Легенда о гиацинте. PR в Античной мифологии Что значит слово гиацинт

Елизарова Светлана

Гиацинт

Краткое содержание мифа

А. А. Иванов. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис»

Гиацинт (Гиакинф ) - сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. По другой версии мифа, его родители — муза Клио и Пиер.

Юный сын царя Спарты был так красив, что даже олимпийские боги сочли его достойным их компании.

Гиацинт был любимцем бога Аполлона. И однажды, когда оба соревновались в метании диска, с небес за ними наблюдал бог западного ветра Зефир. Он испытывал к Аполлону нежные чувства, поэтому изменил полет его диска и Гиацинт был смертельно ранен в голову.

Крепко держал Аполлон в своих объятиях умирающего друга и падали его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоя над телом умершего, Аполлон тихо шептал: “Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей”. И по его слову, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок, как бы обагренный кровью, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона.

Образы и символы мифа

Ветер олицетворяет нечто неосязаемое, преходящее. По вине чего Аполлон случайно убил Гиацинта.

Образ Гиацинта связан с жертвой из-за любви. Он пал в результате ревности. Но при этом можно сказать, что это и расплата за тягу обычного человека к божественному.

Цветок (расцвет) — распространенный во всем мире символ молодой жизни, указывающий на непостоянство любой земной красоты, которая может быть долговечной лишь в небесных садах.

В символике цветов подчеркивается их связь с циклом жизни и смерти, как символ мимолетности, краткости бытия, весны, красоты, совершенства, невинности, молодости, души.

Гиацинт — цветок, который, согласно мифу, ранее был человеком или мог вырасти только вследствие смерти человека.

Название цветка по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его «цветком печали» и еще «цветком памяти» о Гиацинте. Греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слово "ай-ай", что значит "горе, горе!".

Так же в Древней Греции он считался символом умирающей и воскресающей природы. Возникший из крови цветок, олицетворяет воскресение весной, зелень обожженную жаром солнца.

Цветок любви, счастья, верности и скорби.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Смерть Гиацинта. Джованни Баттиста Тьеполо, 1752-53 гг

У захоронения Гиацинта, в Амиклах, ежегодно устраивались гиакинфии (гиацинтии)— празднества в честь Гиацинта, самый большой праздник спартанцев, который справлялся в июле на Пелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах.

Со временем культ Гиацинта был вытеснен культом Аполлона, и праздник гиакинфии стал отмечаться как праздник Аполлона.

На троне Аполлона изображалось восшествие Гиацинта на Олимп; По преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляло собой жертвенник, в котором был похоронен Гиацинт.

Миф о Гиацинте в живописи послужил сюжетом немногих произведений, в числе которых фрески «Аполлон и Гиакинф» Аннибале Карраччи и Доменикино, картина «Гиацинт» Дж. Б. Тьеполо и др.

Мраморная композиция Б. Челлини «Аполлон оплакивает Гиацинта» не сохранилась до настоящего времени. Однако данный сюжет привлек Моцарта, его музыкальная работа «Аполлон и Гиакинф» посвящена этому эпизоду.

Но кроме произведений и празднества в память о Гиацинте в нашем настоящем есть цветок, названный его именем и камень гиацинт, красноватого оттенка.

Социальное значение мифа

Мифы о превращении людей в растения известны всем народам земного шара. И миф о Гиацинте один из них. Но запомнился он не только образом душевной любви. Миф остался одной из самых известных и красивых легенд о происхождении цветов.

Имя Гиацинта запечатлено в истории религий, где его принято считать догреческим растительным богом, которого почитали как божество пастухов или одного из божеств Древней Греции, олицетворявшего умирающую и воскресающую природу, чью значимость впоследствии затмил Аполлон, и она свелась только к роли героя трагико-лирических легенд.

Но жива память о Гиацинте среди людей. Это подтверждается празднествами, в которых чтили этого героя и тем, что сегодня, как отголосок из прекрасной легенды есть гиацинт - цветок любви, верности и скорби. И не забыть об этой поистине печально красивой истории дает гиацинт - камень печали и скорби, малинового или красноватого оттенка, переливающийся как росинки слез Аполлона, падающие на залитую кровью рану Гиацинта.

Гиацинт, как и многие драгоценные камни, имеет свои магические свойства. Так, своему обладателю этот камень гарантирует повышение уровня мыслительной деятельности и развитие тяги к различного рода наукам.

Также гиацинту приписываются успокаивающие действия: считается, что он снимает тоску, смягчает печаль и скорбь, дарует надежду, его можно носить в период депрессий. Но, несмотря на все плюсы, гиацинт приносит одиночество и несчастья в любви. Поэтому считается, что носить его можно только временно — в период депрессий.

О Греция, страна легенд и мифов,

воспой ты Гиацинт, цветок дождей...

Давным давно, прекрасный юноша, носящий имя Гиацинт

И сын спартанского царя, любимцем Бога Аполлона был.

И покровительствовали Гиацинту,и Аполлон,и Бог Зефир,

Он южный ветер людям посылал и в прятки с северным играл.

