Проверка домашнего задания русский язык. Виды домашних заданий и способы их проверки

Контроль домашнего задания (проверка и оценивание). Методы проверки

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке -- завершающий этап обучения. Основная цель этой составной части урока -- определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуальный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися.

«Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует» так о важности и значимости проверки домашнего задания отзывалась Н.К. Крупская. То есть большое влияние на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. При этом эффективность самостоятельной работы учащихся дома зависит не только от требований, предъявляемых учителем к выполнению домашнего задания, но и от приемов его проверки, которые должны быть разнообразными не только по форме, но и по содержанию. Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке выполнения домашних работ.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.

Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

Такая проверка домашнего задания соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.

Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних задании во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.

Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.

Дидактические цели проверки знаний.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков, сводятся к следующему:

  • а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;
  • б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;
  • в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Существует огромное количество видов проверки домашнего задания.

Один из возможных приемов проверки домашних работ состоит в следующем: каждый ученик имеет тетрадь для домашней индивидуальной работы. «Слабые» и «средние» учащиеся делят каждый лист тетради на две колонки (вертикально или горизонтально в зависимости от вида работы). Выполняя работу, ученик пишет только в первой колонке, оставляя вторую чистой. Учитель, проверяя работу, отмечает знаком «плюс» до той строчки, где обнаружена ошибка, которую он подчеркивает, и рядом ставит знак «минус». Это означает, что именно с этого места пошла ошибка. Независимо от того, какую оценку получает ученик, он обязан сделать работу над ошибками во второй колонке листа тетради. При этом ученик не переписывает заново условие задачи и часть ее решения, которая правильно записана в первой колонке. Тем самым снимается вопрос о перегрузке учащегося и выполнении лишней работы.

Кроме того, ученик, работая над ошибкой, должен подумать, в чем состоит ошибка, найти ее, сравнить свое первоначальное решение с вновь решенным вариантом. Может получиться, что и в этот раз ученик допустит ошибку, тогда работа будет продолжена дальше, до тех пор, пока ученик не исправит все ошибки.

Индивидуальный подход здесь проявляется в том, что каждый ученик работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и продвигается вперед относительно самого себя. В качестве главного требования к ученику является достижение ближайшего для него уровня (базового, продвинутого или высокого). Правильное выполнение домашней работы базового уровня оценивается оценкой «три», если самостоятельная или контрольная индивидуальная работа выполнялась в классе - не выше «четверки». Работу над ошибками ученик и в этом случае осуществляет дома.

Описанный прием проверки индивидуальных самостоятельных домашних работ осуществляется наряду с традиционными приемами.

Полностью исписанная индивидуальная тетрадь ученика не выбрасывается, а хранится у учителя. Просматривая их, учитель периодически выписывает в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволяет ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).

Сказанное выше не означает, что учащиеся вообще не выполняют общих самостоятельных работ. На этапе ознакомления с новой темой и этапе первичного закрепления материала все учащиеся работают над общими заданиями во фронтальной форме деятельности.

Способы проверки домашнего задания различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие учащиеся (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. За учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.

До 90% учителей используют такие формы проверки домашнего задания, как устная и письменная, работа по карточкам.

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку можно не ставить, нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Возможны следующие способы проверки домашнего задания:

  • 1. Решение домашних примеров
  • а) ученик у доски решает домашний пример, параллельно ведется фронтальный опрос по этапам решения;

ученики по очереди (поэтапно) решают пример. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания.

2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся:

a) пример выполняется у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

  • б) аналогичный пример выполняется у доски вызванным учеником, решение по просьбе учителя комментируют с места ученики.
  • 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
  • 4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания позволяют развивать у школьников и умение работать самостоятельно, и познавательный интерес.

Чем чаще и тщательнее контролируются домашние задания, тем систематичнее и старательнее они будут выполняться. Контроль позволяет учителям сделать вывод о том, является ли правильной методика организации домашней работы и подготовлены ли дети к ее выполнению.

Самая большая ценность контроля состоит в том, что он позволяет своевременно устранить пробелы в знаниях и умениях учеников. Если учащийся без уважительных причин не выполнит соответствующих заданий или же выполнит их небрежно и с ошибками, то эти недостатки он устраняет под влиянием контроля. Ученик выполняет работу или вносит исправления, а затем отчитывается перед учителем.

В зависимости от характера домашней работы контроль может осуществляться различными методами. Как правило, на это отводится первая часть урока. Иногда же, если домашняя работа не увязывается с темой нового урока, контроль можно перенести на конец урока.

Проверка домашних работ, основанных на наблюдениях, усвоений книжных сведений или заучивания наизусть, может иметь различный характер. Сравнительно небольшая трудность появляется при количественном контроле, труднее убедиться в качественном выполнении работы учащимся.

