Заключительный период смены в лагере. Возможные отрядные и дружинные дела

Игры на сплочение для детей младшего возраста

Определить цвет на ощупь.

1. «Рисунок в две руки»

Участники делятся на пары (желательно с теми, кто меньше всего друг друга знает). По команде вожатого пара молча рисует свой совместный рисунок. Затем каждая пара, не договариваясь перед этим, выходит на сцену и презентует свой рисунок.

2. «Сказка»

Ведущий или кто-либо из игроков, держащий в руках мяч, начинает рассказывать какую-либо сказку или историю. Сказав несколько фраз, он неожиданно (можно в середине фразы) бросает мяч кому-либо из участников игры. Поймавший мяч должен сразу же продолжить сказку или историю и через несколько фраз также передать эстафету кому- либо из участников. Игра заканчивается тогда, когда сказка или история придет к своему логическому завершению.

3. «Тише - громче»

Ребята сидят в кругу, а водящий выходит за круг и отходит подальше, повернувшись к нему спиной. Кто-нибудь из круга прячет какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-либо песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого предмета. Когда предмет найден, водящий меняется. По принципу игры «Холодно - горячо».

4. «Телеграмма»

Участники делятся на несколько небольших команд. Ведущий предлагает командам расшифровать любое не очень сложное слово так, чтобы каждая буква выбранного слова являлась начальной буквой вспомогательного слова. Подбирая вспомогательные слова, команды стараются составить из них осмысленное предложение, похожее на короткое телеграфное сообщение - телеграмму. Например, команда загадала слово «внучка». Зашифровала его телеграммой: «Выезжаю Новороссийск Утренним Чайник Купила Маша». Превратить в веселые телеграммы такие слова, как: ЗАСТАВА, КУБАНКА, ФЛАГИ и др.

1. «Контакт»

Один из игроков загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы "л". Для того, чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву "л" и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: "Это есть ночью на небе". Кто догадался, говорит "контакт" и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до 10 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву "л". Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например буква "а" и тогда образуется слог **ла". Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т. д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.



2. «Сломанный телефон»

Все садятся друг за другом. Водящий называет шепотом на ухо слово первому игроку. Первый передает второму и так далее. Когда слово передано, его называют по порядку все игроки. Кто первым передал слово ведущего неправильно садится в конец цепочки и игра продолжается.

3. «Арам-шим-шим»

Ребята, держась за руки, образуют круг, в центре – ведущий с закрытыми глазами и вытянутой перед собой рукой. Ребята идут по кругу в одну сторону, водящий крутится в другую, и говорят слова: «Арам шам-шам, арим шим-шим, арамия гусия, гусия, гусия, покажи-ка на меня, на меня, на меня и раз, и два, и три!» Все останавливаются. Тот, на кого указал водящий, становиться к нему спиной, затылок к затылку. Все говорят: «И раз, и два, и три!» На последних словах участники в центре круга должны повернуть головы в стороны. Если оба повернули в одну сторону – участники обнимаются, если в разные – пожимают друг другу руки. В зависимости от отношений в отряде и настроя ребят можно целоваться и обниматься соответственно.

4. «Сантики-фантики-лимпомпо»

Игроки стоят в кругу. Выбирается ведущий, который ненадолго уходит из комнаты или на достаточное расстояние, чтобы не слышать остальных. Оставшиеся, договариваются, кто будет дирижером, т.е. показывать и своевременно менять движения. После этого ведущий возвращается и становиться в центр круга. Ребята в кругу начинают делать различные движения (повторять за дирижёром) и говорить слова: «Сантики-фантики-лимпомпо,Сантики-фантики-лимпомпо, и т.д.», задача ведущего вычислить кто дирижирует.

5. «Себе – соседу»

Для игры понадобиться небольшой предмет: колечко, пуговицы и т.д. Участники становятся в круг, руки вытягивают в стороны: ладонь левой руки – ковшиком, ладонь правой – как будто что-то держат пальцами. Одновременно повторяя слова «себе-соседу», все игроки перекладывают из своей левой ладони в левую ладонь соседа справа небольшой предмет. Задача водящего – угадать у кого он в ладони.

6. «Бумажечки на лбу»

У каждого играющего на лбу приклеена бумажка с названием животного, профессией, героем, личностью и т.п. Играющим необходимо, задавая вопросы (на которые можно ответить только «да» или «нет»), угадать своё животное.

7. «Телеграмма»

Участники становятся в круг, водящий - в центре. Участники берутся за руки. Водящий закрывает глаза, участники выбирают кто и кому будет передавать «телеграмму», путём лёгкого пожатия руки. Водящему необходимо перехватить телеграмму, заметив рукопожатие.

8. «Ой-ой-ой»

Все встают в круг лицом, ведущий – в центр круга. Все рассчитываются по порядку, последний номер – ведущий. Каждый запоминает свой номер. Ведущий называет два любых номера из присутствующих. Игроки с соответствующими номерами хлопают себя по коленкам и говорят «Ой-ой-ой», и меняются местами. Ведущий должен успеть занять пустое место. Не успевший занять место становится ведущим. Номера игроков не изменяются.

9. «Крокодил»

10. «Мафия»

11. «Тайный друг»

12. «Вампир»

13. Убийца («Киллер»)

14"Люди - к людям"

После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям " играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа "ухо - к плечу", "Правая нога - к левой руке" и т. п.). После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям " играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего - найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.

В данной методической разработке представлены игры всех периодов смены, включая игры в дороге. Они универсальны: для вожатых, воспитателей загородных оздоровительных лагерей, студентов педагогических институтов. Стоит слегка изменить правила, поставить оптимальные цели и задачи – и игру можно проводить как с малышами, так и со старшими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Учебный год для школьников связан с довольно серьезными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ожидание каникул – это мечта о любимых занятиях. Дети хотят вдоволь накупаться, почитать, поиграть, просто погулять.

Педагог должен давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самостоятельность и самоуправление в организации жизни, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время выступает игра. Она обеспечивает условия для всестороннего, гармоничного развития личности.

Посредством игровой деятельности педагог решает определенные воспитательные задачи, направленные на развитие коммуникативной культуры, на создание благоприятного микроклимата в коллективе, на раскрытие личностных качеств детей и подростков и способности к адаптации в сложившейся ситуации.