Три друга часто собирались – охотились,соревновались,

Прекрасно разбиралися в искусстве, в спортивных играх состязались.

Однажды собрались они в метании диска упражняться

И позабавившись на воле, утехам сладостным предаться.

Но Гиацинт превосходил богов и в красоте, в ловкости, и в силе.

Так сильно Аполлону диск метнул, что содрогнулись стены в мире.

Зефир,боясь,что этот диск вдруг покалечит солнечного бога

Подул так сильно на него, за Аполлона чувствуя тревогу.

И полетел тот диск обратно, смертельно ранив Гиацинта,

О горе, горе! Есть ли выход из тёмной смерти лабиринта?

Как Гиацинта оживить...и жизнь вдохнуть в него опять?

Не получАлось у друзей, как это больно друга потерять!

Заплакал Аполлон тогда...О, Гиацинт! О, друг мой бедный!

И память пронести через века он дал ему обет посмертный

Склонили головы и Аполлон и бог Зефир, и затрубили в рог печали,

А капли крови Гиацинта цветком благоухающим вдруг стали...

О, Гиацинт! Весною укращаешь неба своды,

А в Греции ты символ возрождения природы!

(Надя Ульбль)

Гиацинт - цветок любви, счастья, верности и... скорби. Название цветка "гиацинт" по-гречески означает "цветок дождей", но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте. С названием этого растения связана греческая легенда. В Древней Спарте Гиацинт некоторое время был одним из наиболее значимых богов, но постепенно слава его поблекла и его место в мифологии занял бог красоты и солнца Феб, или Аполлон. Легенда о Гиацинте и Аполонне в течение тысячелетий остается одной из самых известных историй о происхождении цветов.

Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиацинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Словно множество миниатюрных лилий было собрано в одно соцветие (султан), а на их лепестках было начертано горестное восклицание Аполлона. Этот цветок высокий и стройный, древние греки и называют гиацинтом. Память о любимце Аполлон увековечил этим цветком, который вырос из крови юноши.

В той же Древней Греции гиацинт считался символом умирающей и воскресающей природы. На знаменитом троне Аполлона в городе Амикли изображалось шествие Гиацинта на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляет собой жертвенник, в котором захоронен погибший юноша.

По более поздней легенде, во время Троянской войны Аякс и Одиссей одновременно заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Когда совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, это настолько поразило Аякса, что герой пронзил себя мечом. Из капель его крови вырос гиацинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса - альфу и ипсилон.

Локоны гурий. Так называли гиацинт в странах Востока. "Черных завитков сплетенье лишь рассыплет гребешок - И потоком гиацинты упадут на розы щек", - эти строки принадлежат узбекскому поэту 15 века Алишеру Навои. Правда, утверждение, будто красавицы научились завивать волосы у гиацинтов, появилось еще в Древней Греции. Около трех тысячелетий назад девушки - эллинки украшали "дикими" гиацинтами прически в день свадьбы подруг.

Персидский поэт Фирдоуси постоянно сравнивал волосы красавиц с закручивающимися лепестками гиацинта и высоко оценивал аромат цветка: Ее уста благоухали лучше, чем легкий ветерок, а гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус.

Гиацинты в садах еще долго культивировались лишь в странах Востока. Там они пользовались популярностью не меньше, чем тюльпаны. Гиацинт обитает в Греции, Турции и на Балканах. Он был популярен в Османской империи, откуда проник в Австрию, Голландию и распространился по всей Европе. В Западную Европу очаровательный гиацинт попал во второй половине 17 века, прежде всего в Вену.

В Голландии гиацинт оказался случайно с потерпевшего кораблекрушение корабля, на котором были ящики с луковицами; разбитые и выброшенные бурей на берег, луковицы проросли, зацвели и стали сенсацией. Это было в 1734 году, когда горячка к разведению тюльпана стала остывать и чувствовалась потребность в новом цветке. Так он стал источником больших доходов, особенно когда удалось случайно вывести махровый гиацинт.

Усилия голландцев были направлены сначала на разведение, а потом и на выведение новых сортов гиацинтов. Цветоводы пробовали разные способы, чтобы быстрее размножить гиацинты, но ничего не получалось. Помог случай. Однажды мышь испортила ценную луковицу - выгрызла донце. Но неожиданно для расстроенного хозяина вокруг "искалеченного" места появились детки, да еще сколько! С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В местах повреждений образовывались крошечные луковички. Правда, они были малы и их доращивали 3-4 года. Но терпения цветоводам не занимать, да и хороший уход за луковичками ускоряет их развитие. Словом, товарных луковиц стали выращивать все больше, и вскоре Голландия торговала ими с другими странами

Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Потомок гугенотов садовод Давид Буше, имевший прекрасную коллекцию примул, начал выращивать и гиацинты. Во второй половине XVIII века он устроил в Берлине первую выставку этих цветов. Гиацинты так поразили воображение берлинцев, что многие увлеклись их выращиванием, взявшись за дело основательно и с размахом. Это было модным развлечением, тем более что у Буше неоднократно бывал сам король Фридрих Вильгельм III. Спрос на гиацинты был так велик, что они выращивались огромными массивами.

