Ивановская область. Презентация на тему "культурно-духовное развитие ивановского края"
9 августа будет отмечаться Всемирный день коренных народов. Сегодня в мире их – 370 миллионов в 70 странах.
К коренным народам относят исконное население, обитающее на своих землях задолго до формирования государственных границ. В российском законодательстве существуют понятия «малые коренные народы» или «коренные малочисленные народы», которые следует отличать от наиболее многочисленных национальностей Российской Федерации - русских, татар, башкир и других.
На сегодняшний день в России проживают 65 малых коренных народов, общая численность которых – около 500 тысяч или 0,3% населения. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года из наиболее многочисленных национальностей России русские - 80,9% (в 2002 году – 80,64%), татары – 3,87%, украинцы – 2,05%, башкиры - 1,16%. Самые многочисленные среди малых коренных народов России – ненцы, их 41 тысяча человек, а самые малочисленные – кереки, их на всю страну всего 8 человек.
По информации отдела информации Ивановостата, в Ивановской области проживают 962 тысячи 219 русских. Второе место занимают украинцы, их насчитывается 7684 человека, татары на 3-м месте – их 6696 человек, армяне на 4-м месте (4645 человек), 5 место за азербайджанцами (3543), 6 – белорусы (2379), 7 – цыгане (2283), 8 – узбеки (1399), 9 – мордва (1243), 10 – чуваши (1240 человек).
По переписи населения 2010 года в Ивановской области примерно 30 человек - представители около 20 небольших групп малых народов России. Это: абазины, ижорцы, камчадалы, коряки, кумандинцы, чуванцы, нагайбаки, ненцы, чукчи, шорцы и другие. Кроме того, около 40 человек, тоже малочисленные (по 1-2 человека), - представители примерно 25 иностранных государств. Это: австрийцы, албанцы, американцы, бенинцы, ботсванцы, бразильцы, британцы, бурундийцы, голландцы, итальянцы, киприоты, лаосцы, мексиканцы, нигерийцы, португальцы, суданцы, угандийцы, шведы, эквадорцы и другие.
Как в нашей области, так и в целом по России, за время от переписи населения 2002 года значительно увеличилось число постоянно проживающих, относящих себя к киргизам, таджикам и узбекам. Киргизов на ивановской земле в 2010 году оказалось в 7,6 раза больше – их численность увеличилась с 62 до 470 человек, таджиков стало больше в 2,7 раза – с 326 до 888 человек, а узбеков в 2 раза – с 698 до 1399 человек.
Последние новости Ивановской области по теме:
Большие и малые народы в Ивановской области
Большие и малые народы в Ивановской области - Иваново
9 августа будет отмечаться Всемирный день коренных народов. Сегодня в мире их – 370 миллионов в 70 странах.
К коренным народам относят исконное население,
16:57 07.08.2012
IvanovoSite.Ru
Ивановский муниципальный район расположен в центральной части Ивановской области.
Значительная часть территории района имеет важное рекреационное значение, в частности это зеленая зона санатория «Зеленый городок», березовая роща и Высоковское озеро детского санаторно- оздоровительного лагеря «Березовая роща», территория бывшего Дома творчества композиторов.
Ивановский муниципальный район с центром в г. Иваново формировался, развивался, переживал беды и подъемы вместе со своим административным центром - г. Иваново, известным не только красочными ситцами, но и живописными окрестностями, лесами, полями, землями, которыми кормятся местные жители с незапамятных времен. Изучение истории края, включая археологические изыскания вблизи деревень Микшино, Старово, Ломы убедительно доказывают, что человек здесь жил в глубокой древности. В последующий период земледелие развивалось вдоль речных долин, остальное население занималось охотой, рыбной ловлей, бортничеством. О татаро-монгольском периоде напоминают названия сел и деревень Ярлыково, Тарбаево, Беркино, Бибирево.
После изгнания татаро-монгол идет массовая христианизация края, о чем также напо-минают названия селений: Богородское, Церковново, Поповское и др.
На протяжении многих столетий территория современного Ивановского района входила в состав Шуйского и Суздальского уездов. В 1708 году территория современного Ивановского района вошла в состав Московской губернии, а в 1778 году в состав учрежденной императрицей Екатериной II Владимирской губернии. С этого времени и до июня 1918 года территория современного Ивановского района входила в состав указанной губернии. Эта страница в истории нашла свое отражение в официальных символах Ивановского района - его гербе и флаге. Поле герба и цвет флага - червленые (красные) аналогичный цвет имел герб Владимирской губернии.
