Демографическая характеристика основных элементов развития рынка труда (рабочая сила, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста). Тема: анализ демографических факторов туризма

Социально-демографические характеристики имеют широкое применение. Они используются в продвижении товаров, изучении положения дел в государстве, формирования картины населения, а также для выделения отдельных групп людей.

Вводная информация

Социально-демографические характеристики позволяют выбирать целевые группы, с которыми будет осуществляться взаимодействие. Например, компании, долго присутствующие на рынке, изучили своего потребителя значительно лучше, чем любые нанятые консультанты и исследователи. Конечно, если они фиксировали полученные данные. Чему же уделяется внимание? Конкретные выбираемые социально-демографические характеристики зависят от преследуемых целей. Но среди них следует упомянуть те, что пользуются особенной популярностью. Это:

  • возраст;
  • география;
  • образование;
  • занятость;
  • профессиональный и семейный статусы;
  • дети;
  • род занятий.

Прежде, чем выбирать интересующие позиции, необходимо составить описание целевой группы. Впоследствии оно уточняется рядом параметров. Прежде, чем проводить изучение целевой группы, необходимо описать типичного представителя, опираясь на информацию, доступную в данный момент. Это может быть, как реальный, так и предполагаемый человек. Конечно, если приходиться изучать группу, то здесь без создания усредненного портрета никак не обойтись.

Как работать?

Когда используются социально-демографические показатели, то применяются они, как правило, по отношению к одной группе для того, чтобы составить усредненный портрет личности. Утверждающим, что можно легко составить универсальные портреты для всех людей, лучше не верить. Ведь применение таких данных весьма ограничено. Общие социально-демографические характеристики населения земли не позволят выделить целевую группу для предприятия, подсказать направление развития в будущем, оценить ситуацию в конкретном слое. Если интерес представляет несколько из них, то каждая должна исследоваться отдельно. При этом можно заметить, что часто информация дублируется. Поэтому, действительно, лучше концентрироваться исключительно на одной группе и прорабатывать ее до конца. Если кто-то не верит, то может убедиться в этом на практическом опыте.

Небольшой пример

Допустим, осуществляется деятельность в b2b-сегменте. В таком случае необходимо учитывать, что контакт предполагает наличие нескольких персонажей: подготавливающего решение, влияющего на его принятие и одобряющего/отклоняющего его. Каждая из этих ролей заслуживает отдельного внимания. Адекватно составленные социально-демографические характеристики личности позволяют значительно упростить и одновременно увеличить эффективность взаимодействия с ними. Причем, может быть и такое, что есть несколько людей, которые в одной компании играют конкретную роль. Несмотря на их количество, выработка универсальной стратегии позволяет спокойно взаимодействовать с ними, не беспокоясь о множестве рабочих моментов.

Как выделить целевую группу?

Порядок действий здесь следующий:

  1. Группа людей получает название.
  2. Внимание уделяется географии. Необходимо быть рациональным, просчитывать, хватает ли ресурсов, можно ли организовать снабжение.
  3. Пол - мужской, женский или оба.
  4. Возраст. Он совпадает с этапами жизненного пути. И цифры не всегда являются круглыми. Необходимо рассмотреть этот вопрос чрезвычайно внимательно. Так, при исследованиях часто указывают рамки, как-то 40-45 или 30-35 лет. Но вот школу оканчивают в 17-18, университет в 22 или 23, семью заводят в 20-33 года. Этому необходимо уделить существенное внимание.
  5. Образование. Он него зависит характер, место и результативность контакта.
  6. Занятость. Здесь различают студентов, домохозяек, неполную.
  7. Профессиональный статус. Описывает то, чем занимается человек. Примеры: не работал, начинающий, профессионал.
  8. Семейный статус. Он оказывает сильное влияние на потребление и принимаемые решения.
  9. Дети. Есть или нет. Часто также имеет значение их количество.
  10. Численность людей, подпадающая под выдвинутые характеристики. Чем большее количество критериев используется, тем меньше личностей будет им соответствовать. Поэтому имеет смысл использовать только то, что отличает целевую группу от тех, кто представляет малый интерес или вообще может быть проигнорирован.

Помощь для поиска причины

Социально-демографические характеристики могут успешно использоваться для того, чтобы упреждать многочисленные явления. Конечно, если будут соответствующие действия. Например, социально-демографическая характеристика личности преступников позволяет оценить то, в каких условиях они росли, что у них общего и множество других моментов, на которые следует обратить внимание и заняться их устранением. Хотя на первый взгляд это может показаться лишним, но именно так и осуществляется деятельность по упреждению возможных проблем. Например, установлено, что если не все хорошо со старшими членами семьи, то это же наследуют и их дети. Социально-демографическая характеристика осужденных позволяет разрабатывать эффективные программы, не позволяющие сходить на путь преступлений. И таких примеров великое множество.

Как же получать данные?

Можно обратиться к специализирующимся компаниям и приобрести у них исследование или даже заказать проведение нового. Как правило, они могут обеспечить хорошую экспертизу, равно как и выделить целевую группу. Но исследования такого рода являются делом дорогим и долгим. Оно занимает несколько месяцев, а также требует затрат нескольких сотен тысяч или даже миллионов рублей. Хотя есть и более дешевый способ, можно изучить вопрос в Интернете, посмотреть открытые статистические данные и энциклопедии. Не нужно гнаться за математической точностью. Для того чтобы оценить ситуацию, достаточно и примерных цифр. Важным в этом деле является процесс подсчета аудитории. Это необходимо для того, чтобы оценивать количество людей, задействованных в принятии решений о приобретении продуктов.

Еще один пример

Давайте представим, что мы является государственным служащими, которые получили задачу изучить вопросы народонаселения. При этом для нас интерес представляет ожидаемая продолжительность жизни, а также международные сведения для проведения сопоставления. Каждый из этих социально-демографических показателей позволит получить представление о положении в конкретной сфере. Например, возьмем ожидаемую продолжительность жизни. Этот параметр показывает, сколько предстоит прожить человеку при условии, что на протяжении его поколения смертность останется на уровне года, в котором был вычислен показатель. Он является наиболее адекватным обобщающим параметром смертности. Исходя из этого, можно строить пенсионную политику и множество иных. Например, показатель ожидаемой продолжительного жизни населения (то есть и мужчин, и женщин) возрос за двадцать лет (с 1990 по 2011 год) на 0,64 года. Если посмотреть официальные данные, то можно заметить три основные волны: сокращение к 1994 г., рост к 1998 г., затем повторение цикла в 2003 и 2007 гг., а также в 2008 и 2009-2011 гг. Так, первую волну можно объяснить следствием переходного периода, вторую - выходом после дефолта 98-го года, третью - мировым финансово-экономическим кризисом.

И это все?

Далеко не так. За два десятилетия получила размах региональная асимметрия. То есть, разница между максимальным и минимальным значением. И разница между ними или сохранилась, или даже выросла. Это говорит о том, что не удается достичь равномерного развития всей страны. Это делает некоторые местности менее привлекательными для проживания. Следует отметить, что, несмотря на это, даже в самых проблемных регионах фиксировали, что тренд снижения величины долголетия сменился на рост. Считается, что это заслуга повышения качества сферы здравоохранения, что, возможно, благодаря комплектации персоналом, медицинским оборудованием и лекарствами. Хотя есть и определенные искривления. Так, к примеру, отмечают, что социально-демографическая характеристика района Северного Кавказа является делом проблематичным в силу частых фальсификаций. Например, в плане долгожительства или рождаемости. Находится большое число людей, которые считают, что эти показатели завышены.

И какая ситуация по регионам?

Это зависит от целой группы факторов:

  1. Природно-климатических. Например, можно вспомнить печально известный северо-восточный градиент смертности.
  2. Экономических. Это доступность и качество медицинской помощи, и уровень жизни населения.
  3. Социальных. К таковым относят характер труда, уровень образования, брачный статус, нормы поведения, распространенность вредных привычек.

К примеру, средний возраст по регионам колеблется в диапазоне более десятка лет! А ведь это одна страна. При этом, чем южнее, тем, как правило, показатели лучше. Эксперты считают, что это обусловлено более мягким климатом, невысоким уровнем употребления алкоголя. Хотя есть и отклонения. Так, выделяется из общей картины Москва и Санкт-Петербург. Считается, что это благодаря более высоким доходам, лучшему образованию и качественной медицине.

Решение проблем на примере демографии

Российская Федерация сформировалась и существует за счет мощного стержня - комбинации славянского и финно-угорского населения, получившего этническое обозначение «русские». Но есть существенная проблема - его численность безостановочно падает. Даже в самый лучший год этого десятилетия, когда наблюдался прирост населения по стране, оно уменьшилось на 136 тысяч людей. После того как дана социально-демографическая характеристика семьи для данной группы населения, можно отметить в первую очередь:

  1. Невысокий уровень рождаемости. Как правило, в семьях есть по одному или двое детей. Много бездетных (таковых около 20% от общей численности).
  2. Большое количество людей, которые не заводят семьи.
  3. Колебания в размере поколений.