Во Франции в 18 веке гиацинтом пользовались для одурения и отравления тех лиц, от которых пытались избавиться. Обычно предназначавшийся для этого букет опрыскивался чем-нибудь ядовитым, и предназначенные для отравления цветы ставились в будуар или спальню жертвы.

В России первые гиацинты появились в 1730 году. 16 сортов для Анненгофского сада в Лефортове выписал из Голландии садовод Брантгоф. Так бы и заказывали их из-за границы, если бы ботаник А. И. Реслер не вырастил в 1884 году луковицы гиацинта в Батуми и не доказал на собственных опытах, что это растение вполне может произрастать на Кавказском побережье Черного моря. С тех пор отечественные сорта гиацинтов не уступают иноземным ни по красоте, ни по продолжительности цветения.

Вот гиацинты под блеском

Электрического фонаря,

Под блеском белым и резким

Зажглись и стоят, горя.

И вот душа пошатнулась,

Словно с ангелом говоря,

Пошатнулась и вдруг качнулась

В сине-бархатные моря.

И верит, что выше свода

Небесного Божий свет,

И знает, что, где свобода

Без Бога, там света нет.

Когда и вы захотите

Узнать, в какие сады

Ее увел повелитель,

Создатель каждой звезды,

И как светлы лабиринты

В садах за Млечным Путем -

Смотрите на гиацинты

Под электрическим фонарем.

(Николай Гумилёв)

Под тонкою луной, в стране далекой, древней,

так говорил поэт смеющейся царевне:

Напев сквозных цикад умрет в листве олив,

погаснут светляки на гиацинтах смятых,

но сладостный разрез твоих продолговатых

атласно-темных глаз, их ласка, и отлив

чуть сизый на белке, и блеск на нижней веке,

и складки нежные над верхнею,- навеки

останутся в моих сияющих стихах,

и людям будет мил твой длинный взор счастливый,

пока есть на земле цикады и оливы

и влажный гиацинт в алмазных светляках.

Так говорил поэт смеющейся царевне

под тонкою луной, в стране далекой, древней ...

(Набоков)

Спустя сто лет после «тюльпанового безумия», у берегов всё той же Голландии, во время бури потерпело крушение генуэзское торговое судно. Один из ящиков с затонувшего корабля прибился к берегу, где и открылся не пойми уж как. Оттуда высыпались луковицы, которые вскоре прижились и проросли.

Что значит слово гиацинт

Так на голландских землях появился невиданный доселе чудесный цветок. Так началась европейская история гиацинта. Хотя биологи утверждают, что родом это растение с Балкан, Малой Азии и Месопотамии. Именно там в дикой природе произрастал чудесный цветок, который за красоту и благоухание был перенесён в сады, и окультурен.

Слово «гиацинт » появилось в нашем языке лишь в начале XVIII века. А до тех пор так называли этот цветок в Германии. Интересно, что немцы узнали это слово от римлян, где он назывался hyacinthus.

Но даже не в латинском нужно искать первое название растения. Именно греки назвали цветок «фиолетовый сабельник» за природный (и тогда единственный, цвет), и форму листьев, напоминающую это боевое оружие.

В Индии слово гиацинт означает «цветок дождей», ибо зацветал он как раз в это время. До сих пор местные красавицы украшают черные косы такими душистыми стрелками в торжественные дни. В венок жениха по индийской традиции также обязательно вплетают этот ароматный цветок, причём только белого цвета.

В странах востока слово гиацинтозначает «локоны гурий. Великий узбекский поэт XV века, Алишер Навои, писал:

«Чёрных завитков сплетенье лишь рассыплет гребешок,
И потоком гиацинты упадут на розы щёк».

Хотя ещё древнегреческие девушки вплетали эти цветы в причёски, причём волосы должны были быть непременно подобраны. Древние эллинки ещё три тысячи лет назад дикие гиацинты вплетали в волосы, когда выдавали замуж подруг. Поэтому слово гиацинт ещё означало у эллинов «наслаждение любовью».

Легенды о гиацинте

Древнегреческая легенда о гиацинте рассказывает, что любимцем Аполлона был юноша Гиацинт. Однажды, во время состязаний, бог привычно метнул диск и случайно попал в парня. Тот замертво упал на землю, а на каплях его крови вскоре вырос благоуханный и нежный фиолетово-лиловый цветок. Древние греки нарекли его гиацинтом, в память о любимце красавца-Аполлона.

Именно оттуда пошло, что гиацинт символизирует воскрешение умершей природы. А на знаменитом трон Аполлона в г. Амикли изображено восхождение Гиацинта на Олимп. Предание гласит, что основание статуи сидящего на троне Аполлона на самом деле есть жертвенник с останками невинно убиенного юноши.

Мышиный миф и голландские достижения

Обычно растение выпускало 5 стрелок, которые вырастая, украшались нежными крохотными лилиеподобными цветоносам. Но сегодня селекционеры вывели сорта, которые дают … до 100 веточек цветов!