Ивановский район как самостоятельная административно территориальная единица начал свое существование в качестве Иваново - Вознесенского уезда, который был образован постановлением Президиума ВЦИК от 13 января 1921 года в составе ряда волостей Шуйского, Середского, Тейковского уездов, города Иваново – Вознесенска и частично территории села Кохма. В последующие годы район неоднократно изменялся территориально, пока в 1929 году не была организована Ивановская промышленная область. 10 июня 1929 года по постановлению Президиума ВЦИК «О составе округов и районов Ивановской промышленной области» в состав Шуйского округа вошел и Ивановский район, объединивший 37 сельсоветов. Эта дата и считается днем рождения района.
Успешно развивалась крупная, как в то время ее называли цензовая промышленность Велика была роль и мелких производителей, в 1929 году район плавился своими хлебопекарнями, бараночными заведениями.
Производством кирпича активно занимались жители Беляниц, Иванцева, Бякова и Говядова. В районе работало 53 кузнеца, 112 портных!, 13 жителей района занимались сапожным промыслом, были специалисты по производству рогож, корзин, славились своим талантом шорники и гончары.
И все же большинство населения района работало в сельском хозяйстве. Главными производителями в это время были частные крестьянские хозяйства. В 1929 году менее 15% сельских хозяйств Ивановского района были охвачены коллективизацией.
Во время Великой Отечественной войны многие жители района стали бойцами Ивановского добровольческого полка народного ополчения имени Д.А. Фурманова. В 1942 году он влился в 49-ю Ивановскую стрелковую дивизию. Двоим участникам Вов, жителям Ивановского района Швецову И.И. (д. Ясюниха) и Куклеву Р.П. (д. Десятское) посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Самым старым, сохранившимся до наших дней храмом является храм, возведенный в первой половине XVI века в с. Ярлыкове в честь иконы Смоленской Божьей Матери, который наряду с церковью в честь святых мучеников Флора и Лавра входит в ансамбль памятников истории и архитектуры Ивановской области. К охраняемым памятникам относятся также: Бывшая Никольская церковь 1755 г. в с. Ново-Талицы; Ильинская церковь нач. XIX в. с. Бибирево; Церковь Иоанна Богослова 1829 г. – с. Панеево.
К архитектурным и культурным памятникам относятся старинные усадьбы, владельцы которых были не только богатыми и образованными людьми, но и людьми передовых взглядов. Их заботами были открыты первые школы, возведены каменные церкви, усадебные постройки. (Усадьба Кречетникова – XVII в. с. Богородское)
Род Кречетниковых происходил из Новгорода, многие его представители упоминались еще в XI веке. В конце восемнадцатого столетия Кречетниковы выстроили в с. Богородском в окружении двух садов с оранжереями великолепный двухэтажный каменный дом – прекрасный образец русского классицизма с настенной лепкой, барельефами и каменную Успенскую церковь с тремя престолами и колокольней. По предположению отдельных краеведов проект дома принадлежал талантливому зодчему Д. И. Жилярди.
К архитектурным и культурным памятникам относятся старинные усадьбы, владельцы которых были не только богатыми и образованными людьми, но и людьми передовых взглядов. Их заботами были открыты первые школы, возведены каменные церкви, усадебные постройки
На территории района находится заповедный уголок Ивановской земли - Дом творчества композиторов «Иваново», одно из любимых мест творчества и отдыха композиторов и музыковедов России. В разное время здесь подолгу жили и работали кроме Д.Д. Шостаковича и С.С. Прокофьева Н. Мясковский, Д. Шостакович, Р. Глиэр, А. Хачатурян, В. Мурадели, Н. Чемберджи, Н. Раков и многие другие композиторы и музыковеды. В Ивановском Доме творчества было написано много музыки. Здесь всегда была хорошая творческая атмосфера, что не мешало нам много гулять, ходить за грибами, играть в волейбол, устраивать импровизационные спектакли, разыгрывать шарады и т. п.
18 мая 1995 года в с. Ново-Талицы был открыт музей семьи Цветаевых. Дом-музей воссоздан на месте старого дома священника В. В. Цветаева с сохранением его первозданного вида. Воссоздан в память о замечательных людях, ставших гордостью российской науки и культуры. Это родовое гнездо, давшее стране профессора-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора истории Дмитрия Владимировича Цветаева, гениального поэта Марину
Ивановну Цветаеву, писателя Анастасию Ивановну Цветаеву, родовое гнездо, откуда идут корни древней и славной фамилии Цветаевых.
Экспозиция музея дает представление о трех поколениях семьи. Здесь органично сплетены жизнь и быт священника и дворянской среды, учителя-словесника и крупного ученого-исследователя, гениального поэта и творческая лаборатория талантливого человека. Здесь как в жизни: радость и сложные семейные отношения и заботы, а главное — великий труд на благо России. Экспонаты, в большинстве своем, мемориальные. Старинная мебель, предметы быта, иконы, картины, личные вещи - у каждого своя история. Фонд мемориальных предметов - более тысячи единиц хранения.
В этом же селе возрождается и другое родовое гнездо - усадьба адмирала Молчанова, в котором в настоящее время разместился Комплексный центр социального обслуживания населения и центр помощи семье и детям Ивановского района.
Усадьба располагалась напротив Талицкого погоста, на крутом берегу реки Вергузы. Во внешнем облике и в планировке он сохранил черты усадебной архитектуры русского классицизма XVIII века. Когда-то таких домов было много по всем уездам центральной России, теперь их почти не осталось. Поместье не относится к прославленным дворянским усадьбам. Это типичное дворянское гнездо первой половины XVIII века, которое просуществовало до 1917 года.
Никифор Иванович и его брат Василий Иванович жили в усадьбе сельца Талицы. Усадьба была благоустроена, перед домом разбит красивый липовый парк, сзади дома вырыт пруд. Посажены аллеи из хвойных деревцев (сосен и елей). Исходили аллеи от одного места: сзади дома шла аллея, заканчивалась она огромным земляным бугром в виде холма. Наверху холма воздвигнута огромная фигура гриба из железа. Это место старожилы называли "грибом" или "грибком".
Вот от этого "грибка" ровными рядами в виде лучей расходились 12 аллей. Возле "грибка" проходили празднества, гуляния молодежи из всего Талицкого прихода. Гуляния продолжались вплоть до 1930-х годов.
Одной из основных социально-экономических тенденций в XVII веке стало значительное укрепление феодального землевладения. С одной стороны, расширялись земли боярско-княжеской знати, с другой – увеличивалось мелкое и среднее поместное землевладение дворян, которым первые Романовы достаточно щедро раздавали земли. Среди титулованных вотчинников нашего края следует отметить князей Голицыных, владевших слободой Холуй; Черкасских, которым принадлежали сёла Иваново, Васильевское, Нижний Ландех. Село Лежнево в XVII веке принадлежало Пушкиным – предкам поэта, его хозяевами были последовательно Гаврилович, Матвей Степанович и Фёдор Матвеевич Пушкины. Последний в конце столетия принял участие в заговоре полковника Циклера, направленном против юного Петра I, и был казнён, именно об этих событиях поэт писал: “…С Петром мой пращур не поладил и был за то повешен им” (справедливости ради уточним, что Ф. М. был не повешен, а обезглавлен).
Наряду со знатью, владевшей десятками и сотнями тысяч крепостных в разных местностях России, росла и укреплялась поместная дворянская прослойка. Типичным представителем её был, например, Данила Змеев, которому Василий Шуйский пожаловал за “московское осадное сидение” большое село Кузнецово (Шуйский район), к той же категории средних и мелких землевладельцев принадлежали дворяне Кашинцовы, имевшие поместья в окрестностях Шуи.
Значительные масштабы приобрело монастырское землевладение. По-прежнему, как и в предыдущее столетие, десятки деревень и сёл принадлежали в крае богатому суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю. Пашнями, покосами, рыбными ловлями владели многочисленные монастыри, расположенные в пределах нынешней Ивановской области: Воробьёвский (село Дунилово Шуйского района), Николо-Писчуговский (Комсомольский район), Николо-Борковский (близ поселка Холуй) и др. Отметим, что последний из них был основан одним из сыновей Д. М. Пожарского по желанию самого полководца. Наиболее богатым из местных монастырей был в этот период Николо-Шартомский, ему принадлежало 1470 душ крестьян в современном Шуйском районе, а такие соляные варницы возле города Нерехты.
