Монастырь Св. Пантелеймона

Свято-Пантелеимонов монастырь Афон | История Традиции Реликвии

Свято-Пантелеимонов монастырь, Афон. История храма. Традиции. Особенности. Реликвии. Современный монастырь. Значение. История развития. Помещения.

Свято-Пантелеимонов монастырь, Афон

Свято – Пантелеимонов храм на протяжении многочисленных столетий располагается на возвышенности Афон. Его ещё именуют - Россикон. На протяжении нескольких столетий этот монастырь находится под контролем российской Церкви. Свято – Пантелеимонов монастырь входит в 20 «правящих» храмов на этой святой местности.


Особенности храма

Пантелеимонов храм располагается с юга – западной стороны полуострова Афон. Стены, храмы и монастыри построены из белого кирпича. Собор неимоверно красивый и величественный.


Особенное качество храма от всех монастырей заключается в том, что он построен почти на уровне моря. Странствующие люди могут с воды лицезреть его неимоверную сказочную красоту. Этот величественный монастырь совмещает в себе несколько стилей. На территории обители во всех монастырях окна спроектированы высокие и узкие, которые располагаются наряду с куполами приземистого вида.


Интерьер – это изюминка всего Пантелеимонова монастыря. В храме собранно огромное количество старинных икон, древних фресок и многих других раритетов.


Построен Пантелеимонов храм в 19 столетии, после того как его освятили именем великого страдальца Пантелеимона. Мощи непорочного находятся в этом храме и придя сюда любой может им вознести молитву и просить поддержки.


Свято –Пантелеимнов храм имеет ещё одну оригинальность – это совокупность колоколов, наибольший из них весит приблизительно тринадцать тонн. Каждый колокол, дарованный российскими государями.



История

Приблизительно в одиннадцатом столетии на этой величественной местности появились первые поселения российских священнослужителей. А в 1169 году ему присвоили статус храма. Хоть Свято – Понтелеимонов храм строил российский народ, однако на протяжении многих годов русские голоса не слышны были здесь.


Главная хроника храма припала на нелёгкие времена девятнадцатого века. Спокойная и размеренная жизнь наступила в Пантелеимоновском монастыре после окончания Адрианопольского мира. Однако всех своих земель повернуть не получилось, так как их забрали за долги соседние обители.


Пантелелеимонов храм даже хотели исключить из списка монастырей, однако допустить этого не позволил Константий первый.


После смерти руководителя монаха Арсения в 1846 году к отцу Иерониму перешёл статус – настоятеля величественного храма на возвышенности Афон. Этот статус он обрёл благодаря его опыту и постоянному участию в жизни монастыря.


Первые жители

Сербские и греческие священнослужители правили монастырём, так как Русь была захвачена татаро – монгольским игом. Однако в шестнадцатом столетии документально подтверждено, что перевес в правлении был за сербами.


Восемнадцатый век для монастыря выдался весьма тяжёлым. В 1726 году Свято – Пантелеимоновский храм посетил Василий Барский и ему довелось засвидетельствовать, что в монастыре осталось четыре священнослужителя, двое из них были русской национальности, а двое болгарской. А почти через десять лет храм стал греческим.


Период развития

С второй половины девятнадцатого столетия храм начали реставрировать. Императорский двор являлся спонсором в строительстве этого сказочно красивого монастыря.


В 1861 году Арсения Минина отправили в Россию для сбора пожертвований. А в 1867 году он привёз в Богоявленский храм несколько икон, фрески и прочие священные вещи.


В 1875 году архимандрита Макария установили иегументом Пантелеимонова храма. Русская братия с того момента начала расти. Священнослужители стали требовать, чтобы монастырь получил официальный статус русского руководства.


В двадцатом столетии Свято – Пантелеимонов храм попал под российский контроль к Святейшему Синоду. Хоть и не имелось документов о церковной принадлежности, однако его считали русским монастырём и входил он в группу священных мест РПЦ.


Передача храма в московскую юрисдикцию

Количество монахов, которые обитали на территории храма постоянно увеличивалось. В начале двадцатого столетия проживало 1446 обитателей, а в 1913 году количество монахов увеличилось более чем на пятьсот человек. Две тысячи монахов весьма помогали при всевозможных бедствиях. Так, например, в 1307 и в 1968 годах были самые катастрофические пожары, которые довелось тушить обитателям голыми руками.


При необходимости русская братия всегда вставала на защиту, пока в храме на протяжении многих лет менялись настоятели.


Однако с годами Патриаршество Константинополя соблюдало политику, сосредоточенную на выживание формировавшегося российского подворья Свято-Пантелеимонова храма на горе Афон. Кроме того, Греция прилагала большое количество стараний для того, чтобы сдерживать приезд на его местность людей из Советского Союза. Результаты не принудили себя долгое время ожидать: в завершении двадцатого столетия количество его жителей стремительно сократилось до тринадцати людей.


В окончательном результате руководство Константинополя формально признало пред Московским Патриархатом гибельное состояние монастыря. Было принято решение о передаче юрисдикции Москве. Таким образом эта территория стала одним из красивейших российских мест.


В 1972 году всероссийский Основоположник в первый раз посетил эту священную местность. В тот период времени власть государства реализовывала интенсивную помощь в формировании монастыря. По истечении небольшого количества времени монастырь пришёл в норму.



«Эпоха возрождения»

После того, как СССР распалось Свято- Пантелеимонов храм обрёл интенсивное процветание. Это действительно доказано статистикой: в 1981 г. на территории монастыря проживало двадцать два человека, а в 1992 численность людей увеличилась до сорока.