Чаще всего применяется форма беседы, особенно с учащимися младших классов. Но поскольку в жизни постоянно приходится сталкиваться с необходимостью более широкого представления вопросов(дел), необходимо и в школе постепенно приучать школьников самостоятельно давать исчерпывающие ответы, поскольку только такие ответы служат доказательством основательно проведенного наблюдения, сбора сведений, изучения чего-либо.

Проверка домашних работ, как правило, завершается их оценкой. Она придает этим работам большую значимость, становится стимулом для их качественного выполнения. Но этим условиям отвечает только справедливая оценка, с соответствующей мотивировкой, и это как в том случае, когда учитель хочет обратить внимание на старание, добросовестность или самостоятельность учащихся, так и в том, когда показывается, что причиной неудовлетворительного выполнения домашней работы является внимательность, отсутствие прилежания или даже неправильное отношение к работе.

Методически правильно проведённая проверка выполнения заданий учениками служит средством для пополнения, углубления и систематизации их знаний. Проверка в какой-то мере требует от учеников упражнения в высказывании своих мыслей, применения знаний на практике. Она содействует образованию у них географических практических навыков. Она даёт большие возможности для проведения идейно-политического воспитания.

Но всё диалектично: всё может перейти в свою противоположность,-- положительное может стать отрицательным.

Хорошо, когда отметки побуждают учеников старательнее и настойчивее работать. Но плохо, когда ученики привыкают прилежно заниматься не из любви к науке, не из любознательности, не из сознания своего долга, а только из честолюбия, чтобы получить хорошую отметку или, наоборот, из страха, чтобы не получить плохой отметки.

Учителю надо иметь это в виду и делать упор на развитие любви, интереса к науке, на развитие познавательной потребности в ребёнке. Отметка должна служить только средством к этому. И нужно воспитательными мерами решительно не допускать, чтобы отметка из средства стала для ученика целью.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.

Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.

Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и умений применять их на практике

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на уроках следует проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если отказаться от контроля домашнего задания или относится к нему недостаточно серьёзно, можно разочаровать тем самым ученика, поскольку игнорируя его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

домашнее задание учащийся обучение

Разнообразные виды проверки домашнего задания

Романовская Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №147 Красногвардейского района

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.

Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки. Новые подходы к современному уроку вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания

Основная задача учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Именно поэтому сейчас учителя приходят к инновационным методам проверки . К таким методам относятся:

Постановка неожиданных вопросов . Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа . Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Диктант на основе домашнего упражнения . На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Краткий письменный ответ на вопрос . Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий . Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания , способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего

«Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право

отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше других).

«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Найди ошибку». Вариант 1 . Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1 . К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую - будь добр, отвечай.

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух - трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.

«Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

· Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

· Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

· Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

· Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

· Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное - учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

Необходимо отметить, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

А это означает, что и формы контроля домашнего задания могут быть различными

Ø контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке: формально - у всех, контроль содержания - у отдельных учащихся;

Ø косвенный контроль с помощью тестов, диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;

Ø контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;

Ø внеурочная проверка учителем тетрадей ; только через проверку тетрадей учитель может сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;

Ø непрямой контроль , основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

Ø взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

Ø самоконтроль учащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или с воспроизведённым с помощью компьютера на интерактивной доске;

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.

Как же решать проблему контроля и оценки домашнего задания?

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить.

Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма выполнения задания.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если мы отказываемся от контроля домашнего задания или относимся к нему недостаточно серьёзно, мы разочаровываем тем самым ученика, поскольку игнорируем его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

Результат выполнения домашнего задания имеет для учителя двойную функцию. Во-первых, он является объектом контроля деятельности учащихся, а во-вторых, что ещё более важно, - своей собственной деятельности на прошлом уроке.

И ещё несколько советов:

Ø с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно домашнее задание;

Ø используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания;

Ø определите, что и как вы будете оценивать, будете ли за это ставить отметку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки;

Ø если ученики не выполняют домашнее задание, ищите причины и затем решайте, как их устранить;

Ø добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Ø помните, что проверка домашнего задания является неизбежной частью и необходимым дополнением к хорошему уроку

Организуйте проверку так, чтобы ученики не сочли данный этап «самым скучным» на уроке.

Гармоничное сочетание различных видов, форм и методов подачи и проверки домашних заданий повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации, формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом

Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал домашних заданий. Ведь учитель даёт знания, прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле домашние задания - незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно.

Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут ответственно подходить к выполнению домашнего задания

Список литературы

1.Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.

2.Дейкина А.В. О домашних заданиях по русскому языку.- Журнал «Русский язык в школе». 1984, №6.

3.Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2004г.

Разработано учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 335 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга Стародубцевой И.Д. сент.2014 г.

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы- повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний. Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания, способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.

«Блиц- опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше других).

«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Найди ошибку». Вариант 1 . Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель прости найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1 . К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую- будь добр, отвечай.

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух- трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.

«Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

    Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

    Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

    Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

    Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

    Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

Список литературы

    Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.

    Дейкина А.В. О домашних заданиях по русскому языку.- Журнал «Русский язык в школе». 1984, №6.

    Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2005.

    Садкина В.И. Проверка домашнего задания. Методические приемы.- ИГ «Основа», 2009

    Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- М., Просвещение, 19980.

    Шевченко С.Д. Как научить каждого.- М., Просвещение, 1981.

В начале 2010-2011 учебного года, на августовском педсовете в школе, заполняя анкету, я отметила, что у меня вызывает затруднение проверка домашнего задания. Не могу сказать, что это была правда, просто отметила, потому что все остальное мне интересно и понятно, а что явилось новым когда-то, было позже мною изучено в процессе работы или нахождения в отпуске. Тему проверки домашнего задания я отметила потому еще, что подумала об интересных формах проверки, как их осуществить, чтобы не превратить домашнее задание в банальное повторение классной работы со стороны обучающихся и в элементарный контроль воспроизведения изучаемого материала с помощью родителей или ГДЗ, столь популярных сегодня. Как с помощью домашней работы и контроля ее развивать мыслительную деятельность обучающихся, познавательную активность, самоанализ и самооценку детей, эстетическое и нравственное начало в детях? Это и привело к тому, что наряду с ведением микро-семинара о роли исследования и проекта в рамках урока и во внеурочной деятельности, темой работы по самообразованию я выбрала именно «Творческий подход к проверке домашнего задания. Нестандартные формы работы».

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель.

Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом-одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работ :

Индивидуальная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Это могут быть сообщения к последующим темам, содержащие дополнительную информацию, презентации, карты, плакаты и т.д.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством типичных приёмов и видов дифференцированных заданий, которые позволяют решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации обобщения, способствовать развитию самостоятельности школьников. Дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся. При разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний. Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются навыки, формируются умения.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение.

Основные цели творческого домашнего задания:

Во многих методических источниках я читала, что рекомендуется давать одно творческое задание в месяц с временным периодом на подготовку – неделя. Сегодня не могу согласиться с данными рекомендациями, поскольку объем творческого задания можно варьировать, соответственно и срок на выполнение увеличивать или уменьшать. Например, изучая большую по объему тему, рассчитанную на две-три недели, можно в начале изучения, на уроке первом, ставя проблему, дать творческое задание по составлению проекта по заданным направлениям. Каждая группа или отдельные учащиеся сами определятся с направлением, формой работы, учитывая, что у них срок до указанной учителем даты, когда состоится урок «Представления (презентации) проектов по теме»…». Или наоборот, в учебнике русского языка по программе С.И. Львовой содержится огромное количество творческих заданий по написанию мини-сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и т.д. или упражнений «На уроке физики (биологии, химии, математики)…», что требует небольшого объема работы: 10-12 строк, но серьезной мыслительной деятельности и поиск информации в источниках по другим школьным предметам. Такое творческое задание мои ученики получают 1 раз в неделю. Сначала сочинения их пугали, поиск в справочниках не удавался, но со временем они поняли, что не просто научились рассуждать и находить нужные им сведения самостоятельно, а этот способ обучения и выполнения домашней работы им нравится. Подобный путь прошли и задания типа «Составить схему (таблицу, конспект, рисунок) по теоретическому материала & …». Причем последний тип задания не только носит дифференцированный характер, но и помогает развивать мыслительную активность, повторить теоретические сведения, помочь выяснить ученику самостоятельно алгоритм для практической работы по теме.

Классификация творческих домашних заданий

По виду деятельности

По уровню оформления

Вопросник
Кроссворд
Макет, модель
Ребус
Сообщение
Доклад
Сочинение
Реферат
Исследование
Эссе
Индивидуальная
Парная
Групповая (3–7 чел)
Групповая (10–15 чел)
Коллективная
Рабочая (в тетради, «с листа»…).
Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):
  • файл-лист;
  • буклет;
  • брошюра;
  • газета;
  • альбом;
  • «раскладушка»

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка . Учителя практикуют разные формы проверки. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях. Таким образом, можно выделить следующие основные способы проверки домашнего задания :

Индивидуальный контроль выполнения домашнего задания осуществляется на уроке с помощью индивидуальных практических или теоретических вопросов, ученики выполняют задания во время работы класса с другим заданием. Данная форма контроля позволяет проследить уровень выполнения работы и усвоения материала отдельными учащимися, но довольно точно. Индивидуальная проверка может быть разноуровневой, дифференцированной. Кроме того при индивидуальном опросе я практикую прием анализа ответа ученика не мною, а другим обучающимся, назначая консультанта заранее или после ответа, обращаясь к ребятам. За анализ ответа тоже можно выставить оценку. Оснащение кабинета, в котором я работаю, позволяет мне также проводить индивидуальный контроль выполнения домашнего задания с помощью тестовых программ по русскому языку, когда не я, а компьютерная программа комментирует ученику его оценку, указывает на направления в теме, слабо усвоенные им. Возможность выполнения интерактивных тестов или диктантов на образовательных сайтах или порталах, когда мои обучающиеся регистрируются как мои ученики на моей странице учителя (Тест-мастер, gramota.ru и т.д.), позволяет мне дома или после урока проследить on-line не только общий рейтинг, т.е. уровень и качество компетенций по изучаемым темам всего класса или всех моих учеников, но и каждого ученика в отдельности, поскольку результаты тестов фиксируются в каждом отдельном ряду и выполняется общий анализ работы.

Фронтальный контроль , чаще всего используемый в школьной практике, может носить поверхностный характер (при проверке работ письменных всех учащихся класса во время их самостоятельной работы на уроке), а может быть более глубоким во внеурочное время учителя, когда педагог может полно проследить не только наличие и правильность работ, но и выполнение дополнительных заданий к упражнению.

Фронтальный устный опрос полезен тем, что включает в работу всех учащихся класса, позволяет определить общий уровень усвоения материала, а также уровень знаний учащихся «слабой группы» в отдельности. Кроме того, при фронтальном устном опросе можно использовать как вопросы для воспроизведения информации , так и вопросы, ставящие проблему , что развивает мыслительную активность обучающихся, а не просто позволяет им воспроизвести выученное.

Самопроверка, на мой взгляд, очень полезная форма контроля выполнения домашнего задания на уроке, поскольку обучающиеся еще раз анализируют свою работу, оценивают ее, что развивает самоанализ и самооценку. Самопроверка чаще всего выполняется по образцу. Но различными способами. Например, после написания словарного диктанта, учащиеся открывают словари и ручкой другого цвета отмечают и исправляют ошибки, затем некоторые из них устно комментируют правильное написание. Другая самопроверка проводится сначала с закрытыми тетрадями, дети комментируют правописание в тексте домашней работы, воспроизведенном на доске, отмечая для себя «слабые» точки, затем исправляют ошибки в домашнем упражнении.

Взаимопроверка – наиболее любимый детьми способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Я требую от проверяющих исправления ошибок и вынесения количества ошибок на поля, позволяю им ставить оценку, указывая фамилию проверяющего. В этом есть некая корысть с моей стороны, поскольку я не только могу потом, проверяя эти работы, проанализировать уровень усвоения изученной темы, выявить готовность обучающихся к изучению следующего материала, но и поставить за одну работу две оценки: и выполнившему работу, и проверившему ее, проанализировав знания каждого ученика с обеих сторон, ведь каждый выполнял, и каждый проверял. При взаимопроверке возможен и полезен прием, который я называю «Веер». Проверив на перемене работы нескольких сильных обучающихся, назначаю консультантами тех из них, кто выполнил работу без ошибок или с 1-2 ошибками, но смог объяснить свою ошибку, прокомментировав правило, которым следует руководствоваться. Затем назначенные мною консультанты проверяют работы своих одноклассников: как устные, так и письменные ответы.

Выборочную проверку я чаще всего осуществляю письменных работ, называя отдельных учеников на перемене перед уроком или во время самостоятельной работы ребят, проверяя их домашние задания полно и глубоко, затем анализирую общую картину ошибок и недочетов. Или же в собранных со всего классах работах проверяю отдельные задания, которые дают картину полноты усвоения теоретического материала или формирования компетенции.

Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания , направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учебе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития. Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа. Так же однозначно следует принять и то, что домашнее задание открывает перед ребенком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь.Какая помощь может и должна быть оказана?Прежде всего, она заключается в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Учителя, родители и, конечно, сами дети должны следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено, стул соответствовал росту ребенка, домашнее задание выполнялось в спокойной обстановке, рабочая комната была проветрена, температура воздуха была нормальной. Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребенка – предпосылка его успешного обучения. Если домашняя работа школьника воспринимается ими серьезно, тогда и ребенок так же серьезно и ответственно относится к выполнению своих заданий.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий.

Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения, отношение обучающихся к выполнению домашнего задания, их ответственность и добровольность, интерес и желание выполнить домашнее задание.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. /Харламов И.Ф ./ Педагогика М./ 2000/
  2. /Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе/2000/ № 3/
  3. /Шевченко С.Д ./ Как научить каждого/Москва, «Просвещение»/ 1991 г/
  4. /Голуб Б.П. /Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998/№ 3/
  5. http://www.kkulikeev-yaltch.edu.cap.ru

Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи . Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы).

Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные . Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

Способы дифференцирования домашней работы.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке . Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки . Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.