И началась борьба за такую «родючесть» тоже в Голландии. После «тюльпанового» затишья жителям этой страны, видимо, недоставало нового цветочного фаворита. Им и стал гиацинт. Именно там вывели махровый сорт, который тоже приносил баснословные доходы цветоводам. Хотя, справедливости ради отметим, что за его луковки, все же домов и всех состояний не отдавали.

Самые невероятные мифы о гиацинте сегодня рассказывают любители флоры. Как Вам, например, история о мышке, которая помогла потомку гугенотов, садоводу Буше, в разведении растения? Говорят, что чего только не придумывал этот флорист, но никак не получалось быстро размножать гиацинт. А вот мышка-норушка добралась до луковки, и … выгрызла в ней донце.

И о чудо! На «луковице-инвалидке», случайно долежавшей до посадки, появились детки. Да ещё не одна, а великое множество. С тех пор и стали вырезать донце или крестообразно надрезать посадочный материал. Правда, приходится деток доращивать целых 3-4 года, потому что они очень мелки. Но всё же «лёд тронулся» - миф утверждает, что именно благодаря серой грызухе, сегодня мы умеем размножать гиацинт.

Что означает гиацинт

Значение цветка гиацинта у каждого народа своё. И это название уже давно стало именем нарицательным. Достаточно вспомнить, что только в греческой мифологии было 3 известных Гиацинта, кроме любимца бога Аполлона:

  • Гиацинт из Амикл – красавец-юноша, сын спартанского царя Амикла;
  • Гиацинт из Афин – герой-переселенец из Пелопоннеса в Афины;
  • Гиацинт Долион – герой, о котором упоминал Аполлоний Родосский.

В наши дни значение цветов гиацинтов тоже многообразно. В зависимости от цвета он означает и ревность, и признание девушки самой красивой, и обещание молиться за кого-то, и даже призыв к забытью.

Подаренный букет этих цветов сулит победы и достижения. Он является символом возрождения и невероятной радости. Вы сможете приобрести гиацинты оптом в нашем флористичном салоне или порадовать кого-то небольшим букетом. Цветочницы подберут подходящий к случаю цвет и создадут чарующие, благоуханные композицию.

Вам достаточно один раз весной преподнести любимой гиацинтовый монобукет или в миксе с другими цветами, как радость и нежность поселится в сердце самой сдержанной девушки.

У нас Вы можете оформить гиацинты с доставкой в Ростове-на-Дону или прямо в магазине купить свежесрезанные цветы. А если одарить хотите человека, чей знак зодиака - Козерог, тогда смело дополняйте наш букет драгоценным камнем – гиацинтом, бодрящим, веселящим и дарящим терпение и целеустремлённость.

Остановите свой выбор на волшебном подарке весны – цветах гиацинтах.
Ведь в другое время их просто не встретить!

Кто не знаком с гиацинтом, тем чудным цветком с дивным запахом, который чарует нас своим благоуханием среди глубокой зимы и прелестные, как бы из воска сделанные, нежнейших оттенков султаны цветов которого служат лучшим украшением наших жилищ на праздниках зимою? Цветок этот - подарок Малой Азии, и название его в переводе с греческого значит «цветок дождей», так как на родине он начинает распускаться как раз с наступлением теплых весенних дождей.

Древнегреческие сказания производят, однако, это название от Гиацинта, прелестного сына спартанского царя Амикла и музы истории и эпоса Клио, с которыми связано и само происхождение этого цветка.

Произошло это еще в те блаженные времена, когда боги и люди были близки друг другу. Очаровательный этот юноша, как рассказывает легенда, пользовавшийся безграничной любовью бога солнца Аполлона, забавлялся однажды с этим богом метанием диска. Ловкость, с которой он его бросал, и верность полета диска удивляли всех. Аполлон был вне себя от восхищения и ликовал от успехов своего любимца. Но ревновавший уже давно к нему маленький божок легкого ветерка Зефир дунул из зависти на диск и повернул его так, что, полетев обратно, он врезался в голову бедного Гиацинта и поразил его насмерть.

Горе Аполлона было беспредельно. Напрасно обнимал он и целовал своего бедного мальчика, напрасно предлагал за него пожертвовать даже своим бессмертием. Заживлявший и оживлявший своими благотворными лучами все, он не в состоянии был возвратить его к жизни...

Как же, однако, было поступить, как хотя бы сохранить, увековечить память об этом дорогом для него существе. И вот, говорит далее легенда, лучи солнца начали припекать струившуюся из рассеченного черепа кровь, начали сгущать ее и скреплять, и из нее вырос прелестный красно-лиловый, распространявший на далекое расстояние свой чудный запах цветок, форма которого с одной стороны напоминала букву А - инициал Аполлона, а с другой Y - инициал Гиацинта; и, таким образом, в нем навеки были соединены имена двух друзей.

Цветок этот был наш гиацинт. Его перенесли с благоговением жрецы Аполлона Дельфийского в сад, окружавший храм этого знаменитого оракула, и с тех пор в память о безвременно погибшем юноше спартанцы ежегодно проводили праздник, который носил название Гиацинтий.

Празднества эти происходили в Амиклах в Ликинии и длились три дня.