Время от времени руководство церкви прибывали посмотреть на величественные красоты храм. В 2002 году в Свято – Пантелеимонов храм приезжал Патриарх Алексий второй. Президент Российской федерации Владимир Путин так же посещал святую местность монастыря.


В 2011 году в Пантелеимоновом храме создали специальный фонд и попечительский совет, это решение принял Дмитрий Анатольевич Медведев. Что поспособствовало сбережению и возобновлению церковного и культурного населения монастыря. В данный период времени в храме проводится восстановление старых помещений и ведётся строительство новых жилищ при монастыре.


В настоящий период на местности Афона располагаются свыше двух тысяч послушников, которые представляют разнообразные братии. Из них к Пантелеймонову храму принадлежат семьдесят человек. Каждый из которых владеет греческим гражданством, что предоставляется при оформлении в монастырь.


На сегодняшний день главным Свято – Понтелеимоновским храмом является игумен Евлогий. Он пришёл на смену схиархимандриту Иеремию, который возглавлял монастырь с 1979 года.


Сейчас на местности величественного храма проживают чуть больше семидесяти послушников, почти все они родом из Российской федерации, а малый процент монахов родом из Украины и Беларуси.


На местности неописуемой красоты монастыря построены пятнадцать храмов, что является большой цифрой для Афона. В этих храмах имеется большое количество святых икон, одна из которых Господня Матерь Иерусалимская, которая славится своими удивительными поступками, так же имеется много ценных древних вещей, мощи двоих непорочных апостолов.


На территории монастыря находится огромная библиотека, которая является достопримечательностью храма. В библиотеке хранятся более двадцати тысяч публикаций разных эпох. На полках этой достопримечательности располагаются свыше 1300 манускриптов, которые прописаны на двух языках – на русском и старославянском.


Из далека Пантелеимонов монастырь похож на маленький город, из которого виднеются строения в несколько этажей, так же бросаются в глаза неимоверной красоты белоснежные купола храмов.


Прежде архондарик храма обладал довольно большим помещением, в котором кроме прочего располагались королевские фото. Однако после огромнейшего пожара, случившегося в 1968 году на местности монастыря, его перенесли за границы храма. Сейчас он занимает значительное здание вблизи от морского побережья.


Сейчас Свято – Пантелеимонов храм обладает статусом общежитного. Из двадцати послушников, проживающих на его местности, только один является греческой национальности.


На территории Пантелеимонова монастыря находится огромное количество строений. Самые большие из них это:


Монастырь;


Столовая для монахов;


Ряд святилищ;


Четыре экзартимы.



Святыни

В Пантелеимоновском храме размещаются почти триста мощей непорочных и большое количество святых икон главные из которых являются: образ Божьей Матери «Казанская», «Иерусалимская» и «Игумения Святой Горы Афонской».


Кроме того, тут сохраняются мозаичные образы блаженных и разное церковное имущество.


В 1845 году монастырю была даровано печатное Евангелие и священный потир, которые на сегодняшний день являются достопримечательностью храма.


Высотой в несколько этажей возвышается библиотека в которой хранится множество ценных рукописей и древних публикаций.


Посетив эту священную местность, вы сможете очистить вашу душу и тело.


МОНАСТЫРЬ ПАНТЕЛЕИМОНОВ

Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель известна также как Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов, или Руссик.

Первоначально монастырь святого Пантелеймона, иначе называемый Фессалийским, стоял на месте, известном сейчас как Палеомонастирон (то есть, старый монастырь). Его построил некий богатый христианин из Фессалии. Сначала в нем жили греки и русские, причем греческих иноков было больше. Однако после освобождения Руси от татаро-монгольского ига он наполнился жаждущими духовного подвига русскими иноками. После недолгого периода процветания в 14 веке монастырь столкнулся с экономическими трудностями и настолько обнищал, что вынужден был занимать деньги и отдавать в залог монастырскую собственность и ценную богослужебную утварь. Период упадка длился до середины 18 века, когда монастырь, в конце концов, закрылся окончательно. Русский путешественник и писатель 18 века по фамилии Барский рассказывал, что при первом своем посещении этого монастыря, нашел там четверых иноков - двоих русских и двоих болгар, а, приехав повторно, обнаружил, что монастырь совершенно пуст. Из дошедших до нас рукописей явствует, что в лучшие времена в монастыре святого Пантелеймона насчитывалось до трех тысяч монахов.

Со временем общине монастыря удалось взять ситуацию под контроль, и греческая братия решила покинуть полуразрушенные здания и перебраться на новое место, поближе к морю, где монастырь и стоит в настоящее время. Новые постройки были возведены между 1800 и 1820 годами при финансовой поддержке правителя Молдо-Влахии Скатлатоса Каллимахеса. Новый монастырь получил статус киновии. Начало войны Греции за независимость привело к новому экономическому кризису, и в 1840 году монастырь снова стал принимать русских. Наши соотечественники стали приходить в таком количестве, что вскоре настоятелем стал русский инок, и через некоторое время монастырь оказался целиком в русских руках. Щедрые дары и пожертвования Русской Царской Семьи способствовали быстрому возрождению монастыря, и к концу 19 века в нем подвизалось уже более тысячи монахов из России. Кроме того, выходцы из России расселились по всей территории полуострова.

В главном Свято-Пантелеймоновом соборе находится чудотворная икона святого великомученика Пантелеймона, а также ковчег с его честной головой.

В древней Никомидии (ныне турецкий город Измит), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 г., совершаются ежегодные праздничные торжества. Известно, что в императорской сокровищнице в Византии кровь и молоко, собранные при усечении великомученика Пантелеймона, вплоть до 10 века сохранялись как особо почитаемые святыни, дарующие исцеления страждущим. По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча, но не успел мученик закончить свою предсмертную молитву, как один из воинов второпях размахнулся мечом и нанес, казалось бы, смертельный удар. Однако железный меч вдруг сделался мягким, как воск, и перегнулся вокруг шеи святого мученика, не оставив никаких следов. Тогда воины в ужасе упали перед ним на колени и стали умолять о прощении. Несмотря на их категорический отказ от казни святой Пантелеймон велел им выполнить царский указ после окончания его молитвы. Когда голова великомученика покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость - как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Те, которые брали и ели эти чудесные маслины, исцелялись от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. От «воскресшей» маслины святого великомученика Пантелеймона русский монах взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем выросла маслина. Эта маслина, выросшая из косточки того чудотворного дерева, - целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов. С чудесной маслиной великомученика Пантелеймона связано одно из афонских предсказаний сродни тому, что со священным Мамврийским дубом Авраама. Будто, когда он высохнет, то придут последние времена. Так и маслина великомученика Пантелеймона своим иссыханием словно укажет на угасание русской обители и оскудение иноческого подвизания на всей Святой Горе Афон. К большому сожалению, никомидийская маслина, которая росла у алтаря Свято-Пантелеймонова собора, засохла.


Соборный храм вмч. Пантелеимона



Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό) – русский монастырь на Афоне, хранитель главы великомученика и целителя Пантелеимона. Монастырь Св. Пантелеимона построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Св. Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Русские на Афоне присутствуют с XI в. Первый русский монастырь на Афоне – Ксилургу (греч. древоделатель) с храмом в честь Успения Богоматери. Сегодня это скит Успения Пресвятой Богородицы (Ксилургу). Со строительства его в 1016 г. и началась история русского монашества на Афоне. В XII в. (1169г.) в связи с увеличением русской братии Протат дает русским новый монастырь «Фессалоникийца» во имя великомученика Пантелеимона. Ныне – это Старый или Нагорный Русик. Это – колыбель всего русского монашества на Афоне.

Монастырь Св. Пантелеймона построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Святой Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Русский монастырь основан во времена св. равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу.

Во второй половине XII века, вследствие многочисленности, братия переселилась в Нагорный Руссик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским обителям.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленность братии, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным Соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным св. великомученику и целителю Пантелеимону (день памяти 27 июля по Юлианскому календарю).

В этом храме хранится глава св. великомученика Пантелеимона и частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, преподобномуч. Стефана Нового, Параскевы, великомуч. Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и многих других.

Второй Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы; здесь хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирила Иерусалимского, мученика Трифона и многих других.

Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая "Иерусалимскою", икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм посвящен во имя святителя Митрофана Воронежского чудотворца.

В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского.

Кроме этих храмов еще несколько параклисов. Близь монастыря находится так называемая "гробница" - усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Монастырская библиотека содержит более 20.000 книг и рукописей.

По сообщению древних путеводителей братства насчитывалось около 3000 человек, в настоящее время в монастыре Св. Пантелеймона 70 монахов.

Святыни монастыря Св. Пантелеймона

Фрагмент Животворящего Креста Господня;
Монастырская библиотека содержащая более 20 000 книг и рукописей
чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская»,
икона св. Иоанна Предтечи,
древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона
икона священномученика Харалампия.

Святые мощи:


глава св. великомученика Пантелеимона

Частицы мощей следующих святых:
Иоанна Предтечи,
преподобномуч. Стефана Нового,
Параскевы,
великомуч. Марины,
Иосифа Обручника,
апостола Фомы,
Иоанна Златоуста и дрх.

Второй Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, мощи святых:
Иоанна Предтечи,
апостола Петра,
апостола Андрея,
апостола Луки,
апостола Филиппа,
апостола Фомы,
апостола Варфоломея
апостола Варнавы;
первомученика Стефана,
Исаакия Далмацкого,
Дионисия Ареопагита,
бессребренников Космы и Дамиана,
Кирила Иерусалимского,
Трифона и многих других

Царский архондарик монастыря

Уникальная фотография, единственная в своем роде. Царский архондарик монастыря . Он сгорел, по одной версии, при пожаре, а по другой версии, при ограблении и поджоге, в монастырь был сожжён и в 1968 году. Историческую правду установить пока не представляется возможным. Ни одной фотографии не уцелело, кроме предлагаемой вашему вниманию выше.

Осн. в начале десятого века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона.

Игумен: архим. Иеремия.

Тел. (30-377) 23252.

История

Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца).

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.

В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

В XVIII веке монастырь достиг такого бедственного состояния, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.

Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века весьма разросся и расстроился...

(Фото из личного собрания. Публикуется впервые)

Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарём Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Ивер в 1744 году. Странник так описал увиденное:

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Вселенским Патриархом Константином I.

Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (князь С. Ширинский-Шихматов) и иеромонаха Иеронима (купеческий сын Иван Соломенцов; † 1885). Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию.

(Фото из личного собрания. Публикуется впервые)

Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века весьма разросся и расстроился. Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. (наряду с оттоманским подданством), каковая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Московский Патриархат (РПЦ) и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Вселенской Патриархией было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.

К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1.446 монахов, а к 1913 — более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.

Кем был подожжен монастырь в 1968 году история умалчивает... Может быть, каталонскими пиратами?

(Фото из личного собрания. Публикуется впервые)

Предание

www.сайт ...

Однажды накануне первого октября, когда совершается всенощное бдение в честь Покрова Пресвятой Богородицы, отец Анфим пришел в монастырь святого Пантелеймона едва живой. Встретив известного нам брата, он рассказал ему следующее: "Этой ночью я был возле монастыря Зограф, в пустыне, и молился, стоя на камне.

Во время молитвы я узрел, как Божия Матерь сходила с Небес, направляясь в ваш монастырь. Увидев это, я обрадовался и поспешил сюда, чтобы застать Ее здесь и чтобы Она покрыла Своим омофором и меня, грешного, вместе с прославляющими Ее рабами. Но лишь только я отправился в путь, откуда ни возьмись появилась змея, которая бросилась на меня и сильно укусила в ногу. Я понял, что это было просто препятствие, учиненное мне по зависти человеконенавистником, и не придал укусу никакого значения, но поспешил прийти в ваш монастырь".

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Иерусалимская

Чудотворная икона Божьей матери, находится над царскими вратами Покровского Собора.

Икона Великомученика Пантелеимона

Древняя мозаичная икона, ранее она находилась в горном монастыре Салоникийцев, на месте которого сегодня находится «Пальомонастырио» (Древний монастырь). Сегодня икона находится в Покровском Соборе. Святой Пантелеимон изображен во весь рост, держащий в правой руке врачебные инструменты. Конвой по периметру иконы изображено житие святого.

Подробнее история монастыря:

Предание 1 версия

На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья - теперь там расположен, так называемый, «старый», «нагорный Руссик», или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI в. И менно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи; первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца; обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время.

Источников об истории Руссика до XIII в. почти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой. Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права обители; позднее о ней заботились также многие сербские крали, поддерживавшие монастырь щедрыми подаяниями и даровавшие ему ряд подворий.

Во времена монгольского ига на Руси в большинстве насельники Руссика были греками; подпись игумена на всех документах той эпохи стоит по-гречески. Однако после 1497 г. начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору.

В 3-м Уставе (1394 г.) Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений. К середине XVIII в. врата Руссика закрылись. Как пишет Григорович-Барский, при первом своем посещении Святой Горы он застал в монастыре всего четырех монахов - двух русских и двух болгар, а во второй раз - никого... Так монастырь вновь попал в руки греков. Греческая братия решила переселиться поближе к морю, где в 1667 г епископ Иериссонский Христофор выстроил небольшой храм, освященный в честь Вознесения Господня. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеимонов монастырь.

Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти прошлого века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведен соборный храм). В 1806 г. Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.

В годы Греческого восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение; начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырем по вопросу о границах, Монастырь находился в бедственном положении, когда в 1840 г в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 г впервые после долгих лет - был избран русский игумен, и Руссик стал действительно русским монастырем. К концу прошлого века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов (справедливости ради следует сказать, что среди них были и греки, и южные славяне); множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы...

Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 г. нанес ощутимый ущерб обители.

Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 гг. По своему общему плану он схож с соборами других святогорских обителей. Стены его сложены из прямоугольных шлифованных каменных плит; на восьми куполах водружены кресты, причем на главном - традиционный для России - восьмиконечный. Храмовые росписи также сделаны в прошлом веке. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 г., службы в этом храме совершаются на двух языках - греческом и славянском.

Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 г и расписанная в 1897 г; она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону, а напротив колокольни, слева от входа, - водосвятная чаша.

В Руссике, помимо соборного, есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы (богослужения здесь совершаются по-гречески); к западу от библиотеки расположен храм свт. Митрофана Воронежского (здесь, как и в других храмах, служат по-славянски). В северной части монастыря расположены храмы, а также храмы-параклисы: в честь Вознесения Господня, прп. Сергия, вмч. Димитрия, Архангела Михаила, прп. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. кнн. Владимира и Ольги, а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского , богато украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. К сожалению, после разрушительного пожара из восьми храмов, находившихся в южной части монастыря, сохранилось лишь два: прп. Саввы и свт. Николая.

За стенами обители расположены два храма: Святителей Московских на кладбище и Преображения Господня в гостинице . Монастырю принадлежат 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия (две последних расположены в Карее; в келлии вмч. Георгия находится представительство монастыря при Киноте).

Кроме этого, Руссику принадлежит подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя - там живут несколько русских монахов, скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор, пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Руссик.

В обители хранятся мощи многих святых: глава св. вмч. Пантелеимона, которую в 1996 году привозили в Москву для поклонения (так было и в июле-августе 2000 года, когда честная глава побывала на Украине, в Санкт-Петербурге и в некоторых Московских и подмосковных монастырях и храмах, а перед возвращением на Афон - в Храме Христа Спасителя - А.В.), частицы Честного Креста, а также множество икон, облачений, крестов и т. д. В храме Покрова находятся Святая Чаша искусной работы и Евангелие в богатом окладе - дары великого князя Константина Николаевича, посетившего обитель в 1845 г.

Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около 1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов свт. Григория Богослова. Кроме того, в библиотеке есть более 20 000 печатных греческих, славянских и русских книг.

Сейчас Пантелеимонов монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей; братия насчитывает более 50 монахов, почти все они из России.

Чудотворные иконы: ИконаМатери Божией, именуемая “Иерусалимскою” ,над царскими вратами; икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона и икона св. священномученика Харалампия.

Третий замечательный здесь храм во имя святителя Христова Митрофана Воронежского чудотворца; потом- параклис, или меньший храм Успения Пресвятыя Богородицы.

Кроме этих храмов, есть сще параклисы:

1) Вознесения Господня;

2) Рождества Пресвятая Богородицы;

3) Введения во храм Божией Матери;

4) Св. Архангелов;

5) Успения главы св. Иоанна Предтечи Господня;

6) св. Богоотец Иоакима и Анны и св. Иосифа обручника;

7) св. священномученика Харалампия;

8) Св. Николая чудотворца;

9) св. великомуч. Димитрия Солунского;

10) св. Константина и Елены;

11) св. Саввы Освященного;

12) св. великих князей - Равноапостольного Владимира и Александра Невского;

13) Преподобного Сергея Радонежского чудотворца;

14) Препод. Герасима Иорданского и Иеронима Стридонского;

15) в честь всех Святых Афонских (при братской больнице).

Близ монастыря находится так называеая г робница, с церковью во имя Апостолов Петра и Павла, где упокаиваются братья, переселяющиеся от этой временной жизни в вечную. Недалеко от нее церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Близ нее в новом большом корпусе церковь Преображения Господня, где пользуются врачеванием болеющие иноки- келлиоты и пустынники, и миряне. Там же еще два параклиса: Божией Матери “Скоропослушницы” и свв. Иоанна Златоустого и Макария Великого. В последнее время еще построены и освящены две церкви в одном корпусе; во имя Святителей- Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и во имя св. Архангела Рафаила.

Вне монастыря на разных местах монастырской земли, скитах, метохах и ри отшельнических келиях 36 церквей.

Предание 2 версия

(более подробная)

Согласно старому русскому преданию, особенно распространенному в XVI веке, монастырь был основан святым равноапостольным Владимиром после принятия христианства на Руси (998 г.).

После векового пребывания в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу русские монахи перешли в монастырь «Фессалоникийца», что на старой дороге, соединяющий Карьес с нынешним монастырем. Перенос обители на новое место, очевидно, был связан с возрастающей численностью монашеской братии: в это время на Афон прибывают десятки монахов из России. Этот факт вынудил в 1169 году игумена монастыря Лаврентия обратиться с просьбой о содействии в Священный Кинот. Руководящий орган Афона после долгих заседаний постановил перенести русскую обитель в монастырь «Фессалоникийца», который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. Одновременно русским инокам выделялись и кельи в столице Афона — Карьес. Что же касается прежнего места нахождения монастыря — Ксилургу — то оно не осталось заброшенным, там был построен скит, посвященный Пресвятой Богородице.

Первая обитель, как мы отметили, была посвящена Пресвятой Богородице. Монастырь же «Фессалоникийца» — Св. Пантелеимону, что видно из подписей Лаврентия на церковных документах: «игумен Св. Пантелеимона Фессалоникийца». На новом месте, на прекрасной возвышенности, в окружении девственной природы, братство русского монастыря находилось 700 лет.

История русского монастыря, как и всех других монастырей Афона, связана с постоянной борьбой монахов против иноземных захватчиков. Ситуация осложнялась тяжелым материальным положением монастыря и постоянной грозой афонских монастырей — пожарами. Именно по причине сильного пожара в XIII веке, уничтожившем не только имущество, но и все документы, о раннем периоде деятельности монастыря сохранилось мало сведений. Монастырские акты более позднего времени свидетельствуют о том, что обители удалось залечить свои раны не только благодаря византийскому императору Андроннику II Палеологу. Специальной золотой буллой он подтвердил права монастыря, выделил на его нужды большую материальную помощь и закрепил за ним старые и новые владения.

В XIII веке связи русского монастыря с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, надолго прервались. Временами сюда удавалось вывозить, спасая от уничтожения, драгоценные реликвии русской культуры: иконы, рукописи, церковную утварь.

На Афон, как сообщает российский журналист В. Малышев, бежали русские крестьяне, спасаясь от помещичьего гнета. Это было своего рода казачество, переодетое в монашеское одеяние. Засучив рукава подрясников они возводили бревенчатые кельи, строили из камня скиты, соборы и монастырские стены, разбивали сады и разводили на привезенной в мешках из России земли огороды.

В это время монашеское братство монастыря из России не пополнялось и большей частью состояло из греков. Это подтверждается монастырскими актами XIV-XV веков, на которых игумен монастыря все время расписывается по-гречески. Ситуация продолжается до 1497 года, когда, залечив раны от тяжелого иноземного ига, на Афон снова начинают прибывать русские монахи.

Вернемся, однако, немного назад. В 1307 году, по сведениям архиепископа Даниила, каталанские пираты сжигают «как дикие звери» монастырь, оставив в целости только башню.

Но жизнь на этом не прекращается. Не получая помощь из России монастырь был «обласкан» вниманием со стороны сербских царей. Стефан Душан после расширения границ своего государства и захвата Северной Греции посещает в 1345 году Святую Гору. Его внимание привлекает монастырь «Фессалоникийца» (к тому времени — русский), где был пострижен его предок — Св. Савва. Хранящиеся в монастыре акты свидетельствуют о том, что Стефан Душан оказал русскому монастырю щедрую экономическую помощь и назначил игуменом обители сербского богослова Исаию.

Окрепнув материально русский монастырь начал расширять и укреплять свои границы. В 1422 году в местечке Калиагра для приема грузов, адресованных монастырю, строится небольшой причал и складское помещение. О надежности оборонительных сооружений монастыря, построенных в этот период, свидетельствует договор, заключенный между «Св. Пантелеимоном» и греческим монастырем Рила. Согласно договору 1466 года русскому монастырю передаются на хранение некоторые весьма ценные предметы и церковная утварь греческой обители.

Из византийских императоров монастырь поддержали Иоанн V (1341-1376 гг.) и Мануил II (1391-1425 гг.), а также Елена Палеолог в 1407 году. Не остались в стороне сербские и русские цари. В 1509 году сербская княгиня Ангелина, постригшаяся позже в монахини, попросила великого князя Василия III стать покровителем русского монастыря. В своем обращении она отмечала: «... все остальные монастыри имеют своих ктиторов, а этот ждет твоей милости». Обращение единовременной сербской княжны не могло не найти отклик Василия III, в жилах которого текла и греческая кровь. Его мать Софья — супруга Ивана III, являлась представительницей последней византийской династии Палеологов. Так великий русский князь становится официальным опекуном и покровителем русского монастыря.

В конце XVI века русский патриарх Иов (1591 г.) и великий князь Федор Иванович (1592 г.) разрешают сбор пожертвований в России в пользу монастыря.

Из румын монастырю покровительствовали воеводы Иоанн Влад (1487 г.) и Иоанн Раду, выделявшие ему большую ежегодную помощь.

Период турецкого владычества подверг русский монастырь серьезным испытаниям, иногда обитель оказывалась полностью заброшенной. В 1574-84 гг. монахи были вынуждены покинуть монастырь и помощь в размере 500 рублей, посланная Иваном Грозным, не нашла получателя. Великий русский князь возложил на себя заботу не только о русском, но и обо всех афонских монастырях. Это была забота об осколке византийской империи, на наследство которой он претендовал.

Но и в последующие годы ситуация не изменилась к лучшему. В письме Вселенского патриарха Кирилла I Лукариса (1620 г.) отмечается, что «... монастырь находится в тяжелом положении, долги растут и по этой причине монахов сажают в тюрьму. Церковь и стены, окружающие монастырь, разрушены. Отцы лишены даже самого необходимого». Все вышесказанное вынудило Священный Кинот в конце XVII века взять русский монастырь под свою опеку.

Положительные изменения начинают намечаться в 1708 году, когда валашский господарь Михаил Рогович передал русскому монастырю находящуюся в Валахии обитель Нтошаны. Однако очень скоро, в 1730 году, щедрый жест валашского господаря был сведен на нет: монастырь Нтошаны оказался захвачен турками, а его церковь превращена в минарет.

Усиливающиеся противоречия между Россией и Турцией в начале XVIII века имели отрицательные последствия и для русского монастыря на Афоне. Турецкие власти начали всячески препятствовать доступу русских монахов на Святую Гору, что привело к упадку русской обители. Известный русский монах-путешественник Василий Барский, посетивший монастырь Св. Пантелеимона в 1744 году, отмечает, что «... у монастыря только название русское, в обители подвизаются греческие, сербские и болгарские иноки». В. Барский упоминает также, что «монастырь очень бедствует, сильно разрушен и придерживается идиоритмического устройства».

От полного разрушения русскую обитель спасает молдавский господарь Иоанн Каллимах (1758-1761 гг.). Он передает ей одну из часовень своего дворца — Богдан-серай, а также монастырь Иоанна Предтечи. Благодаря Иоанну Каллимаху, в русском монастыре проходят восстановительные работы, которые продолжаются его преемником Скарлатом Каллимахом (1773-1821 гг.) до начала греческой национально-освободительной революции 1821 года. Помощь этой греческой семьи, происходящей из Константинопольского квартала Фанар, была настолько значительной, что побудила Вселенского Патриарха Каллиника специальным указом (1806) переименовать русский монастырь Св. Пантелеимона в Каллимахидон (монастырь Каллимахов).

Всему этому, однако, предшествовал переход русского братства из обители «Фессалоникийца» в третий центр, в прибрежную зону, там где сегодня находится нынешний монастырь «Св. Пантелеимона».

О втором центре русской обители («Фессалоникийца») отметим, что она получает название «Старый Руссик» и становится в дальнейшем зависимой от монастыря Св. Пантелеимона.

Свою историю на новом месте русская обитель берет с 1760 года. Основана она там, где еще в конце XVII века монах Христофор построил келью, небольшую церковь и причал (арсана).

Монастырь «Св. Пантелеимона» в первые годы своего основания придерживался идиоритмического устройства, но в 1803 году специальной грамотой Вселенского Патриарха Каллиника был объявлен киновией. Патриарх Каллиник, предвидя в будущем процветание русской обители, решительно отверг предложение Священного Кинота упразднить русский монастырь, а его имения передать другим монастырям за неуплаченные долги. Свое мнение он мотивировал тем, «что неприлично и неполитично было бы упразднить русскую афонскую обитель в такое время, когда Россия своими последними войнами с Турцией, приобрела столь решительное влияние на судьбу восточных христиан».

Первым игуменом монастыря Св. Пантелеимона стал Савва Пелопонниский, грек по происхождению, подвизавшийся раньше в ските Ксенофонта.

Благодаря своей неутомимой энергии он смог добиться не только расширения монастыря, но и улучшения его материального положения. На этом трудном поприще игумена Савву поддержало еще одно обстоятельство. Драгоман (переводчик) турецкого султана Махмуда II (1785-1839 гг.) Скарлат Каллимах был прикован к постели тяжелой болезнью и в отчаянии обратился к целительной силе великомученика Св. Пантелеимона. Он пригласил в Константинополь игумена Савву с просьбой взять с собой чудодейственные мощи святого. После приложения к ним его здоровье резко улучшилось, и он назначается султаном на место господаря Валахии (1809-1819 гг.).

Благодарный фанариот не забывает своего целителя и начинает финансировать строительство новых сооружений монастыря. Для этой цели он присылает в русский монастырь главного инженера турецкого султана, христианина по вероисповеданию. Благодаря усилиям Скарлата Каллимаха здесь строится много зданий (часовни, кельи, гостиница, больница) и, в первую очередь, соборный храм монастыря. Конец жизни греческого благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 году повесила его вместе с Вселенским Патриархом Григорием V.

Чудодейственные мощи Св. Пантелеимона побывали в Константинополе и раньше, в 1744 году, где в этот год свирепствовала чума. Она унесла сотни жизней жителей города, и, конечно, не только христиан.

Тогда власти и жители города обратились за помощью к монастырю «Св. Пантелеимона». И в тот раз Святой целитель показал свою силу — жители города были спасены от смертельной опасности.

В том же году с аналогичной просьбой к монастырю обратился молдавский господарь Иоанн Николау, когда эпидемия чумы свирепствовала и в Молдавии. После совершения чуда и исцеления больных правитель Молдавии назначил ежегодное пособие монастырю, которое отправлялось на Афон и после его смерти.

Окончание греческой революции 1821 года позволило русскому монастырю (как и другим на Афоне) сохранить относительную самостоятельность — турки обложили его только налогами. Отметим, что Святая Гора вносила ежегодно в турецкую казну свыше 800 турецких лир. Подать распределялась между всеми монастырями соответственно численности их братства.

В этот период настоятелем монастыря становится Герасим, грек из города Драмы, на кандидатуру которого еще при своей жизни указал игумен Савва. Во время его игуменства в монастыре произошли большие изменения, и после практически векового перерыва в обители появляются русские монахи.

Первые русские иноки прибывают сюда в 1835 году. Среди них многие видные люди России того времени, в том числе, князь Ширинский-Шихматов. Иеромонах Аникита (имя князя после пострижения) много содействовал благоустройству русского монастыря «Св. Пантелеймона» и выделил в этих целях значительную часть своего большого состояния.

Прилив русских монахов особенно усилился с 1840 года. Их прибытию содействовала не только русская церковь, но и вся государственная машина. В 1845 году русский монастырь посещает великий князь Константин Николаевич, в 1869 году — великий князь Алексей Александрович, а в 1881 году — великий князь Константин Константинович вместе с великой княжной Александрой Петровной.

Представительница царского двора не сошла, конечно, с корабля и довольствовалась созерцанием красот Афона с палубы.

В 1850 году численность русских монахов становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее. Этот факт вызвал трения между русскими и греками, последние боялись, и не без основания, полного численного превосходства русских на Святой Горе. Позже, в начале ХХ века, число русских монахов на Афоне составило 5000 (из них свыше 2000 — в русском монастыре) при общей численности афонской общины 10000 человек.

Тем временем умирает старейший из монахов, игумен монастыря Герасим. Новым игуменом русского монастыря «Св. Пантелеимона» в 1875 году становится Макарий Сушкин, который пребывает на этом посту до 1889 года. При нем монастырь укрепил свое материальное положение, значительно расширился и выдвинулся на ведущие позиции среди афонских монастырей. Русские монахи с присущей им щедростью каждое воскресенье организовали раздачу продовольствия, одежды и денег для малоимущих монахов и мирян. Монастырь вел активную научную и просветительскую деятельность, издавал журнал «Собеседник» и имел собственную типографию. О размахе и организации работы свидетельствует тот факт, что только для вышеуказанных целей в монастыре было задействовано 30 человек.

Все это, конечно, не было бы возможным без щедрой поддержки со стороны Священного Синода и русского правительства. На нужды монастыря выделялось ежегодно 100 тысяч золотых рублей. Субсидия была отменена в 1917 году правительством Керенского. Весьма распространенную практику получили и «милостынные сборы» в России в пользу монастыря. Особенно обильным был сбор в 1863-67 гг., когда иеросхимонах Арсений путешествовал по России со святыней. В Одессе, Санкт-Петербурге и Константинополе у монастыря имелись подворья, откуда поступала экономическая помощь. И, наконец, отметим многочисленные пожертвования со стороны многих частных лиц.

В конце XIX — начале XX веков на Афондля поклонения чудодейственным мощам Св. Пантелеимона прибывало огромное количество русских паломников. Ежегодно через Одессу, где проходил сбор паломников, в русский монастырь приезжало до 30 тысяч человек. Все они находили приют в монастыре, размещались в странноприимном доме («фондарике») и получали бесплатное питание. По древней традиции, монастырь предоставляет каждому, кто постучится в его ворота ночлег и бесплатную миску супа со стаканом вина. Благочестивые русские христиане, конечно же, не оставались в долгу, делая щедрые пожертвования на нужды монастыря.

Политика «открытых дверей» русского монастыря имела и обратную, негативную сторону. Нередко среди прибывающих оказывались люди далекие от религии, а подчас и просто уголовные элементы.

Привлеченные сюда славой легкой жизни, «земного рая» на Афоне и скрываясь от русского правосудия они вносили известные проблемы в жизнь монастырей, нарушая их идиллическое спокойствие. МИД России, Священный Синод и Вселенская Патриархия, весьма встревоженные этой ситуацией, были вынуждены принять ограничительные меры. Так, в дальнейшем, каждый паломник, прибывающий на Афон, должен был предварительно получить рекомендательное письмо от епархиального начальства, в юрисдикции которого он находился.

Октябрьская революция 1917 года имела трагические последствия и для русского монашества на Афоне. Отныне сюда прекращает поступать всяческая помощь из России, а русские монахи оказываются отрезанными от своей родины. Положение усугубляется и подозрительным отношением ко всем новоприбывающим на Афон монахам из России. Опасаясь проникновения коммунистической идеологии на Святую Гору, страны-гаранты международного статуса Афона, закрывают практически все двери для пополнения русской монашеской общины из России. Впредь незначительное пополнение будет идти только за счет русских эмигрантов, проживающих в Западной Европе.

Вот, что пишет по этому поводу уже упомянутый нами русский писатель Б. Зайцев: «... Однако приток все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха — офицера Добровольческой Армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. д.»

Но и в самой России по благосостоянию Русского монастыря был нанесен серьезный удар: коммунистический режим конфисковал все имущество Пантелеимонова монастыря (подворья, лавки и т. д.).

Аналогичная участь постигла и подворья Русского монастыря в Турции. В 1924 году Кемаль Ататюрк передал их тогда дружественному ему советскому государству в обмен на широкую экономическую, военную и политическую поддержку.

Один из самых трагических в греческой истории 1922 год. Неудачная для греков война с Турцией (во многом благодаря помощи, полученной турками от советского правительства) закончилась так называемой «малоазиатской катастрофой». Послевоенное положение Греции было особенно тяжелым, ситуация осложнялась и заботой о 1,5 млн греческих беженцев из Турции. В эти годы монастыри Афона оказали посильную помощь в решении проблем стоящих перед государством. Не остался в стороне от этой деятельности и русский монастырь «Св. Пантелеимона». На его огромной территории был основан военный госпиталь, где проходили лечение свыше 1000 греческих солдат.

Летом 1927 года монастырь «Св. Пантелеимона» сильно пострадал от лесного пожара. Пожар начался с соседнего леса Хиландарского владения и перекинулся на лес Пантелеимонова монастыря. Ущерб и без того бедствующего монастыря достиг тогда 3 млн драхм (по ценам того времени). Нынешнее плачевное состояние монастыря завершил еще один сильный пожар (1968 г.), нанесший непоправимый ущерб обители.

Русская православная церковь, сама находящаяся в тяжелом положении, оказалась не в состоянии оказать помощь монастырю. Лишь только в 1948 году патриарху Алексию, в рамках празднования 500-летия со дня провозглашения Патриаршества в России, удается установить контакты с представителями греческой церкви, приглашенными на юбилейные торжества. Вопрос, интересовавший, в первую очередь, русского патриарха, касался разрешений на прибытие на Афон русских монахов.

Гражданская война в Греции (1946-1949 гг.) и откровенно плохие отношения между Грецией и СССР не оставили никаких надежд для решения этого жизненно важного для Пантелеимонова монастыря вопроса.

Конец «холодной войны» и вхождение русской церкви во Всемирный Совет церквей (1961 г.) ослабили прежние противоречия. В 1965 году правительство Греции предоставило греческое гражданство (обязательное условие для подвижничества на Святой Горе) пяти монахам из Советского Союза и разрешило им прибыть на Афон.

Из пятерых монахов двое не смогли приехать на Афон по причине плохого состояния здоровья, а третий попросил политическое убежище на Западе. После столь необычного поворота дела, только в 1970 году, двое оставшихся монахов, архимандрит Авель и монах Виссарион, получают разрешение советских властей прибыть на Афон. Архимандрит Авель сумел не только завоевать доверие и уважение греческой монашеской братии (дело для того времени не простое), но и стать в 1975 году после довольно долгого перерыва игуменом монастыря Св. Пантелеимона.

Изменения, произошедшие в бывшем СССР, имели благотворное влияние и на жизнь русского монастыря. Число русских монахов в монастыре возросло и на сегодня составляет около 40 человек (всего на Афоне 2000 монахов). Вот уже несколько лет идет капительный ремонт полуразрушенных сооружений монастыря. Для реставрационных работ в Пантелеимонов монастырь прибыла группа реставраторов из Санкт-Петербурга, Киева, Владимира, а также выделены значительные средства греческим правительством и благотворителями России и Украины.

Здесь размещены следующие мощи: часть честного и животворящего креста Господня; частица камня от гроба Господня; честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона; честная глава блаженного старца Силуана; части мощей святого Иоанна Предтечи; Святителя Иоанна златоуста; праведного Иосифа Обручника; Апостола Фомы; великомученика Георгия Победоносца; мученика Трифона; мученика Евстратия; мученика Кирика; священномученика Харалампия; великомучениц Марины и Параскевы; верхняя часть главы евангелиста луки; глава священномученика Анфима, епископа Никомидийского; глава преподобномученика Игнатия Афонского; глава преподобномученика Евфимия Афонского; глава преподобномученика Акакия Афонского; стопа Апостола Андрея Первозванного в серебряном ковчеге; часть правой руки святого праведного Иоанна Русского; мелкие мощи (более 300) греческих, русских, грузинских.

Рукописная карта монастыря и троп вокруг

Тропы Пантелеимон - Дафни - Карея


Карта территории, принадлежащей монастырю: