некоторых физических удовольствий и самоограничений приближается к Богу, т.к. именно это самоограничение и является той жертвой Богу, которую Он от нас ждет в современном мире. Постовать или нет - каждый человек решает для себя сам.

Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост - это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.

Пост - это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу.

Каждый сам должен определить - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу.

Каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: "Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника..." (преподобный авва Дорофей).

Истинный пост не цель, а средство - смирить свою плоть и очиститься от грехов. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора, пост становится всего лишь диетой.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

"При телесном посте, - пишет святитель Василий Великий, - чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...".

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".

В Православной Церкви число постных дней по церковному календарю в отдельные годы доходит до двухсот. В числе этих дней - четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты. В соответствии с церковным уставом, во время поста прекращается употребление "скоромных" или мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, яиц, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу; с прекращением поста или в "мясоед" употребление пищи не ограничивается. При этом Церковь напоминает, что больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление в строгости поста. Пост для человека, а не человек для поста.

В Православии посты делятся на однодневные и многодневные посты. К однодневным православным постам относятся:

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.
Сплошных седмиц - пять:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с до .
2. Мытаря и фарисея - за две недели до .
3. Сырная (масленица) - неделя перед (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после .
5. Троицкая - неделя после (неделя перед ).

Однодневные посты: Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

Согласно Церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Что такое пост? Для чего нужен он и как правильно его соблюдать? Об этом вы узнаете, прочитав эту статью.

Цель православного поста

Что такое пост? Для чего нужен? Целью для христианина является уничтожение пагубных душевных проявлений и привнесение в свою жизнь добродетели. Этого верующие добиваются искренней и внимательной молитвой, а также более часто наносят визит в храм для участия в богослужениях.

Как поститься? От чего стоит отказаться? Во время поста православные христиане добровольно воздерживаются от употребления мясных, молочных блюд, десертов. Также они стараются избегать всевозможных удовольствий и развлечений. Но православный христианин, прежде всего, должен позаботиться не о желудке, а о своем душевном состоянии. Пост неправильно воспринимать как диету.

Часто многие люди, соблюдая пост, становятся раздражительными, ждут скорейшего его окончания, забывая о душе. Если бы человек в самом деле начал задумываться о своей душе, то он стал бы непременно радоваться посту. Ведь вся его сущность устремлена на врачевание души.

Таким образом, для истинного христианина время поста является самым лучшим, в это время он становится ближе к Богу.

Что важнее: пост телесный или пост духовный?

Что такое пост? Для чего нужен? Важнее пост телесный или духовный? Для христианина очень важно понимать, что только воздержание от пищи ничего не значит без поста духовного. Скорее, напротив, как было указано выше, это может навредить. При этом вред может заключаться не только в раздражительности, но и в том, что постящийся может проникнуться чувством своего превосходства и излишней благочестивости. А ведь значение поста заключается именно в уничтожении грехов.

Что такое пост? Для чего нужен? Пост - это лекарство. Не всегда сладкое, но действенное. Он помогает оторваться от наслаждений, собраться с мыслями и подумать о своем духовном здоровье.

Если постящийся человек, употребляя лишь при этом вместо покаяния и молитвы, помощи ближнему, исполнения добрых дел постоянно испытывает греховные чувства, то пост не будет подлинным, не будет духовным.

Нужно понимать, что когда человек постится, он не голодает. Ни в одной службе Великого Поста не упоминается о нем в привычном для людей понимании, то есть в неупотреблении мяса и вкусной пищи. Церковь призывает поститься телесно и поститься духовно.

Итак, пост лишь тогда будет иметь истинное значение, когда он объединен с духовной работой над собой. Обычный человек, живущий в ритме современного мира, не будет доступен влиянию Высшей силы. Пост смягчает черствость человека, и тогда он становится более доступным для воздействия Высшего мира.

О чем заставляет задуматься пост, как правильно себя вести?

