Отрок прекрасный всему миру ясный. Христианские стихи про рождество христово для поздравления

Никулина Т.В.

Введение

Я воспитываюсь в православной семье и изучаю историю нашей веры. Многие мои родные - выходцы села Никольское, которое находится в Воробьевском районе Воронежской области. Во время наших встреч они многое рассказывают об этом селе. В прошлом 2013 году я писала работу о традициях моей семьи. Сейчас я продолжаю исследовать эту тему, и поставила цель: исследовать православные традиции жителей села Никольское. Задачами моей работы стали: собрать, описать и проанализировать необходимый материал по этой теме, найти, расспросить и записать интервью у компетентных людей, написать исследование, рассказать о своих находках и выводах одноклассникам, опубликовать материал в местной газете, выпустить буклет. Я использовала методы: поиск различных источников, анализ и сравнение фактов, сбор устной информации и другие.

Мне удалось найти достаточное количество источников, чтобы представить объективную картину. Это: дореволюционные источники, публикации современных исследователей, воспоминания односельчан, материалы Интернета. Особенно ценные сведения я обнаружила в книге краеведа Василия Ивановича Горюшкина «Село моё родное: от седой старины до наших дней».

Моя работа не состоялась, если бы не поддержка моих родных. Мне активно помогали папа Никулин Василий Петрович (Приложение 1), мама Никулина (Стрельникова) Светлана Ивановна, бабушка Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна, дедушка Никулин Пётр Тарасович. Мой дядя-краевед Никулин Пантелеймон Петрович посоветовал, к каким источникам обратиться, предоставил ряд фотографий из личного архива. (Приложение 2) Я встретилась и записала воспоминания некоторых жителей села Никольское.

Основная часть

Село Никольское было основано в 1740 году. В начале XVIII века в нём жили однодворцы-великороссы – потомки Новгородских, Архангельских, Владимирских и Тверских поселенцев. Никольчане занимались земледелием, животноводством, пчеловодством. Ещё Никольское до 1917 года славилось полотном, которое ткали из конопли. Первоначально село входило в Павловский уезд, с 1779 – в Богучарский уезд, в 1918 – в Калачеевский уезд, а затем в Калачеевский район. В 1934-1963 гг. и с 1977 г. – в составе Воробьевского района Воронежской области. Мой папа рассказал, что на основе трех крестьянских обществ, бывших в селе Никольском, при формировании Советской власти были образованы 3 сельских совета, получивших нумерацию 1, 2 и 3 Никольское.. Сегодня они стоят рядышком – 1-е Никольское и его тезка 2-е. А до недавнего времени было еще и 3-е, которое теперь входит в состав 1-го. Отчасти, таким образом, восстановлена историческая справедливость, ибо все три одноименных поселения до революции 1917 г. были едины и назывались «село Никольское Богучарского уезда Воронежской губернии».

В источниках упоминается и мужской вариант названия – Никольск. Есть версия, что село могло получить такое название от самой первой церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая. Хотя это только наше предположение.

Исконно село было православное, глубоко верующие жило и работало по православным традициям. В селе было три храма. Меньше всего мне удалось узнать о церкви Иконы Смоленской Божьей Матери. Никольский П. В. указывает, что она была построена в 1791 году.

В книге Самбикина Д. И. нет никаких сведений об этой церкви. Забегая вперёд, отметим, что этот храм не сохранился. Он был разрушен после революции. На его месте возведён памятник героям Великой Отечественной войны. (Приложение 3)

В 1857 была освещена каменная Сретенская церковь. В 1868 году - Рождество-Богородицкая церковь.

Никольские приходы были не малыми. В конце ХIХ в. церковь Сретения Господня располагала 3559 прихожанами, храм во имя иконы Смоленской Божией Матери – 3221, Рождество-Богородицкая церковь – 2320. Эти данные показывают, что село Никольское было очень крупным. Вот ещё несколько цифр: население села в 1782 – около 2000 человек, в 1859 – 8131 (в уездном Богучаре в ту пору – 3544 человек), в 1900 – 9628.

Бескорыстных пожертвований, доходов от обработки и сдачи в аренду выделенных жителям Никольского полевых и луговых угодий хватало не только, чтобы заплатить подушный налог, но и достойно благоустроить и благоукрасить свои храмы. По внешнему и внутреннему убранству никольские церкви не уступали другим в ближней округе, чем возвеличивали село и свидетельствовали о высокой духовности жителей.

Селянин Василий Разумов, разбогатев, в 1878 г. возвел собственный каменный магазин, в пристройке к своему жилому дому разместил 3-х классное народное училище. Кроме того, он оплатил возведение в церкви Сретения Господня двух новых приделов, а также заказал для нее колокол, обошедшийся почти в 1000 рублей. Колокол получился настолько большим, что при установке в колокольне пришлось расширять проемы. Впоследствии звон его был слышен за несколько километров, и, бывало, что он спасал людей, заблудившихся в стужу и пургу.

История сохранила имена некоторых сельских священнослужителей. Их приводит в своём исследовании Горюшкин В. И. Отрывок из его книги есть в приложении к данной работе. (Приложение 4)

Кроме уважения никольчан священнослужители имели и заслуги перед Отечеством и Православной Церковью. Так, высочайшей наградой Государя Императора Николая II 14 января 1907 года 50-летнюю службу православию – Золотой медалью с надписью «За усердие» награждён дьякон церкви Сретения Господня Матвей Андреевич Салюбрицкий.

Как многие истинные православные, жители села Никольское совершали паломничество по Святым местам. Моя бабушка поведала мне, что её тетя Каширина Александра Павловна (1887 г. р.) ходила в Киево-Печерскую Лавру. Собирались группой в несколько человек. Люди рассчитывали прийти в Лавру к празднику Светлого Христово Воскресения, исповедаться и причаститься. Александра Павловна рассказывала бабушке о том, как происходила исповедь. На Аналое стоял ковчежец, в котором лежали записки, на одних стояла надпись «Покаяние», на других «Исповедь». Люди подходили по очереди к Аналою и вытаскивали записку. Кому выпадало «Покаяние», тот должен был перед всеми покаяться в своих грехах. А тем, кому выпадала «Исповедь», тот исповедовался. Александра Павловна из ковчежца вытащила «Покаяние», но у нее не хватило смелости покаяться прилюдно. Она решила повторить, пропустив человек семнадцать. Снова подошла к ковчежцу, и опять ей выпадает записка «Покаяние». Что у нее был за грех, одному Богу известно, но она так и не смогла прилюдно покаяться.