Лето – это время активного, интересного и полезного отдыха ребят, время каникул. Но в воспитании каникул не бывает. Лето продолжает процесс воспитания в формах, соответствующих его романтическому характеру. У ребенка, приезжающего в детский оздоровительный лагерь, возникают проблемы которые условно можно разделить на 3 группы:

  1. Нарушение привычных коммуникативных связей с семьей, друзьями и устоявшейся системой отношений. В новой обстановке лагеря ребенку необходимо установить отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
  2. Изменение всего стиля жизнедеятельности:
  1. Вместо учебы – отдых, имеющий свои правила;
  2. Соблюдение режима дня (которого у многих никогда не было);
  3. Необходимость подчиняться мнению и желанию коллектива (отряда в 25-30 человек) и, как следствие –
  4. Умение подстраиваться или корректировать свои желания и поступки.
  1. Надежда детей и подростков на реализацию в лагере своих желаний и представлений.

В работе со временным детским коллективом необходимо учитывать кризисы пребывания ребенка в лагере:

  1. Первый пик – «пик трудности» наступает на 3-4 день пребывания в лагере (первые два дня присутствовал элемент новизны ситуации), который выражается в конфликтности ребенка;
  2. Второй пик – «пик привыкания» наступает на 13-14 день;
  3. Третий пик – «пик усталости». Ребята устают жить в большом и шумном коллективе, вне дома; наступает к концу смены.

Круглосуточное нахождение ребенка в лагере позволяет создать единое воспитательное пространство, построить единую систему требований в соответствии с общественными нормами и ценностями. Нетрадиционный характер взаимодействия детей по содержанию и по форме позволяет включить ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и социальной активности.

Игровая деятельности – особая сфера детской активности. Без игры и романтики детям жить скучно, неинтересно. По словам С.Т. Шацкого, «серость жизни детей и подростков вызывает у них нечто вроде настоящего заболевания».

Игру не зря называют королевой детства, при умелом ее использовании она может стать незаменимым помощником педагога. О воспитательном значении игры говорили такие педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и другие. Ребенок в игре познает радость познания, радость творчества, радость общения. В совместной игровой деятельности наблюдается повышение жизненной энергии в результате взаимодействия, сопереживания, сотрудничества. Эффективность игры в условиях лагеря обусловлена тем, что в процессе отдыха на природе, вступая в игровое общение со сверстниками и взрослыми, каждый ребенок проявляется наиболее естественным образом, реализуя потенциал своих позитивных качеств. Участники игрового взаимодействия реализуют взятые на себя роли, содержащие определенные правила. Добровольное подчинение последним – важнейший момент игры. В игровой деятельности у детей и подростков формируется произвольное поведение и новые личностные ценности. Игровые отношения опосредованно (а иногда и прямо) оказывают влияние на коррекцию навыков неигрового общения детей и вне игровой деятельности.

В процессе игрового взаимодействия взрослому может отводиться роль руководителя-организатора, партнера, комментатора, наблюдателя. Последняя роль чрезвычайно важна для составления так называемого портрета отряда. Особый интерес могут представлять поведенческие проявления детей в момент переживаний удач и неудач, вербальной и невербальной связи, проявление интереса к игровому общению, отношение со сверстниками и взрослыми в процессе игры.

Сами дети не осознают игру как специальный педагогический прием: они с удовольствием участвуют в игровых действиях, разыгрывают ситуации, которые помогают им критически взглянуть на свою жизнь и осмыслить ее перспективы; с радостью разбирают коллизии отношений в отряде.

Дети не замечают, а мы, педагоги, говорим, что игра – важнейшее средство развития коллектива, его нравственного воспитания. Она дает возможность сплачивать коллектив, гибко и мягко воздействовать на внутренний мир детей и подростков, укреплять добрый и бодрый дух отряда.

  1. Игры в дороге

Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного «отдышаться» после суматохи регистрации. В-третьих, ребята, если захотят, сами найдут себе занятие: будут смотреть в окно или разговаривать. Но ведь для поездки в автобусе – это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Особенно тягостно в эти минуты тем ребятам, которые едут в лагерь впервые в окружении не новичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями или планами, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новички. И тогда в голову приходит одна из страшных мыслей: «Я здесь никому не нужен! Надо проситься в другой отряд, там у меня друг. С ним мне будет лучше» Чтобы этого не произошло, ребят надо занять игрой, общением, совместной деятельностью.

Предлагаем вам игры, которые помогут

  1. узнать имена ребят;
  2. прогнать грустные мысли;
  3. обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда;
  4. от души посмеяться и дать определенный настрой на восприятие всего, что ждет ребят в лагере;
  5. создать первое впечатление о себе как о человеке веселом и жизнерадостном.

Можно начать с «прощания с родителями». Предложите ребятам проскандировать: «Папы, мамы, до свиданья! Не грустите на прощанье!» Попросите всех улыбнуться. Когда родственники скроются за поворотом дороги, обратите внимание на себя. Спросите, кто помнит, как Вас зовут. Затем скажите: «Со мной вы уже познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет «три» назовите свое имя. Раз, два, три!» Обычно, это очень веселит ребят.

Потом можно заняться определением, кого в отряде больше: мальчишек или девчонок. Это можно сделать с помощью игры-кричалки «Ежики» . Ребята произносят слова, сопровождая их движениями.

Два прихлопа, два притопа,

Ежики, ежики /поочередно выставляем вперед руки, держа их на уровне груди/

Наковали, наковали /удары руками по коленям/

Ножницы, ножницы /соответствующие движения пальцами/

Бег на месте, бег на месте /имитация бега руками/

Зайчики, зайчики /показываем руками уши/

Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе

«Девочки!!!» /сначала мальчики кричат «девочки»/

«Мальчики!!!» /затем девочки кричат «мальчики»/

«Часы». Вожатый говорит: «Как быстро летит время. Часы являются необходимым предметом для каждого из нас. Давайте все вместе послушаем, как ходят часы и что происходит, когда мы с ними обращаемся небрежно». Вожатый показывает рукой на правую часть автобуса, они говорят: «Тик!», левая часть – «Так!». Постепенно темп убыстряется.

«Джон Брамс бой». Все поют слова песни:

«Джон Брамс бой смазал лыжи один раз,

Джон Брамс бой смазал лыжи один раз,

Джон Брамс бой смазал лыжи один раз

И уехал на Кавказ».

А теперь последние слово «раз» не произносим, а делаем один хлопок. Потом слово «лыжи» – два хлопка, затем «смазал» – три хлопка и т.д., каждый раз повторяя полностью только слова «И уехал на Кавказ!». В итоге получается 7 хлопков, пауза, 7 хлопков, пауза, 7 хлопков, «и уехал на Кавказ».

«Кукушка». Все повторяют слова за ведущим (вожатым):

«Ой-ля-тарира– /ударить ладонями по коленям/

Ой-ля-ку-ку! /при произношении слов «ку-ку» щелкаем пальцами/

Ой-ля-тарира–

Ой-ля-ку-ку!