Как поститься правильно? Многие люди, постясь, полагают, что будет большим грехом, если они съедят, даже по бессилию, что-либо непостное, но их ни капли не смущает то, что они пренебрегают и порицают ближних, например друзей обделяют, оскорбляют или лгут им. Это настоящее лицемерие по отношению к Богу. Это неосознание веры и смирения!

Абсолютно очевидно, что раскаяние и молитва во время поста всегда должны сопровождаться размышлениями о собственной греховной жизни и, безусловно, должны идти рядом с воздержанностью от разнообразных забав и развлечений: хождений на танцы, в театры, к друзьям. Нужно стараться избегать чтения книг легкомысленного характера, прослушивания радостных музыкальных композиций, просмотра телевизионных программ с целью развлечения. Если все эти занятия манят христианина, то ему предстоит произвести над собой усилие, для того чтобы избавить от этого всего свою душу, хотя бы в постное время. Именно в этом суть поста.

Таким образом, поститься нужно и душой, и телом, с радостью. Необходимо научиться объединять пост наружный с внутренним постом. Нужно изучить свою душу и исправить свои пороки. Когда люди чистят свое тело посредством воздержания, они должны очищать и душу покаянием и молитвой, и тогда они смогут обрести добродетель и смирение, любовь и уважение к ближнему. Именно это и будет являться подлинным постом, угодным Богу, следовательно, спасающим душу человека.

Когда в пост можно есть рыбу?

Когда в пост едят рыбу? По общим правилам этот продукт разрешен в большие праздники, выпадающие на время поста.

В Великий пост, посвященный воскресению Господа, можно употреблять рыбу на праздники Благовещения, Вербного воскресения (вход Господний в Иерусалим), в Лазареву субботу.

Когда в пост едят рыбу еще? Также этот продукт можно есть в те православные праздники, которые выпали на период поста. Ведь, например, каждый год Великий пост приходится на разное время.

В Успенский пост, посвященный Святой Деве Марии, рыба разрешена в праздник Преображения Господня.

Рождественский пост посвящен рождению Господа нашего Иисуса Христа, он не такой строгий, как Великий пост, рыбу можно вкушать каждые субботу и воскресенье.

В Петров пост, посвященный святым апостолам Петру и Павлу, рыбу можно употреблять по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям.

Однако, как было сказано выше, пост - это не диета. Если человеку, христианину, по немощи своей необходимо вкушать рыбу, то с благословения священника на послабление поста можно употреблять рыбу в любой день. Ведь главное - это врачевание души, а не то, что в желудке. Пост в еде помогает держать и пост духовный, ведь, наевшись жирной, вкусной пищи, человеку так необходимо полежать, поспать, провести время в праздности, не хочется читать молитвы, а уж тем более идти в храм. А еду можно приготовить такую, что будет постно и вкусно.

Как держать пост православному христианину?

На самом деле этот вопрос абсолютно не имеет четкого ответа. Каждый человек должен поститься в меру своих сил и возможностей. Кто-то может, грубо говоря, продержаться весь пост на хлебе и воде, пребывая в постоянной молитве, часто посещая храм, еженедельно бывая на Таинствах, а для кого-то отказ от просмотра телевизора - уже пост. Не нужно сразу браться за непосильное, к посту необходимо подходить постепенно, с умом.

Общие же правила предполагают отказ от мяса, сладостей, рыбы (за исключением нескольких дней), в каждом посту есть дни сухоедения, когда нельзя вкушать приготовленную и горячую пищу.

Но это так называемый пищевой аспект и совсем не основной, как уже упоминалось выше. Главное - пост духовный.

Во время поста человек очищает себя от греховной грязи, он пытается приблизиться к Христу. В это время нужно вычитывать больше молитв, читать духовную литературу, почаще посещать храм, к тому же во время поста всегда идут особые службы, каждую из которых можно наблюдать лишь раз в год, в этот церковный пост. Это чудо из чудес, каждый должен прочувствовать это сам.

О Таинствах во время поста

Обязательно во время поста нужно приобщаться к церковным Таинствам: Исповеди и Причастию.

Исповедь - это покаяние в своих грехах, где священник выступает посредником между Богом и христианином. Весь груз грехов своих оставляет верующий там. И лишь после этого он может приступить к Великому Таинству Причастия - вкушению плоти и крови Христовой. Сам Бог входит в душу человека через эти Таинства, очищая и излечивая ее.

А исходя из сути и смысла православного поста понятно, почему именно в это время так полезны Таинства.

Таким образом, пост - это не только ограничение себя в пище, это огромная духовная работа, а для каждого человека она своя.

Отдельно о Великом посте

Перед Пасхой христиане соблюдают самый длительный, Великий пост. Это неотъемлемая часть великого христианского праздника. Соблюдать пост нужно для того, чтобы очистить свои тело и душу к великому празднику, Воскресению Господню.

Пост длится шесть недель, седьмой является Страстная Семидица, на ней требуется еще более строгое воздержание. Этот период самый строгий и торжественный одновременно. Подготовка к нему начинается за три недели до его начала.

Основной целью Великого поста, как и любого другого, является покаяние, отказ от привычных, бренных, суетных занятий и дел.

Во время поста стоит помнить, что он необходим не Богу, а самому человеку. Христианин не Богу постом одолжение делает, он лечит вою душу. Как уже упоминалось выше, Великий пост состоит из 2 частей: Четыредесятница - это период покаяния, и Страстная Седмица - период очищения.

Ведь неспроста Православная Церковь двукратно за Четыредесятницу предлагает прихожанам вычитывать прощальный Не зря еженедельно по субботам во время всенощного бдения в храмах поют: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Как раз для раскаяния христианам и дается время Четыредесятницы. Если у человека нет цели покаяния, не стоит приступать и к посту — это тщетная трата времени.

Отдельно о Страстной Семидице

Страстная Седмица по-другому в народе называется Страстной неделей. Это предшествующая Пасхе неделя, это особенное время для православных.

«Страсти» в переводе с церковнославянского обозначает «испытания и страдания». Название такое получила эта неделя потому, что на ней вспоминают последние дни, которые провел Иисус Христос на земле, его страдания, предательство, боль распятия, погребение и воскресение.

Во время Страстной недели поста христиане соблюдают самое строгое воздержание, особенно в духовном плане. Увеличивается количество служб в храмах, каждая из которых несет свой особенный, глубокий смысл.

Каждый день Страстной Седмицы на службах в храмах особый, священнослужители читают отдельные главы из Евангелия, которые рассказывают христианам о событиях, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Каждый день на Страстной неделе христиане вспоминают то, что произошло тогда.

Самыми особенными днями являются четверг, пятница и суббота.

Великий четверг

В четверг православные вспоминают Тайную Вечерю, когда Спаситель в последний раз собрал своих учеников, причастил их, дал наставления. Он тогда уже сказал, что кто-то из его учеников предаст его, и каждый из них отрицал это, в том числе и Иуда.

Великая пятница

В пятницу предательство свершилось, и в этот же день Христа распяли. В во всех православных храмах выносится плащаница (гроб). Вынос совершается после двух часов дня, в час смерти Спасителя, распятого на кресте.

В этот день богослужение несет в себе особый, трагический смысл, на нем повествуется о муках и страданиях, которые вынес Христос на кресте.

Великая суббота

В Великую субботу Православная Церковь вспоминает погребение Спасителя и сошествие его в ад для спасения рода человеческого и воскрешения мертвых.

В ночь с субботы на воскресенье христиане радуются и празднуют Великий праздник - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Вот и наступила светлая Пасха. Пост закончился. Можно и вкусить непостной пищи.

О молитвах во время Великого поста

Во время Великого поста молитве необходимо уделить немного больше внимания и времени, чем это получается в обычное время.

Также желательно как можно больше времени уделять богослужениям, которые будут посещаться во время поста. Если сложно отследить слова, которые читает священник, можно взять с собой в храм книгу с текстами молитв.

Стоит с особой тщательностью и усердием осуществлять молитвенные правила, как утренние, так и вечерние.

Утром можно проснуться пораньше, а вечером пораньше закончить свои дела, для того чтобы начать вычитывать молитвы, прибавив еще какие-то, по своему усмотрению.

Во время поста ежедневно стоит вычитывать молитву преподобного Ефрема Сирина. По дороге на работу, учебу или по делам при помощи наушников можно послушать Псалтирь или почитать в транспорте, если это удобно.

Молитвы, читаемые в Великий пост, помогают полностью очистить душу и тело, заслужить прощение и получить благословение.

Неисчислимым искушениям, которые так и обрушиваются на человека во время Великого поста, также полезно противоборствовать молитвой: на злобу, ярость, печаль, зависть, лень, греховные мысли самому себе надобно отвечать короткой

Цель постов: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии духа и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в .

Степени поста

Существует шесть степеней поста, согласно Уставу (приводятся в порядке возрастания строгости поста):
1. Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – масленице ).
2. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино).
3. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.
4. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
5. Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
6. Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».
Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.

Этапы приучения к посту

Приучать себя к посту надо постепенно и обязательно под руководством и при благословении духовника . При этом пост ни в коем случае не должен вредить здоровью. Постепенность и умеренность не только предотвращают возможные срывы, но и служат признаком духовной зрелости и чистоты. Благословение, постепенность, рассудительность и постоянство усилия – вот главные условия успешного привыкания к посту.

В качестве первого этапа, призванного сформировать навык душевной независимости от чревоугодного чувства, можно порекомендовать выполнение таких общепринятых правил здорового образа жизни как отказ от переедания, слишком жирной и сладкой пищи, приема пищи в позднее время и т.д. Не противоречит духу православного поста и соблюдение разного рода оздоровительных диет, если во главу угла ставится не здоровье и красота внешнего вида, а формирование навыка воздержания. Без успешного прохождения этого подготовительного этапа нельзя надеяться на получение в дальнейшем благодатных плодов поста.

Сформировав привычку независимого от чревоугодия самоконтроля при выборе пищи, можно начинать соблюдать пост, отказываясь в постные дни сначала от мяса, а потом от яиц и молочной пищи.

Время, необходимое для привыкания к посту, а также качество и количество принимаемой пищи очень индивидуальны. «Дневную меру и количество пищи – пусть каждый сам для себя установит с тем, что если окажется излишнею и тяжесть производящею, то уменьшил бы; а когда усмотрит, что принятая им мера недостаточна к поддержанию тела, то пусть сделает малую добавку; и таким образом, дознав основательно – опытами, назначит себе такое количество пищи, которое может поддерживать силы тела его, служа не сластолюбию, а истинной нужде… Всем же одну меру узаконить невозможно, потому что тела имеют различные степени в силе и крепости, подобно меди, железу, воску. Впрочем, для новоначальных самая лучшая мера та, чтобы оставить пищу тогда, пока чувствуешь еще алкание. Но ежели и насытится, не согрешит. Пресытясь же, да укорит себя. Чрез сие он предупреждает поражение (от врага своего) и пролагает путь себе к победе над ним» (преп. ) .

Как временную меру переходного характера на начальных этапах можно рекомендовать различные рецепты вкусных постных блюд. Однако увлекаться этим, по-видимому, не стоит, ведь приготовление вкусной пищи занимает много времени, которое при этом по сути дела тратится на ублажение не совместимого с духом поста чревоугодного чувства. Особенно это относится к постным сладостям. Злоупотребление ими приводит к абсурдному результату, поскольку за время поста человек прибавляет в весе, а пост, как утверждал преподобный , «состоит не только в том, что есть, а в том, чтобы есть мало». В этом случае человек становится гораздо более восприимчив к благодати Божией, поскольку, по словам преподобного , «благодать любит жить в сухом теле».

