Размеры автобетононасоса. Технические характеристики автобетононасосов

Предназначенный для подачи к месту строительных работ раствора смеси. Последнюю он вбирает в свой бункер из соответствующих резервуаров. Это бетономешалки или цистерны для хранения жидкого бетона. По специальному отводу агрегат может доставить раствор на довольно большую высоту или на далекое расстояние, если доставка осуществляется в горизонтальном направлении. Также он используется там, где нужно залить бетоном большие массивы. Например, для заливки опалубки будущего здания пришлось бы долго носить раствор ведрами, если бы не существовал стационарный бетононасос. Фото этого прибора можно увидеть ниже.

Бывают не только стационарные бетононасосы

В этой статье речь идет именно о механизмах стационарного типа. Но несколько слов стоит сказать о том, что они не единственные аппараты, предназначенные для перекачки бетона.

Автобетононасосами (АБН) называют устройства, перевозимые на шасси большинства производителей грузового автотранспорта. Такие транспортируемые массивные аппараты целесообразно применять в тех случаях, когда важно быстро доставлять большие количества раствора и быстро переправлять оборудование на другое место. Чаще всего мобильные бетононасосы используются при создании фундамента зданий. Кроме того, такие аппараты могут быть гораздо больше стационарных, а значит, мощнее.

На этом описание мобильных бетононасосов в рамках данной статьи заканчивается, перейдем к другим аппаратам.

Стационарный

Как уже говорилось выше, кроме мобильного бывает бетононасос стационарный. Приборы этого типа не рассчитаны на самостоятельное передвижение в условиях городских дорог.

Для того чтобы такой насос было удобно передвигать в пределах стройки, он обычно оснащен шасси. При необходимости стационарный механизм перевозят на трале или при помощи грузового автомобиля.

Подобные аппараты очень часто применяют во время строительства небоскребов и просто высоких зданий. В качестве примера можно привести мировой рекорд доставки бетона на высоту с помощью насоса, который установили стационарные бетононасосы Putzmeister. Рекорд высоты составил целых 606 метров, что свидетельствует о функциональности. Насосы подобного типа также могут доставлять бетон на большие расстояния в горизонтальной плоскости.

На строительной площадке выбирают место, в которое всегда есть доступ для автомиксеров. Это нужно для своевременных разгрузок, ведь паузы в работе прибора не идут ему на пользу. К агрегату прикрепляется бетоноводная система. По сути она является соединенными между собой гибкими широкими трубами.

Действие механизма перестанет быть безупречным, если его не смазывать пусковой смесью. С этого работа начинается, и это делается все время, без перерывов. Ведь если раствор загустеет, в бетоноводе образуется пробка.

Если действие требует продолжительных пауз, смесь нужно пропускать через него как минимум один раз в 15 минут.

Строение

Чтобы производить своевременное правильное обслуживание агрегата, нужно знать, как устроен стационарный бетононасос. Технические характеристики разных аппаратов могут отличаться, но строение у них примерно одинаковое:

  1. Вибратор решетки, которая защищает бункер.
  2. Решетка для защиты бункера.
  3. Смазочная система.
  4. Шибер.
  5. Бункер с перемешивающим устройством.
  6. Цилиндры шибера.
  7. Подающие цилиндры.
  8. Емкости охлаждения.
  9. Цилиндры привода.

Существующие разновидности стационарных аппаратов

Неважно, мобильный бетононасос вы выбираете или бетононасос стационарный, характеристики зависят не от способа передвижения механизма, а от типа его устройства.

Аппараты второго типа могут иметь принципиальные отличия в своем устройстве. Чтобы знать, какой насос выбрать для той или иной цели, эту разницу нужно знать.

Агрегат может быть поршневым. В такой системе бетон направляется по трубам с помощью двух поршней. Бывают и однопоршневые устройства.

В насосах шторочного типа система подачи бетона скрыта так называемыми шторками, которые расположены сразу перед бетоноводом. В шиберных устройствах вместо шторок установлен шиберный узел.

Устройства с шибером

Бетононасос (стационарный он или мобильный, неважно) бывает шиберным. Шибер (заслонка) является главной механической деталью устройства. Он может быть выполнен в виде поворотной трубы, хобота, клина.

Шибер всегда делается прочным и толстым. Поверхность его должна быть гладкой. Иначе неровности отразятся на бетоне, ведь при высоком давлении, какое бывает в механизме, каждая неровность приводит к выступлению раствора на поверхность.

Шибер должен также быть износостойким, иначе он быстро выйдет из строя в столь агрессивных условиях работы. Его нет в бетононасосах роторного типа.

Роторные

Роторный элемент способен проталкивать смесь, с густотой которой не справилось бы устройство другого типа. Бетон движется по трубам, направляемый роликами в роторе. Ролики оказывают давление на насос с рукавами, которые сжимаются и разжимаются. Это отличие и делает роторный аппарат столь эффективным.

Бензонасос стационарный роторного типа отличается еще и относительно тихой работой двигателя.

В случае затвердевания смеси внутри отвода достаточно включить режим вращения двигателя в обратную сторону.

Поршневые

В наше время используют двухпоршневые агрегаты, однопоршневые системы постепенно уходят в прошлое. Такие насосы оснащены дизельным или электрическим двигателем.

Стационарный дизельный бетононасос способен обеспечить большую скорость подачи бетона. В секунду такой насос может передавать на место назначения до 60 литров смеси.