Исходя из третьего пункта, была проведена социально-демографическая характеристика молодежи. И здесь открываются печальные перспективы: сейчас набирает обороты влияние ситуации, произошедшей в девяностых годах. Учитывая влияние послевоенного бума рождаемости, чтобы компенсировать потери населения, которое сейчас массово умирает, необходимо обеспечить рождаемость не просто на уровне воспроизводства (2,15-2,3 ребенка на одну женщину), но и подстегнуть едва ли не к показателю в три ребенка. Что, по существу, обозначает увеличение, чуть ли не в два раза. Причем это все не упирается исключительно в одно желание иметь детей. Необходимо обеспечить места в роддомах, детских садах, школах и так далее.

Заключение

Неважно, что изучается - социально-демографические характеристики потребителей для предприятия или проблемы народонаселения всей страны. Если сформирован адекватный подход, то получить интересующие данные не составит труда. А как их использовать - это отдельный разговор. Следует помнить, что социально-демографические характеристики только позволяют сформировать основу для принятия решений. Какие они будут, зависит от руководящего состава.

Задание 1. Обоснуйте необходимость должностного самоопределение работников, в частности, ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация “коммуникативного пространства”.

Задание 2. Расскажите о диспозиционных отношениях и статусах в организации. Перечислите ресурсы организационного поведения такие как временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.

Задание 3. Опишите прессинговые психологические состояния и пути их преодоления. Охарактеризуйте факторы его вызывающие (ситуационная напряженность деятельности, временные дезорганизаторы поведения).

Задание 4. Смоделируйте управленческий цикл руководителя и дайте характеристику его этапам: проблемному осмыслению информации, “запуску” управленческих решений и делегированию полномочий. Опишите конфликтные управленческие позиции и зоны.


ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тест1.

Множественный выбор

1. Термин «разнообразие рабочей силы» отражает различия расы, возраста, пола, этнической принадлежности и ________ людей на работе:

а) социальных статусов;

б) личного благосостояния;

в) физических способностей;

г) политических предпочтений.

2. Какое из высказываний лучше всего описывает сегодняшнее организационное поведение:

а) команды и контроль;

б) новое поколение ожидает того же, что и старое;

в) делегирование полномочий

г) баланс между работой и жизнью.

3. Интерес исследователей ОП к таким переменным, как ________, является индикатором того, что эта дисциплина имеет отношение к практическим вопросам и практическому применению:

а) прогулы и текучесть кадров;

б) удовлетворенность работой;

в) эффективность работы

г) все перечисленные выше пункты.

4. «Эффект стеклянного потолка» в организациях - это___________

а) скрытый барьер, ограничивающий продвижение по службе представителей меньшинств и женщин;

б) негласный предел зарплаты, выплачиваемой топ-менеджерам;

в) негласный предел зарплаты, выплачиваемой рабочим;

г) ограничение приема на постоянную работу рабочих, работающих полный рабочий день.

5. Какое утверждение об ОП кажется вам самым правильным :

а) ОП ищет самый лучший и единственный способ решать проблемы менеджмента;

б) ОП - это уникальная наука, мало связанная с остальными научными дисциплинами;

в) ОП делает акцент на практическом применении знаний;

г) ОП является настолько современной наукой, что у нее нет никаких исторических корней?



6. Исходя из взгляда на организации как открытые системы технология, информация и деньги - это __________.

а) ресурсы;

б) услуги;

в) ресурсы на входе;

г) конечный продукт.

7. Такая функция менеджмента, как __________, связана с созданием энтузиазма для выполнения трудной работы :

а) планирование;

б) организация;

в) контроль;

г) мотивирование.

8. Оправдывая этичное поведение, основанное на получении максимального блага для максимального количества людей, мы придерживаемся точки зрения _________________:

а) утилитаризма;

б) индивидуализма;

в) моральных правил;

г) справедливость

9. Когда кто-либо оправдывает неэтичное поведение на самом деле соответствует интересам организации, он ___________________:

а) поступает правильно в отношении самою себя;

б) поступает правильно в отношении всего общества;

в) объясняет неэтичный поступок;

г) следует правилам процедурной справедливости.

Истинно или ложно

10. Организационное поведение - это исследование того, как организации ведут себя в различном окружении. И Л

11. Из утверждения: «ОП пытается удовлетворить требования, предъявляемые различными ситуациями менеджмента» - вытекает вероятностный подход. ИЛ

12. Организационное научение - это процесс приобретения знаний и использования информации для того, чтобы приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. И Л

13. Внешняя окружающая среда не имеет значения для организаций как открытых систем. И Л

14. Когда президент проводит частые совещания, посвященные сообщениям о выполнении заданий, она осуществляет такую функцию менеджмента, как планирование. И Л

15. Технические навыки, возможно, являются самыми важными для менеджеров высшего звена. И Л

16. Работа менеджера подразумевает главным образом использование сети межличностных отношений. И Л

17. Руководитель команды, оказывающий своим друзьям особое предпочтение при распределении отпусков, нарушает распределительную справедливость. ИЛ



18. Осведомитель - это тот, кто раскрывает неэтичное поведение организации. ИЛ

19. Исследователи предполагают, что вышестоящие лица организации являются причиной многих этических дилемм, с которыми люди сталкиваются на работе. И Л

Краткий ответ

20. Что означает «ценить разнообразие на работе

21. Что такое эффективный менеджер?;

Тест 2

Множественный выбор

1.. Демографические характеристики включают в себя __________ :

а) задатки и способности;

б) личностные признаки;

в) основные характеристики сформировавшие то, чем является человек;

г) ценности и установки.

2. Задатки и способности подразделяются на_________:

а) стереотипы;

б) физические и психические;

в) психические и личностные;

г) агрессивные и! пассивные.

3 Личностные характеристики определяются _____________ :

а) окружающей средой;

б) наследственностью;

в) и окружающей средой, и наследственностью;

г) склонностями и способностями человека.

4. Ценности и установки ___________:

а) сходны с задатками и способностями;

б) заменяют друг друга;

в) связаны друг с другом;

г) сходны с демографическими характеристиками.

5. Подкрепление делает акцент на ________ :

А) внутренних вознаграждениях;

б) внешних вознаграждениях;

в) законе падения дохода;

г)социальном научении.

а) заслуженном подкреплении;

б) наборе средств;

в) справедливости;

г) потребностях индивида.

7. Человек с высокой мотивацией достижения, скорее всего, предпочтет ___________в своей деятельности:

а) групповую работу;

б) решение трудных задач;

в) контроль над другими людьми;

г) слабую обратную связь илиi ее отсутствие.

8. Согласно теории справедливости, ключевой проблемой является _____

а) социальное сравнение вознаграждений и усилий;

б) равенство вознаграждения;

в) равенство усилий;

г) абсолютная ценность награды.

9. Согласно теории ожидания, _______ - это вероятность того, что данный уровень эффективности приведет к определенному результату

а) ожидание;

б) набор средств;

в) мотивация;

г) валентность.

10. Какое утверждение относительно удовлетворенности работой самое правильное:

а) она является причиной эффективности;

б) она может л на текучесть кадров;

в) ее трудно измерить;

г) она не влияет прогул

11. На стадии ____________становления группы ее члены на самом деле начинают представлять собой единое формирование:

а) «бури»;

б) нормирование

в) исполнения;

г) общей интеграции.

12. Лучше всего, если в группу, занятую решением проблемы входит _______ членов:

а) не больше 3-4;

г) прим 13.

13. Что описывает в групповом поведении эффект Ринглеманна :

а) тенденцию групп принимать рискованные решения;

б) социальную лень;

в) социальную поддержку;

г) удовлетворение социальных потребностей членов

Истинно или ложно

14. Личность может развиваться во времени. И Л

15. Установки часто определяют ценности. И Л

16. И ценности и установки в какой-то степени, являются предпосылками поведения. И Л

17. Подкрепление основано на внутреннем вознаграждении. ИЛ

18. В теории ERG Альдерфера нет эквивалента социальным потребностям Маслоу. ИЛ

19. Согласно теории приобретенных потребностей Мак-Kлелланда, высокая потребность в социальной власти включает в себя желание контролировать окружающих для выполнения задач группы или организации. ИЛ

20. Согласно теории справедливости, ощущение негативной несправедливости является мотивирующим состоянием, а ощущение позитивной несправедливости - нет. И Л

21. Внешнее вознаграждение - это положительно оцениваемый результат работы, получаемый непосредственно при выполнении работы. ИЛ

22. Вознаграждение соответствует эффективности работы, если ее размер и ценность изменяются пропорционально уровню достигнутой эффективности работы.