Ой-ля-тарира–

Ой-ля-ку-ку!

Ой-ля-тарира, ой!»

(Кукушка может куковать 10 и более раз, при этом темп нарастает.)

«У оленя дом большой». Здесь каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постепенно нарастает.

У оленя дом большой. / « рога », руки «домиком» над головой/

Он глядит в свое окошко./руки имитируют окошко, двигаются навстречу друг другу

Заяц по лесу бежит,/движения руками как при беге

В дверь ему стучит:

«Тук-тук, дверь открой, /правой рукой имитируем стук в дверь

Там в лесу охотник злой!» / «ружье»/

«Заяц, заяц, забегай,/ правой рукой как будто зовем к себе

Лапу мне давай!» /положить руку на руку.

«Летит шар». Ребята поют слова на мотив песни «В лесу родилась елочка».

«Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит,

Но знаем мы – до неба шар

Никак не долетит».

А теперь каждый раз по очереди будем заменять слова движениями. Сначала заменим слово «летит» – будет размахивать руками. Поем всю песню, а слово «летит» не произносим, а показываем. И так все слова: «небо» – поднять указательный палец вверх; «шар» – круговое движение рук; «знаем» – утвердительный кивок; «никак» – покачать головой; «мы» – показать рукой на себя. В итоге остаются движения и предлоги: по, по, не, до, не.

Эта игра развивает внимание.

«Кричалочка». Дети повторяют за вожатым каждую строчку. Вслед за этой кричалочкой звучит песня «Землю обмотали». Исполняется она по принципу всех кричалок, так что вы ее можете спеть, даже не зная мотива.

На берегу

Большой реки

Пчела ужалила

Медведя прямо в нос.

«Ой-ей-ей-ей!» –

Вскричал медведь,

Сел на песок

И начал петь…

1. Землю обмотали

Тоненькие нити,

Нити-параллели

Из озер и рек.

Совершите чудо, |

Руку протяните. | Повторить 2 раза.

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. |

2. Обогрейте словом,

Обласкайте взглядом,

От хорошей шутки

Тает даже снег.

Это так чудесно, |

Если с вами рядом | Повторить 2 раза.

Станет добрым и веселым хмурый человек. |

3. Мы не зря мечтали

О волшебном чуде.

Пусть планету кружит

Всемогущий век.

Совершите чудо, |

Руку протяните, | Повторить 2 раза.

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек. |

«Как живешь?». На каждый вопрос дети отвечают дружным хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.

– Как живешь? – Вот так! /с настроением показать большой палец/

  1. А плывешь? – Вот так! /любым стилем/
  2. Как бежишь? – Вот так! /согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами/
  3. Вдаль глядишь? – Вот так! /руки «козырьком» или «биноклем» к глазам/
  4. Ждешь обед? – Вот так! /поза ожидания: подпереть щеку рукой/
  5. Машешь вслед? – Вот так!
  6. Утром спишь? – Вот так! /руки под щеку/
  7. А шалишь? /Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками – тут уж никак не скажешь «Вот так!»/

«Эхо». «Вожатый: В игре можно стать садовником («я садовником родился…»), монахом («я – монах в синих штанах, красной рубахе…»). А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхе на вопросы? Вот, например, я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?»

Дети: «Час! Час!»

Вожатый: «Конечно «Час!», а не «Одиннадцать часов и пять минут!» Вот так и вы: если стали ЭХОМ – так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы игралось веселей, еще и хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу – два хлопка одновременно.

Вожатый:

Собирайся, детвора!

Начинается игра!

Да ладошек не жалей!

Бей в ладоши веселей!

Сколько времени сейчас?

Сколько будет через час?

И неправда: будет два!

Дремлет ваша голова!

Как поет в селе петух?

Да не филин, а петух?!

Вы уверены, что так?

А на самом деле – как?

Сколько будет дважды два?

А сто двадцать минус два?

Замечательный ответ!

Математикам – привет!

Это ухо или нос? (ведущий держится за ухо)

Или, может, сена воз?

Это локоть или глаз? (вожатый показывает на локоть)

А вот это что у нас? (вожатый показывает на кончик носа)

Вы хорошие всегда?

Или только иногда?

Не устали отвечать?

Попрошу вас помолчать.

Дети:

Ра! Ра!

Ра! Ра!

Лей! Лей!

Лей! Лей!

Час! Час!

Час! Час!

Два! Два!

Ва! Ва!

Ух! Ух!

Ух! Ух!

Так! Так!

Как? Как?

Два! Два!

Два! Два!

Вет! Вет!

Вет! Вет!

Нос! Нос!

Воз! Воз!

Глаз! Глаз!

Нас! Нас!

Да! Да!

Да! Да!

Чать! Чать!

– –

  1. Игры оргпериода.

Для первых дней смены придумано такое название « оргпериод ». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня; это переход из одной жизни в другую.

Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести отрядные дела и игры, способствующие интенсивному знакомству, такие как:

«Бумажная гармонь», «Живой календарь», «Ручеек», «Группы», «Найди пару», «Имена», «Трамвай».

1 – «Бумажная гармонь». Каждому ребенку вручается лист бумаги. Ведущий просит ребят рассказать о себе, при этом после каждого факта биографии загибается одна из полос «гармони». Тому, чья «биография» оказалась интереснее и разнообразнее, а «гармонь» более растянутой, можно вручить приз. Так «бумажные гармони» помогут лучше узнать ребятам друг о друге.

2 – «Живой календарь». Ведущий (вожатый) предлагает ребятам разбиться на 4 команды – 4 времени года. Но при этом ставится условие: разговаривать нельзя, надо суметь договориться при помощи жестов. Аналогичным способом можно разбиться по месяцам. И, самое непростое задание – встать по порядку от 1 января до 31 декабря, сохраняя при этом молчание, используя лишь жесты и мимику.

3 – «Группы». Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам. Внутри группы ребята знакомятся.

Варианты признаков:

– по росту; – по размеру обуви; – по цвету волос (от самых светлых до самых темных); – по количеству пуговиц; – по длине ногтей и т.д.

4 – «Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (старик – старуха, Малыш – Карлсон), части имен (Царь, Горох). Необходимо найти свою пару методом исключения (царю найти Гороха, Ивану – Марью, русалке – ?). Нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?» Читать таблички на спинах ребят и думать – это разрешается. Когда ребята встали попарно, они могут познакомиться.

5 – «Ручеек». Эта хорошо знакомая народная игра поможет ребятам многое узнать друг о друге. По сигналу ведущего (вожатого) ребята разбиваются по парам. За определенный промежуток времени ребята в парах рассказывают друг другу о себе. Затем представляют своего собеседника всем остальным.

