Человек в современном мире. Проблемы общества в современном мире

Большинство населения мира проживает в странах, где растет имущественное неравенство. Богатые богатеют, бедные отстают. Самые высокие зарплаты повышаются быстрее, чем самые низкие. Это касается не только зарплат. Состояние, накапливаемое в течение жизни, распределяется даже более неравномерно, чем текущие доходы. Причина заключается в том, что большая часть накоплений содержится в имуществе, акциях, пенсиях – активах, способных приносить прибыль, но недоступных для многих. Например, в Германии с 2000 года по 2016 год зарплаты рабочим выросли на 5%, а доход от инвестиций и бизнеса – на 30%.

Но не все так плохо. Исследователи по проектам World Wealth и Income Database говорят, что хотя неравенство растет почти во всех странах, но в разной степени, а это доказывает, что правительства в состоянии как-то с этим справляться. По данным МВФ и ряда других исследований, неравенство, нанося ущерб экономическому росту, в итоге обедняет всех.

Гендерный разрыв

По данным Всемирного экономического форума, женщины за равный с мужчинами труд получают меньше во всех странах несмотря на то, что гендерная дискриминация во многих странах незаконна, в том числе в США и во всех странах ЕС.

К тому же женский труд как экономический ресурс задействован не полностью. Только половина от числа всех женщин входят в состав всемирной рабочей силы по сравнению с 80% мужчин. По сведениям Всемирного Банка, в 90% стран для женщин существует, по крайней мере, одно из препятствий для возможности работать. У них множество скрытых расходов, от тех $18 тыс., которые американка тратит в течение жизни на специфические средства гигиены, до так называемого «розового налога», состоящего в том, что продукция, предназначенная для женщин, стоит дороже, чем такая же для мужчин.

Если прогресс в преодолении экономического неравенства между полами будет двигаться теми же темпами, оно будет преодолено через 217 лет, заявлено на форуме. От ВМФ требуют действий. То, что будет полезно для женщин, будет полезно для экономики и для всех, кто в ней задействован. Подсчитано, что если женщины сравняются с мужчинами по количеству рабочих мест, то ВВП возрастет на 5% в США, на 9% - в Японии, на 27% - в Индии.

Изменение климата

«Индекс риска климатических изменений», представленный агентством Maplecroft, учитывает возможные природные катастрофы, связанные с климатом, поднятие уровня моря, а также их влияние на структуру населения, ресурсы, сельское хозяйство и конфликты. Индекс также учитывает подготовленность каждой страны к климатическим изменениям и возможность им противостоять.

Самые уязвимые государства мира – среди беднейших. Ураганы на Карибах и в Латинской Америке, наводнения в Южной Азии, засуха на востоке Африки поразили в 2017 году беднейшие регионы. Не ограждены от воздействий даже страны G20. При этом самый крупный после Китая загрязнитель среды – США вышел из Парижского соглашения по климату. ООН предупреждала, что климатические изменения влияют на региональные конфликты, вынуждая людей покидать свои дома. По сообщениям Международной организации по миграции переселения людей внутри стран и между ними по этой причине усиливаются.

Политическая поляризация

И в США, и в Европе, и в Азии политика становится все более поляризованной. Опросы, проведенные исследовательским центром Pew, показывают, что американские республиканцы стали более стойкими консерваторами, а демократы более стойкими либералами. Следовательно, у них стало меньше взаимопонимания по ключевым вопросам, чем раньше.

В ряде европейских стран – в Австрии, Польше, Венгрии, Франции все большую поддержку получают крайне правые и популистские партии. В Германии на выборах в 2017 году антииммигрантские и антиисламские партии заняли третье место, в итоге впервые с 1961 года крайне правая группа вошла в национальный парламент. Эксперты Еврогруппы предупреждают, что растут исламистские, антикитайские и направленные против других меньшинств настроения в Южной Азии. Усиливающийся национализм в Индии тоже угрожает стабильности.

Неравенство в образовании

По данным ЮНИСЕФ, более 60 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не посещают школу. Более половины из их живут в Африке, около 27 млн. – в зонах конфликтов. Образование помогает преодолеть бедность и усиливает темпы экономического роста. Но доступ к обучению в мире в значительной степени неравномерен. В целом по миру 65% людей от 25 лет имеют как минимум среднее образование. В Европе и США таковых более 90%. В странах Африки, расположенных к югу от Сахары, - только 30%.

Бесчеловечный мир, в котором живет современный человек, вынуждает каждого вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами. Происходящее вокруг обычного человека иногда становится непонятным и приводит к ощущению постоянного дискомфорта.

Ежедневный спринт

Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.

Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.

Информационное давление

Второй задачей, которую современный человек не может решить, считается обилие информации. Поток различных данных обрушивается на каждого одновременно со всех возможных источников - Интернета, масс-медиа, прессы. Это делает невозможным критическое восприятие, поскольку внутренние «фильтры» не справляются с таким давлением. В результате индивид не может оперировать реальными фактами и данными, поскольку не в состоянии отделить выдумки и ложь от действительности.

Дегуманизация отношений

Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.

Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века - дегуманизация - отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.

Проблемы социальной культуры

Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.

Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство - литературу, живопись, музыку и кино.

Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.

Кризис ценностей

Ценностный мир каждого конкретного индивидуума может меняться несколько раз за жизнь, но в 21-м веке этот процесс стал слишком быстрым. Результатом постоянных изменений становятся постоянные кризисы, которые не всегда приводят к хэппи-энду.