Дайте краткий ответ

23. Что означает управление разнообразием и индивидуальными различиями на рабочем месте?

24. В чем заключается важность демографических характеристик для рабочего места? Почему личностные характеристики так важны на рабочем месте?

25. Что такое «эффект умножения» в теории ожиданий?

Тест 3

Множественный выбор

1. Культура имеет отношение ко всем вопросам, за исключением ______

а) коллективных концепций, разделяемых всеми членами организации

б) приобретенных способностей;

в) личности руководителя;

г) убежений членов организации.

2. . _______- это ощущение более общего смысла, который рабочие при­вносят в свои задачи в результате взаимодействия друг с другом:

а) церемо­ния;

б) культурный символ;

в) миф об основании;

г) общее значение;

д) внут­ренняя интеграция.

3. История о деятельности корпорации, приписываемая усилиям прозорливо­го основоположника, является примером ___________:

б) мифа об основании;

в) внутренней интеграции;

г) артефакта латентной культуры;

д) общим предположением.

4. Организационное развитие прежде всего предназначено для ________:

а) повышения общей эффективности организации;

б) улучшения межгруп­повых взаимоотношений;

в) повышения синергии;

г) улучшения процесса плановых изменений;

д) улучшения групповой динамики.

5. Три стадии организационного развития включают в себя __________:

а) сбор данных, проведение вмешательства и оценки;

б) установку диагноза, проведение вмешательства и подкрепление;

в) проведение вмешательства, применение и внедрение инновации;

г) установку диагноза, проведение вме­шательства и оценки;

д) планирование, внедрение и оценку.

6. Организационное развитие - это плановые изменения в сочетании с _________:

а) оценкой;

б) вмешательством;

в) способностью к самообнов­лению;

г) любыми изменениями в будущем, которые могут произойти

д) подкреплением.

Истинно или ложно?

7. Система общих убеждений и ценностей, развивающаяся в рамках организа­ции, называется организационной культурой. И Л

8. Убеждение, что старшие менеджеры могут управлять всеми слоями корпо­ративной культуры, является мифом. И Л

9. Внешняя адаптация имеет отношение к таким вопросам, как реальная mik сия фирмы, ее цели и способы их достижения. И Л

10. Вопрос о том, кто именно назначает награды и наказания, является одним из аспектов внешней адаптации. И Л

11. Церемонии и ритуалы нередко возникают из субкультуры. И Л

12. Ритуал представляет собой стандартизированный вид деятельности, ис­пользуемый для уменьшения беспокойства. И Л

13. Любой объект, вид искусства или событие, служащее для передачи культурного значения, называется церемонией. И Л

14. Вмешательство в организационное развитие на уровне всей организации. включает в себя изучение обратной связи, конфронтационные совещания структурные перестройки, управление методом оценки эффективности к образование коллатеральных организаций. И Л

15.Проведение конфронтационных совещаний является вмешательством в организационное развитие, которое преследует цель уладить конфликты ИЛ

Краткий ответ

16. Перечислите три аспекта, которые помогают индивидам и группам эффективно осуществлять совместную деятельность, и проиллюстрируйте их примерами из практики.

17. Приведите пример того, как правила, относящиеся к культуре, и роли влияют на атмосферу в учебной аудитории. Приведите примеры исходя из вашей собственной точки зрения.

18. Каковы главные составные части сильной корпоративной культуры?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТАМ

по дисциплине “Организационное поведение”.

Предмет организационного поведения. Характеристики организационного поведения: функциональная определенность, временная заданность, самоорганизуемость, мотивационная автономность, предсказуемость, сценарная воспроизводимость.

Классические теории организации: научный менеджмент Ф.Тейлора, организационные принципы А.Файоля, бюрократическая теория М.Вебера, организационная теория Л.Гьюлика-Л.Урвика.

Концепция человеческих отношений: взгляды на организацию Р.Мейо, подход Д.Макгрегора, теория К.Арджириса, организационная система Р.Ликерта, подход В.Бенниса.

Ситуационные теории организации: Подход Дж. Вудворд. Роль технологии в организации: исследование Т. Бёрнса и Дж. Сталкера, исследование П. Лоуренса и Дж. Лорша.

Организация как социотехническая система. Управление организацией как искусство (взгляды Дж. Одиорне).

Социокультурный образ организации, ее социокультурное окружение. Поведенческие стереотипы: экономический, психологический, технологический, этический человек.

Природа организаций. Основные характеристики организации, организация как объект, процесс и свойство. Организационная структура.

Личность и организация. Гармония и конфликт интересов организации и личности. Проблема взаимоувязывания общих, групповых и индивидуальных целей.

Индивидуальные различия и стили деятельности. Влияние на организационное поведение возраста работников, их пола, семейного положения и продолжительности работы в организации.

Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение работников (авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, догматизм).

Мотивы и потребности людей в организациях. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, К.Альдерфера, теория Х-Y Д. Мак-Грегора, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга.

Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания, целевая теория мотивации, модификация поведения.

Мотивация и эффективность организации. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников. Система оплаты труда как регулятор организационного поведения.

Организационная культура: структура, содержание, формирование, влияние на эффективность организации. Модели В.Сате, Т.Питерса-Р.Уотермена, Т.Парсонса, Г.Хофштеде, У. Оучи.

Коммуникативное поведение человека в организации. Коммуникативная, регулятивная, перцептивная функции общения.

Система организационного общения, нисходящие, восходящие и горизонтальные информационные потоки. Типы коммуникационных сетей.

Формальное и неформальное общение в организации. Общение и стиль руководства. Пути повышения эффективности общения в организациях.

Уровни анализа организационного поведения: индивид, группа, организация. Формирование группового поведения в организации.

Лидерство в организации. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть.

Структурные теории организационного лидерства: теории великих людей, взгляды О.Тида, У.Бенниса, Дж. Ханта.

Поведенческий подход к лидерству в организации: эксперименты К. Левина, исследования университета Огайо, исследования Мичиганского университета, управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутона.

Ситуационный подход к организационному лидерству: РМ-теория лидерства Д.Мисуми, модель Ф.Фидлера, ситуационная теория Херси-Бланшара.

Нормативные модели лидерства (модель Врума-Йеттона-Яго). Биосоциальный подход к пониманию феномена лидерства.

Управление поведением организации как целого. Взаимодействие организации с внешней средой. Организация как открытая система. Детерминация структур и процессов организации средовой неопределенностью.

Управленческий цикл руководителя. Проблемное осмысление информации, запуск управленческих решений и делегирование полномочий.

Организационный конфликт, природа, генезис, стадии. Конфликтные управленческие позиции и зоны.

Природа групп в организации, их классификация, стадии развития, структура. Групповые процессы: групповое давление и конформность, групповая сплоченность и совместимость. Групповые нормы и санкции.

Диспозиционные отношения и статусы в организации: источники, функции, соответствие. Ролевая идентификация, ролевой конфликт.

Ситуационые переменные, влияющие на групповое оргнизационное поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы.

Межгрупповое взаимодействие в организации и теоретические подходы к его исследованию: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный.

Ингрупповые фаворитизм, стереотипизация, атрибуция. Содержание и функция полоролевых стереотипов, феномен “стеклянного потолка”. Межэтническое взаимодействие.

Основное управленческое отношение и его полярные модели. Приобщенный и отчужденный работник. Сегменты организационного поведения: ригористический, автономный, мобилизационный, пресссинговый.

Поведенческие ресурсы управления и обратная связь управленческих отношений. Организационный порядок, субординационное и координационное поведение.

Проблемы нормы и патологии в организационном поведении. Деструктивное поведение работников.

Маркетинговое управление поведением. Имиджевые регуляторы организационного поведения. Управление поведением клиентуры: Клиентурный, антиклиентурный, избирательно-клиентурный и псевдоклиентурный типы поведения.

Методы научного исследования организационного поведения: наблюдение, метод описания критических ситуаций, анализ документов, контент-анализ, опрос, эксперимент.

Методы и социальные технологии организационной диагностики и организационного развития: диагностические интервью, тренинги, игротехнические методы.

Изменения в организации, управление нововведениями, их типология. Силовые поля, организационные роли и позиции в нововведениях. Этапы разработки и внедрения программ оргразвития.

Ценности работников организации. Их виды: классификация Г. Олпорта, ценностно-поведенческая, терминальные и инструментальные ценности. Ценностные ориентации и аттитюды.

Прессинговые психологические состояния работников организации, их источники (ситуационная напряженность деятельности, временная дезорганизация поведения и др.), пути преодоления.

Персональное развитие в организации. Формирование профессиональной идентичности и должностное самоопределение работников: ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация коммуникативного пространства.