6 – «Имена». Водящий задает ритм: два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям. Первый игрок, хлопая в ладоши, дважды называет свое имя, а хлопая по коленям, имя другого (два раза). Тот, чье имя было названо, подхватывает эстафету и, хлопая в ладоши, называет свое имя, а хлопая по коленям, имя следующего. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не собьется с ритма.

7 – «Трамвай». Играющие садятся в круг на стулья так, чтобы справа от ведущего осталось одно свободное место. Ведущий начинает игру словами: «Я еду в трамвае» и пересаживается на свободный стул. Второй игрок продолжает: «Я тоже с ним еду в трамвае» и передвигается на место первого игрока. Третий: «И я еду в трамвае», занимая место второго игрока. Четвертый, пересаживаясь: «А я – зайцем». Пятый, садясь на свободный стул: «А я еду с …» и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, садится за пятым игроком. Игрок, справа от которого осталось свободное место, становится первым и игра начинается заново.

  1. Игры основного периода смены.

Оргпериод прошел. Дети познакомились. Чем же занять их дальше? Надо дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего провести отрядные дела разной направленности: спортивные, интеллектуальные, трудовые, художественно-прикладные, творческие. Но не забывайте игру. Предлагаем вам игры на групповое взаимодействие. В них четко виден лидер, на которого можно опереться, видно, насколько сплочен отряд, на кого ребята ориентируются и кто находится в аутсайдерах. Все это может помочь вам в дальнейшей работе.

1 – «Совесть команды». Ребята сидят. Ведущий называет число, из отряда должно встать именно такое количество человек. Отряд не совещается.

2 – «Палочка в стакане». Игра на доверие. Ребята встают в тесный круг, плотно соприкасаясь друг с другом плечами. В центр круга встает один человек и закрывает глаза. Остальные участники мягко толкают его по кругу. Задача человека, стоящего в кругу, – постараться расслабиться и довериться своим товарищам.

3 – «С завязанными глазами». Для этой игры необходимо свободное помещение. Всем участникам игры нужно плотно завязать глаза. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается игрокам мужского пола попытаться образовать свой кружок в одной части помещения, а игрокам женского пола в другой. Тут потребуется интуиция, чутье, т.к. разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки нельзя. Можно прикасаться друг к другу и определять на ощупь. Ведущий следит за соблюдением правил.

4 – «Самый самый». Каждый человек – уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это видят и не все замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте исправить это. Разделите отряд на несколько групп-команд. Пусть внутри каждой все расскажут о своих достоинствах, которые могут соперничать с другими. Теперь команды представят и расскажут о своих самых-самых высоких, веселых, находчивых товарищах и т.д. Затем проведите конкурсы для «самых-самых»: «След в след», «Примерь улыбку», «Самых нелепых умений», «Кто я такой», «Отгадай-нарисуй», «Конкурс ораторов» и т.п.

5 – «Человек к человеку». Ведущий (вожатый) предлагает ребятам разбиться на пары. Водящий подает команды: «нос к носу», «плечо к плечу», «рука к руке». Игроки исполняют это. После фразы «человек к человеку» все игроки, в том числе и водящий, должны найти себе нового партнера. Тот, кто не успел, становится водящим.

6 – «Винегрет». Участники игры сидят в кругу на стульях, водящий стоит в центре круга. Водящий называет какую-то категорию, и если у ребят это присутствует, они меняются местами. (Например, поменялись местами те, у кого есть пуговицы; кто любит манную кашу и т.д.) По команде: «Винегрет» меняются местами все. Водящий должен успеть занять место одного из игроков. Тот, кто остался без места, водит.

7 – «Иван да Марья». Игру лучше проводить на улице или в свободном помещении. Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются два водящих – Иван и Марья. Им завязывают глаза. На вопрос Ивана: «Марья, ты где?» она должна ответить «Я здесь, Иванушка». Задача Ивана как можно быстрее поймать Марью; Марье надо не попасться Ивану.

8 – «Сиамские близнецы». Две-три пары соревнующихся ребят становятся у трех столов, на которых разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик и т.п.

Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждой пары две свободные руки – правая и левая. По команде ведущего «близнецам» необходимо сделать быстро и ловко руками следующее:

  1. развернуть газету полностью;
  2. зашнуровать ботинок;
  3. завинтить банку до упора;
  4. сложить вещички в коробку;
  5. развернуть ленточку;
  6. все предметы сложить на газету, ее аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.

Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у ребят, играющих в паре). Таким образом, у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе тремя руками. Это не так-то просто. Необходимо согласовать свои действия, чувствовать своего товарища.

  1. Игры итогового периода.

Если однажды поутру вашу голову посетит мысль: «А ведь через три дня уже заканчивается смена!» – это верный признак того, что начался заключительный период. А стоит вам внимательно оглядеться вокруг, вы обнаружите и другие признаки, подтверждающие эту мысль. Например, вы увидите, что изменилось поведение детей. Они стали чуть более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными. Если поинтересоваться, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное: «И да, и нет». Это говорит о том, что ребята сдружились, узнали друг друга, умеют понимать своих товарищей с полуслова, им просто хорошо вместе. Предложите ребятам такие чудесные игры, как «Ассоциация», «Бонжур, мадам! Привет, браток!», «Узнай по носу», «Царь обезьян», «Скульптура любви».

1 – «Ассоциация». Водящий выходит из помещения, где сидят играющие. Из группы ребят выбирается один игрок, о котором пойдет речь. Водящий имеет право задавать вопросы такого плана: «Если бы он был цветком, то каким?» (животным, домом, природным явлением, книгой и т.д.). Водящий должен так построить вопросы, чтобы определить, о ком идет речь.

2 – «Бонжур, мадам! Привет, браток!». Одному из игроков завязывают глаза. Подводят его по очереди к играющим и предлагают по рукопожатию определить, с кем он здоровается – юношей или девушкой. Свой ответ он должен выразить фразой: «Бонжур, мадам!» или «Привет, браток!».

3 – «Узнай по носу». Водящему предлагают узнать товарищей, он садится на стул за занавеской. Игроки поочередно, чуть раздвигая ее, показывают водящему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.п.

Вариант 2. Водящему можно завязать глаза и предложить узнать ребят по рукам, коленям.

4 – «Царь обезьян». Выбирается водящий, который уходит в сторону. Все договариваются, что когда придет водящий, все кричат три раза «я» на вопрос «Кто царь обезьян?». Водящий должен угадать, кто из игроков «царь» (и не отгадывает, т.к. его никто не загадал). После этого он садится вместе со всеми и ему объясняют, что его задача – точно так же бить себя в грудь и кричать «я!».