Эсхатологические нотки, проскальзывающие в термине «кризис ценностей», не означают полного и абсолютного конца, но заставляют задуматься о направлении, в котором стоит прокладывать путь. Современный человек находится в перманентном состоянии кризиса с момента взросления, поскольку окружающий мир меняется намного быстрее, чем сложившиеся о нем представления.

Человек в современном мире вынужден влачить довольно жалкое существование: бездумное следование идеалам, тенденциям и определенным стилям, что приводит к невозможности выработать собственную точку зрения и свою позицию по отношению к событиям и процессам.

Повсеместные хаос и энтропия, царящие вокруг, не должны пугать или быть причиной истерики, поскольку перемены - это естественно и нормально, если есть что-то неизменное.

Куда и откуда катится мир?

Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.

Павший в неравном бою под напором адептов атеологии креационизм принес весьма неожиданные плоды - повсеместное падение нравов. Цинизм и критичность, ставшие нормой поведения и мышления со времен эпохи Возрождения, считаются своеобразными «правилами хорошего тона» для современных и пресвященных.

Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.

Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.

Инстинкты против разума

Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.

Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.

Научные, политические и общественные институты наперебой твердят о новых победах, которые непременно помогут человечеству вырастить цветущие сады на далеких планетах. Впрочем, современный человек, вооруженный всеми достижениями последнего тысячелетия, не в состоянии справиться с банальным насморком, как 100, 500 и 2000 лет назад.

Кто виноват и что делать?

В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению - можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.

Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.

Люди и звери, в индийском Джайпуре грузовик сбил мотоцикл, на котором ехала семья: муж, жена и двое детей. Мать погибла на месте. Пытаясь спасти 8-месячную девочку, отец и ее старший брат взывали о помощи почти час. Камеры видеонаблюдения запечатлели, как мимо проезжают машины и идут люди. Не остановился никто. Девочка умерла.

Это равнодушие стало уже новой реалией и отнюдь не только индийской. В России журналисты проверяли, кто и как быстро придет на помощь упавшей беременной женщине. Съемка была постановочной. 20 минут скрытая камера наблюдала, как проходят мимо плачущего беспомощного человека.

В эту среду в маленьком городке Октябрьский по улицам ездила "девятка" с распластанным на капоте человеком. Внутри водитель-лихач без прав, снаружи сбитый лейтенант ГИБДД Константин Клещунов.

За этой необычной ситуацией с восторгом следит толпа подростков. И на следующий день героем интернета становится не лейтенант Клещунов, который проехал на капоте 2 километра и задержал нарушителя, а некто Альберт Абдулов, который кричит за кадром: "Красавичик!"

"Может, у людей какая-то мания величия, они считают, что этим они покажут, какие они, по их словам, крутые", - говорит фотограф агентства "Франц Пресс" Александр Неменов.

Фотограф Александр Неменов начинал свою карьеру еще в 90-е годы. Но в конце двухтысячных у него появились конкуренты. Фотографы-любители оказываются на месте раньше профессионалов. Почти любое происшествие попадает в сеть через минуты: будь то пожар или авиакатастрофа, когда очевидцы достают мобильные телефоны одновременно, как будто они репетировали. В кадр попадает повисший ребенок на колесе обозрения, искреннее сожаление вызывает, как правило, севшая батарейка или недостаточное разрешение экрана.

Некоторые любительские кадры иной раз поражают цинизмом даже профессионалов, у которых, казалось бы, крепкие нервы.

Когда самолет Ту-204 выкатился на шоссе возле аэропорта Внуково, Евгений Зембицкий, действительно, поступил геройски. Он не испугался, что двигатель взорвется и первым начал искать раненых. Он был в одном шаге от настоящего подвига. Но как только подоспели пожарные и другие волонтеры, Женя вдруг достал телефон и включил камеру.

"Этот адреналин настолько прет: тут пожарные, на тебя вода. И в этот момент я достаю телефон и раз так на себя: "с места событий", - рассказывает Евгений Зембицкий.

Мобильный телефон фиксирует, как другие люди вытаскивают из-под обломков раненых.

Евгений так никого и не спас. Но все равно стал героем. Ролик посмотрели сотни тысяч, он побывал на телевидении. И главное, Евгений сегодня ни о чем не жалеет.

"Да, может быть, цинично. Я знаю, все, что ты снимаешь, несчастье. Но, к сожалению, у нас сейчас общество такое. Чтобы пострашнее… Может это как-то передается?" - говорит Евгений Зембицкий.

У человека, который стал очевидцем, как правило, есть выбор. Пытаться помочь или наблюдать со стороны. Стать настоящим героем (пусть анонимным) или сохранить момент на камере.

"Это новая культура. Этот новый психоз, фотопсихоз. Он не оставляет времени задуматься. Жизнь проходит даже не в фотографировании, в ожидании "лайков", в ожидании того, что тебя заметят", - говорит журналист Виктор Мартинович.

Журналист и блоггер Виктор Мартинович пишет статью с заголовком "Хватит фоткать!" Он считает, дело не в жестокости общества. А лишь в том, что люди живут в интернете и для интернета. Равнодушны не только к беде, но и к радостным моментам. Ведь на концерт любимого артиста тоже идут с камерой.

Кайли Миноуг как-то попросила изобразить руками сердечки.