43.Ресурсы организационного поведения: временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.

44.Психологическая совместимость, групповая сплоченность и срабатываемость как факторы эффективной работы. Социально-психологические аспекты формирования управленческих команд.

45.Социально-психологический климат трудового коллектива, методы его диагностики и коррекции. Базовые психологические ориентации и эмоциональная жизнь работников. Факторы адаптации и дезадаптации личности в трудовом коллективе. Моббинг и способы борьбы с ним.

46.Организационное поведение как функция стиля переработки информации работником. Связь типологических особенностей мышления работников с эффективностью их трудовой деятельности.

Начальник Учебно-методического

Управления С.Г. Зубанова

К демографическим характеристикам относятся следующие показатели: пол, возраст индивида, социальный статус, уровень дохода. В свою очередь, демографические характеристики подразделяются на внутренние (пол, расовая и этическая принадлежность, возраст человека) и внешние (образованность, социально-экономический статус).

Демографические характеристики также подразделяются на:

· временные (социально-экономический статус)

· постоянные (пол, место рождения человека, дата рождения)

Рассмотрим более подробно ключевые демографические характеристики – пол и возраст.

В общепризнанном смысле, такое понятие, как «пол» обозначает физиологическую характеристику человека, согласно которому все люди на Земле подразделяются на мужчин и женщин. Однако, психологи отдают предпочтение термину «гендер», который определяет, что значительные отличия между мужчиной и женщиной обусловлены и созданы культурой.

Гендерные различия определены социальными нормами.

Социальные нормы – это образцы поведения, правила, определяющие поведение индивида в обществе. Психологи считают, что причины гендерных отличий необходимо искать в социальных нормах, которые приписывают людям разнообразные модели поведения в зависимости от их биологического пола. К примеру, вследствие того, что от женщин ожидают добродушия, снисходительности, компромиссных решений, они переносят этот стиль на рабочие отношения, и наоборот, мужчины оправдывают ожидания авторитарного, бескомпромиссного и соревновательного поведения.

Гендерные роли – комплекс норм, ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Социальные нормы укрепляются в нашем сознании посредством телевидения, радио, СМИ и пр. В случае отклонения от стандартных, принятых обществом стереотипов поведения, так называемого гендерно-ролевого поведения, индивид испытывает осуждение со стороны общества.

Обобщая исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы:



Ø И мужчины, и женщины стремятся получить одобрение со стороны социума за поведение, которое отвечает требованиям своей традиционной гендерной роли.

Ø Наиболее важным для мужчин является предоставление возможностей для карьерного роста, высокооплачиваемая работа, возможность повышения квалификации. Успех для них значит больше, чем качество жизни.

Ø Наиболее значимыми факторами для женщины, являются: дружный коллектив, тёплая атмосфера, стабильность, благоприятные условия труда, доверительные отношения с руководством, коллегами. Качество жизни является более значимым, чем профессиональный успех.

Ø В предпринимательстве женщины зависимы от других людей, в связи с чем, их взгляды, методы, этичность бизнеса, в значительной мере обуславливаются нравственными нормами.

Ø Социальная ответственность у женщин в бизнесе находится на более высоком уровне, чем у мужчин. Прежде всего, женщины, ориентированы на любовь к человеку, уважению человеческой личности, на благотворительность.

Вместе с этим рассматриваются общие характеристики так называемых женских и мужских организационных культур. Там, где преобладает женская ценность, предпочитают в качестве лучшего средства групповую интеграцию, в мужской культуре ставка делается на индивидуальные усилия. От данного параметра культуры зависят и способы разрешения конфликтов. В «мужских» организациях конфликт носит характер открытого и жесткого противостояния, которое, как правило, доводится до логического конца, тогда как в «женских» организациях он чаще носит скрытый, латентный характер и его урегулирование осуществляется не силовыми методами, а в процессе дискуссий, переговоров. В мужской организационной культуре доминирует стремление быть первым, в женской - стремление быть обычным. Мужским источником власти является статус, женским - личные отношения. При решении проблем и принятии решений в мужской организационной культуре типична вера в силу индивидуальных решений; важны решительность и жесткость, в женской - внимание ко мнениям других, интуиция и достижение консенсуса.

Некоторые ученые предполагают, что присутствуют лишь несущественные отличия между мужчинами и женщинам, влияющие на качественное выполнение работы. Иными словами, мужчины и женщины не демонстрируют каких-либо связанных с полом различий в отношении способностей решать проблемы, аналитических навыков, побуждений к конкуренции, мотивации, способности к обучению или коммуникабельности. Однако женщины более конформны, и у них слабее, чем у мужчин, выражены ожидания успеха.

Возраст

Выделяют три вида возраста:

· хронологический – отражает фактический возраст человека, исчисляемый с даты его рождения;

· биологический – отражает степень физической изношенности организма;

· психологический – отражает умственный возраст (IQ), социальную зрелость (SQ), эмоциональную зрелость (EQ).

Формирование и развитие психических функций носит неравномерный характер.

Статистика интеллектуального развития человека:

1. Оптимум развития интеллектуальных функций приходится на 18-20 лет. Если принять логическую способность 20-летнего человека за 100%, то в 30 лет она будет 96%, а в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, а в 60 лет – 75% от эталона.

2. Практическое мышление имеет самые высокие показатели в возрасте 31-32 года, и 34-35 лет.

3. Подлинная когнитивная зрелость (обязательность и ответственность) наступает в период средней зрелости (после 30 лет), когда человек становится автономным и обретает способность справляться с противоречиями и неопределенностью своего жизненного опыта. Это происходит тогда, когда человек обретает навыки самостоятельного принятия решений.

4. Гибкость и быстрота мышления уменьшаются в период средней и поздней зрелости (после 40-60 лет).

5. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают с 18 до 33 лет (пик – 27-33 лет), после 34 – снижаются.

6. Пик интеграции мыслительных процессов приходится на возраст 20-40 лет.

Любой возрастной период включает в себя специфику поведения личности индивида в организации, которую обязаны учитывать руководители. С каждым прожитым годом, индивид становится умнее, опытнее, происходит установление стереотипов, ценностей, формирование умений и навыков. Все это приводит к тому, что скорость получения новых знаний снижается. Сохранность работоспособности индивида с возрастом зависит от желания сотрудника постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, повышать свою квалификацию.

Рассматривая отличия между людьми в обыденной жизни, необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на демографических характеристиках. Они играют важную роль при устройстве на работу, рассмотрении условий работы с целью формирования адекватной реакции на потребности и запросы кандидатов. Тем не менее, демографические различия зачастую ведут к неверной оценке потенциала будущего сотрудника. Менеджеру по подбору персонала важно всегда не забывать о том, что принимая к сведению только демографические характеристики, нельзя со 100% уверенностью решить, подходит кандидат для данной работы, или же нет. Система ценностей человека, его рассуждения, мнения, компетентность, черты характера – вот те самые факторы, которые следует учитывать кадровым работникам.

Компетентность

Компетентность – соответствующие умения, знания, навыки, накопленный опыт в той или иной области, которые необходимы индивиду в работе. Компетентность состоит из склонностей и способностей.

Склонности - это возможности человека научиться чему-либо.

Способности – свойства индивида, которые могут быть врожденными или приобретенными в процессе обучения, являются обязательным условием для успешного осуществления определённого рода деятельности.

Виды способностей:

· Общие способности (интеллект человека, инициативность, креативность, эрудиция, способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, опыт, а также умения и навыки)

· Специальные (умственные, творческие, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические, математические и пр.)

Способности и усилия, которые прилагает в процессе трудовой деятельности сотрудник, представляют из себя основополагающие факторы, определяющие его поведение и эффективность работы.

Компетентность – важный показатель для любого работодателя. После того, когда индивид с набором необходимых характеристик прошёл отбор, применение разнообразных методик обучения, тренингов, мастер-классов, семинаров позволяет усовершенствовать и развить необходимые навыки. Развитие способностей – полезный и важный вклад в человеческие ресурсы. Компетентность способствует формированию уверенности в сотруднике, как в специалисте, профессионале своего дела. Сотрудник, который ощущает собственную компетентность в рабочих моментах, всегда трудится более плодотворно.

Личностные черты

На сегодняшний день существует значительное количество характеристик, которые описывают поведение индивида. Часть из них применяется в исследованиях организационного поведения.

В соответствии с одним из подходов к рассмотрению личностных черт, принятым в ОП, их подразделяют на социальные черты , личные концептуальные черты и черты эмоциональной устойчивости , а затем рассматривают, каким образом осуществляется динамическое взаимодействие этих категорий.

Социальные черты

Социальные черты – характеристики личности индивида, которые приобрел человек в процессе своего социального развития. Эти черты отражают то, каким образом человек выглядит в глазах окружающих в разнообразной социальной обстановке.

