Тренинг общения «Познай себя. Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время : 25-35 минут

Размер группы : 8-16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»


Цель
: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»


Цель
: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время : 15-20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время : 15-30 минут

Размер группы : 12-20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»


Цель:
Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25-35 минут

Размер группы : Любой

Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом .
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц.

  • Линейка успешности

    Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

    Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

    Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.

  • Воздушный шар

    Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа №3»

СП д/с «Берёзка»

Тренинг общения:

«Познай себя»

Подготовила

воспитатель

Зайнутдинова Л.Р.

Тольятти 2017

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга: развитие компетентности в общении и повышение психологической культуры педагогов, рефлексивной культуры.

Задачи:

Развитие профессионального самосознания;

Способствовать приобретению знаний, умений, опыта в области межличностного общения: относительно себя и другого;

Способствовать изменению социальных установок;

Развитие умения невербального средства общения;

Развитие умения работать в команде;

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.

1. Упражнение « Цветопись»

(Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)

Инструкция: Уважаемые коллеги мы начнем с упражнения «Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент

При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу. Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок.

Стимульный материал: Цвет Символ настроения

  • Красный(к)- Восторженное, активное
  • Оранжевый(о)- Радостное, теплое
  • Желтый (ж)- Светлое. приятное.
  • Зеленый (з)- Спокойное, уравновешенное
  • Синий(с)- Грустное, печальное
  • Фиолетовый(ф)- Тревожное, неудовлетворенное
  • Черный (ч)- Унылое, упадочническое
  • Белый (б)- Трудно сказать.

Обработка результатов. Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение:

  • красный – +3;
  • оранжевый-+2;
  • желтый-+1;
  • зеленый-0;
  • синий -минус 1;
  • фиолетовый -минус2;
  • черный – минус 3,

белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.

2. Упражнение «Шлю приветики»

Цель: Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе.

Инструкция: Предлагаю Вам со всеми поздороваться, но не просто, а предложенным способом. Вам нужно из предложенного материала вытащить 1 листик, на котором будет предложен способ приветствия.

Ваша задача: подойти к каждому и поприветствовать выбранным способом.

Например:

  • «Привет, приглашаю к себе в гости помыть посуду»
  • «Привет! Ты такая посвежевшая и похорошевшая!»
  • «Привет! Взаймы не одолжишь?!»
  • «Привет! Какими судьбами?! (при этом ущипнуть легонько)»
  • «А вот и я! (при этом повернувшись вокруг себя на 360 градусов)»
  • «Привет! (говорить и прыгнуть одновременно)
  • «Привет! Я так рада тебя увидеть (говорить и приседать одновременно)
  • «Привет! (сказать эхом)

Сейчас, когда каждый поделился порцией позитивного настроения и получил от другого мощный энергетический заряд, предлагаю Вам перейти к теме уникальности и индивидуальности каждого из нас. Как известно лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Поэтому мы сейчас экспериментальным путём определим, насколько каждый человек неповторим.

3. Упражнение «Снежинка»

Цель: работа со стереотипами, развитие умения принимать чужие точки зрения.

Инструкция: Предлагаю каждому взять по 1 листку, обратите внимание все листы одинаковы. Далее вам следует строго выполнять всё, что я вам скажу в полной тишине и не глядя как такую же операцию проделывают другие:

Сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

Сново сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

Разверните.

Теперь каждый из вас разверните листок и покажите то, что у вас получилось. Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?

Рефлексия:

Можно ли сказать, что у кого- то бумага оторвана неправильно?

Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он также как мы либо поступает не так?

Все снежинки разные! Так и люди. Все разные: по - разному проявляют свои эмоции, у каждого свои индивидуальные чёрточки, своя внутренняя красота. Нужно только её увидеть, почувствовать и понять.

4. Упражнение «Нарисуй свой характер»

Цель: осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе.

Инструкция: «Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению».

В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

5. Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Инструкция: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Рефлексия:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

6. Упражнение Леопольд

Цель: отрабатывать навыки убеждения, умение найти подход к каждому, вопросы, связанные с доверием партнеру по переговорам и созданию образа человека, которому можно доверять.

Инструкция: Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных - прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты - опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота - убедить мышь, что именно он - безобидный Леопольд. Задача мыши - определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия:

Что делает наши презентации заслуживающими доверия?

