Рубленая икона божьей матери. Икона божией матери « достойно есть

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) . Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.


Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.


Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).


Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм “Андрей Рублев”, где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам – его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

“Троица” Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона “Троица”. Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это – дом, дерево и гора. Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем – Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей - полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет “Гостеприимство Авраама” заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство “Троицы” не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598-1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926-1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче “Троицы” епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

Иконы Андрея Рублева

Владимирская Богородица

Доброго всем дня, вот, вспомнил историю, которая произошла со мной в далеком детстве.
Живу я в тихом городке, Яхроме. В близи церкви есть частные дома, в них живут наши старожилы, держут скотину, в общем живут, как обычные деревенские жители. Я же на тот момент жил в с родителями в 5 этажки неподалеку от церкви. Моя семья тогда ходила туда в деревню покупать козье молоко у местных бабушек.У бабули по имени Паша мы и покупали молоко. У бабули у этой сын ушел в армию, вот как раз на днях он должен был вернуться. Был июль месяц, вернулся ее сын, звали его Влад. Влад был довольно крепкий молодой человек, служил в военной разведки, вернулся он с первой чеченской, она тогда только начиналась. Был достаточно груб, самоуверен, короче говоря, армия сделала из него настоящего солдата. Баба Паша была очень верующей женщиной, на все церковные праздники они с моей бабушкой на рассвете уже на службе в церкви. Ну и у нее везде в доме, в каждом углу было по иконе и лампадке. Муж у Паши умер давно, хозяйство вела и воспитывала сына она одна. Вот, как говорится, с божьей помощью стала она строить пристройку к дому, мол сыну нужно комнатку побольше, а то жениться и жить с женой негде будет! И вот как-то Влад вернулся с работы пьяный, злой, вроде как его премии лишили за что-то там, вот он и напился со злости и забил на работу. Мать его никогда не видела пьяным, так как он вообще не пил, не то, чтобы выпивал, а вообще не переносил алкоголь. А тут вот тебе, ну она на него и накинулась мол, что ты делаешь, здоровье гробишь, ну и типа того. Влад и так был на нервах, а тут еще мать, ну он орал дурниной, проклинал всех, и со злости взял, что под рукой лежало и кинул в угол, а под рукой лежал топор, что мать принесла, чтобы сын заточил, как с работы вернется. Топор разбил стекло на иконе и от удара топора икона треснула сверху. Влад пошел спать, а мать взяла икону и плачет, икона — то старая, еще до революции была куплена, Влад услышав плач матери, влетел в комнату увидел, что у матери икона сломанная в руках, и усмехнулся, мол что ты плачешь над этой деревяшкой, взял икону и выкинул в окно, на улицу, и пошел спать дальше. Мать после всей этой суматохи пошла подобрать икону, а иконы то нет. Ну и вся огорченная, пошла тоже ко сну. На утро рассказывает она моей бабушке, что снился ей сон, где Божья Матерь ей говорит, чтобы сын ее сходил в церковь и покаялся. Ну моя бабушка предложила рассказать все сыну и сделать, так как велели во сне. Так Паша и сделала, на что Влад рассмеялся ей в лицо и добавил, что не будет ходить в церковь, где все куплено, и где попы себе дачи на чужие деньги отстраивают. Через три дня сына нашли мертвого в пристройке, которую он помогал делать, его убило или убили топором по голове. А ближе к вечеру, придя в церковь, Паша увидела свою икону, которая стояла в углу храма, а из трещины проступала запекшаяся кровь, священник сказал, что эту икону дети принесли с улицы.



Список с чудотворной иконы,""Достойно есть"" в то время еще мало известной в России, настоятель Русского Пантелеимонова монастыря архимандрит Герасим прислал через Елабужского купца Кирилла Ивановича Стахеева настоятельнице Арзамасской Алексеевской обители Прасковье Александровне Щетининой. На самой иконе есть об этом надпись: "Пред сею чудотворною иконою св. Архангел Гавриил пел: Достойно есть яко воистину и проч. Она находится на св. горе Афонской в Протатской церкви, в благословение препровождается от Русского Пантелеимонова монастыря, что на св. горе Афонской, Алексеевской Арзамасской Обители 1853 года".

Кирилл Иванович в вечное поминовение своего рода пожертвовал также для этой иконы серебряную с позолотой ризу, которую сестры Алексеевской общины украсили жемчугом и каменьями.

С приходом Советской власти начался процесс разграбления и разрушения этой обители, а осенью 1924 года решением Губернского исполкома было принято постановление о закрытии монастыря. Сестер выселили в Николаевский монастырь, а храмы со временем были поруганы и осквернены.