Выходит второй водящий. Игроки договариваются кричать «я!» два раза. И когда второй водящий на третий вопрос «Кто царь зверей?» сам же истошно кричит: «Я!» – ответ ясен.

Бывает, что игра не получается. В таких случаях сметливому участнику следует присвоить титул настоящего «царя» – вполне догадливого человека.

5 – «Скульптура любви». (Для старшего возраста.) Вызывается несколько пар юношей и девушек. Одна пара остается, а остальные выходят за дверь. Первая пара игроков изображает скульптуру любви. Вызывается юноша. Ему предлагается стать скульптором и изменить в данной скульптурной композиции все, что ему не нравится. После того, как скульптура заново создана, «скульптор» встает на место первого юноши. Затем приглашается девушка и переделывает скульптуру в соответствии со своими представлениями. После завершения работы, девушка занимает место предыдущей героини. И так до тех пор, пока все участники не побывают в роли «скульпторов». В конце игры последняя скульптура сравнивается с первоначальной.

Заключение.

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она служит для удовлетворения назревших актуальных потребностей, дарит детям сиюминутную радость. С другой – игра направлена в будущее, так как в ней либо моделируются некие жизненные ситуации, либо закрепляются качества, свойства, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных функций. Игра оказывает мажорное воздействие на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне.

Бодрый, жизнерадостный, целеустремленный, игровой стиль жизни детского коллектива – непременное условие для существования последнего. Ведь игра это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения. Последнее утверждение особенно важно, ведь вне контактов, взаимодействия никакой игры между людьми быть не может. Одновременно общение можно рассматривать и как основной энергетический источник игры, питающий ее эмоциональную сторону.

Энергия, направляемая на поддержание игрового действия, может довольно быстро угасать или быть практически неиссякаемой в зависимости от состава участников (только мальчики, только девочки, смешанная группа), от характера межличностных отношений в игре, от того, соблюдаются ли в игре не только правила, но и культура общения: отсутствуют окрики, пресекается грубость, насмешки и т.д.

Необходимые спутники игр – соревнование, состязание – рождают увлеченность, неутомимость, азарт. Педагог должен следить за тем, чтобы эмоции не переросли в конфликтную ситуацию, а разрешение спорных вопросов должно проходить в рамках гуманности и уважения достоинства личности. Многие социальные чувства и нормы поведение – товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, подавление эгоизма, честность, справедливость и др. – наиболее интенсивно закрепляются в игровой деятельности, т.к. ей сопутствует разбор конфликтов, столкновений и противоречий, связанных с соблюдением игровой морали, появление общественного мнения.

Помните, взрослые, что игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. С.Л. Рубинштейн говорил: «В игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию».

Остается надеяться, что предложенные здесь игры помогут Вам познакомиться с ребятами, узнать друг друга, научиться общаться, занять свободное время. Пусть игра будет Вашим верным помощником.

Успехов Вам в работе с детьми и подростками!

Список использованной литературы.

  1. Технология игры в XXI веке. / авторы-составители Мирошкина М.Ф., Фришман И.И. – Москва, 1999г., с. 85, 86, 92.
  2. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – с. 153, 154, 155, 157, 164.
  3. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995г. – с. 31, 71.
  4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости с вами вместе. Игры, считалки, загадки, скороговорки. – М.: Новая школа, 1994г. – с. 98, 105.
  5. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьника: книга для учителя. / О.С. Газман, З.В. Баянкина, В.М. Григорьев и др. Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

Итак, смена подошла к концу... Как же с этим смириться? :(

Главное в этот период не попасть в ловушку к эмоциям. Настроение в лагере под конец смены грустное, так как все очень подружились, сплотились и не хотят расставаться. Опытный вожатый должен помнить о главных целях данного периода смены и приложить все усилия к их реализации.

Цель № 1: Подведение итогов смены детского лагеря.

Цель № 2: Адаптация ребёнка к возвращению домой и в школу.

Цель № 1

Подведение итогов смены жизненно необходимо для каждого ребенка в лагере. Мы прекрасно знаем, что за одну смену дети в детском лагере могут многому научиться, скорректировать свое привычное поведение и даже по-новому взглянуть на жизнь. Важно в конце смены подвести итоги всего опыта, накопленного в детском лагере. В то время, как подводятся итоги смены, ребенок настраивается на завершение детского лагеря, и это не является трагическим событием. Даже наоборот - в памяти ребенка детский лагерь запомниться как место, где он многому смог научиться.

Задачи для достижения "Цели № 1":1. Провести коллективную оценку опыта, полученного в детском лагере2. Провести самооценку, осознание личного роста ребенка3. Дать возможность высказать свою личную оценку смены.

Для того, чтобы достигнуть поставленных задач и Цели №1, нужно организовать ряд мероприятий. Ниже вы найдете несколько идей. Используйте свой опыт и интуицию. Каждый вожатый чувствует свой отряд лучшего любого другого человека в детском лагере. Будьте внимательны к детям, они сами подскажут Вам, что нужно делать.

Идеи для достижения задач и Цели №1:

Задача: Коллективная(отрядная) оценка итогов детского лагеря.

1. Плакаты, рассказы, театральные зарисовки, стихи на тему "Отряд до.... и после...."2. "Экскурсия по воспоминаниям". Прогулка по детском лагерю с рассказами о значениях тех или иных мест для отряда.3. Тематические свечки (Вечерние огоньки на тему) "Что я возьму из лагеря и что бы я хотел оставить."4. Дебаты и обсуждения на тему "Если бы Ваш друг попросил рассказать зачем нужно ехать в детский лагерь, что бы Вы ответили?"5. Анонимное анкетирование.6. Костер.

Задача: Провести самооценку полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка.

1. "Поток мысли". В течение 5 минут писать текст (необязательно связный), тема - "За смену я стал лучше потому, что я..."2. "Белый стул" - один человек садится на белый стул, и каждый человек из отряда говорит одно самое главное достижение человека на стуле.3. Тематическая свечка (Вечерный огонек), тема - "По приезду из детского лагеря я удивлю своих друзей тем, что я стал лучше в..."4. Рисунок "Мое самое главное достижение в детском лагере", затем сложить все рисунки в достижение всего отряда.5. Награждение детей по номинациям.

Задача: Дать возможность высказать свою личную оценку смены каждому ребенку.

1. Анонимное анкетирование.2. Выставление оценок на экране смены.3. Тематическая свечка (Вечерний огонек), тема - "Больше всего мне понравилось, больше всего мне не понравилось в детском лагере"

Цель №2.