Почему мы доверяем одному партнеру, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

7. «Тарелка с конфетами»

Цель: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Инструкция: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с конфетами. В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

Что, по вашему мнению, не удалось?

Как это можно исправить, что необходимо сделать?

Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

8. Моя Галактика

Вы, наверное, подустали немного, пора и отдохнуть. Присаживайтесь на стул, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются (звучит музыка).

Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Выполнение практического задания тренинга.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика. (клеют)

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

Пояснительная часть.

С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.

Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;

красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;

зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;

желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;

фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте;

металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?

9. «Подчинение инструкциям»

В этом упражнении важно, чтобы вся группа начала делать его одновременно, поэтому его следует использовать в том случае, когда вся группа уже в сборе. Упражнение, как правило, вызывает бурную эмоциональную реакцию и позволяет взбодрить приунывшую или подуставшую группу.

«Умеете ли вы четко следовать инструкции ? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5. В каждом квадрате поставьте крестик.

6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

8. Шепотом назовите номер, который вы написали.

9. Обведите этот номер.

10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11. Обведите этот знак треугольником.

13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

14.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки трималенькие дырочки.

15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».

10. Я предлагаю вам посмотреть короткометражный мультфильм «Кролень» , в котором заложен глубокий философский смысл осознания себя как личности, находящейся в определенной жизненной ситуации, и сделать свои выводы.

Просмотр мультфильма «Кролень» 4 мин

Короткий мультфильм про Барашка и Кроленя, очень ярко показывающий негативное отношение к изменениям происходящим в жизни, на работе и т.д любые изменения можно воспринимать по разному и находить для себя место в этих изменениях.

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из сложившейся ситуации, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Безвыходных ситуаций не бывает – есть непредвиденные обстоятельства. Не теряйте надежду - ищите выход. Пока есть КРОЛЕНИ - надежда живет!

11. Релаксационное упражнение " Источник"

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.


Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)

Исследование своих личностных качеств, своих .

Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.

Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя образовательная школа п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»

Практикум с элементами тренинга

« ПОЗНАЙ СЕБЯ»

социальный педагог- психолог

Терновенко В.Н.

Тема: «Познай себя»

Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,

саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)

Задачи:

Исследование своих личностных качеств, своих интеллектуальных возможностей .

Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.

Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.

Форма проведения: практикум, с элементами тренинга.

Подготовительная работа: использование ТСО(презентация),бланки, магнитофон, краски, плакат, график, бланки с именами, подарки.

Ход занятия

  1. Здравствуйте! Я рада вас видеть на нашем занятии. Вы видите, что наше занятие немного необычное. И проходить оно будет в виде игр, психогимнастических упражнений, тестирования и дискуссий.

Наше занятие направлено на познание самого себя, на исследование и развитие личностных качеств человека, на развитие рефлексивных ваших возможностей.

Для человека, нет ничего более интересного, чем люди./В.Гумбольт/

А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я? Что я?- задаем мы себе вопрос.Зачем, для кого и для чего я в этом мире, что я могу, на что я способен, как изменить себя? Такие вопросы все чаще и чаще возникают в нашей голове.

1. Упражнение « Цветопись» (2 мин) (Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)

И сегодняшнее самопознание мы начнем с упражнения

« Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент

При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу. Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок.

Стимульный материал.

Цвет

Символ настроения

Красный(к)

Восторженное, активное

Оранжевый(о)

Радостное, теплое

Желтый (ж)

Светлое. приятное.

Зеленый (з)

Спокойное, уравновешенное

Синий(с)

Грустное, печальное

Фиолетовый(ф)

Тревожное, неудовлетворенное

Черный (ч)

Унылое, упадочническое

Белый (б)

Трудно сказать.

Обработкой результатов займутся два эксперта.

  1. - Что же такое личностные качества?(2 мин )(Развитие компетенции в общении)

Это взгляды, убеждения, и такие черты характера, которые отражают отношение человека к жизни и оказывают влияние на его поведение в обществе.

Например, если ты человек сильной воли, это твоя черта характера. Если у тебя есть собственное мнение, и ты всегда поступаешь честно и этично - это твой стиль жизни.

Что же представляют собой личностные качества.

3. Результаты экспертов.

Давайте заслушаем наших экспертов, какое эмоциональное состояние в нашей группе на данный момент.

4 . Вы знаете, что бы начать общаться с человеком, нужно с ним познакомиться.

2 Упражнение « Знакомство» (5 мин).(Развитие компетенции познавательной деятельности, самосовершенствования, компетентности деятельности)

Перед вами бланки знакомства.

Обсуждение бланков ответов.

Прочитайте визитки ваших друзей. Теперь вы прекрасно понимаете,какие личностные качества вы хотите развить в себе./ Обсуждение. /

3.Эксперимент « Моя самооценка »(Компетенции сарегулирования, ценностно-смысловой ориентации в мире)

Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами,

И никто так хорошо не думает о нас, как мы сами.

Знаете ли вы о своих достоинствах и недостатках.

Как вы думаете у вас больше положительных или отрицательных качеств?

Внимательно прочтите помещенные в рамочки слова,

Характеризующие определенные черты характера.

Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен.

Обработка результатов.

Обработка результатов и выводы:

К « 1» - заниженная,

К « 0.5» - нормальная

Обсуждение тестирования.

Давайте сделаем выводы.: Что показало тестирование.?

/Тестирование показало, что в нашей группе есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной /.

Люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Если вы искренне отвечали и у вас идеальное «Я» мало чем отличается от вашего «Я», то у вас завышенная самооценка, т.е такие люди уверены в своей непогрешимости, с ними очень сложно взаимодействовать. так, как они не готовы « слышать других».

Жизнь- это не то. что происходит с нами, это то. что мы можем сделать с ней, Вместо того, чтобы принимать жизнь такой какая она есть, почему бы не начать жить так как хочешь ты. Начни с небольшого, но главного - измени отношения к себе.

И изменение мы начнем с нашего физического состояния.

4.Упражнение « Сохраняем силы».(Компетенции здоровьесбережения)

Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите это 5 раз, с закрытыми глазами, встаньте и сделайте выдох,слегка потрясите руками, сбросьте все напряжение.

Что вы почувствовали?

5.Упражнение « Умей ответить НЕТ»(Компетенции здоровье сбережения, социального взаимодействия, деятельности, гражданственности, познавательной деятельности)

Вам нужно, разбиться на группы. И обыграть данные ситуации при этом одни должны убедить согласиться других. А другие должны отказаться.

1.ситуация

2.ситуация

3.Ситуация

Идет обсуждение.

Кому было трудно выполнять это, почему?

Кто из ребят был больше уверен в себе, почему вы так считаете?

Кто был не уверен?. В чем это проявлялось.

Кто был агрессивен? Как это проявилось.

Какие ощущения вызывают в вас эти три качества?/ уверенность - вызывает ощущение надежности. Агрессия-неприятие; неуверенность- жалость/ . В психологии существует алгоритм двух «ОО» , Оптимальный Отказ.(Я-сообщение,+ отказ+ аргумент + встречное предложение) Например: Мне приятно, что ты меня пригласил на вечеринку, но я не могу пойти, так как мне нужно выполнить просьбу мамы, давай я приду в следующий раз.

6 Упражнение « Комплимент»(Компетенция социального взаимодействия, общения)

Умение увидеть и развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные взаимоотношения. И сейчас мы попробуем проверить насколько вы можете видеть хорошее,друг в друге.

Посмотрите внимательно на рядом сидящего друга и скажите какая черта характера, привычка вам нравится в этом человеке, при этом подарите подарок с пожеланием, если он есть, а сидящий должен поблагодарить и так по кругу.

7.Проектный рисунок(Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, самопознание. самосовершенствование)

Перед вами плакат, вам нужно молча при помощи краски и кисти вылить ваше эмоциональное состояние нарисовав картину. После чего вы подходите и отмечаете цветными фишками свое состояние у экспертов.

7. Рефлексия.

Вот и закончилось наше занятие.

Расскажите о своих впечатлениях, (понравилось вам занятие?)

Какая работа вам понравилась больше всего, Почему, именно этот момент?

В чем была трудность.

Что вы для себя открыли нового?

Что ощущаете вы сейчас. Какими чувствами вы наполнены?

(Если устали- то вы не раскрылись, если вам хорошо-то для вас одного занятия достаточно, все зависит от вашего желания познать себя)

Спасибо за работу! Чтобы познать мир, надо сначала познать себя, дерзайте и будьте счастливы!

Приложение к тренингу.

  1. Работа для экспертов.

Упражнение « Цветопись»

Обработка результатов. Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение:

Красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0; синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.

Приложение №2

Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен

Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов.

Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце № 1.

Если результат близок к « единице» , скорее всего, ты себя переоцениваешь.

Если результат близок к « нулю» - это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности.

При результате, близким к « 0, 5» , ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка.

Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2 .

Результат, близкий к « 0»- завышенная самооценка,

К « 1» - заниженная, -к « 0.5» - нормальная

Упражнение « Умей ответить « Нет»

1.ситуация .Тебе предлагают сбежать с урока, погулять с друзьями, но у тебя другие планы.

2.ситуация Твои друзья просят тебя выпить пива, поддержать их.

3.Ситуация . Незнакомые тебе люди просят тебя помочь им показать дорогу, приглашая тебя сесть в машину, вам не хочется выглядеть невежливым, но вы опасаетесь.


Упражнения на самопознание позволяют обрести себя, сформировать и установить собственные правила личностного развития. В статье мы привели самые распространенные и популярные техники познания, которые подойдут и взрослым и детям. С помощью этих нехитрых действий вы овладеете практикой самопознания, усовершенствуете нужные вам качества, а также познаете внутреннюю подоплеку своих желаний.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Самопознание - что за странный фрукт?

Развитие эмпатии и рефлексии , которые являются основами упражнений, формируют взаимооценочные позиции. Упражнения на самопознание направлены на работу над собой. Если человек не готов к тому, чтобы изменить себя, то техники могут оказаться неэффективными.

Самопознание подразумевает обнаружение положительных, негативных качеств, а также , анализ допущенных ошибок в прошлом и работу над собой. Человек должен отказаться от самобичевания, найти внутри себя друга, помощника, а не только виновника или противника каких-то событий.

Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания. Если что-то не устраивает, - пора меняться! Именно упражнения помогут обрести внутренний стержень, найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному пути.

Существуют различные упражнения на самопознание, которые подбираются индивидуально. Это зависит от желаний человека, его целей и оценочных суждений по поводу тех или иных событий. К сожалению, есть люди, которые думают что не обладают сильной стороной или достоинствами. В большинстве случаев важную роль играет общество, иногда люди могут не воспринимать сильной стороны личности, поскольку она не вписывается в их моральные нормы или знания. Например, сменив обстановку или пребывая в кругу заинтересованных людей, можно найти себя, удивится своим возможностям, которые были приглушенными другими.

Самодиагностика, желание измениться, развиваться и двигаться вперед – является путем к самопознанию, которое открывается с помощью упражнений.

Познаем себя сами: упражнения на самопознание

Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми видами упражнений и комплексов, которые призваны помочь вам в поиске себя и своих внутренних ориентиров. Попробуйте подойти к занятиям максимально ответственно, ведь только в этом случае вы получите свой долгожданный результат.

4 квадрата психологии сознания

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет лучше осознать свою сущность, найти положительные и негативные качества, достоинства. Для этого психологического теста понадобится лист бумаги, его нужно разделить на четыре части, в форме квадрата. В углу каждого квадрата необходимо поставить цифры от 1 до 4. В первом квадрате нужно написать 5 собственных положительных качеств в виде одного слова или предложения. В третьем квадрате (под первым) нужно написать собственные негативные качества.

Нужно быть искренним, поскольку данная таблица создается исключительно для тестируемого человека. После просмотра перечня негативных качеств их нужно переформулировать на положительные и записать во второй квадрат. Например, описать, что «жадный» означает бережный, что появляется возможность тратить деньги на важные вещи.

После этого, прочитайте перечень положительных качеств из квадрата № 1, переделайте их на отрицательные, запишите их в четвертый квадрат. После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте квадраты № 3, 4 и прочитайте свои качества с квадратов № 1, 2.

После, важно взглянуть на все четыре заполненные квадраты и сделать вывод, что одни и те же характеристики описаны с положительной и отрицательной стороны. То, что для нас есть хорошим, для других может оказаться плохим. Поэтому нет необходимости обращать особое внимание на то, что говорят другие. Лучше развивать свои качества, которые нравятся, а также могут послужить на будущее.

Оценочные суждения в жизни личности

Самопознание человека формируется на основе его мыслей о себе и мыслей других людей о том, что он из себя представляет и что вообще делает в этой жизни. Человек сам выбирает как относиться к себе: хорошо или плохо (презирать себя за малейшие ошибки или прощать, любить, если что-то не так).

От того, как человек относится к себе, так и будут к нему относиться окружающие, поскольку они будут видеть человека его глазами, тот образ, который он или она позволяет видеть. Уважение, понимание себя, возможность ценить появляется с того момента, когда человек прислушался к себе, изменил психологию своего мышления.

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет не только переформулировать свои качества, но и негативные качества противника, который приносит дискомфорт в вашей жизни. С помощью данной техники, можно проанализировать конфликтную ситуацию, понять почему вышло недопонимание, как восстановить доверие, доброжелательность.

Самопознание и групповая терапия

Часто упражнения по самопознанию проводятся коллективно. Собирается группа из нескольких человек, что способствует формированию положительного, а также благоприятного климата для познания собственного «Я». Коллективная работа направлена на приветствие участников, ощущение при этом испытываемых чувств. Далее, каждый из участников обращается к товарищу с благодарностью, что он рад его видеть с объяснением. Способствуя самоанализу и сближению группы, каждому участнику предлагается лист бумаги, на котором необходимо написать ответ на вопрос «Кто я?» с описанием десяти собственных характеристик.

В группе, кроме письменных тестов, развивается невербальное взаимопонимание, расширяется представление о себе. Ведущие часто используют упражнение «зеркало», когда каждому участнику передается зеркало, и он обязан на протяжении двух минут говорить о себе хорошие вещи. В основе групповой рефлексии, участники говорят, что они себе напоминают (предмет, явление). Чтобы полностью раскрыться, участникам предлагается сказать то, о чем никто не знает. Задача не с легких, но каждый элемент группового тренинга помогает открыть внутри себя новые способности, которые могут улучшить состояние в обществе, отношение к себе.

Как помочь подростку понять себя

Переходной возраст, сложные условия, знакомство со взрослой жизнью, моральными ценностями дестабилизирует подростка. Упражнения на самопознание для подростков помогает сформировать жизнеспособную личность, которая сумеет преодолеть трудности, что повстречаются на жизненном пути.

Успешная адаптация в обществе – то, что необходимо для молодого человека. Кризис подросткового возраста заключается в том, что ребенок ищет себя, ищет свой путь, сопоставляет любимые занятия с будущими профессиями, которые могли б ему подойти.

Непослушание, протест – это защитные реакции на познание нового взрослого мира, где приходится самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться в новом для него мире. Помощь извне часто воспринимается как не нужное, поскольку доминируют гордость и предубеждение подростка. Необходимость самопознания приходит спонтанно, когда действительно нужно разобраться в себе и определить цели на будущее.

Упражнения на самопознание для подростков, прежде всего, направлены на:

● погружение в собственный внутренний мир;
● познание чувств и эмоций, формирование управленческих способностей на эмоциональные реакции;
● обучение слушать, высказывать, а также принимать точку зрения, находить компромиссное решение из любой ситуации;
● осознание жизненной перспективы, формирование жизненных целей и путей их достижения.

Психогимнастика, наличие групповых дискуссий, ролевых игр решают много задач тренинга для подростков. Групповая дискуссия помогает участнику управлять процессом обсуждения определенной проблемы или задачи, выступать в роли генератора идей, эрудированной личности или коммуникатора. Ролевые игры позволяют быть готовым к любым вариантам исхода случившейся жизненной ситуации.

Участники с помощью игровой формы соприкасаются с положительными и негативными вариантами, которые могут случиться в реальной жизни. Обучающий эффект усиливается, когда в ролевых играх принимает большое количество участников, коллективно генерируются идеи, которые могут поспособствовать решению задачи. Данное упражнения на самопознание переносит внутрь реальности стиль поведения, общения и коммуникативные навыки, которые скорректированы группой.

В комплекс занятий входит вступительная часть (знакомство и представление себя), конструктивное общение, высказывание точек зрение, понимание и умение слушать других людей. Основную часть формирует расширение знаний об эмоциях, чувствах, собственном внутреннем мире, как в нем ориентироваться. Особое внимание посвящается прошлому, настоящему и будущему для осознания подростком своей жизненной перспективы. Завершительным этапом групповой коммуникации, закрепляются результаты, которые достигли участники.

Разнообразие упражнений на смекалку

Чтобы лучше понять себя, нужно постоянно развиваться как физически, так и умственно. Логические задачи – отличный способ гимнастики для ума, что утолит нормальную потребность в упражнении и испытании разума. Упражнение на логику, смекалку состоит из интересных задач по математике, физике, естествознании. Подобные упражнения предлагаются детям, подросткам и взрослым.

Чтобы отгадать загадки должен быть развитый кругозор, наличие знаний об окружающем мире. Упражнение на хорошую смекалку способствует развитию образного нестандартного мышления. Нельзя разъяснять сразу ответ, необходимо оставить немного времени, чтобы человек самостоятельно угадал правильный ответ. Если в одиночку задачки являются непосильными, можно сделать коллективный подход к решению логических задач. Различные ребусы, шарады, головоломки, кроссворды, судоку также помогают развитию умственных способностей.

Упражнение на то, чтобы развить смекалку входит в процедуру группового психологического тренинга. Он направлен на развитие воображения, остроумия, интеллекта, поиски аналогий, а также на актуализацию скрытого потенциала. Выработка умения сравнивать различные объекты и явления дают возможность мыслить шире, развивать наблюдательную и зрительную память.

На основе упражнений проводится тренировка в абстрагировании и конкретизации, развитие умения оценки личных качеств окружающих людей. Гибкость мышления важна для приспособления в обществе. Разностороннее восприятие помогает оценить проблему с несколько сторон и принять самое выгодное решение. Наличие смекалки помогает личному росту, продвижению по работе. Как только человек осознает свои возможности, постепенно поднимется самоуважение к себе, самооценка и понимание своих сильных сторон.

Упражнения на самопознание, а также на смекалку помогают развить в себе те возможности, которые понадобятся для формирования своего «я». В результате тренинга, можно избавится от страхов, неудач, неуверенности, которые мешают жить жизнью, полной яркими красками. Как только человек соприкоснется с нотками своей души, начнет понимать, что ему действительно нужно, в каком направлении двигаться – откроются новые пути, где человек себя будет чувствовать комфортно и уютно. Самопознание, самоанализ помогают в кризисных ситуациях разобраться в себе, напомнить о положительных, сильных качествах личности.

Вывод

Трудно осознать, что черно-серое восприятие мира прячется внутри человеческой души, когда мозг пытается всему найти логическое обоснование и отказывается от чувств. Депрессивное состояние, постоянные стрессы заставляют задуматься и принять решение заняться самопознанием. Эффективность проявляется с первого раза, конечно в небольшом количестве, но помогает обрести знания о своей личности. Всего 10-12 занятий способны изменить человека в лучшую сторону, открыть мир с другой стороны. В некоторых случаях понадобиться больше занятий, чтобы достичь полного самопознания.

Светлана Бесецкая

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

Осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

Развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение «Представься».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Инструкция: передавая мягкую игрушку (мячик, яблоко, клубок) участники называют свое имя и любимое занятие. Каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него и добавляет свое имя и свое любимое занятие.

Упражнение «Что себе подарить?»

Сегодня мы будем с вами рисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием подарка самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.

Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственного натюрморта.

Для начала мы определимся с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.

Теперь подумайте и назовите те качества, которые вам больше всего нравятся в людях. Психолог записывает на доске

Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того, чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.

Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.



Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Участникам предлагается поменяться местами тем, кто любит читать, шить, конфеты и т. д.


Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.


1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5 Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6 Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7 Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8 Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.


Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: На плакате представлены фразы. Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Обсуждение по кругу:

Чему научилась сегодня…

Что буду использовать в своей работе …