Но не получилось. Вместо сердец люди снова подняли руки с камерами.

Постоянно снимать все вокруг для многих сегодня не то, чтобы хобби, но уже как будто необходимость. Вот утро, первая чашка кофе, щелк и сразу в "Фейсбук". Вид на рабочий стол, перерыв на обед с коллегами, автопортрет в зеркале лифта или в парикмахерской, можно просто в прихожей или на столе. Новые кеды - любимый жанр, котик - как же без него. И конечно пятница - хит социальных сетей.

Искать, снимать и удивлять публику уже настолько привычка, что даже при виде чужой трагедии рука автоматически тянется не к человеку, а к телефону с камерой.

Так было и на этой неделе в американском городке Уэст штата Техас. Когда загорелся завод по производству удобрений, вокруг собрались зеваки с камерами. Некоторые приехали полюбоваться пожаром вместе с детьми.

Камера выпадает из рук и приехавшие к месту трагедии папа с дочкой сами становятся участниками событий. Мощный взрыв уничтожил полгорода, пострадали сотни людей. В том числе и авторы видеоролика. Правда, снимать продолжение они уже не захотели. Представить себя на месте жертвы сложно. Но нет ничего проще, чем оказаться по ту сторону кадра.

Ежегодно компания Ford публикует отчет, где представлен анализ ключевых трендов потребительских настроений и поведений. Основу отчета составляют данные опросов, проводимых компанией среди тысяч жителей разных стран.

Rusbase ознакомился c глобальным исследованием и выбрал 5 основных трендов, которые сейчас определяют наш мир.

Тренд 1: Новый формат хорошей жизни

В современном мире «больше» теперь далеко не всегда значит «лучше», а богатство уже не является синонимом счастья. Потребители научились получать удовольствие не от самого факта владения чем-то, а от того, как тот или иной предмет влияет на их жизнь. Те же, кто продолжает выставлять своё богатство напоказ, вызывают лишь раздражение.

«Богатство больше не является синонимом счастья»:

  • Индия – 82%
  • Германия – 78%
  • Китай – 77%
  • Австралия – 71%
  • Канада – 71%
  • США – 70%
  • Испания – 69%
  • Бразилия – 67%
  • Великобритания – 64%

Меня раздражают люди, которые выставляют свое богатство напоказ »:

  • 77% – опрошенных в возрасте 18-29
  • 80% – опрошенных в возрасте 30-44
  • 84% – опрошенных в возрасте 45+

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность этого тренда:


1. Польза от результатов труда важнее прибыли

Пример 1:

Рустам Сенгупта существенную часть своей жизни шёл к успеху традиционным путём. Он получил степень в одной из ведущих бизнес-школ и устроился на высокооплачиваемую должность в сфере консалтинга. И вот, вернувшись однажды в свою родную деревню в Индии, он осознал, что местные жители испытывают нехватку самых простых вещей, страдая от проблем с электричеством и от отсутствия чистой питьевой воды.

Стремясь помочь людям, он основал некоммерческую компанию Boond , призванную заниматься развитием альтернативных источников энергии в северных районах Индии.

Пример 2:

Когда юрист из Нью-Йорка Зэн Кауфман начала по выходным подрабатывать в бургерной своего брата, стремясь разнообразить монотонность офисного труда, она и представить не могла, что это дело может настолько изменить её жизнь. Переехав через год в Лондон, она не стала рассылать резюме в юридические фирмы, а купила себе грузовичок для продажи уличной еды, основав собственную компанию Bleecker Street Burger.


2. Свободное время - лучшее лекарство

Представители поколения миллениалов (в возрасте 18–34) всё чаще стремятся сбежать от городской суеты и зависимости от социальных сетей, выбирая для себя более необычный и интересный отпуск, чем лежание на пляже при отеле с системой All Inclusive. Вместо этого они хотят использовать отпуск с пользой для здоровья, отдавая предпочтение клубам для занятий йогой и кулинарным турам по Италии.

Общий объём мировой индустрии подобных неординарных путешествий на сегодня оценивается в 563 миллиардов долларов. Лишь за один 2015 год по всему миру было организовано более 690 миллионов велнес-туров.

Тренд 2: Ценность времени теперь измеряется иначе

Время больше не ценный ресурс: в современном мире пунктуальность теряет свою привлекательность, а склонность откладывать всё на потом считается абсолютно нормальной.

72% опрошенных по всему миру согласились с утверждением «Занятия, которые раньше я считал пустой тратой времени, теперь не кажутся мне бесполезными ».

Со временем акценты сдвинулись и люди начали признавать необходимость в самых простых вещах. Например, на вопрос «Что вам кажется наиболее продуктивным времяпрепровождением?» ответы были следующие:

  • сон – 57%,
  • сидение в интернете – 54%,
  • чтение – 43 %,
  • просмотр ТВ – 36%,
  • общение в социальных сетях – 24%
  • мечтания – 19%

У британских студентов существует давняя традиция - брать годовой перерыв после окончания школы и перед поступлением в университет (gap year), чтобы лучше понять, какой путь выбрать в дальнейшей жизни. Подобный феномен набирает всё большую популярность и среди американских студентов. По данным американской ассоциации American Gap Association, за последние несколько лет количество студентов, решивших взять годовую паузу, выросло на 22%.