Известный психиатр, К.Г. Юнг, основоположник направлений в психологии отмечал, что каждый человек появляется на свет с «целостным личностным эскизом». Ученый считал, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Стиль решения проблем , исходя из работ К. Юнга, известного психолога, является одним из параметров социальных черт. Он отражает способ, с помощью которого человек производит сбор и оценку информации при решении проблемы и принятии решения.

Одним из инструментов измерения социальных черт является шкала Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator – MBTI), созданная на базе научных работ К. Юнга.

Шкала Майерс-Бриггс включает четыре шкалы предпочтений, которые характеризуют как человек: 1) восстанавливаети пополняет свою энергию; 2) собирает информацию 3) принимает решения; 4) какой образ жизни предпочитает (таблица 2.4.1).

Табл. 2.4.1. Характеристики четырех шкал предпочтений

Восстановление энергии
ЭКСТРАВЕРТ (Е) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) ИНТРОВЕРТ (I) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из своего внутреннего мира (мыслей, чувств, эмоций)
Сбор информации
ЧЕЛОВЕК СЕНСОРНОГО ТИПА (S) Получает информацию посредством пяти органов чувств. Обращает внимание, прежде всего, на реальное. ЧЕЛОВЕК ИНТУИТИВНОГО ТИПА (N) Получает информацию посредством «шестого чувства» и обращает внимание на возможности.
Принятие решений
ЧЕЛОВЕК АНАЛИТИЧЕСКОГО ТИПА (Т) Принимает решения «головой», основываясь на логике. ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВЕННОГО ТИПА (F) Принимает решения «сердцем», основываясь на своих личных ценностях и представлениях.
Образ жизни
ЧЕЛОВЕК РЕШАЮЩЕГО ТИПА (J) Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни. ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ТИПА (Р) Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни.

На базе данных четырех шкал выделяют 16 типов личности (см. Приложение № 1 Тест MBTI).

При сочетании 2й и 3й шкалы предпочтений (сбор информации и принятие решений) мы получаем четыре стиля решения проблем: сенсорно-чувственный (SF), интуитивно-чувственный (NF), сенсорно-аналитический (ST) и интуитивно-аналитический (NT).

Исследования говорят о том, что существует взаимосвязь типа человека и типа предпочитаемых им решений. Например, ST (сенсорно-аналитический тип) предпочитает аналитические стратегии, которые делают акцент на деталях и процедурах. NF (интуитивно-чувственный тип) отдает предпочтение интуитивным стратегиям, делающим основной упор на общем подходе и соответствии. Не удивительно, что люди смешанного типа выбирают и аналитические и интуитивные стратегии. Результаты других исследований указывают на то, что люди аналитического типа обладают более сильной мотивацией, чем представители чувственного типа, и что индивиды сенсорного типа, как правило, больше удовлетворены работой, чем люди интуитивного типа. Все эти факты позволяют сделать предположение о том, что существует огромное количество базовых отличий между различными стилями решения проблем, что подчеркивает важность соответствия стиля требованиям к обработке и оценке информации в процессе выполнения задания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Демографические аспекты создания рынка труда

1. Демографическая характеристика основных элементов развития рынка труда (рабочая сила, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста)

Демографические характеристики и тенденции развития населения отличаются особой устойчивостью в кратко и среднесрочном периодах и играют в конъюнктуре спроса на образовательные услуги особенно важную роль.

Демографическая характеристика города представляет интерес для демографии - специальной науки о населении, о воспроизводстве населения, о структуре населения, о миграции населения.

Важнейшей демографической характеристикой является возрастно-половая группировка населения. Возрастные интервалы обычно представлены в следующих вариантах: одногодичные, пятилетние, десятилетние. Кроме того, выделяются группы лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста. В дополнение к таким группам строятся специальные графики - возрастно-половые пирамиды. Их познавательная ценность определяется тем, что только они способны наглядно воспроизвести тип возрастной структуры, выявить зоны ее деформации. Интересны возрастно-половые пирамиды, в которых штриховкой обозначен какой-либо третий признак, например доля занятого населения или доля состоящих в браке в каждой возрастно-половой группе.

Помимо демографических характеристик, высказываются предположения, что некоторые личностные факторы, связанные с насилием вне работы, могут проявиться и на рабочем месте.

Изменение демографических характеристик рабочей силы также должно приниматься во внимание при обучении в сфере безопасности и гигиены труда. Женщины составляют все большую часть совокупной рабочей силы как в развитых, так и в развивающихся странах. Их гигиенические потребности на рабочем месте и за его пределами должны удовлетворяться. Проблема рабочих-иммигрантов поднимает многочисленные новые вопросы в обучении, включая вопросы языка, хотя проблемы языка и грамотности не ограничиваются проблемами иммигрантов. Разный уровень грамотности рабочих, родившихся в данной стране, также должен приниматься во внимание при планировании (составлении программ) и проведении обучения. Рабочие пожилого возраста составляют еще одну группу, потребности которой должны быть изучены и включены в образовательные программы, поскольку их число в рабочем населении многих стран возрастает.

И наконец, демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.

Нужды потребителей и технологии, призванные удовлетворить их, с течением времени трансформируются. Необходимо оценить траекторию изменений в демографических характеристиках населения, внешней среде фирмы, технологиях, рынках, культуре. Руководителям следует постоянно спрашивать себя, не являются ли их маркетинговые усилия напрасными, будут ли товары пользоваться спросом через несколько лет.

Например, агитаторы, работающие в предвыборной кампании, в зависимости от отношения избирателей к кандидатам определяют, сколько усилий, времени и средств следует потратить на каждую группу. Они благодарят избирателей, восторженно приветствующих программу политической партии, и напоминают им о необходимости проголосовать, стремятся укрепить во мнении благожелательно настроенных избирателей, стараются заполучить голоса безразличных к происходящему индивидов и не тратят времени на изменение отношения враждебно настроенных людей. Чем точнее будет установлена зависимость отношения к кандидату от демографических характеристик, тем эффективнее будут усилия политической партии по привлечению голосов наиболее перспективных избирателей.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

2. Трудовой потенциал поколения

Трудовой потенциал - это развитая в данном обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик и качеств трудоактивного населения, которые воплощены или могут быть воплощены в рамках и посредством существующей в обществе системы отношений по участию в процессе труда и общественной деятельности.

Трудовой потенциал является формой воплощения человеческого фактора производства, экономики, т.е. в трудовом потенциале учитываются только занятые.

В состав трудового потенциала населения входят три взаимосвязанные между собой подсистемы.

Демографическая подсистема

В ее состав входят:

Демографическое воспроизводство, обеспечивающее непрерывное возобновление поколений людей как физических носителей всех социальных качеств и отношений;

Оценка здоровья различных категорий и возрастных групп населения;

Миграционные перемещения как один из источников общих границ численности возрастных групп трудоактивного населения.

Эта подсистема составляет основу количественного элемента трудового потенциала. Скорость и направление оборота количественного элемента следующие. В условиях расширенного воспроизводства населения из поколения в поколение происходит непрерывное увеличение и омоложение трудового потенциала населения, а при простом или суженном - количественное его уменьшение и старение.

Социально-экономическая подсистема

Социально-экономическая подсистема, или качественный элемент трудового потенциала населения. Центральное место в ней занимает проблема трудовой активности населения, обуславливаемая формами хозяйствования, занятости, мотивацией экономического поведения, системой материального стимулирования. Например, всеобщая занятость в недавнем прошлом на практике не стимулировала трудовую активность и являлась тормозом на пути повышения эффективности труда. Рыночная же экономика должна создать эффективную систему социальных гарантий и поддержки населения для возмещения издержек при потере или перемене места работы и переквалификации.

Социально-психологическая подсистема

Социально-психологическая подсистема предполагает решение проблем, возникающих при формировании личности как субъекта трудовой деятельности. Эта подсистема необходима для формирования потенциала трудоспособности, который создается по мере становления личности, ее воспитания, обучения, профессиональной подготовки.

Понятие трудового потенциала населения надо отличать от понятия трудового потенциала поколения - частного случая трудового потенциала населения.

Трудовой потенциал поколения - это сводная экономико-демографическая характеристика трудовой активности населения.

Данный показатель представляет собой среднее число человеко- лет предстоящей трудовой жизни, которые данному поколению предстоит прожить в составе экономически активного (или занятого) населения при определенном уровне смертности и уровне трудовой активности (или занятости).

Необходимо различать понятие рабочей силы и трудового потенциала населения. Отличие заключается в том, что понятие рабочей силы применимо только для действующего производства, тогда как трудовой потенциал населения характеризует не только постоянно используемые, но и несостоявшиеся, скрытые возможности населения.

Исходя из этого, трудовой потенциал населения кратко можно определить как совокупность используемого труда работников и неиспользуемых запасов труда.

3. Демографические аспекты спроса и предложения на рынке труда

На рынке труда объектом купли-продажи является специфический товар - рабочая сила (труд). Предприниматель покупает не самого человека, а его рабочую силу, его способность трудиться. Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека к труду. Рабочая сила как товар имеет ряд особенностей. Во-первых, именно рабочая сила создает новую стоимость, заключенную в произведенном товаре. Все прочие факторы производства лишь переносят свою стоимость на производимый товар и являются составной частью издержек его производства. Во-вторых, труд, в отличие от других товаров, невозможно хранить. Как уже отмечалось, для большинства домохозяйств заработная плата является основным источником существования. Если работник не реализовал свои способности к труду, он будет лишен средств, необходимых ему для поддержания жизнедеятельности и развития личности. Кроме того, если человек длительное время не работает по своей специальности, то происходит определенная деквалификация - снижается уровень квалификации труда или вообще утрачиваются необходимые навыки в профессии. В-третьих, производительность труда может сильно варьировать в зависимости от того, насколько эффективно работодатели организуют трудовой процесс. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. Применение новейшей техники и технологии способствует росту производительности труда работников.

Рынок труда - совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Однако рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, является рынком особого рода и имеет ряд существенных отличий от других рынков. Во-первых, особенностью рынка труда является то, что рабочая сила, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену. Например, за счет различных мероприятий профсоюзы способствуют сокращению предложения труда, росту спроса на труд и, как следствие, росту ставки заработной платы. Во-вторых, регуляторами рынка труда являются как экономические, так и неэкономические факторы (социальные, национальные и законодательные). Неэкономические факторы могут способствовать как росту спроса на труд и его предложения, так и их снижению. Значимость этих факторов определяется этапом исторического развития страны. Например, снижение рождаемости сегодня, может обусловить нехватку рабочих рук завтра. В-третьих, особенностью рынка рабочей силы является то, что он неоднороден и представляет собой совокупность отдельных рынков труда, каждый из которых обладает своими частными характеристиками. Например, можно выделить субрынок труда музыкантов и дворников. При этом музыканты получают относительно высокую заработную плату. Заработная плата дворников будет относительно низка, так как их труд не требует специальной подготовки. Однако дворники, привлекаемые высокой заработной платой музыкантов, не смогут перейти в другой сегмент рынка труда.

На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами предложения на рынке труда выступают домашние хозяйства (отдельные работники и их ассоциации - профсоюзы).

Предложение труда - количество часов, которое население желает работать с целью получения доходов.

Спрос и предложение на рынке труда - спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда.

Спрос на труд, субъектами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы, работодатель будет вынужден сокращать количество нанимаемых им работников (спрос на труд сократиться), а в случае снижения заработной платы он сможет нанять дополнительных работников (спрос на труд возрастет). Данная зависимость между величиной заработной платы и спросом на труд выражается в кривой спроса на труд.

Факторы, определяющие спрос на труд:

1. Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.

2. Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд.

3. Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.

4. Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства.

5. Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате (MRPL = W)

Предложение труда (Supply of labor), субъектами которого выступают домашние хозяйства, находится в прямой зависимости от величины заработной платы. В случае увеличения заработной платы продавцы услуг труда (иными словами, наемные работники) будут увеличивать предложение труда, а в случае снижения заработной платы предложение труда сократится.

4. Влияние миграции на формирование и развитие национальных, региональных, международных и мирового рынка труда

Миграция рабочей силы - пространственное перемещение трудоспособного населения, вызванное изменением в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.

Тенденции динамики миграции - уменьшение масштабов, изменение структуры потоков, снижение интенсивности, территориальная дифференциация. Здесь еще раз следует подчеркнуть то обстоятельство, что рассмотренные параметры зависят от одновременного действия различных факторов, многие из которых мы не можем пока идентифицировать и количественно оценить.

На первый взгляд, тенденции миграции объясняются ее недоучетом, хотя в принципе неясно, как изменялась полнота учета миграции в целом. В то же время действующие с 1996 года правила регистрации населения "на постоянное жительство", по-видимому, стабильны. Поэтому степень полноты учета довольно устойчива.

Как показала Всероссийская перепись населения 2002 года, о чем шла речь выше, недоучет населения ограничен как группой районов массового оттока, так и притока населения. И хотя, как отмечалось выше, существуют проблемы повышения качества учета миграции, в целом же кризисная оценка состояния текущего учета миграции относится в большей мере к учету внешней миграции.

Вторая гипотеза объясняет современную динамику заменой миграции временными перемещениями. Действительно, исследования, проведенные в 1990-е годы, подтвердили тесные связи различных видов перемещений. Так, беженцы и вынужденные переселенцы принимали активное участие во внутренних перемещениях в России. В 1997-1998 годах только 57% опрошенных беженцев и вынужденных переселенцев не предполагали сменить место жительства, 23% хотели бы уехать, в их числе 8% выразили желание уехать как можно скорее. Вынужденные мигранты и беженцы, проживавшие в сельской местности, хотели мигрировать в 2,8 раза чаще, чем эта же группа мигрантов в крупных городах16. По другим данным, значительная часть нелегальных трудовых мигрантов из стран СНГ (35,6% женщин и 40% мужчин) намерена перейти в состав постоянных жителей России17. Каналы легализации нелегальных мигрантов - покупка жилья, изменение брачного статуса, регистрация "на постоянное местожительство" и т.д. Следовательно, анализируя миграцию, необходимо учитывать влияние различных видов временных перемещений: некоторые из них ее "замещают". С другой стороны, временные перемещения выступают предпосылкой развития миграции.

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению "узких мест" и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится, настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции.

Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.

В результате развития процессов трудовой миграции складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом - иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами.

С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и "непривлекательных" отраслях и видах производств. демографический рынок труд миграция

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате "похищения умов" Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты.

Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы

Страна-экспортер рабочей силы

Позитивные

1. Приобретение работником новой квалификации

2. Сокращение дефицита платежного баланса

3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда

4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства

Негативные

1. Потеря квалифицированной рабочей силы

2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу

3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление

4. Рост инфляции

Страна-импортер рабочей силы

1. Облегчение структуры региональных сдвигов

2. Содействие вертикальной мобильности местных работников

3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы

4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям

5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников

1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии

2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы

3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение сущности, элементов и функций рынка труда - динамической системы, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения, найма рабочей силы и обмена ее на реальную зарплату. Разновидности рынков труда. Влияние миграции на рынок труда.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2010

    Социально-экономический аспект трудовой миграции. Государственное регулирование развития рынка труда в РФ. Международный опыт развития рынка труда и трудовой миграции. Разработка проекта создания Центра по трудоустройству мигрантов в Иркутской области.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2010

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    Сущность и понятие рынка труда. Причины и виды миграций рабочей силы, основные тенденции и проблемы данного явления, их разрешение. Анализ трудовой миграции в Российской Федерации. Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Понятие рынка труда, его субъекты и специфика. Развитие рынка труда в Российской Федерации и основные тенденции его развития. Структура трудового потенциала общества. Составные компоненты рынка труда. Динамика численности экономически активного населения.

    реферат , добавлен 25.12.2013

    Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие, вызванное причинами экономического и иного характера. Проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в РФ. Нелегальная миграция и ее негативные последствия.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Рынок труда: сущность, классификация видов и модели. Основные функции занятости. Компоненты рынка труда. Характеристика активной политики занятости в Российской Федерации. Формирование российского рынка труда, влияние отрицательных рыночных явлений.

    контрольная работа , добавлен 07.09.2012

    Особенности структуры рабочей силы в России на современном этапе. Основные сегменты рынка труда. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Динамика рабочей силы России на современном этапе. Развитие рынка труда в России.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Трудовые ресурсы как основное понятие рынка труда. Факторы рынка труда со стороны спроса и предложения рабочей силы. Распределение населения России с точки зрения занятости по результатам переписи населения 2002 года. Характеристика рынка труда в России.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2010

    Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования. Структура рынка труда. Характеристика основных проблем развития рынка труда в России. Пути решения проблем рынка труда. Цели и задачи федеральной политики занятости в России.

Численность населения.

Наиболее общей количественной мерой населения мира, страны или отдельных регионов является его численность.

На протяжении тысячелетий численность народонаселения нашей планеты неуклонно увеличивается. На сегодняшний день человечество освоило почти всю территорию земного шара, к необитаемым относятся только районы Антарктиды и внутренние области Гренландии. Однако надо отметить, что темпы прироста населения на протяжении истории не остаются постоянными.

Надо заметить, что ценность человеческой жизни не так давно стала неотъемлемой частью культуры. Практически вся история человечества эту ценность определяла исходя из социального статуса, материального благосостояния, культурной или политической значимости человека. Сильные мира – вожди, короли, императоры – своих соплеменников или иноземцев отправляли на смерть сотнями и тысячами. В некоторых цивилизациях приносились человеческие жертвоприношения, была узаконена кровная месть, а за убийство обидчика или чужака можно было не отвечать перед законом. Интерес общества и власти к численности своего народа можно считать одним из признаков, характеризующих уровень цивилизованности и чем ценнее жизнь каждой личности, там выше общественная культура.

Современная численность обусловливается естественным движением населения, что связано с социально-экономическими причинами и с развитием человеческого общества на предыдущих этапах.

Для характеристики темпов прироста населения используется понятие «продолжительность периодов удвоения численности населения». Под ним подразумевается то время, за которое происходит удвоение численности населения земного шара.

Принято считать, что на начало неолита на земном шаре проживало около 10 миллионов человек. Условно примем эти данные за отправную точку и проследим этот процесс во времени. На то, чтобы достигнуть численности в 20 миллионов у человечества ушло 2,5 тысячи лет. Еще через 2 тысячи лет на земле обитало уже 40 миллионов человек. Как видим, более короткое время было затрачено на удвоение численности населения, при этом для первого удвоения понадобилось 10 миллионов, а для второго уже 20 миллионов человек. К началу новой эры по разным оценкам численность населения земли составляла 230 – 250 миллионов. На удвоение этого количества земляне потратили 1650 лет. Всего через 200 лет, к 1850 г., на нашей планете проживал уже более 1 миллиарда человек (1 262 млн. чел.) На то, чтобы человечество удвоило свою численность, понадобилось чуть больше 100 лет, а еще 2 миллиарда прибавились за 28 лет, т.е. к 1978 г. Сегодня по данным ЮНЭСКО на земле проживает более 7 миллиардов людей. Семимиллиардный житель родился в ночь на 31 октября 2011 года в Калининграде (Россия).



Сжатие периодов удвоения численности населения в демографии называют демографическим взрывом . Под демографическим взрывом также понимают и резкое ускорение роста численности населения из-за установления промежуточного типа его воспроизводства.

Ученые выделяют три основных типа воспроизводства населения:

1. Архетип, который относят к раннему периоду истории до появления классового общества.

2. Традиционный или интенсивный тип, который присущ докапиталистическим классовым аграрным обществам и обществам, находящимся на ранних стадиях развития капитализма.

3. Современный или экстенсивный тип, возникший в странах развитого капитализма и распространившийся практически на все страны.

Для первых двух типов темпы прироста населения определяются достаточно высоким уровнем смертности, который компенсируется высоким уровнем рождаемости. Для современного типа воспроизводства населения и переходных к нему режимов демографического развития темпы роста населения определяются уровнем рождаемости, при относительно невысоком уровне смертности.

Переход от одного типа воспроизводства населения к другому требует определенного периода времени, когда формируется промежуточный тип воспроизводства населения, включающий в себя черты уходящего и приходящего типов. Смена традиционного типа воспроизводства населения современным началась в конце ХУШ века в ряде капиталистических стран Западной Европы и к середине ХХ века охватила весь мир. В каждой стране этот переход имеет свои особенности, определяемые ходом исторического развития, социально-экономическим строем и т.д.

Выделяют два вида демографических взрывов:

Малый демографический взрыв, имеющий региональное значение и практически не влияющий на численность мирового населения, свойственный большинству европейских стран при смене типов воспроизводства населения.

Большой демографический взрыв, которому свойственно существенное превышение уровня рождаемости над уровнем смертности вследствие чего резко возрастают темпы прироста населения. Такая картина была характерна для большинства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки в середине ХХ века. Сейчас демографический взрыв в этих странах превратился в мировой, и по оценкам специалистов им охвачено около 80% населения мира.

Можно выделить три типичные схемы развития современного демографического перехода (см. рис.).

Типичные схемы развития демографического перехода и демографический взрыв: А - отсутствие демографического взрыва (Франция); Б - малый демографический взрыв (Швеция); В - большой демографический взрыв (Шри-Ланка).

Первая (А) была характерна для Франции, где смена типов рождаемости и смертности шла практически параллельно, в результате чего не произошло демографического взрыва.

В большинстве европейских стран демографический переход проходил по схеме Б. Демографический взрыв здесь наблюдался в Х1Х - начале ХХ вв. и имел региональное значение, не оказав существенного влияния на темпы роста мирового населения.

Схема В была свойственна в ХХ веке освободившимся от колониальной зависимости странам Азии, Африки и Латинской Америки. Мощность динамического взрыва в них превзошла все известные ранее. А поскольку в данных странах проживает почти 70% всего мирового населения, то динамический взрыв в них превращается в мировой.

При этом нужно учитывать, что демографический взрыв – явление временное. Постепенно восстанавливается нарушенная согласованность типов рождаемости и смертности, и промежуточный тип воспроизводства населения сменяется основным. Как подсчитали ученые-демографы, демографический взрыв на нашей планете остановится не ранее середины ХХI в.

Быстрый рост населения в развивающихся странах существенно опережает их экономическое и социальное развитие, что вызывает проблемы обеспечения населения продовольствием, водными, сырьевыми и энергетическими ресурсами, поддержания необходимого уровня образования и т.д. Таким образом, проблема демографического взрыва становится одной из глобальных проблем современности, когда увеличивается разрыв между уровнем жизни населения развитых и развивающихся стран, ухудшается качество жизни населения стран, охваченных демографическим взрывом, растет безработица и т.д.

Одним из основных показателей динамики численности населения является уровень рождаемости . До 1960-х гг. «рождаемость» фактически приравнивали к «плодовитости», между тем их следует разделять. Плодовитость – биологическая способность индивида (или брачной пары) к зачатию и рождению определённого числа детей. Естественно, что данная биологическая способность со временем пропадает. Тогда как рождаемость – демографический процесс, охватывающий всю совокупность актов деторождений у данного населения за определённый период времени. Рождаемость связана с фактической реализацией плодовитости в определённой социально-экономической среде. Высокие показатели рождаемости характерны для прошлых веков, а сегодня – только для развивающихся стран, тогда как в развитых странах рождаемость низкая и наблюдается тенденция её дальнейшего снижения.

На уровень рождаемости влияет целый комплекс факторов, основными из которых являются: демографические факторы (пол, возраст, брачное состояние); природно-биологические факторы (наследственность, экологическая обстановка и др.) и социально-экономические факторы (уровень развития здравоохранения; занятость женщин в общественном производстве; экономические кризисы и др.).

Измерение рождаемости производится с помощью системы показателей , включающей:

1. Абсолютное число рождений - число родившихся детей в том или ином населении (или в какой-либо его группе) за определённый период (обычно за год).

2. Коэффициенты рождаемости – отношение абсолютного числа родившихся детей у данного населения (или какой-либо его группы) к средней (обычно среднегодовой) численности этого населения (или его группы).

Рассчитывают следующие коэффициенты рождаемости:

Специальные;

Частные.

Более достоверными показателями рождаемости являются специальные и особенно – частные коэффициенты рождаемости. Специальные и частные коэффициенты рождаемости рассчитываются для групп населения, которые обладают характеристиками, имеющими непосредственное отношение к рождаемости (пол, возраст, брачное состояние).

Для более точной оценки коэффициентов рождаемости используют промилле, т.е. расчёт ведётся по отношению к 1000 чел. При этом учитывается только число живорождённых детей.

Общий коэффициент рождаемости (n) – отношение числа родившихся детей в исследуемом периоде (обычно за календарный год) к средней (обычно среднегодовой) численности населения.

, где

N – число родившихся детей в исследуемом периоде;

T – число лет в исследуемом периоде;

– среднегодовая численность населения в исследуемом периоде.

Таблица 1.1

Шкала оценки рождаемости

Специальный коэффициент рождаемости (F ) – отношение числа родившихся (обычно за год) к среднегодовой численности женщин репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет).

– среднегодовая численность женщин репродуктивного возраста.

Между общим коэффициентом рождаемости и специальным коэффициентом рождаемости существует взаимосвязь:

n= , где

– доля женщин репродуктивного возраста во всём населении.

Это позволяет проводить факторный анализ, т.е. оценивать изменение общего коэффициента рождаемости под влиянием каждого фактора в отдельности: специального коэффициента рождаемости и доли женщин репродуктивного возраста во всём населении.

Частные коэффициенты рассчитываются для отдельных групп населения. Наиболее известные из них – половозрастные (или просто – возрастные) коэффициенты рождаемости. Они учитывают уже две характеристики населения, которые имеют прямое отношение к рождаемости – пол (женский) и возраст (матери).

Половозрастной (возрастной) коэффициент рождаемости (F ) – отношение числа родившихся детей у женщин возраста "x" к среднегодовой численности женщин этой группы.

N – число родившихся детей у женщин возраста "x";

– среднегодовая численность женщин возраста "x".

Половозрастные (возрастные) коэффициенты рождаемости учитывают пол, возраст, но не учитывают третью немаловажную характеристику населения, так же имеющую непосредственное отношение к рождаемости – брачное состояние. Поэтому возникает потребность в следующей группе коэффициентов рождаемости:

· коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости (рассчитываются дифференцированно для женщин состоящих и не состоящих в браке);

· специальный коэффициент брачной рождаемости (отношение числа родившихся детей у замужних женщин к среднегодовой численности замужних женщин);

· половозрастной (возрастной) коэффициент брачной рождаемости (отношение числа родившихся детей у определённой возрастной группы замужних женщин к среднегодовой численности этой группы).

Коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости рассчитывают в нашей стране в основном по данным специальных выборочных обследований. Динамика этих коэффициентов свидетельствует о качественных изменениях в нормах демографического поведения, изменении семейных ценностей, института брака в целом.

За последние сто лет российское общество сильно изменилось, что также проявилось и в репродуктивном поведении населения. В нашей стране появилась устойчивая тенденция снижения рождаемости, которая в последние годы в условиях экономического кризиса принимает угрожающие формы.

Снижение рождаемости также наблюдается и в других развитых странах. Все эти страны прошли путь от аграрных форм до промышленно развитых. Исторически так складывалось, что основную заботу о детях несла семья. Семья испытывала практическую потребность в детях, которые были помощниками по хозяйству и в работе, опорой в старости, наследниками. По мере развития промышленности, переселения людей в город связи между членами семьи стали заметно ослабевать. Сегодня перед женщиной нередко стоит выбор: или делать карьеру, или рожать ребёнка (хотя бы одного). И для супруга дети уже не являются тем, кем они были раньше (помощниками). Они скорее становятся средством эмоционального самовыражения, желаемой радостью в доме, а для этого достаточно иметь 1-2 детей. Сегодня в развитом обществе супруги научились планировать семью. Но планируются обычно малодетные семьи.

В развитых странах репродуктивное поведение населения не обеспечивает даже простого замещения. Если в нашей стране сегодня ещё можно сослаться на неблагоприятную экономическую обстановку, на недостаточное материальное обеспечение семьи, то для богатой Америки и небедной Европы эта причина не может являться определяющей. На развитие малодетности семьи влияет целый комплекс причин, как экономического, так и социального, и даже политического свойства.

Как положительный момент следует отметить, что уже второй год в России наблюдается всплеск рождаемости (бэби-бум). В некоторых районах даже наблюдается прирост населения. Объяснение этому находят в том, что в России стала стабилизироваться социально-экономическая обстановка. Многие семьи, которые не решались рожать детей в неспокойное время, наконец, решились на это. Население стало активнее в последнее время вступать в брак.

В развивающихся странах проблема рождаемости имеет несколько другое значение. Во многих странах (например, странах Африки) очень высокая рождаемость, но и высокая смертность. В перенаселённом Китае сегодня проблему высокой рождаемости пытаются решить на государственном уровне: семье разрешено иметь только одного ребёнка, за второго – уже ощутимый штраф. Один из факторов высокой рождаемости в ряде мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия) связан с тем, что в них живут по законам шариата, и религиозные запреты на аборты поддерживаются государством. Вообще почти все развивающиеся страны являются аграрными. Возможно, в своём развитии на пути к цивилизации они столкнутся с теми же проблемами, что и наше общество.

После рождаемости второй составляющей процесса воспроизводства населения является смертность , т.е. процесс вымирания поколений. Этот процесс зависит от различных факторов (природно-климатические, генетические, социально-экономические, политические и т.д.). Их условно можно разделить на две группы: эндогенные факторы, порожденные внутренним развитием человеческого организма, и экзогенные факторы, связанные с воздействием внешней среды.

На протяжении истории человеческого общества постепенно ослабляется действие внешних (случайных) факторов смертности, что ведет к увеличению продолжительности жизни.

Особое значение имеет изучение численности городского и сельского населения. Становление городов началось в древности и связано с отделением ремесла и торговли от земледелия. Первые города в Европе появились в IV тысячелетии до н.э. … К началу XIX в. на земле насчитывалось 750 городов с населением более 5 тысяч человек, среди них 50 с населением более 100 тысяч человек. Современная ситуация диктует следующую градацию городов – мелкий город (до 50 тыс. чел.), средний (50-100 тыс. чел.), крупный (100-500 тыс. чел.), крупнейший (свыше 500 тыс. чел.). ХХ век дал новое понятие – мегаполис (с греческого – гигантский город). Под ним понимается город с населением более 1 млн. человек. Он образуется путем поглощения главным городом близлежащих поселений, включения их в свою застройку. Современная география пользуется понятием «мегалополис». Мегалополис - крайне урбанизированная, как правило, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде стран, в которых имеются регионы с большими масштабами урбанизации. Основные черты мегалополиса: линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей (иногда рек или морских побережий); общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов-центров агломераций, формирующих мегалополис; нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.

Бурный рост городов связан с развитием товарно-денежных отношений. Этот процесс сопровождается неуклонным сокращением численности сельского населения. За 150 лет (с 1800 до 1950 гг.) численность городского населения выросла в 25 раз, при этом, общая численность населения возросла за тот же период только в 2,6 раза. Эти данные свидетельствуют о преимущественно механическом приросте численности горожан, осуществляемом за счет миграции из сельской местности.

Сельское население до сих пор охватывает более половины населения земного шара. Своей устойчивостью, способностью к сохранению и воспроизводству в любых исторических условиях оно обязано своей относительной экономической самостоятельности и независимости, а также значительной численности. Однако на протяжении многих лет сельское население переживает тенденцию к сокращению. Согласно данным статистики в начале третьего тысячелетия это сокращение составляло примерно 700 тысяч человек в год.

Демография различает два типа сельского расселения – компактное (деревни, поселки) и рассеянное (фермы, хутора, сторожки). Эта типология касается оседлого населения.

Своеобразный тип сельского населения представляют кочевые и полукочевые племена. Этот образ жизни устанавливается, когда продуктивность земли очень мала. Может вызываться к жизни особым типом животноводства или сохранением архаичных производственных форм (охота, собирательство, рыболовство). Численность кочевников невелика. Это в основном Иран, Афганистан, Саудовская Аравия, Северная Африка.

Скотоводы кочуют, как правило, в трех направлениях – по вертикали (в горах), циклично (с водным источником в центре) в пустынных районах и с севера на юг – равнинное кочевье.

Плотность населения.

Важной характеристикой является соотношение численности населения и размеров территории, на которой оно проживает. Это – плотность населения. Она измеряется числом жителей на один квадратный километр площади территории.

Впервые термин «плотность населения» появился в начале XIX в. в работах экономистов. В них речь шла о количестве людей, которых может прокормить единица площади определенной территории. Подобные расчеты неоднократно производились учеными. Наиболее известна типология плотности населения, разработанная П. Левассером и Ф. Ратцелем. Согласно ей разным этапам истории человечества соответствует определенная плотность населения, причем с развитием человеческого общества эта плотность возрастает.

Многочисленные наблюдения, которые проводились в местах с высокой плотностью населения, показали, что находящиеся там люди постоянно испытывают стрессовое состояние. Социолог Пиддингтон даже вывел формулу, согласно которой «личная свобода индивида уменьшается пропорционально корню квадратному его «жилой площади». Кстати, поэто­му для людей и существуют санитарные нормы жилой площади.

В специальной литературе встречается и другой термин, относящийся к данной проблеме - «емкость территории». Этот термин в конце XIX в. ввел в научный оборот П. П.Семенов-Тян-Шанский. Речь идет о том, какую максимальную численность населения может обеспечить средствами существования определенная территория.

В настоящее время в некоторых странах наблюдается чрезмерная скученность населения. И это приводит к оттоку жителей из городов на окраину, из многоэтажных домов - в коттеджи. Причина заключается в том, что люди обеспечивают себе минимально необходимые пространственные расстояния. По последним данным, плотность населения Земли составляет 38 человек на кв. км, однако во многих странах она гораздо выше. В Бангладеш плотность населения составляет около 800 человек, в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) - приблизительно 300 человек на кв. км. Плотность населения на территории РФ составляет 8,7 человека на кв. км.

Плотность населения играла роль и в истории. Ее высокие показатели провоцировали войны, геноцид, аутодафе, вызывали голод и эпидемии. При изучении подобных исторических событий весьма полезным оказывается обращать внимание на плотность населения в той стране (или отдельном регионе), где разворачивались изучаемые действия.