В первый день, посвященный оплакиванию смерти Гиацинта, воспрещалось украшать голову венками из цветов, есть хлеб и петь гимны в честь солнца.

Следующие же два дня были посвящены различным древним играм, причем даже и рабам разрешалось в эти дни быть вполне свободными, а алтарь Аполлона был завален жертвенными дарами.

По этой же причине, вероятно, мы нередко встречаем в Древней Греции и изображение как самого Аполлона, так и муз, украшенных этим цветком.

Таково одно греческое сказание о происхождении гиацинта. Но есть еще и другое, которое связывает его с именем знаменитого героя Троянской войны Аякса.

Этот благородный сын царя Теламона, властителя находившегося близ Аттики острова Саламина, был, как известно, храбрейшим и наиболее выдающимся из героев Троянской войны после Ахиллеса. Он ранил Гектора камнем, брошенным из пращи, и поразил своей мощной рукой немало врагов у троянских кораблей и укреплений. И вот, когда по смерти Ахиллеса он вступил в спор с Одиссеем об обладании оружием Ахиллеса, то его присудили Одиссею. Несправедливое присуждение причинило Аяксу такую тяжелую обиду, что он, вне себя от горя, пронзил себя мечом. И вот из крови этого героя, говорит другое предание, и вырос гиацинт, в форме которого это предание видит две первые буквы имени Аякса - Аi, которые в то же время служили у греков междометием, выражавшим скорбь и ужас.

Вообще цветок этот у греков был, по-видимому, цветком горя, печали и смерти, и само сказание о смерти Гиацинта являлось лишь отголоском народных верований, народного поверья. Некоторым указанием этому может служить одно изречение дельфийского оракула, который, будучи спрошен во время свирепствовавших однажды голода и чумы в Афинах: что делать и чем помочь, приказал принести в жертву на гробнице циклопа Гереста пять дочерей пришельца Гиацинта.

С другой стороны, есть указания, что иногда он был и цветком радости: так, например, молодые гречанки убирали им свои волосы в день свадьбы своих подруг.

Ведя свое происхождение из Малой Азии, гиацинт пользовался любовью и у жителей Востока, особенно у персиан, где знаменитый поэт Фирдоуси то и дело сравнивает волосы персидских красавиц с закручивающимися отгибами цветка гиацинта и в одном из своих стихотворений, например, говорит:

«Ее уста благоухали лучше, чем легкий ветерок,
А гиацинтоподобные волосы приятней,
Чем скифский мускус...»

Точно такие же сравнения делает и другой известный персидский поэт Хафиз; а про женщин острова Хиоса сложилась даже местная поговорка, что они завивают свои кудри так же хорошо, как гиацинт - свои лепестки.

Из Малой Азии гиацинт был перенесен в Европу, но прежде - в Турцию. Когда и как - неизвестно, раньше, он появился в Константинополе и вскоре так полюбился турецким женам, что сделался необходимой принадлежностью садов всех гаремов.

Старинная английская путешественница Дэллауэй (Dallaway), посетившая Константинополь в начале XVII, столетия, рассказывает, что в серале самого султана был устроен особый чудный сад, в котором кроме гиацинтов не допускалось никакого другого цветка. Цветы были рассажены в продолговатых, обложенных изящными голландскими черепицами клумбах и своей прелестной окраской и дивным запахом очаровывали каждого посетителя. На поддержку этих садов тратились громадные деньги, и в эпоху цветения гиацинтов султан проводил в них все свободные свои часы, любуясь их красотой и упиваясь их сильным запахом, который восточным людям так нравится.

Кроме обыкновенных, так называемых голландских, гиацинтов в садах этих разводили еще и близкого их родственника - гроздеобразный гиацинт (H. muscari) 1 , носящий по-турецки название «Муши-ру-ми» и обозначающий на восточном языке цветов «Ты получишь все, что я только могу тебе дать».

В Западную Европу гиацинт попал лишь во второй половине XVII столетия, и прежде всего в Вену, которая в то время имела наиболее близкие сношения с Востоком. Но здесь он возделывался и составлял достояние лишь немногих завзятых любителей садоводства. Всеобщим же достоянием он сделался лишь после того, как попал в Голландию, в Гаарлем.

Сюда он попал, как говорят, случайно на разбитом бурей у голландских берегов генуэзском судне.

Корабль вез куда-то разные товары, а вместе с ними и гиацинтовые луковицы. Ящики, в которых они находились, подбрасываемые волнами, разбились о скалы, и вывалившиеся из них луковицы вынесло на берег.

Здесь, найдя подходящий для себя грунт, луковицы укоренились, пустили ростки и зацвели. Наблюдательные же любители цветов тотчас же обратили на них внимание и, пораженные их необычайной красотой и чудным запахом, пересадили их к себе в огород.

Тут они начали их культивировать, скрещивать и получили таким образом те дивные сорта, которые составили неиссякаемый предмет удовольствия и как культура, и как источник громадных доходов, который обогащает их с тех пор целые столетия.