Согласно результатам опроса Ford, 98% молодых людей, решивших взять год перерыва после школы, сказали, что эта пауза помогла им определиться с выбором жизненного пути.

Вместо «сейчас» или «потом» люди теперь предпочитают использовать слово «когда-нибудь», которое не отражает конкретные сроки выполнения той или иной задачи. В психологии существует термин «прокрастинация» - склонность человека к постоянному переносу важных дел на потом.



Количество опрошенных по всему миру, согласившихся с утверждением «Прокрастинация помогает мне развивать в себе творческое начало »:

  • Индия – 63%
  • Испания – 48%
  • Великобритания – 38%
  • Бразилия – 35%
  • Австралия – 34%
  • США – 34%
  • Германия – 31%
  • Канада – 31%
  • Китай – 26%

1. Мы не умеем не отвлекаться по мелочам

Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда через несколько часов поиска нужной информации в интернете вы обнаруживаете себя читающим совершенно бесполезные, но чрезвычайно увлекательные статьи? Всем нам доводилось испытывать нечто подобное.

В этой связи интересен успех приложения Pocket , которое откладывает изучение найденных в процессе поиска увлекательных публикаций на потом и помогает сфокусироваться на том, что действительно важно именно сейчас, но без риска упустить из виду что-то интересное.

В настоящий момент сервисом уже воспользовались 22 миллиона пользователей, а сумма отложенных на потом публикаций равняется двум миллиардам.


2. Медитация вместо наказания

Провинившиеся ученики начальной школы Балтимора теперь больше не должны оставаться после уроков. Вместо этого школа разработала специальную программу Holistic Me , которая предлагает ученикам заняться йогой или медитацией, чтобы научиться управлять своими эмоциями. С момента запуска программы в 2014 году школе не пришлось исключить ни одного своего ученика.


3. Хочешь чтобы сотрудники работали эффективно - запрети сверхурочную работу

Рабочий день рекламного агентства Heldergroen в пригороде Амстердама всегда заканчивается ровно в 18:00 и ни секундой позже. В конце дня стальные тросы принудительно поднимают в воздух все рабочие столы с компьютерами и ноутбуками, а освободившееся пространство на полу офиса сотрудники могут использовать для танцев и занятий йогой, чтобы меньше работать и больше наслаждаться жизнью.



«Это стало нашим своеобразным ритуалом, проводящим грань между работой и личной жизнью», - поясняет Зандер Венендаль, креативный директор фирмы.

Тренд 3: Проблема выбора еще никогда не была столь актуальной

Современные магазины предлагают потребителям невероятно широкий выбор, что усложняет процесс принятия окончательного решения, и в итоге покупатели просто-напросто отказываются от покупки. Подобное многообразие приводит к тому, что люди сейчас предпочитают перепробовать много разных вариантов, не купив ничего.

Количество опрошенных по всему миру, согласившихся с утверждением «Интернет предлагает гораздо больше вариантов, чем мне действительно нужно» :

  • Китай – 99%
  • Индия – 90%
  • Бразилия – 74%
  • Австралия – 70%
  • Канада – 68%
  • Германия – 68%
  • Испания – 67%
  • Великобритания – 66%
  • США – 57%

С появлением процесс выбора становится неочевидным. Огромное количество специальных предложений вводит покупателей в заблуждение.

Количество опрошенных, согласившихся с утверждением «После того, как я куплю что-то, я начинаю сомневаться, а правильный ли выбор я сделал(а)?»:

  • 60% опрошенных в возрасте 18-29
  • 51% опрошенных в возрасте 30-44
  • 34% опрошенных в возрасте 45+

С утверждением «В прошлом месяце я не смог(ла) выбрать одну единственную вещь из множества вариантов. В итоге я решил(а) вообще ничего не покупать» согласились:

  • 49% опрошенных в возрасте 18-29 лет
  • 39% в возрасте 30-44 лет
  • 27% в возрасте 45+

Это можно объяснить тем, что с возрастом покупки происходят осознаннее и более рационально, поэтому такого рода вопрос возникает намного реже.

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Потребители хотят все пробовать

Стремление потребителей опробовать товар перед покупкой оказывает влияние на рынок электроники. В качестве примера можно привести сервис краткосрочной аренды гаджетов Lumoid .

  • Всего за 60 долларов в неделю вы можете взять на тест , чтобы окончательно понять, нужен ли вам этот гаджет стоимостью 550 долларов
  • За 5 долларов в день вы также можете взять в аренду квадрокоптер, чтобы определиться, какая именно модель вам нужна

2. Бремя кредита убивает радость от пользования гаджетом

Дорогостоящая техника, взятая в кредит, всё чаще перестает радовать миллениалов, еще до того момента, как кредит будет погашен.

В таком случае на помощь приходит стартап Flip, созданный для того, чтобы люди могли передать надоевшую покупку другим владельцам вместе с обязательствами по дальнейшей выплате кредита. По статистике, популярные товары находят новых владельцев в течение 30 дней с момента подачи объявления.

А на рынке недвижимости начал работать сервис Roam, который позволяет заключить всего один договор долгосрочной аренды жилья, а затем хоть каждую неделю выбирать для себя новое место жительства на любом из трёх охваченных сервисом континентов. Все жилые объекты, с которыми работает Roam, оснащены высокоскоростными сетями Wi-Fi и самым современным кухонным оборудованием.

Тренд 4: Обратная сторона технического прогресса

Улучшают ли технологии нашу повседневную жизнь, или только усложняют ее? Технологии действительно сделали жизнь людей более удобной и эффективной. Однако потребители начинают ощущать, что у технологического прогресса есть и негативная сторона.

  • 77% опрошенных по всему миру согласны с утверждением «Повальное увлечение технологиями привело к росту ожирения среди людей »
  • 67% опрошенных в возрасте 18-29 подтвердили, что знают человека, который расстался со своей второй половиной с помощью СМС
  • Использование технологий приводит не только к нарушению сна, отмечают 78% женщин и 69% мужчин, но и делают нас глупее, по мнению 47% опрошенных, и менее вежливыми (63%)

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Зависимость от технологий существует

Недавние успехи проектов компании показали, что люди в минимальные сроки становятся зависимыми от просмотра новых телешоу. По данным глобального исследования, сериалы 2015 года, такие как «Карточный домик» и «Оранжевый – хит сезона», за три-пять первых серий заставили зрителей с нетерпением ждать каждого нового эпизода. При этом новым сериалам, таким как «Очень странные дела» и «Отжиг», удалось зацепить зрителей после просмотра всего двух первых эпизодов.



Современные смартфоны стали важной составляющей жизни детей, которые уже не могут обойтись без них и дня. Американские исследователи доказали, что время, потраченное на смартфоны, негативно сказывается на успеваемости школьников. Дети, которые ежедневно «сидят» в мобильных устройствах по 2-4 часа после школы, на 23% чаще не успевают выполнить домашнее задание по сравнению со сверстниками, которые не так зависимы от гаджетов.


3. Автомобили спасают пешеходов

По данным Национального управления по безопасности дорожного движения США, в стране каждые восемь минут происходит наезд на пешехода. Чаще всего подобные ДТП происходят из-за того, что пешеходы отправляют сообщения на ходу и не следят за дорогой.

Чтобы повысить уровень безопасности всех участников дорожного движения, разрабатывает инновационную технологию, способную предсказывать поведение людей, понижая тем самым тяжесть последствий от ДТП и даже в некоторых случаях предотвращая их.

Двенадцать экспериментальных автомобилей Ford проехали более 800 тысяч километров по дорогам Европы, Китая и США, накопив массив данных, общим объёмом более года – 473 дня.

Тренд 5: Смена лидеров, теперь всё решают не они, а мы

Кто сегодня оказывает наиболее существенное влияние на нашу жизнь, экологическую ситуацию в мире, социальную сферу и здравоохранение? На протяжении десятилетий денежные потоки преимущественно двигались между физическими лицами и организациями, будь то правительственные структуры или коммерческие предприятия.

Сегодня мы в большей степени начинаем ощущать себя ответственными за правильность решений, которые принимает общество в целом.

На вопрос «Что является главной движущей силой, способной изменить общество к лучшему?» опрошенные ответили так:

  • 47% – Потребители
  • 28% – Государство
  • 17% – Компании
  • 8% – воздержались от ответа

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Бизнес должен быть честным с потребителями

Американский интернет-магазин Everlane , специализирующийся на продаже одежды, строит свой бизнес на принципах максимальной прозрачности во взаимоотношениях с поставщиками и клиентами. Создатели Everlane отказались от заоблачных наценок, которыми славится индустрия моды, и открыто показывают на своём сайте, из чего складывается конечная цена каждой вещи - на сайте отображается стоимость материала, трудозатрат и транспортировки.


2. Цены должны быть доступными для потребителей

Международная гуманитарная организация «Врачи без границ» активно борется с высокой стоимостью вакцин. Недавно она отказалась принять пожертвование в объёме одного миллиона доз вакцины от пневмонии, так как состав препаратов был защищён патентом, что негативно сказывается на цене конечного продукта и делает его недоступным для жителей многих регионов мира. С помощью подобного поступка организация хочет подчеркнуть важность решения проблемы доступности лекарственных препаратов в долгосрочной перспективе.


3. Должно появляться всё больше услуг для удобства пользователей

Для привлечения внимания к услуге l и уменьшения количества машин на дорогах компания Uber запустила в небо Мехико беспилотники с рекламными плакатами. Надписи на плакатах призывали водителей, застрявших в пробках, задуматься о необходимости использования собственного автомобиля для поездок на работу.

Один из плакатов гласил: «Едешь один в машине? Вот почему ты никогда не сможешь любоваться горами вокруг». Таким образом компания хотела обратить внимание водителей на проблему плотного смога над городом. Надпись на другом плакате: «Город построен для тебя, а не для 5,5 миллионов машин».

Что это значит?

Эти уже являются частью нашей жизни. Они показывают, что происходит в голове у потребителей: о чём они думают, как принимают решения о покупке того или иного товара. Бизнес должен внимательно подходить к изучению поведения своих покупателей и очень чутко реагировать на изменения.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания, телесно-духовное социальное существо. По отношению к человеку мы употребляем различные термины: "индивид", "индивидуальность", "личность". Какова их взаимосвязь?

Индивид - (от individuum - неделимое) отдельное живое существо, особь человеческого вида (homo sapiens), отдельный человек. Для него характерны целостность морфологической и психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии со средой, активность.

Под индивидуальностью понимают неповторимое своеобразие человека, в противоположность типическому. Это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно - неизменный на протяжении всей жизни человека. Свобода личности, ее разнообразные проявление обусловлены ее индивидуальностью, которая выражается в природных задатках и психических свойствах человека - в особенностях памяти, воображения, темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятельности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание сознания, взгляды, убеждения, суждение, мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда держат в себе нечто «свое». Потребности и запросы каждого отдельного человека индивидуализированы, и на все, что данный человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности, проявляющей социальность человека, - самостоятельность, не­зависимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер, основатель протестантизма, создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI века.

Только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни, деятельности. Личность представляет собой конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился, живет и формируется человек, уровень культуры народа серьезным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Понятие личности употребляется в различных смыслах:

1) как человеческий индивид, субъект социальных отношений и сознательной деятельности;



2) как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных условий, в которых существует человек, но в то же время - с учетом его индивидуальных особенностей. Таким образом, личность можно рассматривать как диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального), отдельного (индивидуального, неповторимого). Личность выступает как мера цельности человека.

Личность можно охарактеризовать как минимум с двух позиций: функциональной и сущностной. Функциональная характеристика личности - это характеристика личности с точки зрения социальных статусов и социальных ролей, которыми обладает и которые исполняет человек в обществе. Сущностная характеристика личности включает такие черты, как:

Самосознание - совокупность психических процессов, посредством которых индивид
осознает себя в качестве субъекта деятельности. Самосознание включает в себя самооценку и
самоуважение;

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей
человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных
жизненных условиях и обстоятельствах;



Воля - способность к выбору действий, связанных с преодолением внешних или
внутренних препятствий;

Мировоззрение как условие целенаправленной, осознанной деятельности;

Нравственность.

Необходимо заметить, что процесс формирования морального «я» личности происходит постепенно и определяется не только возрастом и социальной средой, но во многом, собственными усилиями человека. Можно выделить следующие стадии формирования морального "я" человека и соответствующие им мотивы поведения:

1) доморальный уровень, когда поведение человека определяется страхом перед
наказанием и соображениями взаимной выгоды;

2) уровень морального развития, при котором человек ориентируется на заданные извне
нормы и требования (желание одобрения со стороны значимых других и стыд перед их
осуждением);

3) уровень автономной морали, включающий ориентацию на устойчивую внутреннюю
систему принципов, соблюдение которых обеспечивается совестью.

Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регулирующие поведение людей. В более строгом понимании - это совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на духовный, возвышенный идеал человеческого единства. Идеал единства выражается в солидарности и братской (милосердной) любви. Под этикой часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении этика представляет собой философскую дисциплину, изучающую мораль. Традиционно этику называют практической философией, так как ее целью являются не знания, а поступки.

Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные отношения с другими, как общественная форма отношений между людьми, мера их человечности. Основными формами объективации морали являются добродетели (совершенные личностные качества), например, правдивость, честность, доброта - нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых (требования, заповеди, правила), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому анализ морали можно проводить в двух направлениях: моральное измерение личности, моральное измерение общества.

Начиная с греческой античности мораль понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами. Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель - цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д. Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле. По И. Канту, это - воля, чистая от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практических деятельных позиций человека. Ключевой для морали вопрос состоит в следующем: как моральное совершенство человека связано с его отношением к другим людям? Здесь мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможными отношения между людьми во всем их конкретном многообразии.

Следующая характерная особенность морали составляет единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости). Мораль мыслима только при допущении свободы воли, она есть автономия воли, ее само законодательство. И. Кант говорил, что в морали человек подчинен только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная. Индивидуальная воля оказывается свободной не тогда, когда она свое выдает за всеобщее, а тогда, когда всеобщее избирает в качестве своего. Золотое правило нравственности дает образец такого соединения. «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Специфическим способом существования морали является долженствование.

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Ценность, - это не родовое свойство чего-либо, а отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат - систему ценностных ориентации. На вершине ценностной пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.

В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро -это то, что приближает к идеалу, зло - то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга как вина и переживается в укорах и муках совести. Нравственные ценности императивны (обязательны). Нравственные императивы и утверждаемые ими моральные ценности имеют над ситуативный и безличный, т.е. универсальный характер.

Среди основополагающих категорий человеческого бытия выделяются категории свободы и смысла жизни и соотношение свободы и необходимости, свободы и ответственности.

Проблема свободы человека имеет два главных аспекта - социальный и природный. Социальная свобода человека зависит от общественного устройства - политики, экономики и т.д. Исторический прогресс - это путь к развитию социальной свободы. Чем более развито общество, тем оно более свободно, тем больше свободы у конкретного человека. Природный аспект свободы имеет своим содержанием свободу воли человека. Насколько человек в своей жизни может сделать выбор и следовать ему? Отчего зависит этот выбор? В философии сложились различные концепции свободы человека:

1. Фатализм. В соответствии с этой концепцией, человек - существо объективно
обусловленное и четко детерминированное внешними силами (боженственными или
природными). Все, что происходит в мире с человеком, - результат божественного
предопределения, судьбы. Таким образом, согласно фаталистам, человек не делает реального
выбора и не обладает реальной свободой воли. Такая точка зрения имела множество
противников, которые указывали на ее абсурдность. Историческая жизнь человека постоянно
доказывает, что в самых трудных условиях, на грани жизни и смерти, он может выбрать правду
или ложь, свободу или рабство, добро или зло.