Празднование Пасхи шло три дня, на четвертый день после окончания службы паломники пошли высаживать рассаду. По словам Апостола Павла «Кто не работает, да не ест». Поэтому все были заняты работой. После Красной Горки (Антипасха) пошли назад в Никольское. Домой с Киева приносили иконы, крестики, книги духовного содержания, камни со Святых мест, ладан.

Как вспоминал мой дедушка, его мама Александра Терентьевна Никулина (Крюкова) (1893 г. р.) накануне первой мировой войны тоже ходила в Киево-Печерскую Лавру. Он рассказывал, что у каждой группы имелся проводник, который побывал несколько раз в Киеве, знал дорогу туда, места ночевок и странно-приемные дворы. Путь был не легкий, дорога занимала месяц туда и месяц на обратный путь. В дороге иногда приходилось подрабатывать, иногда на паломничество уходило все лето. По приходу в Киево-Печерскую Лавру паломники находились там две недели. С какими проблемами она туда ходила, дедушка не помнит.

Краевед Горюшкин В. И. тоже приводит сведения о паломничестве никольчан. (Приложение 5)

Некоторые факты мне поведала жительница села Колотева Мария Михайловна, бабушка которой Лаптева Мавра была и в Киеве, и в Палестине. (Приложение 6) Мария Михайловна вспоминала, что паломничество в Палестину, по рассказам ее бабушки, длилось более года. Мавра Лаптева совершала паломничества, чтобы замолить грехи, так как бабушка родила её мать без мужа.

Благодаря помощи Корабельниковой (Перегудовой) Марии Сергеевны я узнала ещё об одном паломнике: Лаптеве Устине Кузьмиче (год рождения не известен), бывавшем в Киево-Печёрской Лавре. Мария Сергеевна предоставила мне его фотографию. (Приложение 7)

В селе Никольском, как и во всей стране, церковь занималась просвещением, курировала и содержала учебные заведения. Это можно проследить по материалам журналов Богучарского уездного земского собрания. Они опубликованы в Интернете в свободном доступе. Конечно, я не смогла за столь короткий период глубоко проанализировать столь большой объем. Но даже первичное изучение этих сведений позволяет сказать, что в селе Никольском функционировали все учебные заведения, находящиеся под патронатом церкви, характерные для провинциальных населённых пунктов: церковно-приходская школа, народное училище, школа грамоты.

Описывая православные традиции села Никольское, я не могу не остановиться на рассказе о церковных праздниках. Традиционно в Никольском за 12 дней до Рождества Христова люди начинали готовиться к празднику, не употребляя в пищу рыбу. А в Рождественский сочельник не ели до звезды. С появлением звезды употребляли в пищу только кашу с медом и сухофруктами или с изваром, гуляний не было. Шли в храм на рождественскую службу, а после службы разговлялись и начинались Рождественские гуляния. Дети до восхода солнца ходили по всем дворам и рассказывали рождественские стихи, прославляя Рождество Христа, за что хозяева дома старались отблагодарить деньгами и сладостями. Рассказывали такие стихи:

Отрок прекрасен всему миру ясен

От Девы родился, в яслях появился

Над Вертепом звезда воссияла,

Трем волхвам путь указала,

Три волхва шли, три дара несли злато, смирно и ливан

Ирод, Ирод что ты сочинил, 14 тысяч младенцев побил

За златом погнался, в муки вечные попался

С Рождеством Христовым!

С каким восторгом к вам явился, хочу вам радость рассказать

Как в эту ночь Христос родился, хочу спасения подать

Ангелы к пастырям слетели

Вышнему Богу запели

А вы люди удивитесь, златом, серебром поделитесь

А я злато, серебро принимаю

С Рождеством Христовым поздравляю!

Традиция давать металлические деньги восходит к поклонению волхвов, которые принесли родившемуся Христу злато, смирно и ливан. И поэтому хозяева старались бумажные деньги заранее разменять на металлические, чтобы их дар хоть как-то походил на золото волхвов.

После детей взрослые ходили друг к другу в гости и поздравляли с Рождеством Христовым. Кто знал пели Тропарь «Рождество Твое, Христе Боже Наш».

В Святочную неделю все работы заканчивались с заходом солнца. Селяне собирались на посиделки. Глубоко верующие люди на посиделках пели псальмы.

Молодежь собиралась в курагоды для веселых игр и забав, устраивали хороводы, пляски, пели песни. В это же время молодежь колядовала. Этот обычай колядовать пропал после 1930 года.

Накануне Крещения был постный день. Пищу не принимали до 16 часов, пока не напишут мелом крестики на окнах и дверях. На входной двери в дом писали «С нами Бог». Ночью на реке рубили «Иордань» в форме креста. Желающие могли окунуться. Это делалось даже тогда, когда церковь была закрыта и не было службы, потому что считали, что в эту ночь освящаются все воды, а утром «Иорданской» водой окропляли дом и все помещения с кормовыми запасами и скотиной, кроме собак и кошек.

«Мясоед» заканчивался Масленицей (Сыропустная неделя). Всю неделю употребляли в пищу молочные продукты и яйца и готовились к Великому посту. Хотя не обходилось без языческих традиций: пекли блины, устраивали громкие гуляния, катания на тройках, устраивали гонки на лошадях по льду реки, дети катались с горок на санках и ледянках. Последний день масленицы это прощеное воскресенье. В этот день все друг у друга старались попросить прощения. «Прости меня», - обращались друг к другу. Ему отвечали: «Господь прощает, и я прощаю».

Этот день праздновался по особенному, каждая улица готовилась к этому дню, из соломы делала чучело зимы, заготавливали факелы (которые назывались помазки). С наступлением темноты молодежь выносила свои чучела на самое высокое и видное место вблизи своей улицы, поджигали их под пляски, пение, гармонь. Каждая улица старалась, чтобы ее огонь был больше и дольше горел, чем у других. Потом по селу бурно спорили о том, чья улица устроила лучше проводы зимы. Даже Советская власть со своими запретами и наказаниями не смогла остановить огненные проводы зимы.

С началом поста прекращались все гуляния, готовились к Пасхе. К празднику сорока мучеников пекли «жаворонков» (хлебцы в форме птичек). Как жаворонки поднимаются в весеннее небо, так души мучеников возносятся к Богу. Эта традиция жива до сих пор.