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный писал так:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Пост и здоровье

Несмотря на очевидный для святых отцов оздоровительный эффект поста, они никогда не призывали поститься ради здоровья. Целью поста всегда оставалось обуздание чревоугодия, а благотворное его влияние на здоровье рассматривалось как благодатный побочный эффект. Однако, несмотря на второстепенность вопросов здоровья, тем не менее, святые отцы считали их достаточно важными и заслуживающими определенного внимания.

Пост и супружеские отношения

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим… Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ().

При этом, как и при воздержании от пищи, еще более важно соблюдать принцип постепенного перехода к новому образу жизни.

Начинать можно с отказа от инициативы со своей стороны в пост, следуя завету апостола Павла – «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена» ().

Пост и каждодневная умеренность в пище

И последнее. Нельзя думать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста. Умеренность и не в постное время избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания.

Еще более важно время, следующее за окончанием поста. К сожалению, очень многие воспринимают его как безудержное разрешение на всё и на вся. Особенно это относится к праздникам, которыми оканчивается каждый пост. Поэтому, по словам : «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней».

Посты Православной Церкви

В Православной Церкви существуют посты , и (литургический) пост.

Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост , Святая Четыредесятница, установленный в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне. К Великому посту примыкает (в переводе – неделя страданий), посвященная событиям последних дней земной жизни , Его Распятия, Смерти и Погребения. Страстная седмица является вершиной христианских постов, подобно тому, как – прекраснейшим венцом всех праздников.
Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 48 дней.

Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой и продолжается до 12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины .

Количество постных дней в году – от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и соответственно более или менее продолжительного поста святого апостола Петра и Павла. Практически постными днями в году является каждый второй день.

Время начала и окончания поста

Посты имеют календарный характер, начинаются и заканчиваются в полночь.

о постах

Многие христиане считают, что пост установлен только для того, чтобы подчинить тело душе.[…] Однако это лишь одна сторона поста. Есть другая, еще более важная, то, что святые Отцы называли «духовным постом».

Человек состоит из души и тела, но в самой душе можно различить две не сливающиеся друг с другом силы: первая – обращенность к вечности, к тому, что стоит над текущим потоком земного бытия, – способность души к богообщению святые Отцы называли духом; вторая сила – обращенность к земле, совокупность познавательных сил: рассудка, воображения, памяти, а также чувственные влечения, эмоциональные переживания и, наконец, генетически вложенные инстинкты, без которых человек не мог бы существовать ни одного дня.

Главное в человеке – дух; в духе – образ и подобие Божие, дух отделяет человека как бы глубокой пропастью от всех остальных обитателей земли. В духе вложена целевая идея человека – вечное . Насколько человек живет духовно, настолько он живет достойно своего предназначения; это единственная возможность иметь радость и мир в земной жизни, в этом море страданий. У некоторых христиан такой триметрический взгляд на природу человека (дух, душа и тело) вызывает представление о душе как о чем-то низменном и недостойном в сравнении с духом. Это не так. Без душевных способностей невозможна была бы для человека земная жизнь и, следовательно, формирование его как нравственной личности для вечной жизни.

В самой природе человека нет ничего скверного и низменного; скверное – это извращение воли, разрушение иерархии и правильной соподчиненности способностей и сил человека; низменное и недостойное – это страсти и грех. В нашем наличном, а вернее, падшем состоянии тело проявляет себя непокорным душе, а душа – непокорной духу.

Поэтому пост – это не только укрощение тела, но прежде всего – укрощение душевных страстей для того, чтобы мог пробудиться и действовать дух.

Пост телесный подразумевает:
1) ограничение в ;
2) употребление особого вида пищи;
3) редкий прием пищи.

Душевный пост также должен включать в себя:
1) ограничение внешних впечатлений – пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах, подобных «пиршествам Гаргантюа»;
2) контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключение того, что раздражает страсти;
3) редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста – покаяние.

С постом несовместимы все виды развлечений и зрелищ, бесконтрольное чтение, продолжительные разговоры, шутливый тон, посещение тех мест и домов, где царит мирской, нецерковный дух, – все то, что рассеивает человека, отключает ум от молитвы, а сердце от покаяния.

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.