Это было в 1734 году, т. е. почти через сто лет после тюльпана, как раз в то время, когда охватившая горячка к разведению этого цветка стала немного остывать и чувствовалась потребность в каком-нибудь другом, который бы мог отвлечь от этой страсти и, если возможно, заменить собою тюльпан. Таким-то цветком как раз и явился гиацинт.

Изящный по форме, красивый по окраске, превосходящий тюльпан еще своим чудным запахом, он вскоре сделался любимцем всех голландцев, и на его разведение и выведение новых его разновидностей и сортов стали тратить не меньше денег, чем на тюльпан. Особенно же эта страсть стала разгораться, когда удалось случайно вывести махровый гиацинт.

Получению этой интересной разновидности, как рассказывают, любители обязаны припадку подагры гаарлемского садовода Петра Ферельма. Известный этот садовод имел обыкновение срывать беспощадно с цветов всякий неправильно развившийся бутон, и такой участи подвергся бы, без сомнения, и безобразный бутон, появившийся на одном из особенно драгоценных видов гиацинта. К счастью, однако, Ферельм в это время заболел подагрой и, принужденный пролежать более недели в постели, не посещал своего сада. А тем временем бутон распустился и, к величайшему удивлению самого Ферельма и всех голландских садоводов, оказался никогда не виданною еще махровой формой гиацинта.

Такой случайности было достаточно, чтобы возбудить всеобщее любопытство и пробудить заглохшие было страсти. Смотреть на это чудо двинулись со всех концов Голландии, приезжали даже садоводы и из соседних стран; всем хотелось воочию убедиться в существовании такой невероятной формы и, если возможно, приобрести, чтобы иметь то, чего еще ни у кого не было.

Сорт этот Ферельм окрестил именем «Мария», но, к прискорбию, как этот экземпляр, так и следующие два махровых экземпляра у него погибли, и сохранился лишь четвертый, которому он дал название «Король Великобритании». От него-то и пошли все имеющиеся теперь махровые гиацинты, так что сорт этот считается в Голландии и поныне прародителем всех махровых гиацинтов.

Затем голландские садоводы стали обращать внимание на увеличение количества цветов в цветочной стрелке, на увеличение размеров самих цветов, на получение новой окраски...

Особенно же старания их были направлены на получение как можно более яркого желтого цвета, так как среди синих, малиновых и белых тонов, которыми отличались окраски этих цветов, цвет этот являлся большой редкостью.

Достижение триумфа в каком-нибудь из этих стремлений, получение каждого выдающегося сорта непременно сопровождалось празднеством. Счастливец-садовод приглашал к себе всех соседей окрестить новорожденного, и крестины сопровождались всегда богатой пирушкой, особенно, если новый сорт получал имя какого-нибудь знаменитого лица или царствующей особы.

Сколько могли стоить подобные новинки в это время - даже трудно и поверить, особенно, если принять во внимание сравнительно высокую в те времена ценность денег и дешевизну продовольственных продуктов. Заплатить 500 - 1.000 гульденов за луковицу нового сорта считалось даже очень обыкновенным, но бывали луковицы, как, например, ярко-желтый «Офир», за штуку которых платили 7.650 гульденов, или «Адмирал Лифкен», за который было заплачено 20.000 гульденов! И это тогда, когда воз сена стоил чуть не несколько копеек и на копейку в день можно было отлично прокормиться...

С тех пор прошло уже более двух столетий, и хотя голландские любители не платят теперь уже таких сумасшедших денег за новые сорта, гиацинт остается любимым их цветком. И до сих пор выдающиеся садоводческие фирмы устраивают ежегодно так называемые парадные поля, т. е. целые сады цветущих гиацинтов, расположенные в прикрытых сверху тентом помещениях. И массы народа стекаются туда, чтобы посмотреть и полюбоваться этими чудными цветами.

На такого рода выставках каждый садовод старается блеснуть совершенством своих культур, какой-нибудь оригинальной новинкой перед своими сотоварищами и интересующимися любителями и получить назначаемые большими садоводческими фирмами специальные премии.

Здесь, конечно, играет роль теперь уже не одно тщеславие, а и другая, более важная цель - коммерческая: зарекомендовать как перед голландской публикой, так и перед многочисленными иностранными клиентами превосходство своего товара и приобрести нового покупателя. И цель эта в большинстве случаев достигается. Благодаря такого рода выставкам многие незначительные фирмы выдвинулись вперед и сделались теперь первоклассными. Благодаря им с каждым годом все увеличивается и увеличивается и количество новых сортов. От бывших некогда 40 сортов число их в настоящее время возросло до 2.000, и не проходит года, чтобы не прибавилось еще несколько новых.

Из Голландии культура гиацинтов перешла прежде всего в Германию (Пруссию), а затем уже и во Францию. В Пруссии она начала главным развиваться вскоре после переселения из Франции изгнанных Нантским эдиктом гугенотов, которые вообще перенесли в Германию, и особенно в Берлин, вкус к красиво цветущим растениям, красивой обрезке деревьев и красивой планировке садов.

Но особой славы она достигла лишь во второй половине XVIII века, когда Давид Буше (потомок гугенотов) устроил в Берлине первую выставку гиацинтов. Выставленные им цветы так поразили своей красотой и пленили чудным запахом всех берлинских любителей цветоводства и вообще берлинскую публику, что многие занялись их культивированием с не меньшим рвением, чем в былые времена голландцы. Ими увлекались даже такие серьезные люди, как придворные капелланы Рейнгард и Шредер, которые с этого времени не только культивировали в огромном количестве эти цветы почти до самой своей смерти, но и вывели множество их разновидностей.

Несколько лет спустя возникла в Берлине, на Комендантской улице, возле гиацинтовых культур этого Буше даже особая, основанная его родственником, Петром Буше, знаменитая берлинская кофейня, куда собиралась вся знать и все богачи Берлина, чтобы попить кофе и полюбоваться гиацинтами. Посещение это вошло в такую моду, что у Буше неоднократно бывал и любовался его цветами сам король Фридрих-Вильгельм III.

Такое увлечение берлинской публики гиацинтами не замедлило породить массу конкурентов Буше среди других садоводов, и в 1830 году близ Шлезвигских ворот гиацинтовыми культурами покрылись целые поля. Достаточно сказать, что на них рассаживали ежегодно до 5.000.000 гиацинтовых луковиц.

Чтобы посмотреть эти цветущие поля гиацинтов, ежегодно в мае стекалось туда все население Берлина: и конные и пешие, и богатые и бедные. Это было что-то вроде мании, какое-то паломничество. Тысячи людей часами стояли вокруг этих полей и упивались красотой цветов и чудным их запахом. Не побывать на гиацинтовых полях и не увидеть их считалось непростительным... При этом за ближайшее рассмотрение цветов садоводы взимали немалую входную плату, а также немало выручали денег и за продажу букетов из срезанных гиацинтов, приобрести которые каждый мало-мальски зажиточный человек считал для себя обязательным.

Но все на свете преходяще. И столь славившиеся в начале сороковых годов эти гиацинтовые выставки и поля начали мало-помалу надоедать, все менее и менее привлекать публику и десять лет спустя совсем прекратились. Теперь от этих громадных полей остались одни лишь воспоминания (их площадь вся изрезана железною дорогою), и хотя на южной стороне Берлина кое-где и продолжают еще культивировать гиацинты, но о прежних миллионах луковиц и помину нет. В настоящее время самое большое, если под этими культурами занято несколько десятин, которые дают доход от 75 тысяч до 100.000 рублей.

Во Франции гиацинты были также очень любимы, но далеко не производили такого фурора, как в Голландии и Пруссии. Здесь они обратили на себя особое внимание, лишь когда ученые начали культивировать их в сосудах с водой без всякой примеси земли и когда в 1787 году маркиз Гонфлие на публичном заседании французского Общества земледелия ознакомил парижан с оригинальным опытом культуры гиацинта в воде - стеблем в воду, а корнями кверху. Вид такого гиацинта, распускающего свои прекрасные цветы в воде, поразил всех.

Известие об этом новом способе культуры не замедлило распространиться по всему Парижу, а затем и по всей Франции, и каждый хотел сам повторить этот опыт. Особенно же удивляло всех, что при таком развитии в воде листья вполне сохраняли свою величину, форму и окраску, а цветы хотя и получались несколько более бледными, но все-таки были вполне развиты.

С этих пор культура гиацинтов во Франции начала все более и более входить в моду. Особенно же славилась культура маленьких ранних гиацинтов, получивших название римских (Romaine).

Но прелестный этот цветок имел во Франции одно время очень печальное применение: им пользовались для одурения, доходившего до отравления, тех лиц, от которых почему-либо желали избавиться. Особенно это практиковалось с женщинами, и притом главным образом в XVIII столетии.

Обыкновенно предназначавшиеся для этих целей букет или корзина гиацинтов опрыскивались чем-нибудь таким ядовитым, что могло быть замаскировано сильным запахом этих цветов, или же цветы ставились в таком количестве в спальню или будуар, что сильный запах их производил у людей нервных страшное головокружение и причинял даже смерть.

Насколько последнее верно - трудно поручиться, но в мемуарах жившего во времена Наполеона I при французском дворе г-на Сам приводится случай, когда одна вышедшая по расчету за богатого человека аристократка уморила его, убирая ежедневно спальню массой цветущих гиацинтов. Подобный же случай приводится Фрейлигратом в его поэме «Месть цветов». Да и вообще, надо заметить, немало есть людей, которые не выносят одуряющего запаха этого цветка, чувствуют дурноту и даже падают в обморок.

Из новейших писателей мы встречаем гиацинт еще и у Эдгара По в его рассказе «Поместье Арнгейм», где он описывает целые поля цветущих гиацинтов.

1 Очевидно, имеется в виду мускари, или мышиный гиацинт, в частности, м. кистевидный.

Аполлон. Кипарис. Гиацинт.
Один бог и два смертных... и две печальные истории любви.

Гиацинт.
Однажды солнечный бог Аполлон увидел прекрасного земного юношу и воспылал к нему нежным чувством. Этого прекрасного юношу звали Гиацинтом, и был он сыном спартанского царя Амикла.
Но был у влюбленного божества соперник - Фамирид, который был так же не равнодушен к прекрасному принцу Гиацинту, по слухам являвшийся родоначальником однополой любви в Греции тех лет. В это же время Аполлон стал первым из богов, кого охватил подобный любовный недуг.
Аполлон легко устранил соперника, узнав, что тот неосторожно хвастался своими певческими талантами, грозясь превзойти самих муз.
Златокудрый влюбленный быстро донес музам об услышанном, и те лишили Фамирида способности петь, играть и видеть.
Несчастный хвастун выбыл из игры, и Аполлон спокойно, без соперников, приступил к соблазнению предмета любовного вожделения.

Покинув Дельфы, он часто являлся в светлую долину реки Эврот и забавлялся там играми и охотой с юным своим любимцем.
Раз в знойный полдень оба они сняли с себя одежды и, умастив тело свое оливковым маслом, стали бросать диск.
В то время мимо пролетел Зефир, бог южного ветра, и увидел их.
Ему не понравилось, что юноша играет с Аполлоном, поскольку он тоже любил Гиацинта, и он с такой силой подхватил диск Аполлона, что он ударил Гиацинта и повалило его на землю.
Тщетно пытался Аполлон помочь своему возлюбленному. Гиацинта угасал на руках своего божественного покровителя, любовь которого родила у других зависть и принесла ему смерть.

Гиацинту уже ничем нельзя было помочь, и вскоре он испустил последний вздох на руках у своего друга.
Чтобы сохранить память о прекрасном юноше, Аполлон превратил капли его крови в прекрасные ароматные цветы, которые стали называть гиацинтами, а Зефир, который слишком поздно понял, к каким ужасным последствиям привела его необузданная ревность, летал, безутешно рыдая, над местом гибели друга и нежно ласкал изысканные цветы, выросшие из капель его крови.

Этому античному сюжету посвятил свое музыкальное произведение В.А. Моцарт.
Эта «школьная опера» на латинском языке написана одиннадцатилетним композитором. В основе сюжета — античный миф, разработанный в одном из эпизодов X книги «Метаморфоз» Овидия.

«Apollo et Hyacinthus seu Hyacinthi Metamorphosis»
Аполлон и Гиацинт, или превращение Гиацинта

Кипарис
На острове Кеос в Карфейской долине, был олень, посвященный нимфам. Прекрасен был этот олень. Ветвистые его рога были вызолочены, жемчужное ожерелье украшало его шею, а с ушей спускались драгоценные украшения. Олень совсем забыл страх пред людьми. Он заходил в дома поселян и охотно протягивал шею всякому, кто хотел ее погладить.
Все жители любили этого оленя, но больше всех любил его юный сын царя Кеоса, Кипарис.

Увидел Аполлон эту удивительную дружбу человека и оленя, и захотелось ему, хоть на время, забыть свое божественное предназначение, чтобы также беззаботно, весело наслаждаться жизнью. Спустился он с Олимпа на цветущую поляну, где отдыхал после стремительной скачки чудесный олень и его юный друг Кипарис. "Многое видел я и на земле и на небе, — сказал Аполлон двум неразлучным друзьям, — но такой чистой и нежной дружбы между человеком и зверем мне видеть не доводилось. Примите меня в свою компанию, втроем нам будет веселее". И с этого дня стали Аполлон, Кипарис и олень неразлучны.

Кипарис водил оленя на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям; он украшал могучие рога его венками из душистых цветов; часто, играя с оленем, вскакивал юный Кипарис, смеясь, ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине.

Однажды установилась над островом жаркая погода, и все живое в полуденный зной спряталось от жгучих солнечных лучей в густой тени деревьев. На мягкой траве под огромным старым дубом Аполлон и Кипарис задремали, а олень бродил неподалеку в лесной чаще. Вдруг Кипарис проснулся от хруста сухих веток за ближними кустами, и подумал, что это подкрадывается дикий кабан. Схватил юноша копье, чтобы защитить своих друзей, и, что есть силы, швырнул его на звук хрустящего валежника.

Слабый, но полный мучительной боли стон услышал Кипарис. Обрадовался он, что не промахнулся, и бросился за неожиданной добычей. Видно злая судьба направляла юношу, — в кустах лежал не свирепый кабан, а его умирающий златорогий олень.
Омыв слезами страшную рану своего друга, Кипарис взмолился к проснувшемуся Аполлону: "О, великий, всемогущий бог, сохрани жизнь этому чудесному животному! Не дай ему умереть, ведь тогда и я умру от горя!" С радостью выполнил бы Аполлон страстную просьбу Кипариса, да было уже поздно, — перестало биться сердце оленя.


Напрасно утешал Кипариса Аполлон. Горе Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы бог дал ему грустить вечно.
Внял ему Аполлон. Юноша превратился в дерево. Кудри его стали темно-зеленой хвоей, тело его одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял он пред Аполлоном; как стрела, уходила его вершина в небо.
Грустно вздохнул Аполлон и промолвил:

Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!

С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры,
на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.
Вот такая вот печальная история...