К празднику Благовещения пекли просвиры. В одну из просвир закладывали металлическую монету. Считалось, кому досталась монета, то этому человеку выпала большая честь начать сельскохозяйственные работы. Работа на Благовещенье считается большим грехом, как говорят, в этот день птица гнезда не вьет.

С четверга Страстной седьмицы начинались хлопоты по подготовке празднования Светлого Христова Воскресения. Этот четверг называется чистый четверг. До восхода все старались искупаться в приготовленных заранее чанах (большая дубовая бочка для купания). Воду грели в этом чану. Разогревали большие камни (голыши) в русской печи, затем опускали в воду, и тем самым вода нагревалась. В воду добавляли «троицкие травы» (травы собранные до праздника Троица).

В этот же день пекли пасхи (пасхальный кулич). В луковой шелухе варили яйца для придания красного цвета. Считается и до сих пор, что испеченное, сваренное, засоленное в этот день долго не портится. И поэтому старались приготовить все в чистый четверг. Когда не были закрыты церкви, люди старались попасть на воскресную службу и освятить пасху, яйца, сыр, творог. После освящения люди шли домой, начинали разговляться.

Вся пасхальная неделя считается как один день, но ввиду весенних полевых работ праздновали в основном три дня. На Красную горку жители посещали кладбище, пели пасхальные Тропари, в поминовении усопших оставляли на могилах родственников крашеные яйца, конфеты, которые собирали дети и нуждающиеся. Распитие спиртных напитков на кладбище не практиковалось. И вообще, похороны и поминовение усопших обходились без спиртных напитков.

На пятидесятый день после Воскресения Христова отмечается самый главный праздник села Никольское день Святой Троицы. Во всех домах перед праздником наводили порядок. В субботу рано утром дети и взрослые спешили на «горы» собирать чобор (чабрец), опоздавшим могло не хватить. Пол устилали чабрецом и свежескошенной луговой травой. Кленовыми и дубовыми ветвями украшали Святой угол, вход в дом, ворота и забор. Еще украшали ворота и забор нарезанными по этому случаю зарей. Дубовые ветви символизируют явление Бога Аврааму под дубом в виде трех ангелов.

Православная церковь в селе Никольское воспитывала жителей, прививала им правила поведения в обществе. Однако, некоторые традиции, корнями уходящие в язычество, трудно было искоренить. Например, кулачные бои. Они в селе проходили сезонно: от Рождественских святок до Сретения. Сретенский был не только финальным, но и самым крупным и наиболее жестоким. На него съезжались завзятые кулачники и прочие любители драк. Действие превращалось в громадное побоище, после которого многие гости уезжали покалеченными. Чем больше было таковых, тем дольше вспоминали о «потехе». Многие годы кулачный бой начинался в полдень и заканчивался с первым вечерним ударом колокола. Лишь в конце 1920-х, когда в Никольском начал устанавливаться колхозный строй, ряды кулачных бойцов стали редеть, а затем бои вдруг прекратились сами собой. Советские реалии оказались сильнее традиций. Для села начиналась новая история, в которой уже не предусматривалось места для какой-либо самобытности.

Гораздо успешнее шла борьба с пьянством. Священнослужители в церквях произносили частые проповеди о его вреде, требовали в исповеди осуждения. Староста церкви Смоленской иконы Божьей Матери Василий Юдаков об этом писал: «В 1875 году в селе Никольское Богучарского уезда не будет ни одного кабака. Самым главным двигателем в этом благом деле был священник нашего села о. Василий Баженов. Привести в сознание село, где более 4000 жителей, дело весьма серьезное и не легкое. Поступив к нам в 1866 году, всмотревшись во все, что происходит у нас от пьянства, о. Василий начал возможными для него мерами стараться об уменьшении, по крайней мере, прихожанах Смоленской церкви, этой гангренозной язвы. Для чего вел воскресно-праздничные собеседования, на которые народ ходил с любовью и все говоренное и читаное там отцом Василием слушал с увлечением. С этой целью он не однократно говорил о зле от пьянства с церковной кафедры, не переставал усовещевать народ при работах в поле, на покосе, на пасеке. Словом, отец Василий не пропускал ни одного случая, где только возможно было, говорить о вреде пьянства. Вот почему, когда старшина Дудкин поставил вопрос о кабаках на сельском сходе, открывать ли их в 1875 году, - из 600 с лишним человек там бывших, желающих не выяснилось ни одного. Все в один голос прогремели: «Не надо, нам кабаков».

О советском периоде в истории храмов села Никольское и их прихожан мне удалось найти меньше всего сведений. Известно, что никольские священники не перешли на сторону обновленчества. Стойким было духовенство села, несмотря на гонения, вело Тихоновскую политику и, как отмечалось, жило чисто поповской жизнью. Под влиянием духовенства религиозность, веротерпимость никольчан стала истинными, они «больше верили священникам, чем врачу, учителю и агроному». От них они уяснили, что без добродетелей и наставлений в правилах веры, нет ничего путного.

До середины 30-х годов жители села Никольское продолжали отмечать все православные праздники. Тот факт, что, когда с конца 90-х годов XX века все эти традиции опять возродились, доказывает, что народ, несмотря на гонения, чтил их, пытался хоть не публично, но соблюдать, поддерживать и передать следующему поколению.

После 1936 года, когда закрыли все храмы на селе, какое-то время службу на дому совершал священник Петр Гречишников. Как известно из следственного дела, он родился 19 октября 1879 в семье крестьянина-портного, в селе Краснополье, Нехаевского района, Волгоградской области. Образование среднее. Высказывался против занятия здания храма под нужды государства. Арестован 15 сентября 1937 года. 26 сентября 1937 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу, а 7 ноября того же года приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован 18 июля 1989 года.

Дедушка Никулин Пётр Тарасович рассказывал, что в 1936 году в колхозе проходили собрания по бригадам, на которых было принято решение закрыть церковь в его родном селе Никольском Воробьёвского района. (Приложение 8) Он помнит, как в конце 30-х годов вместе со своим отцом Никулиным Тарасом Даниловичем пешком ходил святить пасху в Калач, где на дому у одной местной жительницы Давыдовой Манефы Петровны священник совершал пасхальную службу. А после открытия храмов во время войны люди стали посещать храмы в Новотолучеево, Калаче.

В середине 20-х годов в селе поселилась шестидесятилетняя старушка Дарья Ильинична Селиванова. Обычным ее занятием была пропаганда чудес и святости. За молитвы и сбывшиеся предсказания люди признали ее святой, ясновидицей. Окружали ее десятки почитателей. Однако, «Святая» принимала лишь тех, кто мог материально помочь и подаянием спасти душу. Село раскололось на её сторонников и противников. Власти не вмешивались, надеялись, что она своими действиями дискредитирует православную веру, так и произошло. В 1925 году она напророчила конец света, многие ей поверили, начали раздавать имущество, признаваться в своих смертных тайных грехах прилюдно. И в назначенное ей время люди собрались умирать, а некоторые залазили на крыши и пытались «вознестись на небо», но падали на землю, ломая руки и ноги. Конец света не состоялся, а жизнь продолжается. Люди стали возвращать свое имущество, обращаясь к властям, которые заканчивались долгими судебными тяжбами, длившимися почти до самой войны. Тем самым Дарья Ильинична дискредитировала церковь в глазах населения, которое до этого было глубоко верующим. Я предполагаю, что Дарья Ильинична, возможно, была на службе безбожного государства. Дальнейшая её судьба не известна.

В архиве моего дяди Никулина Пантелеймона Петровича есть фотографии Сретенской церкви советского периода, которая использовалась под хозяйственные нужды. (Приложение 9) Мы видим, что крест снят, купол разрушается, вокруг мусор и запустение. Жительница села Никольское Дибцева Анна Ивановна, сегодняшняя хранительница ключей от храма, вспоминала, как раньше при советской власти здесь было зернохранилище. В очищении церкви от мусора участвовали многие сельчане. Сохранившиеся фрески сильно пострадали, обсыпались. Жалко было их заштукатуривать. Сейчас в церкви по-прежнему нет отопления, штукатурка продолжает разрушаться.

В таком же состоянии была и Рождественско-Богородицкая церковь.

А церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери, как уже было сказано выше, полностью разрушили. Жительница села Никольское Корабельникова (Перегудова) Мария Сергеевна вспоминала, что она была самой большой, внутри вся была белая, светлая.

Все эти факты свидетельствуют, что советский период для православной церкви был трагическим. Гонения священников, закрытие и разрушение храмов не миновали село Никольское. Жители вынуждены были скрывать свои убеждения, тайно совершать православные обряды.

Сейчас в Рождество-Богородицком храме служит отец Сергий (Васильевич) Кацы (26.05.1973 г.). (Приложение 10) Он рассказал, что в Сретенском храме есть икона Святителя Пантелеймона, возвращенная в храм местным жителем Колотевым Михаилом Андреевичем. (Приложение 11) За более подробной информацией я направилась к Михаилу Андреевичу. (Приложение 12) Он рассказал, что икона во время закрытия храма в 1936 была спасена его матерью Прасковьей Ивановной Колотевой (Крюковой) (1904 г. р.) Они жили напротив церкви, где мама была певчей на крыльцах. Во время погрома церкви, она тайно унесла домой икону, бережно хранила ее до смерти. Перед кончиной передала икону сыну. За икону предлагали большие деньги, но Михаил Андреевич понимал, что она церковная и должна быть возвращена. В 2012 году он вернул икону в храм, который сейчас восстанавливается. Об этом писалось в местной прессе. (Приложение 13) Отец Сергий считает, что некоторые признаки позволяют предполагать, что икона писалась на Афоне, и принесена паломниками.

Отец Сергий рассказал мне, что на православные праздники жители села накрывают длинные столы, выносят угощения. Приглашают всех, даже просто проезжих. Такая общая трапеза сплачивает односельчан.

Сейчас у жителей Никольского есть возможность посещать реставрирующийся храм Сретения Господня и отреставрированную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. (Приложение 14) Мы заходили в нее. Я удивилась, что она большая, крупнее, чем Калачеевская Вознесенская. Реставрация ее продолжается. Уже поставлены окна. Алтарь еще не перегорожен иконостасом. Батюшка Отец Сергий рассказал, что службы пока только по большим праздникам. Он еще служит и в других храмах.

В Сретенском храме прихожане придерживаются своей местной традиции. Когда они приходят на службу, то прикладываются к изображению Ангела, внизу которого написано: «Сей Святой Ангел с радостью записывает душ входящих в храм сей». После молитвы при выходе из церкви они подходят к Ангелу, где есть слова: «Сей Святой Ангел с печалью записывает душ выходящих из храма сего раньше окончания церковного богослужения». (Приложение 15) Мой духовный наставник Отец Евгений (Бей) говорил, что такого обычая он нигде не встречал. (Приложение 16)

Во время поисков, я узнала об одном странном факте. Сретенская церковь сейчас в официальных документах называется Покровская. Как это произошло, не мог объяснить даже председатель Приходского Совета Горюшкин Иван Михайлович. Это мне предстоит еще выяснить. Однако все жители села Никольское не довольны этим фактом. Иван Михайлович старается задокументировать процесс реставрации храма. Он фотографирует каждый ее этап. (Приложение 17)

Заключение

Работая над этой темой, я выяснила, что родина моих предков – село Никольское – было большим населённым пунктом, жители которого являлись истинными православными прихожанами, придерживались Заповедей Божьих. Православная церковь в свою очередь их окромляла, наставляла на путь истинный, помогала решать нелегкие жизненные проблемы. На Родине моих предков происходили те же процессы, характерные для всего государства. К сожалению, село Никольское сейчас переживает не лучшие времена. Ранее в нем проживало до 14 тысяч населения, а сейчас около 2 тысяч. Уходят прежние поколения. Вместе с ними могут быть потеряны важные сведения. Мы, молодое поколение, обязаны собрать этот материал, изучить, описать его и сохранить, чтобы он не пропал безвозвратно.

Я живу постоянно в городе Калаче. В селе Никольском почти не бываю. Выбрав эту тему для исследования, я лично познакомилась с теми, о ком рассказывали мои родные, глубже узнала историю. Мне кажется, я выполнила поставленные цель и задачи. Я много узнала и приобрела навыки исторического исследования.

