Презентация на тему: Экономика образовательного учреждения. Разрешение на деятельность приносящую доход

Под финансовым обеспечением предпринимательской деятельности понимается совокупность форм и методов, принципов и условий финансирования предприятий. Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Поэтому финансовый менеджмент функционирует в тесной связи с рынком капиталов.

Рынок капиталов представляет собой механизм управления потоками денежных ресурсов, платежных средств, приносящих доход, который зависит от спроса и предложения капиталов, платежеспособности продавцов и покупателей.

Рынок капиталов состоит из нескольких частей - относительно самостоятельных рынков платежных средств. Пожалуй, наиболее значительными являются рынок государственных капиталов и рынок ссудных капиталов.

Всё более активизируется рынок ценных бумаг коммерческих организаций и институциональных инвесторов, а также рынок частного капитала. Рынок капиталов объединяет эмитентов и инвесторов, действуя в их интересах. При этом для финансового менеджера важны аспекты, как текущего финансового обеспечения предпринимательской деятельности, так и долговременного.

Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

В современной учебной литературе пока не сформировалось четкое представление о современных принципах организации финансов предприятий. Так, Л.Н.Павлова к современным принципам финансов предприятий относит: плановость и системность, целевую направленность, диверсификацию, стратегическую ориентированность. Но эти принципы распространяются на предпринимательскую деятельность вообще, их, естественно в определенном аспекте, следует учитывать и при разработке финансовой политики. Тем не менее, они вряд ли могут служить основой для выработки и практической реализации финансовой политики предприятия.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску всё новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 года, проходит по нормам, установленным законодательно. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.

        Принцип самофинансирования

Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Таким образом, самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств, становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:

Исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

Предприятие становится менее зависимым от внешнего капитала;

За счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

Облегчается процесс принятия решений по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

Экономическая самостоятельность образовательных учреждений

Практически все страны в разной мере осуществляют политику децентрализации, центральным элементом которой является передача полномочий по принятию решений учебным заведениям при усилении их подотчетности за целевое использование бюджетных средств. 2 Педагогическая самостоятельность проявляется в возможности разработки концепции развития учебного заведения, свободе преподавания, выборе вариативных программ и т.п. Экономическая самостоятельность образовательного учреждения предполагает его самостоятельность в различных областях функционирования, а именно: самостоятельное осуществление финансовой и хозяйственной деятельности; самостоятельное распоряжение единым фондом финансовых средств; формирование фондов в зависимости от экономической модели функционирования учебного заведения, владение и распоряжение имуществом; осуществление работ и выполнение услуг в порядке диверсификации. Автономия образовательного учреждения в полном объеме может быть реализована при придании образовательному учреждению статуса юридического лица. Этот процесс предусматривает:

    разработку устава образовательным учреждением и утверждение его учредителем; оформление в установленном порядке передачи имущества от учредителя (собственника) в оперативное управление образовательного учреждения; закрепление за образовательным учреждением выделенных ему земельных участков в бессрочное пользование; получение государственной регистрации в качестве некоммерческой организации в форме учреждения, а также регистрации в налоговом органе, в органе статистики, внебюджетных фондах; открытие счета в банковском или ином кредитном учреждении; при наличии казначейства – оформить лицевой счет получателя бюджетных средств.
После осуществления указанных процедур образовательное учреждение становится самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, приобретает не только соответствующие права, но и обязанности:
    осуществлять бухгалтерский учет; представлять необходимую бухгалтерскую, налоговую, статистическую (в дальнейшем – и бюджетную) отчетность и нести ответственность за ее достоверность; осуществлять финансовое планирование своей деятельности; нести ответственность по принятым на себя обязательствам и заключенным договорам; уплачивать налоги, сборы и пошлины, установленные налоговым законодательством, представлять документы, необходимые для подтверждения налоговых льгот и вычетов; привлекать дополнительные источники финансирования образовательного процесса, содержания и развития материально-технической базы и т.д.
Принятию любого финансового, хозяйственного решения предшествует формирование системы экономической организации (экономического механизма) в образовательном учреждении, которая предполагает формирование экономических отношений по поводу создания и использования образовательных услуг, как результата производственной деятельности образовательного учреждения. Создание экономического механизма должно обеспечить решение трех основных задач функционирования школы: Что делать? Как делать? Для кого? По степени эффективности решения данных задач можно определить успешность функционирования каждого образовательного учреждения. Но главное - создание экономического механизма дает руководителю школы право принятия экономического (хозяйственного) решения, которое и предполагает финансовое управление. В новых условиях хозяйствования учебные заведения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность в принятии решений. Они, например, имеют право разрабатывать и утверждать не только новые учебные планы, программы учебно-воспитательной деятельно-сти, но и планы социально-экономического развития. В качестве основы для составления этих планов вышестоящие органы доводят до учреждений только государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы. В настоящее время наиболее предпочтительным методом распределением ресурсов на образование является схема часто называемая «деньги следуют за учащимися», то есть финансирование на основе спроса по установленным нормативам.