Почему-то считается, что слезы детей в последний день - это лучшая оценка вожатской работе. Это не совсем так. Горечь в последний день и нежелание уезжать может превратиться в затяжную адаптацию к привычной жизни ребенка после детского лагеря. Профессиональный вожатый должен заботиться о психологическом состояние своих подопечных.

Больше того - как показала практика, те дети, которые больше всего плакали и переживали по окончанию детского лагеря, больше никогда не возвращались в детский лагерь. Скорее всего, переход от лагеря к нормальному образу жизни оказался для них слишком тяжелым. Именно поэтому я призываю вожатых не поддаваться эгоистическим побуждениям, заставляя детей переживать сильные эмоции в последний день смены, а подготовить их к отъезду. Я понимаю, что это требует больших усилий и большого мастерства, так как многие вожатые сами находятся на грани эмоционального всплеска, но все же, если Вам удастся достичь Цели №2 - Вы настоящий профессионал! И по-настоящему любите своих сорванцов из отряда.

Задачи для достижения "Цели №2":1. Сохранение связи между детьми после отъезда из детского лагеря.2. Психологическая адаптация к отъезду.3. Мотивация на успех.

Идеи для достижения задач и Цели №2:

Задача: Сохранение связи между детьми после отъезда из детского лагеря.

1. Заборы. Обмены пожеланиями и контактной информацией.2. Договоренность о первой встречи после смены и оповещение всех, кто поехал в детский лагерь.3. Использование для общения веб-сайт детского лагеря и социальные сети.

Задача: Психологическая адаптация к отъезду.

1. Обсуждение, свечки (Вечерний огонек), тема - "Какая меня ждет жизнь после детского лагеря и как я ее улучшу за счет знаний и опыта, полученного в детском лагере."2. Рисунок "5 вещей, к которым я хочу вернуться."3. Напутствие от вожатых отряду.

Задача: Мотивация на успех.

1. Декларация "В ближайший год я обязательно.."2. Обсуждение: "Теперь моя жизнь станет лучше потому, что..."

Итак, все цели достигнуты. Дети разъезжаются и только "вожатый грустит ненароком и слезы капают с глаз". Но в его сердце уже зародилось глубоке чувство любви и благодарности, которое обязательно вернет его еще раз в этот удивительный мир детского счастья. Ведь детский лагерь - это маленькая жизнь, которая может существовать только во время смены.

«Товарищи командиры»

Вожатый объясняет правила игры: «Вы должны выполнять то, что я скажу, если перед этим произнесены слова-обращения: «товарищи командиры»... «Товарищи командиры, поднимите правую руку... Товарищи командиры, поднимите левую руку... Хлопните в ладоши...» Кто хлопнул, выбывает из игры. Кто сможет преодолеть все препятствия, станет победителем. Теперь начинаем игру!..»

Игра в слова

Разделимся на равные группы-команды по 3—5 человек... Каждая команда загадывает сложное слово, состоящее из двух самостоятельных слов. Например, мышь-як. Команды по очереди пантомимой изображают сначала части загаданного слова, говоря номер этой части, затем все загаданное слово. Другие команды отгадывают.

Руководителю надо иметь в запасе удачные слова: человек, сено-вал, мор-як...

Музыкальный экспресс

Встаем в круг, лицами друг к другу. Ведущий начинает песню, поет или говорит один куплет. Следующий игрок продолжает куплет другой песни, без паузы между ними.

Условие. Все последующие куплеты должны содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни.

Руки вверх!

В игре принимают участие 8 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на две команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до десяти, а потом говорит: «Руки вверх!» Игроки команды, передавшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: «Руки вниз!» — и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью.

Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадают правильно, монета переходит к ним, если нет — остается у той же самой команды.

Попади в шляпу

Раздайте участникам пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.

Растопи лед

В эту игру лучше играть на природе, в хорошую погоду.

Все делятся на две команды, каждая получает по одному кубику льда (желательно, чтобы кубики были одного размера). Задача состоит в том, чтобы поскорее растопить лед. Кубик должен постоянно переходить от одного игрока другому. Участники могут греть его в руках, тереть и т. д. Побеждает команда, быстрее растопившая лед.

Первооткрыватели

Сначала участникам предлагается «открыть» новую планету — надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем «заселить» эту планету жителями — быстро нарисовать на шарике фигурки человека фломастерами (маркерами или ручками). У кого «жителей» на планете окажется больше — победитель.

Звукооператор

Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Для этого найдите предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Подойдут противень и металлическая ложка, лыжные ботинки и доска, чистые консервные банки, наполненные сухим горохом, кастрюлька с крышкой, свисток и др.

Кроме того, приготовьте магнитофон и пустую кассету. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, какую-нибудь сказку. Она может начинаться так:

«Однажды мы бродили по лесу и неожиданно услышали чьи-то шаги. (Засуньте руки в ботинки, а потом тяжело и медленно перебирайте ими по доске.) Сначала шаги были тихими, но постепенно становились все громче и громче. Я обернулся и увидел огромного медведя. Я замер от страха, и тут грянул гром. (Ударьте несколько раз ложкой по противню.) Я взглянул на небо, с которого посыпались крупные капли дождя (потрясите консервной банкой с сухим горохом), а медведь раскрыл свой зонтик и пошел прочь...»

Верим, что ваша постановка будет удачной и вы дадите радиоверсию вашей сказки послушать ребятам из другого отряда.

Штирлиц

Игроки замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду и выходит из комнаты. Играющие делают пять изменений в своих позах и одежде (не у каждого пять, а всего пять). Ведущий должен вернуть все в исходное положение. Если ведущий нашел все пять изменений, то в награду игроки исполняют какое-нибудь его желание. В противном случае нужно водить еще раз.

Брито-стрижено

Помните сказку, где жена наперекор мужу делала все наоборот? Ведущий должен будет выйти вперед и показать какое-нибудь физическое упражнение, а вам нужно будет делать все наоборот. Если ведущий поднимет руку, вы должны ее опустить; если он разведет ладони — вы сложите; он быстро махнет рукой справа налево, а вы медленно, слева направо. Кто ошибается — становится ведущим.

Кого нет и как одет?

Ведущему завязывают глаза. Один из участников выходит из комнаты. Задача водящего — когда снимут повязку, угадать, кого нет в комнате, описать подробно, во что он был одет.

Превращения

Все и всё превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Комната превращается в лес. Тогда участники — в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т. д. А если в вокзал — значит, в чемодан, поезд, пассажиров. А если в студию — в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т. д.

При этом кто-то может делать шумовое оформление, изобразить реквизит и т. д.

Пуговица

Положить пуговицу на указательный палец своей руки и, повернувшись к соседу по игре, предложить ему переместить пуговицу на свой указательный палец.

Пользоваться другими пальцами не разрешается. Тот, кто не удержит и уронит пуговицу, выбывает из игры.

Угадай, что я вижу!

В эту игру можно играть везде, и всюду она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или Коля печально забился в угол.

Начинайте так: Вожатый. Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь.

Ребенок. Сердечки на занавесках? Вожатый. Нет.

Ребенок. Обложку Таниной тетради? Вожатый. Нет. Ребенок. Шапку Олега?

Вожатый. Нет. Ребенок. Фантик на столе? Вожатый. Да!

Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!

Рассказ без прилагательных

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10—15 минут рассказ на какую-нибудь тему («Наш лагерь», «Наша жизнь в лагере»), Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говорят им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но необидный) характер. Затем зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40—50 минут.

Изготовление мягких мячиков

В ненастье можно скоротать время в помещении, делая мячики из скомканной газеты, обмотанной скотчем.

Сначала один лист газеты сжимается руками как можно сильнее. Полученный комок заворачивается во второй лист, после чего и эта масса комкается, уплотняется посильнее и т. д. Затем газетный комок обматывают широким скотчем накрест (лучше цветным — так наряднее!). Снова обматывают такими же липкими кольцами еще незакрытые участки, формируя более или менее округлый мяч.

Этими мячиками можно жонглировать или бросать друг другу, ловить, катать по полу, сбивать кегли, бросать в пустое ведро.

Можно поиграть в следующую игру.

Вратарь

Играющий как вратарь защищает участок стены от бросаемых в него мячиков. Участок должен быть не больше вытянутых вверх и вширь рук плюс 30—40 см. Иногда необходимые границы этих ворот уже есть благодаря имеющимся в стене нишам, двойной окраске... Самим же обозначить ворота лучше веревочкой, приклеенной скотчем к стене.

Метальщики выстраиваются в нескольких метрах от вратаря в колонну и метают по очереди каждый свой один мячик. Попавший в ворота тут же меняется с вратарем ролями. Победит тот, кто выстоял под большим числом бросков, для чего надо вслух их считать.

Пять камешков

Первый вариант . Взять один камешек, не коснувшись других, подкинуть вертикально вверх. При этом (и в течение всей игры) вы сидите на полу, как вам нравится, а камешек подбрасываете на 40—60 см, не выше. Пока камешек лежит, той же рукой нужно успеть поднять другой камешек и поймать подброшенный первым. Теперь один из этих камешков откладывайте в сторону и, подкидывая оставленный, описанным способом поднимайте по одному три других камешка.

Второй вариант . Подкинув один камешек, поднять сразу два и поймать подкинутый.

Отложив два любых, чтоб в ладони остался один камешек, снова его подкинуть, поднять следующие два и поймать подкинутый.

Третий вариант . Подкинуть один камешек, поднять второй и поймать первый. Отложив из игры один из них, подкинуть оставшийся и поднять разом три следующих.

Четвертый вариант. Подкинув один, поднять разом четыре камешка. Начинающим разрешается, подбросив камешек, сдвигать лежащие камешки ближе друг к другу и, не пытаясь поднять их с первого раза, ловить подброшенный. И только когда лежащие камешки, на взгляд играющего, лежат удобно для их быстрого поднимания, пока в другой раз взлетает первый камешек, их действительно стремятся поднять. Для опытных же играющих такое поэтапное сближение нужных для поднимания камешков не разрешено.

Пятый, шестой, седьмой варианты . Подкидывают, а в конце концов ловят два, три или четыре камешка, а поднимают в момент их полета по одному.

Восьмой вариант. Подкидывают пять камешков и ловят их на тыльную сторону ладони. Вновь подкидывают из предыдущего положения и стремятся все поймать в ладонь. По количеству окончательно пойманных камешков присуждают очки.

Каждый стремится выполнить без ошибок все варианты подряд. Кто ошибся, должен уступить игру следующему по очереди. Тот, у кого игра прервалась, продолжит ее, когда к нему снова вернется очередь, с того упражнения, на котором он ошибся прежде.

В последний день смены в воздухе витает лёгкая грусть и предчувствие скорого расставания. В течении дня вожатые организовывают для детей различные маленькие игры, которые дают возможность и детям и взрослым отметить тех, кто за смену стал особенно дорог, выразить благодарность, проявить симпатию. Затем следует общелагерное закрытие смены, а вечером отряды собираются на прощальный огонёк у костра или в отрядной комнате, который является завершающим мероприятием лагерной смены. Сидя вокруг костра, дети вместе с вожатыми вспоминают самые яркие моменты смены, поют любимые песни, обмениваются пожеланиями, играют в игры.
Мероприятия в детском лагере .
В течении дня:

«Ленточки на память».
Простой способ выразить свои дружеские чувства и благодарность – повязать ленточки на руку. Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,

«Обнималки».
Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее. Ребята повязывают друг другу, вожатым и воспитателям ниточки, желая при этом что-то хорошее. После этого два человека обнимаются.

«Дерево желаний».
В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».

«Кораблик»
Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам моря в далекий путь, в страну детства.

«Роза и Камень».
Отдаём розу тому, кому хотим сказать спасибо, отмечая положительные черты характера, поступки, и ему же отдаём камень с указанием того, что этому человеку надо изменить в себе.

Огонёк:

«Слово вожатого».
Начиная огонёк, вожатый может высказать отношение к тому, что происходило в отряде. Каким для него стал отряд, каким он его видел, что ему понравилось, а что он бы посоветовали изменить, для того чтобы в будущем не совершались эти ошибки.

Впечатления о смене:

«Фото на память».
Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии, которые обсуждаются на огоньке. На них написаны моменты совместной жизни в отряде:
первая встреча
кто как заехал (если заезжали не одновременно)
кто первый…

«За эту смену...»
Все стоят в кругу. У вожатого мячик. Он кидает его любому из отряда со словами: «Лови, (имя)». За эту смену мне больше всего понравилось...«и показывает это „нечто“ мимикой и жестами. Тот, у кого мячи, отгадывает и кидает следующему.

Впечатления об окружающих:

»Ромашка" или самый-самый-самый.
Делаете две ромашки с отрывающимися лепестками. Одну для мальчиков, вторую для девочек. На лепесточках пишете: самый сильный, самый умный. самый-самый-самый, мисс очарование, самая обаятельная, мисс улыбка и т.д. Можно и отрицательные качества, но не обидные: капризулька, растераяшка, непоседа и т.д. Мальчика просите оторвать лепесток с «девчоночьей» ромашки, и вручить любой девочке. Она потом оторвет лепесток с мальчишечьей и вручит мальчику. Хорошо бы иметь еще прозапас вожатскую ромашку - вдруг будут дети не получившие ни одного лепестка - вы ненавязчиво исправите положение.