2. Волюнтаризм: Человек - существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств.
Поступки человека совершенно произвольны и не зависят ни от каких причин и факторов,
кроме желания самого человека. Провозглашается полная независимость воли человека от
реальностей мира. На практике его выбор все же зависит от многих причин как внутреннего,
так и внешнего характера. Человек вынужден считаться с этими причинами и принимать
решения, исходя из имеющихся возможностей.

3. Сциентистски ориентированная философия (Спиноза, Гегель, Конт, Маркс) рассматривают свободу как осознанную необходимость. В этом случае за человеком признается реальная свобода воли, но, вместе с тем, указывается, что выбор и действия человека осуществляются не произвольно, а под влиянием определенных причин духовного или материального характера. Понимание свободы как осознанной необходимости ставит на первый план необходимость, таким образом, выражается отношение мира к человеку, а не человека к миру.

4. Современное осмысление проблемы свободы включает отказ от абсолютизации областей свободы и необходимости (т.е. реально вести речь об относительной свободе); персонификацию и индивидуализацию свободы (субъекты свободы, форма бытия свободы); рассмотрение структуры необходимости и свободы и их взаимодействия, а взаимодействие это составляет сущностное противоречие человеческого бытия; проблему критерия свободы (долг, нравственный выбор, смысл жизни, совесть, ответственность). Таким образом, центр философствования перемещается в сторону отношения человека к миру. Характер этого отношения в значительной степени зависит от свойств и усилий самого человека.

Вот несколько концепций свободы, в основе которых - отношение человека к миру.

По мнению русского философа В.С. Соловьева свобода всегда требует нравственного отношения к выбору и к осуществлению решения. Свобода - это ответственное совестливое поведение. Как говорил В.С. Соловьев, - человек живет одновременно в двух мирах: мире прошедшего (опыт) - необходимость и мире будущего - возможность. Мир будущего дает возможность морального суждения, т.е. дает свободу, а связующим звеном между необходимостью и свободой является цель.

Э.Фромм подчеркивал, что человек принадлежит двум мирам: собственно человеческому и животному, а значит он осознает свое величие и бессилие. Свобода реализуется самой жизнедеятельностью человека, в процессе которой он осуществляет свой выбор. Т.о., свобода - осознанный, свободный выбор человеком своей линии поведения. Главная цель выбора - выход за пределы наличной необходимости. Варианты выхода: а) регрессивный - стремление человека вернуться к своим естественным истокам - природе, предкам, естественной жизни, отказ от индивидуальности (масса, толпа), саморефлексии; б) прогрессивный - развитие собственно человеческих сил и потенций. Формами проявления свободы называют, прежде всего, игру, творчество, риск, смысл жизни.

Виктор Франкл, австрийский психолог и психиатр, считал, что свобода человека должна определяться, во-первых, по отношению к влечениям. Человек либо позволяет влечениям определять свое поведение, либо нет; во-вторых, по отношению к наследственности. Компенсация врожденных задатков и свойств может рассматриваться как осознанный выбор. Таким образом, огромную роль в процессе осуществления свободы играет культура, цивилизация; в-третьих, по отношению к среде: естественно-природной среде, психологической заданности человека, социокультурным условиям бытия. Получается, что свобода - это сознательная выработка определенного отношения к среде, ориентированная на "выход" за границы той Среды, которая больше не удовлетворяет человека.

Человек не может изменить ни одного объективного закона природы, общества, но он может их не принять. От человека зависит, сдаться ли "на милость" условиям, или подняться над ними и таким образом обнаружить свое подлинно человеческое измерение.

Если необходимость - система объективно реальных возможностей поведения человека в данной конкретной жизненной ситуации, то свобода представляет собой:

1. Сознательный выбор человеком варианта своего поведения в данной ситуации,
соответственно не только содержанию внешних обстоятельств, но и состоянию своего
духовного мира.

2. Способность человека "выйти" за пределы реальной ситуации, спроектировать иную
ситуацию и иное свое внутреннее состояние, а также организовать практическую деятельность
по достижению этого иного.

3. Возможность для человека обрести свой смысл жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется его свобода воли. Свобода - это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, и поступки и т.д. Ответственность - это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности есть не что иное, как отражение субъектом бытия, социальной необходимости и понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответственности - необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее самосознание.

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Лишь нравственность дает возможность утверждаться личностной независимости индивида. развивает его умение руководить своей деятельностью, строить свою жизнь осмысленно и от­ветственно. Безответственность и беспринципность несовместимы с индивидуальной независимостью, которая возможна только тогда, когда действия индивида не противоречат нравственности, принятой в данном обществе. Не случайно величайший этик И. Кант писал: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными ценностями являются социальная справедливость, мир, демократия, прогресс. В современном мире сам человек провозглашается как ценность особого рода. И он может ею стать в действительности, если удастся преодолеть колоссальное социальное неравенство. Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостной личности.

Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества Смысл жизни -интеграционное понятие, объединяющее в своем содержании ряд других.

При рассмотрении проблемы возникают следующие вопросы: 1. Является ли смысл жизни лишь итогом жизни человека, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации? 2. Обретает ли человек смысл жизни в неких "запредельных" ценностях (бог, высшие идеалы) или его надо обретать в обычных повседневных жизненных ценностях? 3, Связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или его обретают в единичных, индивидуальных ценностях каждого человека?

Существуют различные точки зрения относительно того, что представляет собой смысл жизни. Марксистская интерпретация XX века заключалась в определении смысла жизни как конечного, объективного, социально значимого результата прожитой человеком жизни. Другая трактовка понятия заключалась в утверждении, что смысл жизни существует независимо от того, осознает ли человек осмысленность своего бытия. В результате из смысла жизни исключалась сама жизнь человека, его свобода и уникальность. Еще один подход к проблеме состоял в том, что понятие смысла жизни не может быть принципиально отделено от самой реальной жизни, следовательно, - это не научное понятие, а общекультурное описание.

Как утверждал В.Франкл, - смысл относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку, и во-вторых, от одного дня к другому". Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальной ситуации". Таким образом, формулируется несколько выводов:

Поиск смысла жизни никогда не может быть завершен, ибо смысл жизни человека
состоит в его поиске, и этот поиск называется жизнью человека.

Смысл жизни должен быть определен как отношение человека к той ситуации, в которой он пребывает в каждое данное время.

Но смыслу жизни нельзя научить, его нельзя навязать человеку.

Вместе с тем, утверждение индивидуальности смысла жизни не означает отрицания неких общих черт и особенностей, присущих множеству различных ситуаций, в которые попадают различные люди. У множества людей, находящихся в сходных жизненных ситуациях, возникает некое общее содержание жизненных смыслов. Общее содержание жизненных смыслов – это и есть ценность. Она выступает ориентиром для поиска людьми своего индивидуального смысла жизни в каждой ситуации (например, ценность традиций и обычаев). В системе ценностей человека можно выделить:

а) ценности созидания. Они осуществляются в продуктивных творческих актах (трудолюбие, созидание).

б) ценности переживания - красота природы, искусство.

в) ценности общения. Они реализуются в отношениях человека к человеку (любовь,
дружба, сочувствие).

г) ценности преодоления ситуации и изменения своего отношения к ней - реализуются в
отношении человека к ситуациям, ограничивающим его возможности. Иногда человеку остаются доступны лишь ценности преодоления себя. Пока человек живет, он может реализовать определенные ценности и нести ответственность перед собой за обретение смысла жизни. Смысл жизни должен быть найден самостоятельно, в каждой жизненной ситуации, это преодоление конфликта Я и Среды, способ формирования личности.

Вопросы для самоподготовки

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность – как соотносятся эти понятия?

2. Что собой представляет функциональная и сущностная характеристика личности?

3. Что такое самосознание личности? От чего оно зависит?

4. Как складывается самооценка личности?

5. Как взаимосвязаны между собой необходимость, свобода и ответственность?

6. В чем сущность фатализма и волюнтаризма?

7. Каковы формы проявления свободы?

8. Почему свобода, смысл жизни, счастье рассматриваются как основополагающие категории человеческого бытия?

9. Может ли быть творчество в условиях несвободы?

10. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

11. Что такое мораль? В чем состоит «золотое правило нравственности»?

Упражнения и задачи

1. "В жизни человека всего три события: рождение, жизнь, смерть. Он не чувствует,
как родится, страдает, умирая, и забывает жить".
(Б.Паскаль). Согласны ли вы с
автором? Как бы вы охарактеризовали жизнь человека?

2. Философы, как известно, много размышляют о смерти. Попробуйте истолковать следующие тезисы:

"Свободный человек ни о чем не думает менее, чем о смерти". (Б.Спиноза).

«Пока мы живы, нет смерти. Пришла смерть - нет нас». (Тит Лукреций Кар).

3. Б.Паскаль так определил для себя свободу: "Свобода - это не праздность, а
возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий;
короче говоря, быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно
решать, что делать и чего не делать. Какое великое благо такая свобода!".
Всегда
ли человек воспринимает свободу как благо?

4. У каждого человека в жизни много «ролей». В разных обстоятельствах, встречаясь с
разными людьми, мы ведем себя по-разному: у меня одно лицо и одни слова, когда я говорю
с начальником, и совсем другое лицо и другие слова, когда я что-либо обсуждаю со своими
друзьями. Но ведь есть люди, которые во всех обстоятельствах ведут себя всегда
одинаково. Они одинаково вежливы и ласковы со взрослыми и детьми, они полны
достоинства и не теряются при встрече с большими начальниками, на важничают со своими
подчиненными, ничего из себя не строят, всегда естественны и просты. Как правило, это
взрослые люди, люди сильной воли и характера. Приходилось ли вам встречать таких
людей? И возможно ли такое поведение в юности?

5. Психология толпы такова, что чем ярче, оригинальнее и неповторимей человек, тем больше
он вызывает зависти и злобы. Если бы Моцарт не был гениальным композитором, он
прожил бы намного дольше, никакой Сальери ему бы не позавидовал. Мы часто слышим:
будьте как все, не высовывайтесь, не стройте из себя умников! Может быть, в этих призывах
действительно есть доля истины?

6. Согласны ли вы, с тем, что отучиться лгать другим не так уж сложно, гораздо труднее
отучиться лгать самому себе, то есть посмотреть на себя честно и искренне?

7. Как вы понимаете фразу: «Смерть не конец, а венец жизни»?

8. Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле жизни?

9. Горький в свое время провозгласил: «Человек – это звучит гордо!». Но ни Н. Бердяев, ни М. Хайдеггер, ни С. Франк, ни Ф. Ницше не согласились бы с такой фразой. Почему?