За час работы стандартный дизельный бетононасос перекачивает около 60 кубометров раствора. В горизонтальной плоскости смесь может передаваться на расстояние до 300 метров. Высота, посильная среднему дизельному стационарному насосу, - 70 м.

Два поршня соединены гидравлическим приводным цилиндром.

Система может быть не только гидравлической, но и электрогидравлической, одноконтурной и двухконтурной. Каждая разновидность обладает преимуществами и недостатками.

Как выбрать подходящий?

Как же выбрать подходящий бетононасос? Стационарный агрегат бывает оснащен поршневой системой двух типов: механической или же гидравлической. Выбор зависит от того, какие цели стоят перед покупателем прибора.

Сооружение каждого объекта требует индивидуального подбора строительного оборудования. Производительность стационарных устройств обусловлена принципом действия аппарата и его маркой. В среднем она может варьироваться от 15 до 85 кубических метров доставляемого строительного раствора в час. Максимальная высота, на которую способны подать смесь бетононасосы стационарного типа, составляет 150 метров. По горизонтали насосом, может преодолевать до 450 метров. Кроме характеристик самого устройства нужно ответственно отнестись к выбору труб отвода, ведь от них тоже зависит функциональность всей системы подачи раствора.

Итак, мы выяснили, что такое стационарный бетононасос. Надеемся, представленная информация будет вам полезна.

Главное, на что нужно обращать внимание при выборе автобетононасоса (АБН) — это длина распределительной стрелы и требования к свободному пространству для работы. Стоимость аренды техники непосредственно зависит от дальности вылета стрелы, поэтому перед заказом конкретной модели, следует точно установить этот показатель.

Вылет стрелы и свободная площадь

Для определения того, какая длина стрелы оптимально подходит для выполнения конкретной задачи, нужно измерить дистанцию от места расположения АБН до самой отдалённой точки опалубки. В некоторых случаях, дальность стрелы может быть меньше, если на площадке есть рабочие, которые смогут быстро распределять раствор по площади заливки вручную.

Когда расстояние между техникой и местом заливки смеси установлено, можно примерно определить, какая длина стрелы потребуется для доставки раствора в опалубку. Однако, следует учитывать, что по горизонтали дальность вылета стрелы по горизонтали будет на несколько метров меньше, чем по вертикали. В описании автобетононасоса это значение указывается именно для подачи на высоту.

Чтобы точно установить требуемую длину распределительного устройства, нужно изучить её рабочую диаграмму. Эта схема доступна в технической документации к АБН и показывает, на какую реальную длину способна выдвинутся стрела, в зависимости от её угла относительно горизонта.

Перед заказом также нужно исследовать строительную площадку на наличие возможности подъезда техники. Автобетононасос имеет определённые габариты, которые требуют соответствующее количество свободного пространства для проезда. В среднем размеры АБН с распределительной стрелой 30-40 м составляют 11,5х2,5х4 м.

Также важно учитывать, что перед началом работы, для фиксации конструкции, автобетононасос требует установки выдвижных гидравлических опор. В результате чего, свободная площадь для его размещения увеличивается до участка 12х7 м.

Технические характеристики автобетононасоса

В документации к каждой модели АБН обязательно присутствует перечень характеристик, которые определяют его возможности. В первую очередь производитель указывает сколько кубических метров раствора насосное устройство перекачивает в час. Практически все современные модели АБН удовлетворяют потребностям подавляющего большинства задач по заливке раствора в опалубку.

Ограничение скорости работы связано не с мощностью насоса, а со способностью бригады принимать тот или иной объём смеси в определённых условиях. В зависимости от марки насосного устройства, его производительность может быть между 60 и 180 м³/ч.

Кроме производительности, АБН характеризуется типом привода и мощностью двигателя привода. Диаметр бетоновода внутри распределительной стрелы стандартный — 125 мм. Техника имеет определённые ограничения по работе с раствором. Осадка конуса смеси должна быть в пределах 6-12 см, а максимальный размер фракции заполнителя не больше, чем указанный в спецификации к насосу.

Для каждого АБН указывается тип шасси, то есть модель грузового автомобиля, на который установлено насосное оборудования и стрела. Кроме того, автомобильный бетононасос характеризуется определённой массой и габаритами. Различные модели имеют свою вместительность бункера и показатель давления на бетонную смесь, создаваемое насосной установкой.

Для строительства небольшого объекта не всегда рационально использовать крупногабаритную спецтехнику. Отличным решением поставленной задачи будет применение техники мини бетононасос, который имеет схожие параметры с производительными характеристиками большой специализированной техники для стройки. Малогабаритный бетононасос отлично зарекомендовал себя в монолитном строительстве, где требуется оперативное решение заливки фундаментов и прочих несущих конструкций зданий.

Почему выбирают мини-технику?

Покупка большого стационарного или мобильного бетононасоса не всегда оправдывает себя. Дорогостоящая техника может окупиться спустя месяцы и годы, в то время как вам необходимо решать производственные задачи. Мини бетонасос можно взять в аренду, и если позволяют средства, купить в лизинг или по другой кредитной программе. В строительном сегменте бывают универсальные задачи, где требуется выполнить заливку конструкций без использования крупногабаритной техники, и в то же время нерационально применять самодельные бетононасосы. Низкая цена спецтехники при полной ежедневной загрузке позволит вам окупиться примерно через 6-8 месяцев, а аренда мини бетонасоса способна еще быстрее «отбить» вложенные средства, но опять же, при условии полной ежедневной загрузки.

Рынок маленьких бетононасосов довольно обширный, есть российские разработки, но в последнее время можно увидеть на строительных площадках мини-технику производства Япония, Китай, США, Южная Корея, а также ряда индустриально развитых стран. Для малоэтажного строительства, где есть средний уровень рабочего цикла, только мини стационарный бетононасос является лучшим решением организации процесса рабочего цикла на производственной площадке.

Технические характеристики мини-спецтехники

Чтобы правильно организовать рабочий цикл работы, где требуется заливка бетонной смесью, попробуйте взять в аренду миниатюрный бетонасос. Примерные технические характеристики спецтехники включают в себя:

  • Максимальный размер подачи рукава с раствором- 150 метров.
  • Максимальный уровень подачи раствора на высоту- 50 метров.
  • Основной монтаж – электрический или дизельный двигатель общего принципа действия.
  • Полностью автономный режим передвижения.

Варианты малогабаритных бетононасосов

Прежде чем правильно узнать, как подобрать бетонасос для строительных работ, предлагаем ознакомиться с группами спецтехники. На рынке имеется два типа специализированой техники, которые представлены следующими категориями.

  • Поршневой тип. Самый популярный вариант бетононасосной группы, которая используется не только на постсоветском пространстве, но и в высокоразвитых странах. Благодаря универсальному принципу поршневой группы, можно организовать беспрерывный цикл подачи бетонной смеси на производственную площадку. Максимальный уровень производительности бетононасоса м 3 , зависит от технологической цепочки организации подачи раствора машинами поршневой группы. Монтаж поршневой категории оборудования происходит на мобильном шасси или на самоходном оборудовании.
  • Роторная система. Этот тип мини бетононасосов также используется в ряде технологических процессов. За счёт наличия рукава с роликами, обеспечивается прямое выталкивание раствора в порционных частях. Система подачи минует бетоновод и попадает прямо в шланг. Производительность такого оборудования в 2-3 раза меньше чем в поршневой группе, но эффективна для узкоспециализированных работ подачи бетонной смеси на строительную площадку.

«Общие габариты бетононасоса миниатюрной формы допускают установку бункера для приёма и переработки бетонной смеси.»

Вместе с этим в технологическом процессе требуется выполнять строгие временные требования переработки смеси, которые не должны превышать 20 минут, иначе это приведёт к выходу основного технологического оборудования из строя. Превышение времени переработки бетона может вызвать преждевременный износ спецтехники, поэтому, по окончании работ рекомендуется тщательно промывать все узлы спецтехники сильной струёй воды или иной технологичной жидкости, предназначенные для чистки бетононасоса.

Особенности подбора малогабаритных бетононасосов

Учитывая высокую популярность покупки и аренды бетононасосов малогабаритной группы, отметим основные технические и функциональные преимущества.

  • Мобильность. Техника способна маневрировать по сложным улицам и дорогам большого мегаполиса, где на первое место выходит качество бетона, а, следовательно, оперативная доставка бетонасоса на площадку гарантирована приемлемыми размерами спецтехники.
  • Компактность. Учитывая ограниченное пространство производственной площадки, мини бетонасос является правильным решением для строительного процесса. К примеру, для того, чтобы Камаз мог полностью развернуться, необходимо обеспечить свободное пространство 10*12 метров, для миниатюрного бетонасоса, такое пространство составляет 5*6 метров, то есть, если вы проводите строительные процессы внутри цеха, то малогабаритный бетононасос вполне может развернуться на вашем производственном участке.
  • Финансовая выгода. Для крупногабаритной техники необходимо привлечение достаточного количества вспомогательных сил, в среднем до 5-6 человек. Мини техника бетононасосного типа предусматривает задействование 1 водителя, и максимум 2 подсобных рабочих. Финансовая составляющая вполне впечатляющая.
  • Многофункциональность. Применение бетононасоса, это не только подача бетонной смеси. Некоторые модели спецтехники оснащены миксером, который позволяет размешивать бетон, если нет возможности вложиться во временные рамки заливки раствора на производственном цикле.
  • Производительность. Несмотря на совсем миниатюрные размеры, спецтехника обладает достаточной производительностью. Максимальный объем переработки бетона, в зависимости от модели машины – 70-170 м 3 . Максимальная высота подачи шланга и работы техники до 25 метров, некоторые модели спецоборудования позволят поднимать раствор на высоту 50 метров по вертикали и около 160 метров по горизонтали.

Популярные марки мини-бетононасосов

Дополнительные сведения о спецтехнике

Учитывая то, что многие производители оборудования предусмотрели дополнительные опции управления машиной, необходимо тщательно изучить возможности использования вспомогательного технологического оборудования для подачи бетонной смеси. Основной вес оборудования установки составляет около 1 тонны, поэтому можно перевозить спецоборудование малотоннажным транспортом, если отсутствует мобильная схема передвижного типа. По окончании работы с бетоном, необходимо тщательно промыть все узлы и компоненты спецоборудования от образования бетонного нароста после затвердевания массы.

Большинство крупных строительных предприятий используют бетононасосы. С их помощью производится транспортировка смеси для изготовления фундаментов, различных монолитных сооружений в кратчайшие сроки. В этой статье будут предоставлены и рассмотрены устройства, установленные на автошасси, например, б у автобетононасос.

На фото – подача раствора непосредственно на участок строительства

Как это работает

Главным назначением такого оборудования является подача для заливки готового бетонного раствора в горизонтальном или в вертикальном направлении с наклоном подающего конуса в пределах 60-120 мм. Устанавливают автобетононасос на автошасси, привод — гидравлический.

Размещенная здесь же стрела, состоит из нескольких шарнирно-соединенных секций и бетоновода, по которым проходит бетонный раствор, замешенный в определенных пропорциях. Обычно его не делают своими руками, а централизовано подвозят с завода в определенное планом строительства место или изготавливают на месте с помощью мини бетонного завода.

Обратите внимание! Вы не можете использовать оборудование для изготовления раствора, установка лишь перекачивает его с одной точки в другую, облегчая и ускоряя строительный процесс.

Автобетононасос с выдвинутой стрелой

Комплектующие

Конструкция бетононасоса имеет несколько элементов, при помощи которых он работает и производит транспортировку готовой смеси.

Главными комплектующими являются:

  • бетонотранспортные цилиндры;
  • гидроцилиндры;
  • поршневая группа;
  • приемная воронка;
  • бетоновод.

С помощью гидроцилиндров приводятся в движение с определенным интервалом поршни бетонотранспортных цилиндров. Инструкция проста, во время этого процесса происходит захват готового раствора, который в тот момент находится в приемной воронке, и осуществляется его транспортировка в бетоновод, в соответствии с рабочим тактом.

Автобетононасос со сложенной стрелой

Свойства

Ниже рассмотрим технические характеристики автобетононасоса:

  1. При помощи гидравлического привода раствор свободно перемещается по бетоноводу, кроме того, привод служит еще для нескольких задач — регулируется производительность и рабочее давление, благодаря чему работают все узлы и механизмы в довольно щадящем режиме.
  2. Бетононасосы, которые имеют гидропривод и двухпоршневой двигатель, обеспечивают скорость подачи раствора от 5 м3/ч до 65 м3/ч.
  3. Максимальное расстояние подачи различных марок бетона не более 400 м в горизонтальном направлении и не более 80 м в вертикальном .

Для расчета производительности используется следующая формула — П т =I A kH n 3600, где:

  • I – рабочий ход поршня (м);
  • А – сечение поршня (м);
  • кН – коэффициент наполняемости раствором бетонотранспортного цилиндра (0,8 – 0,9);
  • n – количество парного хода поршня.

Наглядное изображение процесса заливки фундамента с помощью мобильной установки

Одной из главных особенностей рассматриваемой модели, помимо мобильности, является его производительность, которая определяется по параметрам бетоновода и стрелы. Следует сказать, что цена строительства сильно увеличится, в данном случае она компенсируется скоростью и экономией трудовых ресурсов.

Распределительная стрела на стандартном оборудовании состоит из трех секций, которые соединяются шарнирными сочленениями. Размещается она на поворотном механизме, установленного на шасси и опирающегося на него при помощи рамы. Она поворачивается на 360,˚ и ее рабочая длина может быть не более 19 м.

Оборудование работает в температурном диапазоне от -5˚С до +40˚С, при напряжении питания 380 В. Есть модификации, позволяющие ему функционировать и в автономном режиме, тогда комплектация обеспечиваются двигателем, работающем на дизельном топливе. Его мощность измеряется в кВт и зависит от модели.

Виды

Автомобильным бетононасосом называют специальное оборудование, предназначенное для перекачки бетона. В отличие от стационарного бетононасоса, он устанавливается на передвижное шасси, поэтому существует возможность доставки готового раствора непосредственно на участок работ.

При такой транспортировке снижается мощность насоса, но дает возможность использовать его эффективнее. Любые виды автоматических насосов не имеют возможности транспортировать большие объемы раствора.

Совет: не стоит заострять себя такой проблемой, так как многие строительные проекты не нуждаются в высокой мощности оборудования.

Производственные работы при минусовой температуре

В текущее время разновидности бетононасосов делятся на группы по количеству перекачиваемого бетона за час:

до 60 м3/час Обычные установки при условии оптимального и правильного использования. до 200 м3/ч Некоторые виды бетононасосов имеют более высокие показатели. При этом следует сказать, что эти данные получены при работе с идеальным раствором и без вылета стрелы.

В строительной индустрии есть и другие классификации, по которым происходит распределение разновидностей автомобильных бетононасосов.

Например, по габаритам или по возможности выдвижения стрелы:

  1. Если провести анализ современных моделей установок, последний параметр колеблется в диапазоне 22-64 м.
  2. Для сложных объектов, к которым нет возможности подогнать автомобиль, используют агрегаты с более высокими показателями.

Также одним из важных факторов считается высота, на которую есть возможность выдвинуть стрелу.

Принцип работы поршневых цилиндров

Совет: при расчете следует иметь в виду, что чем больше высота, тем мощнее должен быть двигатель насоса.

Это зависит от того, что гравитация мешает правильной укладке на более высоком уровне сооружения, поэтому для качественного сооружения высоких построек необходимо использовать мощные двигатели оборудования.

Вывод

Из статьи стало понятным, что автобетононасос обладает большим плюсом — мобильностью. Хотя при этом и снижается его мощность, но данный недостаток не всегда востребован на строительной площадке. Существует несколько типов такого оборудования, которое отличается между собой габаритными размерами, количеством подачи раствора и вылетом стрелы (см.также статью «Контроль качества бетона – залог безопасного строительства»).

Видео в этой статье поможет найти вам дополнительную информацию по этой тематике.

Машины для транспортирования

бетонной смеси и растворов.

Бетононасосы и пневмонагнетатели.

Способ доставки бетонов и растворов от смесительной установки к месту их укладки и необходимое для этого оборудование выбирают в зависимости от характера сооружения, общего объёма укладываемой смеси, суточной потребности в смеси, высоты её подъёма и дальности горизонтального перемещения.

Дальность подачи смеси бетононасосами по горизонтальному бетоноводу достигает 400 м , по вертикали – 70 м . Монтируя последовательно ряд бетононасосных установок, можно увеличить дальность и высоту подачи.

При любом способе транспортирования смесь должна предохраняться от расслаивания на составные части.

В большинстве случае при выполнении больших объёмов бетонных работ экономически целесообразно транспортирование бетонной смеси по трубам при помощи бетононасосов. При необходимости транспортирования бетона от центральных бетонных установок на удалённые строительные объекты лучшими транспортными средствами, обеспечивающими сохранение качества бетона, являются автобетономешалки.

Рис.1. Автобетононасосы в работе:

а - монолитное строительство; б - строительство стены, укрепление откоса;

в – заливка фундамента; г – заливка полов.

В современных технологиях строительства важнейшую роль играет повышение производительности работ, экономия времени, рабочей силы, и в конечном счете, финансовых затрат. Использование механизированного оборудования позволяет решить эту задачу. Одним из видов профессиональной строительной техники является бетононасос.

Назначение этой установки - транспортировка приготовленной бетонной смеси непосредственно к месту ее заливки с применением бетоновода, состоящего из отдельных секций с быстроразъемными соединениями и специальных распределительных стрел.

Подача бетона по трубам при возведении монолитных сооружений по сравнению с его подачей ленточными конвейерами или кранами повышает производительность труда и снижает себестоимость работ. Такой способ транспорта бетона позволяет работать в стеснённых условиях и труднодоступных местах, где другие виды подачи не могут быть применены.

Бетононасос – это машина для нагнетания бетонной смеси к месту её укладки (в пределах строительной площадки) для оперативного и качественного строительства разнообразных объектов с помощью гибкого бетоновода, что также дает возможность для нагнетания бетона в различные плоскости.

Считается, что подача бетона с помощью бетононасосов существенно улучшает качество укладываемого бетона. Это объясняется тем, что при передаче раствора бетона осуществляется дополнительное перемешивание, что повышает структуру укладываемого бетона.

Классификация:

А). Конструктивно, в зависимости от назначения, бетононасосы

подразделяются на три основные категории :

1) – автобетононасос;

2) - стационарный прицепной бетононасос;

3) - автобетононасос со смесителем.


Рис.2. Бетононасосы:

а - стационарный прицепной бетононасос; б – автобетононасос;

в - автобетононасос со смесителем (АБНС-29).

Автобетононасосы – это строительное оборудование, предназначенное для подачи бетона к месту укладки, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Автобетононасос устанавливается на автомобильные шасси и состоит из раздаточной стрелы, системы опоры и бетононасоса. В зависимости от марки автобетононасоса, длина стрелы бетононасоса может меняться в большую или меньшую сторону.

Производительность автобетононасоса может достигать до 200 м³/час , а высота подачи бетона до 48 метров . Некоторые модели автобетононасосов могут вращаться вокруг вертикальной оси или оснащаться миксерами для перемешивания бетона. В целом же функциональных возможностей даже самого простого автобетононасоса вполне хватает для укладки бетона на довольно большие площади.

Управление работой автобетононасоса может осуществляться либо из кабины водителя, либо с пульта, установленного на автомобильные шасси. Работу автобетононасоса можно контролировать и с помощью пульта дистанционного управления. Такой пульт может передавать сигналы по радио или кабелю, подключённому к автобетононасосу.

Подача материала из автобетононасоса производится по специальной трубе, которая называется бетоновод. Бетоновод надёжно крепится к раздаточной стреле автобетононасоса, что полностью исключает потери материала в процессе подачи к месту укладки. Если укладку бетона планируется проводить в зимнее время, бетоновод следует утеплить или обогреть паром.

Стационарный бетононасос – спецтехника, которая, в основном, предназначена для строительства многоэтажных зданий. Для более дальней подачи бетонной смеси на бетононасосе устанавливается стрела (труба). Стационарные агрегаты подачи бетона (бетононасосы) отличаются следующими техническими характеристиками: производительность от 15 до 85 м³/час ; подача бетонной смеси может осуществляться до 150 метров по вертикали, и до 450 метров по горизонтали. Работа стационарных бетононасосов может обеспечиваться двигателями, работающими как на дизельном топливе, так и электричестве.

Они предназначаются для объектов с малым объёмом работ и представляют собой лёгкие мобильные машины на колёсном ходу или салазках.

Передвижные смесители используются при небольших объемах строительных и ремонтно-строительных работ (с небольшим объёмом замеса) на рассредоточеных объектах, представляют собой лёгкие мобильные машины на колёсном ходу или салазках; а стационарные входят в состав технологических линий бетонорастворосмесительных установок средней и большой производительности бетонных и растворных заводов.

Стационарные отличаются большей мощностью, однако не имеют стрелы для подачи бетонной смеси.

Б). По типу привода :

■ кривошипно-шатунные;

■ гидравлические бетононасосы;

■ пневматические бетононасосы.

В). По количеству цилиндров :

■ одноцилиндровые;

■ двухцилиндровые.

Г). По мобильности:

■ стационарные;

■ автобетононасосы.

Наиболее эффективно использование бетононасоса в следующих случаях:

Повышение производительности труда при многоэтажном строи-

тельстве;

Бетонирование площадок, где в силу разных причин затруднена

подача бетона;

Бетонные работы на высоте;

Имеются препятствия, мешающие подъезду автобетоносмесителя

Технологический процесс работы бетононасосов выглядит следующим образом: бетон, по бетоноводам поступает к месту укладки. Расстояние и высота могут быть различными. Регулятор оборотов, в зависимости от характеристик бетона и расстояния, на которое осуществляется перекачка, автоматически устанавливает режим работы. Также учитывается и температура воздуха. Бетон перемешивается с помощью реверсной системы.

Главные достоинства бетононасосов: выносливость и стабильность работы. Технические характеристики позволяют оборудованию работать в экономном режиме. Т.к. оборудование может использоваться круглый год, в том числе в зимнее время, на бетононасосах установлена система подогрева дизельного топлива. Для защиты двигателя от перегрева установлен агрегат, охлаждающий масло.

Обслуживать бетононасосы несложно. Достаточно использовать промывочный насос с водяным пистолетом.

Общее устройство бетононасосов

Бетононасосы поршневого типа (с механическим приводом). Отечественная промышленность выпускает бетононасосы поршневого типа производительностью 10, 20 и 40м 3 /час с механическим и гидравлическим приводом.

Привод от ДВС:

Принцип работы бетононасоса заключается в следующем: поступающая в приёмный бункер 6 бетонная смесь подвергается непрерывному перемешиванию лопатками 5 , для того чтобы сохранить её однородность и предупредить расслоение. Из бункера смесь при помощи побудителя 7 , выполненного в идее лопастной мешалки. Поступает через всасывающий клапан 8 в цилиндр 11 насоса.

Поршень 12 насоса совершает возвратно-поступательное движение при помощи кривошипно-шатунного механизма, коленчатый вал 2 которого приводится во вращение от основного электродвигателя бетононасоса. Движение поршня строго согласовано с положением всасывающего 8 и нагнетательного 9 клапанов: при всасывающем движении поршня (рис.а ) клапан 8 открывается, а клапан 9 закрывается; при нагнетательном положении поршня (рис.б ) клапан 8 закрывается, а клапан 9 открывается. Синхронизация перемещений поршня и клапанов достигается при помощи кулисного механизма 1 , получающего качательное движение от профильных кулаков на коленчатом валу, и двух тяг 3 и 4 , связывающих каждую из кулис с клапанами. Во время всасывающего движения поршня бетонная смесь поступает в полость цилиндра, а во время нагнетательного движения выталкивается в трубопровод 10 .

Рис.3. Бетононасос с механическим приводом:

а – схема работы; б - кинематическая схема; І – всасывающее положение поршня; ІІ – нагнетательное положение поршня;

1 – кулисный механизм; 2 – коленчатый вал КШМ; 3 и 4 - тяги; 5 - лопасти; 6 – приёмный бункер; 7 - побудитель; 8 - ;всасывающий клапан; 9 – нагнетательный клапан; 10 - трубопровод; 11 – цилиндр насоса; 12 – поршень насоса.

Привод от электродвигателя :

Бетононасосы монтируются на сварной раме 15, снабжённой лыжами 16 для возможности перемещения бетононасоса на небольшие расстояния. Приёмный бункер 6 делается сварным из листовой стали, а его внутренняя поверхность футеруется сменными броневыми листами, защищающими стенки бункера от износа. К бункеру прикреплена верхняя площадка 20 , на которой монтируется привод 3, 4 и 5 вала смесителя 7 и крепится пускорегулирующее электрооборудование 2 главного привода. С этой площадки производится наблюдение за поступлением в бункер бетонной смеси. В нижней переходной воронке бункера. В непосредственной близости к всасывающему клапану, установлен вал 8 побудителя. Привод вала побудителя осуществляется с помощью цепной передачи 21, 27 от коленчатого вала 18 .

Рабочая часть бетононасоса состоит из клапанной коробки 12 и цилиндра 13 , в котором перемещается поршень 17 . Внутренняя поверхность клапанной коробки футеруется (футеровка – это специальная отделка для обеспечения защиты поверхностей от возможных механических или физических повреждений) сменными втулками из износоустойчивой стали, а цилиндр – вставной гильзой.

Рис.4. Бетононасос:

1 – главный электродвигатель; 2 – пускорегулирующее оборудование главного привода;

3 ; 4 и 5 – привод вала смесителя; 6 – приёмный бункер; 7 - смеситель; 8 – вал возбудителя; 9 – всасывающий клапан; 10 – нагнетательный клапан; 11 - ; 12 – клапанная коробка; 13 - цилиндр; 14 – резиновый наконечник; 15 – сварная рама; 16 - лыжи; 17 - поршень; 18 – коленчатый вал; 19 - тяга; 2 0 – верхняя площадка; 21 и 27 – цепная передача; 22 и 23 – профилированные кулаки; 24 и 25 - кулисы; 26 - шатун.

Гильза цилиндра сравнительно быстро изнашивается

Рис.5. Детали бетоновода:

а – комплект звеньев; 1 – прямое звено длиной 3м ; 2 – прямое звено длиной 1,5м ; 3 - прямое звено длиной 0,9м ; 4 – прямое звено длиной 0,6м ; 5 – прямое звено длиной 0,3м ; 6 – колено под углом 90°; 7 – колено под углом 45°; 8 – колено под углом22°30"; 9 – колено под углом 11°15";

б – рычажный замок, соединяющий звенья бетоновода; 1 и 5 – звенья бетоновода; 2 - поворотный рычаг; 3 – тяга; 4 – хомут;

в – игольчатый клапан; 1 – крышка; 2 – иглы; 3 – иглодержатель.

Пневматические бетононагнетатели . Предназначены для перемещения порций бетона по трубам при помощи сжатого воздуха.

Рис.6. Пневматический бетононасос:

а - общий вид; б - схема устройства; 1 - трубопровод; 2 - направляющий конус;

3 - воронка; 4 - конусный затвор; 5 - резервуар; 6 - сопла.

Дальность подачи находится в пределах 150 м .

Бетононасос с гидравлическим приводом. Частично устраняет недостатки механического привода. Они состоят из установленных под расходным бункером-побудителем 2 двух рабочих цилиндров 4 , снабжённых двумя шиберными затворами- вертикальным 7 и горизонтальным 6 . Движение поршням рабочих цилиндров и шиберным затворам сообщается маслоприводными цилиндрами 5 и 3 .

Рис.7. Бетононасос с гидравлическим приводом:

а – общий вид; б – схема движений вспомогательной стрелы с бетоноводом; в принципиальная схема работы бетононасоса; 1 - ; 2 – бункер-побудитель; 3 и 5 –маслоприводные цилиндры; 4 – два расходных цилиндра;; 6 – горизонтальный шиберный затвор; 7 – вертикальный шиберный затвор.

Принцип работы такого бетононасоса можно проследить на рис.в . Правый рабочий цилиндр засасывает смесь из приёмного бункера, а левый рабочий цилиндр в это время выжимает её в бетоновод 1 (положение І ). По достижении поршнями крайних положений подаётся сигнал в систему управления на изменение направления движения поршней и шиберных затворов. При этом горизонтальный затвор открывает доступ смеси из бункера в левый цилиндр и закрывает её поступление в правый цилиндр. Вертикальный затвор открывает вход смеси в бетоновод из правого цилиндра и закрывает левый цилиндр (положение ІІ ). Затем цикл повторяется, и бетонная смесь непрерывным потоком перемещается по бетоноводу.

Бетононасосы с гидравлическим приводом по сравнению с механическим имеют меньше конструктивных узлов и поэтому надёжнее в работе. Их рабочие поршни движутся с постоянной скоростью и не создают больших инерционных нагрузок в отличие от кривошипно-шатунного механизма. Производительность бетононасосов с гидравлическим приводом может регулироваться в широких пределах, а повышение давления свыше установленного предела исключается предохранительными устройствами гидросистемы. Дальность подачи таких бензонасосов больше, чем у бетононасосов с механическим приводом.

Бетононасосы с гидравлическим приводом комплектуются сочленённой из нескольких звеньев стрелой 8 , несущей на себе бетоновод. Стрела крепится на поворотной платформе 9 , установленной на раме бетононасоса, и может вращаться вокруг вертикальной оси. Путём изменения гидравлическими цилиндрами угла наклона между звеньями обеспечивается перемещение головки стрелы с концевым звеном бетоновода в нужное положение (рис.б ). Этим в определённых условиях достигается возможность подачи бетона к месту укладки без монтажа бетоновода.

Конструктивно, в зависимости от назначения, бетононасосы подразделяются на три основные категории :

1) – автобетононасос;

2) - стационарный прицепной бетононасос;

3) - автобетононасос со смесителем.

1) - автобетононасос – передвижное строительное оборудование, установленное на базе грузового автомобиля. Оборудование работает по следующему принципу: посредством распределительной стрелы бетонная смесь подается из бетоносмесителя к месту ее непосредственной укладки. При необходимости стрелу наращивают дополнительным бетоноводом. Тип шасси грузового автомобиля возможен от двух- до пятиосного, вылет распределительной стрелы зависит от конструкции установки и колеблется от 16,1 до 57 метров .

Рис.8. Автобетононасос.

С повышением требований к темпам и качеству строительно-монтажных работ, инженерами было разработано передвижное строительное оборудование. В среде бетононасосной техники были сконструированы автобетононасосы – бетононасосы, установленные на автомобильное шасси.

Основное отличие автобетононасосов от стационарных бетононасосов заключается в их мобильности.

Автобетононасосы предназначены для подачи свежеприготовленной бетонной смеси в горизонтальном и вертикальном направлениях распределительной стрелой к месту укладки на строительных объектах. Применение бетононасосов значительно сокращает сроки возведения зданий и сооружений, повышает качество строительства, улучшает условия труда.

Автобетононасос, также как и его стационарный собрат, может работать в любых погодных условиях с производительностью до 150 м 3 ас, подавать бетон на высоту до 70 метров и до 200 метро в по горизонтали.

Рис.9. Внешний вид автомобильных бетононасосов.

Автобетононасосы оборудуются амортизационной системой, которая минимизирует колебания вызванные работой гидравлики. Современные автомобильные бетононасосы оборудуются электронной системой контроля качества подаваемого бетона, а также регулируется распределение нагрузки на стрелу, что уменьшает амплитуду колебаний конструкции.

Большим плюсом автобетононасоса, позволившим интенсивно использовать этот вид техники при сооружении объекта Укрытие над разрушенным реактором Чернобыльской АЭС , является его мобильность. Это дало возможность начать бетонирование стен Саркофага дистанционно (на расстоянии) и в короткий строк организовать весь технологический процесс бетонирования.

Рис.10.Схема работы бетоновода автомобильного

бетононасоса (трехсекционная стрела)

Применение автобетононасосов при ликвидации аварии на ЧАЭС позволило существенно сократить сроки выполнения работ, сократить потребности в рабочей силе и снизить затраты.

Потребность в дистанционном бетонировании при сооружении Саркофага

Сооружение объекта Укрытие, по первоначальному проекту, предусматривало полную изоляцию (захоронение) всех помещений, относящихся к 4-му блоку ЧАЭС. Но после анализа радиационных условий в местах проведения работ (внутри помещений и на территории ЧАЭС), а также обследования строительных конструкций здания позволили упростить конструкцию объекта Укрытие.

При возведении стен объекта Укрытие был предусмотрен следующий порядок бетонирования. Армоблоки поставлялись на АЭС в готовом виде. На участке с наиболее благоприятной радиационной обстановкой осуществлялась сборка их в блок-опалубку.

Собранный блок доставлялся к месту расположения стенки и после монтажа бетоноводов и установки бетононасосов производилась укладка в него бетонной смеси.

Рис.11.Схема расположения бетононасосов при

строительстве каскадной стены объекта Укрытие.

При возведении некоторых наружных бетонных стенок Укрытия армоблоки монтировались на железнодорожных платформах. Количество платформ определялось длинной стенки. Для наиболее протяженной стенки потребовалось 14 платформ, рабочее место для сборки армоблоков которой было определено в районе АБК-1 , т.е. на расстоянии 500-600 м от места возведения стенки. При этом для размещения платформ и доставки опалубки к месту расположения стенки использовался существовавших железнодорожный путь.

Наибольшую сложность представляли собой работы по возведению каскадной стены высотой 5,75 м в осях 43-51 вдоль ряда Ю . Затем бетонировалось пространство между этой стенкой и блоком Б до верхней отметки стенки. На образованную ступеньку максимально приблизившись к развалу, устанавливалась опалубка: армоблоки высотой 12 м , для второй стенки за которую также укладывался бетон, в результате образовывалась вторая ступенька – ярус каскадной стенки общей высотой 17,55 метро в. Аналогично первому и второму ярусам возводились третий (общая высота 29,75 м ) и четвертый (общая высота 41.00 м ) ярусы. Схема возведения каскадной стены представлена на рисунке. При возведении стенок внутри помещений армоблоки устанавливались на место по отдельности. В ряде случаев опалубка монтировалась непосредственно на месте возведения стенок.

Подача бетона в армоблоки осуществлялась с помощью передвижных и стационарных бетононасосов, позволявших выносить приемщики бетонной смеси на расстояние 150-200 метро в от мест установки армоблоков. К числу использовавшихся бетононасосов относятся Вортингтон (Worthington), Швинг (Schwing), Путцмейстер (Putzmeister), БН-80-20.

Согласно проекту защитной оболочки, разработанному ВНИПИЭТ, при сооружении «Укрытия» потребовалось уложить более 300 000 м 3 бетона. При этом было смонтировано более 7 тысяч тон металлоконструкций. Работы были начаты в конце мая 1986 года и окончены в ноябре 1986 года.

Устройство автобетононасоса .

Рис.12. Автобетононасос:

1 – захватный крюк; 2 – сигнальные индикаторы; 3 – смазочная система; 4

фиксация конечной позиции телескопического устройства спереди; 5 – блок управления левой опорой; 6 – водяной насос, сливной кран; 7 8 – выключатель звукового сигнала (клаксона); 9 – панель управления мешалки; 10 – панель блока управления; 11 – панель управления водяного насоса; 12 – блок регулирования; 13 – блок управления бетононасосом; 14 – блок управления мачтой; 15 – фиксирующее устройство транспортного положения сзади; 16 – блок управления правой опорой; 17 – фиксирующее устройство конечной позиции телескопического устройства спереди.

Рис.13.Автобетононасос CIFA K48 XRZ

Автобетононасос CIFA К48 XRZ монтируется на 4-х осное шасси, оснащен 5-секционной раздаточной стрелой B5RZ 48/44 с диаметром бетоновода 125 мм с RZ -образной кинематикой раскрытия, Х -образными выдвижными аутригерами, что ускоряет установку бетононасоса и упрощает его помещение на узких площадках. Стрела снабжена системой BFC (быстросъемного крепления бетоновода), а пропорциональное управление раскрытием стрелы позволяет оператору независимо управлять раскрытием секций.

Основные характеристики :

Компактная и удобная конструкция, продуманная для установки на четырехосное шасси.

Задние складывающиеся и передние складывающиеся с телескопическим выдвижением опоры.

Независимая рама с защитой от деформации кручения.

Выносные опоры с гидравлическим приводом по обеим сторонам машины.

Пятисекционная раздаточная стрела B5RZ 47/43 диаметром 125 мм со смешанной Z -образной и раскручивающейся кинематикой раскрытия.

Пропорциональное управление раскрытием стрелы позволяет оператору независимо управлять раскрытием секций.

Регулятор подачи бетона.

Возможность установки насосного узла серии HPG-IF c закрытым гидравлическим контуром: превосходная производительность, высокое давление и поток бетона, простой в обслуживании.

Устройство безопасности на открываемом смотровом люке.

Серия насосов "F8 " высокой производительности: ровный, непрерывный ток бетона в сочетании с простотой обслуживания.