Кроме частновладельческих и монастырских земель в нашем крае были и дворцовые земли, которыми распоряжался сам царь. Они охватывали почти полностью Юрьевецкий и Пучежский районы, дворцовыми сёлами были Дунилово (Шуйский район) и Гари (Ильинский район). Эти земли поставляли все необходимое для царского двора. Так, оброк, отправлявшийся из Дунилова в Москву, включал , мед, воск, соления, орехи, мясо, рыбу, грибы, сукно, холст, шубы и многое другое. Из дворцового фонда производились царем земельные пожертвования. В 1685 году Дунилово и его окрестности были отданы боярину Федору Абрамовичу Лопухину, на дочери которого женился Петр I. Этот был весьма щедрым. В руки Лопухина перешло 56 сел и деревень, в которых насчитывалось 1660 душ крестьян. Дворцовому ведомству принадлежал также конный завод в Гавриловой слободе. Есть предположение, что в XVII веке это был один из самых крупных конных заводов в России. К нему были приписаны окрестные села и деревни Ярышево, Закомелье, Шекшово и др., их крестьяне должны были снабжать фуражом государственных лошадей. Заводу принадлежали также обширные луга по рекам Ирмесу и Воймиге.
Административное деление края в XVII веке значительно отличалось от современного, границы XVII века не имели ничего общего даже с делением
XVIII и XIX столетий. Основной административной единицей в это время был уезд. Центральные и западные районы области, а также Южский, Пестяковский, Верхне-Ландеховский районы входили в Суздальский уезд, восточные – в Юрьевецкий, северные – в Костромской. Существовали также небольшие Кинешемский, Лухский и Шуйский уезды. Уезды делились на станы, в частности, окрестности Иванова входили в Талицкий стан, Южский район в Стародубо-Ряполовский стан.
В рассматриваемый период в хозяйственной жизни края происходили важные изменения – начал формироваться всероссийский внутренний рынок. Возникала более или менее отчётливая специализация различных районов на производстве тех или иных видов сельскохозяйственной или ремесленной продукции. Естественным следствием этого становился интенсивный торговый обмен между отдельными регионами, в этой связи существенно возросла в XVII веке ярмарочная торговля.
Замосковный край, куда входила территория современной Ивановской области, не отличался плодородием почвы, и выращенный урожай зачастую не мог прокормить в течение года растущее население. Поэтому для многих крестьян дополнительным источником существования становились промыслы. Нередко крестьяне совсем забрасывали землю и жили только ремесленным трудом, такое хозяйство называлось “непашенным”. Существовали целые сёла, где население почти не занималось сельским хозяйством. В селе Иванове в 1630 году из 89 крестьянских дворов 73 были непашенными, а по переписи 1667 года из 312 дворов того же села только 38 значились как “пашенные”. К концу XVII века относятся первые свидетельства о том, что в Иванове развивалось текстильное производство. Это челобитная ивановского крестьянина Трифона Григорьева от 1691 года, жаловавшегося на то, что в Холуе во время ярмарки его ограбили и “сняли” с него 12 рублей, вырученных им за “холщёвый промысел”. Изготовление тканей было развито и в селе Тейкове. Это видно из документа 1672 года, в котором сказано, что на Макарьевской ярмарке была куплена для тейковчан краска; несомненно, она предназначалась для окраски тканей. В окрестностях Шуи – в селах Дунилове, Афанасьевском, Васильевском выделывали кожи, шили полушубки, тулупы, рукавицы, именно в связи с этим крупнейший местный феодал – князь Шуйский – получил прозвище “шубника”.
В городах ремесло также получало всё более широкое распространение. Предметом гордости шуян было мыловаренное производство, в XVII веке в Шуе работало 11 “мыльных варниц”, 16 кожевенных заводов (под словом “завод” здесь следует иметь в виду ремесленную мастерскую), 14 сыромятных, 7 скорняжных, 4 рукавичных и 4 меднокотельных завода, 11 кузниц, существовало и “иконописное мастерство”. При этом Шуя не отличалась очень большими размерами среди соседних городов. Так, по переписи 1681 года здесь значилось 203 двора, во Владимире – 400, в Суздале – 515.