Список использованных источников и литературы

I .Архивные источники

  1. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИ) Ф.9353. оп.2. Д.№. 18218: О пострадавших за веру Христову в ХХ веке. Картотека служивших в Воронежском крае священно и церковнослужителей. http://martyrologia.livejournal.com/ (дата обращения15.11.2013)

II . Устные источники

  1. ПМА. Никулин Василий Петрович (1962 г. р.) Г. Калач. Октябрь 2013 г.
  2. ПМА. Колотева Мария Михайловна (1914 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 09.02.2014.
  1. Журналы Богучарского уездного земского собрания: http://www.knigafund.ru/ (дата обращения10.11.2013)

IV . Интернет – ресурсы

  1. Никулина Т. Православные традиции семьи Никулиных: Работы лауреатов VI Всероссийского Конкурса по историко-церковному краеведении.. http://www.portal-slovo.ru/. (дата обращения 02.02.2014)
  2. С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об:. Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

V . Литература

  1. Августин Е.А. К истории частнозаводского предпринимательства на Юге России в XVIII веке. // Сб. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Выпуск XXII. Воронеж, 2000. С. 44
  2. Воронежская энциклопедия в 2-х томах. Под ред. Карпачёва М. Д. Воронеж, 2008. Т. 2. С. 29
  3. Земля Калачеевская. Страницы истории Калачеевского района. Воронеж, 1998. С. 20.
  4. Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900.
  5. Панова В. И. История Воронежского края. Воронеж, 1995. С. 17.

Опись приложений

  1. Поездка с папой Никулиным Василием Петровичем в Никольское.
  2. 2. Встреча с дядей Никулиным П.П.в его родном селе Никольское. 09.03.2014.
  3. Памятник героям Великой Отечественной войны, установленный на месте разрушеной после революции церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09.10.2013)
  4. Отрывок из книги Горюшкина В. И. «Село мое родное: от седой старины до наших дней». С. 422
  5. Отрывок из книги Горюшкина В. И. «Село мое родное: от седой старины до наших дней». С. 433
  6. Встреча с Колотевой Марией Михайловной (1914 г. р.), жительницей села Никольское. 9 февраля 2014.
  7. Фотография Лаптева Устина Кузьмича
  8. Мои родные бабушка Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна и дедушка Никулин Пётр Тарасович.
  9. Сретенская церковь при советской власти. Фотографии из архива Никулина П.П.
  10. Встреча с Отцом Сергием Кацы (1973 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.
  11. Икона Святителя Пантелеймона, возвращенная в храм Колотевым М.А
  12. Встреча с Колотевым М.А (1936 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014
  13. Гончаров Т. В. Нужно жить и творить добро. // Восход. 29.09.2012. №73. Поисковая работа в сельской библиотеке. Встреча со Свиридовой Зинаидой Андреевной.
  14. Отреставрированная Рождество-Богородицкая церковь. Памятная доска с именами тех, кто участвовал в восстановлении церкви.
  15. «Сей Святой Ангел с радостью записывает души входящих в храм сей». «Сей Святой Ангел с печалью записывает души выходящих из храма сего раньше окончания церковного богослужения».
  16. Беседа с моим духовным наставником Отцом Беем Евгением Владимировичем.
  17. Встреча с жителем села Никольское Горюшкиным И. М. Этапы реконструкции Сретенского храма. Фотографии из архива Горюшкина И. М.

Примечание

Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М., 2012. 600 с.

Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М., 2012. С. 89.

Воронежская энциклопедия в 2-х томах. Под ред. Карпачёва М. Д. Воронеж, 2008. Т. 2. С. 29.

Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900. С. 131.

Самбикин Д. И. Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии. Приложения к «Воронежским Епархиальным Ведомостям» и отдельные оттиски. 1883-1885.

С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об.Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900.С. 131.

Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900. С. 131.

С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об.Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 422.

Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 422

Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 423

ПМА. Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна (1930 г. р.) Г. Калач. 12.01.2014.

Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 433.

ПМА. Колотева Мария Михайловна (1914 года рожд.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 09.02.2014.

ПМА. Корабельникова (Перегудова) Мария Сергеевна (1938 года рожд.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

Журналы Богучарского уездного земского собрания. http://www.knigafund.ru/. (дата обращения 10.11.2013).

ПМА. Никулин Пётр Тарасович (1924 г. р.) Г. Калач. 12.01.2014.

ПМА. Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна (1930 г. р.) Г. Калач. 12.01.2014.

С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об. Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 104.

Горюшкин В. И. Село мое родное от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 433

ПМА. Никулин Пётр Тарасович (1924 г. р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.

Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИ) Ф.9353. оп.2. Д.№. 18218. О пострадавших за веру Христову в ХХ веке. Картотека служивших в Воронежском крае священно и церковнослужителей. http://martyrologia.livejournal.com/. (дата обращения 15.11.2013)

ПМА. Никулин Пётр Тарасович (1924 г. р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.

Никулина Т. Православные традиции семьи Никулиных. Работы лауреатов VI Всероссийского Конкурса по историко-церковному краеведении.. http://www.portal-slovo.ru/. (дата обращения 02.02.2014)

Горюшкин В. И. Село мое родное от седой старины до наших дней. М. 2012.С. 434

ПМА. Дибцева Анна Ивановна. (1969 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

ПМА. Корабельникова (Перегудова) Мария Сергеевна (1938 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

ПМА. Отец Сергий (Кацы) (1974 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

ПМА. Колотев М.А (1936 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

Гончаров Т. В. Нужно жить и творить добро. // Восход. 29.09.2012. №73.

ПМА. Отец Сергий (Кацы) (1974 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

ПМА. Иерей Бей Евгений. (1976 г. р.). 25.01.2014.

ПМА. Горюшкин И. М. (1940 г. р.). 18.02.2014.

  • Русское краеведение

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

1. Колядовать ходили взрослые и дети.

с. Краснополье (Радюкина Р.П. 1946 г.р., Бабайцев П.Г. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001/4.

2. Под Рождество ходили колядовать, пели: «Рождество твое, Христа Боже наш», колядки не пели. Рядились - и дети, и взрослые. Устраивали посиделки, девки рукодельничали, пели песни, приходили и ребята.

На зимние праздники ходили по гостям - сегодня к одной, завтра к другой. Готовили мясные блюда - кур, уток, гусей. Была музыка, плясали «Барыню» да «Страдания».

На Новый год гадали, выбирали себе женихов. Кидали валенок через ворота - куда носом покажет, там и жених живет. Стучали в окна, спрашивали: «Как мово жениха зовут?» Скажут: «Епископ» - и бежишь: «ох, на что же он нужен».

Гадали с курицей: ставили перед ней воду, пшеницу, зеркало, и смотрели к чему она вперед пойдет. К зеркалу - гулящий муж будет, к воде - пьяница, к пшенице - богатый, хозяйственный. «Дасть мама курицу, а не дасть - украдем. Когда гадали, не пели, чтобы не спугнуть кур».