Модель расчета норматива бюджетного финансирования

Для нормативного финансирования характерна значительно более высокая по сравнению с действующей системой степень зависимости от результатов деятельности организации. Если в действующей системе оплачивается само функционирование учреждения, то в случае нормативного финансирования – предоставляемые им услуги. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов в сфере образования. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств, учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся. Закон РФ “Об образовании” гарантирует гражданам общедоступное и бесплатное образование в пределах государственного образовательного стандарта, а также устанавливает принцип финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения (ст. 5 п. 3, ст. 41 п. 2). С принятием федеральных законов от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности субъектов Федерации за финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования путем предоставления субвенций местным бюджетам» были изменены межбюджетные отношения в сфере образования. Как установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, субвенция - это одна из форм оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Федерации местному бюджету. Субвенция предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. В данном случае к этим расходам отнесены расходы на реализацию государственного образовательного стандарта. Конкретный порядок предоставления и расчет субвенций определяется законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Этим же законом утверждаются нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования и размер субвенции по каждому муниципальному образованию с учетом их особенностей и pecypcных возможностей. Размер субвенций муниципальным бюджетам определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов. Расчет осуществляется по следующей формуле: 3 3 3 Si = (R i o . H i o )n + (R i g . H i g )n + (R i k . H i k )n n=1 n=1 n=1 Где Si - объем субвенции i-того муниципального бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ; R i o , R i g , R i k - нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах; H i o H i g H i k - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях на территории i-того муниципального образования; n - ступени общего образования. Органы местного самоуправления при формировании местных бюджетов распределяют средства, полученные в форме субвенций, по получателям бюджетных средств - общеобразовательным учреждениям. На основе методики расчета норматива, принятой на уровне субъекта федерации, муниципалитеты должны принять свое решение об утверждении Порядка распределения полученной из бюджета субъекта РФ субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ. Это позволит на базе единой для всех методики провести расчеты и довести норматив до каждого учреждения. Предоставление общего образования отнесено к полномочиям субъекта федерации, но эти полномочия исполняются на местном уровнем. Для реализации этого полномочия муниципальному уровню передаются финансовые средства в виде субвенций, достаточных для " реализации основных общеобразовательных программ»(в редакции закона № 95-ФЗ). Принципиально новым, является то, что закон требует, чтобы законодательство субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должно содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований. Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ(образовательных стандартов), то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства. В то же время, возрастает роль регионального уровня, так как именно на него законодателем возложена обязанность разработки нормативов бюджетного подушевого финансирования в образовании. Расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включают текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (кроме коммунальных расходов). Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:

    стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги; нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно- вспомогательного и обслуживающего персонала; нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат; расходов на обеспечение образовательного процесса; коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги; норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на одного обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей: - количество обучающихся в классе – 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях, и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях; - количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе; - ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 30% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 50% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению. 6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося исчисляются по формуле: где: 3- расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n). P
- расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося. 3 определяется по формуле:

Где: а – количество часов по БУП; d – число часов на педагогическую ставку в неделю. Для первой ступени общего образования 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования 18 часов; b – ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС по i-тому муниципальному образованию; 1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу; 1,02 3 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (педагогического), квалификационной категории и т.п.; 2 – коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок; 12 – количество месяцев в году; m – нормативная наполняемость классов; 1,35 – коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал; w – коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов c – коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам программ, R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/ доплаты. 7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р учебн определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальные расходы, осуществляемых из местных бюджетов). В расходы на обеспечение образовательного процесса включаются: расходы на учебные пособия; приобретение технических средств обучения и оборудования (не являющихся основными фондами); расходные материалы и хозяйственные нужды; приобретение справочной, методической, учебной литературы для пополнения фондов школьных библиотек; стоимость услуг связи (Интернет); приобретение электронных учебников; приобретение классных журналов, классных досок. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:

    разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации; повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся в специальных (коррекционных) классах, или по программам углубленного изучения (гимназии и лицеи).
Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги. В адаптационный период в течение 1-3 лет необходимо осуществлять выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года). Процесс «сглаживания» объема субвенций предполагает:
    Сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям. Выявление отклонений, анализ причин. Определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для «мягкого» перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.

«Малокомплектная школа» - Использование опорных таблиц. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Преимущества малокомплектной школы. Проблемы организации современного урока в малокомплектной школе. Использование тестов в начальных классах. Применение необычного раздаточного материала. Начальные классы. Использование разноуровневых карточек.

«Преемственность в школе» - Психологические возможности детей. Обеспечение. Первостепенные проблемы. Переходный период. Проблемная лаборатория. Условия жизни ребенка. Административный контроль. Использование тестовых технологий. Залог успеха. Школа. Совместный анализ работ. Преемственность. Организация работы по преемственности.

«Школа» - Личностный рост. Развитие личности в школе. Деятельность. Приоритеты совершенствования школьного образования. Миссия школы. Адаптировать учебный процесс. Современная школа. Разум. Схема личностного роста учащегося. Родители. Реализация программы. Востребованность школы личностного роста. Достижение положительной динамики развития личностных качеств.

«Управление в школе» - Компетенции по оказанию помощи детям. Процедуры принятия локальных актов. Правила - локальный нормативный правовой акт. Документы для создания учредителем АОУ. Программы основного и среднего (полного) общего образования. Признаки локального акта. ЗАКОН « О некоммерческих организациях». Осуществление финансовой, хозяйственной деятельности.

«Наша новая школа» - Развитие самостоятельности школ. Система поддержки талантливых детей. Особенности образовательного процесса. Рекомендации по подготовке публичной презентации. Изменение школьной инфраструктуры. Общие характеристики ОУ. Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей.

«Опытно-экспериментальная работа в школе» - О смыслах опытно-экспериментальной работы в современной школе. Основной ориентир. Проекты авторских школ. Авторские школы. Эпиграф. Педагог. Опытно-экспериментальная работа. Эксперимент в образовании. Ориентиры образовательной политики. Методика «выращивания» нового опыта. Инициирование инновационной деятельности.

Всего в теме 35 презентаций

Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, Тамбов: Выходим в автономное плавание

Понятие «финансовая самостоятельность» подразумевает не только наличие собственной бухгалтерии, но и автономность образовательного учреждения. Для муниципальных школ все финансовые потоки, независимо от того, связаны они с субвенциями на заработную плату или с обязательствами учредителя по содержанию хозяйственной части и оплате коммунальных услуг, корректируются муниципальными органами управления образованием. Уменьшить зарплату в связи с нормативом они не могут, а вот сметы, связанные с финансированием расходов на содержание технических работников, капитальный и текущий ремонты, корректируются очень серьезно, и обычно в сторону уменьшения. Автономия подразумевает самостоятельную деятельность без корректировки муниципальными органами управления образованием. То есть сама школа напрямую работает с казначейством, создает свою смету, регулирует вопросы, связанные с приоритетными областями экономического развития на данный период, можно сказать, целиком и полностью ведет свою хозяйственную деятельность. Вплоть до того, что проводит даже аудиторский учет. Бухгалтерская независимость по сравнению с автономией - это капля в море.

Наша школа сейчас находится на стадии оформления документов для перехода в статус автономного учреждения. С этим связаны многие наши надежды. Во-первых, это гораздо более широкие полномочия, потому что школа становится самостоятельной и при составлении сметы расходов, и при определении своих болевых точек развития, что помогает четче расставить приоритеты. Кроме того, автономия даст возможность создавать при учреждении некоммерческие организации, то есть больше заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью и иметь от этого определенную прибыль, например, от той же сдачи помещений в аренду. У нас много молодых родителей, которые хотели бы заниматься в школьном спортивном зале - самостоятельно, вечером, никому не мешая. Но позволить занимать спортзал в учебные дни мы не можем, потому что плотность занятий в зале очень велика. Мы могли бы предоставить эту услугу в воскресенье, однако это предполагает дополнительный обслуживающий персонал.

Решить этот вопрос через договоры оплаты услуг техническому персоналу возможно, когда будут открыты некоммерческие организации на базе школы. Ведь создать сегодня в школе фонд, который бы работал параллельно с казначейством, очень трудно - мы муниципальное учреждение.

Есть у автономии и свои минусы. Первый и достаточно серьезный - это заказ учредителя. Он в обязательном порядке заключается с образовательным учреждением, и это естественно, потому что как бы мы ни хотели самостоятельности, мы все равно никогда не будем коммерческой организацией, да это и не нужно. Каким будет данный заказ, сказать очень сложно, так как здесь есть определенные нюансы, связанные с нормативной базой работы автономного учреждения.

Второй серьезный момент связан с тем, что до сих пор мы полностью самостоятельно хозяйственную деятельность не вели, и все, что связано с аудиторскими проверками, - это, безусловно, дополнительные деньги. Очень трудными окажутся задачи, которые школа ставит сегодня перед собой, например постройка еще одного бассейна или реставрация спортзала. На это при автономии денежные средства уже выделяться не будут. Надо быть к этому готовыми.

Галина СУЛЕЙМАНОВА, директор школы №115, Нижний Новгород: Теперь мы сами определяем приоритеты

Могу сказать с уверенностью: финансовая самостоятельность - благо для школ. Если раньше деньги из городского или областного бюджета спускались по районам, а уже из районов приходили в образовательные учреждения, причем часто не в том объеме, который был необходим или изначально запланирован, то теперь перевести деньги школы на какие-то другие цели без распоряжения директора невозможно. Поскольку финансирование осуществляется напрямую из областного бюджета строго исходя из числа учеников, приходится бороться за каждого ребенка. Мы стремимся к тому, чтобы от нас не только никто не переходил в другие учреждения, но и, напротив, к нам приходили из других школ. Развивается конкуренция. Родители хотят выбрать для своего ребенка наиболее подходящую школу, значит, мы должны предоставить качественные образовательные услуги, комфортные условия, ввести дополнительные занятия. На все это требуются средства. Сегодня мы получаем их наравне с любой другой школой. Это не значит, что у образовательных учреждений равные возможности: современные новые школы, как ни крути, находятся в более выигрышном положении. А что делать, если здание старое и рассчитано на небольшое число учеников? Остается делать упор на качество преподавания.

Сегодня мы можем сами планировать расходы и тратить отпущенные средства по своему усмотрению. Раньше невозможно было, допустим, своевременно сделать ремонт или закупить необходимое оборудование - нужно было ждать, когда сверху отпустят для этого деньги. Теперь мы сами определяем приоритеты: на что потратить в первую очередь, на что - во вторую, на чем разумнее сэкономить. Разумеется, бюджет не безграничен: нам спускают цифры из областного министерства, и мы в рамках этих показателей планируем расходы.

Комментарий

Нина ЛЕБЕДЕВА, главный экономист Управления образования администрации Брянского района Брянской области:

В условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений содержание самостоятельной бухгалтерии - дорогое удовольствие: оплата труда нескольких бухгалтеров, финансовые расходы на приобретение техники, специального программного обеспечения, его обслуживание. Экономически обосновано введение самостоятельной бухгалтерии в крупных школах, интернатах, находящихся в городах, крупных населенных пунктах, где можно привлечь профессиональных, опытных работников и использовать дополнительные средства родителей и спонсоров. А как быть школам малокомплектным, где расходы на содержание школьника высоки и без бухгалтерии в штатном расписании? Где директор зачастую работает один, без заместителя, и на его плечах не только обучение, воспитание, но и все хозяйственные вопросы.

Централизованная бухгалтерия не мешает финансовой самостоятельности школ, привлечению дополнительных средств и их использованию. В то же время грамотная работа ЦБ позволяет директору школы уделять больше внимания главному, для чего школа существует, - образованию и воспитанию детей. А переход на самостоятельное бухгалтерское обслуживание - часто вынужденная мера, так как нагрузка на муниципальный бюджет снижается вместе с сокращением централизованной бухгалтерии, увеличивая расходы на образовательный процесс.

В любом случае руководителям образовательных учреждений надо дать возможность выбирать: пускаться ли в самостоятельное плавание или пользоваться услугами ЦБ.

Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область:

Восприняли неоднозначно...

Когда я начала работать в школе в 1982 году, в районе существовала централизованная бухгалтерия. Директора школ приезжали в бухгалтерию, получали заработную плату и эту зарплату сами выдавали своим работникам. Тогда были сельские советы, и средства, которые централизованная бухгалтерия направляла школам на ремонтные работы, приобретение наглядных пособий, приходили в администрации сельских советов. Бывало, что у школ оставались неиспользованные средства. Как помнят многие, это была эпоха дефицита и сложно было достать стройматериалы, краску, мебель, оборудование для школ. Таким образом, получалось, что выделенные согласно бюджету средства иногда оставались неизрасходованными. Но эти деньги, так же как и средства, сэкономленные школой на затратах по воде, свету или на проведении ремонта, оставались в сельсоветах и райфинотделах - школы их не получали.

Первый закон об образовании дал директорам право оставлять

сэкономленные средства внутри школы. Это стало первым шагом к финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Я помню, как радовались наши учителя, когда в 1991 году на сэкономленные средства мы выехали всем педагогическим коллективом в Санкт-Петербург, посетили Ботанический сад, сходили на шоу «Балет на льду». Я напоминаю о прежних временах, потому что сейчас, с постепенным переходом на автономию, директора школ это воспринимают неоднозначно. Но нужно осознать, что мы получили возможность тратить средства, которые сами зарабатываем, на нужды школы. Самостоятельность дает определенную свободу, а свободы без ответственности не бывает. Поэтому пришло время, когда каждый директор школы из простого руководителя должен превратиться в менеджера системы образования.

Президентом Российской Федерации 8 мая 2010г. подписан Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленный на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Данный закон направлен на развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений при сохранении высокой степени государственного и повышении общественного контроля за эффективностью расходования средств.

Основными причинами проведения реформы государственных и муниципальных учреждений стали низкое качество значительной части их услуг, предоставляемых гражданам, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых учреждениям для их оказания. Чтобы решить эти проблемы, потребовалось принятие ФЗ-83. Именно он заложил правовые основы для проведения реформы.

Основные цели Законопроекта обусловлены необходимостью решения следующих задач:

Создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;

Внедрение элементов рыночности в деятельность государственных (муниципальных) учреждений;



Переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их «освоения» на максимальный учет интересов потребителей услуг;

Ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;

Активизация развития материальной базы государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;

Привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

Создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;

Обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.

Основой нового закона является выделение трех типов учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ типами государственных, муниципальных учреждений признаются: автономные, бюджетные, казенные (Статья 120 ГК РФ).

Государственное или муниципальное учреждение может быть создано путем изменения типа соответственно государственного или муниципального учреждения в порядке, предусмотренном статьей 171 ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

Основное: все три формы - это государственные учреждения и форма собственности - государственная (федеральная, региональная) или муниципальная.

Формы различаются по степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности.

Казенные учреждения - учреждения самые зависимые от учредителя.

(Учредитель – это физическое или юридическое лицо, которое принимает участие в создании (учреждений) субъекта хозяйственной деятельности (предприятия) или единолично (100% доля владения). Имеет право участвовать в управлении делами учреждения, предприятия права принятия решений по распоряжению прибыли этого предприятия)

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

– финансовое обеспечение – на основе бюджетной сметы;

– действует от имени публично-правового образования;

– право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет

– лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);

– закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее – Закон N 94-ФЗ);

– бухгалтерский учет – по бюджетному плану счетов. Некоммерческие организации. Финансирование по смете, счета в казначействе. Внебюджетная деятельность – в доход бюджета, у учреждения самостоятельность практически нулевая. В тоже время сохраняется субсидиарная ответственность учредителя.

(Субсидиарная ответственность – это вид дополнительной финансовой ответственности за все непогашенные долги организации перед кредиторами и уполномоченными органами.)

Бюджетные учреждения (новые) – некоммерческие организации. Перерегистрация не требуется. Учреждения остаются в казначействе. Их бюджет формируется по смете. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе госзаданий.

(Госзадание – это документ устанавливающий требования к составу, качеству и объему (содержанию) деятельности учреждения)

Для данного типа мало что изменяется по сравнению с существующим положением (за исключением исчезновения субсидиарной ответственности). На эту форму распространяется действие 94- ФЗ, то есть все закупки производятся по процедуре конкурсов. Банкротство невозможно. Следовательно, при неплатежеспособности бюджетных учреждений учредитель не отвечает по его долгам.

В то же время, долги с таких учреждений взыскать можно. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений реализуется на лицевые счета учреждения (на какие, выбирается самим учреждением), а при отсутствии достаточных средств на лицевых счетах в течение трех месяцев, на имущество в соответствии с порядком обращения взыскания на средства бюджетных учреждений 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

Таким образом, при отсутствии субсидиарной ответственности по долгам отвечать будет не учредитель, а само учреждение государственным (муниципальным) имуществом.

Автономные учреждения . Наибольшая степень самостоятельности полномочий и ответственности. Расчетные счета можно открывать в коммерческих банках и тем самым выйти из-под казначейства. Но можно остаться и в казначействе.

Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует также как и в бюджетных учреждениях. Отношения с бюджетом оформляются также через государственное (муниципальное) задание.

Но у автономного учреждения существенно больше полномочий и прав. Оно самостоятельно в распоряжении внебюджетными поступлениями, которые поступают на его счета в банке. Оно самостоятельно при заключении договоров, на них не распространяется обязательство покупать товары и услуги по конкурсной процедуре в соответствии с 94-ФЗ.

Тип «казенное учреждение» и «бюджетное учреждение» - выбирает учредитель. Для того чтобы стать автономным учреждением, необходимо обращение трудового коллектива учреждения к учредителю, который и принимает решение.

Таким образом, разные типы учреждений имеют

разную степень финансово-хозяйственной самостоятельности;

разную степень ответственности руководителя учреждений;

разную возможность использования заработанных учреждением денег.