Пострадала и икона Божией Матери "Достойно есть". Драгоценную ризу сняли, а саму икону разрубили топором. Особенно богоборцы изувечили лик Пресвятой Богородицы.

Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы. Две жительницы Арзамаса принесли в монастырь образ, точнее, темную доску, которую нашли у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, или просто старая картина, написанная на дереве, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник.
Чудо началось в середине лета 2000 года, на совершено почерневшей иконе появилось светлое пятнышко, будто лучом высветившее небольшую овальную часть иконы - шею Божьей Матери и ручку Младенца. Икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появился лик Богородицы и Спасителя. Специалистами признано, что это не сделано руками человека, т.е икона не рукотворная и до сегодняшнего дня икона само обновляется.
на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря.

У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной».

Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.

Чудесное проявление глаз усилило интерес к иконе. Многие паломники и прихожане прибегают к чудотворной иконе Божией Матери "Достойно есть" и получают исцеления и помощь. Известны случаи исцеления от глазных болезней и головных болей.

Икона Божией Матери «Достойно есть» находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне. Время ее явления определяется 980 годом, прославления – 1864 годом.

В один из воскресных дней живший неподалеку от Кареи старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи к нему постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь «Честнейшую Херувим...», оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся «Милующей», и гость заметил, что у них сначала поют «Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего...». Во время пения этой неслыханной доселе песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления.


Чтобы ни в чьих сердцах не поселилось сомнение в истинности небесного происхождения текста, гость начертал его перстом на каменной плите стола, отчего на её поверхности остались буквы, как бы высеченные невидимым резцом. Он повелел впредь читать молитву в её полном виде и научить этому всех людей. Затем, назвав себя Гавриилом, странник стал невидим.Образ же, перед которым юноша молился вместе с небесным посланником, ещё долго излучал тихий и ясный свет, а келья наполнилась благоуханием.

Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь, получила новое название "Достойно есть" по началу песни, преподанной Архангелом Она была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Кареи (административного центра Афона). Плита с начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга († 995). Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято почитаются в русских храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая». Данный список иконы находится сейчас в Смоленской церкви в Санкт-Петербурге.

Список с этой чудотворной иконы, в то время еще не известной в России, настоятель Русского Пантелеимонова монастыря архимандрит Герасим прислал через Елабужского купца Кирилла Ивановича Стахеева настоятельнице Арзамасской Алексеевской обители Прасковье Александровне Щетининой. На самой иконе есть об этом надпись: "Пред сею чудотворною иконою св. Архангел Гавриил пел: Достойно есть яко воистину и проч. Она находится на св. горе Афонской в Протатской церкви, в благословение препровождается от Русского Пантелеимонова монастыря, что на св. горе Афонской, Алексеевской Арзамасской Обители 1853 года".

Кирилл Иванович в вечное поминовение своего рода пожертвовал также для этой иконы серебряную с позолотой ризу, которую сестры Алексеевской общины украсили жемчугом и каменьями.
С приходом Советской власти начался процесс разграбления и разрушения этой обители, а осенью 1924 года решением Губернского исполкома было принято постановление о закрытии монастыря.
Сестер выселили в Николаевский монастырь, а храмы со временем были поруганы и осквернены.

Пострадала и икона Божией Матери "Достойно есть". Драгоценную ризу сняли, а саму икону разрубили топором. Особенно богоборцы изувечили лик Пресвятой Богородицы. Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.

В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли его на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила.
Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря.

У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной». Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.

Чудесное проявление глаз усилило интерес к иконе. Многие паломники и прихожане прибегают к чудотворной иконе Божией Матери "Достойно есть" и получают исцеления и помощь. Известны случаи исцеления от глазных болезней и головных болей.

Интересно свидетельство рабы божией Людмилы из Оренбургской области.
На рассвете в тонком сне ей явился Господь, указал путь и на облаке показал серого гуся. Послышался голос: "Ищи город, в котором растили гусей для торга и боев. Там есть храм, при храме Икона чудотворная. Найдешь гуся, найдешь город, найдешь женский монастырь, найдешь Икону "Чудотворную-Рубленную", обретешь откровение, получишь благословение". Проснулась она, стоя на коленях, в слезах. Долго искала, пока в издательском доме ей указали на город Арзамас. Женщины приехали в Арзамас, сами на машине из Оренбурга. Утешения и радости не было конца! Неспроста иное название иконы "Достойно есть" - "Милующая"...