На бумажках писали имена ребят, клали под подушку, утром вытаскивали не глядя - какое имя вытащишь, так и жениха будут звать.

Крещение называлось - Водосвят, ходили в церковь. Воду приносили из пруда, пекли блинчики. Выпивали воды по глотку, умывались, хозяйка сбрызгивала хату, скотину, а воду ставила в святой угол, справа от входа.

с. Никольское-2 (Уварова О.Т. 1924 г.р., Лынова Е.И. 1928 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001/5.

3. На Рождество ходили с кутьей, это было принято не везде: на одном краю села ходили, а на другом - нет.

Гадали: в двенадцать часов ночи сидели над зеркалом, чтобы жених пришел: «Если не успеешь закрыть зеркалу, то вдарит по щеке и пятно черное останется на всю жизнь».

На Крещенье вырубали прорубь в форме креста. Вырубали подсвечники изо льда. Батюшка нес крест на голове от церкви до реки.

с. Никольское-2 (Непегина Т.Г. 1932 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001/5.

4. Ходили по дворам с кутьёй. На Рождество христославили. Ходили колядовать, рядились кто во что. Пели: «Калёда-дуда, иде была?»

На Новый год посевали: «Васильева мать пошла щедровать».

с. Никольское-2 (Горюшина Н.И. 1927 г.р.) ВГАИ КНМ № 936/43.

5. На Рождество по домам дети ходили. Девчонки становились на колени и читали молитву:

«Отрок прекрасен, всему миру ясен. От Девы родился, в яслях повился».

На Новый год посыпали пшеном и приговаривали: «Васильева мать пошла щедровать.» На Святки дрались на кулачках.

с. Никольское-1 (Шмыкова П.И. 1914 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001/5.

6. На Рождество устраивали кулачные бои. Правила - лежачего не бить. Мужики рассказывали:

«Если мне кто бока хорошо помнёт, я тогда сплю хорошо, а когда я изобью, тогда всю ночь мучаюсь да ворочаюсь».

Готовили кутью, носили по дворам. Дети ходили колядовали и щедровали, а под Новый год по-севали: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю, зароди Господь жницу и пашаницу». Затем хозяева их благодарили. Девушки гадали: ловили кур, овец.

День перед Крещением назывался Свечи. В этот день пока воду не посветят, ничего не ели. На Крещение делали Иордань, приходил поп и в три часа ночи освещал воду.

Пускали голубей и стреляли вверх из ружья. Крещёную воду выливали в колодец, и эта вода не портилась.

с. Солонцы (Путинцева М.Н. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001/4.

Подарите своим близким стих про Рождество. Его можно рассказать красиво или написать в открытке. На этой странице мы собрали христианские стихи про Рождество Христово. 7 января должен каждый прочитать текст в рифму. Детские стихотворения наполняют душу любовью.

Рождество

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться -
от рождества волшебных слов.

Родник небес - тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.

М. Ю. Лермонтов

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.

Встаньте и пойдите
В город Вифлеем;
Души усладите
И скажите всем:
«Спас пришел к народу,
Спас явился в мир!
Слава в вышних Богу,
И на земли мир!
Там, где отдыхает
Бессловесна тварь,
В яслях почивает
Всего мира Царь!»

То были времена чудес

То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока,
Мир искупленья ожидал -
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял,
И загремел по Палестине
Глас вопиющего в пустыне.

Есть страны

Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов -
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна -
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.

С. Надсон

В рождественскую ночь

О, как бы я желал, огнем пылая веры
И душу скорбную очистив от грехов,
Увидеть полумрак убогой той пещеры,
Для нас где воссияла Вечная Любовь,
Где Дева над Христом стояла Пресвятая,
Взирая на Младенца взглядом, полным слез,
Как будто страшные страданья прозревая,
Что принял на кресте за грешный мир Христос!
О, как бы я хотел облить слезами ясли,
Где возлежал Христос-Младенец, и с мольбой
Припасть, - молить Его о том, чтобы погасли
И злоба, и вражда над грешною землей.
Чтоб человек в страстях, озлобленный, усталый,
Истерзанный тоской, жестокою борьбой,
Забыл столетия больного идеалы
И вновь проникся крепкой верою святой, -
О том, чтоб и ему, как пастырям смиренным,
В Рождественскую ночь с небесной высоты
Звезда чудесная огнем своим священным
Блеснула, полная нездешней красоты.
О том, чтоб и его, усталого, больного,
Как древних пастырей библейских и волхвов,
Она всегда б вела в ночь Рождества Христова
Туда, где родились и Правда, и Любовь.

В. Иванов

В эту ночь Земля была в волнении

В эту ночь Земля была в волнении:
Блеск большой, диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три волхва в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волнении,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.

А. С. Хомяков

Рождественская звезда
(Отрывок)

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи,
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода,
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,

Б. Пастернак

Рождество


Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

И. Бродский

Эммануил

Звезда сияла в небесах
Всех ярче звезд.
И драгоценностью в яслях
Лежал Христос.

Он с нами! Здесь! Мы спасены
Подарок всем.
И Бог глядел из вышины
На Вифлеем.

И пели ангелы о Нем
Среди полей.
И мудрецы искали дом
Царя царей.

И свет сиял и не погас -
Любовь и мир.
Иисус-Спаситель среди нас -
Эммануил!

Путь в ясли

Весь мир сегодня обновился:
Христос Спаситель наш родился!
Он счастье дал всем пастухам,
Живую веру — рыбакам.

Он хлебом напитает нищих,
И рыбкой маленькой — пять тысяч!
Он сына воскресит вдовы.
Путь в ясли знаете ли вы?

Звезда Его вам указала,
Иль звездочка вам не сияла?
Пойдем со мной к Нему в пещеру,
Чтоб вы могли в Христа поверить!

Родился Спаситель

Загон небольшой для овечек, и там -
Младенец святой на соломе.
Как мал Он... Но вырос на радость всем нам,
Великий и в деле, и в слове!

Он - Свет, и желанье Его, чтоб у нас
Светильники веры не гасли.
Да знают все люди, что жив и сейчас
Спаситель, родившийся в яслях!

Он может спасать приходящих к Нему.
Придите! Покайтесь! Поверьте!
Христа отвергающий, любящий тьму
Пред Господом лично в ответе!

Рождественское поздравление детей

Дорогие малыши! Всех, кто Бога славит,
Мы желаем от души с Рождеством поздравить.
Вы счастливы, что Христос и для вас родился,
Но ответьте на вопрос: «В ком Он поселился?»
Христос любит всегда тех, чьи сердечки чисты,
Если в сердце твоем грех, - ты покайся быстро,
Чтоб в сердечке и твоем Иисус родился,
И для славы ты Его жил, всегда трудился!

Слышна хвала

Сегодня празднуем рожденье,
Из церкви раздаётся пенье.
Ведь это детские сердца
Благодарят любовь Отца

За то, что Сына к нам послал,
А в Сыне радость всем нам дал.
И пусть полны будут всегда
Хвалой для Господа уста.

Так тихо мерцали звезды

Так тихо мерцали звезды,
И было совсем уже поздно,
Когда Иосиф с женою
К пещере спешили тропою.
Стоял там, наверно, ягненок,
И не было теплых пеленок,

И не было света в жилище.
Спаситель родился, как нищий!
Он радость принес и спасенье.
Спасибо Ему за рожденье!

Сын нам дан

Этот праздник Рождества -
Всем благословенье,
Потому что Сын нам дан.
Только в Нём спасенье.
Он пришёл, чтоб нас поднять
И возвысить в Боге,
Что бы вечно пребывать
Нам в Его чертоге.

Торжество

Торжество, торжество!
Ныне праздник Рождество!
С неба ангелы слетают,
Пастухам они вещают:
"Дар спасения принес

Христос пришел на землю

Христос пришел на землю,
Чтоб радость дать всем людям.
Всею душой приемлю
Его любовь и мудрость!
Он хочет, чтобы каждый
Вознес хвалу и славу.
Он спас нас всех однажды
И дал на счастье право!
Он хочет, чтобы грешник
Оставил путь порочный
И не грешил, как прежде,
Став на фундамент прочный.
Он всех зовет на небо,
В Чертоги, что сияют.
Накормит там Он Хлебом
Тех, кто от зла страдает!

Рождественская звездочка

Люди отыскали много новых звезд,
Больше, чем в лесу дремучем птичьих гнезд.
Это и неплохо, только вот беда:
Выпала из виду яркая звезда.
В телескопы смотрят этак, смотрят так
И найти не могут звездочки никак
Той, что осветила некогда Восток.
Многих к Иисусу свет её привлек:
И больших и малых, хоть простые мы,
Все же отличаем свет с небес от тьмы.
Потому сегодня, в праздник Рождества,
Мы поём в собранье гимны торжества.
А ученым звезды молвят в небесах:
"Знать, у древних лучше видели глаза?
Видели свет свыше волхвы и пастухи...
Может быть, мешают зрению грехи?
Может, наблюдений методы не те?
Чтобы о рожденном что-то знать Христе,
О Христе, Который есть и Свет, и Путь,
Надо чрез Писанье в небеса взглянуть!

Рождество

На лошадках в санках едем мы зимой
И на сердце сладко по пути домой
Колокольчик звонко под дугой звенит,
И лошадка, быстро по полю бежит.

Светлая дорога, колокол звенит,
О Христе, рожденном, миру говорит.
В небе загорелась новая звезда,
Это праздник, это счастье, радость навсегда.

Рождество, Рождество, вот и Рождество.
Пусть звучит благая песнь всюду, всюду, где мы есть.
Рождество, рождество, вот и торжество
Сердце радостно поет, потому что Рождество.

Встаньте и пойдите

Встаньте и пойдите
В город Вифлеем;
Души усладите
И скажите всем:
«Спас пришел к народу,
Спас явился в мир!
Слава в вышних Богу,
И на земли мир!
Там, где отдыхает
Бессловесна тварь,
В яслях почивает
Всего мира Царь!»

Нынче Ангел нам спустился

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: "Христос родился!".
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.

Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.

Рождество! Какое чудо!

Рождество! Какое счастье!
Ах, как любит нас наш Бог!
Он для нас, для нашей веры
Сам сойти на землю смог!

Смог Он, в образе Иисуса
Весть благую принести.
И с любовью Отчей,нежной
Хочет каждого спасти.

Рождество! Какое чудо!
Кроха сын родился нам!
И надежда ярким светом
Засияла всем мирам!

Он шагает по планете-
Наш Христос! Он -Божий сын!
Мы же с Ним, мы - Божьи дети!
Мы шагаем в Нем и с Ним!

В нас живет!И нету в мире
Силы большей,чем любовь!
Нам грехи простил,очистил,
Пролилася Иисуса кровь!

Рождество! И жизнь сначала
Может каждый обновить!
Рождество! Ты верь Иисусу!
Не страдать ты будешь - ЖИТЬ!

Жить-вдыхая полной грудью,
Жить и верить,что наш Бог
Держит руку над тобою,
Чтоб погибнуть ты не смог.

Рождество! Поем мы песни!
Рождество! Горит звезда!
Наш Иисус! Всегда Ты рядом!
Мы с Тобою навсегда!!!

В день рожденья Иисуса Христа


Я подарок Ему приготовил:
Всех простил, кто меня злословил
И не вспомню я зла никогда.
В день рожденья Иисуса Христа
Буду я изучать Божье Слово
И вникать в него снова и снова,
Помечая «тугие» места.
В день рожденья Иисуса Христа
Буду я разрушать искушенья
И серьёзное в жизни решенье
Я приму в этот день неспроста.
В день рожденья Иисуса Христа
Я любви попрошу безмерной
У всевышнего Бога-Отца
И Он даст мне её, наверное.
В День Рожденья Иисуса Христа,
В День начала людского спасенья
Вновь и вновь повторяют уста:
Нет прекрасней для нас дня Рожденья!

Это Рождество!

Что случилось нынче в поле
Где все наши пастухи?
Овцы все на своём месте
Пастухов нам не найти.

Что за звёздочка на небе
Ярко светит и гласит?
""Приходите, посмотрите.
Иисус в яслях лежит.""

А куда это верблюды
Так стремительно идут?
Зачем волхвы на небо смотрят?
Что в руках своих несут?

Братья, сёстры ведь сегодня
Праздник Рождество,
Вся природа возвещает
Это торжество!!!

Яркая звездочка

Яркая звёздочка на небе горит.
Мама у ёлочки детям говорит:
"В целом мире торжество:
Наступило Рождество!
Наступило Рождество!"

С праздником, с праздником взрослых и ребят!
Даже проказникам это говорят.
Потому что торжество,
Потому что Рождество,
Потому что Рождество!