«Зажигание звёзд»
Каждый берёт звезду (заренее вырезанную вожатыми) и как бы зажигает её для кого-то очень близкого. Это такое особое «спасибо» близкому человеку.

«Расскажи мне обо мне».
Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

«Ассоциации 1»
Один человек выходит за дверь. Ребята загадвают одного человека из отряда. Задача водящего - задавать вопросы типа: «на какое животное (растение, сказку, героя мультика) похож этот человек. Задается 5 вопрсов, после чего водящий делает предположение.Если угадал - ведущий сменяется.

»Ассоциации 2".
Один из участников (водящий) выходит из комнаты. Перед выходом он встанет перед остальными, а все (про себя) постараются сформулировать впечатление о нем: какой он, каковы главные черты его характера? Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Здесь могут быть такие варианты: 1) каждый человек говорит о водящем, какой он, это запоминается или записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. («Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?») Ответ дается после всех вопросов; 2) оставшиеся дают оценку ушедшему сообща (не менее трех определений). Когда он вернется, ему нужно угадать, как охарактеризовала его группа. Он угадывает до тех пор, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированных группой. Лучше больше, но на одного человека отводится не более двух минут.

«Черный и золотой стул».
Ведущий говорит: «В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?» Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу. Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть «цветным», и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок «хорошо» и «плохо».

«У меня появился друг»
Все садятся в круг. Первый человек говорит: «У меня появился друг...» далее описываются его внутренние качества (отзывчивый, добрый, активный, чудоковатый и т.д.) Остальные должны понять о ком идёт речь. Если возникли затруднения, описывается внешность человека. Когда ребята угадывают о ком идёт речь - право голоса передаётся ему. И т.д.

Пожелания:

«Подарки».
Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.

«Чемоданчик»
По отрядной комнате разкладываете сложенные в виде «чемоданов» и просто вдвое листы бумаги. Сверху подписана фамилия ребенка. у детей в руках фломастеры. Они свободно перемещаются по комнате и пишут пожелания в чемоданы друг другу. Такой же вариант, но более прикольно - листок А4, приколотый на спину каждому.

«Добрые ладошки».
Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.

«Круг пожеланий».
У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.

«Коридор»
Отряд делится на 2 части и становится друг на против друга, образуя таким образом коридор. Одному участнику завязывают глаза, и он начинает идти по коридору, подходя по очереди к каждому кто стоит в этом коридоре. А тот тем временем нашептывает этому человеку свои желания и пожелания… Пройдя полностью этот коридор, участник становится в конец, и глаза завязывают следующему, который повторяет всю эту процедуру… Это очень эмоциональное мероприятие, с морем слез и объятий.

«Обмен пожеланиями, письмами, адресами».
Заранее ребята вместе с вожатым или в тайне друг от друга могут сделать книжечки, открытки для себя или для другого. В эти книжечки на «огоньке» ребята напишут пожелания или свои адреса, а могут написать серьезные письма тому, кому хочется, - ведь не всегда решишься или успеешь сказать что-то важное.

Церемонии со свечами:

«Свечи на воде».
В последний день заезда во время прощального вечера на воду речки (пруда, фонтана) опустят свечи лучшие ребята смены, из каждой семейки по 5-7 детей. В тот момент, когда будет гореть последняя свеча, можно загадывать желания, и оно непременно сбудется.

«Свечи»
У каждого члена отряда в руках - горящая свеча в фольге. Желательно, включить тихую красивую мелодию. При этом ребята подходят друг к другу, говорят слова, которые хочется сказать или пожелать данному Человеку, и капают ему в свечу немного воска. Затем меняют партнера, и ритуал повторяется.

«Церемония свечей».
Все материалы (свечи, подсвечники, ленточки, картинки) готовятся заранее. Выберите N человек или N пар (по количеству свечей). Одна свеча, самая длинная, должна быть для ведущего церемонии (N+1 свеча). Каждому человеку (паре) раздайте листочки с их частью легенды или прощального рассказа и свечи. После того как они читают то, что у них написано на листочках, нужно зажечь их свечу от свечи ведущего. После того, как все свечи зажжены, нужно сделать круг, взяться за руки. На этом церемония заканчивается.

«Спасибо»
Красивая музыка (лирика), дети стоят по кругу, вожатый в центре со свечкой. Подойти к любому человеку, передать свечку и обратиться с фразой «спасибо тебе за то, что.....», а потом встать на его место в круг, а он пойдет искать следующего…

«Круг из свечей».
Правила игры: На песчаном пляже (или на расчищенной поляне) прокладываются две неглубокие прямые борозды в виде большого круга. Лучше, конечно, чтобы это был песок или такая почва, в которую легко воткнуть горящую свечку. Ребят собирают уже ночью, всем желающим раздаются свечи. В центре круга уже горит одна большая зажженная свеча, от которой потом и зажигаются первые свечки. Этому мероприятию предшествует общая беседа, настрой должен быть серьезным. Вожатый предлагает всем желающим зажечь свечу и сказать перед всеми или про себя что-то важное, дать обещание или поблагодарить. Постепенно, один за другим, дети зажигают свечи, ставят их в уже готовые бороздки, и получается большой горящий круг на земле. Зрелище очень впечатляющее!

От вожатых:

«Вожатский галстук».
Вожатые снимают свои вожатские галстуки и на последнем огоньке и одевают их самым достойным, а сами становимся на это время «детьми». Но это если отряд дисциплинированный.

«Письмо»
Раздаём письма адресованные ребятам от вожатых, которые они смогут открыть только уже по дороге домой или дома, сердечки с пожеланиями.

Для следующей смены:

«Письмо следующей смене».
Письмо составляется всем отрядом. Форма письма и способы его составления могут быть совершенно различными. Писать можно на обычном листе А-4. Можно придать ему вид древнего свитка: намочить, высушить на солнце и загнуть углы. На листе ватмана. Можно придать форму листка, конфеты, конверта, рожицы и т.д. Коллаж, аппликации, фотографии, подручные материалы, сухоцветы– это далеко не все приемы и способы составления письма. Письмо можно положить в коробку, бутылку и пр., спрятать на территории лагеря и составить план территории с обозначением места «клада». А карту лучше всего подарить (торжественно вручить) вожатому, остающемуся на следующую смену.

«Звездопад».
Можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.