Продавали ремесленный товар как на всероссийских ярмарках – Макарьевской, Ирбитской и др., так и на местных. Среди них наибольшую известность получили Троицкая и Борисоглебская ярмарки в Шуе, ярмарки в сёлах Введенье, Дунилово, Писцово, Холуй. Специально для торговли в Шуе был построен обширный гостиный двор. Здесь торговали местные и приезжие купцы и ремесленники. Среди них было много ивановцев, по этому поводу некто Лучка Ялагин (вероятно, управляющий вотчиной) сообщал своему хозяину, князю Черкасскому, что крестьяне из Иванова “почасту в Шую с товаренцом волочатца”. В Шуе у князей Черкасских был особый осадный (то есть освобожденный от различных пошлин и сборов) двор, заведённый, вероятно, для тех ивановцев, которые приезжали сюда по торговым делам.
О том, что можно было купить на Шуйском гостином дворе, свидетельствует отрывок из таможенной книги города Юрьева-Польского. В нём говорится, что юрьевский крестьянин привез из Шуи 90 сит, 180 рогож, 50 кулей, 100 деревянных ставцов (деревянная посуда). Здесь можно было купить и съестные припасы, домашних животных. География торговых связей Шуи была исключительно широкой, в гостином дворе была даже лавка английской торговой компании.
За пределы нашего края товары вывозились, как правило, по Волге через Кинешму, Плёс, Юрьевец. Существовало торговое судоходство и по реке Тезе. Оно известно с 1611 года, когда последовал указ о сборе пошлин с судов, идущих вверх по Тезе в Шую с товаром. Теза в XVII веке была гораздо полноводней, чем сейчас, по реке могли проходить крупные суда – барки, называвшиеся “тезянками”. От 1686 года сохранилась грамота царей Петра и Ивана и царевны Софьи, где запрещалось перегораживать Тезу мельничными плотинами в ущерб судоходству. Купцы из нашего края возили товары и в весьма отдалённые районы. В таможенных книгах городов Великого Устюга и Тотьмы упомянуты в XVII веке торговцы из Кинешмы и Решмы. Кинешемские купцы проникали со своими товарами и в Сибирь. Торговые люди везли товар также за границу, в документе 1654 года упомянуты “костромитин Ивашко” и “кинешемец Микитка”, ездившие торговать в Тилянь” и “Кизилбашские города”, т. е. в Персию.
В XVII веке значительно усилился феодальный гнёт, происходит окончательное закрепощение крестьян. Это вызвало целый ряд беспрецедентных по своим масштабам народных выступлений – крестьянские восстания под руководством И. Болотникова и С. Разина, городские восстания середины XVII века. На территории нашего края таких крупных народных выступлений не было. Наиболее распространёнными формами протеста крестьян и посадских людей были побеги, подача прошений. Беглые чаше всего уходили в разбойничьи ватаги, которые нападали на богатых людей и грабили их. Старинные акты и предания XVII века пестрят упоминаниями о “разбоях” и “татьбе” в окрестностях Шуи и села Иванова, в других местах нашего края.
Своеобразной формой социального протеста был раскол, возникший после церковной реформы патриарха Никона (1608-1681). Религиозная оболочка старообрядчества в значительной степени скрывала недовольство людей феодальной эксплуатацией и произволом светских властей. С нашим краем был связан один из наиболее видных идеологов и вождей раскола протопоп Аввакум Петрович (1620-1682). В 1652 году он два месяца исправлял священническую должность в городе Юрьевце. Раскольничье учение активно пропагандировалось во второй половине XVII века в районе Кинешмы, Решмы, Юрьевце. Здесь создали группы своих приверженцев монах Калитой Колесников и его ученик Подрешетников. Они убеждали народ не ходить в церковь, не молиться официальным иконам, не слушать священников. Старообрядческая община существовала и в селе Иванове. Об этом свидетельствует относящийся к 60-м годам XVII века документ – “извет” (донос) некого старца Серапиона “на новых еретиков, на богомерзких пустынников и лживых учителей”, где обличаются местные раскольники. Как явствует из этого документа, раскольничья идеология приняла в Иванове крайние формы, отрицалась не только официальная церковь, но и царская власть.
Культурное наследие, оставшееся нам от XVII века, сравнительно небогато. В нашем крае не было крупных административных, торгово-промышленных и религиозных центров, таких, как соседние Кострома, Владимир, Суздаль, . Памятников архитектуры, возведённых до XVII века, в области нет, а те, которые относятся к этому столетию, насчитываются единицами. Среди них особое место занимает комплекс зданий Николо-Шартомского монастыря рядом с селом Введенье Шуйского района – Никольский собор, построенный в 1651 году, и Казанская церковь (1678). Большой интерес представляют также Воскресенская церковь (1680), стоящая в центре посёлка Лух, и две Троицкие церкви (зимняя и летняя) в поселке Писцово. В этом же столетии были возведены такие памятники как Успенская церковь и Щудровская палатка в Иванове. Успенская деревянная церковь, расположенная в начале улицы Фрунзе, первоначально находилась на территории Покровского монастыря, стоявшего в XVII веке на месте современного Дворца искусств на площади Пушкина. Затем её дважды переносили с места на место, пока она не была поставлена там, где расположена в настоящее время. Что касается Щудровской палатки, то она в XVII столетии служила вотчинной конторой князей Черкасских, отсюда наместники князя управляли селом и окрестными деревнями, входившими в княжескую вотчину. Свое название палатка получила по имени местного крестьянина Щудрова, который в начале XIX века приспособил здание под мастерскую для отделки тканей.
В XVII веке в нашем крае получило широкое распространение иконописа-ние. Центрами его были не только широко известные села Палех и Холуй, но и города Кинешма и Шуя. Многие иконы, изготовленные умелыми мастерами, представляли собой настоящие произведения искусства. Однако большая часть их писалась по шаблонам и была рассчитана на массового потребителя. Их сотнями и тысячами покупали крестьяне и посадское население. В документе 1688 года говорилось. Что «в некой веси Суздальского уезда, иже именуется село Холуй, поселяне пишут иконы без всякого рассуждения и страха» Это свидетельствовало о том, что «богомазы» не всегда придерживались жестких церковных канонов в своем ремесле. Иконы, изготовленные в нашем крае, продавались на местных ярмарках, вывозились и за его пределы. Грамота от 1650 года сообщала о том, что крестьяне из окрестностей Шуи регулярно отправлялись «в ходьбу в Украйные города иконы менять».
Цит. по: Балдин К. Е., Ильин Г. В. Ивановский край в истории Отечества. – 2-е изд. доп. – Иваново, 1998. – С. 16 – 20.
Слайд 2
Первые монастыри
В 14-15 веках в ивановском крае основаны монашеские обители: Святоезерская пустынь (г. Южа) Основан митрополитом Киприаном (болгарин по национальности) Макарий Решемский монастырь (п. Решма) 1425 г- основан Николо-Шартомский монастырь
Слайд 3
Заслуги митрополита Киприана
Он ввёл единый устав богослужения; По указанию Киприана составлен летописный свод важнейших событий, происходящих на Руси в то время
Слайд 4
Иван Дмитриевич Пожарский
Во время Смуты его отец- Дмитрий Пожарский дал обет построить в случае освобождения края от польских интервентов около Холуя монастырь. По каким- то причинам сам сделать этого не смог, а вот И.Д. Пожарский основал там Николо-Борковскую пустынь
Слайд 5
Святые люди края.
Тихон Лухский (мирское- Тимофей) прибыл в Москву вместе с князем Бельским, спасаясь от католиков. Путешествовал по монастырям нашего края, но ни в одном из них не остался. Наконец. Поселился вблизи села Копытово (рядом с Лухом),основал здесь мужской монастырь.
Слайд 6
Икона Шуйской Смоленской Богоматери.
В 1654-1655г.г в Шуе свирепствовала эпидемия, уносившая жизнь тысяч людей. Местный иконописец Герасим Тихонов написал икону. После её внесения в храм эпидемия прекратилась. Позже эта икона творила ещё сотни чудес. Икона спасала людей до начала 20 века, а затем была утрачена.
Слайд 7
Реформы Никона.
В середине 17 века патриарх Никон ввёл реформу церкви, переписав заново Новый завет. С нововведениями в религию многие были не согласны. Противников реформы Никона называлистарообрядцы. Старообрядчество широко распространено в ивановском крае. В Кинешме это Капитон Колесников, около Юрьевца- протопоп Аввакум. Они призывали людей не ходить в церковь, не читать новых божественных книг, были противниками царя.