Спать нам не хочется в эту ночь совсем.
Хочется, хочется в город Вифлеем
Посмотреть на торжество
Там где было Рождество,
Там где было Рождество!

Вечно свято, вечно ново

Вечно свято, вечно ново
Рождество для нас Христово.
Много лет из года в год
Праздник этот радость льёт.
Славьте Бога, стар и мал,
Он Спасителя нам дал!

В вышине небесной

В вышине небесной
Славит Бога хор.
И напев чудесный
Огласил простор.

Ныне радость людям:
Бог нас возлюбил!
Пусть прославлен будет
Сын Еммануил!

Многие столетья
Все поют псалом:
Радостно на свете
С Господом Христом!

Вчера и сегодня

Когда родился Иисус,
В ту ночь пел дивный хор.
И я сегодня веселюсь,
Сияет счастьем взор.

В ту полночь встретили Христа
Простые пастухи.
Сегодня та же темнота
И тяжкие грехи.

Кто ко Христу придёт теперь,
Он примет и спасёт.
К Нему всегда открыта дверь,
Он всех к Себе зовёт!

Над землёю круженье снега...

Над землёю круженье снега...
Рождество - это так прекрасно!
Я хочу, чтобы в каждом сердце
Иисус был положен в ясли.

Этой ночи тихой сиянье
На душе оставляет сладость,
Весть о том, что Христос родился,
В каждом сердце рождает радость.

Тихо! Слышите? Над землёю
Будто слышно ангелов пенье,
Возвещающих снова и снова
Мир народам и благоволенье!

Родился Иисус!

Родился Иисус! И приблизился Бог
К землянам, в грехах утопавшим,
Как солнце Его засияла любовь
И стал Он Спасителем нашим.

А счастье без Бога, что в горсти вода...
О грешники! С Богом не спорьте!
Покоя душа не найдёт никогда
В веселии, яствах, комфорте.

Сегодня возможность для каждого есть,
Мир с Богом найти и упрочить.
Пусть меркнет людского тщеславия блеск
В сияньи рождественской ночи!

Он рождён для нашего спасенья

Он рождён для нашего спасенья,
Но принёсши миру благодать,
Сам прошёл долиной униженья,
И от мира должен был страдать.

Он рождён, чтоб осчастливить каждого,
Кто узрит в Нём Бога своего.
Но над Ним глумились злые граждане
Даже и в Отечестве Его.

Он рождён, чтоб над земной планетою
Знамя христианства водрузить.
Христиане, слышите, поэтому,
Нам должно страдать, терпеть, любить!

Эта весть святая

Эта весть святая
Неизвестна всем.
Многие не знают
Город Вифлеем.

Там однажды ночью
В яслях для скота
Пастухи воочию
Видели Христа.

Так явился людям
Богочеловек!
И Его мы будем
Прославлять вовек!

В мир пришел Христос

Не смолкая мчится
Радостная весть.
Я хочу молиться,
Я желаю петь.

Бурные потоки
Радостно текут,
Близким и далёким -
В Господе приют!

В небо дверь открылась,
В мир пришёл Христос,
Благодать и милость
Грешникам принёс.

Не знаю я - зимой иль летом

Не знаю я - зимой иль летом,
В который день календаря
Был первый праздник в мире этом -
Рожденье Господа Царя.

Но знаю я, что в Вифлееме
Родился Он, Спаситель мой.
Ликую я сегодня с теми,
Кто стал на путь Его прямой.

Памятная ночь

Той памятной ночью
Под заревом звёзд
По милости Отчей
Родился Христос.

Родился в пещере,
В загоне овец,
И мы теперь верим:
Нас любит Отец!

Пришёл Искупитель
Как светоч во тьму.
А вы не хотите ль
Поверить Ему?

Спаситель родился!

Спаситель родился!
Спаситель живёт!
Вход в небо открылся,
Христос там нас ждёт.

Крепитесь, хоть тесно
Бывает внизу,-
В Отчизне небесной
Отрёт Он слезу!

В небе звёзды гасли

В небе звёзды гасли
В ранний час утра.
Приютили ясли
Господа Царя.

Возвещают звёзды
И теперь о Нём.
Пойте, братья, сёстры,
О Христе псалом!

Пойдемте

Пойдёмте, дети, в Вифлеем,
Нас радость посетила:
Отец Небесный людям всем
Послал Еммануила!

Пойдёмте, дети, в Назарет,
Поклонимся Иисусу -
Он нам даёт спасенья свет
И исцеляет душу.

Пойдёмте в Иерусалим
И воспоём осанну!
Мы будем с Господом Самим
На небе непрестанно!

Не будем спать

Людей сковал духовный сон,
Когда Христос пришёл однажды
В ночь Рождества. И снова Он
Придёт. Да знает это каждый!

Ах, как опасно задремать,
Когда пришествие всё ближе!
Как прочие, не будем спать, -
В послании Апостол пишет.

Дитя надежды

В грубые ясли
Рукою нежной
Бог положил нам
Дитя надежды.

Грубому миру,
Злобе мятежной
Дан был Младенец -
Светоч надежды!

Плакали люди,
Ангелы пели.
Звезды на ясли
Кротко глядели.

Души уснули
Сном безмятежным...
Встаньте, проснитесь!
Бог дал надежду!

Хорошо!

И я слышал о том, что Христос
Людям радость и счастье принес.
Хорошо, что ко всем Он пришел,
И что есть Рождество - хорошо!

Рождественский мотив

Звучи, рождественский мотив:
Рожден Еммануил,
Который, землю посетив,
Нас с небом съединил!

Теперь у нас возможность есть
В час утренней зари
Читать Евангельскую Весть
И с Богом говорить.

Под звуки песен иль в тиши -
С Иисусом хорошо.
Открыто небо для души
С тех пор, как Он пришел.

Пришел нам свет и разум дать,
Избавить от грехов,
Чтобы могли мы Бога знать
И отвергать богов.

В сердцах, очнувшихся от лжи,
Растёт на правду спрос;
А людям истину и жизнь
Иисус Христос принес!

Неизменная звезда

То, что случилось, еще и доныне
Разум постичь не умеет:
Единородного Божьего Сына
Наша планета имеет!

Что бы мы делали? Как бы мы жили?
Шли бы какою дорогой,
Если б не радость рождественской были,
Нас примиряющей с Богом?

Годы проходят. Меняется время,
Но, неизменная, светит
Ярко над миром звезда Вифлеема
Вот уже двадцать столетий!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм